Симуляция психических расстройств — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Симуляция психических расстройств

2019-10-25 274
Симуляция психических расстройств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наиболее сложной и ответственной является судебно-медицинская экспертиза при подозрении на симуляцию и аггравацию заболеваний.

 

Симуляция (от лат. simulatio — видимость, притворство) — поведение, направленное на имитацию (ложное изображение) болезни или ее отдельных симптомов либо умышленное преувеличение признаков имеющегося заболевания (последний случай именуется аггравацией в отличие от С. в точном смысле). Совершается из корыстной или иной личной заинтересованности (получение пособия по нетрудоспособности, уклонение от воинской службы). Законодательство РФ устанавливает уголовную ответственность за С., если она является способом уклонения от обязанностей военной службы (ст. 339 УК РФ).

 

Статья 339. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами

1. Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана - наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

 

Различают следующие виды симуляции:

1. истинная симуляция, т.е. сознательная, предпринимаемая с целью уклонения от несения обязанностей воинской службы или с другими корыстными целями,

2. патологическая, наблюдается у психически больных и лиц, страдающих истерией.

3. метасимуляция - продление имевшихся ранее симптомов.

4. аггравация - умышленное преувеличение признаков имеющегося заболевания.

5. псевдосимуляция, используется для характеристики лиц, которые изображают психические расстройства перед тем, как действительно заболевают.

Например, Schneck (1970) анализировал роман Леонида Андреева “Дилемма” (1902), в котором врач совершает убийство, планируя изображать невменяемого. Однако впоследствии он действительно начинает испытывать галлюцинации и осознает, что его психоз неподдельный.

 

Истинная симуляция может явиться составом преступления, например уклонения от призыва в армию, что влечет по закону уголовную ответственность.

 

Пять причин симуляции (Resnick (1994)):

1. чтобы избежать наказания; они изображают человека, неспособного отвечать на обвинения и предстать перед судом, невменяемого на момент совершения противоправного деяния, заслуживающего смягчения наказания и в некоторых случаях не подлежащего смертной казни;

2. чтобы избежать участия в боевых действиях и выполнения других нежелательных заданий, а в некоторых странах — для уклонения от призыва в армию (это касается военнослужащих);

3. чтобы получить денежную компенсацию за якобы полученную психическую травму;

4. чтобы добиться перевода из тюрьмы в психиатрическую больницу или получить какое-нибудь лечение, находясь в тюрьме;

5. чтобы быть госпитализированным в психиатрическую больницу с целью избежать ареста или получить кров и еду.

 

Распространенность симуляции психозов неизвестна, хотя многие пытались ее оценить. Hay (1983), изучив около 12 тыс. госпитализаций (с 1972 по 1982 год) в психиатрическое отделение университетской больницы в Южном Манчестере, обнаружил только пять случаев симуляции. Во всех из них, кроме одного, развилась шизофрения. Поэтому Hay утверждал, что симуляция психоза является продромальным периодом шизофрении, развивающейся на фоне преморбидных расстройств личности. Однако он соглашался, что симулируемые психозы чаще встречаются в судебно-психиатрической практике. Hay цитировал неопубликованные данные Mather в отношении 320 лиц, совершивших убийство, трое из которых симулировали психотические симптомы, но по данным десятилетнего катамнеза у них не выявлено психозов, что соответствует показателю первичного выявления 0,01%. Rogers (1986) получил частоту явной симуляции 4,5%; в 20% случаев выявлен преднамеренный обман в отношении малосущественных деталей, а также было подозрение на симуляцию у правонарушителей, обследованных на предмет невменяемости и признанных вменяемыми. Cornell и Hawk (1989) сообщили, что 8% лиц, привлекавшихся к ответственности за уголовные правонарушения и направленных на обследование до суда, пытались симулировать психозы. Pollock и коллеги (1997) в Великобритании проанализировали 60 случаев переводов из тюрьмы в психиатрическое отделение с усиленным наблюдением. Обследование проводилось с помощью Структурированного интервью для оценки сообщаемых симптомов (Structured Interview of Reported Symptoms [SIRS]) и некоторых шкал Миннесотского многопрофильного личностного опросника-2 (Minnesota Multiphasic Personality Inventory-2 [MMPI–2]). По оценкам авторов, 19 (32 %) обследованных фальсифицировали или преувеличивали симптомы психического расстройства.

