Глава 9 самое сокровенное знание — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 9 самое сокровенное знание

2019-09-17 130
Глава 9 самое сокровенное знание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К ришна: В твоем сердце, дорогой Арджуна, нет ни капли зависти ко Мне, поэтому Я открою тебе самое сокровенное знание. Усвоив это знание и научившись его применять, ты избавишься от всех мирских страданий. Это знание – царь всего знания, тайна тайн. Оно позволяет человеку непосредственно воспринимать духовную природу и потому является самым чистым знанием и совершенством религии. Оно вечно, и те, кто им руководствуется, счастливы. Однако многие люди, даже если дать им это знание, не смогут применить его.

А рджуна: Почему же они не смогут это сделать?

К ришна: Потому, что у них нет веры. Они не верят, что, просто служа Богу, можно достичь высшего совершенства. В ведических писаниях снова и снова говорится о величии преданного служения, однако такие люди думают, что это всего лишь красивые слова. Те, кто пытается служить Мне, но не обладает верой, рано или поздно сходят с этого пути и остаются в круговороте рождения и смерти. Но у тебя есть вера, о сокрушитель врагов, и она только окрепнет, когда ты получишь это знание. Чтобы поклоняться Мне как Верховному Повелителю, человек должен знать о Моем могуществе.

В Своем непроявленном облике Я пронизываю все мироздание. Все существа пребывают во Мне, но Я остаюсь вне их. А с другой стороны, ни материальная природа, ни обитатели этого мира не находятся во Мне, потому что Я от них нисколько не завишу.

А рджуна: Но разве это возможно, Кришна? Не противоречишь ли Ты Сам Себе?

К ришна: (Смеется.) Это непостижимо, и тем не менее это так. Посмотри на Мое мистическое могущество! Я – Хранитель всех живых существ, Я пребываю везде и во всем, однако Я не часть мироздания, а Тот, из кого оно появляется. Я пронизываю его, но не нахожусь в нем. Вот тебе пример: хотя ветер дует повсюду, он всегда остается в пространстве. Но при этом ветер нисколько не влияет на пространство и как бы не имеет к нему отношения. Подобно тому, как пространство не зависит от ветра, Я не завишу от обусловленных душ, поэтому можно сказать, что они не находятся во Мне.

А рджуна: Почему же Ты называешь Свое положение непостижимым, если его вполне можно понять с помощью этого примера?

К ришна: В этом примере, Арджуна, речь идет о ветре и пространстве, а не о существах, обладающих сознанием. Хотя ветер может быть только в пространстве, между ними не возникает привязанности, потому что оба они, в отличие от Меня и любых живых существ, не обладают сознанием. Существа, обладающие сознанием, привязываются к тем, кто о них заботится. И наоборот, тот, кто поддерживает существование других, непременно привязывается к ним, а значит в какой-то степени попадает в зависимость от них. Однако со Мной, Хранителем всего мироздания, ничего подобного не происходит, и это непостижимо.

А рджуна: Да, в каком-то смысле обусловленные души не находятся в Тебе, но, во всяком случае, они находятся в этом мире. Куда же они попадают в конце жизни Брахмы, когда вселенная разрушается?

К ришна: Они погружаются в Мою энергию, а потом, когда Я опять создаю материальный мир, они отправляются в него, чтобы продолжать свою материальную деятельность. Но, хотя этот мир создается и уничтожается по Моей воле, Я не соприкасаюсь с материальной природой и не завишу от нее, ни от живых существ.

А рджуна: Кришна, деятельность, которой занимаются обыкновенные существа, порабощает их. А почему с Тобой    этого не происходит?

К ришна: Моя деятельность не порабощает Меня потому, что Я не привязан ни к ней, ни к ее плодам. Причиной рабства является не сама деятельность, а именно привязанность. Я же, создавая и поддерживая материальный мир, не привязан и как бы непричастен к этому.

А рджуна: Как же Ты можешь быть к этому непричастен?

К ришна: На самом деле все движущиеся и неподвижные существа создает, под Моим надзором, материальная энергия. Я просто бросаю взгляд на эту энергию, и она начинает действовать. Можно вдыхать аромат цветка, не касаясь самого цветка; так и материальная энергия действует не соприкасаясь со Мной, однако без Меня ее деятельность была бы невозможна.

