Виды дхьян: четыре дхьяны Форм и разновидности четвертой дхьяны Без форм — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Виды дхьян: четыре дхьяны Форм и разновидности четвертой дхьяны Без форм

2019-08-26 1105
Виды дхьян: четыре дхьяны Форм и разновидности четвертой дхьяны Без форм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возможно, вы слышали, что существует восемь дхьян. Однако технически их всего четыре, а у четвертой дхьяны есть четыре особые разновидности. Четыре обычные дхьяны называют дхьянами Форм, поскольку в них сохраняются определенные качества, связанные с материальным миром ощущений, такие как осознание тела и чувство своего положения в пространстве. Четыре особых варианта четвертой дхьяны называют дхьянами Без форм, так как в них исчезает всякая субъективная связь с материальным миром ощущений. В сутрах дано следующее описание четырех дхьян Форм:

Первая дхьяна

a. Ум медитирующего прекратил гонку за чувственными удовольствиями и свободен ото всех неблагих состояний ума (т.е. от пяти препятствий).

b. Часть опыта погружения составляют четыре фактора дхьяны: направленное внимание (vitakka), устойчивое внимание (vicara), медитативная радость (pīti), физическое удовольствие и/или счастье (sukha). Внимание полностью поглощено объектом медитации: это значит, что в каждый новый момент внимания вы вновь направляете его на объект медитации и удерживаете его в последующие моменты. В моменты внутреннего осознавания объектом выступает «достоверное, но тонкое восприятие»[10] ментального состояния радости, а также удовольствие и счастье.

c. Медитативная радость и удовольствие/счастье первой дхьяны называются «рожденными из прекращения».[11] Это значит, что медитирующий вошел в состояние потока благодаря тому, что поддерживал однонаправленное сосредоточение. Под «прекращением» имеется в виду устранение из поля внимания всех отвлечений.

Вторая дхьяна

a. Медитирующий уверен в себе, его ум объединен (ekagata).

b. Кроме единства ума, присутствует еще два фактора дхьяны: медитативная радость (pīti), физическое удовольствие и/или счастье (sukha). Благодаря объединению ума устранены потенциальные отвлечения, поэтому направленное и устойчивое внимание (vitakka и vicara) больше не являются частью погружения. Иначе говоря, возможно, моментов внимания не будет вовсе, в частности, в особенно глубоких состояниях второй дхьяны. Моменты внутреннего осознавания продолжатся, и их объектом будут выступать радость, физическое удовольствие и/или счастье.

c. Во второй дхьяне медитативная радость и удовольствие/счастье называются «рожденными из сосредоточения», [12] а не из устранения отвлечений, как в первой дхьяне. Другими словами, радость и удовольствие/счастье возникают из объединения ума на глубинном бессознательном уровне, а не из того, что вы удерживаете однонаправленное сосредоточение.

Третья дхьяна

a. У медитирующего присутствует осознанность (sati) с ясным пониманием (sampajañña). Другими словами, сознанием управляет мощное метакогнитивное внутреннее осознавание.

b. Присутствуют два фактора дхьяны: физическое удовольствие и/или счастье (sukha) и равностность (upekkhā). Хотя в этом погружении ум по-прежнему пребывает в медитативной радости, внутреннее ощущение радости больше не является сознательным переживанием. Теперь осознается не радость, а все возрастающая равностность.

c. О медитирующем в третьей дхьяне в сутрах говорится: «тот, у кого есть равностность и осознанность, пребывает в приятной дхьяне».[13]

Четвертая дхьяна

a. Медитирующий находится в чистейшей форме осознанности (s ati - sampajañña) благодаря его глубокой равностности (upekkhā).

b. Единственный присутствующий фактор дхьяны — равностность. В поле внутреннего осознавания больше не возникает ощущений удовольствия и счастья.

c. Ум практика в четвертой дхьяне называется в сутрах «сосредоточенным, очищенным, ясным, незагрязненным, доведенным до совершенства, гибким, податливым, послушным, устойчивым, достигшим невозмутимости».[14] Сознательный опыт полностью занимает метакогнитивное внутреннее осознавание. Через него познается вся информация, поступающая в сознание из любой другой части ума. Таким образом, четвертая дхьяна подобна окну, через которое можно ясно увидеть глубинные бессознательные механизмы работы ума. Объектом медитации становится сам ум.

