Звуковые эффекты в спектакле — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Звуковые эффекты в спектакле

2019-08-27 1005
Звуковые эффекты в спектакле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Работая над звуковым оформлением спектакля, постановщик нередко решает разнообразные задачи по созданию звуковых эффектов и органическому включению их в сценическое действие.

Все многообразие звуковых эффектов, встречающихся в практике оформления драматической постановки, можно свести к следующим основным видам: эффект панорамирования звука; эффект эха и реверберации; эффект имитирования} эффект транспонирования звуковых частот; эффект унисонного звучания; эффект звуковой перспективы.

Эффект панорамирования звука заключается в том, чтобы создать иллюзию перемещения источника звука по сцене или зрительному залу во время сценического действия. В зависимости от наличия громкоговорителей, установленных в зрительном зале и на сцене, эффект панорамирования звука может быть получен с большей или меньшей иллюзией. Техника получения такого эффекта сравнительно проста — группы выбранных громкоговорителей коммутируются на микшерное устройство таким образом, чтобы при последовательном введении каждого регулятора сигнал с магнитофона с определенным уровнем поступал поочередно на те или иные громкоговорители.

Нередко панорамирование проводится как один из технологических приемов звукового сопровождения спектакля. Так, например, если перед началом спектакля в зрительном зале звучит музыкальное вступление, то с открытием занавеса музыку плавно переводят в глубину сцены, тем самым давая возможность зрителю сосредоточиться на начавшемся действии. Или если картина или акт заканчивается музыкой, звучащей на сцене, то с закрытием занавеса ее переводят в зрительный зал.

Однако наиболее часто этот эффект используют как один из художественных приемов оформления спектакля. В этом случае эффект помогает создать на сцене необходимую атмосферу действия, максимально приближающуюся к реальной действительности. Вместе с тем динамичность развития звукового образа помогает актеру наиболее оправданно действовать в предлагаемых обстоятельствах.

В спектакле «Они сражались за Родину» (Театр имени Моссовета) где-то в глубине зрительного зала возникает шум низко летящих самолетов. Шум стремительно приближается, и самолеты с ревом буквально проносятся над бойцами, прижавшимися к земле. Только умудренный опытом Лопатин замечает: «Наши к фронту полетели». Эта динамичная звуковая картина настолько эффектна, что зрительный зал, пережив минутное ошеломление, разражается аплодисментами.

«Скорость» перемещения источника звука в каждом случае выбирают в зависимости от характера развития действия, и конечно, имеют значение сноровка и навык звукорежиссера, ведущего звуковое сопровождение спектакля.

Интересно использован эффект панорамирования звука в спектакле «У времени в плену» (Театр сатиры). По приказу белого офицера один из героев — старый солдат Сысоев за неповиновение поставлен с шашкой наголо на бруствер. Немцы из своих окопов открыли стрельбу по этой цели, Звуки выстрелов раздаются из громкоговорителей, размещенных в глубине зрительного зала, оттуда же через громкоговорители, установленные в потолке, панорамируется свист пуль «пролетающих» над головами зрителей в сторону сцены.

В рассмотренных выше примерах панорамирование звука было введено на основании сюжета произведения. Вместе с тем этот эффект может быть использован в спектакле и без всякой связи с его сюжетом, особенно в сценах, где обычные выразительные средства актерской игры не приводят к желаемому результату. Интересным примером этому может служить спектакль «На балу удачи» (Московский драматический театр на М. Бронной), рассказывающий о жизненном пути известной французской певицы Эдит Пиаф.

В одной из сцен надо было передать сильное душевное потрясение героини, получившей сообщение о гибели близкого человека. После долгих поисков сцена была решена как своеобразная звуковая галлюцинация, возникающая в сознании героини. Героиня в прострации стоит на просцениуме, отдельные музыкальные фразы, обрывки популярных мотивов и куплетов из ее песен, перекрываемые мощным звучанием органа, волнами накатываются на нее из глубины сцены и уходят в сторону зрительного зала. Затем эта какофония звуков возвращается, и в тот момент, когда звуки проносятся над героиней, они звучат с максимальной силой, заставляя ее съеживаться от возникающих видений. Так, с помощью звукового эффекта оказалось возможным воплотить на сцене замысел режиссера.

Наравне с панорамированием звука в спектакле довольно часто используют эффект реверберации и эха. Под явлением реверберации принято понимать остаточное звучание, сохраняющееся в помещении после выключения источника звука и обусловленное приходом к слушателю запоздавших, отраженных звуковых волн.

