Перспективы развития корпоративной социальной ответственности в Республике Казахстан — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Перспективы развития корпоративной социальной ответственности в Республике Казахстан

2019-12-21 423
Перспективы развития корпоративной социальной ответственности в Республике Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выше в главе были рассмотрены вопросы участия основных стейкхолдеров в развитии КСО. Опрошенные респонденты из сферы бизнеса в своем большинстве сошлись на мнении, что КСО в Казахстане должны в первую очередь продвигать на государственном уровне, создавая условия для воплощения принципов в бизнес сообществе. Бизнес со своей стороны также должен быть активным реализатором принципов КСО. Хотя четверть респондентов сомневается в силе и действенности гражданского сектора, тем не менее, большая остальная часть считает, что он может быть посредником между властью, бизнесом и обществом.

Оценка перспектив развития КСО в Казахстане показала, что, судя по невысоким долям ответов, респонденты были осторожны в оценках, что свидетельствует об отсутствии четкого понимания и видения развития КСО в Казахстане, так как на данный момент КСО, как практики, признанной в международном сообществе у нас в стране, нет.

Основная доля респондентов – 52% считает, что КСО в Казахстане получит положительное развитие, если:

- государство будет стимулировать предпринимателей – 39%;

- КСО будет частью долгосрочной бизнес - стратегией для успешной деятельности на рынке страны и на международной арене – 13%.

Наряду с оптимистичными прогнозами, присутствуют перспективы развития в принудительном порядке (48%), это либо:

будет обусловлено требованием государства. Компании реализуют краткосрочные проекты КСО в ответ на запрос государства поддерживать социальные проекты – 26%.

Наибольшая доля таковых ответов в крупном бизнесе (32%), в компаниях финансово-промышленного сектора (30%), а также в совместных и иностранных компаниях (30%).

- неизбежность для бизнеса. Бизнес вынужден будет строить взаимовыгодные партнерские отношения со всеми группами общества для долгосрочного выживания – 22%.

Из них наибольшие доли в крупном бизнесе - 32% респондента, в иностранных компаниях – 40%.

Сторонников пессимистического прогноза оказалось 21%. Из них 16% считают, что ряд препятствий, в основном финансового характера, не позволят бизнесу рассматривать КСО как актуальную деятельность, 5% вообще склонно во мнении, что социальная ответственность бизнеса будет постепенно снижаться, до полного исчезновения.

Наибольшая доля пессимистов в малом бизнесе - 20%, в иностранных компаниях – 20% (респонденты, считающие, что могут возникнуть барьеры, тормозящие развитию КСО).

9% респондентов высказались, что КСО будет внедряться лишь в некоторых компаниях, из них 5% говорит о распространении КСО в международных компаниях, 4% считают, что КСО внедрят компании, которым легче всего проводить эту политику (например, компании, не наносящие вред экологии) [3].

Рисунок 1 - Диаграмма перспективы развития КСО в Казахстане, % респондентов

Примечание: составлено на основе источника [3]

 

Таблица 19 - Перспективы развития КСО в Казахстане, % респондентов в разрезе размера бизнеса, сферы деятельности, формы собственности

 

размер бизнеса

форма собственности

  малый средний крупный казахстанская совместное предприятие иностранная
Развитие КСО по требованию государства. Компании реализуют краткосрочные КСО проекты в ответ на запрос государства поддержать социальные проекты 23 26 32 25 32 30
Развитие КСО для компании является неизбежным. Бизнес вынужден будет строить взаимовыгодные партнерские отношения со всеми группами общества для долгосрочного выживания 19 19 32 19 32 40
Развитие КСО для компании является частью долгосрочной бизнес-стратегии для успешной деятельности на рынке страны и международных рынках 6 13 30 11 21 20
Бизнес готов участвовать в социальных проектах, если государство будет стимулировать предпринимателей 36 45 38 39 37 40
Ряд препятствий, в основном финансового характера, не позволят бизнесу рассматривать КСО как актуальную деятельность 20 11 14 17 5 20
Политику социальной ответственности разрабатывают и внедряют только международные компании 9 2 3 6 0 0
Политику социальной ответственности разрабатывают и внедряют только те компании, которым это легче сделать, например, которые не наносят вред окружающей среде 4 2 8 4 0 10
Социальная ответственность бизнеса постепенно снижается до полного исчезновения 3 3 11 5 5 0

