Налоговое регулирование: понятие и место в системе налоговых отношений, цель реализации; — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Налоговое регулирование: понятие и место в системе налоговых отношений, цель реализации;

2019-08-07 206
Налоговое регулирование: понятие и место в системе налоговых отношений, цель реализации; 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Налоговое регулирование: понятие и место в системе налоговых отношений, цель реализации;

Налоговое регулирование — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия государства на экономические и социальные процессы, путем использования налоговых инструментов с целью стимулирования экономического роста в стране и повышения благосостояния общества.

Объектами налогового регулирования являются: величина совокупного спроса и совокупного предложения, соотношение потребления, сбережения и накопления, инвестиционные процессы, инновационная деятельность, доходы физических и юридических лиц, уровень занятости, динамика воспроизводственных процессов, отраслевая и региональная структура экономики и т.д.

Субъектами налогового регулирования является: регион, отрасль, вид деятельности.

Основной целью налогового регулирования является установление рациональных экономических отношений, с помощью которых будут уравновешены государственные и частные экономические интересы общества.

На формирование принципов налогового регулирования оказывают влияние следующие факторы:

* Развитие производительных сил сопровождалось адекватной этому процессу эволюцией практики налогообложения;

* В результате систематизации и развития экономических взглядов на природу и роль налогов были определены основные правила налогообложения;

* Изменение рыночного механизма и роли государства в экономической жизни, кризисы перепроизводства повлияли на признание необходимости государственного регулирования.

 

Классификация инструментов и методы налогового регулирования

Инструмент налогового регулирования - совокупность норм налогового законодательства, которые обеспечивают воздействие государства на хозяйственное поведение налогоплательщика через его экономические интересы для достижения определенного экономического, социального или иного полезного результата.

Классификация инструментов налогового регулирования

По назначению (направлению воздействия)

Стимулирующие включают в себя инструменты, применение которых заинтересовывает (стимулирует) налогоплательщиков в осуществлении действий, приоритетных, с точки зрения общественных интересов. Использование таких инструментов позволяет снизить налоговую нагрузку на соответствующих субъектах налогообложения, уменьшая тем самым непроизводительное изъятие их финансовых ресурсов.

Поддерживающие – инструменты компенсационного (поддерживающего) характера. Их назначение – устранение или нейтрализация последствий искривлений, связанных с изъянами рыночного распределения ресурсов, компенсация отрицательного влияния на налогоплательщиков внешних факторов или поддержка таких их действий, которые соответствуют общегосударственным интересам.

Дестимулирующие – инструменты сдерживающего (дестимупирующего) характера. Их применение увеличивает налоговую нагрузку на налогоплательщика в случае осуществления им нежелательных (с точки зрения интересов государства) действий или хозяйственных операций. В результате такие действия становятся сравнительно менее рентабельными, т.е. менее интересными для налогоплательщиков. Пример: существенное увеличение ставок акцизов или расширение перечня подакцизных товаров. В этих случаях, при наличии высокоэластичного спроса, потребление таких товаров снижается.

По характеру целей социально-экономического развития

Основным критерием разделения в данном случае является не столько продолжительность периода между началом применения мероприятия налоговой политики и получаемым результатом, сколько именно характер поставленных целей.

Стратегические – инструменты налогового регулирования, которые применяются для достижения основополагающих целей (задач) социально-экономического развития.

Оперативные (тактические) – инструменты, которые направлены на создание условий для достижения стратегических целей. При этом применение оперативных инструментов налогового регулирования может иметь средне- и даже долгосрочный характер.

По сфере воздействия

Экономические, социальные, экологические – каждый инструмент налогового регулирования направлен на решение задач в области экономического, социального развития или экологии. Эти группы инструментов, в свою очередь, могут быть подразделены на подгруппы в зависимости от уровня (макро-, мезо-, мини- и микро-) эколого-социально-экономических процессов.

По механизму воздействия

Системные – к таким иснструментам относятся общий уровень налогообложения, структура налоговой системы, альтернативные системы налогообложения, как налоговые регуляторы.

