Характеристика возрастов и закономерности — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Характеристика возрастов и закономерности

2019-08-07 793
Характеристика возрастов и закономерности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.А. ПЕРМЯКОВА

ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ:

ПРЕДПОСЫЛКИ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ,

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

(В НОРМЕ И ПРИ ОТКЛОНЕНИЯХ)

Учебное пособие

Иркутск 2006

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «ИГПУ»

УДК 152.27

ББК 88.8

П 27

 

Рецензенты: Д.Х. Астрахан, канд. мед. наук, доцент Иркут. гос. пед. ун-та;

                Е.А. Кедярова, канд. психол. наук, доцент Иркут. гос. ун-та.

П 27

Пермякова В.А.

Возрастное развитие: Предпосылки, периодизация, характеристики возрастов и закономерности (в норме и при отклонениях): Учеб. пособие. / В.А. Пермякова. – Изд. 3-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. – 184 с.                                      ISBN 5-85827-320-3

ISBN 978-5-85827-320-2

 

Учебное пособие подготовлено в помощь студентам, изучающим возрастную психологию, проблемы дизонтогенеза, коррекционную психологию и педагогику. В качестве предпосылок возрастного развития автор кратко рассматривает этапы внутриутробного созревания зародыша, эмбриона и плода человека, возможные патогенные факторы, которые могут воздействовать на каждом этапе, дает сравнительную характеристику закономерностей возрастного нормального и аномального развития, а также характеризует все возрастные периоды (от новорожденности до старости).

УДК 152.27

ББК 88.8

ISBN 5-85827-320-3 ISBN 978-5-85827-320-2  


Ó Пермякова В.А. 2002.

Ó Иркутский государственный

педагогический университет, 2002.


Валентина Андриановна Пермякова,

доктор психологических наук, профессор

Иркутского государственного педагогического университета

 

 

Редактор Е.В. Вторушина

Дизайн обложки Юлия Довбыш

 

Подготовлено к печати в редакционно-издательском отделе

ГОУ ВПО «ИГПУ» г. Иркутск, ул. Н.Набережная, 4.

ИГПУ, корп.5, оф.7. Тел. 24-13-01

Подписано в печать 18.12.06. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная.

Печать трафаретная. Усл. печ. л. 11,5. Уч.-изд. л. 10,22. Тираж 500 экз.

Заказ 5380.

Изготовлено в ООО «Репроцентр А1». г. Иркутск, ул. Лапина,1, оф. 101

Тел. 203-144, 999-003, 99-26-27


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

4

 

 

Глава I.  Этапы внутриутробного созревания как предпосылка

          возрастного развития детей

  9

 

 

Глава II. Причины нарушений внутриутробного созревания,

          их последствия

  20

 

 

Глава III. Возрастное развитие, его периодизация и закономерности

           в норме и при отклонениях:

  28
§ 1.

Общая характеристика возрастного развития (онтогенеза)

28
§ 2.

Условия нормального возрастного развития детей

43
§ 3.

Закономерности возрастного (нормального) развития детей

50
§ 4.

Закономерности отклоняющегося развития детей

60
§ 5.

Степени выраженности интеллектуальной недостаточности при олигофрении

  64

 

 

Глава IV. Краткая характеристика возрастных периодов жизни

           человека

  80

§ 1.

Период новорожденности 80

§ 2.

Период младенчества 82

§ 3.

Преддошкольный возрастной период (раннее детство) 84

§ 4.

Дошкольный возрастной период 86

§ 5.

Младший школьный возраст 94

§ 6.

Подростковый возраст 105

§ 7.

Старший школьный (ранний юношеский) возраст 114

§ 8.

Собственно юношеский возраст 120

§ 9.

Молодость 130

§ 10.

Зрелый возрастной период 135

§ 11.

Период старости 142

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

152

Задания к зачету (экзамену)

154

Практическая работа по теме: «Исследование самооценки личности»

160

Библиографический список

164

Приложение. Словарь психологических понятий

167
       

 

 

В В Е Д Е Н И Е

 

Возрастное развитие человека, или онтогенез, представляет собою динамический процесс количественного и качественного изменения человека во времени (от рождения до ухода из жизни). При этом изменение в процессе возрастного развития с необходимостью касается как его биологической (природной) основы, т.е. всех его органов и систем, так и становления человека как социального (культурного) субъекта, обладающего особой формой психики – сознанием.

