Страх реальных и вымышленных животных — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Страх реальных и вымышленных животных

2019-09-09 175
Страх реальных и вымышленных животных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Откуда он берется?

«Мы с Игорем просто не можем ходить на прогулки, - жалуется мама пятилетнего мальчика, - потому что, стоит ему увидеть собаку, даже безобидную болонку, он вцепляется в мою ногу и не отходит от меня до тех пор, пока собака не скроется из поля зрения».

    Что происходит с Игорем? Очевидно, что его мучает страх собак. Дети частенько боятся животных: не только собак, но и кошек, мышек (даже если они декоративные и живут в клетке дома у хорошего приятеля), попугайчиков и других животных, с которыми им приходится сталкиваться в реальной жизни.

    Иногда дети боятся даже тех животных, которых никогда не видели и, скорее всего и не увидят в повседневной жизни. Некоторых из этих животных они могут увидеть в зоопарке, например, тигра, змею или крокодила, а некоторых – только на страницах книг или в мультфильмах (динозавра, змея-Горыныча и т.д.).

    Если мы обратимся к таблице возрастных страхов, приведенной в первой главе, станет очевидно, что такие страхи – это абсолютно нормальное для дошкольников явление. В этом возрасте активно развивается воображение – и, как результат, книжные и мультипликационные персонажи в сознании детей «оживают», приобретают реальные очертания, наделяются человеческими чертами. А развитие мышления приводит к пониманию того, что встреча с тем или иным животным в настоящей жизни может быть опасной и привести к печальным последствиям. И это совсем неплохо, потому что именно подобные опасения не позволяют малышу совершать такие интересные действия, как, скажем, засовывание руки по локоть в пасть совершенно незнакомому ротвейлеру или целование собственноручно выловленной в подвале крысы.

    Как любые возрастные страхи, опасения по поводу реальных или вымышленных животных совершенно нормальны, закономерны, и через некоторое время проходят сами по себе. Но в том случае, если эти страхи проявляются уже несколько месяцев, интенсивность их проявлений не снижается, а, может быть, даже увеличивается, стоит проанализировать причины происходящего и выбрать способ поддержки и помощи ребенку в его борьбе со страхом.

Итак, каковы наиболее распространенные причины страха животных? В общих чертах они сходны с теми, которые сопровождают появление страха перед насекомыми, описанными в предыдущей главе.

Первая причина очевидна: это неудачный опыт контактов с тем или иным животным. Возможно, малыша напугала собака, которая слишком громко залаяла (пусть даже и не в его сторону, но все равно страшно!) или чересчур быстро подбежала к нему, чтобы, радостно повиливая хвостом, совершенно беззлобно его обнюхать. Хотя злого умысла в поведении этой собаки не было, ребенок мог испугаться громкого лая, внезапности движений, неожиданности и непредсказуемости поведения собаки. Возможно, в гостях на плечи вашему ребенку вдруг спрыгнул хозяйский кот, и, чтобы не упасть, уцепился когтями за одежду, поцарапав малыша. Или его укусил соседский хомячок, и теперь все маленькое и пушистое представляется ему потенциально опасным… Список ситуаций, в которых у ребенка мог появиться вполне обоснованный страх перед тем или иным животным, можно продолжать бесконечно.

Например, Оксана (4,5 года) начала бояться дельфинов после того, как во время фотографирования с дельфином, когда она положила на него ручку, дельфин неожиданно соскользнул с бортика в воду и нырнул, обдав ее фонтаном брызг. После этого происшествия Оксана не только категорически отказывается идти в дельфинарий еще раз, но даже убрала из коробки с игрушками для купания в ванне маленького резинового дельфинчика со словами: «Он плохой!».

    Но для появления подобных страхов личный неприятный опыт ребенка вовсе не обязателен. Иногда бывает вполне достаточно опыта родителей, который они весьма недвусмысленно транслируют малышу: «Не подходи к собаке, она откусит руку! Не гладь кошку, она выцарапает тебе глаза! Не трогай этого щенка, подхватишь лишай! Не подходи к крысе, она укусит, и заболеешь желтухой!». И получается, что ребенок получает страх благодаря родительской заботе. А если близкие взрослые вдобавок ко всему сами испытывают подобные страхи, опасения ребенка подкрепляются еще больше. В итоге, ребенок «заражается» этим страхом.

