Теоретические основы корпоративной социальной ответственности — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Теоретические основы корпоративной социальной ответственности

2019-12-21 238
Теоретические основы корпоративной социальной ответственности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1.1 Корпоративная социальная ответственность: эволюция и современные подходы……………………………………………………………………………… 7

1.2 Сравнительный анализ моделей корпоративной социальной ответственности…………………………………………………………………….. 11

ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В АО «ЗАМАН БАНК»

2.1 История возникновения и виды оказания услуг АО «Заман-Банк»….... 15

2.2 Анализ финансовой деятельности АО «Заман-Банк»………………...... 19

2.3 Конвергенция корпоративной социальной ответственности с Исламским финансовым учреждением…………………………………………....                   30

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

3.1 Перспективы развития корпоративной социальной ответственности в Республике Казахстан…………………………………………………………….... 40

3.2 Рекомендации по формированию казахстанской финансовой модели корпоративной социальной ответственности…………………………………….. 43

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….... 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….... 47

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Исламская финансовая модель корпоративной социальной ответственности – одна из самых обсуждаемых тем нашего времени. Дискуссии о функциях бизнеса, его роли в развитии общества ведутся на протяжении нескольких десятков лет и не утрачивают своей актуальности по сей день. Реализация принципов корпоративной социальной ответственности предполагает выход за рамки законодательно установленных норм ведения бизнеса. Компании стремятся налаживать отношения с обществом и инвестировать в его развитие, укреплять свою репутацию, гармонизировать «среду обитания». Однако социально ответственное поведение предполагает отвлечение части финансовых средств на решение задач, напрямую не связанных с получением прибыли. Стремление к процветанию в долгосрочной перспективе побуждает компании к поиску баланса между необходимостью инвестировать в социальную сферу и возможными экономическими результатами. Осознавая тот факт, что корпоративная социальная ответственность может быть не просто «жестом доброй воли», но и серьезным инструментом конкурентной борьбы, компании активно включают ее принципы в корпоративную стратегию.

Стоит отметить, что казахстанская национальная модель корпоративной социальной ответственности находится на этапе формирования. Говорить о ней как о полноценной самостоятельной системе пока не приходится. Однако можно с уверенностью сказать, что казахстанская модель формируется с ориентацией именно на западные образцы.

Степень разработанности темы исследования. Теоретической основой исследованияпослужилиработы Г.Боуена, Т.Левитта, М.Фридмана, К.Девиса, Л.Престона и Д.Поста, А.Керолла и других зарубежных авторов. Проблематика корпоративной социальной ответственности нашла отражение в работах отечественных авторов: Ю.Е.Благова, О.А.Канаевой, И.С.Семененко, С.П.Перегудова, И.Ю.Беляевой, М.А.Эскиндарова, Э.М.Короткова, Н.А.Кричевского, С.Ф.Гончарова, Г.Л.Тульчинского. Проблема плюрализма в отношении исламской финансовой модели корпоративной социальной ответственности находит отражение в работах многих отечественных и зарубежных авторов.

Объектом исследования выступают исламская финансовая модель корпоративной социальной ответственности.

Предмет исследования являются теоретические и организационно-методические вопросы и отличительные особенности сложившихся национальных моделей корпоративной социальной ответственности

Цель исследования: на основании сравнительного анализа национальных моделей корпоративной социальной ответственности, сложившихся в западных странах, выработать рекомендации по формированию исламской финансовой модели корпоративной социальной ответственности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:   

1) обозначить основные этапы формирования концепции корпоративной социальной ответственности;

2) выявить тенденции, присущие современному этапу развития корпоративной социальной ответственности;

3) представить существующие на сегодняшний день виды моделей корпоративной социальной ответственности;

4) раскрыть понятие исламской финансовой модели корпоративной социальной ответственности;

5) оценить возможность применения рассматриваемых исламской финансовой модели корпоративной социальной ответственности в АО «Заман банке».

Методы исследования. Методология исследования представляет собой интеграцию знаний, подходов и концепций следующих дисциплин: экономическая теория, общий и стратегический менеджмент, социология, философия, этика. При решении конкретных задач использовались методы теоретического анализа, сравнения, синтеза, системного подхода к рассматриваемой проблематике.

Теоретическая и практическая значимость заключается в обобщении и систематизации теоретически представлений о национальных моделях корпоративной социальной ответственности, В ходе исследования формулируются теоретические рекомендации по формированию казахстанской национальной модели. Выводы и результаты, полученные в ходе анализа, помогут академическому и деловому сообществам, а также государственным структурам в формировании казахстанской национальной модели корпоративной социальной ответственности.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.

