Если вы заметили что-то подобное в поведении своего ребенка, лучше все-таки проконсультироваться со специалистом: психологом, психоневрологом или психиатром. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Если вы заметили что-то подобное в поведении своего ребенка, лучше все-таки проконсультироваться со специалистом: психологом, психоневрологом или психиатром.

2019-09-09 129
Если вы заметили что-то подобное в поведении своего ребенка, лучше все-таки проконсультироваться со специалистом: психологом, психоневрологом или психиатром. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не стоит пренебрегать профессиональной помощью и в том случае, когда вы сами переживаете кризис и испытываете значительные эмоциональные трудности. В таком состоянии очень тяжело помочь собственному ребенку.

 

Глава 2. Чего боятся дошкольники?

Страх воды

Откуда он берется?

С проблемами, связанными со страхом воды у детей, сталкиваются очень многие родители. Бывает, что ребенок ни за что на свете не хочет заходить в озеро, купаться в ванной, мыться под душем или просто умывать личико. Часто это происходит вдруг, на ровном месте: еще вчера все было нормально, и купание доставляло малышу огромное удовольствие, а теперь оно походе на экзекуцию! Что же произошло?

    Ряд психологов считают, что страх воды связан с историей нашей жизни до рождения. Ведь там, в мамином животе, ребенок находился в водной среде. Если во время беременности или родов на малыша воздействовали какие-то неблагоприятные факторы, например, ему не хватало кислорода (гипоксия), наблюдалось обвитие пуповины или рано отошли воды, и безводный период продолжался более трех часов, - все это может являться благоприятной почвой для формирования у ребенка страха воды в течение первых нескольких лет жизни. Такие страхи называются «резонансом родового стресса». По мнению одного из довольно известных психологов ХХ века, Станислава Грофа, особо велика вероятность формирования страха воды у тех детей, рождение которых сопровождалось амниотомией (прокалыванием околоплодного пузыря), когда вода, бывшая до этого дружелюбной и комфортной средой, вдруг становится пугающей и непредсказуемой.

Другая точка зрения на причины возникновения у ребенка страха воды более прозаична. У всех нас есть инстинкт самосохранения, призванный защищать и оберегать нас от всевозможных опасностей. Если мы столкнулись в жизни с чем-то, что нас напугало, в следующий раз мы будем относиться к этому с тревогой, и это абсолютно естественно! Возможно, у ребенка появился негативный опыт, связанный с водными процедурами: новый шампунь оказался «щипучим», вода попала в нос (вспомните, как это неприятно!), или же ребенок поскользнулся в ванне и со всего размаха бултыхнулся в воду. Конечно, в следующий раз инстинкт самосохранения подскажет ему: «Купаться опасно!».

Но далеко не все ситуации, в которых у ребенка мог бы появиться страх воды, так очевидны. Иногда родители недоумевают: ну ничего подобного не было, а купание теперь превратилось в наказание для всех, кто в нем задействован. В таких ситуациях стоит задуматься о том, а не сами ли мы, родители, являемся источником этого страха?

Возможно, когда ребенок купался, и вода попала ему в ушко, мама слишком уж тревожно вытирала его, приговаривая при этом что-то вроде: «Вот видишь, какая у тебя мама бестолковая! Вот как плохо получилось!». Малыш не был напуган попаданием воды в ухо. Вполне вероятно, что он этого даже не заметил. Но по реакции мамы понял: произошло что-то тревожное!

Вполне могло случиться и так, что причиной появления страха воды стали отрицательные эмоции родителей, сопровождавшие купание. Иногда бывает, что, устав за целый день, мы торопимся поскорее уложить ребенка спать, а он, разыгравшись в ванне, совершенно не собирается заканчивать купание. Мы начинаем сердиться на ребенка, торопить его, можем даже в сердцах повысить голос. Итог – нежелание идти ванную на следующий день.

Или другой пример: ребенок увидел что-то страшное, связанное с водой, по телевизору. Дети очень впечатлительны, и теперь вряд ли он будет купаться с такой же легкостью, что и раньше.

