Основные подходы формирования алкогольной зависимости — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Основные подходы формирования алкогольной зависимости

2019-08-26 176
Основные подходы формирования алкогольной зависимости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение........................................................................................................... 3

1. Теоретический раздел................................................................................ 4

1.1 Основные подходы формирования алкогольной зависимости……….….4-7

1.2 Общая характеристика алкогольной зависимости………………….…...7-16

1.3 Влияние алкоголя на организм………………………………………….16-18

2. Диагностический раздел......................................................................... 19

2.1 Выявление группы риска………………………………………………...19-22

3. Психокоррекционный раздел................................................................ 23

3.1 Предупреждение развития алкогольной зависимости............................23-29

3.2 Способы работы с лицами, склонными к алкогольной зависимости....30-39

Заключение.................................................................................................... 40

Список литературы....................................................................................... 41

Приложение 1……………………………………………..………………….42-57

 

Введение

Алкоголизм является распространенным и социально значимым заболеванием. В большинстве экономически развитых стран наблюдается постоянное увеличение потребления спиртных напитков. Распространенность алкоголизма в этих странах составляет от 1 до 10% всего взрослого населения (данные Всемирной организации здоровья). Следует отметить позднюю выявляемость алкоголизма; предполагается, что около 30 % больных, нуждающихся в лечении, не состоят на учете. В настоящее время смертность от алкоголизма и непосредственно связанных с ним заболеваний, стоят на третьем месте, уступая только смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и новообразований. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, на 30-35 % больше, а продолжительность жизни больных алкоголизмом на 15-20 лет меньше, чем среди непьющих. Огромен также экономический ущерб, связанный со злоупотреблением алкоголя.

Чрезмерная любовь к спиртным напиткам – бич современности. Регулярно пьющий человек не способен контролировать свои действия, работать, не может уживаться в обществе нормальных людей. Алкогольная зависимость может развиться незаметно.

 

1. Теоретический раздел

 

Диагностический раздел

Выявление группы риска

Диагностика алкоголизма как заболевания основывается в первую очередь на выявлении патологической зависимости от алкоголя и измененной реактивности организма на.последний. Существенное значение имеет также выявление характерных для алкоголизма психических, соматических и неврологических изменений, а также наличие неблагоприятных для больного социальных последствий злоупотребления спиртными напитками.

Долгое время было принято считать, что все без исключения больные алкоголизмом нравственно несовершенны, безвольны, страдают «дефектом воли».

В отдельных работах, посвященных личностным особенностям людей, склонных к заболеванию алкоголизмом чаще всего отмечались:

· пассивно-зависимые черты характера;

· созерцательность, неприспособленность;

· неуверенность в себе;

· чувство неполноценности;

· негативный опыт детства;

· импульсивность;

· низкая самооценка.

Ц.П.Короленко с соавторами выделяет следующие личностные особенности, способствующие развитию алкогольной зависимости:

§ Сниженная переносимость затруднений (неспособность к длительному напряжению, субъективность оценки возникающих проблем, житейских трудностей, конфликтов, неспособность к длительному и спокойному ожиданию, «бегство от реальности»)

§ Комплекс неполноценности, который часто прикрыт напускной бравадой и внешне выражаемой решительностью.

§ Незрелость личности в целом (эгоцентризм, инфантильность, потребность в похвале, опеке, поддержке, эмоциональная неустойчивость).

§ Относительная интеллектуальная недостаточность (касается уровня развития интеллектуальных запросов и чувств).

Таким образом, можно представить некий обобщенный психологический портрет человека, склонного к алкогольной зависимости. Присущие ему черты:

§ Безответственность. Стремление не отвечать за свои поступки и бегство от проблем — путь к затяжному пьянству;

§ Неспособность противостоять трудностям. В жизни любого человека существуют трудности, которые приходится преодолевать. Люди, склонные к зависимостям, не могут и не хотят терпеть боль, неудачи, переживать тяжелые моменты. Проще напиться и уйти от трудностей;

§ Низкая самооценка, неумение выражать свои чувства;

§ Эмоциональная неустойчивость. [10, C. 290-293]

На основе данного анализа можно выбрать методики, которые можно использовать для диагностики склонности к алкогольной зависимости.

