Глава 10 великолепие Всевышнего — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 10 великолепие Всевышнего

2019-09-17 130
Глава 10 великолепие Всевышнего 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К ришна: Ты уже знаешь многие Мои качества и проявления, но сейчас Я поведаю тебе нечто еще более удивительное. Поэтому слушай Меня внимательно, Арджуна. Ты очень дорог Мне, и Я хочу, чтобы ты еще глубже постиг Меня. Ни сонмы полубогов, ни великие мудрецы не знают Мою истинную природу, ибо и те, и другие происходят от Меня. Сын может постичь своего отца, только если тот сам откроется ему, так что настоящее знание обо Мне можно обрести лишь по Моей милости.

А рджуна: Некоторые утверждают, Васудэва, что Ты – Верховный брахман, вечный, нерожденный и всепроникающий. А есть и такие, которые считают Тебя Сверхдушой, пребывающей в сердце каждого живого существа. Почему же Ты говоришь, что даже велкие мудрецы не знают тебя?

К ришна: Они называют Меня нерожденным, но не понимают, что это значит: ведь любая душа – нерожденная. Однако материальные тела рождаются и их существование имеет начало и конец, тогда как Мое тело существует вечно и никогда не рождается. Только те, кто понял, как Я рождаюсь в этом мире и все-таки остаюсь нерожденным, действительно знают Меня.

К ак-то раз, когда Я был ребенком, матушка Яшода в наказание за Мои шалости решила связать Меня веревкой. Однако веревка оказалась немного коротка. Тогда Яшода-мата принесла еще одну веревку и, связав их, сделала из двух веревок одну. Но когда она стала Меня ею связывать, веревка оказалась чуть короче, чем надо. И сколько бы она ни удлиняла эту веревку, ее каждый раз чуть-чуть не хватало для того, чтобы связать Меня. Я тогда носил вместо пояса шнур кинкини с колокольчиками, и этот шнур никогда не оказывался для Меня слишком коротким, потому что Я был совсем не против, чтобы его на Меня надевали. И в то же время веревки, которая была гораздо длиннее шнура, не хватило, чтобы Меня связать. Попробуй-ка объяснить это с помощью логики! Вот так же и тем, кто знает, что Я – нерожденный, нелегко объяснить Мое рождение. А здесь, на Курукшетре, Я – Владыка мироздания – правлю твоей колесницей и выполняю твои распоряжения. Кто способен это понять? Только очень редкие души. Одного лишь разума для этого недостаточно, потому что разум принадлежит к материальному миру, а Я к этому миру не принадлежу. Разум, знание, свобода от сомнений и заблуждений, умение прощать, правдивость, владение своими чувствами и умом, счастье, горе, рождение и смерть, страх, бесстрашие, отказ от насилия, уравновешенность, удовлетворенность, аскетизм, благотворительность, слава, бесславие – все разнообразие материального бытия создано Мной. Из Моего ума родились четыре Кумара и семь других знаменитых мудрецов, а также Ману, от которых происходят все существа, живущие на разных планетах этой вселенной. И почти никто из них не знает Меня.

Т от же, кто действительно осознал Мое величие и убежден в Моем могуществе, посвящает себя чистому преданному служению. Он нисколько не сомневается в том, что Я – Сваям Бхагаван, Сам Бог. Все берет начало во Мне, и человек, который знает это, истинно мудр. Такие люди полностью сосредоточены на служении Мне. Они постоянно думают обо Мне и не могут жить без Меня, как рыба не может жить без воды. Они поют Мои имена, беседуют обо Мне, слушают рассказы о Моих деяниях и наслаждаются этим, подобно тому, как юноша наслаждается общением с красивой девушкой. Тем, кто всегда с любовью служит Мне, Я даю разум который помогает им прийти ко Мне. Этот разум и знание, которое обретают Мои чистые преданные, не принадлежит к материальному миру. Я лично забочусь о том, чтобы Мой преданный мог в совершенстве постичь Меня. Я вхожу в его сердце, как пчела в цветок лотоса, и светочем божественного знания рассеиваю остающееся там невежество. Моим чистым преданным не о чем беспокоиться, потому что они всегда и во всех отношениях находятся под Моим покровительством.