Явление реверберации характеризуется временем, в течение которого происходит затухание звука после его выключения, то есть временем реверберации. Каждое помещение обладает своим временем реверберации: чем больше объем помещения, тем больше времени необходимо для затухания звука.

Известно, что акустическая обстановка на сцене независимо от наличия декорации мало изменяется, и голос актера звучит всегда в одном и том же акустическом пространстве. Поэтому использование эффекта реверберации и эха в спектакле нередко диктуется характером показываемого на сцене помещения. Если действие по сюжету спектакля происходит, скажем, в пустом зале, в храме или пещере, необходимо, чтобы голоса исполнителей звучали в характерной для того или иного интерьера акустической окраске. В этом случае звуковой эффект создает что-то вроде звуковых декораций.

Интересным примером использования эффекта реверберации может служить сцена «Успенский собор» в спектакле Художественного театра «Трудные годы». На сцене видны массивные колонны, уходящие в высоту и растворяющиеся в полумраке купола собора. Луч солнечного света, пробивающийся откуда-то сверху, выхватывает из темноты суровые лики святых и позолоту иконостаса. Тем не менее все эти прекрасно выполненные декорации воспринимаются именно как декорации.

Но вот зазвучало пение дьячка, гулко разносящееся по всему огромному собору, и вся картина ожила — поверилось в монументальность огромных колонн, стен, в высоту купола. Так эффект реверберации помог создать подлинную правду на сцене и оформление получилось художественно законченным.

И все же главным назначением звуковых эффектов в спектакле является использование их как средства драматического воздействия на зрителя. Эффект реверберации и эха может усиливать, а иногда самостоятельно создавать настроение, давать большой эмоциональный заряд всему сценическому действию.

В финале спектакля «Три сестры» (МХАТ) Тузенбах и Соленый удаляются в глубину рощи. Негромкий выстрел внезапно разрывает тишину, прокатившись далеким эхом по полям и перелескам. И тут пространство сцены потеряло свои границы, стало беспредельным, необъятным, как мир, оно мгновенно приблизилось к зрителям, наполнило зал, захватило его. В отзвуке пистолетного выстрела слышался какой-то стон, хватающий за душу печальный крик бессмысленно загубленной жизни.

Во всех приведенных примерах звуковые эффекты были заранее предусмотрены при записи соответствующих фонограмм. Это самый простой и распространенный способ создания эффекта реверберации и эха на сцене. Несколько сложней организовать звуковые эффекты, если они непосредственно связаны с действующим лицом. В этом случае также можно использовать магнитную фонограмму с записью фразы, одного слова и даже одного последнего слога, которую синхронно включают на конец реплики, произнесенной актером на сцене.

В спектакле «Без креста» (театр «Современник») героиня в церкви исступленно кричит: «Враки» — и тут же на сцене и в зрительном зале раздается эхо: «Враки, враки, враки...»

Этот же прием использован и в спектакле «Конец книги шестой» (Театр имени Вл. Маяковского). Герой пьесы Николай Коперник вслед уходящей возлюбленной кричит: «Анна!» — и еще долго под сводами готического собора звучит его отчаянное: «Анна-а-а-а!» В этих примерах главным, конечно, было передать с помощью звукового эффекта эмоциональное состояние героев, вместе с тем эффект подчеркивал и акустическую обстановку действия.

Уместно отметить, что не всегда звуковой эффект, вводимый в спектакль, должен точно отражать истинную акустическую обстановку действия, показанного на сцене. Главное, он должен быть оправдан драматургически, нести определенный образ.

Существует и другой способ создания звуковых эффектов, связанных непосредственно с действием актера на сцене. Для этого используют микрофонную технику и специальную аппаратуру — ревербератор.

Особенно эффектно можно использовать ревербератор при исполнении вокальных произведений по ходу действия. Голос актера-певца, подчеркнутый и окрашенный реверберацией, становится более сочным и выразительным. Кроме того, очень интересные эффекты можно получить, если по ходу выступления изменять реверберацию. Например, герой, распевая лирическую песню, обращается к своей возлюбленной. По мере исполнения эффект реверберации постепенно увеличивают, и в кульминационный момент голос певца звучит с максимально допустимой реверберацией. Подобным образом на сцене можно создать иллюзию, что человек вошел в большой пустой зал или пещеру.

