Старший школьный (ранний юношеский) возраст — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Старший школьный (ранний юношеский) возраст

2019-08-07 321
Старший школьный (ранний юношеский) возраст 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

   (от 14-15 до 17-18 лет)

 

В ранней юности головной мозг и его высший отдел – кора больших полушарий анатомически уже полностью сформированы. Но функциональное совершенствование коры еще продолжается. Снова, после подросткового усиления подкорковой активности, ведущая роль принадлежит коре больших полушарий, которая регулирует целенаправленную и программируемую деятельность старшего школьника, руководит его осознаваемыми и произвольными действиями.

На этом этапе интенсивно увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой. В итоге происходит усиление аналитико-синтетической деятельности коры, роль которой особенно возрастает в процессе учения и трудовой деятельности.

Возраст от 14-15 до 17-18 лет биологически является периодом завершения физического созревания. Большинство девушек и юношей вступают в него постпубертатными, т.е. их организм достигает биологической зрелости. Однако могут быть еще диспропорции, обусловленные неравномерностью созревания. Известно, что созревание протекает гетерохронно как на межиндивидуальном уровне, когда один юноша в 14-15 лет может быть постпубертатным, другой – пубертатным, а третий – допубертатным ребенком, так и на внутрииндивидуальном уровне, когда разные органы и системы одного и того же человека созревают неодновременно. Это приводит к тому, что телесные свойства – соматотип – опосредованно влияют на психику.

В науке различают три соматотипа:

1) Эндоморфный (рыхлый, с избытком жира);

2) мезоморфный (мускулистый, но стройный);

3) эктоморфный (худой, вытянутый, костлявый).

Эти типы, ярко проявляющиеся в рассматриваемом возрасте, непосредственно влияют на физические возможности. Например, указывает И.С. Кон [14], имея преимущества в весе, росте, мальчик может превосходить других сверстников в занятиях спортом и в социальном предпочтении. У него нет комплексов неполноценности, он быстрее социализируется и чаще занимает ведущее положение среди сверстников. Так, в сознании людей, в том числе, психологов, возникает ассоциативная связь между внешними данными и социальным статусом. Поэтому считается, что эндоморфные и эктоморфные компоненты соматотипа обусловливают у юношей неуверенность, агрессию, делают их менее зрелыми. Однако практика показывает, что не все так фатально. Если на первый план самоопределения и самоутверждения юноши, девушки выступают интеллектуальные, учебные и другие достижения, то это также способствует чувству уверенности, признанию сверстниками и наступлению достаточно быстрой социализации.

И.С. Кон, успешно и всесторонне исследовавший данный возраст, утверждает, что у девочек соматотип и признание среди сверстниц связаны менее тесно, чем у юношей. И здесь многое зависит от самосознания: если, осознавая свою физическую слабость, девушка или юноша компенсирует это в иной сфере, – успех обеспечен, если нет – любой из них будет зависим от соматотипа.

Ведущей деятельностью раннего юношеского периода становится учебно-профессиональная, в которой ученье становится главной целью в усвоении основ наук, особенно тех, которые непосредственно связаны с выбором будущей профессии, с профессиональным самоопределением. Поэтому социальной ситуацией развития является ориентировочно-профессиональная деятельность и выбор предстоящей профессии.

Это вызывает у старшего школьника избирательное отношение к изучаемым предметам и учителям. Часто предпочитаемым предметом является тот, который ведет любимый учитель. Но при выборе предмета, связанного с его будущей профессией, старший школьник уже способен оценить не только привлекательность предмета, но также свои возможности и способности. Это указывает на достаточно развитое чувство достоинства и согласованности у старшего школьника осознания своего наличного и идеального «Я».

Расширившийся и углубленный круг теоретических знаний у старшего школьника, а также повышенные требования к выполнению практических, творческих заданий формируют самостоятельность, приводят к осознанию ученья как подготовки к жизни и к поступлению в учебные учреждения для получения профессии. Старшие школьники выполняют реферативные работы, конспектируют первоисточники, выступают с докладами, конструируют приборы и т.д. По сравнению с подростками у них изменяется отношение к получаемым отметкам, исчезает пренебрежительное отношение к ним. А.В. Петровский считает, что именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к ученью. Главное достижение возраста – умение самостоятельно учиться.