Неслучайно основатель разработки проблем возрастного развития детей в отечественной психологии Л.С. Выготский считал, что у ребенка всегда есть два плана развития: природное (биологическое) и социальное (культурное, психическое). Природная организация является необходимой основой, предпосылкой для всего последующего психического развития ребенка и становления его как личности.

В учебниках и учебных пособиях по возрастной психологии, чаще всего, и особенно в последние годы, некоторые авторы, используя понятие «возрастное развитие», рассматривают только ведущую деятельность, социальную ситуацию развития и психику ребенка.

И, как правило, развитие человека рассматривается, начиная с «0», с момента его рождения. Однако существенной предпосылкой возрастного развития является внутриутробное созревание. Вот почему автор данного пособия рассмотрение проблем возрастного развития начинает с характеристики этапов внутриутробного созревания человеческого зародыша, эмбриона и плода, а также показывает причины нарушений этого созревания и их последствия. Это тем более необходимо в связи с увеличением количества детей, имеющих разнообразные отклонения в возрастном развитии.

Значение внутриутробного развития для последующей жизни человека очень трудно переоценить. Оно является существенной предпосылкой прижизненного возрастного развития, без которой не могла бы состояться сама жизнь. Что в этот период будет заложено, то и явится фундаментом, на котором станет выстраиваться возрастное развитие человека на всех этапах его жизни.

Стремление разгадать до конца тайны зарождения жизни (от момента ее зачатия до появления в новый мир) вызывает в настоящее время особенно пристальное внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Их интересует, можно ли этим процессом управлять с целями предупреждения нежелательных отклонений, какие факторы приводят к выкидышам, задержкам развития, преждевременным родам, смерти в период родов и внезапной смерти новорожденных, а также и другим трагедиям материнства и детства.

Перед исследователями встает вопрос, нельзя ли вмешаться в этот процесс, изменить генетическую, наследственную формулу, как это сделать, чтобы предотвратить отклонение, улучшить здоровье пока еще не родившегося ребенка. А для этого надо знать, какие силы управляют формированием органов и систем, чем вызываются родовые схватки, приносящие в мир новую жизнь, как воздействовать на наследственный аппарат с целью исправления дефектных генов. Доктор Тэтам (США, Рокфеллеровский университет), получивший Нобелевскую премию за исследования в области биохимии генов, считает, что для воздействия на дефектные гены может потребоваться в лучшем случае 50 лет, а то и все 200 [по 42, 22].

Интерес к данной проблеме расширил так называемые «перинатальные» исследования. Слово это имеет латинские корни («вокруг рождения»). Но сама идея важности периода внутриутробного развития зародилась в Древнем Китае, где возраст детей исчислялся с момента зачатия.

В настоящее время всем исследователям проблемы внутриутробного развития ясно, что развивающийся в материнской утробе будущий ребенок на определенном этапе своего развития уже способен воспринимать сигналы из внешнего мира и соответствующим образом на них реагировать. Если эти сигналы для него и матери неблагоприятны, то это пагубно влияет на развитие плода: у него учащается сердечный ритм, уменьшается потребление кислорода, задолго до его рождения появляется чувство тревоги и беспокойства, которое, как считают многие зарубежные исследователи, может надолго сохраняться в человеке. Такой, казалось бы, обычный фактор, как повышенный ритм сердечной деятельности матери, оказывает свое неблагоприятное влияние на плод. Врач Пауль Роквелл (Нью-Йорк) так описывает аборт 8-недельного эмбриона: «Я взял в руки плаценту и увидел, как в жидкости пузыря довольно быстро плавало микроскопическое существо мужского пола 2,5 см. Он полностью был сформирован, имел длинные конусообразные пальцы. Кожа его была почти прозрачна, а на кончиках пальцев легко различались тонкие артерии и вены. Он выказывал активность, плавал со скоростью один круг в секунду, как настоящий пловец» [цит. по 27, 17]. Когда врач взял хирургический инструмент, то эмбрион, почувствовав смертельную опасность, тревожно заметался, как бы пытаясь убежать от нее. Одновременно участились удары его сердца, они доходили от 140 до 200 в минуту. После этого врач наотрез и навсегда отказался производить аборты, считая это «беспредельной скудостью человеческой души и преступлением против жизни» [там же].

