Проверка четкости выполнения артикуляционных упражнений. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Проверка четкости выполнения артикуляционных упражнений.

2019-09-04 212
Проверка четкости выполнения артикуляционных упражнений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проверка четкости выполнения артикуляционных упражнений.

«улыбка», «лопатка», «вкусное варенье», «индюк», «маляр», «пароход гудит»

Закрепление изолированного произношения звука «Л».

«Колокольчик»

Учитель – логопед:                                         Ребенок показывает пальчиками:

- Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.                     Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы

                                                            обеих рук скрещены. Средний палец правой

                                                            руки опущен вниз, и ребенок им свободно

                                                            вращает. - Л – Л – Л

«Мы – музыканты»

Перед ребенком музыкальный инструмент (лучше металлофон с палочкой). Логопед постукивает по трубочкам металлофона и в такт произносит звук «Л», как бы поет. Потом передает палочку ребенку и ребенок самостоятельно «пропевает»  звук «Л». Можно использовать барабан, но звучание звука тогда будет отрывистым, как стук барабана.

Договаривание слов путем добавления звука «Л».

Инструкция: Помоги мне договорить слово, произнеси последний звук «Л»

ФУТБО..                   БОКА..                  КОЗЕ..                     ДЯТЕ..

СТУ..                         ПЕНА..                 ВОКЗА..                  СТО..    

Затем учитель – логопед сам повторяет слово полностью.                     

Введение звука «Л» в прямой слог.

Сначала ребенок выполняет упражнение «пароход гудит». Затем попросить ребенка раскрыть рот и сказать «А». Отрывать челюсть нужно резко, а тянуть перед этим «ЛЛЛ» длительно, утрированно. Получается сочетание: ЛЛЛА. Это упражнение необходимо тщательно закрепить, чтобы ребенок привык к такому положению органов артикуляции. Затем это упражнение можно выполнять быстрее «ЛА», не тянуть долго «ЛЛЛ»

Примечание: Для того, чтобы не помешали губы и не получалось сочетание звуков «ЛЛУА», нижнюю губу придерживать, оттягивая вниз пальцами.

Точно так же произносится слог ЛЫ.

Автоматизация звука «Л» в прямом слоге /в играх/.

«Попугайчик»

Ребенку на голову одевается шапочка попугайчика.

- Попугай, не зевай, а за мною повторяй: ЛА – ЛА

Педагог меняет ритм слогов. Для того, чтобы ребенок не утомился, проговаривание следует чередовать с движениями. Например, попрыгать на одной ноге, присесть, хлопнуть в ладоши и т.д.

В этой игре отрабатывается произношение слогов: ЛА и ЛЫ.

«Математик»

- Сколько сделаю хлопков,

Столько скажешь мне слогов.

«Мы музыканты»

Эта игра проводится так же (см. выше), только вместо звука «Л» проговаривается или поется слог ЛА или ЛЫ.

«Отгадываем слова»

Инструкция: - Я сейчас буду произносить начало слова, а ты договаривай слогом «ЛА», я попробую угадать, что получилось.

После того, как ребенок закончил слово слогом - ЛА, педагог показывает картинку и сам произносит слово целиком. А ребенок подтверждает, правильно ли догадался логопед.

СКА___            ШПА____         ШКО_____           ПЧЕ____             ПИ___

АКУ_____        ПИА_____        Ю____                   ЗО____                ДЕ___

Инструкция: - Я сейчас буду произносить начало слова, а ты договаривай слогом «ЛЫ», я попробую угадать, что получилось.

СКА___            ШПА____         ШКО_____           ПЧЕ____             ПИ___

ВИ___               БОКА___          СТО_____             ПОДВА____      ОВА___

 

6. Развитие фонематического слуха. Выделение звука «л» из слов в разных позициях, но ребенок просто учится выделять звук из слова, не определяет место звука в слове.

«Звуковое письмо»

Педагог приносит на занятие куклу. На столе у ребенка синие квадраты и квадраты с яркими шарами.

