Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-08-27 | 164 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Программа
КОРРЕКЦИЯ НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННОЙ ДИСЛЕКСИИ
И ТРУДНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Л.Б. Ульянцева, Е.Б. Плетнева
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная (коррекционно-развивающая) программа разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов, имеющим нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми и составлена в соответствии с государственным стандартом по чтению в начальной школе и в соответствии с определением дислексии в современной коррекционной педагогике. В программе отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.
В программе также нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.
При составлении учебной программы использованы:
· системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н. Садовниковой, В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой, Л.Н. Ефименковой, Г. Мисаренко;
· система работы со слоговыми таблицами, предложенная А.Н. Корневым;
· система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н. Костроминой и Л.Г. Нагаевой;
· система заданий, направленных на совершенствованиедикции и выразительности чтения, предложенная Т.И. Кондраниной и Л.М. Козыревой.
|
При составлении программы был также использован опыт работы учителей-логопедов ГМПМПК с младшими школьниками по проблемам становления навыка чтения.
Использование программы предполагает:
· определение тематики содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;
· отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий;
· определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методической работы с родителями и специалистами образовательных учреждений.
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной базовой программе и имеющими следующие особенности процесса чтения:
· временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;
· наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;
· замедленный темп чтения.
Как правило, нарушения чтения у детей сопровождаются неречевыми расстройствами — нарушением зрительного внимания, пространственных представлений, расстройством движений глаз при чтении и др.
Учебная программа включает в себя четыре блока:
· диагностика;
· формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;
· коррекция несовершенного навыка чтения;
· совершенствование навыка чтения.
В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий.
Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выбором использование разделов программы. Каждый раздел можно пользовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 42 до 60 часов в зависимости от сложности нарушения.
|
Прием на занятия осуществляется по результатам проведенного в ГМПМПК логопедического обследования.
Принципы, заложенные в программу:
• единство диагностики, коррекции и развития;
• онтогенетический подход;
• деятельностный характера занятий;
• совместное обучение с родителями;
• доступность;
• дифференцированный индивидуальный подход.
Задачи программы:
• совершенствование неречевых психических функций участвующих в процессе чтения;
• коррекция несовершенного навыка чтения;
• совершенствование навыка чтения.
Особенностью программы является реализация индивидуально-ориентированного подхода в применении психолого-диагногических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семьей и образовательными учреждениями. В соответствии с этим программа предусматривает проведение совместных занятий родителей с детьми и занятий логопеда с родителями.
Результативность работы определяется по итогам cpaвнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном тестировании. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка чтения у ребенка, замеченное родителями или преподавателем, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и улучшение таких свойств личности и деятельности, как:
способность к самостоятельной организации своей деятельности; способность осуществлять контроль над собственным чтением; умение использовать полученные навыки в новых условиях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Диагностика
Исследование состояния устной речи (1 час)
Содержание работы
Исследование:
• звукопроизношения;
• фонематического восприятия;
• звукового и слогового анализа, синтеза, представлений;
• словарного запаса;
• развития связной речи.
Виды работы
|
• отраженная речь;
• ответы на вопросы;
• • выделение звуков из слогов, слов;
• деление слов на слоги;
• пересказ текста.
Оборудование
• карточки с речевым материалом;
• предметные и сюжетные картинки;
• серия сюжетных картинок.
Исследование состояния письменной речи (1 час)
Содержание работы
• выявление наличия специфических ошибок в письменных работах;
• исследование состояния навыка чтения (способа, скорости, правильности, выразительности, понимания, наличие специфических ошибок).
Виды работы
• работа с буквами разрезной азбуки;
• запись букв под диктовку;
• диктант;
• списывание букв и текста (с печатного и рукописного);
• чтение текста вслух;
• чтение коротких текстов про себя и вслух.
Оборудование
• разрезная азбука;
• тексты для списывания;
• тексты диктантов;
• тексты для чтения;
• тексты с пропущенными окончаниями;
• два коротких текста одинакового уровня сложности.
