Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой деятельности и другой деятельности, указанной в законе независимо от перерывов. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой деятельности и другой деятельности, указанной в законе независимо от перерывов.

2019-10-25 224
Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой деятельности и другой деятельности, указанной в законе независимо от перерывов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юридическое значение общего трудового стажа:

1. Является основным условием при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.

2. Влияет на величину расчетного пенсионного капитала (за каждый год общего трудового стажа, превышающий требуемый для назначения пенсии, начисляется 1%).

Периоды работы, включаемые в общий трудовой стаж, предусмотрены в статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так, в общий трудовой стаж включаются пять видов работ:

1.  Работа в качестве рабочего и служащего по трудовому договору. К ней следует отнести как постоянную, так и временную работу, как на предприятиях, учреждениях, организациях, так и у отдельных граждан. Работа может выполняться как на условиях полного рабочего дня, так и неполного, сюда включается штатная работа и внештатная.

2. Работа в качестве члена колхоза.

3.   Работа, на которой работник, не будучи рабочим и служащим, подлежал государственному социальному страхованию. Наиболее распространены такие категории граждан как:

- граждане, работающие по договору подряда и поручения (при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ);

- адвокаты;

- священнослужители и другие граждане, работающие в религиозных организациях;

- частные детективы и охранники (при условии уплаты страховых взносов в ПФ РФ).

4.  Индивидуальная трудовая деятельность. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, при условии уплаты страховых взносов в ПФ РФ.

5.  Периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горно-спасательной части независимо от ее характера.

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:

- периоды творческой деятельности членов творческих союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

- военная служба;

- периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности 1 и 2 групп, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

- период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

- периоды получения пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

 Непрерывный трудовой стаж – это время трудовой деятельности (службы) в одной организации без перерывов либо в нескольких (двух или более), если при переходе с одного места работы на другое трудовой стаж по действующим правилам не прерывался. Условия, характер и местность, где выполнялась работа, роли не играют.

Для исчисления непрерывного трудового стажа применяются Правила исчисления непрерывного трудового стажа, утвержденные постановлением СМ СССР от 13 апреля 1973г. с последующими изменениями и дополнениями.

По общему правилу, непрерывный трудовой стаж сохраняется, если при переходе с одной работы на другую перерыв не превысил 1 месяца, а после 1 сентября 1983 г. - три недели. Правила устанавливают и более длительные сроки, когда непрерывный трудовой стаж не прерывается. Так, например, при поступлении на работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера, непрерывный стаж сохраняется в течение двух месяцев, а при увольнении с работы по состоянию здоровья – трех месяцев, в случае увольнения с работы в связи с переводом одного из супругов на работу в другую местность непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от перерывов в работе.

Не сохраняется непрерывный трудовой стаж, если увольнение с работы последовало за виновные действия по п.3,4,7, ст. 33 и ст. 254 КЗоТ РФ. С 1 февраля 2002 года вступил в силу Трудовой кодекс РФ, где в ст. 81 предусмотрены случаи прекращения трудового договора с работником, если он совершил виновные действия. Однако Правила исчисления непрерывного трудового стажа до сих пор не приведены в соответствие с действующим российским законодательством, что осложняет его применение на практике.

В непрерывный трудовой стаж включаются только периоды работы и никакие другие виды общественно-полезной деятельности не включаются. Исключение составляют: военная служба и обучение в ПТУ, если в течение трех месяцев после окончания службы и обучения гражданин устроился на работу.

Не прерываются, но и не засчитываются в непрерывный трудовой стаж:

- время обучения в высших и средних профессиональных учебных заведениях;

- время пребывания за границей членов семьи;

- время получения пособия по безработице.

Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключается в том, что он необходим лишь при исчислении размера пособия по временной нетрудоспособности. Так, при непрерывном стаже от 8 и более лет размер пособия составляет 100% среднего заработка, от 5 до 8 лет – 80%, до 5 лет –60%.

Следует отметить, что определением Конституционного суда РФ от 02.03.2006 № 16-О «По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав положениями Указа Президента РФ от 15.03.2000 № 508 «О размере пособий по временной нетрудоспособности», Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию» было признано, что размер пособия по временной нетрудоспособности не может зависеть от продолжительности непрерывного трудового стажа, и дал поручение федеральному законодателю определить до 2007 года новый порядок определения такого пособия.