А рджуна: Кришна, Ты – Верховный Господь, Абсолютная Истина, высшее Прибежище! Ты – вечная, трансцендентная, изначальная Личность, Ты – чистейший, нерожденный и величайший. Так утверждают Нарада, Асита, Дэвала, Вьяса и все остальные великие мудрецы, а теперь Ты Сам говоришь мне об этом, и я считаю все, что Ты сказал, непреложной истиной. О Кешава, ни полубоги, ни демоны не способны постичь Тебя собственными условиями. Единственный, кто знает Тебя благодаря своей внутренней силе, - это Ты, о Верховная Личность. Источник и Повелитель всех существ, Бог богов, Владыка Вселенной!

Т ы сказал, что человек, которому открылось Твое величие, посвящает себя преданному служению и что настоящий слуга – это тот, кто постоянно думает о своем господине. Но как мне все время думать о Тебе, Кришна? Какие из Твоих бесчисленный проявлений я должен помнить, чтобы постичь Тебя?

К ришна: Хочешь ли ты, чтобы Я рассказал тебе об этих проявлениях или показал их, Арджуна?

А рджуна: О величайший из мистиков, прошу Тебя,

К ришна: Но ведь ты уже знаешь, что Я

А рджуна: Нет, Джанардана, я хочу, чтобы ты рассказал

К ришна: Хорошо, Я поведаю тебе о Своих проявлениях в этом мире, но только об основных, потому что, как ты сам сказал, эти проявления бесчисленны. Я – Верховная Душа, пребывающая в сердце каждого, и Я – начало, середина и конец всего сущего. Именно Я Своей энергией создаю и поддерживаю материальный космос, а потом сворачиваю его. Среди Адитьев Я – Вишну, среди источников света Я – Солнце, среди Марутов Я – Маричи, а среди звезд Я – Луна. Из Вед Я – «Сама-веда», из полубогов Я – Индра, из чувств Я – ум, а в каждом живом существе Я – сознание. Среди Рудр Я – Господь Шива, среди якшей и ракшасов Я – Кувера, среди Васу Я – Агни, а среди гор Я – Меру. Среди жрецов Я – Брихаспати, среди военачальников Я – Картикея, а среди водоемов Я – океан. Из великих мудрецов Я – Бхригу, а из всех звуков Я – трансцендентный слог «ом». Из жертвоприношений Я – повторение святых имен, а из всего неподвижного Я – Гималаи. Среди деревьев Я – ашваттха, среди дэвариши Я – Нарада, среди гандхарвов Я – твой друг Читраратха, а среди сиддхов Я – Капила. Среди коней Я – Уччхаишрава, появившийся на свет, когда полубоги и демоны пахтали молочный океан, чтобы получить нектар бессмертия. Среди величественных слонов Я – Айравата, а среди людей Я – царь. Из всех видов оружия Я – громовая стрела, среди коров Я – сурабхи, из причин появления потомства Я – бог любви, а среди змей Я – Васуки. Среди многлавых нагов Я – Ананта, а среди обитателей вод Я – Варуна. Среди предков Я – Арьяма, а среди вершителей правосудия Я – бог смерти. Среди демонов Я – великий преданный Прахлада, из всех разрушительных сил Я – время, среди зверей Я – лев, а среди птиц – Гаруда. Среди очищающих стихий Я – ветер, среди тех, кто носит оружие, Я – Господь Рама, среди рыб Я – акула, а среди рек – Ганга. Я - начало и конец, а также середина любого творения. Из всех наук Я – трансцендентная наука о душе, а в диспутах логиков Я – окончательный вывод. Из букв Я – буква «А», среди сложных слов Я – двойное слово. Я – вечное время, а среди творцов Я – Брахма. Я – всесокрушающая смерть, и Я – рождение всего, чему суждено быть. Среди женщин Я – Слава, Удача, Речь, Память, Разумность, Стойкость и Терпеливость (имеются в виду богини Кирти, Шри, Вак, Смрити, Дхрити и Кшама, которые олицетворяют, соответственно, славу, удачу (а также богатство, красоту, счастье), речь, память и т.д.).