 

Рекомендации по формированию казахстанской финансовой модели корпоративной социальной ответственности

 

Казахстанскому бизнес-сообществу необходимо четкое понимание всех преимуществ и недостатков активного участия в корпоративной культуре, необходимо рассматривать КСО как стратегические инвестиции и возможности, а не только как формальное обязательство.

Ключевыми факторами, препятствующими участию предприятий в решении социальных проблем, являются:

- непонимание того, что такое КСО. Ни правительство, ни предприятия не имеют четкого представления о том, что на самом деле означает этот термин;

- отсутствие финансовых ресурсов как причина неучастия в КСО. Предприятия не хотят инвестировать в то, что не принесет пользы в краткосрочной и среднесрочной перспективе;

- аргумент о том, что социальные проекты - это " функции правительства”;

- недостаточная государственная поддержка предприятий, занимающихся корпоративной социальной ответственностью;

- низкий уровень деловой культуры;

- недостаточная эффективность и конкурентоспособность многих предприятий, их непривлекательность для местных и иностранных инвесторов;

- неспособность контролировать использование средств, выделяемых на КСО;

- непрозрачность финансовой отчетности и, как следствие, коррупция в системе отчетности.

Для дальнейшего развития КСО в Казахстане важно его стимулировать. Правительство должно поддерживать предприятия, которые активно следуют корпоративной социальной ответственности и осуществляют ее. Новые казахстанские компании работают в условиях высокого экономического риска, недостаточной законодательной базы и финансовой заинтересованности государства в их бизнесе.

Эти условия редко способствуют формированию сильной корпоративной культуры, но, несмотря на это, наиболее дальновидные лидеры стараются создать в своих компаниях микроклимат, способствующий становлению и развитию корпоративной культуры и менеджмента.

Наиболее приоритетными направлениями социальных инвестиций как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе могут быть инвестиции в инфраструктуру и региональное развитие, включая охрану окружающей среды, поддержку уязвимых групп, образование и здравоохранение.

Существующая система корпоративной социальной ответственности, включающая регулярную подготовку социальной нефинансовой отчетности, повышает прозрачность бизнеса и позволяет обосновать его прибыльность. Напротив, отсутствие прозрачности не позволяет предприятиям получать адекватные рыночные цены. Особенно это касается казахстанских горно-металлургических предприятий и топливно-энергетических комплексов.

Таким образом, совершенствование корпоративного управления должно осуществляться по следующим направлениям:

Разъяснение того, что такое КСО и что она обеспечивает в долгосрочной перспективе. Для этого необходимо сосредоточить внимание на связи КСО с основной деятельностью предприятий и обеспечить возможности для более инклюзивного процесса принятия решений, касающихся принципов и приоритетов КСО.

Законодательная стандартизация корпоративного поведения, которая будет регулировать его основные принципы. Формирование новой системы корпоративных отношений, которая охватит весь процесс производства. Установление более высоких требований к информационной и финансовой прозрачности организаций. Повышение транспарентности помогает укрепить доверие и заручиться поддержкой всех заинтересованных сторон.

Предприятиям необходима поддержка для развития их социальной практики. Одной из основных потребностей бизнеса является необходимость проведения тренингов, форумов и семинаров. Более полный охват национального опыта позволил бы предприятиям лучше применять передовые модели социального поведения. Средства массовой информации должны принимать более активное участие в поощрении социальной ответственности.

Понимание предприятиями КСО как преимущества в конкурентоспособности может стать ключом к дальнейшему развитию практики КСО в Казахстане. Ожидания положительного имиджа также являются хорошим стимулом для предприятий для реализации социально-ориентированного бизнеса.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важным компонентом процесса создания эффективной рыночной экономики и демократического общества является диалог между правительством, бизнесом и гражданским обществом. Современные мировые тенденции свидетельствуют о растущем вкладе бизнеса в решение проблем устойчивого экономического развития. В Казахстане практика участия бизнеса в развитии общества определена слабо. В качестве старта можно выделить этап развития корпоративной социальной ответственности (КСО).

В целом Исламская финансовая модель корпоративной социальной ответственности - это концепция, согласно которой организации, учитывают интересы общества и несут ответственность за влияние своей деятельности на клиентов, поставщиков, сотрудников, акционеров, местные сообщества и другие заинтересованные стороны (стейкхолдеры) публичной сферы.

В настоящее время большинство частных предприятий (особенно крупных предприятий) не готовы брать на себя ответственность за повышение своей социальной ответственности перед обществом для дальнейшего улучшения благосостояния населения. Более того, не все предприятия, занимающиеся КСО, являются его подлинными сторонниками.