Современные новейшие технологии, такие как УЗИ, электронный контроль за сердцем эмбриона, радиационная иммунохимия и др. позволяют достаточно хорошо контролировать процесс внутриутробного развития. Ультразвуковой прибор работает так четко, что у эмбриона в период сокращения сердца можно различить даже крошечные открывающиеся и закрывающиеся сердечные клапаны. Во время аборта можно видеть как безжалостные холодные стальные инструменты врача, производящего операцию, отрывают тело эмбриона от его головы, разрывают, расчленяют и четвертуют его… В результате этих действий можно рассмотреть только куски тканей и осколки, указывающие на то, что здесь недавно было живое беспомощное крошечное человеческое существо. Так пишет текст к созданному фильму «Безмолвный крик» американский врач Бернард Натансон, который настоятельно рекомендует при показе этого фильма соблюдать осторожность, так как некоторые его кадры могут вызвать шоковую реакцию.

Определяющую роль в созревании зародыша, эмбриона и плода ученые отводят поведению самой будущей матери. Доктор Герхард Роттман (Зальцбургский университет) в результате многочисленных экспериментов [7] пришел к выводу, что от поведения будущей матери зависит, каким будет новорожденный ребенок. Всех изучаемых матерей он разделил на четыре категории. К первой отнес «идеальных матерей», то есть тех, которые осознанно или неосознанно, но хотели иметь ребенка и ждали его. Одна из них, будучи на седьмом месяце беременности, часто вечерами садилась в одиночестве у камина и тихо напевала колыбельную песенку своему пока еще не родившемуся ребенку. Позже, когда у нее родился сын, она замечала, какое магическое действие на малыша оказывала эта песенка. Если ребенок волновался и плакал, мать запевала эту колыбельную, и он тут же успокаивался.

Многие исследования, проведенные еще в 60-х годах, показали, что уже на шестом месяце плод ясно слышит и, что еще более удивительно, реагирует на голос матери, на музыку, проявляя при этом вкус и определенные движения: «На звучание ритмов рока – бьет ножкой, на музыку Вивальди даже самый беспокойный – успокаивается» [7].

Матери, относящиеся к первой категории, носили свою беременность без осложнений, роды у них протекали нормально, а появившиеся на свет дети обладали хорошим здоровьем.

Ко второй категории доктор Герхард Роттман отнес тех будущих матерей, которые категорически не желали появления ребенка. У них отмечались самые серьезные осложнения во время беременности и наибольшее число случаев преждевременных родов. У таких матерей чаще всего рождались дети с низким весом и повышенной возбудимостью, с риском иметь задержку психического развития.

К третьей категории были отнесены «двойственные натуры», которые, с одной стороны, выставляли напоказ радость по поводу своей беременности, а с другой, не отдавая себе отчета, боялись ее. Но внутриутробно развивающийся плод, который они в себе носили, улавливал это смешанное чувство. При рождении у многих детей наблюдались кишечно-желудочные осложнения и по мере их развития выявлялись значительные трудности в поведении.

Четвертая категория – это «безучастные матери», которые неосознанно все же не возражали против беременности. Однако по разным причинам (боязнь материальных трудностей, понимание неподготовленности к материнству, нежелание испортить карьеру) считали ее для себя нежелательной. Маленькие и уже чувствующие существа, «уловив» это двойственное состояние, были в полной растерянности. При рождении у многих из них отмечалась апатия, а у некоторых даже летаргия.

Шведский врач Петер Федор-Фрайберг в связи с экспериментами доктора Герхарда Роттмана приводит следующий факт: девочка родилась крепкой и физически здоровой, но сразу отказалась от грудного вскармливания. Изумленный врач обратился к ее матери и узнал, что она хотела сделать аборт, а ее муж очень ждал ребенка, поэтому беременность была сохранена. Совершенно очевидно, заключил врач, что девочка давно почувствовала неприязненное отношение со стороны матери.

