Корпоративная социальная ответственность: эволюция и современные подходы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Корпоративная социальная ответственность: эволюция и современные подходы

2019-12-21 343
Корпоративная социальная ответственность: эволюция и современные подходы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первое упоминание о корпоративной социальной ответственности можно отнести к работе Эндрю Карнеги (1889) под названием “Евангелие богатства”, где автор объяснил принципы благотворительности и попечительства. Позднее эти принципы легли в основу многих определений КСО. Принцип управления предполагает, что более успешные граждане или компании должны вносить вклад в благосостояние всего общества. При таком подходе наибольшая полезность должна быть обеспечена для наибольшего числа людей. Принцип благотворительности призывает богатых людей и организации помогать менее удачливым в обществе, но благотворительность должна быть предоставлена только тем, кто действительно в ней нуждается и поможет себе [1,С. 65].

Сегодня широко используются принципы попечительства и благотворительности. Например, АО "КазМунайГаз", национальная нефтегазовая компания Казахстана, имеет разнообразную социальную программу. КМГ поддерживает уязвимые группы населения и оказывает финансовую помощь ветеранам войны и труда, а также индивидуальную помощь инвалидам, пенсионерам, малообеспеченным семьям и сиротам. Компания также помогает в создании современной инженерной и транспортной инфраструктуры административных центров, поддерживает культуру и искусство, делает значительные инвестиции в развитие спорта и здорового образа жизни. В 2009 году "КазМунайГаз" и его дочерние и зависимые организации оказали спонсорскую и благотворительную помощь на общую сумму около 6 млрд тенге (КазМунайГаз, 2010).

Первая концепция корпоративной социальной ответственности была сформулирована Боуэном в 1953 году, когда он определил социальное обязательство как " проведение такой политики, принятие таких решений или следование тем направлениям действий, которые желательны с точки зрения целей и ценностей нашего общества” (Bowen in Maignan & Ferrell 2004, p. 4). Такое же определение КСО в Казахстане дал министр труда и социальной защиты РК в интервью журналу "Управление качеством" (Сапарбаев, 2009). Это свидетельствует о том, что Казахстан придерживается концепции Боуэна при разработке своей политики КСО.

Определение КСО Фридманом в основном подчеркивало выполнение институциональных обязанностей, таких как прибыльность и следование закону, то есть работа "без обмана или мошенничества" (Freedman, 1970). Он утверждал, что у бизнеса нет обязанностей, а люди, работающие там, могут иметь их и хотят выполнять. Несмотря на то, что определение КСО Боуэна широко используется в Казахстане, некоторые компании все еще следуют принципам Фридмана.

Одно из самых современных определений было разработано Арчи Кэрроллом, который утверждал, что “четыре вида социальной ответственности составляют общую КСО: экономическая, юридическая, этическая и филантропическая” (Carroll, 1991). Он предложил представить эти четыре категории социальной ответственности в виде пирамиды. Экономические обязанности относятся к обязанности компании быть прибыльной и поставлять такие товары или услуги, которые необходимы обществу. Кэрролл утверждал, что экономические обязанности считаются наиболее важной категорией, потому что для бизнеса, который не является прибыльным, нет необходимости выполнять другие обязанности. Прибыль должна достигаться в соответствии с государственными законами и нормативными актами – это относится к юридической ответственности организаций. Этическая ответственность включает в себя моральное поведение, основанное на стандартах справедливости и равноправия, или просто говорить, делать то, что правильно [2, С. 105].

Но во многих случаях очень трудно определить, что правильно, а что неправильно, потому что этические стандарты не кодифицированы. Филантропические обязанности представляют собой чисто добровольные действия корпораций, такие, как благотворительность, пожертвования, финансовые и другие взносы в общину для улучшения качества жизни. Существует непрерывный компромисс между обязанностями, определенными пирамидой КСО Кэрролла. Очень часто компании сталкиваются с дилеммами, какие обязанности выполнять, экономических и правовых, экономических и этических, и экономических и благотворительных обязанностей (Кэрролл, 1991). Исследование поможет выявить наиболее важную категорию ответственности в Казахстане, определить взаимосвязи между этими категориями и построить пирамиду КСО Кэрролла, адаптированную к Казахстану.

