Цель и задачи предмета «Сольфеджио» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Цель и задачи предмета «Сольфеджио»

2019-09-17 258
Цель и задачи предмета «Сольфеджио» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5.1 Цель:

· развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

5.2 Задачи:

· формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленных на развитие у обучающихся музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса; формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;

· формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

· формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки  обучающихся;

• формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

 

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

· словесный (объяснение, беседа, рассказ);

· наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

· практический;

· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях музыкального творчества.

 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.  

Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

Оснащение занятий

В младших классах активно используется наглядный материал - карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов. В старших классах применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям. Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.

Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.

II. Содержание учебного предмета

Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, оркестровый класс и другие).

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке  к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.

Срок обучения 8 (9) лет

1 класс

№№
п.п.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Само-стоятельная работа Аудиторные занятия
1 Нотная грамота Урок       4 2 2
2 Гамма До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени Урок 2 1 1
3 Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки Урок 2 1 1
4 Опевание устойчивых ступеней. Тоническое трезвучие Урок 2 1 1
5 Длительности, размер, такт Урок 2 1 1
6 Размер 2/4 Урок 2 1 1
7 Контрольный урок Урок 2 1 1
8 Изучение элементов гаммы Соль мажор Урок 4 2 2
9 Размер 3/4 Урок 4 2 2
10 Устные диктанты Урок 4 2 2
11 Контрольный урок Урок 2 1 1
12 Изучение элементов гаммы Ре мажор Урок 4 2 2
13 Изучение элементов гаммы Фа мажор Урок 4 2 2
14 Гамма ля минор Урок 2 1 1
15 Знакомство с интервалами Урок 4 2 2
16 Затакт четверть, две восьмые в размере 2/4 Урок 2 1 1
17 Контрольный урок Урок 2 1 1
18 Запись одноголосных диктантов в размере 3/4 Урок 4 2 2
19 Размер 4/4 Урок 4 2 2
20 Повторение Урок 6 3 3
           
  Итого:   62 31 31

2 класс

№№
п.п.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Само-стоятельная работа Аудиторные занятия
1 Повторение материала 1 класса Урок 9 4,5 4,5
2 Затакт четверть в размере 3/4 Урок 3 1,5 1,5
3 Тональность Си-бемоль мажор Урок 6 3 3
4 Размер 4/4 Урок 3 1,5 1,5
5 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
6 Тональность ля минор Урок 6 3 3
7 Три вида минора Урок 6 3 3
8 Ритм четверть с точкой и восьмая Урок 6 3 3
9 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
10 Параллельные тональности Урок 3 1,5 1,5
11 Ритм четыре шестнадцатые в пройденных размерах Урок 6 3 3
12 Тональность ре минор Урок 6 3 3
13 Тональность ми минор Урок 3 1,5 1,5
14 Тональность си минор Урок 3 1,5 1,5
15 Интервалы ч.1,м.2, 6.2, м.3, б.3 Урок 6 3 3
16 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
17 Тональность соль минор Урок 3 1,5 1,5
18 Интервалы ч.4, ч.5, ч.8 Урок 6 3 3
19 Закрепление пройденного Урок 6 3 3
20 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
21 Резервные уроки Урок 6 3 3
  Итого:   99 49,5 49,5

 

3 класс

№№
п.п.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Само-стоятельная работа Аудиторные занятия
1 Повторение материала 2 класса Урок 12 6 6
2 Тональность Ля мажор Урок 6 3 3
3 Ритм восьмая и две шестнадцатых Урок 3 1,5 1,5
4 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
5 Тональность фа-диез минор Урок 6 3 3
6 Ритм две шестнадцатых и восьмая Урок 6 3 3
7 Переменный лад Урок 6 3 3
8 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
9 Тональности Ми-бемоль мажор и до минор Урок 9 4,5 4,5
10 Интервалы м.6 и 6.6 Урок 6 3 3
11 Обращения интервалов Урок 6 3 3
12 Главные трезвучия лада Урок 3 1,5 1,5
13 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
14 Размер 3/8 Урок 3 1,5 1,5
15 Обращения трезвучий Урок 6 3 3
16 Повторение Урок 9 4,5 4,5
17 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
18 Резервный урок Урок 3 1.5 1.5
  Итого:   96 48 48