Известны и отечественные данные, когда недоношенные (семимесячные) дети, чуть окрепнув (как правило, с 3-х месяцев), категорически отказываются от грудного вскармливания. Из бесед с их мамами выявлялось, что они хотели или даже пытались делать аборты.

Большое значение имеет также отношение к будущей матери ее супруга. От его участия и поддержки существенным образом зависит не только самочувствие жены, но и его будущего ребенка. Если он внимателен, предупреждает появление трудностей и заботится о создании благоприятного психологического климата, то жена и будущий ребенок чувствуют себя хорошо. Если этого нет, то беременная женщина становится повышенно чувствительной, нервничает, а в результате нередко беременность для нее становится маложелательной.

Исследования, начатые еще в 70-х годах прошлого столетия, показали, что замужняя женщина, у которой не сложились отношения с мужем, в значительно большей степени рискует родить не вполне здорового в физическом и эмоциональном отношении ребенка, чем женщина, живущая в любви и согласии.

Другие эксперименты показали, что в период внутриутробного развития будущий ребенок слышит голос своего отца, а, родившись, узнает его и соответствующим образом на него реагирует: например, перестает плакать, так как знакомый голос является для него признаком защищенности и безопасности.

Многие зарубежные исследователи считают, что различные к чему-либо влечения или отвращение, чувства тревоги, беспокойства и страха в какой-то мере являются следствием не только воздействия прижизненных условий, но и того опыта, который приобретается человеком еще на этапах его внутриутробного развития.

А это значит, что будущие родители должны начинать заботиться о здоровье и дальнейшем возрастном развитии своего ребенка уже в это время.

 


Глава I. ЭТАПЫ ВНУТРИУТРОБНОГО СОЗРЕВАНИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 

Внутриутробное развитие идет 280 дней, или 40 недель, или 9 солнечных, или 10 лунных месяцев (по 28 дней). Начинается оно с момента оплодотворения женской яйцеклетки, которая в своем движении по яйцеводу встречается с мужской клеткой (сперматозоидом). В мужской семенной жидкости до сотни миллионов сперматозоидов. Они передвигаются быстрее яйцеклетки и первыми попадают в фаллопиеву (маточную) трубу, и если это происходит в то же время, когда яйцеклетка выходит из яичника, то через ее оболочку пробивается много сперматозоидов, но оплодотворяет ее лишь тот, который достигает ядра первым. Существует два типа сперматозоидов: один несет мужскую половую хромосому «У», другой – женскую «Х». Яйцеклетка же, естественно, представляет собой женское начало и имеет женскую «Х»-хромосому.

«У»-хромосомы отличаются меньшим размером, и по сравнению с «Х»-хромосомой, обладают наиболее быстрыми движениями. Их примерно вдвое больше, чем «женских» сперматозоидов с «Х»-хромосомой. Но последние более живучи, они продолжительнее сохраняют способность к оплодотворению, так как могут «ждать» день-два выхода клетки из яичника. Поэтому пол ребенка зависит исключительно от того, сперматозоид какого типа окажется либо проворнее, либо устойчивее.

Если достигнет ядра яйцеклетки и сольется с ней сперматозоид, несущий «Х»-хромосому, то наличие двух женских хромосом даст в жизнь девочку; будет проворнее спермий с «У»-хромосомой – родится мальчик. Следовательно, так или иначе, но пол ребенка определяет половая клетка отца. Поэтому вероятность иметь сына больше, если это произошло в момент выхода яйцеклетки из зрелого фолликула (на 12-16 день менструального цикла, к только что созревшей яйцеклетке резвее «добегут» «У»-хромосомы). Если сперматозоиды попадают в маточную трубу за несколько дней до овуляции – выхода яйцеклетки из зрелого фолликула, – то ее «подкараулит» «Х»-хромосома, так как большинство сперматозоидов, несущих «У»-хромосому уже погибнут. И тогда появится вероятность иметь девочку.

Относительную слабость «У»-хромосомы, считают ученые, можно увязать со статистикой «пороков рождения». Известно, что большинство выкидышей и смертей новорожденных, так же как отклонений в развитии, приходится на долю детей мужского пола.