 

Одним из ключевых элементов при выявлении возможной симуляции является тщательное исследование описываемой пациентом психопатологической симптоматики; при этом особое внимание следует обращать на особенности описываемых бредовых идей и галлюцинаций, поскольку типичные признаки таких симптомов хорошо изучены. Resnick (1997) предлагает “пороговую” модель для оценки галлюцинаций и бреда.

 

Симуляцию следует подозревать при наличии одного из таких признаков:

1. галлюцинаций:

а) непрерывных, а не интермиттирующих;

б) неопределенных или невнятных;

в) не связанных с бредом;

г) сообщаемых неестественным языком;

д) пациент не может указать приемы, применяемые для уменьшения интенсивности “голосов”;

е) пациент сообщает, что он подчиняется всем приказам “голосов”;

 

2. бредовых идей:

а) внезапно возникающих и прекращающихся;

б) к которым пациент старается привлечь внимание;

в) не соответствующих поведению пациента;

г) имеющих странное содержание при отсутствии формальных нарушений мышления.

 

Критерии для подтверждения симуляции (Resnick (1997)):

1) понятный мотив симуляции;

2) изменчивость преподнесения симптоматики, что проявляется как минимум одним из следующих признаков:

а) выраженное несоответствие поведения при осмотре и вне ситуации осмотра;

б) непоследовательность в описании психотических симптомов;

в) противоречия между сообщаемым анамнезом заболевания и медицинской документацией;

3) изображение несуществующих симптомов, что проявляется, по меньшей мере, одним из следующих признаков:

а) детальное описание симптомов, не имеющих отношения к распространенным темам параноидного бреда, идей величия или религиозного бреда;

б) внезапное появление симптоматики, объясняющей антисоциальные формы поведения;

в) атипичные бредовые идеи или галлюцинации;

4) подтверждение факта симуляции психоза следующими данными:

а) госпитализация после попытки разоблачения;

б) убедительная подкрепляющая мнение о симуляции информация, например данные психометрических тестов или объективного анамнеза.

 

О тестах для распознавании симуляции:

Допускается, что некоторые пациенты могут успешно изображать психическое расстройство при проведении специальных тестов, однако в большинстве случаев можно выявить доказательства, подтверждающие симуляцию. Миннесотский многомерный личностный опросник – 2 (The Minnesota Multiphasic Personality Inventory-2 (Graham, 1987)) является наиболее изученным психометрическим инструментом в плане показателей валидности при выявлении диссимуляции и фальсификации симптоматики (Pollock et al., 1997).

 

Диссимуляция (от лат. dissimulatio - сокрытие) - утаивание болезни или отдельных ее признаков.

 

Тест М (Beaber et al., 1985) представляет собой краткий опросник, заполняемый испытуемым, и применяется для оценки симуляции шизофрении. Тест состоит из 33 вопросов, предусматривающих ответы “верно/неверно” и распределенных в рамках трех шкал, которые описывают основные симптомы шизофрении, странные формы поведения и идеи, а также фальсифицируемые симптомы. Шкала симуляции содержит 15 вопросов-ловушек, охватывающих признание атипичных бредовых идей, галлюцинаций и особенно тяжелых симптомов, которые не характерны для истинного заболевания. С другой стороны, шкала шизофрении включает реальные симптомы шизофрении. Таким образом, тест М основывается на предположении, что человек, пытающийся симулировать шизофрению, не сможет отличить истинные симптомы шкалы шизофрении от с виду похожих симптомов шкалы симуляции. Этот метод представляет одну из первых попыток создания скринингового инструмента для выявления симуляции.