  1. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. Состоит из 44 утверждений, на каждое из которых испытуемый должен выбрать один из 6 предлагаемых вариантов ответов. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь.
  2. Опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности». Методика состоит из 40 утверждений и предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
  3. Диагностика уверенности в себе. Состоит и 7 уверждений.
  4. Пятифакторный опросник личности 5PFQ. Представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, высказываний, характеризующих поведение человека. С помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).
  5. Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Отражает общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности. Тест "Индекс удовлетворенности жизнью" может быть использован для дифференцированной оценки особенностей стиля жизни, потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентаций человека с целью определения, какие из них положительно сказываются на его общем психологическом состоянии, а какие - отрицательно.
  6. Тест уверенности в себе Райдаса. Методика предназначена для диагностики степени уверенности в себе (ассертивности). Тест состоит из 30 вопросов.
  7. Тест на алкоголизм Университета штата Мичиган (MAST). Диагностика вероятности наличия алкоголизма
  8. Скрининг-тест на диагностику алкогольной и/или наркотической зависимости CAGE-AID

 

Психокоррекционный раздел

План программы

День 1

Тема: «Я в своих глазах и в глазах других».

Цель – знакомство с группой и с самим собой.

Задачи:

1. Знакомство с группой.

2. Ввести правила группы.

3. Обеспечить средствами самопознания.

4. Укрепить чувство собственного достоинства.

5. Обучить элементам релаксации.

День 2

Тема: «Я среди других».

Цель – обучение правильному выражению своих чувств и адекватному восприятию поведения другого.

Задачи:

1. Создать комфортный климат для свободного выражения чувств.

2. Способствовать осознанию себя.

3. Способствовать осознанию участниками своих различных черт.

4. Работа с чувствами.

5. Развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения.

День 3

Тема: « Мы очень разные и этим интересны друг другу».

Цель – повышение уверенности в сфере межличностного общения

Задачи:

1. Научить понимать друг друга.

2. Способствовать осознанию проблем в отношениях с людьми.

3. Развить навыки и умения, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.

4. Завершение работы группы.

Содержание программы

День 1

1. Знакомство.

Ведущий: «Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по бейджику и написать на нем свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем».

На это отводится максимум 30 минут.

2. Предварительный этап.

Для получения более полной информации об участниках группы предлагаются задания, раскрывающие проблемы неуверенности клиентов.

Ведущий: Сейчас нарисуйте, пожалуйста, то чувство, которое мешает вам во время общения, которое вам не приятно, из-за которого вы чувствуете себя не уверенно. Сверху напишете название этого чувства.

На это дается максимум 15 минут.

Ведущий: А теперь, нарисуйте то чувство, с помощью которого вы справляетесь с тем чувством, которое вы написали на первом рисунке, с помощью которого вам приятно и интересно общаться. Сверху также напишите название этого чувства.

На это дается также максимум 15 минут.

Ведущий: Когда вы закончите рисовать, возьмите первый листок, где нарисовано и написано чувство, мешающее вам в общении, и к написанному слову сзади листа напишите по 5-10 прилагательных, поясняющих его. То же самое проделайте со вторым листом, на котором нарисовано и написано приятное вам чувство.

На это отводится максимум 20 минут.

Ведущий: Обсуждение данных рисунков будет происходить на одном из последующих занятиях.

2. Введение правил.

Ведущий: Теперь вам будут предложены правила поведения на группе, которые распространяются как на участников группы, так и на руководителей. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.

На обсуждение правил отводится максимум 20 минут. Когда правила приняты, ведущий достает листок с крупной надписью данных правил, которые после этого всегда лежат в середине круга. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово “обещаю”, участники группы – тоже.

ПРАВИЛА ГРУППЫ: «Здесь и теперь»;

«Каждый имеет право сказать «нет»;

Искренность и открытость;

Принцип Я;

Безоценочность суждений;

Активность.

3. Упражнение 1.

Медитация-визуализация «Судно, на котором я плыву».

На это упражнение отводится приблизительно около 1 часа – 1часа 20 минут.

Ведущий: А теперь нарисуйте то, что видели и что хочется. Может это будет ваш корабль, может просто море, а может капитан или еще что-то, увиденное только вами.

На рисунок дается максимум 20минут.

Обсуждение.

Ведущий: А теперь по кругу скажите в двух словах: кто как себя чувствует? На этом первый день заканчивается до встречи завтра.

День 2

1. Вступление.

Ведущий: Добрый день, очень рада вас всех видеть. Надеюсь, что ваш вчерашний вечер и сегодняшний день прошел удачно. Для того чтобы лучше понять ваше состояние попрошу всех участников круга рассказать, что интересного произошло с вами за это время.

Обсуждение занимает максимум 45 минут.

Ведущий: В обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Сейчас вы сделает упражнение для того, чтобы понять, о чем идет речь.

2. Упражнение 1. «Глаза в глаза».