Через 30 минут после оплодотворения хромосомы сперматозоида и яйца сливаются в ядро новой клетки (зиготы). 23 материнских и 23 отцовских хромосомы составляют теперь полный набор в ядре образовавшейся новой клетки. Эти нитевидные хромосомы длиной до 7 микрон несут в себе более 30 тысяч генов, которые определяют наследственные признаки ребенка. Гены состоят из химического вещества – дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). ДНК делает глаза голубыми, карими, а волосы – темными, светлыми. От ДНК зависит телосложение, тембр голоса и даже анатомо-физиологические задатки для прижизненного развития (в благоприятных условиях) тех или других способностей ребенка.

Но вместе с тем, дефектные гены в какой-то степени предопределяют восприимчивость организма к разнообразным и общераспространенным заболеваниям, включая диабет, сердечно-сосудистые болезни, повышенное артериальное давление и др. Более того, некоторые генетические дефекты могут привести к так называемым «наследственным порокам обмена веществ», например, фенилкетонурии. Фенилкетонурия приводит к общему и психическому недоразвитию, осложненному текущим мозговым заболеванием. При своевременном диагнозе (сразу после рождения) эту тяжелейшую атипичную форму общего недоразвития (олигофрении), можно предупредить специальной диетой и  медицинским уходом.

Оплодотворенному яйцу требуется около недели, чтобы пройти фаллопиеву трубу и внедриться в слизистую оболочку матки. При этом делящиеся клетки образуют шар, представляющий собою полую гроздь из ста и более клеток, продолжающих делиться и дифференцироваться.

Это 1-й этап развития – образование многоклеточного зародыша, на который уходит первый месяц (1, 2, 3, 4-я недели) беременности.

При делении клеток образуются две оболочки: наружная, ворсинчатая – хорион, которая даст плаценту; и внутренняя, водная – амнион, где будет помещаться до рождения зародыш, эмбрион и плод.

В этот период идет образование околоплодного пузыря, пуповины и плаценты, то есть детского места, которое все девять солнечных месяцев будет обеспечивать его кислородом, теплом, питанием и выводить ненужные для организма вещества.

На третьей неделе развиваются так называемые зародышевые слои (листы, бласты), из которых совсем скоро образуются ткани и органы. Их три: 1-й слой – наружный – эктодерма, которая даст кожу с железами и волосами, ногти и зубы, нервную систему, органы чувств; 2-й слой – внутренний – энтодерма, которая обусловит появление органов пищеварения, щитовидной, поджелудочной, пищеварительной, слюнной желез, печени, трахеи и легких. В свою очередь энтодерма еще поделится и образует третий слой – средний, мезодерму, которая положит начало скелетной мускулатуре, сердцу, почкам, половым железам и соединительной ткани между органами.

Кроме оболочек и слоев на первом этапе развития многоклеточного зародыша формируется мозговая нервная трубка, передний край которой даст головной мозг. Образуются мозговые пузыри: сначала только три, а потом два из них еще поделятся пополам. Первый пузырь даст начало большим полушариям, второй – зрительным буграм и подкорковым образованиям, третий является зародышем среднего мозга, четвертый даст варолиев мост и мозжечок; из пятого образуется продолговатый мозг, который будет регулировать сердечную и дыхательную системы.

В третью неделю этого этапа появляются первые кровеносные сосуды. В настоящее время известно, что на 21-й день уже сформировано и бьется сердце.

В четвертую неделю первого месяца происходит закладка глаз, рта, лица, зачатки ручек и ножек. К концу первого месяца произошла первая закладка внутренних органов (кишечника, печени, почек, мочевыводящих путей).

Следует отметить, что в течение первого месяца есть так называемые критические дни [33, 71] – это седьмой и двадцать первый дни. На седьмой день, когда яйцеклетка движется к месту прикрепления в матке, наружный слой зародыша начинает вырабатывать гормон под названием хориальный гонадотропин, который сигнализирует организму матери о наступлении беременности и необходимости перестраиваться.

Именно под воздействием гормона хориального гонадотропина на 22-24-й день цикла прерывается менструальная функция. Наступают секреторные изменения, необходимые для развития зародыша. В этот критический период (при недостатке питательных веществ для зародыша) практически каждая вторая женщина может потерять беременность, даже не зная, что у нее мог бы родиться ребенок.