Во многих спектаклях актеру по ходу сценического действия приходится играть на том или ином музыкальном инструменте. Однако далеко не каждый актер может достаточно профессионально владеть нужным музыкальным инструментом. И тогда прибегают к эффекту имитирования. Автор на сцене делает вид, что играет на инструменте, а за кулисами или ширмой музыкальное произведение исполняет музыкант. Нередко для подобного случая используют магнитную фонограмму с записью игры исполнителя.

Выбор способа имитирования зависит от характера сценического действия. В одном случае оправданным будет приглашение музыканта, так как он более чутко может следовать за действием актера, «играющего» на музыкальном инструменте. В другом — целесообразнее применить фонограмму, так как это позволяет упростить процесс организации подобного эффекта и более точно локализовать «звучащий» инструмент, размещая  громкоговоритель поблизости от актера.

С помощью фонограммы возможно имитировать не только игру, но и пение актера, что в прежние времена было трудно осуществить. Теперь нередко любой драматический актер высокопрофессионально «исполняет» в спектакле самые сложные вокальные произведения.

В спектакле «Что делать?» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) на сцене бутафорский рояль, исполнительница роли Веры Павловны садится за инструмент и начинает играть — за кулисами в это время звучит настоящий рояль. В нужный момент, на сильную долю звучания музыки включают фонограмму арии из Риголетто — Вера Павловна громко «поет», продолжая сама себе «аккомпанировать». Конечно, потребовались многочисленные репетиции, определенные усилия, чтобы трио — концертмейстер за кулисами, звукорежиссер в аппаратной и актриса на сцене действовали синхронно.

С помощью фонограммы можно имитировать и хоровое пение. Во втором акте спектакля «У времени в плену» (Театр сатиры) один из героев этой пьесы — Ваня Коммунист, выйдя на авансцену и обращаясь к потомкам, которые собрались в зрительном зале, поет революционную песню. Эту песню «подхватывают» военные моряки нашего поколения, стоящие как бы в почетном карауле по бокам авансцены. Фонограмма их пения воспроизводится с порталов зрительного зала, создавая полную иллюзию массового хорового исполнения.

В отдельных случаях эффект имитирования может стать неотъемлемым и даже важнейшим компонентом спектакля, как например, в неоднократно упоминавшемся спектакле «Сверчок». На протяжении всего этого спектакля звучат современные танцевальные ритмы и польские песенки, которые поют по ходу действия варшавские студенты бюро добрых услуг «Сверчок». Для имитации пения актеров были подобраны популярные вокальные произведения, напетые на грампластинки известными польскими эстрадными певцами. Особенно «виртуозно» отработаны актерами концертные номера в музыкальном антракте этого спектакля. Выступая перед микрофоном, актеры для полноты иллюзии тщательно соблюдают не только все артикуляционные особенности польской речи, но и все условности концертного выступления.

Подобный прием используется и в популярной телевизионной передаче «Кабачок 13 стульев», где исполнители «поют» свои песенки также под фонограмму.

Для такого музыкального оформления требуется тщательный подбор вокальных произведений и совпадение по тембру голосов профессионального певца и актера, «исполняющего» это произведение. Кроме того, фонограмма должна быть записана и воспроизведена технически безукоризненно, такчтобы зритель не заметил «подмены».

При постановке некоторых спектаклей, особенно детских сказок, нередко возникает необходимость создать ненатуральные голоса различных сказочных персонажей, «озвучить» неодушевленные предметы, силы природы и т. п. Именно условные, несуществующие в природе голоса открывают порой единственную возможность выявить на сцене сказочный, волшебный, фантастический характер действия.

Появление в пьесе фантастических персонажей, диалог человека с силами природы, сказочно обретающими человеческий голос — прием в театре отнюдь не новый, но с приходом в театр звукотехники его возможности несравненно возросли и расширились, стало возможным создавать эффект транспонирования.

Эффект транспонирования (перестановки) звуковых частот заключается в искусственном смещении натурального звуковысотного диапазона звучания речи или музыки в сторону его повышения или понижения. Иллюстрацией этого эффекта может служить звучание с грампластинки, проигрываемой с большим или меньшим числом оборотов против положенного. В этом случае оно будет либо ненатурально высоким, либо — низким.

В детском спектакле «Золушка» (Театр имени Евг. Вахтангова) голос стражника звучит необычно низким басом, а голоса солдат, наоборот, дискантом, Песенка, которую поют светлячки в спектакле «Белоснежка и семь гномов» (театр «Современник»), звучит неестественно высоко, именно так, как могут «петь» одни только светлячки. А в спектакле этого же театра «Храбрый музыкант» человеческими голосами разговаривают камни, голоса их низкие, рокочущие.