Первое исследование показало очень обнадеживающие результаты, выявив 78,2% лиц, прибегавших к симуляции. Однако в последних работах получены показатели выявления симуляции, колеблющиеся в широких пределах (от 30,8 до 72,8%) среди лиц, подозреваемых в симуляции психических расстройств (Hankins et al., 1993). Тем не менее тест М считается важным скрининговым инструментом, который все чаще применяется в исследованиях, посвященных выявлению симуляции, и по сравнению с другими методами скрининга исследован наиболее фундаментально (Smith, 1997). Одно очевидное критическое замечание, предъявляемое к тесту, таково: маловероятно, что лица, пытающиеся симулировать, будут ограничивать свои попытки рамками единственного диагноза, скорее они будут демонстрировать “коктейль” симптомов.

 

Схема Структурированного интервью для оценки сообщаемых симптомов (The Structured Interview of Reported Symptoms [SIRS; Rogers et al., 1992]) была разработана в 1985 году, и с тех пор она несколько раз существенно пересматривалась. Это структурированное интервью содержит три группы вопросов:

1) подробные, касающиеся конкретной симптоматики и ее тяжести;

2) повторные, которые дублируют вышеназванные и служат для проверки соответствия ответов;

3) общие, направленные на конкретные симптомы, распространенные психологические проблемы и паттерны симптомов.

В схеме интервью содержится 172 вопроса, охватывающие симптомы, редко отмечающиеся в психиатрической практике, абсурдные и крайне необычные симптомы, которые по определению не могут быть подлинными, а также сочетания симптомов, редко встречающихся одновременно при истинной патологии. Таким образом, важнейшей характеристикой Структурированного интервью для оценки сообщаемых симптомов является то, что с его помощью можно выявлять не один необычный симптом, а скорее множество необычных симптомов как признаков симуляции. Оно широко апробировано при квалификации симулируемой психопатологической симптоматики в популяции взрослых испытуемых, и в США утверждено в качестве стандартного метода для оценки симуляции (Rogers, 1997).

Трудность выявления симулируемых психозов признается давно. Классическое исследование Rosenhan (1973), которое, вероятно, является наиболее известной работой, посвященной изучению симулируемых психозов, показало неспособность психиатров отличить психическую норму от патологии. Восемь добровольных “псевдопациентов” (среди них один студент-психолог, три психолога, врач педиатр, психиатр, художник и домохозяйка) были под секретом приняты в психиатрическую больницу с жалобами на наличие “голосов”. Эти жалобы немедленно прекратились после поступления в стационар. Всем был установлен диагноз шизофрении. Длительность пребывания в больнице составила от 9 до 52 дней.

 

Во всех публикациях на тему симуляции подчеркивается необходимость применения при выявлении возможной симуляции углубленного клинического интервью. Resnick (1997) считает, что такое интервью предполагает применение следующих приемов.

1. При возможности задавайте открытые вопросы.

2. Старайтесь не прерывать пациента при изложении анамнеза.

3. Избегайте наводящих или подсказывающих вопросов, поскольку они могут давать намеки в отношении истинных признаков реальных психотических симптомов.

4. Получите информацию о том, не сталкивался ли пациент с проявлениями психозов ранее, например в связи с родом своей работы.

5. Не проявляйте раздражения или недоверия, так как это может усиливать защитные формы поведения со стороны пациента (Miller & Cartlidge, 1972).

6. Интервью должно продолжаться в течение довольно длительного времени, поскольку усталость уменьшает способность симулирующего лица придерживаться придуманной версии.

7. Задавайте вопросы о невозможных в данном случае симптомах, чтобы проверить, будет ли пациент подтверждать их наличие.

8. Упоминайте в присутствии пациента о легко имитируемом симптоме. Последующее внезапное появление этого симптома будет явно свидетельствовать в пользу симуляции.