После первых четырех дхьян

Когда вы освоите четвертую дхьяну, вам станут доступны еще три практики. Здесь приведено лишь краткое их описание: подробное объяснение данной темы не входит в цели нашего Приложения.

Первая практика связана с развитием так называемых «высших мирских осознаний». К ним относятся:

1. «Высшие силы»,[15] с помощью которых, согласно текстам, йогин может творить чудеса, например, ходить по воде или проходить сквозь стены.

2. Божественный слух,[16] с помощью которого йогин через уши других живых существ слышит речь и прочие звуки из отдаленных мест.

3. Божественное зрение,[17] с помощью которого йогин через глаза других живых существ видит отдаленные места и знает, что там происходит сейчас и что произойдет в будущем.

4. Чтение чужих мыслей[18] — разновидность телепатии.

5. Память о прошлых жизнях.[19]

Во второй практике используется метакогнитивное внутреннее осознавание, чтобы исследовать природу ума и объектов, проецируемых в сознание бессознательными частями ума.[20] С помощью данной практики устраняются ментальные загрязнения, что ведет к высшим постижениям в виде надмирского Постижения и Пробуждения, которое заключается в осознании истинной природы реальности. Пять мирских осознаний, развиваемые в ходе первой практики, и второе надмирское осознание вместе составляют Шесть высших осознаний.[21]

В третьей практике медитирующий входит в четыре разновидности четвертой дхьяны Без форм.

Дхьяны Без форм

По мере прохождения первых четырех дхьян у практика прекращаются внимание, радость и удовольствие/счастье, уступая место равностности. Во всех четырех дхьянах Без форм, являющихся разновидностями четвертой дхьяны, присутствуют одни и те же ментальные фактора: равностность и единство ума. Это дхьяны Без форм, поскольку в них полностью отсутствует субъективная связь с материальным пространственно-временным континуумом. Каждая дхьяна без форм — это полное погружение в конкретный вид восприятия, выступающий в роли основы. Все, что мы воспринимаем, — это умопостроения, образы, которые помогают интерпретировать информацию, поступающую от шести чувств (шестым является ментальное сознание). Сознательное восприятие[22] происходит, когда какая-либо из этих ментальных конструкций становится объектом познания. Когда практик переходит из одной дхьяны Без форм в другую, меняются ментальные конструкции, которые он осознает в каждый момент времени.

Первая дхьяна Без форм известна как дхьяна Бесконечного пространства. Чтобы достигнуть ее, практик берет свое восприятие собственного положения в пространстве и расширяет его до тех пор, пока у него не появляется осознание «бесконечного» пространства.

Вторая дхьяна Без форм — дхьяна Бесконечного сознания — естественным образом следует за осознанием бесконечного пространства, то есть первое осознание создает восприятие бесконечного сознания. Некоторые полагают, что в этой дхьяне сознание в буквальном смысле познает самое себя, но это неверно. В дхьянах Без форм практик осознает именно конкретные умопостроения, возникающие в сознании. В данном случае он просто осознает ментальную конструкцию, представляющую «бесконечное сознание».

Третья дхьяна Без форм — Ничто — следует непосредственно за созерцанием бесконечного пространства и бесконечного сознания. Как и в предыдущей дхьяне, «ничто» — это просто умопостроение, в данном случае связанное с отсутствием чувственного восприятия. Поскольку основой здесь служит отсутствие, данная ментальная конструкция уникальна среди всех прочих, которые обязательно связаны с различными видами присутствия. Процесс осознания и полного погружения в восприятие «ничего» на первый взгляд похож на устранение ментальных конструкций, на «сознание без объекта», о котором идет речь в Шестом дополнении, однако это сходство лишь поверхностно.

Последняя дхьяна Без форм называется основой Ни восприятия, ни невосприятия. Восприятие отсутствия просто отбрасывается, однако ум не входит в состояние «невосприятия».[23] Словом «невосприятие» называют глубокий сон и бессознательное состояние. Выходя за пределы третьей дхьяны, но не входя в состояние невосприятия, практик достигает четвертой дхьяны Без форм.[24] О том, что переживает медитирующий в этом состоянии, сказать почти нечего, кроме того, что он находится в сознании. Четвертая дхьяна Без форм не имеет практической ценности за исключением того, что она является наитончайшим из возможных состояний сознания.