Казкоммерцбанк, один из крупнейших частных банков, может служить хорошим примером корпоративного гражданства в Казахстане. Казком успешно выполняет все обязанности, которые составляют пирамиду КСО Каролла. Во-первых, банк стремится получить максимальную прибыль для своих акционеров, сохранить расходы и предоставить клиентам высококачественных финансовых услуг. Во-вторых, Казкоммерцбанк работает в соответствии со всеми государственными законами и нормативными актами. В-третьих, финансовое учреждение делает акцент на морально-правовом и справедливом подходах в отношениях с заинтересованными сторонами (Кодекс деловой этики Казкоммерцбанка, 2006). Наконец, банк выполняет свои филантропические обязанности, предоставляя различные стипендии и действуя в рамках благотворительной программы "кус Жолы" (Казкоммерцбанк, 2010).

Дэвид и Blomstorm (1975) всячески подчеркивал экологической ответственности в рамках корпоративной социальной ответственности. В то время как экологическая ответственность в некотором роде может быть отнесена к филантропии, они предлагают рассматривать их отдельно. "Компании должны принимать меры по защите и улучшению окружающей среды" (Huckle, 1995). Определение Европейской комиссией корпоративной социальной ответственности также учитывает экологические вопросы. ЕС определяет КСО следующим образом: "концепция, в соответствии с которой компании интегрируют социальные и экологические проблемы в свои деловые операции и в свое взаимодействие с заинтересованными сторонами на добровольной основе" (ЕС, 2010). Очевидно, что компании сегодня не только должны выполнять обязанности Кэрролла, но и заботиться об окружающей среде или, по крайней мере, принимать какие-то меры, чтобы не навредить ей. Такие вопросы, как изменение климата, глобальное потепление, загрязнение воздуха и воды, истощение ресурсов, стали повесткой дня XXI века. Люди видят ужасное воздействие индустриализации на окружающую среду и свою жизнь. В документе будет учтена "экологичность" как один из принципов корпоративной социальной ответственности для изучения отношения широкой общественности к обязательству компаний по защите и улучшению окружающей среды [3, С. 98].

В 2007 году Министерство труда и социальной защиты РК изучило развитие корпоративной социальной ответственности на 40 крупных предприятиях, работающих в 7 отраслях (горнодобывающая, нефтегазовая, строительная, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство) и выявило наличие внутренней и внешней КСО в Казахстане (Дюсенов, 2008). Внутренняя социальная ответственность в основном связана с развитием и обучением работников, оказанием медицинской помощи и обеспечением безопасных условий труда. Внешняя социальная ответственность-это, в основном, спонсорство, корпоративная благотворительность, использование новых экологически чистых технологий для защиты окружающей среды и вклад в развитие региона. Для содействия развитию КСО в Казахстане правительство способствует созданию кооперативного треугольника " государство – общество-бизнес” (Дюсенов, 2008).

Быть социально ответственным может принести огромную пользу компании, такую как увеличение прибыли ("Деловой Казахстан", 2010), большая защита брендов компании, интеллектуальной собственности и доброй воли, повышение лояльности клиентов, увеличение продаж и доли рынка (Levine, 2008), увеличение покупательского поведения (Lichtenstein, Drumright & Braig, 2004), повышение удовлетворенности клиентов и рыночной стоимости фирмы (Luo & Bhattacharya, 2006). Могут быть и другие преимущества, которые могут включать улучшение имиджа и репутации компании, увеличение поддержки со стороны сообщества и повышение морального духа сотрудников (Tan & Komaran, 2006). В данном исследовании будут исследованы преимущества, которые социально ответственное поведение в Казахстане может принести компаниям.

