Для руководителей детско-юношеских — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Для руководителей детско-юношеских

2019-08-07 207
Для руководителей детско-юношеских 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для руководителей детско-юношеских

Самодеятельных театральных коллективов

«Создаём театр кукол своими руками»

Й выпуск

 

 

2010 год

Комплекс упражнений по сценической речи

Артикуляционная гимнастика:

1. Язык лежит плоско, корень языка опущен, маленький язычок поднят.

2. Верхнюю губу поднять, опустить – нижнюю  опустить, поднять.

3. Верхняя губа скользит по верхним зубам, нижняя – по нижним.

4. Рот открыт на всю ширину. Кончик языка медленно достаёт: кончики верхних зубов, нёбо, маленький язычок.

5. Рот закрыт. Губы трубочкой вытягиваются вперёд, медленно возвращаются и растягиваются в уголках рта.

6. Нижняя губа выворачивается вниз, приходит в нормальное положение.

7. Верхняя и нижняя губы максимально открываются при сжатых зубах.

8. Нижняя челюсть при закрытом рте двигается: вправо - влево, вперёд - назад.

9. Кончик языка поочерёдно пытается достать нос, подбородок.

10. Язык краями через верхние зубы сворачивается в трубочку и выдвигается вперёд.

11. Одновременно верхняя губа вытягивается вправо, нижняя – влево, затем наоборот.

12. Губы в форме трубочки вытягиваются поочерёдно вправо - влево. Затем совершают круговые движения вправо - влево.

13. Уголки нижней губы при закрытом рте растягиваются в стороны.

14. Указательными пальцами производятся движения от переносицы до висков по краям глазницы сверху и снизу поочерёдно.

15. Указательные пальцы скользят от гайморовых полостей полукруговыми движениями до ушей.

16. Круговые движения головой. Мышцы шеи медленно слегка натягиваются. Мышцы переднего участка шеи натягиваются.

17. Лёгким движениями пальцев шевелится подбородок.

 

Правила произношения:

*  Гласные в ударном слоге произносятся так, как пишутся. Ударные гласные в русском языке ВСЕГДА ДОЛГИЕ.

l.  Bce безударные гласные произносятся короче, и краткость безударного гласного зависит от положения его к ударному слогу (чем дальше, тем короче).

*  Гласные звуки в русском языке НИКОГДА не выпадают.

2. Гласные звуки: У, Ю, Ы, И, Э изменяются в безударном слоге только по протяжённости.

Установка речевого аппарата на гласный звук:

*  Если два рядом стоящих слова, одно из которых оканчивается на согласный твёрдый звук, а другое начинается на И, то произносится Ы:

КОТ и ПОВАР, ТАК и БЫТЬ.

*  Безударные гласные А и О в произношении не различаются: Приоритет, Анатолий, Стоматология, астрология.

*  Гласные безударные звуки О и А произносятся как чистый короткий звук А в следующих случаях:

1. В начале слова: Абрикос, оранжевый, отвёртка. 2. После частицы НЕ:

Неадекватный, необратимый, необъяснимый.

3.  После предлога У:

У Александра, у образца, у африканца, у Обломова

4. После приставки ПЕРЕ:

Переадресация, переосмыслить

5. В первом предударном слоге:

Стакан, провал, гранат, кровать, вражда, пробег

6. После приставок: ПРИ, ПРЕ:

Приостановить, преосвященство.

Гласные звуки О и А, стоящие далеко от ударения или после него произносятся как средний звук между А и Ы. Поклониться, подберезовик, головокружение

* При произнесении йетированных звуков Е, Я, Е, Ю йетация сохраняется в начале слова, после гласного звука, после разделительных Ь и Ъ знаков.

1. Ель, ёж, яма, юнга

2. Досье, зверьё, келья, вьюн, объезд, Илья

3. Заезд, пиявка, водоём, поющий

* Гласные звуки Е и Я в безударном положении произносятся как средний звук между Е и И.

В первом предударном слоге ближе к Е, в остальных случаях ближе к И. Объединение, клятвопреступник, трясогузка Привидение, кредит, прямоугольник, стяжательство

* Гласный звук А после Ч и Щ произносятся как средний звук между Е и И: ЩАВЕЛЬ, ЧАБАН ЖАКЕТ, ЛОШАДЕЙ, ЖАСМИН.

* Окончания прилагательных множественного числа ЫЕ, ИЕ произносятся как ЫИ, ИИ.