 

Специальный трудовой стаж

Специальный трудовой стаж – продолжительность работы в определенных условиях, на определенной должности, в определенных природно-климатических условиях и других периодов работы, с которыми связано льготное назначение пенсий.

С учетом специального стажа назначаются пенсии на льготных условиях, пенсия за выслугу лет. В этом заключается юридическое значение специального трудового стажа. Второе его значение – он влияет на размер расчетного пенсионного капитала с учетом периодов работы до 1 января 2002 года.

Правила исчисления специального трудового стажа отличаются большим разнообразием и регулируются разными нормативными актами: законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст.18 Закона РФ от 12.02.93 № 4668-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», п. 19 Положения о федеральной государственной службе от 22.12.93.

В отличие от общего трудового стажа в специальный стаж засчитываются только периоды работы в определенных условиях и никакие другие виды деятельности в него не включаются. Исключение составляет: период нахождения на инвалидности 1 и 2 групп вследствие трудового увечья и профзаболевания и период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, который засчитывается только до 6 октября 1992 года.

Особым видом специального трудового стажа является выслуга лет. Но в отличие от специального стажа выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста. В круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, включены: федеральные государственные служащие и военнослужащие.

В отличие от общего трудового стажа, выслуга лет, так же как и специальный стаж, подсчитывается по фактической продолжительности без применения льготного исчисления. Однако для некоторых категорий законодательством установлены особые правила исчисления. Так, например, при исчислении выслуги лет работникам летного состава каждые 20 часов налета на самолетах засчитывается за 1 месяц выслуги, а на вертолетах - каждые 12 часов за 1 месяц выслуги. Например, если гражданин имеет налет часов на самолетах 6960 часов, то его выслуга составит 6960 ч: 20 ч: 12 мес. = 29 лет. Кроме летной работы, в выслугу лет работникам летного состава включается:

- время военной службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР;

- время обучения в вузах авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях;

- время работы за границей в должностях летного состава иностранной авиации при условии уплаты страховых взносов в ПФ РФ.

 

Страховой трудовой стаж

Страховой трудовой стаж появился в российской пенсионной системе как самостоятельный вид сравнительно недавно.

В Федеральном законе от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» он определен следующим образом.

Страховой стаж – суммарная продолжительность трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которую уплачивались страховые взносы.

В более позднем Федеральном законе от 16 июля 1999 года «Об основах обязательного социального страхования» страховой стаж определяется как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Дальнейшее развитие понятие «страховой стаж» нашел отражение в статье 2 закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из которой следует что: страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 3 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В страховой стаж также засчитываются и периоды работы за пределами Российской Федерации, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В страховой стаж наравне с периодами работы засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Студенту необходимо знать, что все эти периоды могут быть засчитаны в стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы, за которые производилась уплата страховых взносов.

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке и льготы по его исчислению законодательством не предусмотрены.

Несмотря на то, что и общий и страховой стаж имеют значение для пенсионного обеспечения граждан, их содержание наполнено различным правовым смыслом. Так, например, в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию по старости период ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет включается, а в общий трудовой стаж для расчета пенсионного капитала этот период не включается.

Студенту необходимо уяснить, какие виды деятельности подлежат включению в страховой стаж, а какие - в общий трудовой.

 

         Доказательства трудового стажа

  Любой юридический факт в юридическом составе должен быть в соответствующем порядке доказан. Трудовой стаж - не исключение, его также нужно доказать.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В порядке исключения допускается установление стажа работы на основании показаний свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и т. д.) не по вине работника.

Основным документом, на основании которого устанавливается трудовой стаж, является трудовая книжка. Такие книжки введены в нашей стране с начала 1939 года. Трудовой стаж в настоящее время подтверждается, как правило, соответствующими записями о трудовой деятельности в этих книжках.

 При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевых счетов, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, время работы с 1 января 1991 года устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

 В подтверждении военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР, органах госбезопасности и внутренних дел принимается военный билет, справки военных комиссариатов.

 Время обучения в высших, средних специальных заведениях и ПТУ, в аспирантуре, докторантуре, в школах и на курсах по подготовке кадров, подтверждается дипломом, свидетельством, аттестатом, а также справками и иными документами, выданными на основании архивных данных и содержащими сведения о периодах учебы.

Продолжительность времени нетрудоспособности, начавшейся в период работы, устанавливается по справкам, выдаваемым по месту этой работы или лечебным учреждением.