                                                                

4 класс

№№
п.п.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Само-стоятельная работа Аудиторные занятия
1 Повторение материала 3 класса Урок 9 4,5 4,5
2 Тональность Ми мажор Урок 3 1,5 1,5
3 Пунктирный ритм Урок 6 3 3
4 Главные трезвучия лада Урок 3 1,5 1,5
5 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
6 Тональность до-диез минор Урок 6 3 3
7 Синкопа Урок 6 3 3
8 Тритоны на IV и на VII (повышенной) ст. в мажоре и гарм. миноре Урок 6 3 3
9 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
10 Триоль Урок 6 3 3
11 Тональность Ля-бемоль мажор Урок 6 3 3
12 Размер 6/8 Урок 6 3 3
13 Интервал м.7 Урок 3 1,5 1,5
14 Доминантовый септаккорд в мажоре и гармоническом миноре Урок 3 1,5 1,5
15 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
16 Тональность фа минор Урок 6 3 3
17 Повторение тритонов Урок 6 3 3
18 Повторение доминантового септаккорда Урок 6 3 3
19 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
20 Резервный урок Урок 3 1,5 1,5
  Итого:   96 48 48

5 класс

№№
п.п.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Само-стоятельная работа Аудиторные занятия
1 Повторение материала 4 класса Урок       9 4,5 4,5
2 Доминантовое трезвучие с обращениями и разрешениями Урок 6 3 3
  3 Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые Урок 6 3 3
4 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
5 Субдоминантовое трезвучие с обращениями и разрешениями Урок 9 4,5 4,5
6 Повторение тритонов на IV и VII ступенях в мажоре и гармоническом миноре Урок 3 1,5 1,5
7 Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре Урок 6 3 3
8 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
9 Тональности Си мажор, соль-диез минор Урок 9 4,5 4,5
10 Различные виды синкоп Урок 9 4,5 4,5
11 Построение мажорных и минорных трезвучий, секстаккордов, квартсексаккордов от звука Урок 9 4,5 4,5
12 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
13 Тональности Ре-бемоль мажор, си-бемоль минор Урок 6 3 3
14 Буквенные обозначения тональностей Урок 3 1,5 1,5
15 Период, предложения, фраза Урок 3 1,5 1,5
16 Повторение Урок 3 1,5 1,5
17 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
18 Резервный урок Урок 3 1,5 1,5
  Итого:   96 48 48

6 класс

№№
п.п.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Само-стоятельная работа Аудиторные занятия
1 Повторение материала 5 класса Урок       9 4,5 4,5
2 Обращения доминантового септаккорда, разрешения Урок       9 4,5 4,5
  3 Ритмические фигуры с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8 Урок 3 1,5 1,5
4 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
5 Гармонический мажор Урок 3 1,5 1,5
6 Субдоминанта в гармоническом мажоре Урок 3 1,5 1,5
7 Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре Урок 9 4,5 4,5
8 Ритм триоль (шестнадцатые) Урок 3 1,5 1,5
9 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
10 Тональности Фа-диез мажор и ре-диез минор Урок 6 3 3
11 Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре и Урок 6 3 3
12 Ритмические группы с залигованными  нотами Урок 6 3 3
13 Хроматизм, альтерация. IV повышенная ступень в мажоре и миноре Урок 6 3 3
14 Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты Урок 3 1,5 1,5
15 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
16 Тональности Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор Урок 6 3 3
17 Энгармонизм тональностей с 6 знаками Урок 3 1,5 1,5
18 Квинтовый круг тональностей Урок 3 1,5 1,5
19 Повторение   6 1,5 1,5
20 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
21 Резервный урок Урок 6 1,5 1,5
  Итого:   96 48 48

Распределение учебного материала по годам обучения


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.