КРИВЫЕ, СИНИЕ, ГОЛУБЫЕ

* Согласный звук Г произносятся всегда со взрывом (исключение БОГ).

* Согласные звуки Ш, Ж, Ц   ВСЕГДА произносятся твёрдо.

* Все звонкие согласные звуки в конце слова заглушаются и произносятся как парные и глухие звуки.

* Звуки Ч и Щ всегда произносятся мягко.

* В словах ПОМОЩНИК и ВСЕНОЩНАЯ звук Щ теряет свою мягкость.

* В окончаниях родительного падежа ед. ч. муж. и ср. рода на ОГО, ЕГО вместо Г произносится В:

Дорогого, моего, маленького, колючего.

* Если в слове или на стыке двух слитно произносимых слов рядом стоят два согласных, из которых один звонкий, другой глухой или наоборот, то первый уподобляется второму. Этому правилу не подчиняются сонорные звуки М, Н, Л, Р и звук В.

К голове - Г голове                                   но: к Виктору

В поезд - Ф поезд                                           с велосипеда

С зубами - з зубами                                        к милой, в ногу,

                                                                     с Лидией, с работы

* Сочетания СШ и ЗШ в словах и на стыке двух слов произносятся как двойной долгий звук Ш. Расшитый, низший, расшатывать, без шипов

* Сочетания СЖ и ЗЖ на стыке приставки и корня или двух слитно произносимых слов произносятся как долгий двойной звук Ж (ЖЖ).

Сжатый, приз железный

* Сочетания ЗЖ и ЖЖ, находящиеся внутри корня слова, произносятся как долгий двойной мягкий Ж. (ЖьЖь) Позже - пожьже, брюзжать - брюжьжять, дрожжи - дрожьжи.

* Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как звук Щ или как долгий мягкий двойной Ш.

Резче - рещще, расчёт - ращщёт

* На стыке приставки и корня, предлога и стоящего за ним слова произносятся как ЩЧ. Расчувствоваться, бесчисленный, без чего-либо.

* Сочетания СЩ и ЗЩ в словах и на стыке слов произносятся как долгий и мягкий Ш. Расщелина, расщепление

* Сочетания ТЩ в начале слова произносятся как ЧЩ. Тщательно - Чщательно

* Сочетания ДЧ и ТЧ внутри слов и на стыке слов произносятся как двойной долгий звук Ч. Падчерица - паччерица, притча - причча.

* Звуки Т-Д смягчаются перед мягким В только в некоторых словах: ДВЕРЬ, ДВЕ, ДВЕНАДЦАТЬ, ЧЕТВЕРГ, ДВИЖЕНИЕ, ВЕТВИ.

* Мягко произносится звук И перед мягкими С-З в следующих словах: ПЕНСИЯ, ВАКАНСИЯ, РЕЦЕНЗИЯ и т.д. т.е Нь. АНГЕЛ.

Частичное смягчение: ЗМЕЯ, ЗМЕЕВИК, ЗМЕЙ ЗВЕРЬ, ЗВЕНЕТЬ, РАЗВЕ, ЗВЯКНУТЬ т.е Зь.

СМЕРТЬ, СВЕЧА, СВЁКЛА, СВЕТ т.е. Сь

Частичное смягчение СФЕРА, МЕДЛИТЬ, ПОДЛЕЦ, ДЛИННЫЙ, РЕЙСФЕДЕР.

* Перед мягким Н частично смягчаются Т-Д: ЗАДНИК, ОДНИ, ПЯТНИЦА и т.д.

Частичное смягчение: ВМЕСТЕ, ВМЯТИНА, НЕВМИНЯЕМЫЙ.

Частичное смягчение: ПЕРМЬ, ВЕРФЬ, ЧЕРВИ, ПЕРВЕНЕЦ, ТЕРПЕЛИВЫЙ, СКОРБЬ, В ЦЕРКВИ

* Сочетания ТСЯ, ТЬСЯ произносятся как ЦЦА.

 

Скороговорки.

1. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

2. Водовоз вёз воду из-под водопровода.

3. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

4. Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон.

5. Пришёл Прокоп, кипел укроп, ушёл Прокоп кипит укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

6. Курчавый ворчун кочергой коряги выкорчёвывал.

7. Повар Пётр, повар Павел.

8. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

9. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Карл Кларе вернул кораллы, а Клара Карлу кларнет нет.

10. Наш Полкан из Байкала лакал, Полкан лакал, не мелел Байкал.

11. Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

12. Нищий шуршит тысячными и пятитысячными.

13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

14. Бесперспективность бесперспективна.