    Игорь (именно его случай описан в самом начале этой главы), по рассказам мамы, боится собак с той поры, когда однажды на даче, во время прогулки, к нему подошла большая черная собака и очень аккуратно слизнула колбасу и бутерброда, который он держал в руках. Игорь совсем не испугался, напротив, ему стало смешно, он погладил собаку и спросил маму, можно ли сбегать домой за колбасой, чтобы угостить собаку еще раз. Но мама, оправившись от шока, схватила Игоря за руку, оттащила от собаки, и, не сумев совладать с собой, со слезами начала кричать на ее хозяина. Игоря особенно задела фраза: «А если бы она откусила ему руку?!». После этого он перестал подходить близко даже к хорошо знакомым собакам, с которыми раньше с удовольствием играл, и, при виде любой собаки с тревогой прижимается к маме и шепчет: «Мама, а эта собака может мне откусить руку?».

    В некоторых случаях источником страха животных становятся книги, телепередачи и мультики, которые попали в поле зрения ребенка. особенно часто они становятся причинами страхов вымышленных животных – тех, с которыми ребенок по жизни не встречается. Тигр из «Маугли», Волк из «Ну, погоди!», гуси-лебеди из одноименной сказки и многие другие персонажи вполне могут напугать впечатлительного ребенка. Более того, этот страх может перекинуться на реальные объекты. Например, страх тигра может превратиться в опасения по поводу рыжих кошек. Или страх гусей-лебедей может проявиться в форме тревоги при виде низко летящих голубей.

    Итак, данный страх существует в двух формах: как страх перед реальными животными и как страх перед вымышленными персонажами. Для детей дошкольного возраста эти страхи являются вполне нормальным явлением (первый страх – на протяжении всего дошкольного детства, второй – до пятилетнего возраста). Причинами, по которым такие страхи могут выходить за рамки возрастных и усложнять жизнь ребенку, могут стать:

· Неприятный опыт взаимодействия ребенка с тем или иным животным

· «Заражение» соответствующим страхом от близких взрослых

· Внушение страха взрослыми через различные предостережения по поводу животных

· Пугающие образы животных в литературе и в телевизионных программах.

Как с ним справиться?

Поскольку реальное животное и вымышленный персонаж – это совершенно разные объекты страха, для помощи ребенку в каждом из этих случаев используются специфические приемы. Общим моментом является только основное правило, которое, как вы уже наверняка заметили, применимо к любому детскому страху вообще. Оно заключается в том, что нельзя стараться перебороть страхи и опасения ребенка по поводу животных насильно: подтаскивая его к собаке, сажая на него мышку или подкладывая ему на ночь в постель игрушечного дракона. Такое поведение родителей почти всегда дает обратный эффект: страх, вместо того, чтобы «рассосаться», становится еще сильнее и проявляется еще ярче.

    Алгоритм помощи ребенку, который испытывает страх перед реальными животными, совпадает с тем, который был описан в главе «Страх насекомых». Так же как и в том случае, необходимо действовать постепенно, без нажима, руководствуясь принципом от «от простого к сложному».

    Начнем с создания благоприятного эмоционального фона вокруг образа этого животного. Малышу будет намного легче понять, что собаки или крысы не так уж страшны, если он увидит, как его мама с улыбкой гладит соседскую болонку или держит в руках симпатичную белую мышку. Предостережения об опасностях, которые таят в себе встречи с животными, на время придется отложить. К ним можно будет вернуться позже, когда страх ребенка отступит, переформулировав их из угроз в правила, например:

· Можно гладить собаку только тогда, когда ее хозяин рядом и разрешает это

· Можно играть только с теми крысами и мышками, которые живут у кого-нибудь дома в клетке или аквариуме

· Когда играешь с кошкой, надо помнить, что она любит, когда ее гладят, но не любит, когда ее тянут за хвост и т.д.

Подберите подходящие по смыслу ритмичные стихотворения, похожие на речевки, под которые удобно маршировать во время прогулки, например:

Вот наш Бобик, славный пес,

Гав-гав-гав!

Белый лобик. Черный нос,

Гав-гав-гав.

Или:

Снег идет, снег идет,

Прямо на дорожку,

А по снегу идет

Рыженькая кошка.

