По учебному предмету «Сольфеджио» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

По учебному предмету «Сольфеджио»

2019-09-17 164
По учебному предмету «Сольфеджио» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая программа

По учебному предмету «Сольфеджио»

дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы

«Музыкальное исполнительство»

(срок обучения – 8 лет)

                                                              г. Апатиты

2018
Структура программы учебного предмета

I.   Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;


II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план;

- Распределение учебного материала по годам обучения;

- Формы работы на уроках сольфеджио;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.   Список рекомендуемой учебно - методической литературы

- Учебная литература,

- Учебно-методическая литература;

- Методическая литература.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы  предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.

Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

Срок реализации

Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих  поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:

Нормативный срок обучения – 8 (9) лет

Классы 1 2 3 4 5 6
Учебная нагрузка (в часах) 64 99 99 99 99 99
Количество часов на аудиторные занятия 32 49,5 49,5 49,5 49,5 49,5
Количество часов на внеаудиторные занятия 32 49,5 49,5 49,5 49,5 49,5

Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной аттестации

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени (в часах)

Классы

1

2

Четверти 1 2 3 4 Всего 1 2 3 4 Всего
Аудиторные занятия 8 7 9 7 31 12 10,5 15 12 49,5
Самостоятельная работа 8 7 9 7 31 12 10,5 15 12 49,5
Вид промежуточной аттестации Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени (в часах)

Классы

3

4

Четверти 1 2 3 4 Всего 1 2 3 4 Всего
Аудиторные занятия 12 10,5 13,5 12 48 12 10,5 13,5 12 48
Самостоятельная работа 12 10,5 13,5 12 48 12 10,5 13,5 12 48
Вид промежуточной аттестации Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени (в часах)

Классы

5

6

Четверти 1 2 3 4 Всего 1 2 3 4 Всего
Аудиторные занятия 12 10,5 15 10,5 48 12 10,5 15 10,5 48
Самостоятельная работа 12 10,5 15 10,5 48 12 10,5 15 10,5 48
Вид промежуточной аттестации Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок Контрольный урок

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 4 до 10 человек), продолжительность занятия:

- в 1 классе – 40 минут;

- во 2, 3, 4,5 и 6 классах - 60 минут.

Оснащение занятий

В младших классах активно используется наглядный материал - карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов. В старших классах применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям. Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.

Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.

II. Содержание учебного предмета

Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, оркестровый класс и другие).

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке  к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.

Срок обучения 8 (9) лет

1 класс

№№
п.п.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Само-стоятельная работа Аудиторные занятия
1 Нотная грамота Урок       4 2 2
2 Гамма До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени Урок 2 1 1
3 Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки Урок 2 1 1
4 Опевание устойчивых ступеней. Тоническое трезвучие Урок 2 1 1
5 Длительности, размер, такт Урок 2 1 1
6 Размер 2/4 Урок 2 1 1
7 Контрольный урок Урок 2 1 1
8 Изучение элементов гаммы Соль мажор Урок 4 2 2
9 Размер 3/4 Урок 4 2 2
10 Устные диктанты Урок 4 2 2
11 Контрольный урок Урок 2 1 1
12 Изучение элементов гаммы Ре мажор Урок 4 2 2
13 Изучение элементов гаммы Фа мажор Урок 4 2 2
14 Гамма ля минор Урок 2 1 1
15 Знакомство с интервалами Урок 4 2 2
16 Затакт четверть, две восьмые в размере 2/4 Урок 2 1 1
17 Контрольный урок Урок 2 1 1
18 Запись одноголосных диктантов в размере 3/4 Урок 4 2 2
19 Размер 4/4 Урок 4 2 2
20 Повторение Урок 6 3 3
           
  Итого:   62 31 31

2 класс

№№
п.п.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Само-стоятельная работа Аудиторные занятия
1 Повторение материала 1 класса Урок 9 4,5 4,5
2 Затакт четверть в размере 3/4 Урок 3 1,5 1,5
3 Тональность Си-бемоль мажор Урок 6 3 3
4 Размер 4/4 Урок 3 1,5 1,5
5 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
6 Тональность ля минор Урок 6 3 3
7 Три вида минора Урок 6 3 3
8 Ритм четверть с точкой и восьмая Урок 6 3 3
9 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
10 Параллельные тональности Урок 3 1,5 1,5
11 Ритм четыре шестнадцатые в пройденных размерах Урок 6 3 3
12 Тональность ре минор Урок 6 3 3
13 Тональность ми минор Урок 3 1,5 1,5
14 Тональность си минор Урок 3 1,5 1,5
15 Интервалы ч.1,м.2, 6.2, м.3, б.3 Урок 6 3 3
16 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
17 Тональность соль минор Урок 3 1,5 1,5
18 Интервалы ч.4, ч.5, ч.8 Урок 6 3 3
19 Закрепление пройденного Урок 6 3 3
20 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
21 Резервные уроки Урок 6 3 3
  Итого:   99 49,5 49,5

