Коррекция нерезко выраженной дислексии — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Коррекция нерезко выраженной дислексии

2019-08-27 164
Коррекция нерезко выраженной дислексии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

КОРРЕКЦИЯ НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННОЙ ДИСЛЕКСИИ

И ТРУДНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Л.Б. Ульянцева, Е.Б. Плетнева

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная (коррекционно-развивающая) программа разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам началь­ных классов, имеющим нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми и составлена в соответствии с государственным стандартом по чтению в начальной школе и в соответствии с определением дислексии в современной коррекционной педаго­гике. В программе отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.

В программе также нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.

При составлении учебной программы использованы:

· системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н. Садовниковой, В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой, Л.Н. Ефименковой, Г. Мисаренко;

· система работы со слоговыми таблицами, предложенная А.Н. Корневым;

· система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н. Костроминой и Л.Г. Нагаевой;

· система заданий, направленных на совершенствованиедикции и выразительности чтения, предложенная Т.И. Кондраниной и Л.М. Козыревой.

При составлении программы был также использован опыт работы учителей-логопедов ГМПМПК с младшими школьниками по проблемам становления навыка чтения.

Использование программы предполагает:

· определение тематики содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;

· отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий;

· определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методической работы с родителями и специалистами образовательных учреждений.

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной базовой программе и имеющими следующие особенности процесса чтения:

· временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;

· наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;

· замедленный темп чтения.

Как правило, нарушения чтения у детей сопровождаются неречевыми расстройствами — нарушением зрительного вни­мания, пространственных представлений, расстройством дви­жений глаз при чтении и др.

Учебная программа включает в себя четыре блока:

· диагностика;

· формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;

· коррекция несовершенного навыка чтения;

· совершенствование навыка чтения.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий.

Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выбором использование разделов программы. Каждый раздел можно пользовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 42 до 60 часов в зависимости от сложности нарушения.

Прием на занятия осуществляется по результатам проведенного в ГМПМПК логопедического обследования.

Принципы, заложенные в программу:

• единство диагностики, коррекции и развития;

• онтогенетический подход;

• деятельностный характера занятий;

• совместное обучение с родителями;

• доступность;

• дифференцированный индивидуальный подход.

Задачи программы:

 

• совершенствование неречевых психических функций участвующих в процессе чтения;

• коррекция несовершенного навыка чтения;

•     совершенствование навыка чтения.

Особенностью программы является реализация индивидуально-ориентированного подхода в применении психолого-диагногических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семьей и образовательными учреждениями. В соответствии с этим программа предусматривает проведение совместных занятий родителей с детьми и занятий логопеда с родителями.

Результативность работы определяется по итогам cpaвнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном тестировании. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка чтения у ребенка, замеченное родителями  или преподавателем, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и  улучшение таких свойств личности и деятельности, как:

способность к самостоятельной организации своей деятельности; способность осуществлять контроль над собственным чтением; умение использовать полученные навыки в новых условиях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Диагностика

Исследование состояния устной речи (1 час)

Содержание работы

Исследование:

• звукопроизношения;

• фонематического восприятия;

• звукового и слогового анализа, синтеза, представлений;

• словарного запаса;

• развития связной речи.

 

        Виды работы

• отраженная речь;

• ответы на вопросы;

•  • выделение звуков из слогов, слов;

• деление слов на слоги;

• пересказ текста.

 

         Оборудование

• карточки с речевым материалом;

• предметные и сюжетные картинки;

• серия сюжетных картинок.

Исследование состояния письменной речи (1 час)

 Содержание работы

 

• выявление наличия специфических ошибок в письменных работах;

• исследование состояния навыка чтения (способа, скорости, правильности, выразительности, понимания, наличие специфических ошибок).

 

        Виды работы

 

• работа с буквами разрезной азбуки;

• запись букв под диктовку;

• диктант;

• списывание букв и текста (с печатного и рукописного);

• чтение текста вслух;

• чтение коротких текстов про себя и вслух.

 

         Оборудование

• разрезная азбука;

• тексты для списывания;

• тексты диктантов;

• тексты для чтения;

• тексты с пропущенными окончаниями;

• два коротких текста одинакового уровня сложности.

