Подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет)

2019-08-07 668
Подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

У этого возрастного периода есть несколько названий – подростковый, средний школьный, переходный, пубертатный (от латинского «pebertatis» – созревающий, но неполнозрелый). Так как данный период достаточно растянутый, то в психологии принято выделять три группы: младший подросток (препубертатный период – 10-11 лет), средний, собственно подростковый (пубертатный период – 12-13 лет), старший подростковый (постпубертатный период – 14-15 лет).

Первый – препубертатный период по характеристике видного отечественного психолога Д.И. Фельдштейна, – это еще по отношению к подростковому возрасту – «неопределенность подростничества», поскольку в 10-11 лет ребенок еще не воспринимает своего полового созревания и тех изменений, которые происходят в этой сфере. Изменение отношений с миром в 10-11 лет связано, по Д.И. Фельдштейну, с небывалым размахом представлений о своем «я»: «Я все хочу, я все могу!». Это указывает, что он все еще остается как младший школьник – эмоционально-впечатлительным и недостаточно критичным ребенком, склонным к фантазированию, детскому отношению как к своему настоящему, так и будущему, то есть без достаточного учета своих реальных возможностей и новых внешних обстоятельств. А эти внешние обстоятельства как социальные условия бытия таковы:

1) теперь в школе преподаются учебные предметы, требующие освоения основ наук, с их научными понятиями и иерархиями понятий, с их закономерностями;

2) преподавателями являются специалисты разных наук, предъявляющие разные требования;

3) если в начальных классах преподавание велось, главным образом, с опорой на органы чувств, то во всех последующих оно ведется с опорой на развитие абстрактно-логические категории мыслительной деятельности и на полную самооценку и саморегуляцию ученика. А у ребенка 10-11 лет пока еще нет такого уровня самосознания, которое было бы оперативно самооцениваемым и саморегулируемым. Поэтому трудности освоения основ наук и возросших требований могут вызвать потерю интереса к учебной деятельности.

Второй период (12-13 лет) – собственно подростковый (пубертатный) возраст, в котором полностью осознается половое созревание и все те, происходящие в этой сфере, изменения. Появляется чувство взрослости и притязания на его признание. Происходит переориентация с детских норм и ценностей на взрослые. Возникают, по Л.С. Выготскому, у подростков 4 доминанты:

1) интерес к собственной личности – «эгоцентрическая доминанта»;

2) доминанта «дали» – как установка на обширные большие масштабы, которые для него гораздо более приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние – это «предвосхищение его будущего положения – взрослого человека»;

3) доминанта «усилия» – тяга подростка к сопротивлению, преодолению, волевому напряжению, которые иногда проявляются в упрямстве, протестах, в борьбе против воспитательных авторитетов;

4) доминанта «романтики» – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Третий период (14-15 лет) – старший подростковый (постпубертатный) возраст. В этот период заканчиваются острые ощущения половых сдвигов развития (утихает «гормональная буря»). Дальнейшее созревание идет относительно спокойно, поэтому появляется уровень оперативного самосознания. Развитое абстрактно-логическое мышление рождает стремление и способность более объективно познать себя как личность. Появляется предпосылка к развитию самоопределения, при устойчиво сложившихся интересах, учете своих возможностей и внешних обстоятельств. Появляется рефлексия и оперативно-самооцениваемый, правозначимый уровень («я – член общества и обязан соответствовать принятым в нем нормам»).

Такова динамика возрастного развития в подростковом периоде, которая характеризуется тем, что первый период подростничества находится на грани с младшим школьным возрастом и во многом характеризуется его особенностями, а старший подросток имеет особенности, являющиеся предпосылкой к раннему юношескому периоду (старшему школьному), поэтому он характеризуется наиболее развитыми личностными свойствами. Но в характеристике подросткового возраста в целом более подробно дается описание собственно подросткового (пубертатного) периода.

В подростковом возрасте значительно изменяется состояние нервной системы. Если в младшем школьном периоде нарастала ведущая роль коры больших полушарий (она сдерживала, тормозила влияние подкорки как центра непроизвольных эмоциональных состояний), то в период собственно подросткового возраста снова наблюдается усиление подкорковой активности, и в поведении подростков отмечается повышенная раздражительность, возбудимость, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций, особенно при неумении окружающих учитывать специфику этого возрастного периода. Но, с другой стороны, идет дальнейшее развитие высших отделов головного мозга – лобных областей коры больших полушарий, особенно в старшем подростковом возрасте (14-15 лет).