Примечание: источник [2]

 

«Перспективы однозначно большие, внедрение КСО на всех предприятиях будет происходить обязательно. Все равно мы понимаем, что в жизни, в работе прибыль и собственное обогащение - это не самое главное. Та часть бизнеса, которая сегодня прочно стоит на ногах, стабильна, перспективна и успешна - первой станет социально ответственной. Это как в поговорке: «Когда желудок сыт - тогда и о духовной пище можно подумать». Эти бизнесмены сегодня решают вопросы спонсорства, участвуют в разных социальных программах области, активны в общественной жизни» (из интервью с представителем профсоюза).

Отмечено, что КСО получит распространение там, где в этом будет заинтересован руководитель. Грамотность, дальновидность, культура и менталитет руководителя будут определять политику социальной ответственности компании. Следовательно, необходимо обучать бизнес, в лице его руководства КСО практикам, культивировать положительный международный опыт, менять сознание руководителя.

Прогноз развития КСО представителя центрального государственного органа: «КСО в Казахстане обязательно приживется. Есть будущее, потому что наше общество интеллектуально подготовлено к этому. Это вопрос времени. В крупный бизнес понимание и практика социальной ответственности уже пришла и поступательно развивается. В средний бизнес, мне кажется, КСО придет через 5 лет. В малый через 6-7 лет. Таким образом, через 5-7 лет все существенно изменится в положительном смысле».

Рекомендации по формированию казахстанской финансовой модели корпоративной социальной ответственности

 

Казахстанскому бизнес-сообществу необходимо четкое понимание всех преимуществ и недостатков активного участия в корпоративной культуре, необходимо рассматривать КСО как стратегические инвестиции и возможности, а не только как формальное обязательство.

Ключевыми факторами, препятствующими участию предприятий в решении социальных проблем, являются:

- непонимание того, что такое КСО. Ни правительство, ни предприятия не имеют четкого представления о том, что на самом деле означает этот термин;

- отсутствие финансовых ресурсов как причина неучастия в КСО. Предприятия не хотят инвестировать в то, что не принесет пользы в краткосрочной и среднесрочной перспективе;

- аргумент о том, что социальные проекты - это " функции правительства”;

- недостаточная государственная поддержка предприятий, занимающихся корпоративной социальной ответственностью;

- низкий уровень деловой культуры;

- недостаточная эффективность и конкурентоспособность многих предприятий, их непривлекательность для местных и иностранных инвесторов;

- неспособность контролировать использование средств, выделяемых на КСО;

- непрозрачность финансовой отчетности и, как следствие, коррупция в системе отчетности.

Для дальнейшего развития КСО в Казахстане важно его стимулировать. Правительство должно поддерживать предприятия, которые активно следуют корпоративной социальной ответственности и осуществляют ее. Новые казахстанские компании работают в условиях высокого экономического риска, недостаточной законодательной базы и финансовой заинтересованности государства в их бизнесе.

Эти условия редко способствуют формированию сильной корпоративной культуры, но, несмотря на это, наиболее дальновидные лидеры стараются создать в своих компаниях микроклимат, способствующий становлению и развитию корпоративной культуры и менеджмента.

Наиболее приоритетными направлениями социальных инвестиций как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе могут быть инвестиции в инфраструктуру и региональное развитие, включая охрану окружающей среды, поддержку уязвимых групп, образование и здравоохранение.

