Память равноапостольной Нины — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Память равноапостольной Нины

2019-12-21 105
Память равноапостольной Нины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сегодня память равноапостольной Нины, просветительницы Иверии. Всегда на день великих святых в храм приходит много именинников, чтобы помолиться угоднику Божию, чье имя они носят, и приобщиться Святых Христовых Тайн. И это очень хорошо, конечно, и очень правильно. Но такие праздники для священников сопряжены всегда еще и с большой скорбью, потому что многие, после того как причастятся, исчезнут, может быть, на год, может быть, на два года, а может быть, и совсем. То есть люди делают великое дело и тут же его разрушают. И каждый сам себя оправдывает кто болезнью, кто трудными семейными обстоятельствами, кто работой.

Господь говорит: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня», тому лучше камень на шею и бросить его в море, то есть лучше бы такого человека утопить. Но чаще всего нас никто не соблазняет, а мы соблазняем себя сами. Господь говорит: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть вверженну в геенну огненную».

Когда мы соединяемся в причастии с Богом, Царствие Божие приходит в наше сердце. Поэтому если мы удаляемся от причастия, мы удаляемся от Царствия Божия. Господь наше соединение с Царствием Божиим ценит выше, чем руки, ноги, глаза. Он так и говорит, что лучше б это все пропало: и руки, и ноги, и глаза, и квартира, и дети, и внуки, и работа, и пенсия — все пусть пропадет, лишь бы мы причащались. А мы наоборот, для нас важней домашние дела, работа, родственники, какие-то поездки, свадьбы, кто умер — надо помянуть и так далее. То есть всякие у нас хлопоты, заботы. Сами по себе они, может быть, очень даже важные, но есть на свете нечто более важное, в тысячу раз. И вот этим важным, к сожалению, мы пренебрегаем. А Господь нам говорит, что живем мы неправильно. Если глаз, или рука, или нога отводят нас от Царствия Небесного, лучше их вырвать, лучше хромыми быть. Это не значит, конечно, что надо взять пилу и отпилить себе ногу. Нет, Господь таким образным языком говорит нам, сколь велика ценность Царствия Небесного.

Человек к Царствию Небесному приобщается и через молитву, и через чтение Священного Писания (а у многих дома Священное Писание лежит, но открывают его очень редко). Но самое главное, через что человек приобщается к Царствию Небесному, — это Причастие Святых Христовых Тайн. Поэтому причащаться нужно не только в день Ангела, а хотя бы раз в месяц. И если нам мешает приобщаться наша работа, надо ее бросить. Если приобщаться нам мешают наши друзья, надо их бросить. Если приобщаться нам мешает наша болезнь, надо ползком ползти, надо все деньги истратить на такси, только чтобы нас привезли в храм, потому что это дороже всего. Лучше нам все на этой земле оставить и бросить, но душу спасти, чем вот так: и с трехкомнатной квартирой, и с дачей, и с двумя детьми, и с шестью внуками — всем вместе идти в ад!

Сегодня читалось Евангелие о десяти девах, пяти мудрых и пяти юродивых, потому что равноапостольная Нина была мудрой, всю жизнь посвятила спасению своей души и молитве за свой народ. И это увенчалось успехом: весь народ грузинский приобщился через нее к Богу. Она так Бога возлюбила, что у нее хватило на это мудрости. А у нас часто этой мудрости не хватает. Но раз мы в храм пришли, значит, мы люди верующие. И обидно будет, что мы веруем в Бога, а душа наша погибнет. Как Господь строго сказал этим глупым, неразумным девам: отойдите, Я не знаю вас. Потому что, когда Он пришел, мудрые-то девы встретили Его, а эти нет, не успели, они были заняты другими делами, они елей пошли покупать, у них не хватало. А почему не хватало? Потому что человек, когда живет сам по себе, ему вечно всего не хватает.

Всем людям на земле чего-то не хватает, все к чему-то такому стремятся, все чего-то ищут, все хотят что-то приобрести, и так бесконечно. А если человек устремляется всей душой к Богу, то Господь ему подает Сам. Господь сказал: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его», а остальное все приложится вам само. А мы Его словам не верим, поэтому и остаемся ни с чем. Поэтому каждому нужно обязательно прийти в разум, глубоко понять, что для меня важней: душа моя или тело? Многие из нас уже старенькие, скоро всем нам придется помирать. Тело наше на кладбище закопают, а душа пойдет на суд Божий. И вот от того, как мы Бога любили, как мы Его заповеди исполняли, как мы молились, как мы причащались, от этого и зависит наша жизнь.