Исключительную перестройку в подростковом возрасте претерпевает деятельность желез внутренней секреции (как говорят врачи, происходит «гормональная буря»). Под влиянием гормонов – физиологически активных веществ, вырабатываемых железами внутренней секреции, происходит бурное физиологическое развитие организма подростка. Развитие отличается двумя существенными закономерностями, обозначающими переход от детства к взрослости:

1) вытягиванием подростка в длину (второе возрастное вытягивание после дошкольного периода);

2) интенсивным половым созреванием подростка.

Именно эти две закономерности вызывают перестройку организма и всей психики в целом.

Вытягивание в длину идет за счет роста трубчатых костей ног и рук. В год подросток может вырасти на 10-12 см. У девочек наибольшее вытягивание идет в 13 лет, а у мальчиков в 15 лет. Вместе с тем от интенсивного роста ног и рук отстает рост грудной клетки и костей таза. Отчего фигура является непропорциональной (подросток узкогрудый, угловатый, длинноногий, длиннорукий). От интенсивного роста костной системы отстает рост массы мышц, подросток сухощавый, неловкий в движениях.

С 12-13 лет начинают интенсивно функционировать половые железы. Они выделяют свой продукт (секрет) в кровь, током крови он разносится по всему организму, оказывая свое воздействие на все другие железы внутренней секреции. Наибольшее воздействие при этом оказывается на щитовидную железу, деятельность которой усиливается, и она выделяет токсины в кровь, вызывая сердцебиение, сжимающие головные боли, повышенное потоотделение, головокружение, быструю усталость и резкое снижение работоспособности. Это требует от подростка напряжения всех нервных и физических сил. Ферменты половых желез воздействуют и на головной мозг, возбуждают подкорковую область, вызывают неосознаваемые половые инстинкты. А у старших подростков новые и уже вполне осознаваемые ими мысли и переживания.

Как результат интенсивного полового созревания появляются вторичные половые признаки, указывающие на процесс взросления:

1. Возникает секреторный половой рефлекс, связанный с извержением полового семени у мальчиков, выделением из яичника женской яйцеклетки и появлением (с 12-13 лет) месячных циклов у девочек.

2. Происходит ломка голоса у мальчиков: понижение голоса на 1 октаву, изменение тембра, увеличение и изменение формы гортани.

3. Появляются волосяные покровы, в том числе в подмышечной области, пушок на верхней губе мальчиков.

4. Развивается грудная железа, изменяются пропорции тела и скелета.

У девочек, по сравнению с мальчиками, туловище становится длиннее, а конечности короче. Это уже значительное половое различие, позволяющее антропологам в 95-98% случаев правильно определять пол давно умерших людей.

Кроме названных особенностей следует отметить противоречия физического развития подростков, которые для своего преодоления требуют от них затраты физических сил и приводят к трудностям роста, быстрой утомляемости, повышенной раздражимости, физическому истощению.

1-е противоречие: от роста массы мышц, накопление которой идет за счет роста диаметра волокна мышц, отстает мышечная сила, остаются слабыми связки. Это не позволяет длительно поднимать тяжести. Однако в этом возрасте сила особенно ценится, ей подчиняется подростковое сообщество.

2-е противоречие: от интенсивного развития роста рук и ног отстает рост мышц (мускулатуры).

3-е противоречие: от интенсивного роста внутренних органов грудной клетки (сердца, легких и др.), достигающих в подростковом возрасте нормы взрослого человека, отстает рост самой грудной клетки.

4-е противоречие: от роста сердца отстает рост диаметра кровеносных сосудов. Чтобы своевременно омывать кровью головной мозг и все другие органы, требуется больше сердечных сокращений.

В период бурного полового созревания и преодоления противоречий развития организма у подростков резко снижается успеваемость в школе. Это снижение успеваемости, как учителя, так и родители объясняют психологическими трудностями переходного возраста. Но в настоящее время врачами установлено, что причина в перестройке всего организма и, прежде всего, эндокринной системы. Гормоны требуют больше йода в организме, чем прежде. А его у подростка большой дефицит. Йод – надежная защита от раздражительности и негативных эмоций. Он надежная защита и от инфекций. Вообще бороться с дефицитом йода человек должен всю жизнь. Не случайно сейчас йодируют молоко, соль и другие продукты.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение в целой системе общественно-значимой (учебной, общественно-организационной, трудовой и других видов) деятельности. По-прежнему учебная деятельность (в школе или училище) занимает большое место в жизни подростков, но неодинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми ими важности и необходимости учения.