15. Ткач ткёт ткани на платки Тане.

16. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки, про покупки, про покупки, про покупочки мои.

17. Вдруг из-под приподвыподверта подарок приподвыподвернулся.

18. Повадился дебил бодибилдингом заниматься.

19. Около кола – колокола, около ворот – коловорот, около колпака – палка. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать-перевыколоколовать, а коловорот переставить напротив ворот.

20. В шалаше шуршит штанами желтый дервиш из Алжира, и, окутавшись шелками, штуку кушает инжира.

21. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

22. Не меня ли Вы мило в заливы манили, в туманы лимана манили меня. На мели Вы лениво налима ловили и меняли налима Вы мне на линя.

23. Свиристель свиристел свирелью, а соловей осоловел.

24. Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то свинье и рыло, чтобы она рыла.

25. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

26. Терентий выстрелил дробью по перепелам да по тетеревам.

27. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

28. На дворе-подворье погода размокропогодилась.

29. Маланья-болтунья молоко болтала-болтала, да не выболтала.

30. Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

31. Рапортовал, да недорапортовал – дорапортовывал, да зарапортовался.

32. В Луку Клим луком кинул.

33. Вертятся на языке скороговорочка за скороговорочкой, как караси на сковородочке. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, а если перескороговоришь, то заговоришь, как реченька зажурчишь.

34. Скороговорка – это  трудновыговариваемая, скоропроговариваемая фраза со сложновыговариваемыми словосочетаниями.

33. В бору бобёр и брат бобра рубили бор без топора, бобёр и брат бобра добры, жаль вырубать бобрам боры.

34. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба на траве двора рубили дрова, да приговаривали: дрова вдоль двора, дрова вширь двора, дрова вглубь двора – не  руби дрова на траве двора – не  вместит двор дров.

35. Приятно было Ване в ванне, но вывинтился кран у ванны. Чтобы на место кран ввернуть, пришлось мастера вернуть. Долго кран пришлось винтить, чтобы накрепко ввинтить.

Рождение звука

Упражнение «ЦВЕТОК» (Из педагогической практики  А.И. Куницына)

(И.П. – исходное положение, З. – задание, И. – исполнение, Д. – дополнение)

Первый этап.

И.П.: группа образует круг, лицом к центру; ноги на ширине плеч, носки врозь; руки согнуты в локтях перед грудью, кисти свободно опущены; голова наклонена вперёд; плечи свободны; спина прямо.

З.: руки – лепестки большого цветка, который плавно рас­крывается, потом медленно и плавно закрывается.

И.: после плавного вдоха через нос (голова наклонена впе­рёд) – выдох, на котором негромко и протяжно произ­носится звук М-М-М... (губы слегка сомкнуты, нижняя челюсть свободна, верхние и нижние зубы не соприкаса­ются); одновременно со звуком М-М-М... кисти рук плавно совершают движение вперёд и вверх, но не выше лица, голова приподнимается; кисти раскрываются ладонями вверх, пальцы свободны – звучание прекращается; плав­ный вдох через нос; выдох – одновременно со звуком М-М-М... руки и голова движутся в обратном направлении и возвращаются в И.П. – звучание прекращается. Упражнение выполняется на счёт 8 (на 4 счёта – раск­рытие цветка, на 4 – закрытие); уровень громкости зву­чания М-М-М... одинаков на всем протяжении выполнения упражнения – негромко; при раскрытии «цветка» звук, зародившийся «в груди», как бы движется за кистями рук и увеличивается в объёме – раскрывается.

Д.: обязательное условие выполнения упражнения – введе­ние несложных предлагаемых обстоятельств: какой цве­ток, как пахнет, какого цвета лепестки, отчего происхо­дит «пробуждение» и пр.

Второй этап.

И.П.: группа располагается так же; ноги на ширине плеч; корпус наклонен вперёд, голова опущена; руки и ноги свободно.

З.: руки и корпус – лепестки большого цветка, который плавно раскрывается, потом закрывается.

И.: после плавного вдоха через нос – выдох, во время ко­торого протяжно звучит М-М-М...; одновременно с «мы­чанием» руки и корпус совершают плавное движение вверх – руки до положения «чуть выше головы», корпус и голова до положения «прямо»; затем руки, голова и корпус возвращаются в И.П.

Упражнение выполняется в среднем темпе на счёт 8 (на 4 – открытие «цветка», на 4 – закрытие); уровень гром­кости меняется: начинается тихо, с каждым счетом до 4 чуть громче, с каждым счетом от 5 до 8 – чуть тише.

