Квалифицированный труд как «произведенный фактор производства» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Квалифицированный труд как «произведенный фактор производства»

2019-10-25 203
Квалифицированный труд как «произведенный фактор производства» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выше мы указали, что рабочих можно разделить на группы с различной индивидуальной производительностью и отметили пользу такого разделения для нужд планирования. Плановики будут знать, например, что данный проект, требующий 1000 человеко-часов среднего труда, можно сделать, допустим, за 800 часов труда категории «А». Теперь возникает вопрос, должно ли существование различных профессий использоваться плановиками, и если да, то как это можно организовать.

В кратко- и среднесрочном периоде разделение труда по профессиям важно и неизбежно. Специальности горного инженера, хирурга и программиста не взаимозаменяемы. Отсюда вытекает, что в пределах этого горизонта времени плановики не могут рассуждать в терминах распределения «труда» как такового, а должны учитывать ограничения, накладываемые доступностью отдельных профессий. Но для этого надо хранить подробные записи о количестве людей, получивших ту или иную специальность. Но как это согласовать с трудовой теорией стоимости и использованием рабочего времени в качестве единицы учета?

Ответ таков: ведь в долгосрочном периоде рабочие могут получить переподготовку. Поэтому «демократическая» идея социалистов заключается в следующем: если оставить в стороне крайне сложные задачи и некоторых людей-инвалидов, то практически каждый может выполнять почти любую работу. В контексте долгосрочного планирования важна не доступность в данный момент конкретных видов квалифицированного труда, а стоимость производства такого труда. Для нужд долговременных экономических расчетов можно высчитать стоимость машин в показателях количества труда, необходимого для их производства. То же самое относится и к специальностям.

Мы можем представить введение базового уровня общего образования: рабочие, обученные до этого уровня, будут считаться только «простым трудом», а труд рабочих, получивших дополнительное специальное образование, будет рассматриваться как «произведенный фактор производства», примерно как и другие средства производства. Идею квалифицированного труда как произведенного фактора можно показать на примере.

Предположим, что обучение грамотного инженера требует четырех лет занятий сверх базового уровня. Это четырехлетнее производство квалифицированного инженерного труда предполагает множество входных факторов. Во-первых, работа самого студента – посещение лекций, работа в библиотеке, лабораторные занятия и т.д. Как мы уже писали, ее надо расценивать как полноценный производительный труд и соответственно вознаграждать. Будем учитывать ее как входящий «простой труд». Во-вторых, работа преподавателя, распределяемая на всех обучаемых студентов. Это квалифицированный труд. В-третьих, «накладные расходы», связанные с образованием (библиотекари, технические служащие, администраторы). Здесь могут быть смешаны простой и квалифицированный труд4.

Вышесказанное иллюстрирует общую идею: производство квалифицированного труда обычно требует в качестве входных факторов и простой, и квалифицированный труд. Измерить текущий простой труд в принципе легко; намного сложнее вопрос, как оценивать квалифицированный труд. Если квалифицированный труд считать результатом прошлого труда, то достаточно умножить на определенный коэффициент прошлый простой труд, но как определить этот коэффициент?

Тот же самый вопрос встает при оценке квалифицированного (например, преподавательского) труда, затраченного на производство другого квалифицированного труда, а также в отношении дальнейшей оценки труда квалифицированного инженера. Далее в разделе и в приложении к этой главе мы рассмотрим оба этих аспекта, предположив для простоты, что для производства любого «квалифицированного» труда требуется одинаковое количество другого труда.

Проведем аналогию с неодушевленными средствами производства. Стандартный метод расчета труда, «перенесенного» от такого средства производства к продукту - «распределить» содержание труда в средствах производства на общий объем выпущенной с их помощью продукции. Если, например, машина, содержащая в себе 1000 часов труда, использовалась для выпуска миллиона единиц продукта Х, то можно сказать, что машина передает каждой единице 1000/1000000=0,001 часа труда. Отсюда вытекает, что машина «переносит» 100 * 0.001 = 0.1 часа воплощенного труда за час работы.

Теперь вернемся к нашему квалифицированному работнику и применим тот же принцип. Предположим, что после выпуска он работает 35 часов в неделю 45 недель в год, т.е. 1575 часов в год. Пусть время «износа» его инженерной квалификации составляет 10 лет. (То есть, к концу этого срока ему надо будет или он получит возможность заново пройти обучение, прервав работу по специальности, чтобы обновить свои знания или навыки или сменить при желании профессию). За эти десять лет он отработает 1575 * 10 часов и для определения скорости переноса воплощенного труда за это рабочее время, нам надо разделить общее содержание труда по обучению инженера на 15750.

В приложении к этой главе показано, как можно рассчитать общий труд, воплощенный в квалифицированном работнике, используя простой труд как учетную единицу. Согласно этим расчетам, «доля передачи» составляет около

  1. 0,5 при старении квалификации за 10 лет,
  2. 0,33 при старении за 15 лет,
  3. 0,24 при старении за 20 лет.

Показатель 0,33, например, свидетельствует, что наш инженер, образование которого «изнашивается» за 15 лет, переносит 0,33 часа воплощенного труда за каждый отработанный час. В отличие от машины, которая переносит только труд, воплощенный в прошлом, наш инженер еще и работает один час в час. Следовательно, полный прямой и косвенный вклад нашего инженера будет составлять 1,33 часа в час. Это и есть коэффициент, на который надо умножать простой труд. Иными словами, если плановики закладывают в долгосрочный план миллион часов труда квалифицированных инженеров, они должны учитывать, что это эквивалентно затрате 1,33 миллиона часов простого труда.

Мы не хотим этим сказать, что раз образованный работник стоит обществу на треть больше, чем обычный, то ему надо и платить на треть больше. Эта дополнительная треть представляет дополнительные расходы общества на использование квалифицированного труда. Общество уже оплатило «лишнюю треть» во время обучения работника, поэтому нет никаких оснований платить ему сверх обычной нормы. Хотя коэффициент квалифицированного труда никак не отражается на распределении личного дохода, он важен для расчетов истинной общественной стоимости проектов. Работа, требующая квалифицированного труда, обходится обществу дороже, даже если квалифицированным работникам платят столько же, сколько и неквалифицированным.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.