Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-09-09 | 176 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Материалы для проведения проектной деятельности
младших школьников
(приложение № 2 к методическому пособию по практике «Введение в специальность»)
ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»
Г. Магнитогорск, 2019
Печатается по решению Методического совета Магнитогорского педагогического колледжа
Данное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05. « Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно предназначено для студентов педагогического колледжа, которые осваивают теорию и практику организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кроме того, пособие может оказать помощь начинающему учителю по организации диагностики сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников.
Составитель:
Лысяная Наталья Ивановна, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин и частных методик, методист по практике, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»
Рецензенты:
Кащенко О.О., к.п.н., преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».
Резанова Т.А., заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 65 им. Б.П. Агапитова» г. Магнитогорска
Содержание | Стр. |
1. Теоретические основы оценивания метапредметных результатов в начальных классах | 4 |
2. Оценка метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | 7 |
3. Проектная внеурочная деятельность младших школьников | 17 |
4. Основные документы и материалы при организации проектной деятельности | 22 |
5. Критерии оценивания проектной деятельности | 42 |
Список литературы | 44 |
|
Теоретические основы оценивания метапредметных результатов в начальных классах
В соответствии с п. 19.9 ч. 4 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования система оценки общеобразовательной организации предусматривает «оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность».
На основании данного требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования в системе оценки выделены два направления:
- оценка достижений обучающихся;
- оценка эффективности деятельности образовательной организации.
Направления оценочной деятельности в соответствии с п. 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществляются посредством внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО).
«Под ВСОКО понимается непрерывный контроль (оценка) качества образования с целью определения уровня его соответствия установленным нормам и принятие управленческих решений, направленных на повышение качества образования в общеобразовательной организации»[1].
Функционирование ВСОКО регламентируется локальными нормативными актами общеобразовательной организации.
Объект и содержание оценки по двум направлениям оценочной деятельности, а также перечень локальных нормативных актов, регламентирующих ВСОКО, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Проектная внеурочная деятельность
|
Младших школьников
Образцы проектов см. МРООП НОО Р1.3.2.1
1. Социальный проект для 1 класса «Мы идем в театр»
2. Конструкторский проект для 2 класса «Ледовый городок»
3. Познавательный проект для 2 класса «Народы, населяющие Урал»
4. Исследовательский проект для 3 класса «Чудеса Урала»
5. Конструкторский проект для 3 класса «Аквапарк в Челябинской области»
6. Исследовательский проект для 4 класса «Экскурсия по Челябинску»
7. Познавательный проект для 4 класса «Ильменский заповедник»
Цель работы над проектами в начальной школе
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
· умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
· способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
· формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
· воспитание целеустремленности и настойчивости;
· формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
· формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
· формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Основные черты проекта:
Таблица 4.
Структура проекта
Этап проектной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Знакомство класса с темой | Рассказать о том, что такое: · Проект и его отличительные черты · Какими могут быть темы проекта · Какими могут быть результаты | |
Выбор подтем (областей знаний) | Под руководством учителя выбирают (определяют) тему проекта | |
Постановка цели, планирование | · Наблюдает за работой каждой подгруппы · Заполняет карту наблюдения пп. 1 и 2 | · Определяют цель проекта · Составляют подробный (развернутый) план деятельности, который состоит из основных этапов и необходимых промежуточных шагов по достижению цели · Распределяют обязанности по выполнению плана · Заполняют «Лист планирования и продвижения по заданию» |
Сбор информации | Самостоятельно (или при участии родителей) подбирают необходимую информацию, изготавливают промежуточные результаты | |
Работа над проектом | · Наблюдает за работой каждой подгруппы · Заполняет карту наблюдения пп. 3, 6, 7 | · Выполняют групповое оформление проекта · Заполняют «Лист планирования и продвижения по заданию» |
Презентация проектов | · Наблюдает за работой каждой подгруппы · Заполняет карту наблюдения п.5 | Выступают с презентаций своей работы |
Оценивание результатов | · Наблюдает за работой каждой подгруппы · Заполняет карту наблюдения пп. 4, 8 | · Заполняют листы самооценивания · Заполняют «Лист планирования и продвижения по заданию» - взаимооценивание |
Определение уровня сформированности УУД | · Анализ документов (листов самооценивания, листов планирования и продвижения по заданию, листов наблюдения) · На основе анализа определение уровня сформированности УУД у каждого учащего · Составление характеристики |
|
Возможные результаты:
· поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
· мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.).
