Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-08-26 | 1105 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Возможно, вы слышали, что существует восемь дхьян. Однако технически их всего четыре, а у четвертой дхьяны есть четыре особые разновидности. Четыре обычные дхьяны называют дхьянами Форм, поскольку в них сохраняются определенные качества, связанные с материальным миром ощущений, такие как осознание тела и чувство своего положения в пространстве. Четыре особых варианта четвертой дхьяны называют дхьянами Без форм, так как в них исчезает всякая субъективная связь с материальным миром ощущений. В сутрах дано следующее описание четырех дхьян Форм:
Первая дхьяна
a. Ум медитирующего прекратил гонку за чувственными удовольствиями и свободен ото всех неблагих состояний ума (т.е. от пяти препятствий).
b. Часть опыта погружения составляют четыре фактора дхьяны: направленное внимание (vitakka), устойчивое внимание (vicara), медитативная радость (pīti), физическое удовольствие и/или счастье (sukha). Внимание полностью поглощено объектом медитации: это значит, что в каждый новый момент внимания вы вновь направляете его на объект медитации и удерживаете его в последующие моменты. В моменты внутреннего осознавания объектом выступает «достоверное, но тонкое восприятие»[10] ментального состояния радости, а также удовольствие и счастье.
c. Медитативная радость и удовольствие/счастье первой дхьяны называются «рожденными из прекращения».[11] Это значит, что медитирующий вошел в состояние потока благодаря тому, что поддерживал однонаправленное сосредоточение. Под «прекращением» имеется в виду устранение из поля внимания всех отвлечений.
Вторая дхьяна
a. Медитирующий уверен в себе, его ум объединен (ekagata).
b. Кроме единства ума, присутствует еще два фактора дхьяны: медитативная радость (pīti), физическое удовольствие и/или счастье (sukha). Благодаря объединению ума устранены потенциальные отвлечения, поэтому направленное и устойчивое внимание (vitakka и vicara) больше не являются частью погружения. Иначе говоря, возможно, моментов внимания не будет вовсе, в частности, в особенно глубоких состояниях второй дхьяны. Моменты внутреннего осознавания продолжатся, и их объектом будут выступать радость, физическое удовольствие и/или счастье.
|
c. Во второй дхьяне медитативная радость и удовольствие/счастье называются «рожденными из сосредоточения», [12] а не из устранения отвлечений, как в первой дхьяне. Другими словами, радость и удовольствие/счастье возникают из объединения ума на глубинном бессознательном уровне, а не из того, что вы удерживаете однонаправленное сосредоточение.
Третья дхьяна
a. У медитирующего присутствует осознанность (sati) с ясным пониманием (sampajañña). Другими словами, сознанием управляет мощное метакогнитивное внутреннее осознавание.
b. Присутствуют два фактора дхьяны: физическое удовольствие и/или счастье (sukha) и равностность (upekkhā). Хотя в этом погружении ум по-прежнему пребывает в медитативной радости, внутреннее ощущение радости больше не является сознательным переживанием. Теперь осознается не радость, а все возрастающая равностность.
c. О медитирующем в третьей дхьяне в сутрах говорится: «тот, у кого есть равностность и осознанность, пребывает в приятной дхьяне».[13]
Четвертая дхьяна
a. Медитирующий находится в чистейшей форме осознанности (s ati - sampajañña) благодаря его глубокой равностности (upekkhā).
b. Единственный присутствующий фактор дхьяны — равностность. В поле внутреннего осознавания больше не возникает ощущений удовольствия и счастья.
c. Ум практика в четвертой дхьяне называется в сутрах «сосредоточенным, очищенным, ясным, незагрязненным, доведенным до совершенства, гибким, податливым, послушным, устойчивым, достигшим невозмутимости».[14] Сознательный опыт полностью занимает метакогнитивное внутреннее осознавание. Через него познается вся информация, поступающая в сознание из любой другой части ума. Таким образом, четвертая дхьяна подобна окну, через которое можно ясно увидеть глубинные бессознательные механизмы работы ума. Объектом медитации становится сам ум.
|
После первых четырех дхьян
Когда вы освоите четвертую дхьяну, вам станут доступны еще три практики. Здесь приведено лишь краткое их описание: подробное объяснение данной темы не входит в цели нашего Приложения.