Вот в магазин мы ходим почти каждый день, потому что тело свое любим. Но ведь лучше голодному ходить, чем забыть Бога. А мы все время предпочитаем тело нашей душе. О теле заботимся, чтобы его одеть, да потеплей, да покрасивей. А душу чтобы приукрасить? Чтобы взять потрудиться почитать Евангелие, потрудиться помолиться Богу, потрудиться прийти в храм? Ведь каждый крещеный человек обязан ходить в храм каждое воскресенье. А мы разве так ходим? Нет, мы только тогда идем в церковь, когда у нас есть время, когда у нас есть настроение или когда день Ангела. Поэтому, пока мы с вами живы, пока ножки наши ходят, много нам надо в жизни изменить. Это, конечно, будет трудно, потому что жизнь у нас как наезженная колея, так все уже устроено, что вроде для Бога там места нет. И надо нам обязательно все, что нам мешает, отринуть. Тогда будет успех — мы Бога познаем. Это самое главное, потому что иначе так впотьмах и проживем. А это очень печально.

 

 

Самый тяжкий грех — это не грабить, не убивать, не водку пить. Это все уже потом бывает, а сначала самый главный грех: забыл человек Бога. Господь сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». А мы то, что Богом заповедано, как раз и не исполняем. Следовательно, наша вера — это есть самообман, мы сами себя тешим, сами себя уговариваем, а это все не настоящее. Поэтому нам надо это все очень продумать, покаяться, измениться, и Господь примет нас. Он не желает нас отторгнуть, как-то наказать — наоборот, Он нас всех сегодня собрал. Будем сегодня причащаться — какая радость на Небесах! Потому что, когда мы причащаемся, все ангелы ликуют, души святых угодников Божиих, пребывающие в Царствии Небесном, радуются. Сама Пресвятая Богородица над нами простирает Свой Покров. Радость бывает на Небесах. А мы так: приобщились к этой радости — а потом в житейское море окунаемся и опять в нем утопаем, опять начинаются магазины, телевизоры, стирки, уборки, ругань, сплетни и так далее.

Всё опять к тому же возвращаемся, а этого быть не должно. Мы должны жить Святыми Тайнами, мы должны все время к ним устремляться, мы должны все время каяться в грехах, очищать свою душу, с каждым днем стараться все лучше, лучше становиться. А это ведь очень трудно — исправиться. Каждый, кто пытался когда-нибудь в чем-то исправиться, знает, как это трудно. И многие из нас, к сожалению, не успеют. Поэтому надо спешить. Помоги нам в этом Господь по молитвам равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, которая нас всех сегодня собрала. Аминь.

Храм Святителя Митрофана Воронежского,

27 января 1992 года

 

Собор трех святителей

Сегодня великий праздник трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Каждый из них был велик, и каждый из них был богослов, и каждый из них был прекрасный проповедник, златоуст. Но святая Церковь их называет различными именами, в силу того что в каждом из них было что-то особенное, и вместе прославляет, потому что все они одинаково Богу угодили.

В Евангелии от Матфея Господь говорит Своим ученикам: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Они, Василий, Григорий и Иоанн, три замечательных мужа, явились этим светом для мира, потому что они стали подлинными учениками Христовыми. Эти слова обращены ко всем ученикам Христовым. Каждый из нас тоже к этому призван. Крестят людей во имя Пресвятой Троицы не для того, чтобы у них здесь, на земле, была жизнь получше, а для того, чтобы они стали учениками Христовыми. Купель есть образ могилы, в которой человек должен умереть для греха и начать жить для новой жизни, то есть, выйдя из купели, он должен жизнь свою обновить. А в чем обновить?

Весь мир лежит в грехе. Человек рождается в грехе, от грешных родителей, и вокруг него одни грешники. Что такое грех? Это есть всякая жизнь, отделенная от Бога, иначе говоря, безбожная. Все люди, которые нас окружают, и мы с вами живем жизнью безбожной. Эта безбожность заключается в том, что Бог живет Своею жизнью, а мы своей. У нас своя личная, безбожная жизнь, со своими страстями, со своими скорбями, со своими обидами, со своими болезнями. Человек занят какими-то своими заботами, погружен в свою внутреннюю жизнь. А ученик Христов, он должен иначе жить, он должен быть погружен в жизнь Божественную. Человек должен всегда помнить о Боге, всегда помнить, что Господь рядом, всегда помнить, что Господь на него смотрит, всегда внимательно за собой следить: что я в настоящий момент делаю? куда я иду? зачем? что происходит в моей голове? что происходит в моем сердце? угодно ли это Богу? То есть быть в постоянном труде, смотреть, как бы чем Бога не оскорбить, чем бы не обидеть, чтобы Господь не отошел. Ученик Христов любит Бога, а когда человек любит другого, он старается ему угодить.