Третий этап.

И.П.: группа располагается так же; в приседе, правая нога на колено; корпус собран «в комок», голова к колену; кисти рук свободно на полу ладонями кверху.

З.: руки, корпус, ноги – весь человек – лепесток огромного цветка, который плавно раскрывается вверх и тянется к солнцу.

И.: при выдохе, во время плавного «мычания», руки и корпус совершают движение вверх до полного распрямления, ру­ки выше головы, чуть вперёд и «тянутся к солнцу»; кор­пус прогибается.

Упражнение выполняется в среднем темпе на счёт до 12; уровень громкости меняется: начинается тихо, с каждым счётом до 8 чуть громче, потом затихает и сходит на нет.

Д.: упражнение может исполняться индивидуально, парно и в группе; нужно избегать отведения головы далеко назад, что провоцирует излишнее напряжение мышц шеи; необходимо следить за свободой плеч – они не должны подниматься; при возникновении трудностей в налаживании естественно­го звучания и нахождения звуковысотной «середины» до­пустимо задавать тон, пользуясь музыкальным инструмен­том: для низких мужских голосов – «си» большой октавы, для высоких – «до» малой октавы, для женских низких го­лосов – «си» малой октавы, для высоких – «до» первой.

После настройки звучания грудного резонатора настраива­ется верхний (головной) резонатор. Здесь также опасны спешка и переутомление. Залог успеха – в непринуждённости и ес­тественности звучания в наиболее благоприятном участке ди­апазона речевого голоса и в точности выполнения простых актёрских задач, которые пронизывают каждое упражнение и создают предпосылки для опосредованного, косвенного воздей­ствия на голосовой инструмент. При легко сомкнутых губах и свободной нижней челюсти (верхние и нижние зубы не смы­каются) звук М поочерёдно направляется в резонирующие зоны лица и головы – в зубы, в переносицу, в губы, в лобные пазухи, в темя, в затылок. Последовательность может изме­няться в зависимости от индивидуальных вибрационных про­явлений.

Высота тона избирается такая, чтобы студенту было оди­наково легко настраивать и головной, и грудной резонаторы: приблизительно два-три тона середины высотного диапазона. В начале формирования вибрационных ощущений следует дифференцировать настройку резонаторов, уделяя каждому из них специальное внимание. В дальнейшем надо стремиться к единому объёму звучания с максимальным использованием природных возможностей всей резонаторной системы.

 

Улучшение резонанса:

Упражнение «СПОР»

Один из участников упражнения предлагает другому что-либо взять, прочит в чем-либо помочь и т. п. При этом он произносит фразу: «НА-НА-НА-НА-НА». Второй участник отказывается, говоря: «НО-НО-НО-НО-НО». Тогда первый наста­ивает: «НУ-НУ-НУ-НУ-НУ», – второй ещё решительнее отка­зывается: «НИ-НИ-НИ-НИ-НЙ!!»

Кроме укрепления резонаторного звучания такое упражне­ние повышает действенность речи, дыхательную и голосовую активность.

Каждая пара студентов придумывает свои условия диалога, не совпадающие с условиями игры других пар.

Упражнение «Мыльные пузыри»

Представьте себе, что нужно сохранить летящий мыльный пузырь и не дать ему опуститься на землю. Это можно сделать, если надеть на руку мягкую пуховую варежку и осторожно, подставив её под опускающийся пузырь, приподнять его, на­правив вверх. Поднимает пузырь вместе с рукой гласный звук, соединённый с М или М': МУ, МО, МА, МЭ, МИ, МЫ или МЮ, МЁ, МЯ, ME, МИ.

Упражнение помогает озвучивать гласные мягко, на середи­не звука, в максимально выгодной для резонирования позиции, найденной и подготовленной сонорными М и М'.

Укрепив удобную позицию, можно переходить к более ин­тенсивной атаке звука, заменив воображаемый мыльный пу­зырь воздушным шариком, а потом и мячом.

Упражнения с закрытыми слогами (по типу: МУМ-МОМ-МАМ-МЭМ-МИМ-МЫМ или ЛЮЛЬ-ЛЁЛЬЛЛЛЬ-ЛЕЛЬ-ЛИЛЬ) позволяют активно привлекать к звучанию нижний резонатор, выравнивают звучание гласного двумя сонорными. Это осо­бенно полезно женским голосам. Возможно применение и на­певных упражнений с последующим переходом на речевое звучание.