Существующая система корпоративной социальной ответственности, включающая регулярную подготовку социальной нефинансовой отчетности, повышает прозрачность бизнеса и позволяет обосновать его прибыльность. Напротив, отсутствие прозрачности не позволяет предприятиям получать адекватные рыночные цены. Особенно это касается казахстанских горно-металлургических предприятий и топливно-энергетических комплексов.

Таким образом, совершенствование корпоративного управления должно осуществляться по следующим направлениям:

Разъяснение того, что такое КСО и что она обеспечивает в долгосрочной перспективе. Для этого необходимо сосредоточить внимание на связи КСО с основной деятельностью предприятий и обеспечить возможности для более инклюзивного процесса принятия решений, касающихся принципов и приоритетов КСО.

Законодательная стандартизация корпоративного поведения, которая будет регулировать его основные принципы. Формирование новой системы корпоративных отношений, которая охватит весь процесс производства. Установление более высоких требований к информационной и финансовой прозрачности организаций. Повышение транспарентности помогает укрепить доверие и заручиться поддержкой всех заинтересованных сторон.

Предприятиям необходима поддержка для развития их социальной практики. Одной из основных потребностей бизнеса является необходимость проведения тренингов, форумов и семинаров. Более полный охват национального опыта позволил бы предприятиям лучше применять передовые модели социального поведения. Средства массовой информации должны принимать более активное участие в поощрении социальной ответственности.

Понимание предприятиями КСО как преимущества в конкурентоспособности может стать ключом к дальнейшему развитию практики КСО в Казахстане. Ожидания положительного имиджа также являются хорошим стимулом для предприятий для реализации социально-ориентированного бизнеса.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важным компонентом процесса создания эффективной рыночной экономики и демократического общества является диалог между правительством, бизнесом и гражданским обществом. Современные мировые тенденции свидетельствуют о растущем вкладе бизнеса в решение проблем устойчивого экономического развития. В Казахстане практика участия бизнеса в развитии общества определена слабо. В качестве старта можно выделить этап развития корпоративной социальной ответственности (КСО).

В целом Исламская финансовая модель корпоративной социальной ответственности - это концепция, согласно которой организации, учитывают интересы общества и несут ответственность за влияние своей деятельности на клиентов, поставщиков, сотрудников, акционеров, местные сообщества и другие заинтересованные стороны (стейкхолдеры) публичной сферы.

В настоящее время большинство частных предприятий (особенно крупных предприятий) не готовы брать на себя ответственность за повышение своей социальной ответственности перед обществом для дальнейшего улучшения благосостояния населения. Более того, не все предприятия, занимающиеся КСО, являются его подлинными сторонниками.

Многие казахстанские предприятия проводят КСО неосознанно, и среди тех, кто проводит КСО на практике, достаточно высока доля предприятий, которые реализуют его не за счет внутренней мотивации, а под давлением обстоятельств. Зачастую местные власти вынуждают бизнес решать социальные проблемы регионов, в которых он работает. Практика подписания меморандумов о социальной ответственности между местными органами власти и крупными предприятиями региона не всегда добровольна для предприятий.

Нынешний уровень понимания и отношения к КСО недостаточен для широкого вовлечения предприятий в практику социальной ответственности. Часто корпоративная социальная ответственность определяется как PR и / или рекламы.

Некоторые считают, что Исламская финансовая модель корпоративной социальной ответственности легкомысленна и недостойна внимания высшего руководства крупных компаний, или недооценивают потенциальные выгоды от КСО и думают только о сопутствующих издержках и расходах.

Все эти заблуждения возникают в основном из-за недооценки объективных факторов, лежащих в основе корпоративной социальной ответственности и потенциальные выгоды от ее использования.

Казахстанскому бизнес-сообществу необходимо четкое понимание всех преимуществ и недостатков активного участия в корпоративной культуре, необходимо рассматривать КСО как стратегические инвестиции и возможности, а не только как формальное обязательство.