Важно помнить, что у ребенка-дошкольника как правило не бывает страха «утонуть» в чистом виде. Дети боятся не воды как таковой, а каких-то ее свойств: температуры, скорости течения, объема, звуков, которые она издает. Вода может казаться ребенку слишком горячей или слишком холодной, ее может быть очень много, она может чересчур громко шуметь или течь очень быстрым потоком. А еще вода может быть непредсказуемой: неловкое движение рукой – и вот уже она попала в нос, в глаза, в уши…

    Чаще всего можно наблюдать два вида страхов перед водой.

    Первый из них – страх мыться в ванной или под душем. Он может возникнуть с самого начала, когда малыша только приучают к ежедневным купаниям. Но чаще бывает так, что ребенок, который до этого купался с радостью, перестает любить это занятие, начинает плакать при одном упоминании о необходимость идти мыться.

    Особенно тяжело дети переносят мытье головы. Статистика, которая, как известно, знает все, утверждает, что эта гигиеническая процедура пугает четырех из пяти детей. Если вы спросите своих родителей, вполне возможно, они вам расскажут, что и вы сами в детстве с криком убегали и прятались под стол, едва услышав: «Ну, пойдем мыть голову!».

Сереже сейчас 5 лет. Он родился за границей и первые пять месяцев жизни провел там. После возвращения в Россию мама заметила, что у ребенка появился диатез непонятного происхождения, и, перебрав все возможные варианты, решила, что он вызван некачественной водопроводной водой. После этого ежедневные купания ребенка прекратились, его мыли раз в неделю в кипяченой воде: папа держал над ванной, мама поливала из ковшика. Так продолжалось примерно до двух лет. В этом возрасте родители решили, что Сережа уже достаточно взрослый, чтобы купаться в ванне в обычной водопроводной воде. Однако Сережа, увидев наполненную ванну, разрыдался, и вымыть его удалось только с применением папой физических усилий. Такая картина повторяется на протяжении трех лет еженедельно: мытье Сережи превратилось в испытание для нервной системы всех членов семьи.

    Другой вид страха перед водой – страх перед водоемами. Даже тот ребенок, который в ванне чувствует себя «как рыба в воде», может испугаться, увидев перед собой огромное озеро, широченную реки или бесконечное море!

    Попав на пляж, малыш может растеряться от обилия воды и песка, большого количества людей, шума и визгов купающейся детворы. Очень может быть, что он истолкует эти возгласы неправильно: не как проявления радости и удовольствия, а как сигнал тревоги. Конечно, тут есть от чего испугаться!

    Ира (4,5 года), впервые попав на пляж в «сознательном» возрасте, еще на подходе к нему испуганно спросила маму: «Почему там все плачут?» Мамины объяснения о том, что так другие детишки выражают радость, ее не убедили. Попривыкнув к пляжной обстановке, через несколько дней Ира рискнула зайти в воду по колено и поиграть в озере с корабликом, потом начала купаться вместе с мамой. Но на протяжении всего отпуска она прекращала все свои занятия, замирала испуганно крутила головой каждый раз, когда слышала чьи-то вполне радостные крики.

Итак, самое главное, что родители должны знать про страх воды:

· Страх воды – это абсолютно нормальное явление, и у большинства детей он проходит сам по себе по мере взросления

· Основные формы проявления страха воды – это страх перед мытьем в ванной или под душем и страх купаться в различных водоемах

· Дети боятся не утонуть, как часто думают взрослые, а каких-то конкретных свойств воды (температуры, силы течение и т.д). Для того, чтобы помочь своему малышу, нужно как можно точнее понять, чего именно он боится

    Страх воды доставляет неприятные минуты не только нашим детям, но и нам самим. В очередной раз услышав истеричные крики ребенка в ответ на предложение пойти помыться, мы часто чувствуем, как в нас начинает закипать раздражение, тревога и досада. Ну сколько же можно, в конце концов! Уже столько раз ему объясняли, что нет ничего страшного в том, чтоб помыться, что Мойдодыр не любит грязнуль, и даже получили от него на прошлой неделе клятвенное обещание не плакать больше в ванной, а он опять за свое! А как неловко мы чувствуем себя на пляже, когда все нормальные дети весело плескаются в воде, а наше чадо испуганно жмется на берегу и начинает истошно визжать при любых попытках затащить его в воду силой, чтобы он понял наконец, как там здорово! Что делать в таких ситуациях?

