Четвертый и пятый этапы: повышение сознательной силы — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Четвертый и пятый этапы: повышение сознательной силы

2019-08-26 234
Четвертый и пятый этапы: повышение сознательной силы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На четвертом и пятом этапах все очень похоже на предыдущие два этапа. Старайтесь контролировать течение своего внимания. Оно будет в основном сосредоточено на ощущениях в ступнях. Позвольте возникающим мыслям оставаться на заднем плане, но не допускайте, чтобы они отвлекали вас от ощущений в ногах. Проявите особую бдительность в отношении вербального мышления. Пусть мысли приходят, пребывают и уходят, пока вы шагаете. Периферийное осознавание остальных телесных ощущений, звуков и зрительных образов должно оставаться довольно сильным.

Когда у вас возникает новое или интересное ощущение, если хотите, вы все еще можете специально направить на него внимание и исследовать его. Но не прекращайте ходьбу. Теперь, сосредотачиваясь на каких-либо других ощущениях, продолжайте идти и сохраняйте ощущения ходьбы в периферийном осознавании. При этом по-прежнему можно в любое время целенаправленно останавливаться и делать проверку. Иначе говоря, не останавливайтесь, когда отвлечения требуют внимания, но, когда внимание устойчиво, вы можете в любой момент остановиться и свободно исследовать все вокруг. Набравшись опыта в этой практике, вы откроете для себя много нового о том, как работает ум, что подкрепит вашу заинтересованность в исследованиях и принесет удовольствие.

Исследование и наблюдение

Исследование и наблюдение — новое упражнение, которое можно выполнять во время проверки. Оно позволяет усовершенствовать практику проверки и исследовать некоторые отличия между вниманием и осознаванием.

Для начала остановитесь и направьте внимание на поле зрительного восприятия. Переключитесь с близких объектов на те, что находятся дальше от вас. Постарайтесь не очень сильно двигать глазами, чтобы поле зрения не изменилось, — просто смените фокус. Обратите внимание, что некоторые объекты вы воспринимаете более ясно, а другие менее ясно, как бы в тумане, и это зависит от того, на чем вы сфокусировали взгляд. Переведите взгляд и обратите внимание, что объекты в центре поля зрения всегда видны более четко, чем объекты на периферии. Затем сосредоточьтесь на чем-то одном и обратите внимание, что, чем сильнее вы сосредоточены на этом объекте, тем менее ясно вы видите остальные объекты. Сравните также то, как вы видите дерево, ветвь и лист, палец и руку. Относитесь ко всем этим действиям непредвзято. Почувствуйте себя исследователем, который впервые видит этот мир.

Когда вы изучаете поле зрения, многое в нем обусловлено природой зрения и уникальным строением глаза: глаз представляет собой подвижный орган с хрусталиком — настраиваемой линзой. Иначе устроен орган слуха. Ухо не так сложно, как глаз. И хотя эти органы отличаются по своим качествам, внимание и осознавание используют в своей работе их обоих.

Повторите это упражнение со слухом. Это позволит вам понять, какие особенности восприятия связаны с разным строением органов, глаза или уха, а какие — с разницей между качествами внимания и периферийного осознавания. Заметьте, что, когда вы сосредотачиваетесь на каком-либо звуке, остальные звуки становятся менее отчетливы. Изучите, как меняется восприятие ближних звуков, когда вы прислушиваетесь к отдаленным звукам, и наоборот. Сосредоточьтесь на очень слабом звуке, затем на более громком. Также вероятно, что у вас будет звенеть, гудеть или жужжать в ушах: исследуйте, как меняется восприятие внешних звуков, когда вы слушаете внутренние звуки, и наоборот.

Затем прислушайтесь к различным звукам в своем окружении и постарайтесь установить разницу между тем, что значит слышать звук и распознавать его. Обратите внимание, что вы совершаете эти два действия почти одновременно. Ум незаметно анализирует источник и направление звука, а также ваши представления о том, что находится вокруг, и все это помогает вам идентифицировать звук через логические умозаключения и выводы. Однако есть звуки, или скорее шумы, распознать и назвать которые получается не так быстро. Потренируйтесь отделять слышание звука от его распознавания. Начните с шумов, затем переключитесь на более легко узнаваемые звуки. Установите взаимосвязь между непосредственным восприятием звука, который возникает при раздражении органа слуха, и наименованиями, концепциями, умозаключениями, которые затем создает ум.

Повторите это упражнение с телесными ощущениями. Это будет похоже на метод проверки тела, с которым вы познакомилась на пятом этапе сидячей медитации. Можно перемещать фокус внимания, сосредотачиваться на разных видах воспринимаемых объектов, таких как температура, давление, прикосновение, движение и вибрация, различать их и расширять поле восприятия. Вы также можете исследовать внутреннее ощущение собственного тела как имеющего пространственную протяженность, а также ощущения, связанные с формой, позой и местоположением разных частей тела.

Все эти наблюдения за разными ощущениями и их исследование делают очевидной разницу между вниманием и периферийным осознаванием, о которых шла речь в начале книги. Исследуя эту разницу, возможно, вы заинтересуетесь тем, что именно меняется, когда вы переключаете внимание с одного объекта на другой. Чтобы найти ответ на этот вопрос, займитесь медитацией на ходьбу «шаг за шагом», но в этот раз идите чуть быстрее, более автоматически. Заметьте, как изменилось ваше восприятие ощущений и как внимание само переключается с одного ощущения на другое, когда они приходят и уходят. Сравните это с тем, как во время ходьбы двигаются глаза, но не думайте о том, что именно меняется, не пытайтесь прийти к пониманию через концептуальные размышления. Вместо этого пусть у вас появится интуитивное понимание, основанное на непосредственном наблюдении и опыте. Это последнее упражнение поможет вам дополнительно усилить внутреннее осознавание и научиться управлять своим вниманием, а также разовьет в вас привычку исследовать, не анализируя.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.