И трудностей формирования навыка чтения — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

И трудностей формирования навыка чтения

2019-08-27 166
И трудностей формирования навыка чтения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Л.Б. Ульянцева, Е.Б. Плетнева

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная (коррекционно-развивающая) программа разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам началь­ных классов, имеющим нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми и составлена в соответствии с государственным стандартом по чтению в начальной школе и в соответствии с определением дислексии в современной коррекционной педаго­гике. В программе отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.

В программе также нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.

При составлении учебной программы использованы:

· системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н. Садовниковой, В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой, Л.Н. Ефименковой, Г. Мисаренко;

· система работы со слоговыми таблицами, предложенная А.Н. Корневым;

· система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н. Костроминой и Л.Г. Нагаевой;

· система заданий, направленных на совершенствованиедикции и выразительности чтения, предложенная Т.И. Кондраниной и Л.М. Козыревой.

При составлении программы был также использован опыт работы учителей-логопедов ГМПМПК с младшими школьниками по проблемам становления навыка чтения.

Использование программы предполагает:

· определение тематики содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;

· отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий;

· определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методической работы с родителями и специалистами образовательных учреждений.

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной базовой программе и имеющими следующие особенности процесса чтения:

· временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;

· наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;

· замедленный темп чтения.

Как правило, нарушения чтения у детей сопровождаются неречевыми расстройствами — нарушением зрительного вни­мания, пространственных представлений, расстройством дви­жений глаз при чтении и др.

Учебная программа включает в себя четыре блока:

· диагностика;

· формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;

· коррекция несовершенного навыка чтения;

· совершенствование навыка чтения.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий.

Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выбором использование разделов программы. Каждый раздел можно пользовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 42 до 60 часов в зависимости от сложности нарушения.

Прием на занятия осуществляется по результатам проведенного в ГМПМПК логопедического обследования.

Принципы, заложенные в программу:

• единство диагностики, коррекции и развития;

• онтогенетический подход;

• деятельностный характера занятий;

• совместное обучение с родителями;

• доступность;

• дифференцированный индивидуальный подход.

Задачи программы:

 

• совершенствование неречевых психических функций участвующих в процессе чтения;

• коррекция несовершенного навыка чтения;

•     совершенствование навыка чтения.

Особенностью программы является реализация индивидуально-ориентированного подхода в применении психолого-диагногических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семьей и образовательными учреждениями. В соответствии с этим программа предусматривает проведение совместных занятий родителей с детьми и занятий логопеда с родителями.

Результативность работы определяется по итогам cpaвнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном тестировании. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка чтения у ребенка, замеченное родителями  или преподавателем, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и  улучшение таких свойств личности и деятельности, как:

способность к самостоятельной организации своей деятельности; способность осуществлять контроль над собственным чтением; умение использовать полученные навыки в новых условиях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Диагностика

Исследование состояния устной речи (1 час)

Содержание работы

Исследование:

• звукопроизношения;

• фонематического восприятия;

• звукового и слогового анализа, синтеза, представлений;

• словарного запаса;

• развития связной речи.

 

        Виды работы

• отраженная речь;

• ответы на вопросы;

•  • выделение звуков из слогов, слов;

• деление слов на слоги;

• пересказ текста.

 

         Оборудование

• карточки с речевым материалом;

• предметные и сюжетные картинки;

• серия сюжетных картинок.

Исследование состояния письменной речи (1 час)

 Содержание работы

 

• выявление наличия специфических ошибок в письменных работах;

• исследование состояния навыка чтения (способа, скорости, правильности, выразительности, понимания, наличие специфических ошибок).

 

        Виды работы

 

• работа с буквами разрезной азбуки;

• запись букв под диктовку;

• диктант;

• списывание букв и текста (с печатного и рукописного);

• чтение текста вслух;

• чтение коротких текстов про себя и вслух.

 

         Оборудование

• разрезная азбука;

• тексты для списывания;

• тексты диктантов;

• тексты для чтения;

• тексты с пропущенными окончаниями;

• два коротких текста одинакового уровня сложности.

Исследование состояния неречевых психических функций (1 час)

Содержание работы

исследование состояния:

• зрительных функций (объема и концентрации
внимания, памяти, поля зрения);

• слуховых функций (внимания, памяти);

• зрительно-моторной координации;

• графомоторных навыков;

• состояния природного темпа деятельности;

• исследование качеств личности.

 

Виды работы

• корректурная проба «Догони и поймай букву»;

• игра «Запомни 10 слов»;

• «Числовая пирамида»;

• рисование дорожек, лабиринтов, стрелок, схем;

• анализ состояния навыка письма; темпинг-тест;

• наблюдение за ребенком.

 

Оборудование

• таблицы корректурной пробы;

• табличка с 10 словами;

• изображение числовой пирамиды;

• бумага, карандаши;


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.