Многие казахстанские предприятия проводят КСО неосознанно, и среди тех, кто проводит КСО на практике, достаточно высока доля предприятий, которые реализуют его не за счет внутренней мотивации, а под давлением обстоятельств. Зачастую местные власти вынуждают бизнес решать социальные проблемы регионов, в которых он работает. Практика подписания меморандумов о социальной ответственности между местными органами власти и крупными предприятиями региона не всегда добровольна для предприятий.

Нынешний уровень понимания и отношения к КСО недостаточен для широкого вовлечения предприятий в практику социальной ответственности. Часто корпоративная социальная ответственность определяется как PR и / или рекламы.

Некоторые считают, что Исламская финансовая модель корпоративной социальной ответственности легкомысленна и недостойна внимания высшего руководства крупных компаний, или недооценивают потенциальные выгоды от КСО и думают только о сопутствующих издержках и расходах.

Все эти заблуждения возникают в основном из-за недооценки объективных факторов, лежащих в основе корпоративной социальной ответственности и потенциальные выгоды от ее использования.

Казахстанскому бизнес-сообществу необходимо четкое понимание всех преимуществ и недостатков активного участия в корпоративной культуре, необходимо рассматривать КСО как стратегические инвестиции и возможности, а не только как формальное обязательство.

Ключевыми факторами, препятствующими участию предприятий в решении социальных проблем, являются:

- непонимание того, что такое КСО. Ни правительство, ни предприятия не имеют четкого представления о том, что на самом деле означает этот термин;

- аргумент о том, что социальные проекты - это " функции правительства”;

- недостаточная государственная поддержка предприятий, занимающихся корпоративной социальной ответственностью;

- низкий уровень деловой культуры;

- недостаточная эффективность и конкурентоспособность многих предприятий, их непривлекательность для местных и иностранных инвесторов;

- слабое законодательство, которое не предусматривает стимулов для социальной деятельности;

- непрозрачность финансовой отчетности и, как следствие, коррупция в системе отчетности.

Для дальнейшего развития Исламской финансовой модели корпоративной социальной ответственности в Казахстане важно стимулировать. Правительство должно поддерживать банки второго уровня, которые активно следуют корпоративной социальной ответственности и осуществляют ее. Новые казахстанские компании работают в условиях высокого экономического риска, недостаточной законодательной базы и финансовой заинтересованности государства в их бизнесе.

Однако, несмотря на все сложности, количество казахстанских компаний, желающих стать социально ответственными, год от года растет. Для них крайне важно иметь источник знаний, позволяющий, в случае необходимости, обратиться к лучшим корпоративным практикам и адаптировать их под свои особенности. Для нашей страны таким источником является опыт западных стран.

Достижение данной цели было бы невозможным без ряда задач, последовательное решение которых помогло автору подойти к исследованию с системной точки зрения. Итак, в ходе настоящего исследования:

6) обозначены основные этапы формирования концепции корпоративной социальной ответственности;

7) выявлены тенденции, присущие современному этапу развития корпоративной социальной ответственности;

8) представлены существующие на сегодняшний день виды моделей корпоративной социальной ответственности;

9) раскрыты понятие исламской финансовой модели корпоративной социальной ответственности;

10) оценены возможность применения рассматриваемых исламской финансовой модели корпоративной социальной ответственности в АО «Заман банке».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Б.С. Батаева Национальные модели социально ответственности бизнеса в исламских странах [Электронный ресурс] // XIII Международная конференция история управленческой мысли и бизнеса «Этика бизнеса и менеджмента: сравнительный анализ национальных моделей. 27-29 июня 2013. С. 37. URL: https://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/2036/file/IUM2012.pdf

2. Белоусов К.Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономический институт // Проблемы современной экономики. – 2015. – №4(56). – 87-90 с.

3. Бикеева М.В. Анализ практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. – №3(19). – 139-150 с.

4. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю.Е. Благов; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2015. – 272 с.

5. Благов Ю.Е. Эволюция концепции КСО и теория стратегического управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2011. – №1. – C. 3-26.

6. Matten D., Moon J. «Implicit” and “Explicit» CSR: A Conceptual Framework for Understanding CSR in Europe //Habish A., Jonker J, Wegner M, Schmidpeter R. (Eds.) CSR Across Europe, Germany: Springer, 2014.

7. Джон Р. Кер Канадский подход к корпоративной социальной ответственности (КСО)//Бизнес и общестов.-2014.-№4-5 (23-24).-С.28-30

8. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год. Под общей редакцией С.Е. Литовченко – Ассоциация менеджеров России и Программа развития ООН, Москва, 2014.