Как же этого достичь? И как получается, что Христов ученик становится светом мира? Как только человек уверовал во Христа, полюбил его, он начинает всю свою жизнь исправлять. В чем надо исправлять? Ну, конечно, кто какие-то страшные грехи совершает: ворует, блудит, ругается скверными словами, вино пьет — это надо все оставить за порогом духовной жизни. Но не только в этом дело. Дело вообще в самом принципе, устройстве жизни: для чего человек живет, во имя чего, какая цель его жизни. Отдельные люди, мы их называем святыми, так восприняли Христа, что Он стал для них целью и смыслом жизни. И трех святителей называют великими учителями Церкви, потому что они показали на своем примере, как это нужно, и стали действительно светом для всего мира. Откуда в них появился этот свет? От Бога. Бог их просветил, потому что вся их жизнь и они сами стали как бы прозрачными для Бога. И сквозь эту их чистоту и другие люди увидели Божественный свет и тоже к нему устремились. То есть они стали проводниками людей к Богу.

Сейчас, например, мы совершаем божественную службу. Чьими словами мы молимся? Словами Иоанна Златоустого. Каждый священник в каждом храме повторяет те слова, которые Златоуст более полуторы тысяч лет назад произнес. И вот его устами Церковь молится. И этот свет через Златоуста идет к нам. Так же и Василий Великий составил много правил по устройству Церкви, и этими правилами Церковь руководствуется до сих пор. И Григорий Богослов создал множество прекрасных поэтических произведений, из которых составлены многие службы. Этими словами Церковь воспевает хвалу Пресвятой Троице.

Каждому от Бога дается свой талант, и они были люди особенные, особенно одаренные, особенно талантливые. Можно сказать, что они были гении духовной жизни, гении молитвы, и причем они были люди колоссального ума и совершенно обширнейшего образования. Мы, конечно, такого достичь не можем. Но это же не значит, что для нас все закрыто. Святой апостол Павел такой пример приводит: на небе много звезд и есть луна и солнце. Солнце — это Христос, а звезды — святые, они все разной яркости. И каждый человек должен сиять своим светом, сколько может вместить. Но этот свет обязательно должен быть в нас. Поэтому Господь и говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Вот если бы свет Божий проник все-таки в наши сердца, мы бы стали сиять, и на этот свет другие люди прилетели бы, как мотыльки, и через это приобщились к небесной жизни. Но этот свет в нас не сияет. Вместо духовного света в нас есть раздражительность, в нас есть зависть, в нас есть гнев, жадность, обидчивость, гордость, тщеславие, честолюбие. Вот это все в нас есть. И чтобы очистить наше сердце, Господь дал нам заповеди. Например, такую: если «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Если человек достиг Божественного света, ему это исполнить легко, потому что душа его чиста, она абсолютно немстительна, и он никакой обиды даже не чувствует, совершенно нечувствителен к обиде. Но человек грешный, даже если и подставит левую щеку, то он будет скрежетать зубами, мысленно все равно будет своего обидчика проклинать, будет всем рассказывать, как его обидели.

Грешный человек не может подставить левую щеку, когда его бьют по правой. Прежде чем достичь этой заповеди, очень много нужно упражняться и в терпении, и в смирении, и в любви, и в милосердии. Поэтому все заповеди Христа служат для нас маяками, которые определяют, что мы уже можем из того, чему нас святая Церковь научила, а что мы пока еще не можем. И надо стараться в этом упражняться, все время в этом направлении трудиться. Вот как ученик: ему учитель дает какие-то задачки, а он все время решает и становится все более искусным, все более опытным, все более сообразительным. Так точно и в духовной жизни. Наш учебник — это есть святое Евангелие, а все заповеди, которые в нем даны, — это жизненные задачи, которые мы обязательно должны решить, причем решить хорошо, не только умом постичь, что это значит, но научиться на деле.