При переходе от начальной ступени обучения в средние классы учебная работа подростков осложняется тем, что вместо установления отношений с одним единственным учителем приходится устанавливать их с несколькими сразу. У всех учителей разные требования и отношения к учащимся, разная степень мастерства, эрудиции. Вследствие этого у подростков создается дифференцированное отношение как к учителям, так и к преподаваемым ими предметам (появляются «любимые» и «нелюбимые» предметы и учителя), у подростков формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого человека.

Подростки, уже в 7-8 классах, ценят знающих учителей, умеющих интересно объяснять учебный материал, строгих, но справедливых по отношению к учащимся. И нередко этими отношениями учитель создает желание, интерес и потребность подростка соответствовать его требованиям. И у них даже появляется стремление к самостоятельной работе, желание приобретать знания, выходящие за пределы школьной программы. Не менее важное и главное для подростка в этом стремлении – почувствовать себя более взрослым и самостоятельным не только в глазах любимого учителя и сверстников, но и в своих собственных.

Важным стимулом к учению являются притязания подростка на признание среди сверстников. Место, которое подросток занимает среди коллектива сверстников, становится иногда важнее оценки учителя. Именно в этом общении осуществляется отношение к нему, как к человеку, как к достойной личности, происходит усвоение системы нравственных ценностей. Неслучайно социальной ситуацией развития подростков считают вхождение в общение со сверстниками и беспрекословное подчинение правилам поведения и жизни этого сообщества.

В познавательной деятельности подростка Л.С. Выготский, как и Ж. Пиаже, обращал особое внимание на развитие мышления. Главным в развитии мышления является овладение подростком процессом образования систем понятий, что ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности – абстрактно-логическому мышлению с опосредованными, интериоризованными мыслительными операциями. Мышление в понятиях, по Выготскому, приносит с собой понимание действительности, понимание других людей и самого себя.

При развитии абстрактно-логического мышления сохраняются и совершенствуются также виды наглядно-образного, наглядно-действенного (практического) мышления, которые проявляются в способности к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию понятий в конкретных образах и представлениях.

Ведущим новообразованием психики подростка является абстрактно-логическое мышление, под влиянием которого интеллектуализируются и все другие познавательные процессы.

У старших подростков заметно развивается умение находить и опровергать логические ошибки и ложные суждения. Психологи считают, что подростковый возраст сензитивен для развития самостоятельного, активного и творческого мышления, в это время перед подростками возникают вопросы и проблемы разной степени сложности.

Развитие мышления подростков не может не сказаться на других познавательных процессах, прежде всего, на развитии речи. Подростки стремятся овладеть образной устной речью, начинают использовать для выражения своих мыслей сложные предложения (как сложносочиненные, так и сложноподчиненные, с различными союзами и союзными словами, причастными и деепричастными оборотами, с образными и метаморфическими выражениями, пословицами и поговорками, имеющими переносный смысл). У них, по сравнению с младшими школьниками, значительно обогащается словарный запас, которым они активно пользуются как в устной, так и письменной речи. При этом в целом все речевые процессы подростки пытаются сознательно контролировать и во чтобы то ни стало улучшать. Чтобы свободно выражать мысль, они иногда прибегают к предварительному заучиванию и воспроизведению (особенно это характерно для девочек). В подростковый период, чаще всего, будущие поэты, драматурги, писатели пробуют «перо». Большинству подростков удается не только изложение, но и сочинение на свободную тему.

Рефлексивный самоанализ, выраженный в личных дневниках подростков, до сих пор дает нам возможность познавать не только особенности их личности, но и возможности развития письменной речи.

Восприятие подростка становится целенаправленным, избирательным и аналитическим. Оно более содержательно, планомерно и последовательно.

