Тема 1. Понятие, организационно-правовые формы и виды социального обеспечения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 1. Понятие, организационно-правовые формы и виды социального обеспечения

2019-10-25 184
Тема 1. Понятие, организационно-правовые формы и виды социального обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                               

1. Международные акты о праве человека на социальное обеспечение. Роль  государства в реализации этого права.

2. Формирование российской государственной системы социального обеспечения. Организационно-правовые формы осуществления социального обеспечения в России.

3. Пенсионный фонд Российской Федерации.

4. Фонд социального страхования Российской Федерации

5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

5. Виды социального обеспечения.

 

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Международное сообщество исходит из того, что признание государством, обществом присущих всем членам человеческой семьи равных, неотъемлемых прав является основой свободы и справедливости и всеобщего мира. При этом права человека должны охраняться властью закона.

Одним из основных прав человека как члена общества признается право на социальное обеспечение. На случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь со стороны общества.

Таким образом, забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого человека, потерявшего источник средств существования по независящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей и находит свое правовое закрепление в таких актах, как Всеобщей Декларации прав человека (1948) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Роль государств, участвующих в международном пакте, чрезвычайно важна. Они обязуются гарантировать осуществление прав, закрепленных в пакте без какой бы то ни было дискриминации в зависимости от расы, цвета кожи, политических убеждений, имущественного положения и других обстоятельств.

 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года.

Вопросы социального обеспечения, его уровня и видов нашли закрепление в целом ряде конвенций МОТ. Например, конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952) определяет обязательные виды, условия и нормы обеспечения. Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962) закрепляет принципиальное положение: «повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития».

Важное значение в определении роли государства, обязанного гарантировать каждому право на социальное обеспечение, имеют также принципиальные положения, закрепленные в Рекомендациях МОТ. Так, например, Рекомендация № 43 «Об общих принципах страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца» (1933) устанавливает случаи, круг лиц, охватываемых системой социального страхования, размеры пособий и условия выплаты страховых взносов.

 С возрождением государственности России связан и процесс формирования российской государственной системы социального обеспечения. Она призвана гарантировать право каждого человека, проживающего на территории РФ, на социальное обеспечение не ниже того уровня, который закреплен в международных актах.

В настоящее время социальное обеспечение осуществляется в различных организационно-правовых формах: обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение, государственное социальное страхование, государственная социальная помощь, локальные формы социального обеспечения.

 

 Обязательное пенсионное страхование.

 

Данная организационно-правовая форма появилась в Российской Федерации с 1 января 2002 года. Она пришла на смену государственному пенсионному обеспечению. Для ее осуществления 1 января 1991 года образован Пенсионный фонд Российской Федерации. Порядок его функционирования закреплен в Положении о Пенсионном фонде Российской Федерации. Цель его образования - государственное управление финансами пенсионного обеспечения.

За счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется:

- выплата пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

- выплата социального пособия на погребение (не работавших пенсионеров);

- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

- другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет:

- страховых взносов работодателей;

- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

- страховых взносов иных категорий работающих граждан;

- средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

- добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

- ассигнований из федерального бюджета.

Размер отчислений в ПФ РФ определяется Правительством РФ.

Пенсионный фонд РФ призван обеспечить сбор и аккумуляцию средств, предназначенных для выплаты пенсий и пособий. С 2001 года вопросы назначения и выплаты пенсий также осуществляются Пенсионным фондом РФ.

26 мая 1998 года Правительство РФ приняло программу пенсионной реформы, которая предполагала образование новой формы социального обеспечения – обязательного пенсионного страхования, когда государственная пенсия будет назначаться не на распределительной основе, а на основе поступивших страховых платежей на индивидуальные счета застрахованных лиц.

Эта программа стала реализовываться после принятия ряда федеральных законов, коренным образом изменивших систему пенсионного обеспечения. Новая организационно-правовая форма – обязательное пенсионное страхование начала функционировать с 1 января 2002 года.

Обязательное пенсионное страхование основывается на следующих принципах:

- каждый имеет право на пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

- каждый работающий по найму подлежит обязательному пенсионному страхованию;

- каждый застрахованный по обязательному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

- финансирование пенсионного страхования основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;

- средства обязательного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Определение размера пенсий в настоящее время зависит от величины поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, законодательно закреплен перечень нестраховых периодов, которые подлежат зачету в страховой стаж. Об этом речь пойдет в теме «Трудовой стаж».

Федеральный закон от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает государственные основы пенсионного страхования. Этот закон содержит методы регулирования правоотношений в системе пенсионного страхования, определяет права и обязанности субъектов, участвующих в пенсионном страховании. Кроме того, определяется правовое положение субъектов, основания для возникновения у них прав на получение пенсий, а также порядок реализации прав и обязанностей субъектов страхования.

В статье 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дается понятие обязательного пенсионного страхования – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Закон определяет и понятие обязательного страхового обеспечения – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Для пенсионного страхования свойственна руководящая роль государства и его организаторская и законотворческая функция. Государственная форма организации обязательного пенсионного страхования предопределяет единственного страховщика, т. е. субъекта, берущего на себя обязательство возместить страхователю ущерб или выплатить страховую сумму. Таким субъектом выступает Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию выступают юридические или физические лица.

Застрахованные лица – этот лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Право на обязательное пенсионное страхование реализуется только в случае уплаты страховых взносов.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.