Вот, допустим, есть заповедь Божия «молитесь за обижающих вас». Если кто нас обидел — а все время кто-нибудь нас обижает, — как вылечить эту обиду? Вообще обижаться — это есть страшный грех. Если человек обижается на кого-то, Царствия Небесного он уже достичь не может, это совершенно исключено. Поэтому у кого есть на кого-нибудь какая обида, бесполезно в храм ходить, бесполезно и свечи ставить, все бесполезно, все перечеркивается одной обидой. Потому что, когда человек обижается, он уже не христианин, он даже не имеет права «Отче наш» читать, так как там сказано: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», — то есть, Господи, прости мне мои грехи так, как я прощаю другим. А если ты хоть что-то не прощаешь, значит, и тебе Господь не прощает. А раз тебе Господь не прощает, значит, ты не можешь быть в Царствии Небесном. Оно только для кающихся грешников, которые грехи исправили, грехи им прощены, очищены.

Поэтому, когда мы плачем о чем-нибудь, горюем, надо задуматься: а не от обиды ли я плачу? Потому что, если меня по правой щеке ударят, я должен подставить левую. И чтобы избавиться от обиды, Господь дает изумительное лекарство: молись за обижающего тебя. Молись час, два, три, день, неделю, месяц, год — и увидишь, что обида твоя ушла. А может быть, и не понадобится года, достаточно, может быть, один раз перекреститься, и эта нечисть от тебя отойдет. И если каждый раз мы будем так поступать, то постепенно вообще у нас никакой ни на кого обиды не будет, никаких отношений ни с кем мы выяснять не будем, нам это просто не потребуется. И таким образом мы сделаем шаг навстречу к Богу. И если бы мы все заповеди Божии так внимательно рассматривали, в своей жизни бы использовали, исполняли, наша жизнь бы начала меняться, мы бы стали просвещаться светом Христовым.

Василий, Григорий и Иоанн, они это исполнили. У них получилось. Поэтому они есть учителя, они показывают и рассказывают в своих произведениях, как это все нужно сделать. А если мы не трудимся над тем, как нам это сделать, то наша жизнь проходит бесполезно. Ну приходи, ну ставь свечки — молодец, клади деньги в кружку — тоже неплохо, записки подавай за кого-то о здравии, за упокой. Помолишься о здравии — Господь поможет. Помолишься за упокой — усопший, за которого ты молишься, почувствует твою молитву. Это дело хорошее, доброе. Да, твое сердце умилилось, у тебя есть чувство исполненного долга, у тебя душа успокоилась. Это все хорошо, но это опять ты все себе. А Богу-то что? Где в этом стремление к Царствию Небесному? Нету. Поэтому сказано: «Да светит свет ваш пред людьми». Это же заповедь. А наша жизнь с вами, разве она сияет? Нет, наша жизнь серая, она у нас пошлая, она от жизни людей, которые в церковь не ходят, ничем принципиально не отличается. Потому что невозможно назвать отличием нашей жизни то, что мы утром пять минут и вечером десять минут молимся или в среду и пятницу чего-то там не вкушаем. Это что, принципиально? Нет, конечно. Ты два раза молишься в день, а мусульманин нормальный пять раз в день молится, так что уже ты отстаешь.

Дальше Господь говорит: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». То есть вся наша жизнь должна быть построена так, чтобы для Царствия Небесного стараться, чтобы все время к нему устремляться, чтобы все время о нем думать: что мне еще такого сделать для Царствия Небесного? Мы думаем о хлебе, о том, что нужно из прачечной белье забрать, надо за телефон заплатить, а то отключат, о многих вещах мы думаем, заботимся. А ведь самая главная забота должна быть о том, что вот, если я сегодня умру, Господь меня возьмет в Царствие Небесное или скажет: отойди, Я тебя не знаю? Если Господь действительно был в нашей душе, вошел в нашу душу как свет, то значит — да. А если нет? Потому что многим из нас кажется только, что мы хорошие. А на самом деле как проверяется, хороший человек или плохой, христианин или нет? Проверяется очень просто: надо подойти и дать ему по правой щеке. Если подставит левую, значит, все нормально. Если не подставит, возмутится, обидится, значит, никакой не ученик Христов. И вот так мысленно представим себе, сможем ли мы потерпеть? Нет, не сможем.