Тема 8. Взаимодействие органов здравоохранения и внутренних дел по предупреждению общественно опасных действий психически больных. Подготовка следователем материалов для производства судебно-психиатрической экспертизы. Анализ заключений судебно-психиатрической экспертизы

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 апреля 1997 года N 133

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 апреля 1997 года N 269

ПРИКАЗ

О мерах по предупреждению общественно опасных

действий лиц, страдающих психическими расстройствами

 

В целях практического исполнения Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 года N 383, Уголовного кодекса Российской Федерации, в части, касающейся мер медицинского характера, и комплексного подхода к решению этих задач, приказываем:

 

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами.

2. Руководителям органов управления здравоохранением  и руководителям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) МВД России:

2.1. Изучить в первом квартале 1997 года утвержденную Инструкцию с медицинскими работниками и сотрудниками соответствующих подразделений органов внутренних дел и принять меры к ее исполнению.

2.2. Обеспечить взаимодействие соответствующих подразделений органов здравоохранения и органов внутренних дел в работе с лицами, страдающими психическими расстройствами, а также неразглашение сведений о состоянии психического здоровья граждан, тактичное и гуманное отношение к ним при исполнении служебных обязанностей.

2.3. Проводить служебные проверки по фактам совершения лицами, страдающими психическими расстройствами, общественно опасных действий, в процессе которых вскрывать причины, способствовавшие их совершению, давать оценку эффективности ранее проведенных в отношении этих лиц лечебных, социально-реабилитационных и профилактических мероприятий, принимать меры к виновным и устранению выявленных недостатков.

 

3. Руководителям органов управления здравоохранением:

3.1. Установить контроль за деятельностью психиатрических, психоневрологических и наркологических учреждений по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, выявлению этих лиц, активному наблюдению за ними, проведению амбулаторной терапии и своевременной госпитализации.

3.2. Обеспечить преемственность в деятельности внебольничных и стационарных учреждений по наблюдению, лечению и социально-трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами, оказанию им правовой помощи, особенно при наличии общественно опасных тенденций.

3.3. Запретить выписку из стационаров, в нарушение действующего законодательства, лиц с психическими расстройствами, представляющих общественную опасность. Установить контроль за своевременным оформлением инвалидности лицам, утратившим трудоспособность, направлением больных, не имеющих определенного места жительства, в общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами и утративших социальные связи, оформлением материалов при наличии показаний для опеки и направления в психоневрологические интернаты, обеспечением совместно с органами внутренних дел больных необходимыми документами.

3.4. Обязать руководителей учреждений здравоохранения своевременно информировать горрайорганы внутренних дел о самовольно ушедших из психиатрических стационаров больных, находящихся на принудительном лечении и госпитализированных в недобровольном порядке. Запретить выписку указанных лиц, самовольно ушедших из стационара.

 

4. Руководителям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) МВД России:

4.1. Планировать и проводить занятия с личным составом соответствующих подразделений органов внутренних дел по вопросам осуществления недобровольной госпитализации лиц с психическими расстройствами, предупреждения с их стороны антиобщественного поведения.

4.2. Реагировать на факты агрессивного поведения и своевременно информировать соответствующие учреждения здравоохранения о возможном совершении общественно опасных действий лицом, страдающим психическим расстройством.

При оказании содействия медицинским работникам в недобровольной госпитализации руководствоваться Законом РСФСР "О милиции", ведомственными нормативными актами, гарантирующими строгое соблюдение прав граждан и их безопасность.

4.3. По каждому факту совершения лицами с психическими расстройствами преступлений проводить предварительное следствие. Устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению таких действий, и в установленном порядке вносить в соответствующие органы и учреждения представления об устранении имеющихся недостатков.

4.4. Паспортно-визовым подразделениям органов внутренних дел осуществлять:

4.4.1. По просьбе психиатрических и психоневрологических учреждений документирование (паспортизацию) лиц с психическими расстройствами, а также восстановление регистрации их по месту жительства.

4.4.2. По месту нахождения следственных изоляторов документирование находящихся в них лиц с психическими расстройствами, освобождаемых судом от уголовной ответственности и подлежащих переводу в психиатрические стационары для применения к ним принудительных мер медицинского характера.