Но не только в детских спектаклях используют подобные звуковые эффекты.

В спектакле «Тартюф» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) музыка пролога начинает звучать в необычно убыстренном темпе, резко отличном от естественного. В этом же темпе на сцене действуют персонажи пьесы, тем самым музыка заставила как бы ускорить ход сценического времени.

Эффект транспонирования осуществляется с помощью магнитной фонограммы, записанной специальным образом. Для получения, например, низкого голоса фонограмму с записью обычной речи перезаписывают с пониженной скоростью, а на спектакле воспроизводят с обычной и, наоборот, для повышения тональности звучания фонограмму перезаписывают с повышенной скоростью, а воспроизводят с нормальной.

Подобным образом могут быть записаны различные музыкальные эффекты. Например, замедленная запись звучания отдельных музыкальных инструментов при последующем воспроизведении на нормальной скорости дает такую высоту звука, которая обычно этими инструментами никогда не достигается.

Необычный тембр и ритм солирующего инструмента на фоне оркестра с нормальным звучанием может создать интересный эффект при музыкальном сопровождении спектакля.

Подобным образом можно изменить тональность различных шумов и звуков, так, например, звук медленно пролетающего самолета можно превратить в звук молниеносно пронесшегося реактивного самолета или преобразовать звон тонкого колокольчика в басовый удар многопудового колокола. Своеобразный эффект можно получить, если изменять скорость движения ленты в магнитофоне в процессе записи. Например, гудок паровоза или электровоза, записанный на стоянке, можно преобразовать, изменяя скорость движения магнитофонной ленты, в гудок приближающегося (звук повышается) или удаляющегося (звук понижается).

Эффект унисонного звучания заключается в том, что при музыкальном сопровождении спектакля одновременно со звучанием оркестра или отдельного музыкального инструмента воспроизводится фонограмма этого же музыкального произведения в том же исполнении.

Как бы качественно ни была записана фонограмма, как бы искусно она ни вводилась в сценическое действие, все же налет некой механичности в ее звучании всегда ощущается. С другой стороны, малочисленный состав театрального оркестра, размещенный в оркестровой яме или за кулисами, не в состоянии создать то эмоциональное звучание музыкального произведения, которое присуще профессиональному симфоническому оркестру. Таким образом, «живой» оркестр вносит в исполнение эффект присутствия, непосредственности, подчеркивает нюансы звучания, частично пропадающие в записи, а фонограмма придает звучанию мощь, недоступную театральному оркестру. Кроме того, что не менее важно, исполнительские качества оркестра, записанного на фонограмму, могут быть существенно выше «сиюминутного» исполнения театрального оркестра. Ведь можно записать несколько вариантов данного произведения, выбрав наилучший. Таким образом, фонограмма может в какой-то степени «заретушировать» слабые стороны исполнительской техники театрального оркестра.

В зале темно, сцена слабо освещена свечами, тускло поблескивают зеркала на сцене, чуть светится оркестровая яма.

Но вот неожиданно над ней взметнулась фигура дирижера, он взмахнул палочкой, и полились звуки замечательного вальса. Звуки музыки ширятся, постепенно переливаясь из оркестровой ямы и заполняя собой весь зрительный зал и всю сцену. Дирижер в упоении руководит гигантским оркестром, предваряя трагедию Нины и Арбенина. Так начинается одна из сцен спектакля «Маскарад» в Театре имени Моссовета. И в последующих сценах спектакля музыка оркестра и фонограмма звучат одновременно, помогая создать необходимую для действия лермонтовской драмы атмосферу.

Эффект унисонного звучания может быть применен на сцене и при исполнении действующими лицами вокальных произведений или отдельных монологов. В спектакле «Братская ГЭС» (Московский драматический театр на М. Бронной) шесть молодых парней, обращаясь к зрительному залу, поют комсомольскую песню. Одновременно звучит фонограмма песни в исполнении этих действующих лиц, но с музыкальным сопровождением. Это придает «живому» пению эмоциональную силу, позволяет исполнителям точно интонировать и выдерживать нужный ритм.

Прием унисонного звучания используется нечасто, но он прочно вошел в арсенал выразительных средств звукотехнического оформления спектакля.