Для того чтобы выработанные в упражнениях навыки луч­ше закреплялись, в резонаторный тренинг вводятся тексты, обычно такие, в которых преобладают сонорные звуки. Вот небольшая группа описанных ранее упражнений, где вместо мычания введены короткие тексты.

Упражнение «Феи»

Текст взят из стихотворной сказки Е. Честнякова «Феи».

Красавицы феи *

Под звуки свирели

Плясали и пели,

И ели шумели,

И реки журчали,

И струны звучали:

«Развеем печали», –

Они нам сказали,

Цветы говорили,

Кивали, манили,

Улыбки дарили

И песни творили.

Это упражнение направлено на развитие плавности, музы­кальности речи, слитности произнесения звуков в слове, в поэтической строке. Оно укрепляет резонаторное звучание, полётность, округлость и мягкость речевого голоса. С его по­мощью можно добиваться устойчивости дыхательной опоры, эластичности работы ротового резонатора, всей артикуляцион­ной системы. Такой широкий спектр возможностей возникает благодаря мелодичному, размеренному движению поэтической строки «Фей», обилию сонорных звуков, живому по видениям описанию праздника фей – мягкости их движений, негром­кости и притягательности их пения, – а это с первых же звуков не допускает форсированности звучания.

Произносится текст «Фей» с плавным перебрасыванием из руки в руку гимнастической палки. Ноги при броске расстав­лены широко и пружинят, колени чуть согнуты. Палка в полёте совершает восьмёрку: при броске палки правой рукой влево – кисть правой руки ладонью вверх, ловить палку левой рукой изнутри – кисть левой руки ладонью наружу. Момент соединения палки с рукой должен быть мягким, почти неза­метным – лучше избегать хватательных движений. Подбрасы­вается палка при произнесении одной поэтической строки дважды: на «красавицы» и на «феи», на «под звуки» и на «свирели» и т.д. Бросок желателен на ударном гласном звуке слова. По амплитуде полёта палки броски разнятся – на глав­ное слово в строке подброс выше.

Можно рассказывать «Фей», используя вальсирование. Дву­стопный амфибрахий совпадает с ритмом вальса, и поэтому пластика танца становится особенной, музыкальной, «вол­шебной».

Если упражнение исполняется группой, то следует стремить­ся к синхронности движений и к единству речевого звучания.

В упражнения, формирующие у студентов навыки верного сценического голосоведения, насыщенное резонаторное звуча­ние, полезно вводить физические движения. Прыжки, кувырки, движения рук, ног, корпуса – приучают речевой голос не терять наработанные профессиональные качества при испол­нении материала любой длительности и сложности, помогают координировать звук и движение. Основное внимание в соеди­нении речи с пластикой следует уделять упражнениям-этюдам с целенаправленной системой движений и игровыми ситуациями.

Настройка голоса

Бывают и такие голоса, которые хорошо слышны в театре на самом высоком или, напротив, на самом низком ре­гистре, при полном отсутствии медиума (т.е. середины звукового регистра). Одних тянет вверх, отчего голос застаивается и напрягается до визга. Другие гудят и скрипят на низах. Насилие портит тембр, а регистр из пяти нот не даёт выразительнос­ти», – так писал К.С. Станиславский, характеризуя некоторые голоса профессиональных актёров. У юношей и девушек, при­ходящих в театральные школы, часто наблюдаются в одних случаях регистровая пестрота, неуравновешенность, в других – неяркость, вялость регистров. «Надо обладать настроенным ин­струментом, чтобы иметь возможность с предельной убедитель­ностью и ясностью выражать мысли и чувства, составляющие сущность играемого образа», – отмечал Ю.М. Юрьев. Одним из серьёзнейших качеств «настроенного инструмента» (голоса) следует считать его способность выполнять любой интонацион­ный рисунок в рамках широкого диапазона голоса.

В работе над голосом немалая нагрузка приходится на вос­питание и укрепление регистров: верхнего – для создания пра­вильного посыла звука, его яркости, звонкости, полётности, нижнего – для объёмности звучания, опоры звука, тембровой насыщенности, динамической подвижности. Так как головной регистр легче проявляется на высоких нотах, а грудной – на низких, на начальном этапе тренинга у студентов в большин­стве случаев более или менее отчётливо различаются два го­лоса – два тембровых звучания: один тяжёлый, неполётный, другой резкий, негибкий, срывающийся. Но какой же актёр захочет подражать купринскому герою из рассказа «Корь», о котором автор писал: «Читал же он самым неестественным, нутряным голосом, точно чревовещатель». Обязательно нуж­но добиваться качественного, тембрального единства на всем диапазоне звучания: от самых верхних до самых нижних нот.