Мы живем как неразумные дети, которые ябедничают друг на друга, дерутся, обзываются. Поэтому в Послании к Евреям, которое тоже на этот праздник читается, апостол говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Мы должны вспоминать наших наставников Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, смотреть, как они жили, как они отошли ко Господу, подражать вере их. Надо стараться именно подражать хорошему.

Вокруг нас много людей, которые Бога не знают. Ну на словах-то все верующие, а не деле-то никто. Святая Церковь недаром святых прославляет. С какой целью? Чтобы остальные брали пример. Потому что многим трудно пример брать с Господа Иисуса Христа, как святые отцы говорили, вести христоподражательную жизнь. Поэтому Церковь и прославляет святых, чтобы вся вселенная их узнала. Посмотри на жизнь святых, как они жили, какие они подвиги совершали во имя Христа, и в ту меру, в которую тебе возможно, по твоей силе, по твоему уму, по твоему возрасту, по твоему здоровью, по твоему полу, по твоему образованию, по твоей национальности смотри, чем ты можешь Богу угодить. Ведь не все могут совершать те дела, которые совершали святые, но каждый что-то свое обязательно должен. И это делание и есть жизнь подлинно христианская.

В конце этого отрывка, который мы читали, апостол пишет: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу». В чем грех заключается? В том, что сердце наше каменное, нечувствительное, несочувственное, мы не сочувствуем чужому горю, все настаиваем на своем. И цель нашей жизни — сердце умягчить, чтобы оно наполнилось любовью. А для этого надо обязательно творить добро. Все мы, конечно, люди жадные, все мы себялюбивые, все себе на уме, каждый все хочет себе, все эгоисты, каждый старается только для себя или своим родственникам, деточкам, внукам, племянничкам. А Господь говорит: надо любить ближнего, как самого себя. Поэтому если мы хотим сердце свое умягчить и стать учениками Христовыми, надо упражняться в любви по отношению к нашим ближним.

Кто мой ближний? Вот кто рядом с тобой оказался, тот и ближний, тому и окажи любовь. Посмотри, может, ему чем-то надо помочь, или уступи ему, или прости, пожалей его и так далее. И если мы будем все время сердце на это направлять, мы постепенно к этому привыкнем и во вкус войдем и нам это очень понравится. Потому что вообще-то добро творить очень радостно. Сначала, конечно, будет жалко, трудно, но надо потихонечку сдвигать свое сердце с мертвой точки. И тогда Господь, видя, что человек действительно хочет Его заповедь исполнить: да, вот какая противная тетка, и злая, и жадная, и завистливая, и себялюбивая, и болтливая, и блудная, а изо всех старается делать добро, — и Господь за это старание будет очищать ее от грехов, и будет она все добрее, и терпеливее, и милосерднее, и более кроткая, и послушная. А потом Господь научит ее молитве.

Многие из нас мучаются на молитве, не знают, что делать. А учит молитве только Сам Дух Святой: когда Он придет в сердце, тогда и научишься молиться Духом Святым. А пока Дух Святой не придет, молиться не научишься, потому что этому нельзя научиться чисто технически, это не езда на велосипеде, тут надо что-то совсем другое. И кто это делание производит над своей душой, тот только и достигает Царствия Небесного и подлинной христианской жизни. А остальные? А остальным геенна огненная. А почему так? Что так жестоко? Да потому что сами ничего не хотят.

В Царствие Небесное врата открыты настежь. Каждый, кто хочет, иди. Ничего особенного Господь от нас не требует. Серафим Саровский, который совершил все подвиги, какие только возможны, говорит: ничего такого особенного не надо, можно спастись, даже если три раза «Отче наш» читать, «Богородицу» трижды и Символ веры хотя бы один раз. Три раза в день читай, и этого молитвенного правила, если со страхом Божиим исполнять, оказывается, достаточно. А на самом деле «Господи, помилуй», «Господи, благослови» и «Слава Тебе, Господи» — вот этих трех молитв достаточно, чтобы душу спасти.

Дело не в количестве, дело не в том, что человек что-то внешнее исполнит, а дело только в перерождении внутреннем души: был плохой, а стал чуточку лучше. Вот что нужно, вот что требуется. И понятно, что это трудно. Легче что-нибудь внешнее исполнить: взять и пятьдесят поклонов положить. А Богу неважно, пятьдесят ты положил или тысячу пятьсот. Богу не нужны поклоны. А что же Богу нужно? Богу нужно: в результате этих поклонов что изменилось в твоей душе? Вот что важно. В церковь многие по сорок лет ходят, на все праздники, и толку ноль. Вот что обидно-то. Это не значит, что в церковь не надо ходить. Надо, потому что, если не будешь ходить в церковь, вообще ничего не получится. Но надо стараться, чтобы свет Божий вошел в наше сердце. Аминь.