Исследование состояния неречевых психических функций (1 час)
Содержание работы
исследование состояния:
• зрительных функций (объема и концентрации
внимания, памяти, поля зрения);
• слуховых функций (внимания, памяти);
• зрительно-моторной координации;
• графомоторных навыков;
• состояния природного темпа деятельности;
• исследование качеств личности.
Виды работы
• корректурная проба «Догони и поймай букву»;
• игра «Запомни 10 слов»;
• «Числовая пирамида»;
• рисование дорожек, лабиринтов, стрелок, схем;
• анализ состояния навыка письма; темпинг-тест;
• наблюдение за ребенком.
Оборудование
• таблицы корректурной пробы;
• табличка с 10 словами;
• изображение числовой пирамиды;
• бумага, карандаши;
Содержание работы
• развитие избирательности восприятия;
• обучение восприятию текста с учетом отдельных элементов на фоне целого;
• расширение поля зрения;
• развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации.
Виды работы
• цветовая маркировка букв, слогов, слов;
• вычеркивание заданных букв из текста;
|
• деление на слоги;
• игра «Что вокруг?»;
• числовые и буквенные пирамиды, таблицы;
• складывание узоров;
• дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки.
Оборудование
• карточки со словами и предложениями с выделенными черным и красным цветом слогами;
• тексты;
• таблицы;
• карточки «Пирамиды» (са __ ни, ка__ ша);
• кубики Кооса, Никитина;
• дидактические игры (настольно-печатные).
Совершенствование внимания (1 – 2 часа)
Содержание работы
• развитие зрительного и слухового внимания;
• развитие концентрации и устойчивости внимания;
• расширение объема внимания;
• развитие распределения, переключения внимания.
Виды работы
• путешествие по лабиринтам;
• переписывание бессмысленных слов;
• запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями;
• произнесение слов, предложений в заданном темпе, с заданной громкостью, с различной эмоциональной окраской;
• запоминание и запись по памяти бессмысленных слов, знакомых слов и предложений;
• отыскание на квадратных таблицах разной сложности цифр в порядке возрастания;
• чтение предложений с одновременным слуховым зашумлением;
• вычисление из числовых таблиц отсутствующих чисел;
• нахождение в рядах букв целых слов;
• расстановка чисел в возрастающем порядке;
• отыскивание в таблицах черных и белых чисел по порядку.
Оборудование
• лабиринты;
• карточки с бессмысленными словами;
• карточки с изображением предметов;
• речевой материал;
• тексты арифметических диктантов;
• карточки с речевым материалом;
• таблицы с цифрами 3x3, 4x4, 5x5 разной сложности;
• карточки с предложениями;
• числовые таблицы 4x4, 5x5 с пропущенными числами;
• буквенные тексты;
• числовые таблицы;
бело-черные таблицы
Совершенствование памяти (2 – 3 часа)
Содержание работы
• тренировка зрительной памяти
• тренировка оперативной памяти
Виды работы
• составление фигур из палочек;
• запоминание изображенных предметов;
• зарисовывание произвольных изображений.
• чтение и запоминание предложений разной длины.
Оборудование
• палочки
• картинки
• произвольные изображения
• тексты предложений
Совершенствование мышления (2 – 3 часа)
Содержание работы
• тренировка способности создавать мыслительный образ
• тренировка способности устанавливать логические связи между словами.
Виды работы
• мысленное представление различных образов и состояний;
• анализ и установление логичных и нелогичных ассоциаций;
• представление текстов зрительными образами.
Оборудование
• слова и словосочетания;
• ряды картинок;
|
• тексты.
Совершенствование эмоционально-волевой сферы (1 – 2 часа)
Содержание работы
• создание положительной самооценки при совершенствовании навыка чтения
• оценивание ребенком собственной скорости чтения;
• оценивание собственного настроения на занятии;
• оценивание достигнутых на занятии результатов.
Виды работы
• рисование эмоциональных состояний;
• самооценка по шкале
Оборудование
• шкалы оценок;
• экран результатов
Содержание работы
• развитие анализа структуры предложения;
• развитие слогового анализа и синтеза;
• развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Виды работ
• определение границ предложения в тексте без точек;
• придумывание предложений по картинке, с заданным словом;
• придумывание предложений по опорным словам;
• работа с деформированным предложением;
• составление графических схем предложений и предложений по схемам;
• определение места заданного слова в предложении;
• выделение гласных из слога, слова;
• анализ и синтез слогов с помощью фишек;
• составление слогов и слов из разрезной азбуки;
• определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства.