Исходным рубежом является определение «середины» голоса, присущей каждому человеку индивидуально. Именно здесь ощу­щается удобное для голоса смешанное звучание с вибрационными колебаниями в верхнем и нижнем резонаторах.

При «смешанном» звучании важно, чтобы все положитель­ные качества грудного и головного регистров были введены в действие. Добившись единства на нескольких индивидуально удобных средних нотах, можно постепенно переходить к зву­чанию выше и ниже «середины». Постепенное расширение еди­ного тембрового звучания говорит о сглаживании регистров. Голос приобретает выносливость, полётность, насыщенность, как бы подкрепляется грудным и головным резонированием, что позволяет создать благозвучный тембр. Актёр получает возможность справляться с ролями любой голосовой трудности и достигать в них художественного звучания.

Итак, под «смешанным» понимается такое звучание голоса, при котором чем выше по тону поднимается звук, тем активнее работает нижний резонатор, и чем ниже по тону опускается звук, тем активнее действует верхний резонатор. Происходит скрещивание грудного и головного механизмов звучания. В педагогической практике этот способ получил название «микстового» (mixtus – смешанный) звучания. При микстовом зву­чании происходит тембральное сглаживание регистров.

Микстовый способ выравнивания регистров (микст) родился и получил широкое применение в практике ведущих вокаль­ных педагогов. Целесообразность его использования в воспи­тании речевых голосов доказал теоретически и практически С.Волконский, утверждавший, что необычайно важно «опус­тить головные ноты возможно ниже и вогнать грудные воз­можно выше... Этим... раздвигаются те естественные границы, в силу которых только высоким нотам принадлежит головной тембр и только низким принадлежит грудной».

В процессе единения регистров студентам важно осознать и почувствовать, что с переходом от «середины» вниз по ди­апазону внимание к головному регистру повышается, активи­зируется головное резонирование. С переходом от «середины» вверх грудное звучание также не ослабевает. Помощь в коор­динации головного резонирования с грудным приходит со сто­роны вибрационных ощущений.

Немалую пользу при сглаживания регистров оказывает внутренний слух. Профессор Донец-Тессейр советует: «Чтобы сформировать звук, надо сначала его хорошо услышать внут­ренним слухом, представить его себе с полной ясностью. Если внутреннее представление ясно, то и голосовой аппарат чётко выполнит нужные для этого движения; если же представление неясно, то и голосовое воплощение будет неопределённым». Уделять внимание внутреннему слуху, развитию его необхо­димо на протяжении всех лет обучения.

По характеру упражнения, направленные на укрепление микстового звучания голоса, делятся на три группы:

а) напев­ные,

б) напевно-речевые,

в) речевые

(названия условные, не­обходимые нам лишь в рабочем порядке). В них используются специально подобранные звукосочетания, слова и стихотвор­ные тексты.

Напевные упражнения помогают постепенному становлению микстового звучания, позволяют точно уловить совмещение головного и грудного звучания, выравнивают звучание гласных и согласных от звукосочетаний к фразам. Для тренинга этой группы упражнений необходим музыкальный инструмент.

Напевно-речевые упражнения, в которых напевное звучание чередуется с речевым, дают возможность продуктивного пе­ренесения навыков, достигнутых с помощью музыкального ин­струмента, непосредственно в речевое звучание.

Речевые упражнения позволяют развивать и закреплять при­обретённое в предыдущих упражнениях, пролагая путь к вер­ному звучанию в отрывках, сценах, спектаклях.

В процессе выравнивания регистров важно, чтобы ни в одной точке звуковысотного диапазона не было пропуска, ре­гистровой «дырки».

В воспитании объёма звучания хорошим помощником мо­жет стать рука. Например: исходное положение кисти руки – на уровне подбородка. С повышением тона рука понижается – чем выше тон, тем ниже рука, тем больше внимания к груд­ному звучанию.      И наоборот: с понижением тона рука повы­шается – чем ниже тон, тем выше рука, тем активнее головное звучание.

Все упражнения вначале лучше выполнять на среднем уров­не громкости. Когда звук получит единое тембровое оформ­ление и голосовые складки закрепятся в едином механизме функционирования по всему звуковысотному диапазону на среднем уровне громкости, тогда возможны изменения дина­мики звучания. Правильное пользование микстом помогает расширению звуковысотного диапазона без насилия над голо­совыми складками. Крайние ноты диапазона легче «берутся» при миксте.