Храм Святителя Митрофана Воронежского,

12 февраля 1992 года

 

Неделя о Страшном суде

В преддверии поста — а пост начинается уже, по существу, в понедельник, так как заговенье на мясо есть первая ступень поста, — святой апостол Павел в Послании к Коринфянам, которое мы читали, пишет: «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Да, действительно, некоторые говорят, что мясо есть — грех. Нет, в мясе никакого греха нет. Наоборот, велено от Церкви отлучать того, который говорит, что мясо есть — грех. Смысл поста не в том, чтобы гнушаться каких-то родов пищи, смысл поста — в воздержании, чтобы утеснить свое чрево, чтобы чувства наши пришли в тишину, чтобы мы освободили свой дух.

Но к сожалению, учение апостола Павла о посте слишком высоко, чтобы обывательское сознание его воспринимало. Поэтому он говорит: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила к соблазнам для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?» Слава Богу, капищ сейчас уже нет, но каким образом это к нам относится? В самом практическом смысле. Иногда постом мы вынуждены идти в гости к человеку, внешнему для Церкви, и так все устраивается, что на столе нет никакой постной пищи. Что делать? Апостол говорит: ешь, ничего страшного нет в том, что ты проглотишь кусок мяса. Не надо только, воспользовавшись этим случаем, подналечь так, чтобы успокоить свое чрево.

Ну а если там окажется кто-то, кто, увидев, как ты ешь мясо, может соблазниться? В патерике рассказывается, как путешествующие монахи пришли в один монастырь и им подали на трапезу мясо. Они стали есть, и вдруг один сказал: «Это мясо». Они говорят: «А, это мясо, тогда мы не будем». То есть когда возник повод для соблазна, они сразу отказались есть, потому что соблазнять нельзя. Поэтому если за столом зайдет речь о посте, тогда тут же надо сказать: нет, мясо мы вкушать не будем, потому что пост. А если речи о посте нет и никто не понимает, что сейчас происходит в Церкви, то, вкусив чего-то скоромного, мы этим согрешаем в очень незначительной мере по сравнению с тем, если будем отказываться и тем самым превозноситься над другими. Поэтому иногда лучше вкусить мясо, а на следующий день можно вообще ничего не есть, если уж так тебе охота попоститься. А излишне рассуждать на тему гастрономии христианину не пристало именно потому, что пища не приближает к Богу.

Но если пища не приближает к Богу и не удаляет от Него, то что же тогда приближает и что удаляет? Вот об этом сегодняшнее евангельское чтение, которое в приточной форме рассказывает, как Господь будет судить всех людей. Суд — это есть тоже символ, потому что очень трудно, да и невозможно то, что происходит на Небесах, рассказать на человеческом языке. Поэтому Господь прибегает всегда к иносказаниям, говорит притчи о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о богатом и Лазаре, о Страшном суде, чтобы мы об этом подумали. На самом деле суда с адвокатами, присяжными, прокурором, приговором — этого ничего не будет. Суд человек устраивает себе сам, и сам себе объявляет меру наказания, и сам же это наказание будет нести. Человек все сам. Но чтобы объяснить падшему человеческому сознанию, как это будет, Господь прибегает к притче.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». Это разделение уже и сейчас происходит. Господь сказал: «Не мир шел Я принести, но меч». Все народы разделены: одни ко Христу тяготеют, другие к Мухаммеду, третьи к Будде, четвертые к вину и так далее. У каждого свой бог. По какому же признаку Господь отделит овец от козлов «и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую»? Дело в том что Царствие Божие — Царство любви, поэтому достичь его может только тот человек, который достиг любви в течение своей жизни.