А рджуна: Без Тебя, Кришна, не могли бы существовать все эти планеты и их обитатели. Ты – источник Маха-Вишну, и Твое тело исполнено знания и блаженства. И тем не менее, когда Ты приходишь в материальный мир, некоторые люди не оказывают Тебе должного почтения. Чем это объяснить?

К ришна: Такие люди не знают, что Я – Верховный Господь и что Я пришел сюда в Своем изначальном божественном облике. Они думают, что Я всего лишь человек, который приобрел свои способности и знания с помощью аскезы. Эти невежды пренебрегают Мной, хотя сам Брахма поклоняется Мне.

А рджуна: Что ждет тех, кто относится к Тебе непочтительно, ибо не верит, что Ты – Сам Бог и что Твое тело духовно?

К ришна: Тех, кто заблуждается на счет Меня, привлекают демонические, атеистические идеи. Такие существа все глубже погружаются в иллюзию, поэтому их надежды на спасение терпят крах, их мирская религиозность и философские поиски оказываются бесплодными, а сами они, из-за непочтительного отношения ко Мне, становятся злыми, похотливыми, склонными к насилию и в конце концов попадают в ад. Но те, кто свободен от заблуждений, находятся под покровительством божественной природы. Эти великие души знают, что Я – изначальный, нетленный Источник всего сущего, и полностью отдают себя служению Мне.

А рджуна: А как они служат Тебе, Кришна?

К ришна: Они неустанно прославляют Меня, поют Мои имена и всеми силами стараются достичь духовного совершенства. Они приходят в Мои храмы, падают передо Мной ниц и всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью. Однако не каждый поклоняющийся Мне – великая душа. Например, некоторые, пытаясь постичь Абсолютную Истину с помощью философских рассуждений, решают, что раз Абсолют един, значит, они и есть Абсолют. Такие люди начинают поклоняться самим себе как Богу. В каком-то смысле это тоже можно считать поклонением Мне, потому что они, по крайней мере, отождествляют себя не с телом, а с духом. Другие поклоняются полубогам, считая их разными ипостасями Бога. Третьи же не могут представить себе ничего более великого, чем материальная вселенная, и поклоняются ей. Но тем самым они поклоняются Мне, ибо вселенная – одно из Моих проявлений.

М ногие поклоняются Мне, не имея обо Мне ясного представления. Но великие души знают, что ведические жертвоприношения и другие обряды, целебные травы, трансцендентные гимны – все это Я. Я и масло, и огонь, и то, что приносится в жертву. Я –Отец, Мать и Дед этой вселенной, ее Творец и Хранитель. Я – объект познания и Тот, кто очищает; Я – слог «ом», и Я – «Риг-веда», «Сама-веда» и «Яджур-веда». Я – цель и опора, повелитель и свидетель, обитель, прибежище и самый близкий друг. Я - созидание и разрушение, основа, вместилище и вечное семя всего сущего. О Арджуна, это Я дарую тепло, сдерживаю и посылаю дожди. Я – бессмертие, и Я – сама смерть. И дух, и материя пребывают во Мне. Однако даже многие из тех, кто изучает Веды, поклоняются Мне лишь косвенно. Они пьют нектарный напиток, сому, и, вместо того чтобы преданно служить Мне, стараются попасть в рай. Поклоняясь полубогам, они очищаются от последствий своих грехов и получают право родиться, например, на Индралоке. Там они вкушают плоды своего благочестия, предаваясь райским наслаждениям в течение десяти тысяч небесных лет. Но затем, исчерпав запас хорошей кармы, они возвращаются на Землю, которую называют «миром смерти». Одним словом, те, кто пытается получить с помощью Вед больше чувственных удовольствий, остаются в круговороте рождения и смерти. Но чистые преданные не стремятся накопить хорошую карму, чтобы потом наслаждаться в раю. Они просто поклоняются Мне, созерцая и храня в мыслях Мой божественный образ. Им не надо Меня ни о чем просить, потому что Я сам обеспечиваю их тем, чего им недостает, и сохраняю то, что у них есть. Я забочусь о них как о членах Моей семьи. В конце концов, Я создаю целые вселенные, так неужели Мне трудно позаботиться о Своих преданных? Для Меня это совсем не тяжелая ноша, и Я несу ее с любовью и радостью, подобно тому как юноша несет на руках свою возлюбленную.