Время ухода неработающей матери за малолетними детьми устанавливается по документам, удостоверяющим рождение ребенка (свидетельство о рождении) и достижение им возраста 3-х лет (выписка из паспорта, свидетельство о браке и т. д.).

 Время проживания лиц, насильственно вывезенных с временно оккупированной территории СССР, на территории государств, находящихся в состоянии войны с СССР и нахождение узников, в том числе и детей в фашистских лагерях, гетто и других места принудительного содержания подтверждается любыми документами того времени, содержащими необходимые сведения.

Документы, представленные для подтверждения трудового стажа, должны быть подписаны руководителями предприятий, учреждений, организаций и заверены печатью. Справки о периодах работы должны содержать основание для их выдачи.

Если имя, отчество, фамилия в документе о трудовом стаже не совпадают с именем, отчеством или фамилией лица по паспорту либо свидетельству о рождении, факт принадлежности этого документа данному лицу может быть установлен в судебном порядке.

В тех случаях, когда в представленном документе о стаже указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указана дата месяца, то таковой считается 15-е число соответствующего месяца.

 Если документы о трудовой деятельности утрачены и восстановить их невозможно, то такой стаж, как указывалось выше, может устанавливаться на основании показаний свидетелей.

Условия и предъявляемые требования при установлении стажа различны в зависимости от причины несохранности документов. Эти требования закреплены в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства социального обеспечения 4 октября 1991 года (в отношении периодов работы, осуществлявшихся до 1 января 2002 года), а также Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ 24 июля 2002 г № 555.

Отличия предъявляемых требований рассмотрим в таблице 2. При установлении трудового стажа по показаниям свидетелей следует знать, что в случае не сохранности документов по причинам, указанным в первой колонке таблицы, трудовой стаж устанавливается любой продолжительности и закон не устанавливает никаких ограничений. Если же документы не сохранены по другим причинам (как правило, это неуважительные причины), то статья 13 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» позволяет установить стаж в исключительном порядке и с определенными условиями.

 

 Утрата документов в связи с военными действиями, стихийными         бедствиями, авариями, а также                    работа в колхозе до 1965 г. независимо  от причины не сохранности документов                 Утрата документов по другим причинам                (небрежное хранение, умышленное уничтожение, порча и т. п.)
  Показания 2-х и более свидетелей   Показания 2-х и более свидетелей                 
   Свидетель должен знать заявителя по совместной работе на одном  предприятии     Свидетель должен знать заявителя по совместной работе и располагать документами, подтверждающими совместную работу  
   Устанавливается весь период работы (независимо от продолжительности)     Продолжительность трудового стажа не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии

 

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:

1) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;

2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по показаниям свидетелей.

При установлении периодов работы по свидетельским показаниям учитывается:

-период работы, начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения правоотношений;

-свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

Стаж работы по свидетельским показаниям устанавливается территориальными органами Пенсионного фонда РФ. Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных пенсионному органу, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля.

В случае если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме. 

На основании заявления гражданина период его работы по свидетельским показаниям может устанавливаться также и до наступления условий, дающих право на трудовую пенсию. В случае если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Свидетельскими показаниями не подтверждаются:

- время обучения;

- время военной службы;

- работа у отдельных граждан;

- характер работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет;

- периоды работы, условием включения которых в страховой стаж является подтверждение уплаты обязательных платежей, а также уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

По поручению Правительства РФ Министерство труда РФ утвердило 24 июня 1994 года Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций. Данный Порядок предусматривает установление стажа работы в случаях массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и т. д.) Он касается, по существу, оформления дубликата трудовой книжки и не исключает установление стажа по свидетельским показаниям в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Если документы утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, стаж работников предприятий, учреждений, организаций устанавливается комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ. В состав комиссии включаются представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работников представительных органов и других заинтересованных организаций.

Комиссия устанавливает стаж на основании документов, имеющихся у работников (справки, профсоюзный билет, расчетная книжка и т. д.), а в случае их отсутствия – на основании 2-х и более свидетелей, знающих заявителя по совместной работе с ним. По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указывают периоды работы, профессия и продолжительность трудового стажа каждого работника.

 Администрация предприятия на основании акта комиссии выдает работнику дубликат трудовой книжки. При этом в графе 4 указывается дата и номер акта комиссии, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате.

 

                     Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие трудового стажа.

2. Назовите виды трудового стажа.