Инструкция: Это девочка Луша. На какой звук начинается ее имя? Далее педагог говорит от имени куклы. – Ребята, вы умеете отправлять письма? А я умею. Хотите и вас научу? Это не простое будет письмо, а звуковое.

Учитель – логопед объясняет ребенку, что если в слове он услышит звук «Л», то нужно выложить синий квадрат. Если в слове не будет звука «Л», то квадрат выкладывается с шариком.

Слова: Дом, лапа, маки, дятел, лампа, салат, булавка, ноги и т.д.

Произношение слоговых рядов.

 ЛА – ЛА – ЛА          ЛЫ – ЛА – ЛЫ         ЛА – ЛА –ЛЫ            и т.д.

 

 

Звукодвигательное дыхательное упражнение.

{ «Лыжник»: Встать в позу бегущего лыжника, отталкивающегося палками. Это упражнение выполнять интенсивно.

Вдох ----- ЛА на выдохе.                    Вдох ----- ЛЫ на выдохе

{ «Дровосек»: И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы обеих рук в замок. Руки вверх – вдох – прогнуться назад. Резко выдыхая, со звуком «ХА»- наклон вперед (как мах топором) и тут же опять выпрямиться – вдох, мах – выдох. Ноги не сгибаются /оздоровительный эффект, очищаются дыхательные пути/.

Введение звука «Л» в слово.

Отраженно за логопедом ребенок произносит сначала слог, а затем слово.

ЛА – ЛА – ЛА – ЛАК, ЛАК, ЛАК.      ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫКО, ЛЫКО, ЛЫКО.

ЛА – ЛА – ЛА – ЛАПА, ЛАПА, ЛАПА.      

   Проговаривание слов по картинкам /Альбом Соколенко/

ЛАК, ЛАПА, ЛАМПА, ЛАНДЫШ, ЛАПША, ЛАСТОЧКА, ЛАДЬЯ, ЛЫЖИ, ЛЫКО.

Развитие силы голоса.

Введение звука «Л» в слово.

Отраженно за логопедом ребенок произносит сначала слог, а затем слово.

ЛО – ЛО – ЛО – ЛОМ, ЛОМ, ЛОМ.                  ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУК, ЛУК, ЛУК.

ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУЖА, ЛУЖА, ЛУЖА.            ЛО – ЛО – ЛО – ЛОДКА, ЛОДКА.

 

 

Проговаривание предложений.

Дядя Лука копает лопатой. Володя и Луша катаются на лодке. Володя ушиб локоть. Мила пила молоко. Мила мыла ладони мылом.

 

16. Заучивание стихотворения:

Все бело, бело, бело,

Много снегу намело.

Вот веселые деньки,

Все на лыжи и коньки.

Развитие силы голоса.

Упражнение: «Эхо»

Цель: Выработка умения регулировать силу голоса (тихо, громко)

Логопед делит детей на две группы. Одна изображает детей, которые заблудились в лесу, другая – эхо. Каждая группа располагается в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы: «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом дети меняются ролями.

18.   Что должен усвоить ребенок к концу недели:

 

· Четкое выполнение артикуляционных упражнений.

· Комплекс оздоровительных упражнений для языка и горла: «сердитый лев», «лев в домике», «добрый лев».

· Произношение прямых слогов: ЛО, ЛУ в играх: «попугайчики», «математик», «мы – музыканты», «Проговори слоговые ряды».

· Звукодвигательную дыхательную гимнастику: «лыжник», «дровосек».

· Произношение слов со слогами «ЛО, ЛУ» в играх: «цап, или убери палец», «разноцветные бочонки», «1, 2, много», «заячьи хвостики», «проговори слова – друзьями тройками», «какой картинки не стало».

· Подвижную игру с проговариванием: «воздушные шарики», «поезд».

· Заучивание: Все бело, бело, бело…..