А рджуна: Я уже спрашивал Тебя о судьбе тех, кто поклоняется полубогам, но сейчас Ты сказал, что такие люди тоже поклоняются Тебе, хотя и косвенно. Тогда почему же они не приходят к Тебе, в твою обитель?

К ришна: Да, они поклоняются Мне, однако делают это не так, как следует. Они не желают встать на путь, ведущий ко Мне. Они не идут этим путем и потому не приходят ко Мне. Истинный Владыка жертвоприношений – это Я, и все, что приносится в жертву, принадлежит Мне, о сын Кунти. Тех, кто не понимает этого, ждет падение. Такие люди не знают, что это Я действую через всех полубогов. Они поклоняются полубогам как Самому Богу и из-за этого отправляются не в Мою обитель, а на планеты полубогов. Точно так же, кто поклоняется предкам, отправляются на планеты предков, а те, кто находясь во власти тамо-гуны, поклоняется духам и привидениям, попадают на их планеты. Но те, кто поднялся над гунами материальной природы и поклоняется Мне, приходят ко Мне.

Л юди, поклоняющиеся полубогам, думают: «Индра – это Сам Бог, и поклоняться надо ему». Но Мои преданные знают: «Это Кришна действует через всех полубогов и дарует все благословения. Именно Он – Верховный Господь, и именно Ему следует поклоняться». Как бы усердно человек ни поклонялся полубогам, его сознание отличается от сознания Моих преданных, поэтому он не достигает того же, что и они. Даже родившись на планетах полубогов, он не сможет оставаться там вечно. Рано или поздно он будет вынужден вернуться на Землю, тогда как Мои преданные, зная, что Я – трансцендентный Верховный Повелитель, приходят ко Мне, остаются в Моем царстве и никогда уже не падают. Чтобы удовлетворить своим поклонением полубогов, нужны огромные усилия, но Я приму от человека просто листок, цветок, плод или воду, если он предложит их с любовью и преданностью. Мне можно предлагать то, что доступно каждому, и, если человек делает это с любовью, Я принимаю его подношение. Я ни в чем не нуждаюсь, Я не голоден, но когда преданный с любовью готовит для Меня какое-нибудь кушанье, это пробуждает во Мне аппетит. Делать все с чистой любовью ко Мне – вот что такое бхакти.

А рджуна: Кришна, Ты рассказал о людях, стоящих на разных ступенях духовного развития и поклоняющихся Тебе различными способами. А в каком положении нахожусь я?

К ришна: Чистое преданное служение тебе пока недоступно, потому что ты не можешь полностью отказаться от материальной деятельности. С другой стороны, ты не так уж сильно привязан к ее плодам. Поэтому, чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы жертвы или дары ни приносил и какую бы аскезу ни совершал, делай это как подношение Мне. Это и есть бескорыстная деятельность, о которой Я тебе говорил.

А рджуна: Чем же она отличается от чистого преданного служения?

К ришна: Мои чистые преданные полностью вручили Мне и самих себя, и все, что у них есть. Вся их деятельность заранее посвящена Мне, так что им даже не надо об этом беспокоиться. Посвящать свои действия Мне – это наставление для тех, у кого еще сохраняется ложное эго. Следуя этому наставлению, ты избавишься и от последствий своей материальной деятельности, будь то хороших или плохих, и от привязанности к ней. Развив в своем уме отрешенность от всего мирского, ты достигнешь освобождения и придешь ко Мне.

А рджуна: Тем, кто преданно служит Тебе, Ты позволяешь вернуться в Твою обитель, а непреданные не получают эту милость. Значит, Ты тоже к кому-то относишься лучше, а к кому-то хуже?

К ришна: Нет, Арджуна, Я ко всем отношусь одинаково. Я, словно древо желаний, даю каждому то, чего он хочет. Те, кто хочет вернуться ко Мне и общаться со Мной, возвращаются в Мою обитель. А те, кто не стремится ко Мне, для кого Меня словно не существует, остаются здесь. Но и они – Мои дети, и Я забочусь о них, обеспечивая материальный мир всем необходимым. Каждое живое существо в этом мире в соответствии с законом кармы получает то, к чему оно стремится. Однако Мои отношения с преданными неподвластны закону кармы. Эти отношения трансцендентны. Тот, кто посвятил себя преданному служению, поистине пребывает во Мне. Преданный настолько дорог Мне, что, даже если он совершает какие-то отвратительные поступки, Я не отвергаю его. Более того, если он по-прежнему полон решимости служить Мне, его следует считать святым.