Более подробное рассмотрение практик, лежащих за пределами четвертой дхьяны, не входит в цели данного Приложения.

Практика дхьян

Вход в дхьяны осуществляется из так называемого сосредоточения доступа. Чтобы достигнуть дхьяны, вам необходимо сосредоточиться достаточно сильно, чтобы поддерживать однонаправленное сосредоточение достаточно долго и выполнить погружение. Кроме того, чтобы устранить пять препятствий, в уме должно быть достаточно единства. Наконец, в уме должны присутствовать факторы дхьяны: радость и удовольствие/счастье. Выполнив эти основные условия и войдя в стабильное состояние потока, описанное в главе о шестом этапе практики, вы достигаете дхьяны. Насколько глубоко ваше погружение, зависит от того, насколько един был ваш ум в сосредоточении доступа. Чем больше в уме было единства, тем глубже дхьяна.

Существуют разные техники входа в дхьяну, помогающие выполнить погружения разной глубины. Далее мы рассмотрим три разные практики дхьян, чтобы прояснить сущность дхьяны и продемонстрировать отличия между погружениями разной глубины. Приведенный здесь список практик дхьяны ни в коем случае не является полным.

В каждую из этих разновидностей дхьян можно войти с определенного этапа практики,[25] и название каждой из них связано с тем, какое объект медитации используется для входа в первую дхьяну. С шестого этапа вступают в «дхьяны всего тела», используя как объект ощущения, связанные с дыханием и воспринимаемые во всем теле целиком. С седьмого этапа вступают в «дхьяны удовольствия», сосредотачиваясь на приятных ощущениях. С восьмого и следующих этапов вступают в «дхьяны света», используя в качестве объекта свет, порождаемый внутренне. Во все четыре дхьяны Форм и в разновидности четвертой дхьяны Без форм можно войти, используя любую из трех техник.

Три разновидности дхьян можно классифицировать по их глубине: «дхьяны всего тела» — самые неглубокие, «дхьяны удовольствия» — средней глубины, «дхьяны света» — самые глубокие. В первых двух разновидностях присутствуют одни и те же факторы дхьяны, включая единство ума (cittas’ekagata), но они развиты в меньшей степени по сравнению с самыми глубокими дхьянами. Неглубокие дхьяны и дхьяны средней глубины можно рассматривать как облегченный, более простой в применении вариант сложной практики: это тоже верно. Первые два вида дхьян проще и доступнее, чем третий вид: вы можете войти в дхьяну на более ранних этапах практики, если пропустите стадию устранения чувственного восприятия. Кроме того, важно понимать, что «дхьяны света» являются глубокими, а свет, о котором идет речь, является «внутренним» светом и объектом медитации для входа в первую дхьяну.

Практика «дхьян всего тела»

Вы сможете войти в дхьяну и пребывать в ней, самое раннее, на шестом этапе практики. Тогда у вас будет развито достаточно непрерывное внутреннее осознавание, которое не даст вам отвлечься и защитит ум от притупленности. «Дхьяны всего тела» — это очень неглубокие дхьяны, в которые можно вступить из состояния, соответствующего шестому этапу практики. Даже если вы еще не достигли шестого этапа в своей ежедневной практике, возможно, у вас получится войти в дхьяну после нескольких дней интенсивного ретрита.

В «дхьяны всего тела» можно войти, используя в качестве объекта ощущения, связанные с дыханием и воспринимаемые во всем теле целиком. В отличие от более глубоких дхьян, здесь внимание сохраняется вплоть до четвертой дхьяны: таким образом, эти дхьяны являются исключением из правил, приведенных в последнем разделе. Дело в том, что в уме еще недостаточно единства и устойчивости, чтобы полностью устранить определенный объект сосредоточения.