Каждый из нас имеет долю сентиментальности. Поэтому когда мы встречаемся с каким-то несчастьем, то начинаем жалеть, говорим: ах, как жалко! Но требуется, чтобы мы в это каким-то образом вмешались, то есть чтобы наша сочувствующая, сожалеющая любовь имела какое-то действие. Господь говорит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Потому что на словах все люди очень хорошие, а вот на деле-то нет. А Господь на слова не смотрит. Он сказал: «Не всякий, говорящий мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное». Пожалуйста, креститесь, кланяйтесь, поститесь, но не это Богу нужно. Господь не на это будет смотреть, а будет смотреть на то, есть ли в твоем сердце действующая любовь. А что такое любовь? Это всегда жертва. Оказать кому-то любовь — это значит в чем-то принести себя в жертву. Например, в очереди ты стоишь первый, а он подошел последний, и оказать ему любовь — это значит пропустить его вперед. И это бывает всегда за счет себя. Не обязательно речь идет о темнице, и не так уж часто встретишь на улице такого раздетого, чтобы он нуждался в твоем пальто. Нет, совсем не это имеется в виду, а то, чтобы преодолеть любовь к себе, свой собственный эгоизм.

Жизнь каждого человека, мудрствующего плотски, направлена на то, чтобы все его любили, чтобы все к нему хорошо относились, чтобы никто его чем не зацепил и чтобы и дело шло хорошо, и все было так, как он задумал. И каждый старается другого человека использовать таким образом, чтобы от него какая-то была польза, не обязательно материальная, или, если уж никакой от него нет пользы, чтоб хотя бы в его глазах читать признание себя и этим утешаться. То есть каждый человек стремится к тому, чтобы все подчинить себе. Это даже у младенцев наблюдается. Вот только он родился, еще ничего не понимает, говорить не может, а уже хочет быть центром вселенной, все вокруг должно быть подчинено ему. Если же этого по какой-то причине не происходит, он начинает бунтовать, кричать, чтобы привлечь к себе внимание, заставить во что бы то ни стало. Идет уже беспощадная борьба, он хочет властно покорить всех. И те родители, бабушки и дедушки, которые действуют по пословице «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», очень активно это в человеке развивают. И в детском саду и школе тоже постоянно соревнования, кто первый; кто быстрей кашку съест, вот тот и молодец.

И так во всем, все в миру устроено таким образом: кто первый, кто лучше. А Господь ждет совсем другого. Потому что жизнь, направленная на себя, противоположна любви. Господь пришел на землю и дал нам совершенно иной образ жизни. Он, будучи Богом, стал человеком; будучи всемогущим, пошел на смерть; будучи совершенно непонятым, избитым и оплеванным, Он всех простил. И так как люди созданы Богом, многие, взглянув на его подвиг, были покорены красотой вот этого действия, когда сильный отдает себя целиком для того, чтобы спасти слабого. И Всемогущий Бог, ставший человеком, ставший новым Адамом, совершил этот подвиг с той целью, чтобы люди, у которых в сердце осталась еще часть, не поврежденная грехом, откликнулись на этот призыв и возжаждали того же. И так возникло новое человечество, новый народ, Церковь Божия — собрание людей, руководствующихся этим принципом новой жизни по любви, который совершенно отрицает жизнь мирскую, ей совершенно противоположен. То, что у людей обычно высоко ценится, престижно, вот это является самой страшной мерзостью в глазах Божиих. То есть все ровно наоборот. Поэтому таких людей всегда было немного. Потому что большинству нужна жизнь хорошая и земная, чтобы не болеть, чтобы никто не обижал, чтобы было достаточно денег, не так уж много, роскошествовать не надо, но достаточно. Обеспечь человеку такую жизнь — и Бог будет совершенно не нужен, необходимость для большинства людей в Боге реально отпадет. Потому что зачем еще нужен Бог, когда жизнь и так хорошая?

Но слава Богу, в каждом поколении людей не иссякает эта жажда подвига любви. И эта жажда — это и есть, собственно, подлинно христианская жизнь, а не нечто внешнее, как священный сан, или какое-то в Церкви служение, или какая-то форма одежды. Нет, подлинно духовная жизнь рождается из желания подвига любви. Но конечно, нужно понимать, что желание — это еще не подвиг, это есть только доброе намерение. И когда человек, возжелав жить таким образом, начинает пытаться что-то такое совершить, он встречает очень много препятствий. Во-первых, совершенно некогда. Во-вторых, раздражение мешает. В-третьих, оказывается, что все люди вокруг плохие, все с какими-то изъянами, и как-то и не хочется для таких плохих ничего делать. Для хорошего человека радостно что-то сделать, а в основном люди, конечно, неблагодарные, все только пользуются твоими услугами и никакого от них навару нет. И сразу становится скучно, уныло, и добрые эти дела не хочется делать, потому что чем больше добрых дел делаешь, тем больше в ответ получаешь зла. И многие, попытавшись делать что-то доброе, очень быстро остывают. Потому что делание добра требует подвига, требует очень сильной воли, и, когда человек все-таки, упорствуя, продолжает это делать, он видит, что силы его быстро иссякают. Оказывается, что жить по любви совершенно невозможно. Поэтому человек сразу начинает понимать, что если в этих делах ему Бог не будет содействовать, то тогда ничего у него не получится.