Первая практика связана с развитием так называемых «высших мирских осознаний». К ним относятся:
1. «Высшие силы»,[15] с помощью которых, согласно текстам, йогин может творить чудеса, например, ходить по воде или проходить сквозь стены.
2. Божественный слух,[16] с помощью которого йогин через уши других живых существ слышит речь и прочие звуки из отдаленных мест.
3. Божественное зрение,[17] с помощью которого йогин через глаза других живых существ видит отдаленные места и знает, что там происходит сейчас и что произойдет в будущем.
4. Чтение чужих мыслей[18] — разновидность телепатии.
5. Память о прошлых жизнях.[19]
Во второй практике используется метакогнитивное внутреннее осознавание, чтобы исследовать природу ума и объектов, проецируемых в сознание бессознательными частями ума.[20] С помощью данной практики устраняются ментальные загрязнения, что ведет к высшим постижениям в виде надмирского Постижения и Пробуждения, которое заключается в осознании истинной природы реальности. Пять мирских осознаний, развиваемые в ходе первой практики, и второе надмирское осознание вместе составляют Шесть высших осознаний.[21]
В третьей практике медитирующий входит в четыре разновидности четвертой дхьяны Без форм.
Дхьяны Без форм
По мере прохождения первых четырех дхьян у практика прекращаются внимание, радость и удовольствие/счастье, уступая место равностности. Во всех четырех дхьянах Без форм, являющихся разновидностями четвертой дхьяны, присутствуют одни и те же ментальные фактора: равностность и единство ума. Это дхьяны Без форм, поскольку в них полностью отсутствует субъективная связь с материальным пространственно-временным континуумом. Каждая дхьяна без форм — это полное погружение в конкретный вид восприятия, выступающий в роли основы. Все, что мы воспринимаем, — это умопостроения, образы, которые помогают интерпретировать информацию, поступающую от шести чувств (шестым является ментальное сознание). Сознательное восприятие[22] происходит, когда какая-либо из этих ментальных конструкций становится объектом познания. Когда практик переходит из одной дхьяны Без форм в другую, меняются ментальные конструкции, которые он осознает в каждый момент времени.
|
Первая дхьяна Без форм известна как дхьяна Бесконечного пространства. Чтобы достигнуть ее, практик берет свое восприятие собственного положения в пространстве и расширяет его до тех пор, пока у него не появляется осознание «бесконечного» пространства.
Вторая дхьяна Без форм — дхьяна Бесконечного сознания — естественным образом следует за осознанием бесконечного пространства, то есть первое осознание создает восприятие бесконечного сознания. Некоторые полагают, что в этой дхьяне сознание в буквальном смысле познает самое себя, но это неверно. В дхьянах Без форм практик осознает именно конкретные умопостроения, возникающие в сознании. В данном случае он просто осознает ментальную конструкцию, представляющую «бесконечное сознание».
Третья дхьяна Без форм — Ничто — следует непосредственно за созерцанием бесконечного пространства и бесконечного сознания. Как и в предыдущей дхьяне, «ничто» — это просто умопостроение, в данном случае связанное с отсутствием чувственного восприятия. Поскольку основой здесь служит отсутствие, данная ментальная конструкция уникальна среди всех прочих, которые обязательно связаны с различными видами присутствия. Процесс осознания и полного погружения в восприятие «ничего» на первый взгляд похож на устранение ментальных конструкций, на «сознание без объекта», о котором идет речь в Шестом дополнении, однако это сходство лишь поверхностно.