Ключевыми факторами, препятствующими участию предприятий в решении социальных проблем, являются:

- непонимание того, что такое КСО. Ни правительство, ни предприятия не имеют четкого представления о том, что на самом деле означает этот термин;

- аргумент о том, что социальные проекты - это " функции правительства”;

- недостаточная государственная поддержка предприятий, занимающихся корпоративной социальной ответственностью;

- низкий уровень деловой культуры;

- недостаточная эффективность и конкурентоспособность многих предприятий, их непривлекательность для местных и иностранных инвесторов;

- слабое законодательство, которое не предусматривает стимулов для социальной деятельности;

- непрозрачность финансовой отчетности и, как следствие, коррупция в системе отчетности.

Для дальнейшего развития Исламской финансовой модели корпоративной социальной ответственности в Казахстане важно стимулировать. Правительство должно поддерживать банки второго уровня, которые активно следуют корпоративной социальной ответственности и осуществляют ее. Новые казахстанские компании работают в условиях высокого экономического риска, недостаточной законодательной базы и финансовой заинтересованности государства в их бизнесе.

Однако, несмотря на все сложности, количество казахстанских компаний, желающих стать социально ответственными, год от года растет. Для них крайне важно иметь источник знаний, позволяющий, в случае необходимости, обратиться к лучшим корпоративным практикам и адаптировать их под свои особенности. Для нашей страны таким источником является опыт западных стран.

Достижение данной цели было бы невозможным без ряда задач, последовательное решение которых помогло автору подойти к исследованию с системной точки зрения. Итак, в ходе настоящего исследования:

6) обозначены основные этапы формирования концепции корпоративной социальной ответственности;

7) выявлены тенденции, присущие современному этапу развития корпоративной социальной ответственности;

8) представлены существующие на сегодняшний день виды моделей корпоративной социальной ответственности;

9) раскрыты понятие исламской финансовой модели корпоративной социальной ответственности;

10) оценены возможность применения рассматриваемых исламской финансовой модели корпоративной социальной ответственности в АО «Заман банке».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Б.С. Батаева Национальные модели социально ответственности бизнеса в исламских странах [Электронный ресурс] // XIII Международная конференция история управленческой мысли и бизнеса «Этика бизнеса и менеджмента: сравнительный анализ национальных моделей. 27-29 июня 2013. С. 37. URL: https://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/2036/file/IUM2012.pdf

2. Белоусов К.Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономический институт // Проблемы современной экономики. – 2015. – №4(56). – 87-90 с.

3. Бикеева М.В. Анализ практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. – №3(19). – 139-150 с.

4. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю.Е. Благов; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2015. – 272 с.

5. Благов Ю.Е. Эволюция концепции КСО и теория стратегического управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2011. – №1. – C. 3-26.

6. Matten D., Moon J. «Implicit” and “Explicit» CSR: A Conceptual Framework for Understanding CSR in Europe //Habish A., Jonker J, Wegner M, Schmidpeter R. (Eds.) CSR Across Europe, Germany: Springer, 2014.

7. Джон Р. Кер Канадский подход к корпоративной социальной ответственности (КСО)//Бизнес и общестов.-2014.-№4-5 (23-24).-С.28-30

8. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год. Под общей редакцией С.Е. Литовченко – Ассоциация менеджеров России и Программа развития ООН, Москва, 2014.

9. Бай Кайфэн. Влияние национальной культуры на развитие менеджмента (на примере КНР) Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. эконом.наук, Санкт-Петербург 2010.- С.19-21

10. Humber, James M. (2002). «Beyond Stockholders and Stakeholders: A Plea for Corporate Moral Autonomy»: Journal of Business Ethics, 36 (3), pp. 215.

11. Asyraf Wajdi Dusuki. What Does Islam Say about Corporate Social Responsibility?// Reviewof Islamic Economics, Vol. 12, NO.1, 2008 [http://kantakji.com/fiqh/Files/Accountancy/0308611.pdf]

12. Отчет по преддипломной практике. – Алматы: ЕТУ, 2019.