Данное упражнение направлено на установление более глубокого и доверительного контакта между участниками группы. После проведения данного упражнения ведущий спрашивает у ребят о чувствах, испытанных во время упражнения. Кому и почему было трудно установить зрительный контакт?

На обсуждение этих вопросов дается максимум 20 – 30 минут. Более детальное обсуждение происходит после упражнения «Автопортрет».

3. Упражнение 2. « Броуновское движение».

Перед тем как делать третье упражнение необходимо сильнее разогреть участников группы. Для этого используется данное упражнение.

4. Упражнение 3. « Театр прикосновений».

В ходе всего выполнения упражнения ведущий перемещается от пары к паре, помогая и направляя ситера, и помогая расслабиться. По прохождению 25 минут музыка выключается. И парам предлагается поменяться местами.

Упражнение проходит молча, обсуждение после него не ведется. Время, отведенное на данное упражнение, не должно превышать 50 минут, т.е. на каждого лежащего участника отводится максимум 25 минут. Инструкция к следующему упражнению дается тогда, когда участник, лежащий на полу, только открыл глаза.

5. Упражнение 4. «Автопортрет».

Упражнение направлено на изучение представлений о себе самом.

Теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте на нем свой портрет. Это может быть портрет себя во время упражнения «Театр прикосновений» (каким вы себя увидели), или это может быть ваш портрет в обыденной жизни или еще какой-то портрет себя в вашем воображении. Рисуем с тем условием, чтобы не смотреть и не видеть рисунков других участников группы. Когда закончите рисовать автопортреты отдадите нам лично в руки.

Обязательным в выполнении данного упражнения является молчание участников группы и когда они рассаживаются, и когда рисуют. Во время этого упражнения должна играть тихая, спокойная музыка.

Упражнение проводится максимум 15 минут. Для того, чтобы все условия данного упражнения были соблюдены, необходимо всех участников группы рассадить по разным углам занимаемого помещения. В крайнем случае посадить их друг к другу спиной. Когда рисунки закончены и собраны, все рассаживаются по местам.

Ведущий: Сейчас я буду поднимать один за другим рисунок вверх, чтобы все присутствующие могли вместе отвечать на вопросы. При этом имя «художника» названо не будет, так что только он один будет знать, что речь идет о его портрете. В конце обсуждения каждого рисунка, «художник», по своему желанию, может назвать свое имя.

Впечатления о предыдущих упражнениях и вопросы высказываются в заключительной части 2 дня или при обсуждении рисунков. При необходимости проводятся элементы психотерапии.

За 15 минут до окончания работы необходимо провести «ритуал прощания», в который входит: опрос всех участников группы по кругу об их самочувствии и настроении, а также прощание.

День 3

1. Вступление.

Ведущий: Добрый день, очень рада вас всех видеть. Надеюсь, что ваш вчерашний вечер и сегодняшний день прошел удачно. Для того чтобы получше понять ваше состояние, попрошу всех участников круга рассказать, что интересного произошло с вами за это время.

Обсуждение проходит с включением элементов психотерапии, и занимает максимум 45 минут.

Ведущий: Существует множество видов общения, о которых вы все знаете. Но мне хотелось бы поговорить о некоторых из них, точнее о четырех. Четырех видах общения, которые надо избегать, которые, в конечном счете, всегда заводят собеседников в тупик. Речь здесь идет о ролях: агрессивной, примирительной, косвенном нападении, уклонение от темы – это те роли, которые люди используют для решения каких-либо проблем в общении. Вообще говоря, не следует с помощью плохих примеров показывать людям, чего они не должны делать. Но данная игра является исключением из правил. Исключение состоит в том, что мы проиграем ситуацию в кругу, т.е. «пропустим» через себя ошибки, о которых говорилось ранее с тем, чтобы разобраться, как следует в них и использовать сделанные выводы в повседневной практике. В этой игре вы испытаете на «собственной шкуре», что каждый из этих четырех видов общения никогда не приводит к хорошему настроению и не может привести к решению ваших проблем. И когда в дальнейшем вы окажетесь в одной из четырех ролей, связанных с таким общением, вы вдруг осознаете это. Только такое осознание ситуации в последующей практике может помочь вам избежать негативных, ошибочных действий.

2. Упражнение 1. «Четыре вида общения».

Данное упражнение направлено: на осознание проблем в отношениях с людьми; на развитие навыков и умений, необходимых для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.

Время отведенное на данную игру не должно занимать более 1 часа, т.е. на каждый круг по 15 минут. Обсуждение проходит приблизительно около 30 – 45 минут.

Данный материал лучше раздать ребятам, участвующим в игре таким образом, чтобы каждый вытянул не глядя какой-либо листочек.