Познавательная деятельность в старшем школьном возрасте основательно перестраивается, так как учащийся готовится не только к получению в будущем профессионального образования, но и во время школьного обучения пытается получить умения и навыки самообразования. Он ставит задачу овладеть рациональными приемами работы с учебным материалом: учится конспектировать, пользоваться справочными материалами, сознательно формирует у себя уменье самостоятельно работать с книгой, составлять тезисы и систематизировать прочитанное, выполнять рефераты.

Старший школьник активно учится планировать свою работу, выбирать индивидуальный и оптимальный режим дня, стремится рационально использовать свое время.

Для осуществления этих задач он сознательно руководит своим вниманием. У него, наряду с произвольным, интенсивно складывается послепроизвольное внимание, появляется его устойчивость. Объем, распределенность и переключаемость внимания становятся такими же, как у взрослого человека.

Старший школьник осознанно и осмысленно пользуется рациональными приемами запоминания, обработки и актуализации информации. В отличие от подростков старшие школьники при необходимости сознательно используют механическое, дословное заучивание для запоминания стихотворений, цитат, отрывков прозы, дат и т.д.

Мышление старших школьников становится не только подлинно словесно-логическим, но и теоретическим. Для них представляет большой интерес сугубо теоретический материал. Средством организации мыслительного процесса и регуляции всех познавательных процессов является развернутая внутренняя речь. Это и приводит к развитию теоретического мышления.

У учащихся появляется стремление не только к выявлению существенного, но и к пониманию всеобщего. Учителя считают, что это иногда идет в ущерб усвоению конкретных знаний. Такое развитие мышления связано с высоким уровнем абстракции и обобщения. У юношей возрастает тенденция к логической аргументации и доказательности рассуждений. У них не только накапливается система знаний, но и складывается индивидуальный стиль умственной деятельности.

Общее эмоциональное состояние в этом возрасте становится, по сравнению с подростковым периодом, более уравновешенным: нет уже резких аффективных вспышек, несдержанности, внешней выраженности противоречивых переживаний и скоропалительных суждений. И это происходит, несмотря на то, что могут быть явления внутреннего несогласия с чем-то, желание встать в оппозицию к происходящему, неприемлемость чего-то, отрицательное отношение к навязываемым авторитетам. Но, несмотря на юношеский максимализм, поведение старшего школьника становится более сдержанным и аргументированным. Особое место в развитии эмоциональной сферы занимает переживание порою неосознаваемой готовности к чувству влюбленности и первая любовь. Это чувство характеризуется идеализацией, стремлением, прежде всего, к духовной общности, нежности и поклонению, если юноша или девушка к этим волнующим их чувствам культурно и психологически подготовлены семьей, школой, всем ходом развития их личности.

Стремление юношей и девушек к однополой дружбе имеет также свои особенности: они нуждаются в верности друг другу, искренности, доверии и самовыражении в этой среде, подчеркивании своего отличия от взрослых, кого они часто называют иронично «предками».

Во все времена юноши и девушки хотели быть современными, создавая свою, отличную от взрослых, субкультуру (одежду, прически и др.), используя для этого нередко чисто внешние атрибуты. Часто это вызывает раздражение и протесты во взрослой среде. Это не что иное, как свой, новый способ коммуникации, желание идти дальше, изменить будущее.

Развитие личности юношей и девушек позволяет им приобрести целый ряд прав, сходных со взрослыми: во-первых, они с 16 лет получают паспорт; во-вторых, в 18 лет им предоставляется право вступать в брачные отношения; в-третьих, они считаются обществом полностью ответственными перед законом за свои выборы и поступки. И, в том числе, в полной мере отвечают за свои проступки и преступления. Все это значит, что общество признает их социальную зрелось и взрослость. Тем более, что часть юношей, окончив училища, техникумы, начинают трудовую деятельность. Но старшеклассник, обучающийся в школе, еще сохраняет свою зависимость от взрослых (материальную и нравственную), а потому для него это пока только период подготовки перехода к самостоятельной жизни.

Старший школьный (ранний юношеский) возраст – это интенсивный период формирования направленности личности: мировоззрения, убеждений, идеалов, социальных потребностей и мотивов, ценностных ориентаций, профессиональных интересов, перспектив на будущее.