Как с ним справиться?

Для начала нужно четко уяснить для самих себя, что страх воды у ребенка – это не навсегда. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, что нет взрослых людей, которые принимают душ и при этом испуганно кричат. Рано или поздно ребенок с вашей помощью сможет преодолеть этот страх, и через несколько месяцев вы вместе будете вспоминать о том, «как это было», с улыбкой.

    Пока избавления от страха еще не случилось, очень важно сдерживать свое раздражение и избегать употребления в адрес ребенка таких слов, как «неряха» или «грязнуля». Психологи называют такие слова «ярлыками». Приклеившись к человеку, они могут начать менять его поведение согласно своему содержанию. Ребенок, который поверил в то, что он грязнуля, вполне может стать таковым в действительности!

    Не нужно пытаться перебороть страх насильно: специально заставлять ребенка стоять под душем, кидать его в озеро, бранить или, тем более бить за проявления страха. Это только усугубит психоэмоциональное напряжение, которое у него и без того велико, и не избавит малыша от страха, а только закрепит имеющиеся тревоги.

    Конечно, не стоит полностью отказываться от мытья головы и других гигиенических процедур. Идти на поводу у страхов ребенка в этом вопросе было бы, наверно, не слишком правильно. Но можно сделать необходимые помывки минимально травматичными для ребенка. Для этого, в первую очередь, надо соблюдать комфортный температурный режим – температура воды должна быть не ниже 37 и не выше 40 градусов. Качество детского шампуня нужно проверить на себе: иногда даже самый разрекламированный детский шампунь «без слез» не оправдывает ожиданий и «щиплет глазки». Купаться можно не в полной ванне, а в тазике, либо протирать тело малыша влажным полотенцем. При мытье головы можно просить ребенка откинуть ее назад и аккуратно лить воду на волосы из ковшика – тогда вода не будет попадать на лицо.

    Предложите малышу самостоятельно выбрать игрушки для ванной: пусть во время мытья его окружают симпатичные ему черепашка, дельфин, кораблик и кукла. Возможно, присутствие любимых игрушек отвлечет ребенка.

    Для того, чтобы помочь малышу избавиться от страха воды, придется запастись терпением и действовать по принципу «от простого к сложному».

Для начала нужно сделать так, чтобы ребенок понял, что вода может быть не только страшной, но и доброй, веселой и интересной. Придумайте и расскажите ребенку интересную сказку про воду. Пусть главным героем этой сказки станет любимая игрушка вашего ребенка, или другой малыш с таким же, как у вашего ребенка, именем.  Не важно, про что будет эта история. Главное, чтобы в ней говорилось о знакомых и интересных именно вашему ребенку вещах, чтобы вода в ней была доброй и чтобы она заканчивалась хорошо.

    Следующим шагом могут быть веселые игры с водой, например, в различные игрушки-брызгалки. Начинать «водные стрелялки» вполне можно на улице. Играя с ребенком, не стоит сразу брызгать ему в лицо, начнем с малого – с ручек и ножек. Постепенно, втянувшись в игру, ребенок будет радостно повизгивать и от попадания брызг в глаза или нос.

    Еще один шажок на пути к дружбе с водой можно сделать с помощью игр в «банный день». Вместе с ребенком искупайте в ванной куклу, причем используйте именно те средства гигиены, которыми обычно моете ребенка: его шампунь, его мочалку. Пусть он сам намылит кукле голову, сполоснет ее из ковшика или из душа, вытрет насухо полотенцем. От имени куклы комментируйте происходящее: «Как здорово купаться! Я стала теперь такая чистая, такая красивая!».