И з гимнов «Сама-веды» Я – «Брихат-сама», а из всех стихов Я –«Гаятри». Из месяцев Я – марга-ширша, а из времен года Я – весна. Из всех занятий мошенников Я – азартная игра, и Я блеск всего, что поражает великолепием. Я – победа, Я – предприимчивость, и я – доблесть доблестных. Среди потомков Вришни Я – Васудэва, а среди Пандавов Я – Арджуна. Среди знатоков Вед Я – Вьяса, а среди провидцев Ушана. Среди способов пресечь беззаконие Я – наказание. Я – честность тех, кто стремится к победе. Я – безмолвие тайны и мудрость мудрых. Воистину, Я – то семя, из которого происходит все сущее. Без Меня не могли бы существовать ни движущиеся, ни неподвижные творения. Моим божественным проявлениям нет числа, и сейчас Я назвал лишь некоторые из них. Знай же, что все прекрасное, славное и величественное в этом мире рождается из крошечной искры Моего великолепия. И зачем тебе все эти подробности, Арджуна? Ведь достаточно понять, что одной Своей частью Я пронизываю и поддерживаю все мироздание.

Глава 11 ВСЕЛЕНСКИЙ ОБЛИК

А рджуна: Слушая Твои наставления, о Лотосоокий, я постиг сокровеннейшие духовные истины, и теперь от моей иллюзии не осталось и следа. Ты подробно объяснил мне, как появляются и уходят в небытие все живые существа, и я осознал, что Ты их Властелин и что величие Твое безгранично. Ты поведал мне о многих Своих проявлениях и сказал, что пронизываешь и поддерживаешь все мироздание. Я в этом ничуть не сомневаюсь, однако я хочу увидеть тот облик, в котором Ты пронизываешь эту вселенную. Ты присутствуешь везде и во всем, в том числе и в моем сердце. Поэтому Тебе известно мое желание, тем более что оно возникло по Твоей воле: ведь до сих пор мне было вполне достаточно видеть Тебя в привычном для меня облике. Но теперь я хочу взглянуть на Твое космическое, вселенское тело. Я знаю, что, даже если я неспособен видеть его, Ты сможешь явить мне этот облик, ибо Ты – Повелитель всех мистических сил.

К ришна: Сейчас ты увидишь его, сын Притхи. Я покажу тебе Мои достояния и остальных полубогов, сотни и тысячи разноцветных божественных образов, все те удивительные проявления, о которых Я тебе рассказывал, а также много такого, о чем никто никогда не слышал и чего никто никогда не видел. Мое вселенское тело содержит в себе весь мир, и перед тобой тут же появится все, чего ты пожелаешь увидеть. Однако твоему нынешнему зрению этот облик недоступен, поэтому Я наделяю тебя божественным зрением. Смотри же на Мое мистическое великолепие!

С анджая: О царь, произнеся эти слова, Повелитель всех мистических сил, Сам Верховный Господь, явил Арджуне Свой вселенский облик. И Арджуна увидел великое множество ртов, глаз, удивительных образов; он увидел на Господе огромное количество неземных украшений, а в руках у Него – самые разные виды божественного оружия. На теле Господа красовались роскошные гирлянды, оно было облачено в невиданные одежды и умащено божественными ароматными маслами. Это было дивное, ослепительное, безграничное, всеохватывающее зрелище. Если бы на небе одновременно взошли тысячи солнц, их свет был бы подобен сиянию вселенского тела Верховной Личности. В этом теле Господа взору Арджуны открылись бескрайние просторы вселенной, разделенные на множество частей, но появившиеся в одном и том же месте. И тогда Арджуна, который был настолько изумлен и потрясен, что волосы у него встали дыбом, склонился перед Всевышним и, сложив ладони, стал возносить Ему молитвы.