 

3 класс

№№
п.п.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Само-стоятельная работа Аудиторные занятия
1 Повторение материала 2 класса Урок 12 6 6
2 Тональность Ля мажор Урок 6 3 3
3 Ритм восьмая и две шестнадцатых Урок 3 1,5 1,5
4 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
5 Тональность фа-диез минор Урок 6 3 3
6 Ритм две шестнадцатых и восьмая Урок 6 3 3
7 Переменный лад Урок 6 3 3
8 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
9 Тональности Ми-бемоль мажор и до минор Урок 9 4,5 4,5
10 Интервалы м.6 и 6.6 Урок 6 3 3
11 Обращения интервалов Урок 6 3 3
12 Главные трезвучия лада Урок 3 1,5 1,5
13 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
14 Размер 3/8 Урок 3 1,5 1,5
15 Обращения трезвучий Урок 6 3 3
16 Повторение Урок 9 4,5 4,5
17 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
18 Резервный урок Урок 3 1.5 1.5
  Итого:   96 48 48

                                                                

4 класс

№№
п.п.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Само-стоятельная работа Аудиторные занятия
1 Повторение материала 3 класса Урок 9 4,5 4,5
2 Тональность Ми мажор Урок 3 1,5 1,5
3 Пунктирный ритм Урок 6 3 3
4 Главные трезвучия лада Урок 3 1,5 1,5
5 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
6 Тональность до-диез минор Урок 6 3 3
7 Синкопа Урок 6 3 3
8 Тритоны на IV и на VII (повышенной) ст. в мажоре и гарм. миноре Урок 6 3 3
9 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
10 Триоль Урок 6 3 3
11 Тональность Ля-бемоль мажор Урок 6 3 3
12 Размер 6/8 Урок 6 3 3
13 Интервал м.7 Урок 3 1,5 1,5
14 Доминантовый септаккорд в мажоре и гармоническом миноре Урок 3 1,5 1,5
15 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
16 Тональность фа минор Урок 6 3 3
17 Повторение тритонов Урок 6 3 3
18 Повторение доминантового септаккорда Урок 6 3 3
19 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
20 Резервный урок Урок 3 1,5 1,5
  Итого:   96 48 48

5 класс

№№
п.п.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Само-стоятельная работа Аудиторные занятия
1 Повторение материала 4 класса Урок       9 4,5 4,5
2 Доминантовое трезвучие с обращениями и разрешениями Урок 6 3 3
  3 Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые Урок 6 3 3
4 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
5 Субдоминантовое трезвучие с обращениями и разрешениями Урок 9 4,5 4,5
6 Повторение тритонов на IV и VII ступенях в мажоре и гармоническом миноре Урок 3 1,5 1,5
7 Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре Урок 6 3 3
8 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
9 Тональности Си мажор, соль-диез минор Урок 9 4,5 4,5
10 Различные виды синкоп Урок 9 4,5 4,5
11 Построение мажорных и минорных трезвучий, секстаккордов, квартсексаккордов от звука Урок 9 4,5 4,5
12 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
13 Тональности Ре-бемоль мажор, си-бемоль минор Урок 6 3 3
14 Буквенные обозначения тональностей Урок 3 1,5 1,5
15 Период, предложения, фраза Урок 3 1,5 1,5
16 Повторение Урок 3 1,5 1,5
17 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
18 Резервный урок Урок 3 1,5 1,5
  Итого:   96 48 48

6 класс

№№
п.п.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Само-стоятельная работа Аудиторные занятия
1 Повторение материала 5 класса Урок       9 4,5 4,5
2 Обращения доминантового септаккорда, разрешения Урок       9 4,5 4,5
  3 Ритмические фигуры с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8 Урок 3 1,5 1,5
4 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
5 Гармонический мажор Урок 3 1,5 1,5
6 Субдоминанта в гармоническом мажоре Урок 3 1,5 1,5
7 Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре Урок 9 4,5 4,5
8 Ритм триоль (шестнадцатые) Урок 3 1,5 1,5
9 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
10 Тональности Фа-диез мажор и ре-диез минор Урок 6 3 3
11 Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре и Урок 6 3 3
12 Ритмические группы с залигованными  нотами Урок 6 3 3
13 Хроматизм, альтерация. IV повышенная ступень в мажоре и миноре Урок 6 3 3
14 Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты Урок 3 1,5 1,5
15 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
16 Тональности Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор Урок 6 3 3
17 Энгармонизм тональностей с 6 знаками Урок 3 1,5 1,5
18 Квинтовый круг тональностей Урок 3 1,5 1,5
19 Повторение   6 1,5 1,5
20 Контрольный урок Урок 3 1,5 1,5
21 Резервный урок Урок 6 1,5 1,5
  Итого:   96 48 48

Распределение учебного материала по годам обучения

Класс

Мажорные и минорные тональности до трех знаков в ключе. Переменный лад. Обращение интервала. Интервалы м.6 и 6.6. Главные трезвучия лада.