Исследование состояния неречевых психических функций (1 час)

Содержание работы

исследование состояния:

• зрительных функций (объема и концентрации
внимания, памяти, поля зрения);

• слуховых функций (внимания, памяти);

• зрительно-моторной координации;

• графомоторных навыков;

• состояния природного темпа деятельности;

• исследование качеств личности.

 

Виды работы

• корректурная проба «Догони и поймай букву»;

• игра «Запомни 10 слов»;

• «Числовая пирамида»;

• рисование дорожек, лабиринтов, стрелок, схем;

• анализ состояния навыка письма; темпинг-тест;

• наблюдение за ребенком.

 

Оборудование

• таблицы корректурной пробы;

• табличка с 10 словами;

• изображение числовой пирамиды;

• бумага, карандаши;

Содержание работы

• развитие избирательности восприятия;

• обучение восприятию текста с учетом отдельных элементов на фоне целого;

• расширение поля зрения;

• развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации.

 

Виды работы

• цветовая маркировка букв, слогов, слов;

• вычеркивание заданных букв из текста;

• деление на слоги;

• игра «Что вокруг?»;

• числовые и буквенные пирамиды, таблицы;

• складывание узоров;

• дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки.

 

Оборудование

• карточки со словами и предложениями с выделенными черным и красным цветом слогами;

• тексты;

• таблицы;

• карточки «Пирамиды» (са __ ни, ка__ ша);

• кубики Кооса, Никитина;

• дидактические игры (настольно-печатные).

 

Совершенствование внимания (1 – 2 часа)

Содержание работы

• развитие зрительного и слухового внимания;

• развитие концентрации и устойчивости внимания;

• расширение объема внимания;

• развитие распределения, переключения внимания.

Виды работы

• путешествие по лабиринтам;

• переписывание бессмысленных слов;

• запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями;

• произнесение слов, предложений в заданном темпе, с заданной громкостью, с различной эмоциональной окраской;

• запоминание и запись по памяти бессмысленных слов, знакомых слов и предложений;

• отыскание на квадратных таблицах разной сложности цифр в порядке возрастания;

• чтение предложений с одновременным слуховым зашумлением;

• вычисление из числовых таблиц отсутствующих чисел;

• нахождение в рядах букв целых слов;

• расстановка чисел в возрастающем порядке;

• отыскивание в таблицах черных и белых чисел по порядку.

 

Оборудование

• лабиринты;

• карточки с бессмысленными словами;

• карточки с изображением предметов;

• речевой материал;

• тексты арифметических диктантов;

• карточки с речевым материалом;

• таблицы с цифрами 3x3, 4x4, 5x5 разной сложности;

• карточки с предложениями;

• числовые таблицы 4x4, 5x5 с пропущенными числами;

• буквенные тексты;

• числовые таблицы;

бело-черные таблицы

 

Совершенствование памяти (2 – 3 часа)

Содержание работы

• тренировка зрительной памяти

• тренировка оперативной памяти

Виды работы

• составление фигур из палочек;

• запоминание изображенных предметов;

• зарисовывание произвольных изображений.

• чтение и запоминание предложений разной длины.

Оборудование

• палочки

• картинки

• произвольные изображения

• тексты предложений

 

Совершенствование мышления (2 – 3 часа)

Содержание работы

• тренировка способности создавать мыслительный образ

• тренировка способности устанавливать логические связи между словами.

 

Виды работы

• мысленное представление различных образов и состояний;

• анализ и установление логичных и нелогичных ассоциаций;

• представление текстов зрительными образами.

 

Оборудование

• слова и словосочетания;

• ряды картинок;

• тексты.

 

Совершенствование эмоционально-волевой сферы (1 – 2 часа)

Содержание работы

• создание положительной самооценки при совершенствовании навыка чтения

• оценивание ребенком собственной скорости чтения;

• оценивание собственного настроения на занятии;

• оценивание достигнутых на занятии результатов.