Таблица 5.
Пример спецификации группового проекта
Пример сценария
Рекомендации по организации работы групп и проведению проекта
1. Цель проведения проекта – получение данных для оценки сформированности достижения планируемых результатов у обучающихся __ класса по междисциплинарной программе «Формирование универсальных учебных действий».
Примерное время выполнения проекта.
Занятие рассчитано на 45 минут. Ниже представлено примерное распределение времени на проведение проекта.
Этапы занятия | Распределение времени |
Организационный этап | 5 минут |
Выполнение проекта детьми | 20 – 25 минут |
Презентации работ группами | 6 – 10 минут |
Взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов | 5 минут |
Итого | 40 - 45 минут |
Функции наблюдателей:
|
· заполнение карты наблюдений за работой групп.
Примечание. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами наблюдений и пройти инструктаж школьного психолога
Таблица. Результаты опроса
Ответ: Места Челябинска, где я хотел бы побывать | Символ ответа | Количество учеников, давших такой ответ |
Гулять по Кировке | 10 | |
Гулять в парке | 3 | |
Кататься на аттракционах | 19 | |
Посетить театр | 3 | |
Посетить музей | нет | |
Сходить в зоопарк | 1 | |
Сходить в торгово-развлекательный комплекс | 9 | |
Сходить в кино | ¸ | 6 |
Посидеть в кафе | 3 | |
Посмотреть памятники | 1 | |
ВСЕГО ОТВЕТОВ | 55 |
Пиктограмму по этим данным вы можете оформить, например, так:
¸ | ||||||||||||||||||
¸ | ||||||||||||||||||
¸ | ||||||||||||||||||
¸ | ||||||||||||||||||
¸ | ||||||||||||||||||
¸ | ||||||||||||||||||
Кировка | Парк | Аттракционы | Театр | Музей | Зоопарк | Посетить ТРК | кино театр | кафе | памятники |
А диаграмму, например, так:
Кировка | парк | аттракционы | театр | музей | зоопарк | ТРК | кинотеатр | кафе | памятники |
Плакат вы можете оформить, например, так:
|
ЗАГОЛОВОК |
ВОПРОСЫ 1. 2. 3. 4. 5. |
Состав группы |
Таблица.
Полученные ответы
|
Диаграмма
|
Подписи
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА 1. 2. |
Участвовало в опросе |
А компьютерную презентацию вы можете оформить, например, так:
ТЕМА |
1 |
Участвовало в опросе |
3 |
Получено ответов |
Полученные ответы |
5 |
Диаграмма |
Выводы |
7 |
2. |
Спасибо! |
8 |
Провели опрос и подготовили презентацию: |
Выводы |
6 |
1. |
Полученные ответы |
4 |
Таблица |
Вопросы |
2 |
текст |
Рис. |
Пример листа планирования и продвижения по заданию
1. Наш проект называется | |
2. Как вы планируете представить результаты опроса (обведите букву выбранного ответа) | А. Только в виде таблицы Б. В виде таблицы и диаграммы В. В виде таблицы и пиктограммы |
3. Форма представления проекта (подчеркните) | А. Плакат Б. Компьютерная презентация |
Вопросы к одноклассникам:
1. _______________________________________________________
2. _______________________________________________________
3. _______________________________________________________
4. _______________________________________________________
5. _______________________________________________________
Что делаем | Кто делает | Отметка о выполнении (+ или –) |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
Не подводите друг друга! Строго соблюдайте ваши договоренности. От этого зависит конечный результат вашей работы.
Пример памятки для учащихся
Этапы выполнения проекта:
1. Обсудить проект:
• тему опроса и количество вопросов
• делаем диаграмму или пиктограмму?
• делаем плакат или презентацию?
Пример листа самооценки
Ф.И. __________________________
Название проекта группы _________________________________
Оцени свои успехи. Отметь «+» вариант ответа, с которым ты согласен.
1. Работа по созданию проекта «_____________» была для меня:
интересной, увлекательной, полезной.
трудной, непонятной, неинтересной.
трудной, но интересной
Пример карты наблюдения за ролью обучающихся в ходе выполнения группового проекта
Краткие рекомендации по организации работы наблюдателей
Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдения приглашаются старшеклассники, родители (для наблюдения над группой, в которой нет собственного ребенка),педагоги школы, не работающие в данном классе – по одному – два человека на каждую группу.
Функции наблюдателей: заполнение карты наблюдения за работой групп. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами наблюдения и пройти инструктаж.
