Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-08-07 | 124 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Че - ______-______ ще -______-______ еч - ______-______
Чу - ______-______ щу -______-______ уч - ______-______
5. Прочитай. Запиши только слоги (выдели Ч, Щ), а слова подчеркни.
Час, чит, лещ, щет, чай, чак, щел, щит, чек, сич, щед, щи, ночь, чки, щель, щип, врач, чис, ща, честь.________________________________
__________________________________________________________________
6.Запиши слоги в две строчки (под диктовку).
Ч:________________________________________________________________
Щ:_______________________________________________________________
7. Закончи слово подходящим по смыслу слогом: - ЧОК или -ЩИК.
Башма_______, ныряль_______, бо_______, пиль_______, дрессиров_______, крю______, часов_______, смор_______, сунду_______, гон_______, точиль_______, каба_______, камен_______, жу_______, стеколь_______, выдум_______, пау_______, купаль_______, бы_______, кранов_________.
8. Составь слово из перепутанных слогов. Подчеркни Ч, Щ.
Чок – щел чик – щел – кун ще – до – чу – ви
______________ ______________________ __________________________
9. Вставь в слово нужный слог -ЧА или -ЩА. Подчеркни Ч, Щ.
______сы по______да ту______
______вель ко______ны ро______
______ша мо______ло добы______
______дить пло______ди пи______
10. Придумай слоги с Ч, Щ и запиши их:____________________________
Различение Ч – Щ в словах
1. Отгадай загадку. Укажи количество букв, звуков и слогов в отгадке.
2. Раскрась картинку.
3. Прочитай слова: ключ, чужбина, борщ, чудовище, чабан, часовой, щавель.
Напиши слова (подчеркни Ч, Щ) в следующем порядке:
|
Солдат, который стоит на часах - ___________________________
Пастух, который пасет стадо овец в горах - ___________________
Сказочное существо - ________________________
Чужая страна - __________________________
Растение с кислыми съедобными листьями - __________________
Суп со свёклой и овощами - __________________
Приспособление для открывания замка - _____________________
4. Вставь пропущенные буквы Ч, Щ. Запиши «несъедобные» предметы.
______ай ово______и бор______ ___________________
______и пе______енье калан______а ___________________
______епка верёво______ка ле______ ___________________
______ерника уго______ение плю______ ___________________
5. Игра «Наоборот» - замени Ч на Щ, напиши получившиеся слова.
Чёлка - _________________ Плач - _______________ Чётки - _____________
Зачищать- ___________________ Чека - _____________ Лечи - ___________
6. Измени слова по образцу: Кричать – кричащий. Подчеркни Ч, Щ.
Звучать - ______________________ ворчать - __________________________
Рычать - ______________________ молчать - __________________________
Стучать - _____________________ мычать - __________________________
7. Прочитай слова: пастбище, ущелье, жилище, помещение, изба, пещера, здание, убежище, терем, хранилище, зимовище, училище, площадь, домище. Выбери те слова с «Щ», которые близки к слову «ДОМ». Запиши их.
__________________________________________________________________
8. К данным словам подбери синонимы (слова близкие по смыслу) с «Ч».
Волшебник - _____________________ Глушь - ________________________
Храбрец - ________________________ Нередко - ______________________
А к этим словам подбери антонимы (слова противоположные по смыслу).
Белый - ______________, родной - _____________, Родина - _______________
Слова для справок: часто, чужбина, чужой, чаща, чародей, смельчак, чёрный.
9. Вспомни и назови сказочных героев и героев мультфильмов, имеющих в своих названиях звуки [ Ч ],[ Щ ]. Напиши их, подчеркни различаемые буквы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Различение Ч – Щ во фразах
|
3. Напиши, кто как подаёт голос, подчеркни Ч, Щ.
Коровы - _________________, сороки - ______________________, мыши - ______________, медведи - _________________, петухи - ________________.
Слова для справок: рычат, кричат, трещат, пищат, мычат.
4. Составь словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова из двух столбиков. Запиши их, подчеркни Ч, Щ.
Овощная помощь _________________________________________
Чистый человек _________________________________________
Врачебная вещь _________________________________________
Плачущий плащ _________________________________________
Поющие ручеёк _________________________________________
Палящие щётка _________________________________________
Чужая лучи _________________________________________
Журчащий начинка _________________________________________
Колючая чижи _________________________________________
5. Вставь в предложения пропущенные буквы Ч, Щ.
Жалобно ____енок пи____ит, та____ит он тяжёлый ____ит. У ____етырёх ____ерепах по ____етыре ____ерепашонка. У____еник у____ил уроки, у него в ____ернилах ____ёки. Выру____ай товари____а в беде. Обувь ___истят ____ёткой. ____асов____ик ____инит ____асы. ____етинка у ____ушки, ____ешуя у ____у____ки.