· Упражнение на развитие умения менять силу голоса: «эхо»

 

Неделя 10:

Задачи: Выработать навыки направленной, плавной и длительной  воздушной струи. Научить воспроизводить слоговой ряд с общим гласным и разными согласными звуками. Научить выделять правильное произношение звука «Л» среди искаженных вариантов. Автоматизировать звук Л в начале и середине слова в прямом слоге.  Развивать силу голоса. Развивать логическое мышление, смекалку.

 

Согласными звуками.

Та – ка – па           ка – на – па     фа – ха – ка    ба – да – га  

             Ма – на – ва         па – ка – та      га – ба – да

                                Ка – фа – ха        ва – ма – на   

То же и с гласными «О», «У», «Ы».

Проговаривание предложений.

Инструкция: Прослушай внимательно и ответь на вопросы полным ответом.

· На лесной лужайке Алла увидела лося. Лось пил воду. Алла хотела подойти ближе. Но лось ушел в лес.

- Кого увидела Алла на лужайке?

- Что делал лось?

- Что захотела сделать Алла?

- А лось?

 

· Мила взяла лопату. Потом она вскопала землю и посадила салат. Мама ела салат и хвалила Милу.

- Кто взял лопату?

- Что сделала Мила?

- Кто ел салат и хвалил Милу?

 

 

Развитие силы голоса.

Упражнение: «Три медведя»

Цель: Изменение тона голоса по высоте.

Инсценирование эпизодов  сказки детьми. Использование ковролина.

 

 

11. Что должен усвоить ребенок к концу 10 недели:

· Упражнение на развитие силы, плавности и длительности выдоха: «листопад», «Чья бабочка улетит с листочка?».

· Выделять правильное произношение звука «Л» среди искаженных  вариантов.

· Слова со звуком «Л» в начале и в середине слова в прямом слоге.

· Чистоговорки, предложения.

· Слова со звуком «Л» в играх на развитие логического мышления: «подумай и повтори», «повтори за мной», «закончи предложение», «что с чем рядом?»

· Заучивание: «Ладушки, да ладушки»

· Подвижная игра с проговариванием: «Хозяйка Миланья»

· Упражнение на развитие силы голоса по высоте: «Три медведя»

Неделя 11:

Задачи: Познакомить с новой артикуляционной гимнастикой. Выработать навыки направленной, плавной и длительной воздушной струи. Научить воспроизводить обратные слоги с общей согласной и разными гласными. Ввести в обратный слог и автоматизировать звук «Л». Развивать силу голоса. Развивать логическое мышление, смекалку.

1. Артикуляционная гимнастика:

– «Страшилка»

- Тише, жабы! Ни гу – гу! Ходит цапля на лугу.

Чтобы не было беды, наберите в рот воды! /Надуть щеки/

– «Маляры»

- Маляры пришли втроем,

Обновим мы старый дом!

Был облезлый, голый –

Стал нарядный и веселый.

Все ребята со двора

Малярам кричат: - Ура!

– «Хоботок с задуванием»

- Подражаю я слону, губки хоботком тяну.

И на трубочку похожи, подудеть в нее мы сможем.

– «Дудочка»

- Вдоль по улице иду я и в большую дуду дую.

Ду, ду, ду да ду, ду, ду – я по улице иду!

Задувание в «желобок».

– «Окошко»

- Широки мы улыбнулись и окошки распахнулись,

Ветерок подул немножко, и захлопнулись окошки.

– «Индюк»

- Малышата – индюшата

Ножками топочут, весело болмочут.

C.  Д/игра: «1, 2, много»

1 – стул,                2 – стула,                           много - стульев._

1 – дятел,          2 - __________                  много - __________

1 – стол,            2 - __________                  много - ­___________

1 – бокал,         2 - __________                  много - ___________

 

D. Д/игра: «Кто что делал?»

 

Мама вечером вернулась с работы и стала спрашивать у Леши и Лены, чем они занимались целый день.

Леша говорит: «Я делал тоже самое, что и Лена.»

«Я играла» - сказала Лена.

- А я играл.

- А потом я рисовала – сказала Лена.

- А я …

- А потом я помыла руки и села кушать.