Проект выполняется малой группой из 4-х – 6-ти учеников.
Для удобства фиксации результатов наблюдений каждый ученик в группе прикрепляет заранее приготовленный цветной бейджик с номером (1, 2, 3, 4, 5 или 6). У всех учеников данной группы бейджики одного цвета. Разным группам выдаются бейджики разного цвета.
Наблюдение за особенностями общения и взаимодействия ведется на всех этапах работы над проектом. По каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы.
При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или после завершения проекта. Описываются проблемы, возникшие в процессе работы.
Этапы работы | Параметры | Планируемые результаты | Способ оценивания |
Планирование | – дети обсуждают и вместе составляют план; – план составляется лидером группы единолично, без обсуждения с остальными членами группы; – планирование отсутствует. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 0 – не участвовал(а) в планировании 1 – участвовал(а) в планировании, но не активно 2 – активно участвовал(а) в планировании, 3 – был(а) лидером |
Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта | – у каждого ученика было свое задание, свои обязанности; – часть учеников оказались вне общего дела, часть – выполняла свою часть работы; – распределения функций не было, каждый действовал «сам по себе». | Познавательные: -осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Регулятивные: -учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. | 0 – в работе над проектом не участвовал(а) (независимо от того были или не были распределены функции) 1 – ставится в следующих случаях: а) распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным илиб) распределение функций было, имел(а) своё задание, но выполнял(а) иное задание (дублировал(а) работу одноклассников, делал(а) непредусмотренное планом работ) 2 – распределения функций было, имел(а) и выполнял(а) свою часть работы |
Соответствие исполнения проекта плану | – все ученики работали по плану; – часть учеников отступала от выполнения своей работы, зафиксированной в плане; – работа учеников не связана с планом. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: - использовать речь для регуляции своего действия; Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые); выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей. | 0 – «активность» ученика не связана с планом работы группы 1 – во время исполнения отступал(а) от выполнения своей части работы, зафиксированной в плане 2 – выполнил(а) работу в соответствии с планом |
Контроль продвижения по заданию | – контроль осуществлялся лидером или организатором; – контроль осуществлялся различными членами группы – как за своими, так и за действиями партеров; – контроль индивидуальный – каждым или отдельными членами группы только за своими действиями; – контроль отсутствует. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера. | 0 – не участвовал(а) в контроле 1 – контролировал(а) только свои действия 2 – контролировал(а) и свои действия, и действия партнеров по группе |
Представление результатов | – участие в презентации значительное; – участие в презентации незначительное; – в презентации не участвовал. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 0 – в презентации не участвовал(а) 1 – участие в презентации незначительное 2 – участие в презентации значительное |
Конфликты и их разрешение | – ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение (в конфликт не вступает); – готов уступить, избегает столкновений; – пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет (участник конфликта); – пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет (инициатор конфликта). | Регулятивные: - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи; Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Если конфликтов не было -4 0 – инициатор конфликта; 0 - пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет 1 – участник конфликта 1 – готов уступить, избегает столкновений 2 – в конфликт не вступает 2 – ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение |
Особенности поведения и коммуникации ученика | – активен, проявляет инициативу; – активен, но инициативы не проявляет; – не проявляет активности. | Коммуникативные: - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия. | 0 – не проявляет активности 1 – активен(активна), но инициативы не проявляет 2 – активен (активна), проявляет инициативу 0 – не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера 1 –прислушивается к партнеру, старается учесть его позиции, если считает верной |
Результаты голосования | – проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях»; – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет; – стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого». | Регулятивные: - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. | 0 – стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого» 1 – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет 2 – проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях» |
Карта наблюдения
1. Участие и активность в планировании
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, 2 или 3 0 – не участвовал(а) в планировании 1 – участвовал(а) в планировании, но не активно 2 – активно участвовал(а) в планировании, 3 – был(а) лидером | |||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
Активность при презентации
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – в презентации не участвовал(а) 1 – участие в презентации незначительное 2 – участие в презентации значительное | |||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
Возникновение конфликта.
Ученики: роль в возникновении конфликта поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – инициатор конфликта 1 – участник конфликта 2 – в конфликт не вступает | |||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
Результаты голосования
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2 0 – стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого» 1 – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет 2 – проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях» | |||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
Пример инструкции по проверке и оценке группового проекта
Заполняется учителем в ходе презентации на основании всех материалов проекта – а) листа планирования и продвижения, б) подготовленного группой продукта, в) презентации
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!