Оборудование
• тексты без точек;
• предметные и сюжетные картинки;
• карточки со словами;
• схемы предложений;
• тексты предложений;
• карточки со слогами, словами, буквами;
• фишки, схемы;
• карточки и схемы слов различной слоговой и звуковой структуры.
Развитие морфологической системы языка (4—5 часов)
Содержание работы
• дифференциация грамматических значений;
• совершенствование навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов;
• дифференциация единственного и множественного числа;
• закрепление беспредложных конструкций;
• закрепление предложно-падежных конструкций;
• согласование прилагательных с существительными в единственном и множественном числе в различных падежах;
• согласование глаголов с существительными в числе и роде;
• дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;
• совершенствование навыков словообразования уменьшительно-ласкательных форм существительных, прилагательных от существительных, глаголов с приставками.
Виды работ
• упражнения на дифференциацию частей речи;
• игра «Кругосветное путешествие» (закрепление категорий одушевленности-неодушевленности существительных);
• практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола;
• упражнения, игры на согласование различных частей речи;
• подбор родственных слов;
• игра «Назови ласково»;
• работа с деформированным словом;
• работа с изографами;
• игра «Составь слово».
Оборудование
• карточки с различными видами упражнений;
• географическая карта;
• перфокарты с пропущенными окончаниями существительных, прилагательных;
• карточки с однокоренными словами;
• картинки;
• изографы;
• карточки с деформированными словами.
Совершенствование синтаксической структуры речи (4 - 5 часов)
Содержание работы
• совершенствование умений составлять двусоставные распространенные предложения; сложные предложения
Виды работ
• составление двусоставных предложений по опорным словам, картинкам;
• упражнения на распространение предложений;
• упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов;
• работа со схемами.
Оборудование
• карточки с опорными словами;
• картинки;
• схемы.
Совершенствование лексической стороны речи (2—3 часа)
Содержание работы
• работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря.
Виды работ
• упражнения на подбор слов по лексическим темам, антонимов, синонимов, глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот), названий к тексту (и наоборот).
Оборудование
• картинки по различным лексическим темам;
• тексты без названий;
• словари.
Совершенствование семантической стороны речи (2—3 часа)
Содержание работы
• работа над пониманием прочитанных: слов, предложений, текстов.
Виды работ
• ответы на вопросы по прочитанному тексту;
• подбор картинок;
• работа с деформированными текстами;
• пересказ;
• придумывание начала и конца к тексту.
Оборудование
• предметные и сюжетные картинки;
• тексты (неоконченные, деформированные);
• карточки со словами, предложениями.
Содержание работы
• поэтапное обучение технике чтения (послоговое, целыми словами, синтаксического);
• чтение слогов, слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения;
• работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения;
• развитие навыка правильной расстановки логического ударения;
• выработка правильной интонации, соблюдение логических пауз; использование различных приемов при чтении с целью:
— борьбы с регрессиями,
— борьбы с неправильной антиципацией,
— совершенствования правильной антиципации.
Виды работ
• чтение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных);
• чтение слов различной буквенной наполняемости;
• чтение предложений, тестов;
• упражнения по чтению «по кругу», «молния», «буксир»;
• чтение хоровое;
• чтение «лесенок» и «пирамидок»;
• чтение чистоговорок, скороговорок, слов одинаковой и различной структуры;
• исправление ударения в словах;
• чтение индивидуальное и по ролям;
• чтение с «окошечком» (левым, правым), «решеткой»;
• чтение несуразиц.
Оборудование
• слоговые и словесные таблицы, столбики;
• предложения и тексты;
• «пирамидки» и «лесенки» слов;
• тексты диалогов.
Учебно-тематическое планирование логопедических занятий
Программа
КОРРЕКЦИЯ НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННОЙ ДИСЛЕКСИИ
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!