Комплекс упражнений

Комплексное упражнение

Выполняем первую часть:

на счёт 1 (счёт ведётся в условной «5-ой» скорости – интервал между счётом = одной секунде) – напрягается левая ступня (внимательно смотрите, чтобы всё тело было расслаблено! напрягается только группа мышц, соответствующая обозначенной части тела!) на счёт 2правая ступня

Счёт 3 – напряжение в левой ноге до колена;

Счёт 4 – напряжение в правой ноге до колена;

Счёт 5 – левая нога до бедра;

Счёт 6 – правая нога до бедра;

Счёт 7 – напрягается левая ягодица;

Счёт 8 – напрягается правая ягодица;

Счёт 9 – напрягается нижняя часть живота;

Раздел. Скорость. Инерция.

Управлять скоростью движения в нестандартных сценических ситуациях возможно лишь тогда, когда не только в сознании, но и в мышечной памяти  присутствует готовность сдерживать инерцию и регулировать процесс ускорения и замедления движения в соответствии с пространством и временем.

Работа со скоростью начинается с обычной ходьбы. Средняя скорость сценической ходьбы - это скорость привычного для нас движения, когда мы не спешим, но и не замедляем шаг специально. Условно назовем ее пятой скоростью. От средней - пятой - установим условно четыре скорости на замедление (4, 3, 2, 1) и четыре на ускорение (6, 7, 8, 9). Это вовсе не значит, что скоростей может быть только 9. Условные 9 единиц необходимы для создания у актера "внутреннего спидометра" движения. Каждое изменение скорости должно быть процессом не только индивидуально ощутимым, но и видимым.

С освоения разных скоростей начинается работа с темпо-ритмом. Нельзя сказать, что игра в одной скорости интереснее, чем в другой. Это зависит от ситуации.

Работа со скоростями - это работа не только с временем и пространством, но с напряжением и инерцией. Важно, каким образом учащийся перераспределяет напряжение в теле, меняя скорость, и как управляет инерцией, когда на его пути встречается препятствие, заставляющее остановиться или поменять направление движения.

Любое ускорение и замедление движения должно быть подчинено контролю напряжения и инерции.

Например,  полный круг прямой рукой назад или вперед: в естественном процессе движение рукой вниз по инерции ускоряется, вверх- замедляется. Нужно попробовать выполнить движение рукой в одной скорости, что потребует дополнительного внимания и напряжения.

Умение  управлять инерцией движения зависит от его умения контролировать себя, как в коротком жесте, так и в длительном перемещении из одной точки пространства в другую. От того, насколько хорошо учащийся управляет инерцией, зависит, как точно он закончит движение, и насколько естественно сможет существовать в момент перехода от одной скорости к другой.

Упражнение. Ходьба по кругу в разных скоростях и направлениях. По сигналу скорость меняется.

Упражнение. Бежим. По сигналу "хлопок" перед нами возникает "пропасть". Фиксируем позицию на одной ноге. Играем ситуацию баланса. Мягко опускаем поднятую ногу и фиксируем позицию.

Упражнение. Быстрая ходьба в разных направлениях.По сигналу зафиксировать позицию на одной ноге. По сигналу продолжить движение. По сигналу - прыжок и фиксация позиции на одной ноге. По сигналу продолжить движение. По сигналу упереться руками в пол и зафиксировать позицию на трех точках опоры (двух руках и ноге). По сигналу продолжить движение. Выполнять действия в соответствии с условными сигналами. Распределять движение в пространстве относительно партнеров. Рекомендуется менять скорость движения, а также очередность и значение условных сигналов, соответствующих предложенным действиям.

Упражнение. Перед учащимся ставится простейшее задание. Например: поднять стул, перевернуть в воздухе и поставить его на место. Это задание выполняется в разных скоростях. Затем задание может усложняться добавлением  движений (залезть на стул, стряхнуть с него пыль, сесть на стул, пролезть под ним и т.д.) При этом  у каждого этапа может быть своя скорость (скорость определяет педагог).

Упражнение «Верёвка». Исходная позиция. Ноги на ширине плеч, баланс на полу пальцах. Одна рука поднята, за нею тянется все тело – «верёвка». Представим, что «верёвку» держат за верхний конец и активно тянут вверх. Поэтому постоянное ощущение натянутой веревки сохраняется в теле до условного сигнала, по которому "веревку" начинают медленно и равномерно опускать на пол.