6. Игра «Путаница» - составь и напиши предложения. Подчеркни Ч, Щ.
В, рощи, чаще, чижи, и, стрижи, щебечут. ______________________________
__________________________________________________________________
Рыбак, щуку, и, поймал, леща. ________________________________________
__________________________________________________________________
Ищет, пищу, волчище, рыщет. ________________________________________
__________________________________________________________________
Складывает, чемодан, в, вещи, девочка. ________________________________
__________________________________________________________________
7.Придумай по два предложения со словами: ночь, помощь. Выдели Ч,Щ.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Различение Ч – Щ в текстах
1. Игра «Доскажи словечко» - напиши слова, подчеркни в них Ч, Щ.
У меня пропал носок Живёт спокойно, не спешит,
Утащил его ____________________ На всякий случай носит щит.
Заяц волка замещает, Под ним, не зная страха,
Всех косых не _________________ Гуляет _____________________
|
2. Нужно по-разному заштриховать щенков.
3.Прочитай, вставляя пропущенные буквы Ч, Щ.
Щенок.
____уть по-больше рукави____ки Я позвал на помощ____ь кошку,
Подарили мне ____енка. Я придвинул ближе плошку.
Он пока ____то с непривы____ки Хорошо прошёл урок,
Не лакает молока. Лижет плошку мой ____енок.
4.Прочитай. Запиши скороговорку по слогам, подчеркни Ч, Щ. Выучи её.
Щёткой чищу я щенка _____________________________________________
Щекочу ему бока. ______________________________________________
5. Прочитай вопросы. С помощью указанных справа слов составь и напиши ответы на эти вопросы, подчеркни Ч, Щ.
Где жили грачи? В, берёзовой, грачи, роще, жили.
__________________________________________________________________
Кто однажды забрался в рощу? Забрался, в, однажды, рощу, кот.
__________________________________________________________________
Что он сделал? К, приблизился, залез, дерево,
и, на, гнезду, он.
__________________________________________________________________
Кто заметил рыжего разбойника? Заметил, грач, рыжего, старый,
разбойника.
__________________________________________________________________
Продолжи рассказ так, чтобы в конце можно было сказать: «Больше кот в роще не появлялся». Выдели буквы Ч, Щ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различение Щ – СЬ - ТЬ
в слогах и словах
1. Прочитай слова: тетрадь, Сибирь, тянуть, щедрость, щавель, сирень, щит. Подчеркни первые буквы. Напиши слово, созвучное со словом
|
3. Прочитай слоги, закончи цепочку слогов.
Ща – ся – тя ся – тя – ща тя – ща – ся
Щё – сё – тё сё - тё -_____ тё -_____-_____
Щу – сю – тю сю -_____-_____ тю -_____-_____
Щи – си – ти си -_____-_____ ти -_____-_____
4. Вставь в слова подходящие по смыслу слоги: -СИ, -ТИ, -ЩИ.
_______ла ве________ о_______на
_______пать гу________ я_______ки
_______рень пле_______ но_______ли
_______шина крова______ и_______те
_______ты кле_______ про_______рать
5. Игра «Подскажи словечко» - напиши нужное слово с буквами Щ,С,Т.
*Все колдуньи злые _____________. *Сонный мишка лёг в кровать.
Любят рыскать по домам. Только он не хочет ______________.
Любят брать чужие ______________. *Это не кошка, смотри берегись.
И летать по злым делам. Идёт на охоту коварная __________.
*Солнце греет целый день. *Воина от стрел закроет
От жары я прячусь в _____________. Крепкий и широкий ____________.
Слова для справок: щит, щётки, рысь, тётки, спать, тень.
6. Прочитай слова. С помощью суффиксов -ТЕЛЬ, -ЩИК образуй названия профессий. Напиши, подчеркни различаемые буквы Щ, С, Т.
Учить - _______________________ Настроить - _________________________
Читать - ______________________ Кран - ____________________________
Строить-______________________ Камень - ___________________________
7. Вставь пропущенные буквы Щ, С, Т в:
Фамилии: ____имофеев, ____еглов, ____еров, ____ипачёв, ____имашева.
Географические названия: ____евастополь, _____ихий океан, ____ицилия.
Названия рыб:___ельдь, ___ука, ле___, о___ётр, ___ерпуг, ___ёмга, кара___ь.
8. Придумай и запиши в три строчки слова, которые содержат мягкие звуки: [Щ ], [С ], [Т ] в начале, середине и конце слова.
Щ:_______________________________________________________________
С:________________________________________________________________
Т:________________________________________________________________
Различение Щ – СЬ - ТЬ
во фразах и текстах
1. Прочитай загадку, напиши отгадку.