    Если вас смущает возможность играть в куклы с мальчиком, вполне можно заменить куклу машиной. Тем более если предварительно показать ребенку на улице грязную и чистую, сверкающую машины, чтобы он «почувствовал разницу», съездить вместе с ним на настоящую автомойку. Ребенок с удовольствием вымоет свои игрушечные машины: и те, которые действительно запачкались после прогулки, и те, которые в этом совсем не нуждаются.

    Если у вас дома есть цветы, нужно привлекать ребенка к уходу за ними. Разрешите ему поливать их (даже если вам потом придется вытирать лужи на подоконнике и на полу), расскажите или покажите, что бывает с теми цветами, которым не хватает воды. Принесите цветы в ванную и помойте их вместе – это принесет пользу и цветам, и ребенку.

    Когда ребенок освоился в игровых контактах с водой, можно переходить к следующему этапу. Нарисуйте на его ладошке смешного человечка и предложите помыть его. У ребенка, уже имеющего опыт мытья игрушек, эта просьба не вызовет особых затруднений. Потом так же можно будет поступить и с ножками. Но для того, чтобы их помыть, придется залезть в ванну! Пусть там сначала не будет воды, помоем ножки просто под краном или из душа. Потом воду можно потихоньку добавлять: на донышке ванны, до середины икры, до колена… Все время вносите в купания элемент игры, которая в данный момент может заинтересовать ребенка. Например, после посещения дельфинария ребенок с удовольствием поиграет с мячиком, как дельфин, а после семейного выезда на рыбалку половит в ванне рыбу.

    Затем учимся опускать в воду лицо. Для начала можно устроить соревнования парусников: поставить два кораблика в воду, обозначить старт и финиш и дуть что есть силы. Кораблики вполне можно сделать вместе с ребенком из бумаги. Секрет этой игры в том, что кораблик поплывет в нужном направлении только тогда, когда мы дуем на него, опустив подбородок в воду.

    Может быть, вашему ребенку так понравится эта игра, что он почти сразу согласиться и на большее: предложите ему устроить «бурю» и потопить кораблики, набрав побольше воздуха и энергично выдохнув его в воду. Покажите ему, как это делается. Если это предложение ребенку не по вкусу, не стоит настаивать. Есть много других не менее интересных игр.

    Можно устроить соревнование по выдуванию пузырей: вдыхаем, опускаем лицо в воду до глаз, чтобы нос и рот были под водой, и медленно выдыхаем. Тому, кто выдул больше пузырей, положен приз! Или поиграть в водолаза, который достает сокровища со дна океана. Или в белого медвежонка, который, как Умка, учится ловить рыбу.

    Хочется отметить, что в жизни не бывает все так гладко, как в книге. Наверняка возникнут какие-то трудности, в какие-то игры ребенок откажется играть наотрез. Не давите на него, дайте ему время привыкнуть к условиям игр. Играйте во все игры вместе с ним, или на первых порах, даже за него. Поддерживайте у ребенка хорошее настроение, не ругайте его, как бы не злили вас брызги по всей ванной. Будьте все время рядом с ним, чтобы он точно знал: если вдруг что-нибудь случится, мама или папа обязательно придет на помощь!

    Как уже говорилось выше, страхи и тревоги возникают из-за неопределенности и неподконтрольности ситуации. Помогите ребенку взять ситуацию в свои руки: предоставьте ему максимальную возможность выбора. Пусть он сам выберет себе в магазине мочалку. Перед купанием спрашивайте его, чем он сегодня хочет мыться: мылом или детским гелем для душа. Спросите, как он хочет мыть голову: из крана, из душа,  из ковшика, из леечки, а, может быть, из кастрюльки? И если из кастрюльки, то из какой именно?

    В процессе купания используйте различные стихотворения и потешки, подходящие по тематике:

        

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойтесь, уши! Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

                                 (Э. Мошковская)

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам -

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, -

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде -

Вечная слава воде!

                                 (К. Чуковский)

Водичка, водичка,

Умой Вове (Оле, Кате…) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.


Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

 

    Теперь поговорим о втором виде страха воды – страхе перед водоемами. Обязательно нужно «готовить» ребенка к встрече с большим озером или морем: рассказывать ему об этом, показывать картинки или видиофрагменты. Но, к сожалению, даже самые подробные рассказы не могут дать гарантии того, что у ребенка не начнется состояние, близкое к панике, при виде бескрайних водных просторов.