Обращения трезвучия - секстаккорд, квартсекстаккорд.

Тоническое трезвучие с обращениями.

Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, восьмая и четверть

в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Размер 3/8.

Класс

Тональности до 4 знаков в ключе.

Трезвучия главных ступеней - тоника, субдоминанта, доминанта.

Септима.

Доминантовый септаккорд.

Тритон, увеличенная кварта, уменьшенная квинта.

Пунктирный ритм.

Синкопа.

Триоль.

Размер 6/8.

 

Класс

Тональности до 5 знаков в ключе.

Буквенные обозначения тональностей.

 Обращения и разрешения главных трезвучий.

Построение от звука мажорных и минорных трезвучий, секстаккордов, квартсекст аккордов. Уменьшенное трезвучие в мажоре и гармоническом миноре.

 Ритм четверть с точкой и две шестнадцатых.

Различные виды синкоп.

 Период, предложение, фраза, каденция.

 

Класс

Тональности до 6 знаков в ключе.

Гармонический вид мажора.

Энгармонизм.

Квинтовый круг тональностей.

Альтерация.

Хроматизм.

Отклонения.

Модуляция.

Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре.

Диатонические интервалы в тональности и от звука.

Обращения доминантового септаккорда в тональности.

Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре и натуральном миноре.

Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8.

Ритмические группы с залигованными нотами

 

Интонационные упражнения

Одной из задач учебного предмета сольфеджио является формирование навыка чистого интонирования. Интонационные упражнения включают в себя пение гамм и различных тетрахордов, отдельных ступеней, мелодических оборотов, секвенций, интервалов в тональности и от звука, аккордов в тональности и от звука. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения исполняются без аккомпанемента на фортепиано с предварительной настройкой, но в отдельных случаях допустима «помощь» фортепиано в виде гармонического аккомпанемента, подчеркивающего тяготение, ладовую краску. Интонационные упражнения в начале обучения выполняются в среднем темпе, в свободном ритме; в дальнейшем желательна определенная ритмическая организация. На начальном этапе обучения рекомендуется использовать ручные знаки, карточки с порядковыми номерами ступеней, «лесенку», изображающую ступени гаммы и другие наглядные пособия.

Интонационные упражнения могут быть многоголосными. Рекомендуется пение интервалов, аккордов и их последовательностей в гармоническом (двухголосном, трехголосном) звучании.

Интонационные упражнения выполняются как в ладу, так и от звука (вверх и вниз). С помощью интонационных упражнений можно прорабатывать теоретический материал, подготовиться к сольфеджированию, чтению с листа, активизировать слух и память перед музыкальным диктантом или слуховым анализом.

 

Ритмические упражнения

Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма - важной составляющей комплекса музыкальных способностей. На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба, танцевальные движения, бег, хлопки. Поэтому целесообразно на уроках сольфеджио на начальном этапе уделять большое внимание различным двигательным упражнениям и детскому оркестру из ударных инструментов, даже при наличии в программе таких предметов как ритмика и оркестр (оркестр К. Орфа, коллективное инструментальное музицирование и т.д.). Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения:

• простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии (карандашом, хлопками, на ударных инструментах);

• повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;

• простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на карточках;

• проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за длительностями определенных слогов;

• исполнение ритмического  остинато  к песне, пьесе;

• ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе;

• ритмическая партитура, двух- и трехголосная;

• ритмические каноны (с текстом, на слоги);

• ритмический диктант (запись ритмического рисунка).

Каждая новая ритмическая фигура должна быть, прежде всего, воспринята эмоционально и практически проработана в ритмических упражнениях, а затем - включена в другие виды работы: сольфеджирование, чтение с листа, музыкальный диктант.

Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование. Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на ритмическую пульсацию (доли), вводить различные упражнения - тактирование, выделение сильной доли - для дальнейшего перехода к дирижированию. На протяжении нескольких лет планомерно отрабатываются навыки дирижерского жеста в разных размерах, в том числе, при чтении с листа и при пении двухголосия. Начинать работу с дирижерским жестом лучше при пении знакомых выученных мелодий и слушании музыки.

Слуховой анализ

Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия учеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь умением правильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или от звука. Слуховой анализ - это, прежде всего, осознание услышанного. Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального языка. Для этого нужно использовать и примеры из музыкальной литературы, и специальные инструктивные упражнения.

При прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращать внимание на ладовые, структурные особенности (членение на фразы, повторы, секвенции), определять размер, узнавать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты.