Письмо само никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит, пролетит, проплывёт
Тысячи вёрст пути. ____________________________
2. Раскрась картинку.
3. Прочитай стихотворение «Почтовый ящик».
На скамейку я встаю, Голубой, блестящий.
Еле ящик достаю. Посыпались из ящика
Открываю ящик Письма настоящие.
|
Выпиши слова, содержащие буквы Щ, С, Т. Подчеркни эти буквы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Прочитай выделенные слова. Допиши к перечисленным животным признаки, которые даются в баснях и сказках. Подчеркни буквы Щ, С, Т.
Лиса (какая?)_________________ Сорока (какая?) ______________________
Щука (какая?)________________ Осёл (какой?)_________________________
Слова для справок: трудолюбивый, зубастая, хитрая, любопытная.
5. Игра «Путаница» - составь рассказ правильно (поставь порядковый номер в квадратиках). Напиши его, подчеркни различаемые буквы.
Первая охота
Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватился за хвост.
Фыркнул щенок, бросил хвост – и за ней. Да куда там!
А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.
Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.
Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Прочитай, вставляя пропущенные буквы Щ, С, Т.
____ева ____еглов нашёл ____енка. _____енок жалобно скулил, прижавши____ь к обочине. ____ева принёс ___енка домой. Он накормил его, обласкал и дал прозви____е _____имка.
7. Какие ещё клички можно придумать, меняя первую букву?
__________________________________________________________________
Различение Ш - Щ
в слогах и словах
1. Прочитай стишок: Ш и Щ – родные сёстры,
Но у Щ есть хвостик острый.
2. Раскрась буквы: Ш – синим, а Щ – зелёным цветом.
3. Прочитай слоги парами.
Ша – ща ащ – аш шта – тща
Шо – щё ощ – ош што – тщё
Шу – щу ущ – уш шту – тщу
Ши – щи ищ – иш шты – тщи
Ше – ще ещ – еш ште – тще
4. Закончи цепочку слогов.
Ша – ша – ща ащ – ащ – аш ша – ща – ща – ша
Шу -_____-_____ ущ -_____-_____ шу -_____-_____-_____
Шо -_____-_____ ощ -_____-_____ шо -_____-_____-_____
5.Прочитай. В 1-ю строчку запиши слоги, во 2-ю – слова. Подчеркни Ш,Щ
аш, щель, сши, шлем, крош, лещ, рищ, шум, щик, клещ, щёл, марш.
Слоги:____________________________________________________________
Слова:____________________________________________________________
6. Игра «Новое слово» - к данным словам добавь букву Ш или Щ так, чтобы получилось новое слово. Подчеркни различаемые буквы.
Ум - __________ Ёлка - __________________ Пион - _________________
Вы - __________ Утка - __________________ Ель - _________________
7. Закончи слово, вставив подходящий по смыслу слог -ШИ или -ЩИ.
_______на мор_______ны камы_______
_______пать о_______баться ово_______
_______рина горо_______на каранда_______
_______пчики за_______та кле_______
8. Игра «Путаница» - составь и запиши слово из перепутанных слогов.
Рох,шо __________ щи,тре,на _____________ ре,ни,ше,е _________________
Ник,хищ_________ пот,ще,ка______________ ни,про,ще,е________________
Цы,щип_________ шо,мы,нок______________ мы,лов,ше,ка_______________
9.Игра «Часть – целое» - по названию целого предмета напиши название части предмета с буквами Ш, Щ. Подчеркни эти буквы.
Часть лица - ___________________ Часть колеса - _____________________
Часть дома - ___________________ Часть бороды - ____________________
Слова для справок: щетина, крыша, щека, шина.
10. Прочитай, вставляя пропущенные буквы Ш, Щ
_____уруп пара_____ют малы______
_____еколда пло_____адка товари_____
_____ило ме______ок помо_____ь
_____упальцы поме_____ение шала______
11. Придумай и напиши слова с буквами Ш, Щ: ______________________
__________________________________________________________________
Различение Ш - Щ
во фразах и текстах
1.Прочитай: шуба, аршин, решётка, ищешь, купальщик.
Составь слово по первым буквам: _____________________
2. Нарисуй получившееся слово (в прямоугольнике).
3. Допиши предложения, используя слова: шарик, Шарик.
У Шурика был щенок ______________________.
Наташе купили синий ______________________.
4. Прочитай предложения, вставляя пропущенные буквы Ш, Щ.
На пло_____ади продают _____ары. У Ма_____и болит _____ека. Алё_____а поймал в ро_____е _____егла. На ве_____алке висит пла_____.
5. Прочитай: наваристый борщ, постные щи, говяжий шашлык, пшённая каша, сладкий щербет, холодная окрошка, хрустящий картофель, настоящий сок, вишнёвый компот, сдобная ватрушка.