- И я …

- После того как я поела, я постелила кровать и легла спать.

- А что делал Лёша?

- Когда я проснулась, я пошла с бабушкой гулять.

- А Леша? 

Затем играется игра: «Скажи как мальчик»

Я села – а я сел.

Я встала – а я встал.

Я видела – а я видел. И т.д.

Глаголы: пела, мыла, хотела, пила, жила, дула, ела, кушала, видела, бегала, кидала, писала, полола, положила, получила, плакала, макала.


e. Заучивание:

Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял.

Колотил он колотил,

Полку нам он смастерил.

 

 

Зима

 

Наступила зима. Выпал снег. Он хлопьями падал на землю. Алла выходит на улицу. На улице землю затянуло лёгким слоем льда. Алла ступила на лёд, и он сломался. По до льдом была вода.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение на развитие мимики лица.

«В зоопарке»

· В зоопарк мы все пойдем, тигра в клетке мы найдем

· - Эй! Не стойте слишком близко –

 Я тигренок, а не киска! / выражение угрозы /

· Рядом в клетке крокодил,

Чуть он нас не проглотил / испуг /

· Это что же за лошадки, словно школьные тетрадки? / Удивление /

· Очень рада детвора: увидали мы слона! / радость /

· Волк ужасно разъярен – съесть ежа не может он / ярость /

· Все закрыты клетки, до свиданья, детки!

Самомассаж      органов     артикуляции.

Ÿ Все слонами сразу стали, губки хоботком подняли.

Ÿ Покрутили хоботок, улыбнулся наш роток /повторить 3 – 4 раза/

Ÿ Зубки, как расческа стали, язычок наш почесали.

Ÿ Мы капусту порубили, зайца в клетке покормили.

                                                              / прикусывание языка зубами/

Ÿ С язычком случилось что – то, он толкает зубы,

Будто хочет их за что – то вытолкнуть а губы!

Ÿ Он на место  возвращается и чудесно расслабляется.

Упражнения на развитие мышц языка.

Ÿ Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

Раз, два, три, четыре, пять – язык надо расслаблять.

Ÿ На качелях я качаюсь: вверх - вниз, вверх – вниз

И все выше поднимаюсь, а потом вниз.

Ÿ Я лошадка, серый бок, я копытцем скок, да скок.

Ÿ На нос ватку положу, детям фокус покажу.

Ÿ Язык широкий положу и края приподниму,

Чашку в рот мы занесем и бочок к зубам прижмем.

Ÿ Красить комнаты пора, пригласили маляра.

 

Проговаривание предложений.

Можно использовать пособие: «гусеничку».

На балконе лопнуло стекло. Элла сломала палку. Павел ловил плотву. Мила гладила платье. Володя укололся булавкой. Клава плавала с аквалангом. Алла ела булку с маком. Стеклянная бутылка лопнула от холода. Алла заколола волосы заколкой. Клава полола свеклу.

 

Артикуляционная гимнастика.

Проговаривание слов.

«Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори»

                      «На картинку посмотри, слово верно назови»

БЛОК, ГЛОБУС, КЛОК, КЛОУН, СЛОН, ВОЛК, СЕЯЛКА, СЛОВО, СЛОГИ, КЛАВИШИ, УЗЛЫ, ГЛАСНЫЙ, СОГЛАСНЫЙ, МЕТЕЛКА, СВЁКЛА, МЕЛКИЙ, КОТЛЫ, ХЛЫСТ, ВУЛКАН, НОСИЛКИ, ПОИЛКА, ПЛОТ, БЕЛКА, СОЛДАТ.

Проговаривание предложений.

Володя забыл, куда положил пенал. Клава полола гладиолусы. Долго куковала кукушка. Мила гладила полосатый халат. Клава слушала, как весело заливается соловей. Володя занимался скалолазанием. Вулкан ожил, клокотал и клубился.

 

Проверка четкости выполнения артикуляционных упражнений.

«улыбка», «лопатка», «вкусное варенье», «индюк», «маляр», «пароход гудит»


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.