Материалы для проведения проектной деятельности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Материалы для проведения проектной деятельности

2019-09-09 176
Материалы для проведения проектной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материалы для проведения проектной деятельности

 младших школьников

(приложение № 2 к методическому пособию по  практике «Введение в специальность»)

ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»

 

 

                       

 

 

Г. Магнитогорск, 2019

 

Печатается по решению Методического совета Магнитогорского педагогического колледжа

 

 

Данное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05. « Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно предназначено для студентов педагогического колледжа, которые осваивают теорию и практику организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кроме того, пособие может оказать помощь начинающему учителю по организации диагностики сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников.  

 

 

Составитель:

Лысяная Наталья Ивановна, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин и частных методик, методист по практике, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»

 

Рецензенты:

Кащенко О.О., к.п.н., преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».

Резанова Т.А., заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 65 им. Б.П. Агапитова» г. Магнитогорска

 

Содержание Стр.
1. Теоретические основы оценивания метапредметных результатов в начальных классах 4
2. Оценка метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 7
3. Проектная внеурочная деятельность младших школьников 17
4. Основные документы и материалы при организации проектной деятельности 22
5. Критерии оценивания проектной деятельности 42
Список литературы 44

 

Теоретические основы оценивания метапредметных результатов в начальных классах

В соответствии с п. 19.9 ч. 4 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования система оценки общеобразовательной организации предусматривает «оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность».

На основании данного требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования в системе оценки выделены два направления:

- оценка достижений обучающихся;

- оценка эффективности деятельности образовательной организации.

Направления оценочной деятельности в соответствии с п. 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществляются посредством внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО).

«Под ВСОКО понимается непрерывный контроль (оценка) качества образования с целью определения уровня его соответствия установленным нормам и принятие управленческих решений, направленных на повышение качества образования в общеобразовательной организации»[1].

Функционирование ВСОКО регламентируется локальными нормативными актами общеобразовательной организации.

Объект и содержание оценки по двум направлениям оценочной деятельности, а также перечень локальных нормативных актов, регламентирующих ВСОКО, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Проектная внеурочная деятельность

Младших школьников

Образцы проектов см. МРООП НОО Р1.3.2.1

1. Социальный проект для 1 класса «Мы идем в театр»

2. Конструкторский проект для 2 класса «Ледовый городок»

3. Познавательный проект для 2 класса «Народы, населяющие Урал»

4. Исследовательский проект для 3 класса «Чудеса Урала»

5. Конструкторский проект для 3 класса «Аквапарк в Челябинской области»

6. Исследовательский проект для 4 класса «Экскурсия по Челябинску»

7. Познавательный проект для 4 класса «Ильменский заповедник»

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

· умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

· способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

· формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

· воспитание целеустремленности и настойчивости;

· формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

· формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

· формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Основные черты проекта:

  • Исследование
  • Практический результат
  • Осмысление и систематизация знаний
  • Применение знаний из других областей
  • Предвидение результата (целеполагание)
  • Детальное планирование деятельности
  • Систематическая фиксация хода проекта
  • Анализ результатов
  • Публичное представление результатов

Таблица 4.

Структура проекта

 

Этап проектной деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся
Знакомство класса с темой Рассказать о том, что такое: · Проект и его отличительные черты · Какими могут быть темы проекта · Какими могут быть результаты  
Выбор подтем (областей знаний)   Под руководством учителя выбирают (определяют) тему проекта
Постановка цели, планирование · Наблюдает за работой каждой подгруппы · Заполняет карту наблюдения пп. 1 и 2 · Определяют цель проекта · Составляют подробный (развернутый) план деятельности, который состоит из основных этапов и необходимых промежуточных шагов по достижению цели · Распределяют обязанности по выполнению плана · Заполняют «Лист планирования и продвижения по заданию»
Сбор информации   Самостоятельно (или при участии родителей) подбирают необходимую информацию, изготавливают промежуточные результаты
Работа над проектом · Наблюдает за работой каждой подгруппы · Заполняет карту наблюдения пп. 3, 6, 7 · Выполняют групповое оформление проекта · Заполняют «Лист планирования и продвижения по заданию»
Презентация проектов · Наблюдает за работой каждой подгруппы · Заполняет карту наблюдения п.5 Выступают с презентаций своей работы
Оценивание результатов · Наблюдает за работой каждой подгруппы · Заполняет карту наблюдения пп. 4, 8 · Заполняют листы самооценивания · Заполняют «Лист планирования и продвижения по заданию» - взаимооценивание  
Определение уровня сформированности УУД · Анализ документов (листов самооценивания, листов планирования и продвижения по заданию, листов наблюдения) · На основе анализа определение уровня сформированности УУД у каждого учащего · Составление характеристики  

 

Возможные результаты:

· поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

· мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.).

