Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-08-07 | 156 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Семь пунктов – это:
1. Подготовка – опора для Дхармы;
2. Собственно практика – тренировка в бодхичитте;
3. Превращение неблагоприятных обстоятельств в путь пробуждения;
4. Применение практики в жизни;
5. Степень мастерства в тренировке ума;
6. Обязательства в тренировке ума;
7. Руководящие указания по тренировке ума.
Подготовка – опора для Дхармы
Что касается первого пункта, коренной текст говорит:
«Во-первых, тренируйтесь в подготовке».
Тут есть две части: подготовка к периоду медитации, и подготовительные наставления.
Подготовка к периоду медитации
Во-первых, в начале каждого периода медитации представляйте, что гуру сидит над вашей головой на сиденье из лотоса и луны. У него светящееся тело, его счастливое лицо улыбается; с неразличающим сочувствием смотрит он на всех существ. В нем представлены все коренные гуру и гуру линии.
С интенсивным уважением и преданностью, если хотите, повторите сто или тысячу раз обращение к линии и, в особенности, следующее пожелание:
Я прошу твоего благословения, мой гуру, великий и действительно достойный духовный друг. Прошу, сделай так, чтобы любовь, сочувствие и бодхичитта проявились в моем уме.
Потом представьте, что гуру спускается через отверстие Брахмы и усаживается в вашем сердце в шатре из света, подобном открытой раковине. Это упражнение в интенсивном уважении и преданности известно как гуру-йога. Важно начинать каждый период медитации таким образом.
Подготовительные наставления
Во-вторых, что касается подготовительных наставлений, если четыре размышления (т.е. трудность обретения свободного и одаренного существования, смерть и непостоянство, рассмотрение недостатков самсары, и действие как причина и результат) являются чем-то новым для вас, то их полное объяснение находится в текстах постепенного пути. Надо поработать над этими соображениями так, чтобы они уж точно стали частью вашего мышления. Для тех, кому интересно, здесь приводится сжатое изложение основных моментов.
|
Чтобы обрести основу для практики Дхармы – наше драгоценное человеческое существование, свободное, одаренное и предоставляющее отличные возможности – надо совершать хорошие поступки, так как они являются его кармической причиной. Поскольку число тех чувствующих существ, которые усердно совершают положительные действия, очень мало, то и их результат – свободное и одаренное существование – встречается нечасто. Если оценить количество других чувствующих существ, например, животных, становится ясно, что человеческое существование – это весьма редкая возможность. Поэтому искренне занимайтесь практикой Дхармы, чтобы не растратить впустую то человеческое существование, которое сейчас обрели.
Кроме того, поскольку жизнь неопределенна, причины смерти бессчетны, и нет уверенности даже, что смерть не придет сегодня, надо прямо сейчас прилагать усилия к практике Дхармы. После смерти ничего, кроме хороших и плохих действий, не останется с нами – ни благополучие, ни еда, ни имущество, ни земля, ни тело, ни общественное положение. И так как пользы от них будет не больше, чем от соломы, ни в чем из этого нет нужды.
После смерти сила кармы приведет к тому, что мы родимся в одном из шести классов существ. Но где бы мы ни родились, у нас не будет ничего, кроме страданий, ни даже щепотки счастья.
Поскольку счастье и страдание возникают исключительно из положительных и негативных действий, вы не должны делать ничего плохого, даже если что-то угрожает вашей жизни. Надо с усердием совершать только хорошие поступки.
Энергично тренируйтесь в таком мышлении. В конце каждого периода медитации делайте пожелание в семи частях столько раз, сколько можете, а в периоды после медитации на деле применяйте эти размышления. Эти наставления применимы ко всем формам подготовки и к самой практике.
|
Собственно практика – тренировка в бодхичитте
Что касается второго пункта, т.е. самой практики, то здесь есть два момента: опосредованная медитация на абсолютной бодхичитте, и основная медитация на относительной бодхичитте.
Абсолютная бодхичитта
В свою очередь, первый раздел также подразделяется на два: наставления для периода медитации, и наставления по практике в периоды после медитации.
Медитация
Что касается первого, то после практики гуру-йоги, описанной выше, сядьте прямо, и по мере того как вы вдыхаете и выдыхаете, без отвлечений снова и снова считайте двадцать одно дыхание. Такое упражнение сделает вас подходящим сосудом для практики медитации.