Выбери себе на обед блюда. Запиши их в порядке употребления. Подчеркни различаемые буквы Ш, Щ.
Первое блюдо: __________________________________________________
Второе блюдо: __________________________________________________
Третье блюдо: __________________________________________________
Десерт: __________________________________________________
6. Прочитай стихотворение, вставляя пропущенные буквы Ш, Щ.
Щука
______ука в озере жила, Пригласила трёх ер_____ей.
Червячка с крючка сняла. Говорили всем ер_____и:
Наварила _____ука _____ей. «_____и у _____уки хоро_____и!»
7. Игра «Путаница» - составь рассказ правильно, изменив порядок предложений (поставь порядковый номер в квадратик). Напиши рассказ, подчеркни Ш, Щ.
На реке
Гриша и Лёша вместе вытащили большую щуку.
Они пошли ловить в реке рыбу.
У Гриши стало клевать, но он никак не мог вытащить рыбу.
Гриша и Лёша – настоящие товарищи.
Мальчик позвал товарища на помощь.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Придумай и напиши имена с [ Ш ]: ________________________________
Вспомни названия инструментов с [ Щ ]: _______________________________
Итоговая проверочная работа
А) Из предложенных вариантов выбери и подчеркни правильный ответ.
1. В слове «ра ___ ____ умев___ и ___ ь» пропущены буквы:
1) с – ш – ш – с; 2) с – с – ш – с; 3) ш – ш – ш – с; 4) с – с – ш – ш.
2. В слове «ра ___ ____ ал» пропущены буквы:
1) з – з; 2) ж – ж; 3) з – ж; 4) ж – з.
3. В слове «___ ___ епить» пропущены буквы:
1) ц – ц; 2) ц – с; 3) с – с; 4) с – ц.
4. В слове «___ елове ___ ек» пропущены буквы:
1) ц – ц; 2) ч – ч; 3) ц – ч; 4) ч – ц.
5. В слове «___ ис ___ и ___ ь» пропущены буквы:
1) ч – т – т; 2) т – т – т; 3) ч – т – ч; 4) ч – ч – ч.
6. В слове «за ___ и ____ ался» пропущены буквы:
1) ч – ч; 2) щ – ч; 3) ч – щ; 4) щ – щ.
7. В слове «по ___ е ___ ение» пропущены буквы:
1) с – с; 2) с – щ; 3) щ – щ; 4) щ – с,
8. Вставьте нужное слово в предложение: «Скоро откроется
выставочный...».
1) зал; 2) жал; 3) шаль; 4) сало.
9. Вставьте нужное слово в предложение: «Стрелы летят в...».
1) сел; 2) цель; 3) щель; желе.
10. Вставьте нужное слово в предложение: «Самые крупные олени –
это...».
1) ложи; 2) лозы; 3) лучи; 4) лоси.
11. Какая пара слов «лишняя»?
1) споры – шпоры; 2) краска – крошка; 3) башня – басня; 4) сутки - шутки
12. Какая пара слов «лишняя»?
1) сабля – цапля; 2) сел – цел; 3) свет – цвет; 4) свести – цвести.
13. Какая пара слов «лишняя»?
1) чашка – тяжкий; 2) плети – плечи; 3) чёлка – тёлка; 4) печь – петь.
14. Какая пара слов «лишняя»?
1) щётки – чётки; 2) щели – сели; 3) плач – плащ; 4) зачищать-защищать.
15. Какая пара слов «лишняя»?
1) луза – лужа; 2) зал – жал; 3) Луша – лужа; 4) ложа – лоза.
Б) Поставь знак «+», если высказывание верно; знак «-», если оно неверно.
1. Свистящие звуки произносятся при нижнем положении кончика языка.
2. Шипящие звуки произносятся при верхнем положении кончика языка.
3. Все свистящие звуки звонкие.
4. Все шипящие звуки глухие.
5. Аффрикаты состоят из слитно произносимых компонентов.
6. Все аффрикаты являются глухими звуками.
7. Все аффрикаты являются звонкими звуками.
Содержание
Различение С – Ш ……………………………………………………….3
Различение З – Ж ………………………………………………………7
Различение Ч – ТЬ ………………………………………………………11
Различение Ч – С ………………………………………………………15
Различение Ч – Ш ………………………………………………………19
Различение Ч – Ц ………………………………………………………23
Различение Ц – ТЬ …………………………………………………….. 27
Различение Ц – С ……………………………………………………….31
Различение Ч – Щ ………………………………………………………35
Различение Щ – СЬ – ТЬ ………………………………………………39
Различение Ш – Щ …………………………………………………….. 41
Итоговая проверочная работа …………………….…………………… 43
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!