3. Обсуждение рисунков.

После игры в «Роли», когда все успокоятся, необходимо перейти плавно к тому, что мы в жизни тоже бываем разные: с хорошими чертами и плохими, т.е. с такими, которые нам нравятся и такими, которые нам не нравятся. Здесь необходимо раздать участникам круга рисунки, сделанные ими на первом занятии и напомнить, что на одном из них положительные их качества, на другом отрицательные.

Итак, перед вами лежат рисунки, на которых изображены ваши чувства: на одном листке то, которое мешает вам во время общения, на другом, которое помогает вам.

Данное обсуждение направленно на улучшение понимания друг друга через более глубокое понимание себя.

В обсуждение рисунков должны принять участие все участники группы.

На обсуждение уделяется максимум 1час – 1час 30 минут.

4. Упражнение 2. « Хвосты».

Данное упражнение направлено на выявление неразрешенных проблем, невысказанных участниками чувств и мыслей, т.е. на выявление важных “хвостов” групповой истории и их проработку.

Здесь обсуждаются ответы на вопросы. На это упражнение отводится максимум 30 минут.

А теперь, подумайте, пожалуйста, пару минут над следующим: в чем состоит наиболее важный опыт, который вы приобрели в этой группе и который поможет вам лучше справляться с трудностями повседневной жизни? Запишите, пожалуйста, это на листочке.

После записи на листах по кругу, по желанию участников, зачитываются ответы. На это задание отводится максимум 10 минут.

5. Завершающий этап работы.

На данном этапе наша работа завершается, и мы предлагаем вам попрощаться друг с другом. Для этого, пожалуйста, встаньте. И теперь, когда заиграет музыка, молча, только глазами и телом, скажите друг другу до свидания, и спасибо.

На это отводится 10 минут. После этого отключается музыка.

И теперь, встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. И теперь давайте попрощаемся все вместе, со всей группой. Крикнем как можно громче: «До свидания».

После этого дается 5-10 минут на свободное прощание участников.

Данная работа необходима для обеспечения более эффективного взаимодействия подростков в повседневной жизни и для успешного решения, встающих перед ними каждодневных задач.

 

 

Заключение

Употребление алкоголя вызывает алкоголизм, но это не означает, что любое использование алкоголя ведёт к алкоголизму. Развитие алкоголизма сильно зависит от объёма и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и или психической предрасположенности, а также наследственных причин.

В лечении алкоголизма выделяют несколько ключевых моментов. Медикаментозное лечение - применяется для подавления алкогольной зависимости и устранения нарушений вызванных хронической алкогольной интоксикацией. Методы психологического воздействия на больного — помогают закрепить отрицательное отношение больного к алкоголю и предотвратить рецидивы болезни. Большую роль играют методы по предупреждению алкоголизма и социальной реабилитации уже больных людей.

Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмируя влияет на психику ребенка.

В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей не возможно: постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие, негативно влияет на его умственное и психофизическое развитие. Но даже если подобных отклонений в развитии удалось избежать, проблемой может стать проецирование ребенком модели семейных отношений его детства на свою будущую семейную жизнь. В частности, около 50% алкоголиков росли в семьях, где хотя бы один из родителей страдал алкоголизмом.

Список используемой литературы

1. Андерсон С.К. Потребление алкоголя и алкоголизм // Энциклопедия социальной работы: В 3-х т. - М; 1994.- ч I. - С.287-294.

2. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2005.

3. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 512 с.

4. Бабанян Э.А., Пятов М.Д. Профилактика алкоголизма. – Москва: «Медицина», 2000.- 120 с.

5. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. – М.: «Ось-89», 1999

6. Воронин Л.Г. Мозг и алкоголь. - М.: Наука, 1984.- 115 с.

7. Ерышев О. Ф., Рыбакова Т. Г., Шабанов П. Д. Алкогольная зависимость: формирование, течение, противорецидивная терапия. – СПб.: ЭЛБИ, 2002. – 315 c.

8. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). — М., 2003.

9. Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 328 с.

10. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – СПб., 2005.- 445 с.

11. Фролова, Ю. Г. Медицинская психология: учебник / Ю. Г. Фролова. – Минск: «Высшая школа», 2016. – 431 с.

 

 

Приложение 1

1. Опросник УСК

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь - дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя) больше, чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу их осуществить.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут это сделать.

15. Тот хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.

30. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.

31. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие случаи, когда невозможно разрешить проблемы даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

К опроснику УСК прилагается семь ключей, соответствующих семи шкалам:

· Шкала общей интернальности (Ио).
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, которые они рассматривают как результат случая или действия других людей. Для определения УСК по данной шкале необходимо помнить, что максимальное значение показателя по ней равно 44, а минимальное - 0.

