Завьялова Екатерина, 6 класс — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Завьялова Екатерина, 6 класс

2019-10-25 162
Завьялова Екатерина, 6 класс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тематическое направление ««Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин)

Незабытое Дёмкино ремесло

очерк

Как радуга цветистая,

Красна со всех сторон,

Керамика скопинская –

Гончарный перезвон.

А. Крылов

Ясный сентябрьский денёк забросал невысокие ступеньки гончарной мастерской разноцветными листьями. Тяжёлая резная дверь отозвалась за моей спиной бряцаньем ручки. Я вошла в мастерскую, которая встретила меня запахом свежей глины и мягким теплом печи, осмотрелась.

В открытое окно с любопытством заглядывало яркое солнце. Его проворные лучи сначала проскользнули по пузатой кухонной утвари, толпившейся на полках в ожидании обжига, а потом отыскали на прохладном полу куски маслянистой глины, намекая, что пора бы и мне к ней прикоснуться.

– Ну что, давай знакомиться, – предложил один из мастеров и приветливо посмотрел на меня.

– Катя, – робко начала я.

– А меня зовут Сергей Иванович, – сказал он, привычно надевая свой рабочий фартук. – Да ты проходи, Катюш, не стесняйся.

Сергей Иванович взял кусок глины, хорошенечко помял его и с силой бросил на вращающийся круг. Глина – «чвик» и прилипла. За пару минут в умелых и проворных руках мастера она послушно превратилась в тонкостенный кувшин с широким дном и узким горлышком.

Раньше такой посуды в каждом доме было много, потому как повезло с глиной скопинской земле. Да и людям по душе пришлось гончарное ремесло. И не обижались мастера вовсе, когда их горшенями называли, потому что знали, как придумать, чтобы простая глиняная посуда и красива была, и в жизни пригодна. Благодаря им скопинская керамика далеко за пределами Рязани известна стала.

Сергей Иванович остановил круг и стал украшать сосуд. Да, затейливый ум в мешке не утаишь! Стенки рыбьей чешуей украсил, ручку в виде змейки слепил, а на крышечку скопу посадил. Да-да, ту самую птичку, которая и дала название нашему городу. Гляжу на кувшин, и кажется мне, словно над ним трудился не один мастер, а сразу несколько.

– Попробуешь? – неожиданно спросил Сергей Иванович и протянул мне кусок глины, небольшой, с пригоршню.

Радостный огонек вспыхнул в моих глазах. Мне очень захотелось прикоснуться к ремеслу, которое оставили нам в наследство скопинские гончары, и я кивнула: «Да».

– А испачкаться не боишься? – с улыбкой посмотрел на меня Сергей Иванович. – Ведь кто глиной испачкался, тот от нее не отмоется.

Я улыбнулась в ответ и стала раскатывать влажный комок между ладонями. Нет, глина не как пластилин, она живая и настоящая. И уже с первым оборотом круга я поняла, что подружиться с ней – дело совсем не простое. Глина капризничала, выползая между пальцами, и вертелась передо мною бесформенной кучкой. Я расстроилась.

– Не вешай нос. Первый ком всегда блином, – подбадривал меня Сергей Иванович, прижимая мои руки к куску глины. – Обхватили правой, обхватили левой, большими пальцами надавили в серединку, а теперь нажимаем изнутри и плавно ведем наверх. И воды не жалей, еще подлей.

Дело пошло на лад. Глина сначала собралась в аккуратный колобок, а затем потянулась за нашими пальцами. Будущий горшок разбухал на глазах, как воздушный шарик. И вот за туловом показалось плечико, а за плечиком и горлышко угадывалось. Посреди лужи кружился мой горшок, неказистый, но уже такой родной.

– Получилось! – радостно крикнула я и с улыбкой посмотрела на большущее изображение первого скопинского гончара семнадцатого века. Казалось, что все это время Дёмка внимательно наблюдал за нами, очень удивлялся гончарному кругу с электрическим моторчиком и, оглядев со всех сторон мой горшок, будто одобрительно пробормотал себе в усы: «Хороша посудина! Ишь, как блестит и лоснится!»

Я поспешила снять горшок с круга.

– Ну вот, все испортила, – грустно вздохнула я и опустила голову.

– Вот это да, горшок без дна. Знаешь, Катюш, очень полезная посуда, - шутливо поддержал меня Сергей Иванович. – Будешь варить в ней кашу, сколько захочешь.

А потом серьезно объяснил, что нужно было взять струну и осторожно провести ее под донышком. И, ласково обнимая меня за плечи, спросил:

– Ну что, Катюш, пойдешь ко мне в ученицы?

– Пойду, – уверенно сказала я.

Домой я шла под большим впечатлением, чувствуя приятную усталость в пальцах и гордо демонстрируя всем знакомым бездонное глиняное «совершенство». А самое главное – я несла в своем сердце кусочек огромного прекрасного гончарного мира, с которым не хотелось расставаться.

Не один раз я с удовольствием приходила в гости в мастерскую Сергея Ивановича Красникова, познакомилась и с другими скопинскими гончарами, начала осваивать это удивительное искусство, потому что ремесло Дёмки Киреева и мне пришлось по душе.

 

Киле Марина, СПО, 2 курс


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.