13. Финансовая отчетность АО «Заман-Банк» - Алматы: ЕТУ, 2019.

14. Hassan, A.; Salma Binti Abdul Latiff, H. Corporate social responsibility of Islamic financial institutions and businesses: Optimizing charity value. Humanomics 2009, 25, 177–188. [CrossRef]

15. Iqbal, Z.; Mirakhor, A. Economic Development and Islamic Finance;World Bank: Washington, DC, USA, 2013.Available online: http://dx.doi.org/10.1596/978-0-8213-9953-8 (accessed on 20 June 2017).

16. Ahmed, A. Global financial crisis: An Islamic finance perspective. Int. J. Islam. Middle East. Financ. Manag. 2010, 3, 306–320. [CrossRef]

17. Jouaber-Snoussi, K. La Finance Islamique; La Découverte: Paris, France, 2012.

18. Warde, I. Islamic Finance in the Global Economy; Edinburgh University Press: Edinburgh, UK, 2000.

19. Usmani, M.T.; Muh.ammad, T.U. An Introduction to Islamic Finance; Arab and Islamic Laws Series; Brill: Leiden, The Netherlands, 2002.

20. Ekawati, R. Tanggung Jawab Sosial Perusahaan (Corporate Social Responsibility) Dalam Perfektif Ekonomi

21. Islam. Master’s Thesis, Universitas Islam Negeri Syarif Hidayatullah, Jakarta, Indonesia, 18 November 2004. 19–21 December 2018; pp. 1–29

22. Yusuf, M.Y.; Bahari, Z.B. Islamic Corporate Social Responsibility in Islamic Banking: Towards Poverty Alleviation. In Proceedings of the International Conference on Islamic Economics and Finance, Doha, Qatar,

23. Samina, Q.S. Practice of corporate social responsibility in Islamic banks of Bangladesh. World J. Soc. Sci. 2012, 2, 1–13.

24. Sairally, B.S. Evaluating the corporate social performance of Islamic financial institutions: An empiricalstudy. Int. J. Islam. Middle East. Financ. Manag. 201 9, 6, 238–260. [CrossRef]

25. Accounting and Auditing Organisation for Islamic Finance Institutions. Governance Standard for Islamic Financial Institutions No. 7. Corporate Social Responsibility Conduct and Disclosure for Islamic Financial Institutions;Accounting and Auditing Organisation for Islamic Finance Institutions: Seef, Bahrain, 2010.

26. Freeman, R.E.; Dmytriyev, S. Corporate social responsibility and stakeholder theory: Learning from each other. Symph. Emerg. Issues Manag. 2017, 2, 7–15.

27. Ekawati, R. Tanggung Jawab Sosial Perusahaan (Corporate Social Responsibility) Dalam Perfektif Ekonomi Islam. Master’s Thesis, Universitas Islam Negeri Syarif Hidayatullah, Jakarta, Indonesia, 18 November 2004.

28. Грекова Г.И., Савина Т.С. Влияние корпоративной социальной ответственности на формирование деловой репутации // Вестник Новгородского Государственного Университета (НовГУ). – 2011. – №61. – 49-53 с.

29. Корпоративная ответственность / Официальный сайт компании Valio в России, 2017. URL: http://www.valio.ru/about/social_responsibility/ (дата обращения: 2.05.2019).

30. Корпоративная социальная ответственность / Официальный сайт компании Bayer в России, 2017. URL: https://www.bayer.ru/sustainability/corporate-social-responsibility/ (дата обращения: 29.04.2019).

31. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю.Беляевой, д.э.н., проф. М.А.Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008. – 504 с.

32. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков, О.Н. Александрова, С.А. Антонов [и др.]; под ред. Э.М. Короткова. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 445 с.

33. Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса / Внешэкономбанк, М., 2011. URL: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/kso/ksobook2011.pdf (дата обращения: 21.03.2019).

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.