 

5. Установить, что приказ Минздрава СССР и МВД СССР от 5 мая 1988 года N 357/93 в органах здравоохранения и в органах внутренних дел Российской Федерации не применяется.

 

6. Ответственность за выполнение настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Стародубова В.И. и заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации Латышева П.М.

 

Министр здравоохранения Российской Федерации                              Т.Б.Дмитриева

Министр внутренних дел Российской Федерации                                 А.С.Куликов

 

 

Приложение

к приказу Минздрава России

и МВД России

от 30.04.97 N 133/269

 

ИНСТРУКЦИЯ

об организации взаимодействия органов здравоохранения

и органов внутренних дел Российской Федерации

по предупреждению общественно опасных действий лиц,

страдающих психическими расстройствами

 

1. Общие положения

1.1. Лица, страдающие хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими  или часто обостряющимися болезненными проявлениями, склонные к общественно опасным действиям, а равно лица, направленные судом на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, подлежат активному диспансерному наблюдению в психоневрологических диспансерах (диспансерных отделениях, кабинетах)*.

* В дальнейшем именуются "психоневрологические диспансеры" или "ПНД".

 

Контрольные карты диспансерного наблюдения за этими лицами (формы  N030-1/У) располагаются в общих картотеках психоневрологических диспансеров с пометкой в верхнем углу лицевой стороны карты "АДН" (активное диспансерное наблюдение), "ПЛ" (принудительное лечение) и цветной маркировкой либо формируются отдельным массивом с той же пометкой.

 

1.2. Решение о включении в группу лиц с психическими расстройствами, склонных к общественно опасным действиям, а также о выведении из нее в каждом конкретном случае принимается комиссией врачей-психиатров на основании медицинской документации психиатрических стационаров, а также данных, полученных врачами психоневрологических диспансеров.

 

1.3. На указанную в пункте 1.2 настоящей Инструкции комиссию направляются лица:

1.3.1 Совершившие в прошлом общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законодательством, с освобождением от уголовной ответственности или наказания и применением к ним принудительных мер медицинского характера.

1.3.2. Отбывшие наказание за преступления, совершенные до установления у них психического расстройства.

1.3.3. В структуру психических расстройств больных входят симптомы, обусловливающие склонность к совершению общественно опасных действий (императивные галлюцинации, некоторые формы бреда, психопатоподобные состояния с повышенной поведенческой активностью и патологией влечений и т.п.), в том числе приводившие в прошлом к недобровольной госпитализации.

1.3.4. Страдающие пограничными формами психических расстройств, совершившие в прошлом общественно опасные деяния, в отношении которых они признавались невменяемыми в связи с развившимся на этой почве психозом.

 

1.4. Лица с психическими расстройствами, включенные в группу активного диспансерного наблюдения, а также  находящиеся на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, обследуются врачом-психиатром психоневрологического диспансера не

реже одного раза в месяц.

 

1.5. При госпитализации лиц с психическими расстройствами в психиатрический стационар, переводе из одного стационара в другой или передаче под диспансерное наблюдение ПНД направляющее учреждение в обязательном порядке извещает принимающее учреждение о склонности этих лиц к общественно опасным действиям, либо нахождении на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра. В дополнение к сведениям, включаемым в медицинскую документацию, сообщаются также следующие данные о больном: ведущий синдром; тип течения заболевания; психопатологический механизм, характер и кратность общественно опасных деяний; личностные и ситуационные факторы, способствующие или препятствующие их осуществлению; проведенные на данном этапе лечебно-реабилитационные мероприятия и их эффективность; рекомендуемые меры по предотвращению общественно опасных деяний.

 

1.6. Лицо, страдающее психическим расстройством и представляющее по своему психическому состоянию непосредственную опасность для себя или окружающих, в соответствии с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя по решению врача-психиатра до постановления судьи, с немедленным уведомлением об этом его родственников или законного представителя.