А рджуна: Кришна, я вижу в твоем огромном теле всех полубогов и разные другие существа. Я вижу Брахму, восседающего на цветке лотоса, а также Господа Шиву и всех мудрецов и божественных змеев. О Владыка вселенной, я везде вижу Твои бесчисленные руки, чревы, глаза, рты, и у этого зрелища нет ни конца, ни середины, ни начала. И все-таки я вижу, как Ты – излучающий яркий свет, увенчанный диадемами, держащий в руках булавы и диски – простираешься повсюду. Ты – высший, изначальный объект познания, Тот, на ком покоится и в кого в конце концов погрузится вселенная. Ты неисчерпаем, и Ты старше всех. Ты – Верховная Личность, Хранитель вечной религии.

Н ет предела Твоему великолепию, о Господь. Невозможно сосчитать, сколько у Тебя рук; солнце и луна – Твои глаза. Я вижу, как пламенем, вырывающимся из Твоих уст, Ты сжигаешь всю эту вселенную. Ты один, но заполняешь Собой весь космос. О Великий, видя Твой дивный и ужасающий облик, жители всех планет приходят в смятение. Сонмы полубогов погружаются в твое гигантское тело. Некоторые из них охвачены страхом и, сложив ладони, молятся Тебе о защите, а великие мудрецы и те, кто совершенен с самого рождения, восклицают: «Да будет мир, да будет мир!» – и прославляют Тебя ведическими гимнами. Все Рудры, Адитьи, Васу, Садхьи, Вишведэвы, оба Ашвини, Маруты, питы, гандхарвы, якши, асуры, сиддихи взирают на Тебя в изумлении.

О Всепроникающий, Твое разноцветное сияние разливается по всему небу. Видя Твои отверстые зевы и огромные святящиеся глаза, я дрожу от страха. О повелитель богов, Прибежище всех миров, смилуйся надо мной. Я не могу сохранять спокойствие, глядя на Твои лики, которые сверкают, как пламя смерти. Я уже не понимаю, где я и что со мной. Я вижу, как все сыновья Дхритараштры и вставшие на их сторону цари, а также Бхишма, Дрона, Карна, да и наши полководцы устремляются в твои устрашающие зевы, словно реки, впадающие в океан. Все эти великие воины, как мотыльки, летящие на огонь, сгорают в пламени, вырывающемся из Твоих ртов. Ты испепеляешь все мироздание. Скажи мне, кто Ты, о Владыка владык, имеющий столь ужасный облик. Я склоняюсь перед Тобой; будь же милостив ко мне, о предвечный Господь. Я хочу узнать, кто Ты и какова Твоя миссия.

К ришна: Я – Время, великий разрушитель миров, пришедший сюда, чтобы уничтожить всех. Кроме тебя и еще нескольких воинов, всем участникам этого сражения суждено погибнуть. Поднимись же и готовься к бою. Победив в нем, ты завоюешь славу и процветающее царство. Я уже уготовил твоим врагам смерть, и от тебя, о величайший из лучников, просто требуется стать Моим орудием в этой битве. Дрона, Бхишма, Джаядратха, Карна и другие могучие воины уже уничтожены Мной, так что тебе ни о чем беспокоиться. Сражайся, и ты непременно победишь.

С анджая: Услышав эти слова, охваченный трепетом Арджуна обратился к Кришне так:

А рджуна: О Властитель чувств, звуки твоего имени наполняют мир радостью и влекут к Тебе его обитателей. Совершенные существа выражают Тебе почтение, и только демоны в страхе разбегаются кто куда. Так оно и должно быть. Почему бы живым существам не склоняться перед Тобой, о Великий, когда Ты – изначальный творец, который выше самого Брахмы! О Безграничный, Бог богов, Вместилище вселенной! Ты – нетленный Источник всего сущего, трансцендентная причина всех причин. Ты – Верховная Божественная Личность, Тот, кто старше всех и на ком покоится весь проявленный космос. Ты знаешь все, и Ты – все, что можно знать. Ты – высшая обитель, неподверженная влиянию материальной природы. О Необъятный, Ты пронизываешь все мироздание! Ты и Воздух, и Огонь, и Вода, и Луна! Ты – Прадед и Судия всех живущих в этой вселенной, и Ты же – Брахма, первое сотворенное существо. Поэтому я склоняюсь перед тобой тысячу раз, а потом еще и еще! Я кланяюсь Тебе и спереди, и сзади, и со всех сторон!