· Шкала интернальности в области достижений (Ид).
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченой цели в будущем. Низкий показатель по шкале Ид свидетельствует о том, что человек связывает свои успехи, достижения и радости с внешними обстоятельствами - везением, счастливой судьбой или помощью других людей. Максимальное значение показателя по этой шкале равно 12, минимальное - 0.

· Шкала интернальности в области неудач (Ин).
Высокий показатель по этой шкале говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатами невезения. Максимальное значение Ин - 12, минимальное - 0.

· Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).
Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. Максимальное значение Ис - 10, минимальное - 0.

· Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип).
Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе. Низкий Ип указывает на склонность придавать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, коллегам по работе, везению - невезению. Максимум Ип - 8, минимум - 0.

· Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).
Высокий показатель по Им свидетельствует о том, что человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. Низкий Им указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. Максимальное значение Им - 4, минимальное - 0.

· Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).
Высокий показатель Из свидетельствует о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Максимальное значение Из - 4, минимальное - 0.

2. Опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности».

Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.

Психические состояния

Подходит Подходит, но не очень Не подходит
2 1 0
1. Не чувствую в себе уве­ренности.      
2. Часто из-за пустяков краснею.      
3. Мой сон беспокоен.      
4. Легко впадаю в уныние.      
5. Беспокоюсь о только воображаемых еще не­приятностях.      
6. Меня пугают трудности.      
7. Люблю копаться в сво­их недостатках.      
8. Меня легко убедить.      
9. Я мнительный.      
10. С трудом переношу вре­мя ожидания.      
11. Нередко мне кажутся безвыходными поло­жения, из которых можно найти выход.      
12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.      
13. При больших неприят­ностях я склонен без достаточных основа­ний винить себя.      
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.      
15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бес­плодной.      
16. Я нередко чувствую себя беззащитным.      
17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.      
18. Чувствую растерян­ность перед трудностя­ми.      
19. В трудные минуты жиз­ни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.      
20. Считаю недостатки сво­его характера неиспра­вимыми.      
21. Оставляю за собой пос­леднее слово.      
22. Нередко в разговоре пе­ребиваю собеседника.      
23. Меня легко рассердить.      
24. Люблю делать замеча­ния другим.      
25. Хочу быть авторитетом для окружающих.      
26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.      
27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.      
28. Предпочитаю лучше руководить, чем под­чинять.      
29. У меня резкая, грубо­ватая жестикуляция.      
30. Я мстителен.      
31. Мне трудно менять при­вычки.      
32. Нелегко переключаю внимание.      
33. Очень настороженно отношусь ко всему но­вому.      
34. Меня трудно переубе­дить.      
35. Нередко у меня не вы­ходят из головы мыс­ли, от которых следо­вало бы освободиться.      
36. Нелегко сближаюсь с людьми.      
37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.      
38. Нередко я проявляю упрямство.      
39. Неохотно иду на риск.      
40. Резко переживаю от­клонения от принято­го мною режима.      

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:

I. 1 — 10 вопросы тревожность
II. 11 — 20 вопросы фрустрация
III. 21 — 30 вопросы агрессивность
IV. 31 — 40 вопросы ригидность

3. Диагностика уверенности в себе.

Выберите ответ, в зависимости от того, насколько каждое утверждение подходит к Вам

Варианты ответа:

· никогда;

· иногда;

· время от времени;

· обычно;

· всегда.

 

1. Когда человек очень нечестен, Вы обращаете его внимание на это?

2. Вы открыто протестуете, когда кто-то в очереди занимает Ваше место?

3. Вы часто избегаете людей или ситуаций из-за страха почувствовать себя в замешательстве?

4. Когда продавец старается угодить Вам, то Вам трудно сказать «нет», даже если товар не совсем такой, как Вам хотелось бы?

5. Если кто-то взял у Вас на время деньги (или книгу, одежду, дорогую вещь) и не спешит возвращать, Вы напомните ему об этом?

6. Если кто-то бьет ногой по Вашему стулу в кино или на лекции, Вы попросите его не делать этого?

7. Когда Вы обнаруживаете, что купили плохой товар, Вы возвращаете его?

Ключ к тесту

Баллы, за ответы на вопросы 1,2,5-10 начисляются по следующей схеме:

· Ответ «Никогда» – 0 баллов;

· «иногда» – 1 балл;

· «время от времени» – 2 балла;

· «обычно» – 3 балла;

· «всегда» – 4 балла.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.