Насчет самой практики:
«Смотрите на явления как на сон».
Явления, т.е. мир и его обитатели, – это объекты, которые мы схватываем своими чувствами. Эти видимые формы – всего лишь проявления запутанности нашего ума. В конце концов, в реальности они никоим образом не существуют, и подобны видениям во сне. Обдумывая эти строки, тренируйте в себе склонность смотреть на мир таким образом.
Что касается вопроса, реален ли ум сам по себе:
«Изучите природу нерожденного осознавания».
Если вы прямо посмотрите на присутствие ума, то не обнаружите там ни цвета, ни вида, ни формы. Во-первых, так как ум не имеет начала, он никогда не возникал. Сейчас он не находится нигде, ни внутри ни снаружи нашего тела. Наконец, ум – это не какой-то предмет, который куда-то уйдет или прекратит существование. Изучая и рассматривая ум, вам следует прийти к четкому и определенному пониманию природы этого осознавания, у которого нет начала, местонахождения или прекращения.
Могут появиться мысли о противоядии от цепляния за существование. Например, вы можете думать: «Ум и тело пусты», «В пустоте нет ничего полезного и вредного». Если такое происходит, то:
«Пусть и противоядие уйдет естественным образом».
Когда вы смотрите на присутствие самого противоядия, на все эти мысли об отсутствии истинного существования, то уму там не на что опереться, и естественным образом они затихают сами в себе. Расслабьтесь в этом состоянии.
|
Эти строки представляют ключевые наставления о смысле существования с позиции аналитической медитации.
«Покойтесь в природе, основе всего».
Данное наставление предлагает метод стабилизации ума. Когда вы не вовлекаетесь в деятельность семи групп сознаний, по-прежнему остается природа всех явлений, естественное состояние, являющееся основой всего. Именно на него указывает термин «благородная Будда-природа». Без тени такой идеи, что природа существует как нечто, и без какого бы то ни было умственного цепляния, отпустите и покойтесь в состоянии, которое характеризуется неперескакивающей ясностью и чистой простотой. Вкратце, так долго, как можете, не следуйте за цепочками мыслей и спокойно покойтесь в состоянии, где ум в себе ясен и свободен от перескакивания. Это медитация стабилизации. После этого, завершите период практики пожеланием в семи частях, как и раньше.
После медитации
Наставление по практике после медитации:
«В практике после медитации, будьте ребенком иллюзии [1]».
После медитации не позволяйте рассеяться этому переживанию спокойного пребывания, неважно, чем вы заняты. Постоянно лелейте чувство знания, что все явления – вы сами, другие, одушевленное и неодушевленное – хоть и возникают, но, похоже, ничем не являются. Будьте, как дитя иллюзии.
Относительная бодхичитта
Второй раздел, медитация на относительной бодхичитте объясняется в трех частях: учения о подготовке, о самой практике и о практике после медитации.
Подготовка
Вначале делайте подготовительную практику гуру-йоги так, как было описано выше. Затем медитируйте на любовь и сочувствие. Они являются основой для медитации «давать и брать». Начните с того, что представьте перед собой свою мать. Заботливо подумайте о ней с таким сочувственным настроем:
Этот человек, моя мать, с большим усердием заботилась обо мне прямо с того момента, как я был зачат в ее лоне. Благодаря тому, что она перенесла все трудности болезней, холода, голода и т.п., благодаря тому, что она кормила и одевала меня, убирала мои нечистоты, и благодаря тому, что она научила меня хорошему и увела от плохого, я встретил учения Будды и сейчас практикую Дхарму. Какая потрясающая доброта! Не только в этой жизни, но и в других бесчисленных жизнях она делала совершенно то же самое. И вот, работая для моего блага, она по-прежнему блуждает в самсаре и испытывает всевозможные страдания.
|
Потом, когда появилось и укрепилось настоящее сочувствие, а не пустые словоизлияния, старайтесь расширять его шаг за шагом:
С безначальных времен, каждое чувствующее существо было мне такой же матерью, как и моя мать сегодня. Все без исключения существа помогали мне.