Центральным новообразованием этого возраста является самоопределение, как личностное, так и профессиональное. Происходит формирование его внутренней позиции, которое представляет признание старшим школьником себя как равноправного члена общества и своего в нем места. К концу периода возрастает адекватность самооценки. Это связано с устойчивостью концепции «Я», с открытием своего внутреннего мира, что по И.С. Кону «равнозначно коперниковской революции [14, 56].

 

Такова краткая характеристика типических особенностей возрастных периодов детства. Но психологу необходимо помнить, что, несмотря на типические характеристики, у каждого ребенка есть свои, сугубо индивидуальные особенности. Личность каждого из них уникальна, неповторима, единственна. И это не позволяет нам «привести всех детей к общему знаменателю», а поэтому каждого из них, ориентируясь на сходное, типическое, необходимо изучать индивидуально.

Итак, мы рассмотрели все детские возрастные периоды, которые, несмотря на неповторимые в каждом отдельно взятом возрасте, биологические, социальные и психологические характеристики, объединены в один, общий для всех цикл жизни – эпоху детства. Что позволило их объединить? Прежде всего то, что все дети (в разной степени) пока находятся в пути своего биологического, социального и психического развития.

Большинство исследователей считают эпоху детства исторически изменчивым явлением: в первобытном обществе оно очень короткое, в средневековье – более продолжительное, в современных условиях – сильно растянутое во времени. И это, несмотря на то, что старший школьник уже приобретает ряд гражданских прав.

В целом эпоха детства характеризуется следующими особенностями:

1. Детство – это период жизни, когда идет созревание – как процесс развертывания генетически запрограммированных (наследственных) программ биологического развития человека; идет процесс роста – увеличения размеров тела, функциональных возможностей и сложности органов, организма ребенка в целом.

К концу эпохи, в старшем школьном или раннем юношеском возрасте, внутренние органы и системы относительно сформированы анатомически, но физиологические и морфо-функциональные продолжают свое развитие: идет интенсивное увеличение ассоциативных волокон головного мозга, соединяющих различные участки коры больших полушарий между собой. Поскольку в детстве идет интенсивный процесс биологического развития этот период является временем повышенной уязвимости организма в целом.

2. Детство – это время и цикл жизни, когда появляется физическая активность и формируется активность психическая. Физическая активность – это деятельное состояние живых организмов, являющееся условием их существования в мире. Это способность к самодвижению, в котором индивид воспроизводит себя как субъект активности. Выражена физическая активность в рефлексах (безусловных и условных). В том числе поисковая активность ребенка, когда он предметно-направлено тянет руку к игрушке, удерживает голову, сидит, стоит, ходит, бегает. Это уже сложные, условно-рефлекторные движения, которым в обществе ребенка учат.

Психическая активность проявляется в исторически сложившейся деятельности человека и ее видах: общении, игре, ученье и труде. В каждом возрастном периоде эпохи детства есть своя ведущая деятельность.

3. В эпохе детства начинается и интенсивно идет процесс социализации (вхождения ребенка в общество и освоение социальных форм поведения), развития высших психических функций (ВПФ): осознаваемых, обобщенных, произвольных (с постановкой целей) и опосредствованных, присущих только человеку.

Понятно, что полного и всестороннего их развития в эпоху детства не происходит. Развитие ВПФ и социализация идут и в вузе, и в процессе трудовой деятельности человека.

4. В эпохе детства идет постепенное (от возраста к возрасту) формирование, совершенствование и преобразование личности ребенка, ведущим признаком которого является развитие самосознания, с его этапами: познавательным, эмоциональным и регулятивно-волевым.

 

За эпохой детства идет эпоха жизни взрослого человека. Но взрослым человек становится не вдруг и не сразу. Всегда, как и в эпохе детства, есть начало и завершение развития. Не случайно некоторые психологи выделяют в эпохе жизни взрослого человека периоды взросления, взрослости и зрелости.

Период взросления – это собственно юношеский возраст (от 17-18 до 21-23 лет). Период взрослостимолодежный возраст (от 21-23 до 30 лет) и период зрелости (от 30 лет до точки оптимальной зрелости – 55-60 лет).

Эпоха жизни взрослого человека – самый длительный отрезок (цикл) возрастного развития. Он охватывает около 50-ти лет жизни человека.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.