Киска-киска, уходи,

Свои лапки не студи!

Маршируйте вместе с малышом под их аккомпанемент тогда, когда у него хорошее настроение. Тогда слова «кот», «пес» и другие, которые нужны именно в вашем случае, начнут ассоциироваться у него в сознании с положительными эмоциями.

Практически любое такое стихотворение можно использовать в целях налаживания «контакта на расстоянии». При словах «Вот наш Бобик» можно показывать рукой на какую-нибудь собаку, попавшую в поле зрения, фразу «Киска-киска, уходи» - адресовать какой-нибудь пробегающей мимо кошке. Такого же результата можно добиваться и другими способами, подходящими именно вашему ребенку. Например, если он учится считать, можно предложить ему сосчитать всех собак, которых вы встретили во время прогулки. Главное, чтобы в таких ситуациях животное было на достаточном удалении от ребенка, и вызывало бы у него не страх, а интерес.

Так же, как и в случае со страхом насекомых, актуальными будут просмотр и обсуждение тематически подобранных мультиков (к счастью, добрые мультики про животных подобрать намного проще, чем про насекомых!), игры с подходящими по сюжету кубиками и пазлами, работа с книжками-раскрасками и энциклопедиями про животных, забота об игрушке, изображающей соответствующее животное и т.д. Каждое такое «мероприятие» нужно проговаривать, обсуждая чувства, которые возникают у ребенка и по поводу самих игровых действий, и по поводу сюжета рисунков, персонажей мультфильмов, игрушечных зверей, и при этом акцентировать внимание на возникающих положительных эмоциях: «красиво», «интересно», «весело».

Следующим шагом на пути помощи ребенку может стать «выход в поле». Для начала предложите малышу посмотреть, как вы сами взаимодействуете с пугающим его животным. Важно, чтобы на первых порах «полевых экспериментов» животное не подобралось к малышу ближе, чем ему этого хотелось бы. Поэтому будет лучше, если собаку надежно держат за поводок, кошка сидит на руках у своей хозяйки, а хомячки бегают не по полу, а по дну трехлитровой банки. И, конечно, это животное должно быть вам знакомо, и вы должны быть уверены в том, что оно спокойное, уравновешенное, и не напугает ребенка своим поведением еще больше.

Если, общаясь с животным, вы будете рассказывать малышу что-нибудь интересное («Смотри, как потягивается, совсем как ты, когда проснешься» или «Как она красиво урчит»), возможно, малыш рискнет подойти к животному поближе. Однако надо морально приготовиться к тому, что этап «полевых экспериментов» займет определенное время. Нет ничего страшного в том, если первый подобный опыт окажется неудачным. Повторите его через некоторое время, немного смягчив условия (например, устроив так, чтобы в момент вашего общения со «страшным животным» ребенок находился бы на руках у папы или бабушки), потом еще и еще раз. Постепенно усложняйте условия. Если вы заметили, что малышу «и хочется, и колется» подойти поближе, поддержите его, возьмите за руку. Так постепенно, шаг за шагом, от «посмотри, что делает мама» до «попробуй сделать сам», тревоги и опасения вашего малыша будут рассеиваться.

Совершенно другой путь ведет к избавлению от страхов перед вымышленными животными. Дело в том, что их, в отличие от настоящих, нельзя увидеть в реальности, нельзя с ними пообщаться и понять, что это не страшно, а интересно и приятно. Животное, с которым ребенок не контактирует по жизни, живет только в воображении малыша (даже если в природе оно встречается, как, например, тигр или медведь). Поэтому здесь не обойтись без специальных коррекционно-психологических приемов. Кстати, эти же приемы с успехом можно использовать для помощи ребенку в преодолении страхов перед любыми другими вымышленными персонажами: Бабой Ягой, Кощеем, Снежной Королевой.

Использовать приведенные ниже приемы коррекции детских страхов желательно тогда, когда малыш находится в состоянии «эмоционального тонуса»: возбужден, взбудоражен, азартен. Это нужно для того, чтобы было проще подобраться к страху, который, как известно, является эмоцией. Добиться такого состояния очень просто: достаточно поиграть с ним в любую подвижную игру, кегли или «бой подушками».