Размышляя так, для начала медитируйте на тех, к кому было бы легче всего пробудить сочувствие: на друзей, на супругу или супруга, на родственников и помощников, на тех, кто находится в нижних мирах, где страдание интенсивно, на бедных и нуждающихся, а также на тех, кто, будучи счастливым в этой жизни, настолько порочен, что попадет в низшие миры сразу после смерти. Когда сочувствие в этой области укрепилось, медитируйте на более трудных объектах: на врагах, на людях, которые вредят вам, на демонах и т.д. Потом медитируйте на всех чувствующих существах, думая так:
Все они, мои родители, не только испытывают всевозможные страдания и расстройства, того не желая, но и исполнены серьезных причин будущих страданий. Как жаль! Что делать? Чтобы отплатить им за доброту, я должен, по меньшей мере, помогать им, удаляя все, что причиняет им боль, и создавая то, что приносит комфорт и счастье.
Тренируйтесь так, пока ощущение сочувствия не станет невыносимо интенсивным.
Медитация
Во-вторых,
«Тренируйтесь в том, чтобы попеременно отдавать и брать.
Сочетайте это с дыханием».
Думайте так:
Все эти мои родители, средоточие сочувствия, страдают как из-за страданий непосредственно, так и косвенно из-за причин страданий. Поэтому я должен взять на себя все возможные страдания в потоке переживания моих матерей, а также взять причину страданий – мешающие эмоции и действия.
Думая так, медитируйте, что все негативное приходит к вам, и, в то же время, развивайте сильное чувство радости.
Думайте:
Без сожаления, я отправляю все свои хорошие действия и счастье прошлого, настоящего и будущего, свой достаток и собственное тело всем чувствующим существам, моим родителям.
Думая так, медитируйте, что каждое существо получает счастье, и культивируйте сильное чувство радости оттого, что это происходит.
Чтобы сделать этот воображаемый обмен более отчетливым, на вдохе представляйте, что черная смола, вмещающая страдания, помрачения и беды всех существ, входит в вас через ноздри и растворяется в сердце. Думайте, что чувствующие существа навсегда освободились от бед и невзгод. На выдохе представляйте, что ваше счастье и все хорошее, что у вас есть, изливается из ваших ноздрей в форме лучей лунного света и вливается в каждое чувствующее существо. С большой радостью думайте, что все они в это мгновение достигают состояния Будды. Чтобы натренировать свой ум, применяйте это упражнение «давать и брать» в качестве практики для периода медитации. Впоследствии поддерживайте эту практику с помощью внимательности и продолжайте заниматься ею. Шантидева, подробно ее объяснявший, сказал:
|
Если я не обменяю совершенно
Свое счастье на печаль других,
Мне не достичь состояния Будды.
В самсаре счастья нет.
После медитации
В-третьих, в практике после медитации применяйте это:
«Три объекта, три яда, три источника блага».
Три яда постоянно возникают в связи с тремя объектами. Клейкая привязанность возникает к объектам, которые приятны или полезны; неприязнь возникает к тому, что неприятно или вредно; и глупость, или безразличие, возникает в отношении других объектов. Распознавайте эти яды, как только они появляются. Например, если появилась привязанность, думайте:
Пусть вся привязанность всех чувствующих существ впитается в эту мою привязанность. Пусть чувствующие существа обретут источник блага в свободе от привязанности. Пусть в этой моей привязанности будут собраны все их мешающие эмоции, и пусть они будут свободны от них, пока не достигнут состояния Будды.
Неприязнь и другие эмоции используются в практике таким же способом. Так три яда становятся тремя неистощимыми источниками блага.
«Используйте поговорки для тренировки во всех видах деятельности».
В любое время повторяйте эти или другие подходящие поговорки и решительно развивайте соответствующий настрой.
Шантидева:
Пусть их беды взрастут во мне,
А мое благо – в них.
Устный совет из традиции Кадампа:
Я подношу все обретения и победу владыкам, чувствующим существам,
А все потери и поражения забираю себе.
Из поучений Гьялсе Тогме:
Пусть во мне взрастут все страдания и невзгоды чувствующих существ,
И пусть все мое счастье и благо взрастет в них.
«Последовательность обмена начните с себя».
Чтобы стать способным взять на себя страдания других, начните последовательность обмена с самого себя. Прямо сейчас, в уме примите все страдания, которые созреют в вас в будущем. Когда они будут очищены, примите и страдания других.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!