    Основное правило для родителей, которые хотят помочь ребенку преодолеть этот страх, сохраняется: главное – не заставлять его купаться насильно, а поддерживать его в его медленном, но верном приближении к подниманию удовольствия от купания. Замечено, что дети, которым дают возможность привыкнуть к водоему без давления со стороны родителей, осваиваются намного быстрее и проще, чем те, которых, несмотря на их протестующие крики, затаскивают в воду силком.

    Возможно, сначала вам придется располагаться довольно далеко от воды, так, чтобы у малыша была возможность наблюдать за водными играми других детей, но на него не попадали бы брызги. Зачерпните ему в ведерко воды, покажите, как делать бассейн или запруду, а может быть и водопад, и через несколько дней он сам будет радостно бегать за новой порцией воды.

    Если есть возможность (например, вы располагаете небольшим надувным бассейном), можно устроить крохе персональный водоем, набрав вместе с ним воду из настоящего озера или моря.

    Предложите малышу вместе с вами поиграть в догонялки с водой: гуляем по самой кромке воды и убегаем от волн, стараясь не замочить ножек. Через некоторое время можно устроить соревнование по бегу в воде: кто быстрее добежит вдоль берега до финиша – ребенок, бегущий по щиколотку в воде, или взрослый, бегущий поглубже, там, где вода доходит ему до середины бедра? Учитывая сопротивление воды, ваши шансы примерно равны!

    У детей есть одна интересная особенность – в одежде они чувствуют себя в большей безопасности, чем голышом. Может быть, вашему карапузу будет комфортнее поначалу купаться в трусиках и футболке? Спросите его об этом.

    Заходя в воду вместе с ребенком, вы помогаете ему чувствовать себя под надежной защитой. Предложите ему сесть вам на спину или на живот и держаться руками за вашу шею. Обязательно крепко держите его руками. Зайдите вместе с ним в воду: сначала по пояс, потом по грудь, попрыгайте, поприседайте, поплескайтесь.

Покажите ребенку, что вода может держать нас на поверхности. Предложите ему притвориться надувным крокодилом или спасательным кругом. Выберите в магазине вместе с малышом симпатичные ему аксессуары для плавания: круг или нарукавники, возможно очки, маску или даже ласты. Брызгайтесь, ныряйте, играйте в подводную лодку или медузу – главное вместе!

    Вы сами можете придумать различные помогающие игры. Ведь никто лучше вас не знает, что интересно именно вашему ребенку, в кого он захочет превратиться – в рыбку, акулу или батискаф. Самое важное – общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими переживаниями. Чувствуя вашу поддержку, ребенок обязательно справится со своими страхами и тревогами. И даже если на это уйдет большая часть вашего отпуска, не расстраивайтесь: ваши усилия вознаграждены той радостью, которую теперь малыш получает от купания!

Итак, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от страха воды, нужно:

· Сделать необходимые контакты с водой максимально комфортными

· Показывать ребенку, что вода может быть приятной и полезной

· Обсуждать с ребенком его страхи и опасения по поводу воды и того, что с ней связано

· Приучать ребенка к воде «от простого к сложному», придумывая игры, которые могут заинтересовать вашего ребенка

· Поддерживать ребенка, подчеркивать его успехи и достижения, хвалить его

И напоследок: у любого явления есть оборотная сторона. Когда вам удастся помочь ребенку преодолеть страх перед водными процедурами или купанием, очень важно научить его правилам безопасного поведения в воде, чтобы теперь эти знания, а не страх, защитили его от возможных неприятностей.

Страх темноты

Откуда он берется?

Страх темноты – это, пожалуй, один из наиболее распространенных страхов, который может доставить массу неприятностей и самому ребенку, и его родителям.

Заметить проявления этого страха несложно, особенно в тех ситуациях, когда ребенок вынужден оставаться с темнотой один на один: обычно это случается перед сном или уже ночью. Как это часто бывает, ребенок может и не говорить о том, что он боится. В таком случае страх может проявляться в капризах, нежелании ложиться спать, выдумывании бесконечных ритуалов, исполнения которых ребенок будет требовать перед сном, нередко изводя подобным поведением уставших за день родителей.