Память интеллектуализируется, ее объем увеличивается за счет опоры на смысловые связи, становится доступным запоминание абстрактного материала. Увеличивается полнота, системность и точность запоминаемого и воспроизводимого материала, так как появляются приемы осмысленного запоминания. И вместе с тем, особенно у мальчиков, появляется пренебрежительное отношение к заучиванию, которое они называют «зубрежкой» и поэтому при ответах обнаруживают лишь узнавание материала, когда кто-то его правильно воспроизводит.

Под влиянием абстрактно-логического мышления существенные изменения происходят в воображении подростков. Оно становится творческим, по Л.С. Выготскому, «уходит в сферу фантазий», прежде всего, связанных с интимными отношениями или мыслями о них, которые подросток сохраняет как тайну.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется тем, что подросткам доступны все высшие чувства: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Они патриотичны, проявляют интерес ко всему общественному, социальному и способны в связи с этим к патриотическим поступкам. Они стремятся быть уверенными в себе, волевыми и смелыми, занимаются самовоспитанием.

Подростки стремятся к самообразованию, имеют разнообразные хобби (интеллектуальные и эстетические, телесно-мануальные, лидерские, коллекционирования и мн.др.).

В связи со взрослением и продолжающимся развитием рефлексии у подростков происходит заострение характера и акцентуация типов личности (гипертимного, циклоидного, лабильного, астено-невротического, сензитивного, психастенического, шизоидного, эпилептоидного, истероидного, конформного и др.). Но, по мнению Л.С. Выготского [11, 220-242], в структуре эмоционально-волевой сферы и личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все течет, подвержено изменениям в связи с формированием самосознания и предпосылок к появлению самоопределения и целой иерархической системы ценностных мотивов личности.

Личность подростков столь же противоречива, как и их биологическое созревание. Это также является доказательством того, что подростковый возраст знаменует собой переход от детского состояния к взрослению. Особенностью этого перехода является сосуществование черт детскости и взрослости. Это происходит, с одной стороны, из-за растянутости периода (с 10-11 до 14-15 лет), а с другой стороны, из-за кардинальных изменений в организме подростка на пути его к биологической зрелости.

Традиционно личность подростка принято рассматривать как не только стремящуюся к самостоятельности и независимости, но и противопоставляющую себя взрослым, отчужденную от них, и в то же самое время желающую среди них занять свою «взрослую позицию». Это не случайно, т.к. в подростковом возрасте перестраиваются все прежние отношения подростка к миру и к самому себе. У него, писала Л.И. Божович, «развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь [5, 23].

Подростковый возраст часто называют критическим и трудным периодом в жизни человека. В рамках этого возраста выделяют два кризиса: 11-12 и 15-16 лет. Первый знаменует собою завершение младшего школьного возраста и начало собственно подросткового периода со всеми характерными для него особенностями, второй – обозначает конец подросткового возраста и начало раннего юношеского периода. В том и другом случае проявляется несколько разное притязание на взрослость. Уже в 11-12 лет появляется представление о себе как «не о ребенке». Подросток решительно отвергает свою принадлежность к детям и не желает заниматься тем, чем еще совсем недавно охотно занимался, теперь называет это «детскими забавами». Хотя занятия старших подростков, в т.ч. их игры ему еще непонятны. Подростки в это время начинают избегать детской подчиненности взрослым («я не маленький и сам знаю…»).

Основной чертой их негативных кризисных проявлений становится эмоциональная чувствительность, раздражительность, беспокойство и легко возбудимое состояние, возникающее помимо понимания и воли подростков. Они становятся непокорными, капризными, а мальчики часто проявляют драчливость и неуправляемость. Такое поведение осознается ими как отнимающее силы, не приносящее удовлетворения и радости из-за наказаний, запретов и выговоров близких взрослых.

В собственно подростковом и старшем подростковом возрасте, становясь неудовлетворенными отношениями со взрослыми, подростки начинают понимать, что их поведение не является хорошим, их требования чрезмерны, а претензии несправедливы и им хотелось бы стать «какими-то другими».

Основными чертами личности подростков являются, во-первых, самоутверждение и, во-вторых, дисгармония постановки целей и их достижений.

Переориентация подростка с детских норм и ценностей на взрослые приводит к притязаниям на новые права, к стремлению стать равноправным со взрослыми. При этом права взрослых по отношению к себе ограничивает, а свои права неправомерно расширяет и самоутверждается, требуя к себе уважения, доверия, полной самостоятельности и возможности занять более взрослую позицию в жизни. Однако пока, несмотря на новые и более широкие интересы, на развивающиеся процессы самосознания и личностного самоопределения; несмотря на мотивационную сферу, опосредствованную сознательно поставленными целями и осознанно принимаемыми решениями, у подростков для этого еще нет ни внутренних, ни внешних возможностей.