С ила Твоя безмерна, о Всемогущий! Ты объемлешь все, а значит, Ты и есть все! Считая Тебя своим другом и не зная о Твоем величии, я обращался к Тебе запросто: «Эй, Кришна!» Мало того, я думал, что, общаясь с Тобой как с равным, проявляю скромность: ведь я сын Панду, который был императором и великим воином, а Ты всего лишь сын министра. Впрочем, разница в нашем происхождении меня не заботила, потому что я искренне привязан к Тебе как к другу. Прости же мне те безумные поступки, которые я совершал, опьяненный этой дружеской любовью. Иной раз я подшучивал над Тобой, когда мы вместе ели или отдыхали, находясь вдвоем или даже в присутствии других. О Непогрешимый, прости мне все эти дерзости.

Т ы – Отец всего мира, всех движущихся и неподвижных существ. Ты – их славный Предводитель и лучший наставник. О неизмеримо могущественный Владыка, разве найдется среди обитателей низших, средних и высших планет хоть один, способный сравниться с тобой или превзойти Тебя? Ты – Верховный Господь, и каждое живое существо должно поклоняться Тебе. Поэтому я падаю перед Тобой ниц и молю Тебя о снисхождении. Подобно тому, как отец терпеливо сносит дерзости сына, друг – обиды, нанесенные другом, а жена – выходки своего мужа, прости мне, пожалуйста, мое непочтительное поведение.

С озерцая Твой вселенский облик, который я никогда раньше не видел, я испытываю радость, однако мой ум охвачен страхом. Смилуйся же надо мной, о тысячерукий Господь, яви мне Свой четырехрукий облик – с великолепной диадемой на голове и с булавой, диском, раковиной и цветком лотоса в руках. Я хочу увидеть Тебя таким, каким Ты предстал перед Своим отцом и матерью сразу после Своего рождения.

К ришна: Я с большим удовольствием показал тебе высший из Моих вселенских обликов. Взгляни же на него еще раз, ведь этот облик – не плод волшебства и не иллюзия. Я проявил его посредством Своей внутренней энергии. До тебя, о лучший из воинов династии Куру, никто никогда не видел это лучезарное вселенское тело, потому что способность видеть его невозможно приобрести собственными усилиями. Человек может изучать Веды, совершать жертвоприношения, раздавать милостыню, подвергать себя суровой аскезе, однако никакие благочестивые занятия не сделают его способным видеть Меня в этом облике. Тебе представилась редчайшая возможность – почему же ты не ценишь ее?

А рджуна: Кришна, я был счастлив увидеть Твое вселенское тело, но при этом настолько ошеломлен, что едва не лишился чувств. Я никогда больше не буду просить Тебя показать мне этот облик. Прости меня, пожалуйста. Я хочу увидеть Тебя в том облике, созерцая который человек словно пьет нектар.

К ришна: Хорошо, Я не стану больше показывать тебе Мой ужасающий облик, потому что, когда ты увидел его, тебя охватило смятение. Пусть же все тревоги покинут тебя, Арджуна. А теперь, когда твой ум успокоился, смотри на тот облик, который ты хочешь увидеть.

С анджая: Произнеся эти слова, Васудэва явил Арджуне Свой четырехрукий облик, а затем предстал перед ним в двуруком облике. Это очень воодушевило Арджуну и окончательно рассеяло его страх.