Сотрудниками отечественного института морфологии академии медицинских наук (научно-производственной фирмой «Мечников») разработан специальный метод ранней диагностики беременности «Тест контроля». В основе теста лежит исследование мочи на наличие в ней хориального гонадотропина. С помощью этого теста можно рано установить не только факт беременности, но и проследить за динамикой синтеза организмом гонадотропина, а, следовательно, за развитием и состоянием зародыша. Если по тем или другим причинам в анамнезе женщины уже были выкидыши на ранних сроках беременности, то, определив ее, можно провести необходимое поддерживающее лечение. А если по состоянию здоровья женщины или будущего ребенка беременность нежелательна, то врач поможет использовать наименее травматичный путь ее прерывания на самом раннем этапе.

Двадцать первый критический день – это период, когда у зародыша начало биться сердце и идет формирование головного мозга. Малейшие вредные воздействия нарушают его развитие. В.М. Сидельникова [33, 71] считает, что частота повреждений мозга ребенка в этот период отмечается у одного из тысячи детей. Причинам и дефектам, возникающим при повреждениях мозга на этапе формирования зародыша, посвящается вторая глава пособия.

2-й этап внутриутробного развития (с 5-й по 16-ю неделю) – это эмбриональное развитие, или этап интенсивного формирования всех внутренних органов и систем будущего человека. Он идет со второго по четвертый месяц включительно. На этом этапе развития эмбрион имеет хвост и мельчайшие бороздки на шее, напоминающие жабры эмбриональной рыбы. В течение многих лет некоторые зарубежные исследователи эти факты рассматривали как подтверждение того, что внутриутробное развитие человека «повторяет» эволюцию от рыб к пресмыкающимся и от них к млекопитающим. Однако уже тогда доктор Корнер (США) не был согласен с этим [29, 23] и подтверждал исследования наших отечественных ученых, считавших, что бороздки, похожие на жабры, представляют собою складки ткани, которые позднее будут участвовать в построении зобной и щитовидной желез, лица и ушей. Хвост, хотя он и настоящий, вскоре исчезает, образуя копчик, которым заканчивается позвоночник. Жизнеобеспечивающие системы эмбриона показаны на рисунке 1.

 

Снабжение материнской кровью   Плацента – детское место   Эмбрион   Околоплодные воды (аминиотическая жидкость) Пуповина   Плодный пузырь   Мышцы матки   Шейка матки

Рис.1 Жизнеобеспечивающие системы эмбриона

 

Рассмотрим этап эмбрионального развития по месяцам и неделям.

Второй месяц внутриутробного развития получил название малого органогенеза. Эмбрион обзавелся закладкой всех органов, у него совершенствуется строение сердца: формируются перегородки, крупные сосуды, сердце становится четырехкамерным. В печени появляются желчные протоки. К исходу второго месяца у эмбриона обрисовывается голова, нос, губы, верхняя и нижняя челюсть, плечо, бедро, голень, стопа. Он имеет крохотные пальчики на руках и ногах. Рост эмбриона достигает 2-3 см. Второй месяц внутриутробной жизни – критический для будущего ребенка, так как эмбрион продолжает оставаться все еще очень чувствительным ко всякого рода вредоносным факторам, которые могут вызвать повреждение не только головного мозга, но и врожденные пороки внутренних органов (например, сердца).

Рассмотрим несколько подробнее процесс развития эмбриона на втором месяце по неделям:

На пятой неделе начинают интенсивно формироваться нос и верхняя губа. Повреждающий фактор может вызвать расщелину губы.

На шестой неделе завершается формирование плаценты, и окончательно устанавливаются связи с материнским организмом. В плаценту постепенно врастают кровеносные сосуды, они тянутся к ней в виде пуповины, содержащей две пупочные артерии. Одна несет от матери кровь, насыщенную кислородом и питательными веществами, а другая – несет от эмбриона кровь с продуктами обмена, ограждая его от вредных элементов.

Плацента до конца внутриутробного развития, будет служить барьером между кровотоками матери и плода, а поэтому их кровь не будет смешиваться.