9. Бай Кайфэн. Влияние национальной культуры на развитие менеджмента (на примере КНР) Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. эконом.наук, Санкт-Петербург 2010.- С.19-21

10. Humber, James M. (2002). «Beyond Stockholders and Stakeholders: A Plea for Corporate Moral Autonomy»: Journal of Business Ethics, 36 (3), pp. 215.

11. Asyraf Wajdi Dusuki. What Does Islam Say about Corporate Social Responsibility?// Reviewof Islamic Economics, Vol. 12, NO.1, 2008 [http://kantakji.com/fiqh/Files/Accountancy/0308611.pdf]

12. Отчет по преддипломной практике. – Алматы: ЕТУ, 2019.

13. Финансовая отчетность АО «Заман-Банк» - Алматы: ЕТУ, 2019.

14. Hassan, A.; Salma Binti Abdul Latiff, H. Corporate social responsibility of Islamic financial institutions and businesses: Optimizing charity value. Humanomics 2009, 25, 177–188. [CrossRef]

15. Iqbal, Z.; Mirakhor, A. Economic Development and Islamic Finance;World Bank: Washington, DC, USA, 2013.Available online: http://dx.doi.org/10.1596/978-0-8213-9953-8 (accessed on 20 June 2017).

16. Ahmed, A. Global financial crisis: An Islamic finance perspective. Int. J. Islam. Middle East. Financ. Manag. 2010, 3, 306–320. [CrossRef]

17. Jouaber-Snoussi, K. La Finance Islamique; La Découverte: Paris, France, 2012.

18. Warde, I. Islamic Finance in the Global Economy; Edinburgh University Press: Edinburgh, UK, 2000.

19. Usmani, M.T.; Muh.ammad, T.U. An Introduction to Islamic Finance; Arab and Islamic Laws Series; Brill: Leiden, The Netherlands, 2002.

20. Ekawati, R. Tanggung Jawab Sosial Perusahaan (Corporate Social Responsibility) Dalam Perfektif Ekonomi

21. Islam. Master’s Thesis, Universitas Islam Negeri Syarif Hidayatullah, Jakarta, Indonesia, 18 November 2004. 19–21 December 2018; pp. 1–29

22. Yusuf, M.Y.; Bahari, Z.B. Islamic Corporate Social Responsibility in Islamic Banking: Towards Poverty Alleviation. In Proceedings of the International Conference on Islamic Economics and Finance, Doha, Qatar,

23. Samina, Q.S. Practice of corporate social responsibility in Islamic banks of Bangladesh. World J. Soc. Sci. 2012, 2, 1–13.

24. Sairally, B.S. Evaluating the corporate social performance of Islamic financial institutions: An empiricalstudy. Int. J. Islam. Middle East. Financ. Manag. 201 9, 6, 238–260. [CrossRef]

25. Accounting and Auditing Organisation for Islamic Finance Institutions. Governance Standard for Islamic Financial Institutions No. 7. Corporate Social Responsibility Conduct and Disclosure for Islamic Financial Institutions;Accounting and Auditing Organisation for Islamic Finance Institutions: Seef, Bahrain, 2010.

26. Freeman, R.E.; Dmytriyev, S. Corporate social responsibility and stakeholder theory: Learning from each other. Symph. Emerg. Issues Manag. 2017, 2, 7–15.

27. Ekawati, R. Tanggung Jawab Sosial Perusahaan (Corporate Social Responsibility) Dalam Perfektif Ekonomi Islam. Master’s Thesis, Universitas Islam Negeri Syarif Hidayatullah, Jakarta, Indonesia, 18 November 2004.

28. Грекова Г.И., Савина Т.С. Влияние корпоративной социальной ответственности на формирование деловой репутации // Вестник Новгородского Государственного Университета (НовГУ). – 2011. – №61. – 49-53 с.

29. Корпоративная ответственность / Официальный сайт компании Valio в России, 2017. URL: http://www.valio.ru/about/social_responsibility/ (дата обращения: 2.05.2019).

30. Корпоративная социальная ответственность / Официальный сайт компании Bayer в России, 2017. URL: https://www.bayer.ru/sustainability/corporate-social-responsibility/ (дата обращения: 29.04.2019).

31. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю.Беляевой, д.э.н., проф. М.А.Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008. – 504 с.

32. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков, О.Н. Александрова, С.А. Антонов [и др.]; под ред. Э.М. Короткова. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 445 с.

33. Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса / Внешэкономбанк, М., 2011. URL: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/kso/ksobook2011.pdf (дата обращения: 21.03.2019).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1.1 Корпоративная социальная ответственность: эволюция и современные подходы……………………………………………………………………………… 7

1.2 Сравнительный анализ моделей корпоративной социальной ответственности…………………………………………………………………….. 11


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.