Таблица 5.

Пример спецификации группового проекта

Пример сценария

Рекомендации по организации работы групп и проведению проекта

1. Цель проведения проекта – получение данных для оценки сформированности достижения планируемых результатов у обучающихся __ класса по междисциплинарной программе «Формирование универсальных учебных действий».

Примерное время выполнения проекта.

Занятие рассчитано на 45 минут. Ниже представлено примерное распределение времени на проведение проекта.

 

Этапы занятия Распределение времени
Организационный этап 5 минут
Выполнение проекта детьми 20 – 25 минут
Презентации работ группами 6 – 10 минут
Взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов 5 минут
Итого 40 - 45 минут

Функции наблюдателей:

· заполнение карты наблюдений за работой групп.

Примечание. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами наблюдений и пройти инструктаж школьного психолога

Таблица. Результаты опроса

Ответ: Места Челябинска, где я хотел бы побывать Символ ответа Количество учеников, давших такой ответ
Гулять по Кировке 10
Гулять в парке 3
Кататься на аттракционах 19
Посетить театр 3
Посетить музей нет
Сходить в зоопарк 1
Сходить в торгово-развлекательный комплекс 9
Сходить в кино ¸ 6
Посидеть в кафе 3
Посмотреть памятники 1
ВСЕГО ОТВЕТОВ   55

Пиктограмму по этим данным вы можете оформить, например, так:

                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                 
                               
                               
                               
                      ¸        
                      ¸        
                      ¸        
                  ¸      
                  ¸      
                ¸    
Кировка   Парк   Аттракционы   Театр   Музей   Зоопарк   Посетить ТРК   кино театр   кафе   памятники

А диаграмму, например, так:

                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
Кировка   парк   аттракционы   театр   музей   зоопарк   ТРК   кинотеатр   кафе   памятники

Плакат вы можете оформить, например, так:

 
ЗАГОЛОВОК
ВОПРОСЫ 1. 2. 3. 4. 5.
Состав группы
Таблица. Полученные ответы
     
     
     
     
Диаграмма
                 
                 
                 

Подписи

                       
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА 1. 2.
Участвовало в опросе

 

 


А компьютерную презентацию вы можете оформить, например, так:

ТЕМА
1
Участвовало в опросе
3
Получено ответов
Полученные ответы
5
Диаграмма
Выводы
7
2.
Спасибо!
8
Провели опрос и подготовили презентацию:
Выводы
6
1.
Полученные ответы
4
Таблица
Вопросы
2
текст
Рис.

 

 


Пример листа планирования и продвижения по заданию

1. Наш проект называется    
2. Как вы планируете представить результаты опроса (обведите букву выбранного ответа) А. Только в виде таблицы Б. В виде таблицы и диаграммы В. В виде таблицы и пиктограммы
3. Форма представления проекта (подчеркните) А. Плакат Б. Компьютерная презентация

Вопросы к одноклассникам:

1. _______________________________________________________

2. _______________________________________________________

3. _______________________________________________________

4. _______________________________________________________

5. _______________________________________________________

Что делаем Кто делает Отметка о выполнении (+ или –)
1.    
2.    
3.    
     
     
     

Не подводите друг друга! Строго соблюдайте ваши договоренности. От этого зависит конечный результат вашей работы.

Пример памятки для учащихся

 

Этапы выполнения проекта:

1. Обсудить проект:

• тему опроса и количество вопросов

• делаем диаграмму или пиктограмму?

• делаем плакат или презентацию?

  1. Составить план
  2. Выполнить проект
  3. Контролировать исполнение
  4. Представить результаты
  5. Проголосовать за лучшую работу
  6. Заполнить лист самооценки

 

Пример листа самооценки

Ф.И. __________________________

Название проекта группы _________________________________

Оцени свои успехи. Отметь «+» вариант ответа, с которым ты согласен.

1. Работа по созданию проекта «_____________» была для меня:

€ интересной, увлекательной, полезной.

€ трудной, непонятной, неинтересной.

€ трудной, но интересной

 

Пример карты наблюдения за ролью обучающихся в ходе выполнения группового проекта

Краткие рекомендации по организации работы наблюдателей

Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдения приглашаются старшеклассники, родители (для наблюдения над группой, в которой нет собственного ребенка),педагоги школы, не работающие в данном классе – по одному – два человека на каждую группу.

Функции наблюдателей: заполнение карты наблюдения за работой групп. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами наблюдения и пройти инструктаж.