А рджуна: О Джанардана, благодаря тому, что я вижу Тебя в этом прекраснейшем человеческом облике, ко мне вернулось самообладание и я пришел в себя.

К ришна: Увидеть Меня таким очень трудно: даже полубоги всегда ищут этой возможности. Просто изучать Веды, совершать аскезу, раздавать милостыню, выполнять религиозные обряды недостаточно, чтобы увидеть Меня в Моем изначальном облике. О сын Панду, постичь Меня таким, какой Я есть, увидеть тот облик, в котором Я сейчас стою перед тобой, можно только идя путем чистого преданного служения. Только этот путь позволяет проникнуть в тайны Моего бытия. Тот, кто служит Мне с чистой преданностью, чья деятельность не осквернена корыстными желаниями и умозрительными рассуждениями, кто трудится ради Меня, кто считает Меня высшей целью своей жизни и дружелюбно относится ко всем живым существам, непременно придет ко Мне

Глава 12 ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ

А рджуна: Кришна, для меня дороже всего Твой двурукий облик, который я сейчас вижу. Ты Сам помог мне убедиться в этом и сказал, что человек, идущий путем чистого преданного служения, непременно вернется к Тебе. Но ведь есть люди, которые тоже стремятся постичь Абсолютную Истину, однако поклоняются Ей как непроявленному, безличному Брахману. Кто же более совершенен: те, кто посвятил себя преданному служению Тебе, или те, кто поклоняется безличному Брахману?

К ришна: Самыми совершенными Я считаю тех, кто всегда хранит в мыслях Мой образ и с великой духовной верой поклоняется Мне. Они находятся в наилучшем положении, потому что быстрее всего Меня можно достичь путем бхакти-йоги. Впрочем, те, кто, обуздывая свои чувства, одинаково отнесясь ко всем живым существам и заботясь о благе каждого, полностью отдает себя поклонению безличному Брахману – непроявленному, недоступному чувственному восприятию, всепроникающему, непостижимому, неизменному, непоколебимому, неподвижному, - в конце концов тоже приходят ко Мне.

А рджуна: Значит, они достигают той же цели, что и преданные?

К ришна: Да, однако им приходится потратить на это гораздо больше времени и сил. Тем, кого привлекает безличный аспект Абсолютной Истины, намного труднее познать Ее, и прежде всего потому, что сами-то они личности, да еще находятся в материальных телах. Гьяна-йоги прилагают огромные усилия, чтобы достичь освобождения, тогда как преданные обретают его быстро и легко. А чистые преданные вообще не беспокоятся о своем освобождении – они просто служат Мне. Вся их деятельность посвящена Мне: они трудятся ради Меня, слушают обо Мне, поют Мои имена и, сосредоточив на Мне ум, размышляют о Моих трансцендентных играх. Таких преданных Я очень скоро вызволяю из океана рождения и смерти. Остальным необходимо покидать материальный мир только в светлое время и выполнять разные другие предписания, но для чистых преданных в этом нет никакой надобности, потому что Я Сам прилетаю на ними на Гаруде и забираю их к Себе. Они возвращаются ко Мне благодаря своему бескорыстному служению; ничего другого для этого не требуется.

А рджуна: Тогда почему я должен сражаться, Кришна?

К ришна: Потому, Арджуна, что участие в этой битве и есть твое преданное служение! Отбрось все посторонние мысли и сосредоточь ум на Мне, полностью займи Мною свой рассудок – тогда ты, вне всякого сомнения, будешь постоянно пребывать во Мне. Не уподобляйся тем, кто служит Мне, но сохраняет какие-то эгоистические желания. Такие преданные знают о Моем могуществе, однако не стремятся обрести любовь ко Мне. Поэтому действительно прийти ко Мне они смогут еще не скоро.

А рджуна: А что, если у меня не получится непрерывно думать о Тебе?