Следующий обязательный этап называется в психологии «актуализацией страха». Основная задача здесь заключается в том, чтобы помочь ребенку вспомнить и назвать свои страхи и опасения. Для этого можно использовать такие приемы:

· Полистайте вместе с ребенком иллюстрированные сборники детских сказок или книги о жизни животных. Рассматривая картинки, спросите его, кого из изображенных там персонажей могли бы испугаться какие-нибудь дети. В этом случае сработает так называемый механизм проекции, и ребенок, отвечая за других детей, назовет свои собственные страхи. Обсудите, чем может напугать детей тот или иной персонаж, а затем обязательно вспомните, что с ним происходит по сюжету сказки. Как правило, в сказках добро всегда побеждает зло. Если в вашей сказке это не так (как, например, во многих сказках Андерсена), или же вы рассматриваете картинки в книжке про животных, сочините историю со счастливым концом по мотивам вашего обсуждения вместе.

· Предложите ребенку лист бумаги с изображенным на нем черным цветом замкнутым, без окон и дверей, контуром дома. Объясните малышу, что это «Дом ужасов». Пусть он «расселит» (нарисует) в нем всех страшных с его точки зрения персонажей. Обсудите получившийся рисунок. Особо подчеркните, что эти персонажи не смогут выбраться из дома: там нет окон и дверей, а стены очень толстые и прочные. 

После этого можно переходить к этапу коррекции страха. Самым распространенным приемом является рисование страха с последующим уничтожением рисунка. Предложите малышу нарисовать пугающее его животное, украсив его максимально возможным количеством «страшных элементов»: большими рогами, острыми зубами, шипами и когтями и т.д. Готовый рисунок можно уничтожить любым приятным ребенком способом: порвать на мелкие кусочки, сжечь на костре, зачирикать до неузнаваемости, закопать. Таким образом, как считают психологи, происходит символическое уничтожение страха.

Рисование можно применять и в других формах. Например, можно нарисовать карикатуру на пугающее животное. Или нарисовать пугающий объект слабым карандашным контуром, а сверху изобразить веселый и красочный сюжет, который закроет этот контур.

Другой способ помочь ребенку справиться со своими тревогами – это ролевая игра. Вместе с малышом изготовьте «страшную» маску, изображающую объект его страхов. Надев эту маску, вы на время превратитесь в Волка или тигра, а задачей ребенка станет напугать вас: громким криком, ударами в барабан или любым другим безопасным для вас способом. А можно, если вы на это согласны, устроить бой подушками. Важно, чтобы ребенок, сражающийся со своим страхом (помните, что этот страх изображаете вы?) обязательно победил и прогнал страх за пределы комнаты.

Если ваш малыш неравнодушен к технике, можно предложить ему вот что: пусть он сочинит красивую историю про того персонажа, который его пугает, и запишет ее на диктофон (как каким-нибудь другим способом). Затем историю нужно прослушать и проверить ее на предмет «красивости». Найденные «ошибки» отмечаются, и улучшенный вариант истории записывается заново. Эту операцию можно проделать несколько раз. Постепенно превращая страшное в красивое, ребенок научится видеть пугающий его объект с нестрашной стороны.

Описанные приемы можно изменять в соответствии с интересами вашего ребенка: не рисовать, а лепить страшные сюжеты, проигрывать страх не «на себе», а с помощью самодельных кукол для кукольного театра и т.д. Все это поможет вашему малышу справиться со своими тревогами и опасениями.

Итак, стремясь помочь ребенку избавиться от страха перед реальными или вымышленными животными, не следует действовать «напролом». Нужно приготовиться к тому, что достижение желаемого результата займет некоторое время.

Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от страха животных, с которыми он контактирует в реальной жизни, нужно последовательно:

· Создавать положительный эмоциональный фон вокруг пугающего ребенка животного

· Организовывать «нестрашные» контакты с этим животным с помощью различных игр и обсуждений телепрограмм и книг

· Демонстрировать ребенку способы безопасного и интересного взаимодействия с животным на своем примере

· Переформулировать предостережения об опасности животных в правила безопасного общения с ними.

Для совладания со страхом перед вымышленными животными (или любыми другими персонажами) нужно:

· Обсудить с малышом его страхи в тот момент, когда он находится в «эмоциональном тонусе»


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.