Уже можно сказать, что у эмбриона приходит в действие собственная система кровообращения. А так как на 2-м месяце начинают формироваться нос, губы, верхняя и нижняя челюсть, то уже можно сказать, что обрисовывается свое лицо.

В течение шестой недели образуется важнейший орган иммунной системы – вилочковая железа (тимус). Предполагается, что она уже сама осуществляет надзор за развивающимися клетками будущего ребенка.

На седьмой неделе, кроме совершенствования сердца и печени, бурными темпами идет развитие эндокринных желез, формируется головной мозг, ушные раковины, начинаются первые движения, которые из-за малого размера эмбриона материнским организмом еще не ощущаются.

Восьмая неделя характеризуется тем, что под влиянием генов «У»-хромосомы у мальчиков формируются мужские гонады (яички), которые начинают вырабатывать мужской половой гормон (тестостерон). Однако пока по внешнему виду определить пол трудно, особенно у девочек.

В два последующих месяца (третий и четвертый) происходит большой органогенез, к их концу все органы и системы в основном будут сформированы. Рассмотрим, что происходит в каждом из этих месяцев (в том числе – по неделям).

К концу третьего месяца внутриутробной жизни будущий ребенок уже двигает ручками и ножками, сжимает кулачки, поворачивает головку, открывает рот, глотает и даже пробует сосать свой собственный пальчик.

На 9-й неделе третьего месяца у него формируется рот, язык, и твердое нёбо. Идет активный рост мышц на руках и ногах, развиваются связки. Движения пока еще хаотичны, так как мозжечок не созрел и еще их не координирует.

На 10-й неделе завершается развитие глаз, но они еще закрыты веками. Заканчивается формирование рта и всего кишечного тракта, который закручивается в петли и удлиняется, а также оформляется прямая кишка. С этим связана и возможность глотания. К концу десятой недели уже есть большие полушария головного мозга, и начинает интенсивно развиваться мозжечок. Это подготавливает плавные движения, которые вскоре появятся в ответ на внешние шумы и движения матери.

В 11-ю неделю дальнейшее развитие получают эндокринные железы, почки, печень, формируются лимфоузлы. Идет окостенение скелета, и развиваются голосовые связки, хотя этот голосообразующий аппарат еще очень нежен и пока не в состоянии вибрировать.

К исходу 12-й недели можно определить пол эмбриона и специальным ультразвуковым стетоскопом можно фиксировать удары его сердца, которые свидетельствуют об определенной полноте его сил и энергии. В 12 недель у эмбриона уже появляются первые отпечатки пальцев.

На четвертом месяце внутриутробной жизни эмбрион стремительно набирает массу тела. Если в конце третьего месяца он имел вес 40-45 г., рост – 9-10 см., то на 16-й неделе его вес достигает 200 г., рост – 20 см. У него появляются волосы. Но значительным достижением этого месяца, наряду с большим органогенезом, является дальнейшее созревание головного мозга, появляется первая – височная, Сильвиева борозда.

Рассмотрим (по неделям) каким образом осуществлялось развитие внутренних органов и их функций.

13-я и 14-я недели. Все органы и системы начинают работать примерно так же, как после рождения. Раньше некоторые из них могли временно брать на себя не присущие им функции. Например, печень до сих пор выполняла кроветворную функцию, которую теперь стал осуществлять, как положено, красный костный мозг. И хотя оформились еще далеко не все клетки крови, но уже можно определить ее группу и резус-фактор. Печень же, как положено, заняла свое место в работе пищеварительной системы. Включаются в работу желудочно-кишечный тракт и желчный пузырь. Выделяется их первое содержимое, пока в основном оно еще состоит из желчи. На 15-й и 16-й неделях в слаженную работу всего организма включаются почки. Раньше выделительные функции выполняла плацента, а почка первоначально участвовала в формировании половых органов.

Сейчас почки сами начинают выделять мочу в околоплодные воды. В общий гормональный уровень организма вносят свою лепту и совершенствующиеся железы внутренней секреции, прежде всего – надпочечники.