Проект выполняется малой группой из 4-х – 6-ти учеников.

Для удобства фиксации результатов наблюдений каждый ученик в группе прикрепляет заранее приготовленный цветной бейджик с номером (1, 2, 3, 4, 5 или 6). У всех учеников данной группы бейджики одного цвета. Разным группам выдаются бейджики разного цвета.

Наблюдение за особенностями общения и взаимодействия ведется на всех этапах работы над проектом. По каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы.

При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или после завершения проекта. Описываются проблемы, возникшие в процессе работы.

 

Этапы работы Параметры Планируемые результаты Способ оценивания
Планирование – дети обсуждают и вместе составляют план; – план составляется лидером группы единолично, без обсуждения с остальными членами группы; – планирование отсутствует. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. 0 – не участвовал(а) в планировании 1 – участвовал(а) в планировании, но не активно 2 – активно участвовал(а) в планировании, 3 – был(а) лидером
Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта – у каждого ученика было свое задание, свои обязанности; – часть учеников оказались вне общего дела, часть – выполняла свою часть работы; – распределения функций не было, каждый действовал «сам по себе». Познавательные: -осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Регулятивные: -учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. 0 – в работе над проектом не участвовал(а) (независимо от того были или не были распределены функции) 1 – ставится в следующих случаях: а) распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным илиб) распределение функций было, имел(а) своё задание, но выполнял(а) иное задание (дублировал(а) работу одноклассников, делал(а) непредусмотренное планом работ) 2 – распределения функций было, имел(а) и выполнял(а) свою часть работы
Соответствие исполнения проекта плану – все ученики работали по плану; – часть учеников отступала от выполнения своей работы, зафиксированной в плане; – работа учеников не связана с планом. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: - использовать речь для регуляции своего действия; Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые); выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей. 0 – «активность» ученика не связана с планом работы группы 1 – во время исполнения отступал(а) от выполнения своей части работы, зафиксированной в плане 2 – выполнил(а) работу в соответствии с планом
Контроль продвижения по заданию – контроль осуществлялся лидером или организатором; – контроль осуществлялся различными членами группы – как за своими, так и за действиями партеров; – контроль индивидуальный – каждым или отдельными членами группы только за своими действиями; – контроль отсутствует. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера.   0 – не участвовал(а) в контроле 1 – контролировал(а) только свои действия 2 – контролировал(а) и свои действия, и действия партнеров по группе
Представление результатов – участие в презентации значительное; – участие в презентации незначительное; – в презентации не участвовал. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. 0 – в презентации не участвовал(а) 1 – участие в презентации незначительное 2 – участие в презентации значительное
Конфликты и их разрешение – ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение (в конфликт не вступает); – готов уступить, избегает столкновений; – пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет (участник конфликта); – пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет (инициатор конфликта). Регулятивные: - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи; Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Если конфликтов не было -4 0 – инициатор конфликта; 0 - пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет 1 – участник конфликта 1 – готов уступить, избегает столкновений 2 – в конфликт не вступает 2 – ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение
Особенности поведения и коммуникации ученика – активен, проявляет инициативу; – активен, но инициативы не проявляет; – не проявляет активности. Коммуникативные: - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия.   0 – не проявляет активности 1 – активен(активна), но инициативы не проявляет 2 – активен (активна), проявляет инициативу 0 – не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера 1 –прислушивается к партнеру, старается учесть его позиции, если считает верной
Результаты голосования – проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях»; – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет; – стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого». Регулятивные: - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. 0 – стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого» 1 – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет 2 – проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях»

Карта наблюдения

1. Участие и активность в планировании

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0, 1, 2 или 3

0 – не участвовал(а) в планировании

1 – участвовал(а) в планировании, но не активно

2 – активно участвовал(а) в планировании,

3 – был(а) лидером

№1 №2 №3 №4 №5 №6
           

 

Активность при презентации

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2

0 – в презентации не участвовал(а)

1 – участие в презентации незначительное

2 – участие в презентации значительное

№1 №2 №3 №4 №5 №6
           

 

Возникновение конфликта.

Ученики: роль в возникновении конфликта

поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2

0 – инициатор конфликта

1 – участник конфликта

2 – в конфликт не вступает

№1 №2 №3 №4 №5 №6
           

 

Результаты голосования

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2

0 – стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого»

1 – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет

2 – проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях»

№1 №2 №3 №4 №5 №6
           

 

Пример инструкции по проверке и оценке группового проекта

Заполняется учителем в ходе презентации на основании всех материалов проекта – а) листа планирования и продвижения, б) подготовленного группой продукта, в) презентации


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.