Последняя дхьяна Без форм называется основой Ни восприятия, ни невосприятия. Восприятие отсутствия просто отбрасывается, однако ум не входит в состояние «невосприятия».[23] Словом «невосприятие» называют глубокий сон и бессознательное состояние. Выходя за пределы третьей дхьяны, но не входя в состояние невосприятия, практик достигает четвертой дхьяны Без форм.[24] О том, что переживает медитирующий в этом состоянии, сказать почти нечего, кроме того, что он находится в сознании. Четвертая дхьяна Без форм не имеет практической ценности за исключением того, что она является наитончайшим из возможных состояний сознания.
|
Более подробное рассмотрение практик, лежащих за пределами четвертой дхьяны, не входит в цели данного Приложения.
Практика дхьян
Вход в дхьяны осуществляется из так называемого сосредоточения доступа. Чтобы достигнуть дхьяны, вам необходимо сосредоточиться достаточно сильно, чтобы поддерживать однонаправленное сосредоточение достаточно долго и выполнить погружение. Кроме того, чтобы устранить пять препятствий, в уме должно быть достаточно единства. Наконец, в уме должны присутствовать факторы дхьяны: радость и удовольствие/счастье. Выполнив эти основные условия и войдя в стабильное состояние потока, описанное в главе о шестом этапе практики, вы достигаете дхьяны. Насколько глубоко ваше погружение, зависит от того, насколько един был ваш ум в сосредоточении доступа. Чем больше в уме было единства, тем глубже дхьяна.
Существуют разные техники входа в дхьяну, помогающие выполнить погружения разной глубины. Далее мы рассмотрим три разные практики дхьян, чтобы прояснить сущность дхьяны и продемонстрировать отличия между погружениями разной глубины. Приведенный здесь список практик дхьяны ни в коем случае не является полным.
В каждую из этих разновидностей дхьян можно войти с определенного этапа практики,[25] и название каждой из них связано с тем, какое объект медитации используется для входа в первую дхьяну. С шестого этапа вступают в «дхьяны всего тела», используя как объект ощущения, связанные с дыханием и воспринимаемые во всем теле целиком. С седьмого этапа вступают в «дхьяны удовольствия», сосредотачиваясь на приятных ощущениях. С восьмого и следующих этапов вступают в «дхьяны света», используя в качестве объекта свет, порождаемый внутренне. Во все четыре дхьяны Форм и в разновидности четвертой дхьяны Без форм можно войти, используя любую из трех техник.
Три разновидности дхьян можно классифицировать по их глубине: «дхьяны всего тела» — самые неглубокие, «дхьяны удовольствия» — средней глубины, «дхьяны света» — самые глубокие. В первых двух разновидностях присутствуют одни и те же факторы дхьяны, включая единство ума (cittas’ekagata), но они развиты в меньшей степени по сравнению с самыми глубокими дхьянами. Неглубокие дхьяны и дхьяны средней глубины можно рассматривать как облегченный, более простой в применении вариант сложной практики: это тоже верно. Первые два вида дхьян проще и доступнее, чем третий вид: вы можете войти в дхьяну на более ранних этапах практики, если пропустите стадию устранения чувственного восприятия. Кроме того, важно понимать, что «дхьяны света» являются глубокими, а свет, о котором идет речь, является «внутренним» светом и объектом медитации для входа в первую дхьяну.
|
Практика «дхьян всего тела»
Вы сможете войти в дхьяну и пребывать в ней, самое раннее, на шестом этапе практики. Тогда у вас будет развито достаточно непрерывное внутреннее осознавание, которое не даст вам отвлечься и защитит ум от притупленности. «Дхьяны всего тела» — это очень неглубокие дхьяны, в которые можно вступить из состояния, соответствующего шестому этапу практики. Даже если вы еще не достигли шестого этапа в своей ежедневной практике, возможно, у вас получится войти в дхьяну после нескольких дней интенсивного ретрита.
В «дхьяны всего тела» можно войти, используя в качестве объекта ощущения, связанные с дыханием и воспринимаемые во всем теле целиком. В отличие от более глубоких дхьян, здесь внимание сохраняется вплоть до четвертой дхьяны: таким образом, эти дхьяны являются исключением из правил, приведенных в последнем разделе. Дело в том, что в уме еще недостаточно единства и устойчивости, чтобы полностью устранить определенный объект сосредоточения.
Таблица 7. Сравнение дхьян
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!