Итак, с 16-й неделей завершился этап эмбрионального развития – интенсивный этап большого органогенеза. Считается, что на этом этапе внутриутробного развития будущий ребенок надежно защищен от опасностей плацентой, которая удаляет ядовитые продукты распада, длительно выполняет функцию легкого, снабжая эмбрион кислородом из крови матери. Однако, как мы узнаем из следующей главы, вредоносные факторы тоже могут привести к различным врожденным порокам, физическим и психическим нарушениям.

3-й этап внутриутробного развития (с 17-й по 40-ю неделю) – этап развития плода, имеющего уже четко различаемые половые признаки. Главное достижение этого этапа состоит в интенсивном формировании самого сложного и высокофункционального органа – головного мозга и его коры, так как именно мозг делает человека не только мыслящим, но и творческим существом, способным создавать материальные и духовные ценности.

На 3-ем этапе продолжается наиболее интенсивное формирование больших полушарий, складывание коры с ее слоями и тем количеством нервных клеток, с которым родившийся человек будет жить всю свою жизнь. В этот период появляется Ролландова борозда и все другие крупные борозды и извилины. Окончательно формируются подкорковые центры и продолговатый мозг с его приспособительными функциями – врожденными безусловными рефлексами. Они после рождения обеспечат необходимый переход к внеутробной жизни, помогут преодолеть кризис новорожденности и адаптацию ребенка к новым условиям.

Рассмотрим кратко последовательность развития плода по месяцам:

Пятый месяц (с 17-й по 20-ю неделю) характеризуется тем, что начинается такое движение плода, которым он уже вполне ощутимо заявляет матери о своем существовании. Особенно остро плод реагирует на ее неблагоприятное эмоциональное состояние, на недостаток кислорода, духоту в помещении. Плод отвечает шевелением даже на поглаживания и похлопывания по животу матери.

На пятом месяце образуется подкожно-жировая клетчатка, в два раза по сравнению с концом четвертого месяца, увеличивается его вес, он равен 400 граммам, а рост достигает 25 см.

Шестой месяц (с 21-й по 24-ю неделю) – начало второй половины беременности. По наблюдениям ученых будущий человек уже умеет спать (в сутки от 18 до 20 часов).

В 21-22-ю неделю у него идет интенсивный рост костей и мышц, а это приводит к возросшей потребности плода в кальции, который требует достаточного в организме матери свободного кальция. Если его не будет, то пострадают зубы матери, так как кальций плоду будет поступать из тканей ее зубов. Родившиеся в конце шестого месяца дети при обеспечении им хорошего медицинского ухода могут выжить, несмотря на то, что у них нет еще своих приспособительных функций, и незрелыми являются легкие, ибо, получая от матери кислород с током крови, они сами пока не дышат. Но органы дыхания (бронхиальное дерево) шестимесячного плода уже хорошо сформированы, вплоть до мельчайших пузырьков – альвеол. И если с помощью сложной дыхательной аппаратуры обеспечить работу незрелых органов дыхания – благодаря этому ребенок может выжить. Однако риск иметь значительные нарушения развития у него будет очень большим.

Седьмой месяц внутриутробной жизни (с 25-й по 28-ю неделю) можно охарактеризовать как период формирования приспособительных функций плода. Мозг плода устанавливает связи с корой надпочечников. В результате этой связи осуществляется продуцирование гормонов, необходимых для будущей адаптации к условиям жизни после рождения. Начинает созревать гипофиз, который самостоятельно, независимо от материнского организма, вырабатывает гормон роста.

Исследованиями доказано, что седьмой месяц беременности – это период становления органов чувств плода. Он различает запахи, обладает вкусом и зрительными ощущениями. Если во время ультразвукового обследования на живот матери направляется яркий свет, то на экране видно как плод вздрагивает и меняет позу, как бы загораживаясь от яркого света. Он дифференцирует звуки, выполняет избирательный ритм своих движений, повторяет их каждый раз в ответ на звучание определенной музыки. И более того, родившись, малыш обнаруживает память на музыку, которую он слушал в это время. Канадский дирижер Борис Бротт рассказал, что однажды в молодые годы, когда он разучивал со своим оркестром одно совершенно новое для себя произведение, вдруг партия виолончели показалась ему очень знакомой. Не переворачивая нот, он уже знал мелодию... Об этом дирижер рассказал своей матери, которая бы


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.