 

Виды работы

• рисование эмоциональных состояний;

• самооценка по шкале

Оборудование

 

• шкалы оценок;

• экран результатов

Содержание работы

• развитие анализа структуры предложения;

• развитие слогового анализа и синтеза;

• развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

 

Виды работ

• определение границ предложения в тексте без точек;

• придумывание предложений по картинке, с заданным словом;

• придумывание предложений по опорным словам;

• работа с деформированным предложением;

• составление графических схем предложений и предложений по схемам;

• определение места заданного слова в предложении;

• выделение гласных из слога, слова;

• анализ и синтез слогов с помощью фишек;

• составление слогов и слов из разрезной азбуки;

• определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства.

 

Оборудование

• тексты без точек;

• предметные и сюжетные картинки;

• карточки со словами;

• схемы предложений;

• тексты предложений;

• карточки со слогами, словами, буквами;

• фишки, схемы;

• карточки и схемы слов различной слоговой и звуковой структуры.

 

Развитие морфологической системы языка (4—5 часов)

Содержание работы

• дифференциация грамматических значений;

• совершенствование навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов;

• дифференциация единственного и множественного числа;

• закрепление беспредложных конструкций;

• закрепление предложно-падежных конструкций;

• согласование прилагательных с существительными в единственном и множественном числе в различных падежах;

• согласование глаголов с существительными в числе и роде;

• дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;

• совершенствование навыков словообразования уменьшительно-ласкательных форм существительных, прилагательных от существительных, глаголов с приставками.

 

Виды работ

• упражнения на дифференциацию частей речи;

• игра «Кругосветное путешествие» (закрепление категорий одушевленности-неодушевленности существительных);

• практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола;

• упражнения, игры на согласование различных частей речи;

• подбор родственных слов;

• игра «Назови ласково»;

• работа с деформированным словом;

• работа с изографами;

• игра «Составь слово».

 

Оборудование

• карточки с различными видами упражнений;

• географическая карта;

• перфокарты с пропущенными окончаниями существительных, прилагательных;

• карточки с однокоренными словами;

• картинки;

• изографы;

• карточки с деформированными словами.

 

Совершенствование синтаксической структуры речи (4 - 5 часов)

Содержание работы

• совершенствование умений составлять двусоставные распространенные предложения; сложные предложения

Виды работ

• составление двусоставных предложений по опорным словам, картинкам;

• упражнения на распространение предложений;

• упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов;

• работа со схемами.

Оборудование

• карточки с опорными словами;

• картинки;

• схемы.

 

Совершенствование лексической стороны речи (2—3 часа)

Содержание работы

• работа над расширением, уточнением и система­тизацией словаря.

Виды работ

• упражнения на подбор слов по лексическим темам, антонимов, синонимов, глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот), названий к тексту (и наоборот).

Оборудование

• картинки по различным лексическим темам;

• тексты без названий;

• словари.

Совершенствование семантической стороны речи (2—3 часа)

Содержание работы

• работа над пониманием прочитанных: слов, предложений, текстов.

Виды работ

• ответы на вопросы по прочитанному тексту;

• подбор картинок;

• работа с деформированными текстами;

• пересказ;

• придумывание начала и конца к тексту.

Оборудование

• предметные и сюжетные картинки;

• тексты (неоконченные, деформированные);

• карточки со словами, предложениями.

Содержание работы

• поэтапное обучение технике чтения (послоговое, целыми словами, синтаксического);

• чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения;

• работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения;

• развитие навыка правильной расстановки логического ударения;

• выработка правильной интонации, соблюдение логических пауз; использование различных приемов при чтении с целью:

— борьбы с регрессиями,

— борьбы с неправильной антиципацией,

— совершенствования правильной антиципации.

Виды работ

• чтение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных);

• чтение слов различной буквенной наполняемости;

• чтение предложений, тестов;

• упражнения по чтению «по кругу», «молния», «буксир»;

• чтение хоровое;

• чтение «лесенок» и «пирамидок»;

• чтение чистоговорок, скороговорок, слов одинаковой и различной структуры;

• исправление ударения в словах;

• чтение индивидуальное и по ролям;

• чтение с «окошечком» (левым, правым), «решеткой»;

• чтение несуразиц.

Оборудование

• слоговые и словесные таблицы, столбики;

• предложения и тексты;

• «пирамидки» и «лесенки» слов;

• тексты диалогов.


Учебно-тематическое планирование логопедических занятий

Программа

КОРРЕКЦИЯ НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННОЙ ДИСЛЕКСИИ


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.