При необходимости госпитализации из дома психически больного, представляющего непосредственную опасность для себя или окружающих, и при наличии оснований предполагать, что он или его родственники окажут сопротивление, работники психоневрологического диспансера, скорой психиатрической помощи обращаются за содействием в орган внутренних дел, на территории обслуживания которого находится психически больной.

Начальник органа внутренних дел, его заместитель по просьбе работников психиатрической службы обеспечивает к назначенному времени (при необходимости - немедленно) и по указанному адресу прибытие сотрудников милиции для оказания содействия медицинским работникам.

 

1.7. Недобровольная госпитализация возлагается на работников психиатрической службы.

Сотрудники милиции осуществляют розыск и оказывают содействие в задержании лиц, подлежащих госпитализации, обеспечивают охрану общественного порядка, безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра, пресекают противоправные

действия граждан, препятствующих госпитализации.

Сотрудниками милиции совместно с медицинскими работниками в обязательном порядке производится личный досмотр больного с целью изъятия предметов, которые могут быть использованы им в качестве орудий нападения.

При госпитализации психически больных, не имеющих родственников либо проживающих отдельно, сотрудниками милиции принимаются меры по обеспечению сохранности их имущества.

 

2. Порядок взаимодействия органов здравоохранения с органами внутренних дел по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами.

 

2.1. Психоневрологический диспансер:

2.1.1. Направляет в орган внутренних дел по месту жительства лиц с психическими расстройствами, состоящих на  активном диспансерном наблюдении и на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, следующую письменную информацию:

- ежегодно, до 20 января, список лиц, находящихся на активном диспансерном наблюдении и на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра;

- сведения об изменении места жительства лицом с психическим расстройством, находящимся на активном диспансерном наблюдении, или амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, а также при длительном отсутствии его по месту регистрации;

- данные о лицах, вновь включенных в список активного диспансерного наблюдения, принятых на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра и снятых с него, - немедленно по принятии соответствующих решений.

2.1.2. Получив информацию органа внутренних дел о совершении лицом, страдающим психическим расстройством, действий, содержащих признаки уголовно наказуемого деяния, административного правонарушения либо о появлении у него особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения общественно опасных действий, а также информацию о лицах, поведение которых объективно свидетельствует о возможности наличия у него психического расстройства и совершения по этой причине общественно опасных действий, незамедлительно обеспечивает их освидетельствование (в необходимых случаях с выездом в подразделение органа внутренних дел, которым задержано указанное лицо) и решает вопрос о целесообразности немедленной госпитализации.

 

2.2. Психиатрическая больница:

2.2.1. В течение суток сообщает в территориальный орган внутренних дел о поступлении психически больного без документов, удостоверяющих личность (если он неизвестен медицинскому учреждению), или с документами, вызывающими сомнение в их принадлежности больному, а также о поступлении больного, который по психическому состоянию не может сообщить о себе сведения.

2.2.2. Принимает меры к розыску и возвращению совершившего побег психически больного из психиатрического стационара, склонного к общественно опасным действиям (в том числе находящегося на принудительном лечении), а также информирует об этом:

 - орган внутренних дел, на территории обслуживания которого находится психиатрический стационар, а также орган внутренних дел, на территории которого проживает лицо, совершившее побег (с указанием полных анкетных данных, примет, в том  числе особых, одежды, адресов места жительства бежавшего и его родственников, законных представителей);

- лечебно-профилактические  учреждения,   оказывающие внебольничную (в том числе экстренную) психиатрическую помощь населению территории, на которой расположен стационар, а также территории, на которой проживает лицо, совершившее побег, на предмет психиатрического освидетельствования и госпитализации.

При обнаружении (задержании) бежавшего больного администрация психиатрической больницы, психоневрологический диспансер и орган внутренних дел обеспечивают взаимную информацию о прекращении розыскных мероприятий.