А рджуна: Да, те, кто постоянно служит Тебе, - святые. Но если человек грешит, какой же он святой?

К ришна: Даже совершая грехи, он остается святым, ибо посвятил себя преданному служению. Он думает: «Я не могу бросить свои греховные привычки и, наверное, попаду за это в ад, но в любом случае я никогда не перестану служить Кришне». Вот почему Я считаю такого человека святым.

А рджуна: Но как Ты можешь принимать его служение? Разве он своей похотью, гневом и жадностью не оскверняет все твои подношения?

К ришна: Я не отвергаю ни этого человека, ни его служение, потому что, сокрушаясь о своих грехах, он всякий раз вспоминает обо Мне и думает: «Я самый падший из всех, кто пытается служить Господу. Когда же я наконец исправлюсь?» Благодаря искреннему раскаянию он очень быстро становится безгрешным. А можно объяснить это по-другому. Даже когда человек, идущий путем преданного служения, еще не стал праведником, эта праведность незримо присутствует в нем. Он раскаивается в своих прегрешениях, но при этом исполнен надежды, ибо знает, что лекарство преданности излечит его от болезни греха. Греховные поступки такого человека подобны змеям, у которых вырваны ядовитые зубы. Спустя какое-то время вожделение навсегда покинет его и он обретет подлинное умиротворение.

А рджуна: Я и не сомневаюсь, что человек, который служит Тебе, быстро станет безгрешным, но ведь Ты говоришь, что следует считать его святым даже когда он все еще не перестал грешить…

К ришна: (гневно). Даже если он умрет, так и не освободившись от грехов, духовная смерть ему не грозит. Мой преданный никогда не погибнет!

А рджуна: (очень смиренно). Наверняка найдутся люди, которые будут с этим спорить, Кришна.

К ришна: Тогда ты отправишься к ним, о сын Кунти, и произнесешь эти слова, как клятву: «Тот, кто вручил себя Кришне, никогда не погибнет!»

А рджуна: Но почему Ты не объявляешь это Сам, а хочешь, чтобы это сделал я?

К ришна: (задумчиво). Во время этой битвы наступит момент, когда ты будешь не в силах противостоять натиску Бхишмы и Я приду к тебе на выручку, хотя обещал, что не буду сражаться. Я так люблю Своих преданных, что забота о них для Меня важнее, чем обещания, которые Я даю кому-то другому. Зная об этом, люди могут не поверить Моему обещанию, даже если Я скажу, что всегда будут оберегать Своих преданных. Но если это обещание произнесешь ты, Арджуна, они поверят ему, ибо каждый знает, что твои слова будто высечены на камне. Смело отправляйся туда, где люди сомневаются в могуществе бхакти, и провозглашай, что Я всегда защищаю Своих преданных и что даже те, кто рожден в грехе и чья жизнь полна греха, сумеют обрести Мое покровительство, если начнут общаться с чистыми преданными и служить Мне. Даже такие души, встав на путь преданного служения, достигнут высочайшей цели. Этой цели может достичь и женщина, и торговец, и любой простолюдин. А что уж говорить о благочестивых брахманах и мудрых боголюбивых царях! Поэтому, хоть и оказался в этом бренном и полном страданий мире, просто служи Мне, и ты обретешь вечное счастье.

А рджуна: Объясни,Кришна, что значит служить Тебе.

К ришна: Служить Мне по-настоящему – значит не только исполнять Мою волю, но и всегда помнить обо Мне. Не уподобляйся мирским слугам, которые только и думают что о своем жаловании и родственниках. В таком служении нет ни любви, ни преданности. Настоящий слуга тот, кто постоянно с любовью думает о своем господине. Сосредоточь ум на Мне, и пусть мысли твои льются ко Мне, словно мед из наклоненной чаши. Преданно служи и поклоняйся Мне, приветствуй Меня, и ты непременно придешь ко Мне.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.