3. Какое значение имеют разные виды трудового стажа для социального обеспечения.

4. Какие периоды, помимо работы по трудовому договору включаются в общий трудовой стаж.

5. Назовите правила исчисления трудового стажа.

6. Засчитывается ли в общий трудовой стаж предпринимательская деятельность? Если да, то, при каких условиях?

7. На основании каких документов подтверждается общий трудовой стаж и страховой стаж?

8. Какие требования предъявляются к документам, подтверждающих трудовой стаж?

9. В каком случае трудовой стаж подтверждается свидетельскими показаниями?

10. Какие виды деятельности не подтверждаются свидетельскими показаниями и почему?

11. Какие требования должны предъявляться к заявителю и к свидетелям, подтверждающим трудовой стаж?

12. Как повлияла реформа системы пенсионного обеспечения на институт трудового стажа?

13. Что такое страховой стаж? Чем отличается страховой стаж от трудового стажа? Доказательства страхового стажа.

14. Дайте понятие непрерывного трудового стажа. В чем его юридическое значение?

15. Порядок исчисления непрерывного трудового стажа.

16. Что такое специальный трудовой стаж? В чем его юридическое значение.

17. Понятие выслуги лет. Виды деятельности, включаемые в специальный трудовой стаж.

18. Чем подтверждаются специальный трудовой стаж и выслуга лет?

19. Особенности исчисления специального трудового стажа и выслуги лет.

 

Литература

Буянова Марина Олеговна. Право социального обеспечения. М. КноРус. 2006.

Право социального обеспечения России. Год изд. 2006.

Право социального обеспечения России. Год изд. 2010.

Практикум по дисциплине "Право социального обеспечения". КемГУ. 2010.

Сулейманова Галия Валиахметовна. Право социального обеспечения. М. Юрайт.2011.

Нормативные правовые акты

 

Федеральный закон от 17 декабря 2001г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Федеральный закон от 15 декабря 2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» 

Закон РФ от 19 февраля 1993г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в Районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» ст. 28, 29. // Ведомости РФ. 1993. № 16, ст. 551; № 26, ст. 957.

Закон РФ от 12 февраля 1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел, и их семей» ст. 18. // Ведомости РФ. 1993, № 9, ст. 328; СЗ РФ. 1995, № 49, ст. 4693; 1996, № 1. ст. 4.

Уголовно- исполнительный кодекс РФ, ст. 104.

Федеральный закон от 20 апреля 1996г. «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» ст. 28. // СЗ РФ. 1996, № 17, ст. 1915.

Закон РФ от 11 марта 1992г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» ст. 19. // Ведомости РФ. 1992, № 17, ст. 888.

Федеральный закон от 8 мая 1994г. «О статусе депутатов Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» ст. 24. // СЗ РФ. 1994, № 2, ст. 74; 1996, № 12, ст. 1039.

Федеральный закон от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы РФ» ст. 20. // СЗ РФ. 1995, № 31, ст. 2990.

Федеральный закон РФ от 8 декабря 1995г. «О сельскохозяйственной кооперации» ст. 40. // СЗ РФ. 1995, № 50, ст. 4870.

Указ Президента РФ от 16 августа 1995г. «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности РФ и должности федеральных государственных служащих» п. 2. // СЗ РФ. 1995, № 34.

Постановление Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991г. «О Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, применяемом при назначении гражданам пенсии в соответствии с законом РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» //                                    Пенсионное законодательство. Сборник нормативных актов и документов. М., 1996, с. 162.

Постановление Совета Министров РСФСР от 22 сентября 1993 г.           «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих срочной службы» // САПП РФ. 1993, № 40, ст. 3753; 1994, № 15, ст. 1180; СЗ РФ. 1995, № 9, ст. 751; № 12, ст. 1058.

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 1995г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям» // СЗ РФ. 1995, № 9, ст. 752; 1996, № 16, ст. 1903.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры РФ, и их семьям» // СЗ РФ. 1994. № 17, ст. 2005; № 29. ст. 3041; 1996, № 10. ст. 939.

Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утверждено приказом Минсоцобеспечения РСФСР № 190 от 4 октября 1991г. // Пенсионное законодательство. Сборник нормативных актов и документов. М., 1996.

 Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003г. № 225                 «О трудовых книжках»

Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994г. № 50 «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации, летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утверждены постановлением СМ РСФСР 4 сентября 1991 г.