Комплексные – специальные режимы налогообложения, вводимые по территориальному признаку; специальные режимы налогообложения, вводимые по отраслевому признаку

Элементные (локальные) – инструменты, связанные с объектом и предметом налогообложения; определение состава налогоплательщиков, приниципы и размеры налоговых ставок; инструменты, связанные с порядком исчисления налоговых обязательств; налоговые льготы.

Методы:

¢ изменение видового состава системы налогов;

¢ изменение структуры налоговой системы (соотношения федеральных, региональных и местных налогов);

¢ замена одной формы или способа налогообложения другими;

¢ регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;

¢ оперативное изменение налоговых ставок, и других элементов налогов, сроков и порядка уплаты налогов;

¢ регулирование соотношения прогрессивного, регрессивного и пропорционального налогообложения;

¢ дифференциация налоговых льгот и налоговых вычетов по объектам, плательщикам и направлениям;

¢ полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий налогоплательщиков;

¢ реструктуризация налоговой задолженности или рассрочка платежа;

¢ изменение сферы распространения налогов;

¢ введение специальных режимов налогообложения;

¢ регулирование налоговой нагрузки, ее перенос с одних налогоплательщиков на других.

 

4.Уровни налогового регулирования и их описание;

 

1. Национальный уровень налогового регулирования - предполагает адаптацию налоговой системы и налоговой политики данного государства к воздействию факторов внешней среды и может включать следующие составляющие:

-налоговые реформы, проводимые с учетом мирового опыта (изменение налоговых ставок, методик расчета налоговой базы, усиление ответственности за налоговые преступления и правонарушения);

-противодействие уклонению от уплаты налогов с использованием антиофшорного законодательства и методов регулирования трансфертного ценообразования;

2. Межгосударственное налогового регулирования - в себя взаимоотношения в фискальной сфере на уровне стран и интеграционных сообществ, а также в рамках действующих международных правительственных и неправительственных организаций (последние пока играют роль не регуляторов как таковых, а субъектов влияния на процесс регулирования).

 

НДС

- по ставке 0 %   при реализации товаров (кроме нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, экспортируемых на территории государств – участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы полного пакета документов согласно НК РФ, а также работ и услуг, связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров. Положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги).
- по ставке 10 %   при реализации некоторых продовольственных товаров, товаров для детей, а также периодических печатных изданий и медицинских товаров на основании перечня товаров, утвержденного Правительством РФ.
по ставке 20 % при реализации других товаров, работ и услуг.

 

Основания предоставления:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы

2) не предоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства)

4) имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога и т.д.

· на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

· по одному или нескольким налогам.

· на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки

 

Рассрочки

Отсрочка - это оплата всей суммы через определенное время, рассрочка платится частями.

Рассрочка по уплате налога по основанию может быть предоставлена лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в срок, указанный в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, если заинтересованное лицо одновременно удовлетворяет следующим условиям:

1. сумма налогов составляет не более 70 процентов и не менее 30 процентов по отношению к выручке от реализации товаров за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки;

2. со дня создания организации, физического лица, индивидуального предпринимателя до дня подачи в уполномоченный орган заявления о предоставлении рассрочки по уплате налога прошло не менее одного года;

3. не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

4. организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации.

 

Влияние формирования специальных и резервных фондов на налоговую базу по налогу на прибыль: Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки

Как правило, выполнение научных исследований и опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР) требует достаточно длительного времени. Поэтому нередко организации несут затраты в связи с выполнением таких работ (исследований) в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов.

С учетом этого налогоплательщикам предоставлено право формировать резерв предстоящих расходов на НИОКР ( ст. 267.2 НК РФ). С помощью такого резерва соответствующие затраты будут уменьшать налоговую нагрузку в течение налогового периода постепенно, независимо от того, завершены НИОКР (отдельные этапы работ) или нет. Главным условием формирования резерва являются утвержденные налогоплательщиком программы НИОКР.