Таблица 7. Сравнение дхьян

«Дхьяны всего тела» (самые неглубокие) «Дхьяны удовольствия» (глубокие) «Дхьяны света» (самые глубокие) Доступ: с шестого этапа. Объект медитации для входа в дхьяну: ощущения, связанные с дыханием и воспринимаемые во всем теле целиком. Доступ: с седьмого этапа. Объект медитации для входа в дхьяну: физическое удовольствие. Доступ: с восьмого и следующих этапов. Объект медитации для входа в дхьяну: внутренне порождаемый свет (nimitta). Первая «дхьяна всего тела» Первая «дхьяна удовольствия» Первая «дхьяна света» Внимание: ярко выражено устойчивое и направленное сосредоточение на ощущениях дыхания, возникающих во всем теле. Осознавание: медитативная радость, физическое удовольствие и/или счастье присутствуют на заднем плане, но не очень интенсивны. · В периферийном осознавании основное место занимают физические ощущения энергии, связанной с медитативной радостью. · В периферийном осознавании присутствует некоторое количество мыслей. Внимание: устойчивое и направленное сосредоточение на приятных физических ощущениях. Могут также присутствовать ощущения энергии, связанной с радостью. Осознавание: медитативная радость и счастье более интенсивны. · В периферийном осознавании есть физические ощущения энергии, связанной с медитативной радостью. · В периферийном осознавании могут иногда появляться мысли. Внимание: устойчивое и направленное сосредоточение на внутреннем свете. Осознавание: очень интенсивные медитативная радость, физическое удовольствие и/или счастье. · В периферийном осознавании есть физические ощущения энергии, связанной с медитативной радостью, но они не отвлекают и не неприятны. · Мысли совершенно отсутствуют. Сама эта дхьяна неустойчива, поэтому мысль или намерение могут промелькнуть, когда на какой-то момент вы выйдете из погружения. Вторая «дхьяна всего тела» Вторая «дхьяна удовольствия» Вторая «дхьяна света» Внимание: присутствуют устойчивое и направленное сосредоточение на ощущениях дыхания во всем теле, но это сосредоточение больше не является основным. Осознавание: медитативная радость, физическое удовольствие и/или счастье занимают основное место в сознании. · Физические ощущения энергии, связанной с медитативной радостью, все еще присутствуют в периферийном осознавании. · Мысли постепенно пропадают.   Внимание: быстро исчезают последние следы устойчивого и направленного сосредоточения на ощущениях энергии радости. Осознавание: в периферийном осознавании присутствуют удовольствие и счастье. · Ощущения энергии радости все еще присутствуют в периферийном осознавании. · Мысли исчезают.   Внимание: устойчивое и направленное сосредоточение полностью прекратились. Осознавание: внутренний свет, радость, удовольствие и счастье. · Некоторые ощущения энергии радости все еще присутствуют в периферийном осознавании. · Мысли совершенно отсутствуют, дхьяна устойчива.   Третья «дхьяна всего тела» Третья «дхьяна удовольствия» Третья «дхьяна света» Внимание: на заднем плане продолжается устойчивое и направленное сосредоточение на ощущениях дыхания во всем теле. Осознавание: прекратилось осознавание радости, основное место в сознании занимает осознавание удовольствия/счастья, начинает появляться равностность. · Ощущения энергии радости полностью исчезают из периферийного осознавания. · Мысли почти полностью отсутствуют.   Внимание: устойчивое и направленное сосредоточение полностью прекратились. Осознавание: прекратилось осознавание радости, основное место в сознании занимает осознавание удовольствия/счастья, начинает появляться равностность. · Ощущения энергии радости могут полностью исчезнуть из периферийного осознавания или, если они были достаточно интенсивны, их слабые следы могут еще оставаться. · Мысли полностью отсутствуют.   Внимание: устойчивое и направленное сосредоточение полностью прекратились. Осознавание: прекратилось осознавание радости, основное место в сознании занимает осознавание удовольствия/счастья, начинает появляться равностность. · Ощущения энергии радости полностью исчезают из периферийного осознавания. · Мысли полностью отсутствуют.   Четвертая «дхьяна всего тела» Четвертая «дхьяна удовольствия» Четвертая «дхьяна света» Внимание: устойчивое и направленное сосредоточение на ощущениях дыхания во всем теле может слабо продолжаться на заднем плане или полностью прекратиться. Осознавание: место удовольствия занимает невозмутимость. · Ощущения энергии радости исчезли из периферийного осознавания. · Мысли полностью отсутствуют. Внимание: устойчивое и направленное сосредоточение полностью прекратились. Осознавание: место удовольствия занимает невозмутимость. · Последние следы ощущения энергии радости исчезают из периферийного осознавания. · Мысли полностью отсутствуют. Внимание: устойчивое и направленное сосредоточение полностью прекратились. Осознавание: место удовольствия занимает невозмутимость. · Ощущения энергии радости исчезли из периферийного осознавания. · Мысли полностью отсутствуют.

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.