Часто ребенок, испытывающий страх темноты, проснувшись ночью, прибегает к родителям в слезах и наотрез отказывается возвращаться к себе в постель.

С недавнего времени Денис (3, 5 года) стал ночью прибегать в комнату родителей. Он забирался на кровать между мамой и папой и, придвинувшись вплотную к маме, засыпал. Первое время мама пыталась выяснить, что его напугало, но он только твердил: «Я хочу спать». А на предложение мамы отнести в кроватку и посидеть с ним, пока он заснет, Дениска заплакал, сказав, что будет дальше спать только здесь…»

Настоящий ужас могут вызывать отдельные помещения и днем, например, темные шкафы и кладовки. Иногда ребенку даже трудно пройти в одиночестве по недостаточно освещенному коридору, и он будет изо всех сил взывать к родителям о помощи, чтобы попасть, например, из комнаты в кухню.

Нередко такое поведение может вызывать у нас, родителей, довольно серьезные негативные чувства: раздражение, недоумение, даже гнев. Но, как мы уже отмечали выше, детские страхи, сколь незначительными и нелепыми не представлялись бы взрослым вызывающие их поводы, - дело крайне серьезное и мучительное для оказавшегося в подобной ситуации ребенка.

Напомним, что детские страхи – явление, возникновение которого очень тесно связано с развитием психики ребенка, в частности, эмоциональной сферы, а также и других психических процессов и функций. Страх темноты возникает зачастую как следствие бурно развивающегося воображения. По своей сути, основная задача воображения – восполнять информационный дефицит в тех ситуациях, когда органы чувств не способы снабдить человека достаточным количеством сведений о происходящем. Темнота практически неизбежно ставит ребенка в ситуацию информационного дефицита, поскольку память еще развита недостаточно для того, чтобы твердо воспроизводить в голове образ комнаты, погрузившейся с поворотом выключателя в «зловещую тьму».

Объясняя причины возникновения страха темноты, нужно упомянуть и определенные особенности детского мышления, которые были очень подробно описаны знаменитым швейцарским психологом Жаном Пиаже. Представление о постоянстве окружающего мира формируется у ребенка только к старшему дошкольному возрасту. Эгоцентризм (под которым здесь понимается не личностная черта, а присущая детям младшего возраста особенность познавательной деятельности, проявляющаяся в том, что ребенок ставит себя в центр картины мира, свойственный детскому мышлению, мешает ребенку понять, что комната при свете и без него – это одно и то же помещение, именно поэтому детская фантазия с такой готовностью населяет темное (с точки зрения ребенка, непонятное, неизвестное помещение) разнообразными монстрами и чудовищами.

Несколько особый случай представляют ситуации, когда страх темноты обусловлен кошмарами, преследующими ребенка во время сна. Причины возникновения кошмаров очень по-разному объясняются психологами, принадлежащими к различным научным школам. Однако многие психологи согласны в том, что именно в кошмарных сновидениях могут проявляться определенные внутриличностные конфликты, с разрешением которых психика ребенка не справляется в период бодрствования. Особенно это типично для повторяющихся кошмаров - страшных сюжетов, снящихся из ночи в ночь. Так, как считает виднейший специалист в области психологии детских страхов А.И.Захаров, страшные сны «с участием» отдельным сказочных персонажей могут быть проявлением конфликтов со значимыми взрослыми из окружения ребенка. В образе Бабы-Яги, например, могут находить свое отражение определенные черты матери, отдельные поступки которой вызывают у ребенка страх (например, страх наказания, страх потери любви). Но такой страх вступает в конфликт с чувством любви к матери, зачастую ребенок его даже и не осознает, зато он находит свое выражение в кошмарных сновидениях. Именно поэтому повторяющиеся ночные кошмары – это повод для родителей задуматься над отношениями с собственным ребенком, степенью их комфорта и эмоционального благополучия.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.