Резерв формируется отдельно по каждой программе. Соответственно, решение о формировании или об отказе от формирования резерва принимается по каждой программе. То есть общие расходы организации на НИОКР могут одновременно списываться и за счет резерва, и в общем порядке, установленном ст. 262 НК РФ (п. 2 ст. 267.2 НК РФ).

Резерв формируется на период выполнения НИОКР. Однако при этом срок, на который он создается, не может быть более двух лет.

Решения о формировании резервов, а также срок, на который они формируются, необходимо отражать в учетной политике на соответствующий период (п. 2 ст. 267.2 НК РФ).

 

Механизм создания резерва

1) составить смету на реализацию программы НИОКР.

Смета может включать только расходы на НИОКР, предусмотренные пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ. Размер резерва не может превышать сумму расходов, предусмотренных сметой.

2) рассчитать предельный размер отчислений в резервы.

Для расчета предельного размера отчислений применяется формула (п. 3 ст. 267.2 НК РФ):

N = I x 0,03 - S,

где N - предельный размер отчислений во все созданные резервы на НИОКР;

I - доходы от реализации отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 249 НК РФ;

S - расходы в виде отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ).

3) произвести отчисления в резерв.

Отчисления в резерв признаются в составе прочих расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 39.3 п. 1 ст. 264, п. 4 ст. 267.2 НК РФ).

 

 

Влияние формирования специальных и резервных фондов на налоговую базу по налогу на прибыль: расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Отчисления в указанные резервы включаются в состав расходов на оплату труда. Основанием для создания этих резервов являются статьи 255 НК РФ «Расходы на оплату труда» и 324.1 НК РФ «Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет».В большинстве фирм отпуска рабочим и служащим предоставляются в удобное для них время (обычно, это лето и осень), в результате чего организация сталкивается с резким возрастанием расходов на оплату труда в этот период, что неизбежно ведет к общему росту расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому организации вправе создавать в налоговом учете специальные резервы, чтобы равномерно списывать суммы единовременных выплат сотрудникам. Воспользоваться правом на создание резерва могут только плательщики налога на прибыль, рассчитывающие налог методом начисления.

При создании такого резерва налогоплательщик обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этого необходимо составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов*.

*Эти страховые взносы включают: обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников. Момент включения суммы отчислений в налоговую базу зависит от того, к прямым или косвенным расходам относятся выплаты,

для покрытия которых создан тот или иной резерв (п. 1 ст. 318, п. 2 ст. 324.1 НК РФ). Организации могут самостоятельно устанавливать в своей учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг (п. 1 ст. 318 НК РФ).

На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва:

1. Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

2. При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму страховых взносов.

Далее резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений страховых взносов:

1. Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда.

2. Если сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.

Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

 

Налоговое регулирование: понятие и место в системе налоговых отношений, цель реализации;

Налоговое регулирование — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия государства на экономические и социальные процессы, путем использования налоговых инструментов с целью стимулирования экономического роста в стране и повышения благосостояния общества.

Объектами налогового регулирования являются: величина совокупного спроса и совокупного предложения, соотношение потребления, сбережения и накопления, инвестиционные процессы, инновационная деятельность, доходы физических и юридических лиц, уровень занятости, динамика воспроизводственных процессов, отраслевая и региональная структура экономики и т.д.

Субъектами налогового регулирования является: регион, отрасль, вид деятельности.

Основной целью налогового регулирования является установление рациональных экономических отношений, с помощью которых будут уравновешены государственные и частные экономические интересы общества.

На формирование принципов налогового регулирования оказывают влияние следующие факторы:

* Развитие производительных сил сопровождалось адекватной этому процессу эволюцией практики налогообложения;

* В результате систематизации и развития экономических взглядов на природу и роль налогов были определены основные правила налогообложения;

* Изменение рыночного механизма и роли государства в экономической жизни, кризисы перепроизводства повлияли на признание необходимости государственного регулирования.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.