Эффект звуковой перспективы заключается в том, что одновременно на нескольких звуковых планах на сцене или в зрительном зале воспроизводят различные звуковые компоненты музыкального или шумового оформления.

В условиях драматического театра эффект звуковой перспективы дает возможность передать многоплановость действия, то есть одновременное его развитие на различных сценических планах, и при том создать пространственную иллюзию, помогая воображению зрителя «видеть» действие значительнее, полнее, объемнее, чем могут выразить условия сцены, даже при использовании всех ее декоративных, световых и предметных средств изображения.

Звуковая перспектива на сцене может быть создана как натуральными источниками звука (оркестр, хор, певец, шумовые приборы), так и с помощью магнитной фонограммы или сочетанием того и другого. При наличии громкоговорителей на сцене и в зрительном зале наиболее просто звучащую перспективу можно создать с помощью нескольких фонограмм. Надо только распределить звуковые компоненты каждой фонограммы по соответствующим громкоговорителям. Особенно ярко можно передать звуковую перспективу действия с помощью шумов. Интересным примером этому может служить одна из сцен спектакля «Они сражались за Родину».

Отступающий полк Красной Армии занял оборону, бойцы залегли и окопались. Тишина, только издалека глухо доносится гул артиллерийской канонады (отдаленный звуковой план — включены громкоговорители в трюме под сценой). Но вот возникает шум приближающихся немецких танков — на заднике проецируются кинокадры, показывающие движущиеся вдалеке танки, с той же стороны раздаются отдельные автоматные очереди наступающих следом за танками немцев. (Дальний звуковой план — шум воспроизводится с арьерсцены.) На позициях полка начинают рваться снаряды (ближний план — включены громкоговорители портала зрительного зала и оркестровой ямы). Шум танков приближается, кинокадры показывают их крупным планом. Бой разворачивается на подступах к позициям — бойцы отражают танки гранатами, рвутся снаряды, гремят автоматные и пулеметные очереди, включены все громкоговорители, установленные в сценической коробке. Атака отбита — шум боя затихает. Этот впечатляющий звуковой образ в сочетании с кинокадрами и игрой актеров воздействует на зрителя своей динамичностью, объемностью, своим жизненным реализмом. И зрители справедливо награждают эту сцену бурными аплодисментами.

Выразительность данной звуковой картины достигалась не только выбором места воспроизведения, но и изменением силы звука и характером каждого шумового компонента.

Кроме того, при создании подобного эффекта важно еще точно соблюдать моменты включения и выключения каждого компонента звуковой программы. Использование одновременно нескольких фонограмм связано с определенными технологическими трудностями управления магнитофонами. Поэтому наиболее удобным для получения этого эффекта является использование многоканальных магнитофонов и, в частности, стереофонических. Это позволяет на одной магнитофонной ленте, но на разных дорожках записать фрагменты звуковой программы, точно согласованные во времени.

Таким образом, звучащая перспектива может создавать вполне определенный художественный образ, эстетическое и эмоциональное воздействие которого зависит как от творческого, так и технического решения этого звукового эффекта.

В заключение надо сказать, что, обдумывая общее решение музыкального и шумового оформления, режиссер включает в свой постановочный план также и основные вопросы звуко-технического оформления. В последующем на репетициях в выгородке и в начальный период работы на сцене, когда выявится конкретная необходимость в том или ином приеме звукотехнического оформления, режиссер совместно с звукорежиссером составляет экспликацию такого оформления,

В экспликации звукотехнического оформления указывают все сценические эпизоды, в которых предполагается использовать звукотехнические средства. При использовании речевой, фонограммы в экспликации отмечают время звучания текста (ориентировочно), исполнителя, который должен наговорить текст, например, актер театра, профессиональный чтец, диктор и т.д. Там же намечают предполагаемое место звучания, записи и выразительные особенности текста, например с эффектом реверберации.

При использовании микрофонной техники в экспликации указывают ее назначение: для звукоусиления голоса актера, театрального оркестра, хора, шума, воспроизводимого с помощью шумового аппарата и пр. Кроме того, для каждого конкретного случая намечают количество и тип микрофонов, место их размещения и особенности подключения к системе звукоусиления (длина микрофонного кабеля, тип микрофонной стойки и пр.).

При включении в сценическое действие звуковых эффектов в экспликации фиксируют вид звукового эффекта, а также технологию и технику, необходимую для его получения.

В процессе работы над спектаклем в экспликацию могут вноситься соответствующие изменения и дополнения.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.