Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-08-27 | 166 |
5.00
из
|
Заказать работу |
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Л.Б. Ульянцева, Е.Б. Плетнева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная (коррекционно-развивающая) программа разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов, имеющим нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми и составлена в соответствии с государственным стандартом по чтению в начальной школе и в соответствии с определением дислексии в современной коррекционной педагогике. В программе отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.
В программе также нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.
При составлении учебной программы использованы:
· системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н. Садовниковой, В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой, Л.Н. Ефименковой, Г. Мисаренко;
· система работы со слоговыми таблицами, предложенная А.Н. Корневым;
· система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н. Костроминой и Л.Г. Нагаевой;
· система заданий, направленных на совершенствованиедикции и выразительности чтения, предложенная Т.И. Кондраниной и Л.М. Козыревой.
При составлении программы был также использован опыт работы учителей-логопедов ГМПМПК с младшими школьниками по проблемам становления навыка чтения.
Использование программы предполагает:
· определение тематики содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;
· отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий;
· определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методической работы с родителями и специалистами образовательных учреждений.
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной базовой программе и имеющими следующие особенности процесса чтения:
· временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;
· наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;
· замедленный темп чтения.
Как правило, нарушения чтения у детей сопровождаются неречевыми расстройствами — нарушением зрительного внимания, пространственных представлений, расстройством движений глаз при чтении и др.
Учебная программа включает в себя четыре блока:
· диагностика;
· формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;
· коррекция несовершенного навыка чтения;
· совершенствование навыка чтения.
В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий.
Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выбором использование разделов программы. Каждый раздел можно пользовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 42 до 60 часов в зависимости от сложности нарушения.
Прием на занятия осуществляется по результатам проведенного в ГМПМПК логопедического обследования.
Принципы, заложенные в программу:
• единство диагностики, коррекции и развития;
• онтогенетический подход;
• деятельностный характера занятий;
• совместное обучение с родителями;
• доступность;
• дифференцированный индивидуальный подход.
Задачи программы:
• совершенствование неречевых психических функций участвующих в процессе чтения;
• коррекция несовершенного навыка чтения;
• совершенствование навыка чтения.
Особенностью программы является реализация индивидуально-ориентированного подхода в применении психолого-диагногических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семьей и образовательными учреждениями. В соответствии с этим программа предусматривает проведение совместных занятий родителей с детьми и занятий логопеда с родителями.
Результативность работы определяется по итогам cpaвнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном тестировании. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка чтения у ребенка, замеченное родителями или преподавателем, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и улучшение таких свойств личности и деятельности, как:
способность к самостоятельной организации своей деятельности; способность осуществлять контроль над собственным чтением; умение использовать полученные навыки в новых условиях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Диагностика
Исследование состояния устной речи (1 час)
Содержание работы
Исследование:
• звукопроизношения;
• фонематического восприятия;
• звукового и слогового анализа, синтеза, представлений;
• словарного запаса;
• развития связной речи.
Виды работы
• отраженная речь;
• ответы на вопросы;
• • выделение звуков из слогов, слов;
• деление слов на слоги;
• пересказ текста.
Оборудование
• карточки с речевым материалом;
• предметные и сюжетные картинки;
• серия сюжетных картинок.
Исследование состояния письменной речи (1 час)
Содержание работы
• выявление наличия специфических ошибок в письменных работах;
• исследование состояния навыка чтения (способа, скорости, правильности, выразительности, понимания, наличие специфических ошибок).
Виды работы
• работа с буквами разрезной азбуки;
• запись букв под диктовку;
• диктант;
• списывание букв и текста (с печатного и рукописного);
• чтение текста вслух;
• чтение коротких текстов про себя и вслух.
Оборудование
• разрезная азбука;
• тексты для списывания;
• тексты диктантов;
• тексты для чтения;
• тексты с пропущенными окончаниями;
• два коротких текста одинакового уровня сложности.
Исследование состояния неречевых психических функций (1 час)
Содержание работы
исследование состояния:
• зрительных функций (объема и концентрации
внимания, памяти, поля зрения);
• слуховых функций (внимания, памяти);
• зрительно-моторной координации;
• графомоторных навыков;
• состояния природного темпа деятельности;
• исследование качеств личности.
Виды работы
• корректурная проба «Догони и поймай букву»;
• игра «Запомни 10 слов»;
• «Числовая пирамида»;
• рисование дорожек, лабиринтов, стрелок, схем;
• анализ состояния навыка письма; темпинг-тест;
• наблюдение за ребенком.
Оборудование
• таблицы корректурной пробы;
• табличка с 10 словами;
• изображение числовой пирамиды;
• бумага, карандаши;
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!