Объективно сохранение прежних отношений к подросткам объясняется следующими обстоятельствами:

1. Отсутствие достаточных умений быть самостоятельным и правильно ориентироваться в окружающем мире (особенно в 11-12 лет).

2. Подростки, претендуя на признание их взрослости, чаще всего подражают лишь внешним признакам взрослости.

3. У подростков остается прежним их социальное положение (они были и остаются учащимися).

4. У них все еще сохраняется полная материальная зависимость от родителей, которые по-прежнему несут ответственность за успехи, поведение и поступки своих детей.

Поскольку подростку еще трудно найти желаемое им место в системе отношений со взрослыми, он ищет его и находит в сообществе со своими сверстниками, где есть взаимопонимание; с ними он проигрывает взрослые роли, самоутверждается, устанавливает отношения равенства. Не случайно социальной ситуацией развития в подростковом возрасте является вхождение в общение со сверстниками и беспрекословное подчинение правилам поведения и жизни этого сообщества. Здесь он учится самостоятельности и умению подчиняться коллективной жизни. Однако далеко не всегда стихийное общение в подростковом сообществе способствует развитию подлинной социальной зрелости его членов. Простые запреты со стороны близких взрослых в этом случае, как правило, не помогают. Это указывает на то, что социальная зрелость появляется в признании взрослым этого взросления и в сотрудничестве подростка и близкого взрослого, где подросток занимает искомое им место непосредственного помощника, с которым советуются как с равным, доверяют и поощряют его самостоятельность, стремление овладеть привлекательными и полезными для семьи и его самого знаниями, умениями и навыками взрослого человека. При этих условиях влияние негативного подросткового сообщества будет ослабляться.

Второй основной чертой личности подростков является дисгармония постановки целей и их достижений.

Л.И. Божович весь возраст полового созревания считает критическим: «Кризис подросткового возраста в отличие от кризиса других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста» [5, 229]. Для подростков одним из проявлений недостаточной социальной зрелости является дисгармония постановки целей и их достижений.

Повышенные запросы и притязания подростков на вход во взрослую среду могут проявляться в крайних вариантах – от гипертрофированного самоощущения взрослости до почти полного его отсутствия. Часто это не столько само взросление, сколько его имитация, т.е. только повышенное чувство взрослости.

Подросток хочет быть самостоятельным, независимым от близких взрослых, он часто повторяет: «Я уже не ребенок», «Я сам знаю, я сам могу…», но при этом предъявляет повышенные требования не к себе, не к своим действиям и возможностям, а к родителям. Он считает, что именно они обязаны обеспечить все его запросы и удовлетворить все его потребности. При этом, предъявляя повышенные требования, подросток не всегда умеет правильно понимать и учитывать для этого реальные возможности. У растущего человека, болезненно желающего быть самостоятельным и независимым, удовлетворение потребностей становится незаработанным. В результате легко возникают и закрепляются издержки в развитии его личности. Рано или поздно возникнет необходимость отказа в удовлетворении ничем не заработанных потребностей. Тогда у подростка, с присущей ему недостаточностью самокритичности, появятся барьеры в отношениях с близкими взрослыми, возникнут с ними конфликты. Это снова указывает на то, что развитие социальной зрелости подростка состоит не в том, чтобы безоговорочно удовлетворять все его повышенные потребности, а в том, чтобы научить их удовлетворять в сотрудничестве с близкими взрослыми, опираясь на его возросшие возможности (мотивы, волю, ум, интересы, стремление к взрослости и самоопределению).

Подросток – активное и вездесущее существо, ему хочется во все вникать, много знать, много уметь, но если в отношениях «взрослый – подросток» эти его достижения развития не направляются и не используются, у него пропадают желания и усилия к тому, чтобы быть активным, чего-то добиваться, преодолевать неизбежные трудности, возникающие в любой полезной деятельности. Всем известно, что в такой ситуации даже к основной своей деятельности – ученью – у подростка появляется беззаботное отношение, его успеваемость, несмотря даже на хорошее умственное развитие, оставляет желать лучшего.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.