Задача и действия. Необходимо уложить свое тело, сохраняя последовательность движений, так, чтобы последней "укладывалась" на пол кисть поднятой руки - верхний конец воображаемой веревки, за который ее вновь поднимают и вытягивают. Выполнить упражнение в 3-4-х разных темпах, например, на счёт 8, 4, 2, 1. Увеличение скорости не должно лишать движение мягкости, и, самое главное, логики. Движение как вниз, так и вверх должно быть удобно, оптимально по затрате энергии, а это значит, что, независимо от скорости, мы должны сознательно управлять процессом движения, выполняя действие на «тормозе».

Упражнение «Тень»

Исходная позиция и действия. Один партнёр стоит за спиной другого на расстоянии 2-3-х шагов. Ведущий партнёр свободно перемещается в пространстве, а ведомый в точности, как тень, повторяет его движения. Выполняя поворот на 180°, ведущий отдает лидерство «тени», и партнёры меняются ролями. Движения, которые предлагает ведущий, должны быть понятны его партнёру. Не следует делать много мелких движений, а движения в быстром темпе необходимо повторить несколько раз, чтобы партнёр смог понять рисунок и выполнить его. В дальнейшем это упражнение можно выполнять с музыкой, конструируя движение по принципу построения фразы.

 

М. САДОВСКИЙ

НЕ САДИСЬ НА ПЕНЁК, НЕ ЕШЬ ПИРОЖОК!

Пьеса в 2-х действиях по мотивам

русской народной сказки «Маша и Медведь»

Действующие лица:

Ведущий

Маша

Бабушка

Дедушка

Медведь Михал Иваныч

Мышка

Подружки

Интермедия первая

Ведущий (в руке у него балалайка. Он имитирует на ней «игру». Звучит наи­грыш):

Трень да брень,

Да трень, да брень!

Сказку нам начать не лень.

Ну-ка, балалайка,

Звонче заиграй-ка!

В сказке Мышка

И Медведь.

Он умеет громко петь,

Сам послушай, погляди!

С нами в сказочку иди!

В сказку всех

С собой зовем,

Спорит в ней

Добро со злом.

Всех мы приглашаем...

Вот... и... начинаем!..

Картина первая

На поляне избушка. Перед ней Де­душка и Бабушка. Раннее утро.

Дедушка: Бабка, корову подоила?

Бабушка: Да уж гулять отпустила! А ты в кадку воду налил?

Дедушка: Как же! И плетень под­новил!

Бабушка: Ишь, расхвастался! А я и Двор убрала, и пол подмела, и щи в печи! Дедушка: Ох ты!

Бабушка: Да и солнце ещё не по­казывалось!

Дедушка: То-то и оно! (Берёт лыко и колодку. Поёт.)

Лыко клыку,

Строчка к строчке

Собираются рядком,

Будут внучке Лапоточки,

Чтоб не бегать босиком.

Бабушка (берет клубок и спицы, продолжает песню):

Разноцветные

Клубочки,

Петель ровные рядки,

Внучке

Мягкие носочки,

Чтоб не терли лапотки!

Дедушка: Тише ты пой, старая! Не буди Машеньку!

Бабушка: И то правда. Пускай по­спит, сон доглядит.

Дедушка: А уж и лапоточки-то на­рядные получаются, загляденье.

Бабушка: А и хвалиться ты лю­бишь...

Дедушка: Да как говорится:

Чтоб мне провалиться —

Такие лапти

 В округе не найти!

 

Из дома выходит Маша.

 

Маша: Здравствуй, Бабушка! Здрав­ствуй, Дедушка!

Бабушка и Дедушка (вместе): Утро доброе, внученька!

Маша: О чем вы это спорите?

Дедушка: Глянь-ка, какие я тебе лапоточки приготовил, говорю — во всей округе краше нет.

Бабушка: Вот и я тебе, внученька, носочки под лапоточки, чтобы мягче бы­ло, связала! Попей молочка, да отрежь хлебца ржаного!

Маша: Спасибо, Бабушка, спасибо, Дедушка! Умоюсь водицей,заплету косицу, да и помогать вам стану! (Уходит)

Бабушка: Вот уж нам радость на старости лет!

Дедушка: Не говори! А без неё тос­ка тоской — дом пустой!

Маша: (пьёт молоко): Ох и вкусно! Какой у тебя хлеб душистый получается, Бабушка!

Бабушка: Погоди, вот еще пирогов сегодня напеку!

Слышится песня.

Подружки: Солнце встало спозаранку,

Разбудило каждый дом.

На заветную полянку

В лес п


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.