При прослушивании многоголосного построения необходимо обращать внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, на тип фактуры.

При слуховом анализе фрагментов из музыкальной литературы необходимо обращать внимание учеников на соотношение определенных элементов музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки. В дидактических примерах можно требовать более детального разбора:

- анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм;

- отдельных ступеней лада и мелодических оборотов;

- ритмических оборотов;

- интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз от звука и в тональности;

- интервалов в гармоническом звучании от звука и в тональности;

- последовательности из нескольких интервалов в тональности (с определением величины интервала и его положения в тональности);

- аккордов в мелодическом звучании с различным чередованием звуков в тональности и от звука;

- аккордов в гармоническом звучании от звука и в тональности (с определением их функциональной принадлежности);

- последовательности из аккордов в тональности (с определением их функциональной принадлежности);

Желательно, чтобы дидактические упражнения были организованы ритмически.

На начальном этапе обучения слуховой анализ проходит, как правило, в устной форме.

Музыкальный диктант

Музыкальный диктант - форма работы, которая способствует развитию всех составляющих музыкального слуха и учит осознанно фиксировать услышанное. Работа с диктантами в классе предполагает различные формы:

.  устные диктанты (запоминание и пропевание на нейтральный слог и с названием нот 2-4-тактовой мелодии после двух-трех проигрываний);

• диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии);

• ритмический диктант (запись данного ритмического рисунка или запись ритмического рисунка мелодии);

• музыкальный диктант с предварительным разбором (совместный анализ с преподавателем особенностей структуры мелодии, размера, ладовых особенностей, движения мелодии, использованных ритмических рисунков). На предварительный разбор отводится 2-3 проигрывания (5-10 минут), затем ученики приступают к записи мелодии. Эту форму диктанта целесообразно широко использовать в младших классах, а также при записи мелодий, в которых появляются новые элементы музыкального языка;

• музыкальный диктант без предварительного разбора (запись диктанта в течение установленного времени за определенное количество проигрываний, обычно 8-10 прогрываний в течение 20-25 минут). Эта форма диктанта наиболее целесообразна для учащихся старших классов, так как предполагает уже сформированное умение самостоятельно анализировать мелодию.

Перед началом работы над мелодическим диктантом необходима тщательная настройка в тональности, для которой можно использовать интонационные упражнения, сольфеджирование, задания по слуховому анализу.

Навык записи мелодии формируется постепенно и требует постоянной тщательной работы на каждом уроке. Записанный диктант предполагает его проверку с анализом допущенных ошибок и дальнейшую работу в классе и дома. Ученики могут определить и подписать в диктанте новые или знакомые мелодические обороты, ритмические фигуры, подобрать к диктанту второй голос или аккомпанемент, выучить его наизусть, транспонировать письменно или устно в другие тональности.

Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также мелодии, сочиненные самим преподавателем.

Творческие задания

Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус. Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связывать с основными разделами курса сольфеджио, так как их целью является закрепление теоретических знаний, формирование основных умений и навыков (запись мелодий, определение на слух, интонирование).

Творческие задания можно начинать с начального этапа обучения. Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией. Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять в допевании, досочинении мелодии (формирование ощущения ладового тяготения). В дальнейшем задания могут содержать импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец, сочинение собственных мелодических и ритмических построений. Постепенно в творческие задания добавляются упражнения, связанные с подбором и сочинением второго голоса, аккомпанемента, сначала из предложенных звуков или аккордов, затем с самостоятельным поиском гармонических средств. Данные задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус.

Творческие задания эффективны на всех этапах обучения. Кроме того, они помогают выявить детей, имеющих склонности к импровизации, композиции, и направить внимание на развитие данных способностей, а возможно, и будущую профессиональную ориентацию.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

· сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного  музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческойсамостоятельности, в том числе: первичные теоретические знания профессиональной музыкальной терминологии

  • умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  • умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
  • умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
  • навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

Класс

Интонационные упражнения

Выработка равномерного дыхания, умения распределять его на музыкальную фразу.

Слуховое осознание чистой интонации.

Пение песен-упражнений из 2-3-х соседних звуков (двух-трехступенных ладов) с постепенным расширением диапазона и усложнением (с ручными знаками, с названиями нот, на слоги и т.д. по выбору педагога).

Пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов.

Пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней с разрешениями, опевания устойчивых ступеней.

Ритмические упражнения

Движения под музыку.

Повторение ритмического рисунка (простукивание, проговаривание на слоги).

Исполнение ритмического рисунка по записи (ритмические карточки, нотный текст).

Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.

Ритмические фигуры в размере 2/4 (две четверти, четверть и две восьмые, две восьмые и четверть, четыре восьмые, половинная).

Ритмические фигуры в размере ¾ (три четверти, половинная и четверть, четверть и половинная, половинная с точкой).


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.