2.2.3. Письменно или телефонограммой информирует психоневрологический диспансер, орган внутренних дел по месту жительства больного, а также его родственников, либо законных представителей о его предстоящей выписке после принудительного лечения или недобровольной госпитализации.

 

2.3. Орган внутренних дел:

2.3.1. Направляет в психоневрологический диспансер информацию о лицах с психическими расстройствами, находящихся под активным диспансерным наблюдением и на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, в случаях:

- совершения ими общественно опасных деяний, возбуждения уголовного дела, задержания, заключения под стражу;

- совершения ими административных правонарушений;

- появления у них особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения ими общественно опасных деяний, и необходимости их освидетельствования;

- перемены ими места жительства (аналогичное сообщение направляется в орган внутренних дел по новому месту проживания больных).

2.3.2. Перечисленная информация на лиц с психическими расстройствами направляется в психоневрологический диспансер в течение трех дней с момента возбуждения в отношении него уголовного дела, задержания, заключения под стражу, совершения административного правонарушения, снятия с регистрационного учета по месту жительства. В случае появления у такого лица особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения им общественно опасного деяния, и необходимости его освидетельствования, информация доводится до органов здравоохранения незамедлительно.

2.3.3. Получив сообщение о поступлении в психиатрическую больницу (отделение) больного без документов, удостоверяющих личность, или с документами, вызывающими сомнение в их принадлежности больному, а также психически больного, который по состоянию здоровья не может сообщить о себе сведения, орган внутренних дел принимает меры по установлению его личности.

2.3.4. При получении из психоневрологического диспансера сведений об изменении лицом с психическим расстройством, находящимся на активном диспансерном наблюдении, амбулаторном принудительном наблюдении и лечении, места жительства, длительном отсутствии его по месту регистрации, орган внутренних дел незамедлительно принимает меры к установлению места нахождения лица и предупреждению возможных с его стороны общественно опасных действий. Об установлении данного лица орган внутренних дел информирует психоневрологический диспансер.

Планы семинарских занятий

Методические рекомендации

Цели практических занятий:

-      научить студентов творчески мыслить, рассуждать и дискутировать по проводимой в России правовой реформе, построению правового государства, тенденциям развития медицинского законодательства по охране психического здоровья граждан в последние годы;

-      привить студентам навыки по оценке происходящих социальных и правовых преобразований в обществе;

-      развить у студентов умения по составлению уголовно-процессуальных и гражданских процессуальных документов по назначению судебно-психиатрической экспертизы.

 

Задачи практических занятий:

-      закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и приобретенных в процессе самостоятельной работы с литературой, нормативными и правовыми актами, материалами практики:

-      формирование у студентов умений и навыков работы с научной литературой и специальными документами, анализа различных источников знаний;

-      выявление уровня усвоения материала и оценка полученных знаний по изученным вопросам.

В процессе проведения всех видов занятий и самостоятельной работы но судебной психиатрии студентами должны быть достигнуты следующие цели:

1. Образовательная:

-      усвоение теоретических знаний по действующим нормам законодательства, порядку применения этих норм при производстве судебно-психиатрических экспертиз;

-      изучение зарубежного опыта по производству экспертиз.

2.    Практическая:

-      применение норм права при производстве экспертиз по конкретным уголовным и гражданским делам;

-      оказание юридической помощи гражданам по оценке заключений экспертов;

-      развитие навыков и умений по вынесению постановлений по производству экспертиз.

3.    Воспитательная:

-      выработка научного мировоззрения по вопросам о месте и роли судебно-психиатрической службы в борьбе с преступностью в условиях социально-экономических и правовых преобразований в Российской Федерации;

-      привитие убежденности в необходимости соблюдения требований законности при производстве экспертиз и осуществлении правосудия, отстаивания незыблемости принципа верховенства закона.

 

Учебно-методическое обеспечение: телевизор, видеомагнитофон, видеофильмы, практикум, сборник законодательных и нормативных документов, сборник образцов уголовно-процессуальных и гражданских процессуальных документов, тестовый контроль знаний по двум направлениям.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.