И вот если человек, вознамерившись идти путем подвига любви, будет постоянно искать помощь и опору в Боге, в Его животворящей силе, которую мы называем благодатью Божией, и если намерение его будет неотступно, постоянно и сильно, тогда Господь такому человеку — только такому! — дает благодать Святаго Духа. Потому что только такой человек является христианином, а все остальное просто форма. Господь так и сказал: все остальное — это гроб окрашенный; внешне красиво, ситчиком обито, полиэтиленовые цветочки, а внутри все гнилое. Поэтому только тот, кто взыскует любви, тот и есть христианин, и только ему Господь подает благодать, с которой он может все это совершить. И вот это называется духовной жизнью, потому что благодать сообщается духу человека от Духа Божия. Сочетание духа человека и Духа Божия в подвиге любви — это и есть христианство, Православие, духовная жизнь, вечная жизнь, это есть Царствие Небесное, это и есть все то, о чем говорит Господь. А все остальное к этому отношения не имеет никакого, и не надо обольщаться на этот счет.

Мы будем христианами, только если мы сумеем в себе возгреть намерение идти за Христом, идти путем подвига любви и самоотречения, такого подвига, который никогда не венчается житейскими радостями. Сам Христос этих житейских радостей не имел. Не имел их ни священномученик Гермоген, память которого мы сегодня празднуем, ни Серафим Саровский — никто из святых не имел этих радостей, к которым человек стремится в этом мире. А чем же они жили? Ведь человек создан для радости, и Сам Господь заповедал нам: «Радуйтесь». И апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь». Где же источник этой радости? Источник ее — в благодати Божией. Потому что когда придет в сердце человека Дух Утешитель, тогда оно наполняется неизъяснимой радостью, которую нельзя отнять никакими пытками, никакими страданиями, никакими искушениями — ничем. Эта радость все превозмогает, и в сравнении с ней все земные радости как стекло по сравнению с бриллиантом. Осколок битого стекла есть все земные утехи, которых человек боится лишиться. Подлинно Господь сказал, что «подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек продает все, что имеет, и покупает поле то».

И чтобы встать на этот путь, нужно в это верить. А чтобы в это верить, тоже нужен подвиг. Потому что Господь не может человеку дать сразу авансом то, чего он не может удержать. Господь совершил на глазах у всего человечества Свой подвиг и сказал: хочешь, идем за Мной, вот видишь, Я воскрес, и Я совоскрешу тебя в последний день и вознесу тебя к престолу Божию. Веришь Мне, желаешь — пойдем, пойдем, отрекись от себя, не надо служить себе, наоборот, себя поставь на службу. Не требуй, чтобы тебя все жалели, старайся сам ноги другому умывать, старайся сам все время что-нибудь делать своему ближнему, оказывай ему любовь, только деятельную любовь, не будь услужливым дураком, который хуже врага. Потому что мы часто человеку своей любовью жить не даем. Но нельзя претендовать на свободу человека, а вот когда он действительно нуждается, надо ему оказать любовь. Здесь еще и мудрость потребуется, и дар рассуждения, и вообще очень много всего потребуется, потому что одно тянет за собой другое. Нельзя выделить какую-то добродетель и ей следовать. Если встанешь на путь исполнения одной добродетели, придется совершать и другие. Это неизбежно, как один грех тянет за собой множество других.

И каждый человек каждое утро встает перед выбором: кем я сегодня буду? Буду ли я христианином, буду ли я подвижником, буду ли я идти путем деятельной любви или я, наоборот, этот день проживу так, чтобы как можно больше извлечь себе душевной, материальной и всяческой пользы от других? С какой целью я проживу этот день? Поэтому каждый день, когда мы встаем на молитву, — это есть Страшный суд; каждый день, когда мы приходим в церковь, — это есть Страшный суд; каждый день, когда мы открываем Евангелие, — это есть Страшный суд: слово Божие судит нас. И если мы все-таки в результате этого суда не встанем на сторону Евангелия, значит, мы отошли по левую сторону, отош<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.