Казахстан расположен в Центрально - азиатском регионе, который включает Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Корпоративная социальная ответственность является новой концепцией в этих странах. Развитию КСО препятствовали политические и экономические проблемы региона. Например, тоталитарные режимы в Туркменистане и Узбекистане препятствовали любой деятельности КСО в этих странах (Johnson and Brady, 2004). Однако сейчас ситуация в Туркменистане (США), похоже, меняется. & Foreign Commercial Service, 2010) и Узбекистан, где фирмы становятся более активными в различных благотворительных мероприятиях (Государственный департамент США, 2011c). Как показали исследования, деятельность КСО в Узбекистане с большей вероятностью будет осуществляться теми фирмами, на которые влияет социальное восприятие клиентов (Алиев и Каримов, 2007). Основными мотивами КСО являются повышение рентабельности и производительности, а также создание репутации [4, С. 98].

Другие бывшие советские республики, такие как Кыргызстан и Таджикистан, по-прежнему бедны незначительными иностранными инвестициями, что препятствует продвижению там принципов КСО (Johnson and Brady, 2004). Однако интерес к корпоративной социальной ответственности растет и в этих странах. Последнее исследование КСО в Кыргызстане показало, что это новая концепция и только 60% респондентов имеют базовое, но не очень глубокое понимание того, что такое корпоративная социальная ответственность (El-Pikir, 2010). В Таджикистане также мало осведомлены о принципах КСО (Государственный департамент США, 2011b). Исследование, проведенное таджикским общественным объединением "Джахон", показало, что неустойчивое финансовое состояние компаний является самым большим препятствием для развития благотворительности в Таджикистане (Комилова, 2006). Компании, как правило, занимаются благотворительной деятельностью для того, чтобы избежать каких-либо скандалов. Сегодня проводится много дискуссий по вопросам расширения сотрудничества между гражданским сектором и бизнесом Таджикистана и применения казахстанского опыта в развитии КСО в Таджикистане (EFCA, 2009).

Как уже упоминалось ранее в статье, Казахстан активно продвигает идею корпоративной социальной ответственности (Госдепартамент США, 2011а). Политиков и академиков интересует, как развивается КСО в Казахстане в целом, а также в конкретных отраслях. Об этом свидетельствуют исследования в таких отраслях, как нефть, табак и туризма. Анализ туристического сектора показал, что туроператоры Алматы обладают определенными знаниями в области этики и социальной ответственности (Smagulva et al, 2009). В 2004 году табачная компания Philip Morris Kazakhstan опубликовала исследование ожиданий общественности относительно корпоративной социальной ответственности в табачной промышленности (Danaeva, 2004). Установлено, что 39% населения ожидают от компаний производства высококачественных товаров и услуг, а 14% хотят, чтобы организации соблюдали закон. Другие важные обязанности включают заботу о сотрудниках, уплату налогов, создание рабочих мест, решение экологических проблем и благотворительность. Что касается нефтяной промышленности, то ведутся жаркие дебаты о том, должны ли социальные проекты для нефтяных компаний быть добровольными или обязательными (Grata, 2010). Кроме того, между международными и местными нефтяными компаниями, действующими в Казахстане, отсутствует сотрудничество в области корпоративной социальной ответственности (Gulbrandsen and Moe, 2005).

Таким образом, обзор литературы показал, что КСО в Центральной Азии является формирующимся понятием и в целом воспринимается в форме благотворительной деятельности, т. е. благотворительности, пожертвований и других добровольных действий.

Поскольку концепция корпоративной социальной ответственности является относительно новой в Казахстане, многие люди испытывают неопределенность в отношении того, что означает социально ответственное поведение. Непонимание этой концепции могло привести к неправильному восприятию и отношению [5, С. 98].


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.