К ришна: Если ты не способен постоянно, ни на что не отвлекаясь, помнить обо Мне, тогда снова и снова сосредоточивай ум на Моем образе, выполняя предписания садхана-бхакти, и благодаря такой практике у тебя разовьется желание достичь Меня. Ум подобен реке, которая может разливаться повсюду, но если ты устремишь его ко Мне, словно реку к океану, то погрузишься в океан духовного блаженства. Победи свой ум и завоюй сокровище медитации, о завоеватель богатств!

А рджуна: Я ведь говорил Тебе, что для меня управлять умом труднее, чем сдерживать порывы ветра. Как же я сумею его обуздать?

К ришна: Если твой ум находится под сильным влиянием гуны невежества и из-за этого ты не можешь заниматься садхана-бхакти, тогда просто делай что-нибудь для Меня. Возводи храмы, выращивай цветы для богослужения, помогай проповедникам – и слушай, как Мои преданные рассказывают обо Мне. Так ты разовьешь в себе привязанность ко Мне и достигнешь духовного совершенства. Но если ты считаешь, что твое положение в обществе не позволяет тебе трудиться для Меня, тогда, по крайней мере, жертвуй плоды своего труда на какое-нибудь доброе дело. Конечно, познание Абсолютной Истины важнее, чем мирская благотворительность. Однако, если ты способен заниматься медитацией, это лучше, чем приобретать знания, а если ты сумеешь полностью отречься от плодов своего труда, это еще лучше, чем медитация, потому что благодаря такому отречению ты обретешь внутренний покой.

А рджуна: Разве это важнее, чем знание и медитация?

К ришна: Дело в том, что, пока, человек не успокоит свой ум, он не сможет усвоить духовное знание и уж тем более достичь успеха в медитации, ибо все это – разные этапы одного и того же пути. Отрекаясь от плодов своего труда, человек обретет умиротворение. Когда его ум успокоится, он сможет воспринимать духовное знание, и со временем процесс постижения Истины превратится в медитацию. Достигнув совершенства в медитации, человек увидит в своем сердце Меня, Верховную Душу, а тогда у него уже не будет никаких сомнений в том, что он должен служить Мне.

А рджуна: Значит, в конце концов он станет Твоим преданным?

К ришна: Да, завершив этот долгий окольный путь, он вручит себя Мне. Но гораздо проще и надежнее идти ко Мне прямым путем, то есть сразу посвятить себя преданному служению. Тот, кто никому не завидует, кто дружелюбно и сострадательно относится ко всем живым существам, кто не считает себя собственником чего бы то ни было и освободился от ложного самоотождествления, кого не выводят из равновесия ни счастье, ни горе, кто склонен прощать других и всегда удовлетворен, кто владеет своими чувствами и, сосредоточив на Мне ум и рассудок, с непоколебимой решимостью служит Мне, - это Мой преданный, и он очень дорог Мне. Тот, кто никому не причиняет беспокойства и сам не беспокоится, как бы ни обращались с ним окружающие, кто неподвержен мирской радости и печали, страху и тревоге, очень дорог Мне.

М ой преданный, чистый и умелый, свободный от волнений и страданий, не зависящий от внешних обстоятельств и не пытающийся достичь материальных целей, очень дорог Мне. Тот, кто не ликует и не впадает в уныние, кто не стремится к приобретениям и не сокрушается о потерях, кто отрешился и от хорошего, и от плохого, - такой преданный очень дорог Мне. Тот, кто одинаково относится к друзьям и врагам, кто стойко переносит почести и унижения, жару и холод, счастье и горе, славословие и хулу, кто всегда свободен от оскверняющего общения, молчалив, довольствуется тем, что у него есть, и не привязан ни к какому жилищу, кто утвердился в истине и посвятил себя преданному служению, очень дорог Мне.

Н икто, кроме преданных, не способен приобрести все эти трансцендентные качества. Поэтому, даже если человек делает только первые шаги по пути бхакти, он находится в лучшем положении, чем непреданный, каких бы успехов тот ни достиг в своей деятельности. Те, кто, видя во Мне высшую цель и устремляясь ко Мне всем своим существом, с глубокой верой идут нетленным путем преданного служения, бесконечно дороги Мне.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.