Инструкция Минюста РФ «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, находящимся на пенсии». 

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».

 Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781          «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

 Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ.- 2003, № 16. Ст. 1539

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Решение Верховного Суда РФ от 11.04.2005 г. № ГКПИ04 – 1644 «О признании частично недействующим и не подлежащим применению

 п. 6 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию»

Письмо Фонда социального страхования РФ от 28.10.2002 г. № 02- 18/05-7418.

 

Тема 7. Пенсии по старости

                                                

1. Понятие трудовой пенсии по старости. Круг лиц, имеющих право на пенсию по старости по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

2. Условия назначения пенсии по старости на общих основаниях. Досрочные пенсии по старости безработным гражданам.

3. Неполные пенсии по старости.

4. Досрочные пенсии по старости.

5. Льготные основания обеспечения пенсией по старости.

6. Размеры пенсии по старости. Структура пенсии по старости.

 

Трудовые пенсии по старости как вид социального обеспечения имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами:

- пенсия назначается пожизненно;

- выплачивается ежемесячно из специально созданного фонда – Пенсионного фонда РФ;

- право на нее обусловлено трудовым стажем, который с 1 января 2002 года должен сопровождаться уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

- предоставляется только лицам, достигшим установленного законом возраста.

С учетом этих признаков, в статье 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дано понятие трудовой пенсии по старости.

Трудовая пенсия по старости – пожизненная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии.

Раскрывая круг лиц, имеющих право на пенсию по старости, следует сказать, что Закон РФ от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не дает перечня лиц, имеющих право на эту пенсию. Он исходит из того, что право на пенсию имеет каждый гражданин, у которого есть условия для ее получения независимо от социального положения.

По условиям назначения пенсии по старости классифицируются: на пенсии, назначаемые на общих основаниях, предусмотренных статьей 7 Закона (мужчинам – по достижении 60 лет; женщинам – по достижении 55 лет) и на пенсии, назначаемые на льготных условиях. Пенсии на льготных условиях в законе «О трудовых пенсиях в РФ» именуются досрочными пенсиями по старости, поскольку их назначение связано с наступлением права на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста.

Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает возможность назначения неполной трудовой пенсии по старости, в случае если у гражданина отсутствует полный требуемый страховой стаж. Для получения неполной пенсии необходимо соблюдение двух условий: достижение пенсионного возраста и наличие страхового трудового стажа не менее 5 лет, который исчисляется и подтверждается по правилам, рассмотренным в предыдущей теме учебно-методического пособия.

 Действующее законодательство закрепило также случаи назначения досрочной пенсии. В отличие от неполной пенсии досрочные пенсии назначаются только тем гражданам, у которых есть полный требуемый стаж, но до достижения общего пенсионного возраста осталось не более

2 – лет (см., например, ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в РФ»). Пенсия досрочно назначается по предложению службы занятости и только тем гражданам, которые до регистрации в качестве безработных были уволены с предприятий, учреждений, организаций по сокращению штатов или в связи с ликвидацией предприятия.

 Пенсии, назначаемые на льготных основаниях (досрочные пенсии по старости), дифференцируются в зависимости от того, что является основанием для льготного пенсионирования: особые условия труда, связанные с опасностью, вредностью, тяжестью (ст. 27 Закона РФ от 17 декабря 2001); медико – биологические признаки (материнство, состояние здоровья – ст. 28 Закона РФ); региональные факторы (работа на Крайнем Севере – ст. 28 Закона РФ). Льготы заключаются как в снижении общеустановленного пенсионного возраста, так и в определенных случаях - требуемого для назначения пенсии трудового стажа. В некоторых случаях, возраст вообще не берется во внимание. В большинстве случаев – это суммирование льгот: снижение возраста и снижение требований к стажу. Так, статья 28 предусматривает льготные основания для назначения пенсии по старости женщинам - многодетным матерям, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пятерых и более детей, им пенсия назначается в 50 лет и при наличии страхового стажа - 15 лет; инвалидам Великой Отечественной войны в возрасте 55 лет и при стаже работы 25 лет - мужчинам и 50 лет и стаже работы 20 лет - женщинам.

Федеральный закон от 03.06.2006 № 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дополнил круг лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста:

- одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчинам по достижении возраста 55 лет женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж, соответственно, не менее 20 и 15 лет)

- опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения возраста 8 лет, с уменьшением пенсионного возраста на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более, чем на пять лет в


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.