Приспособление психики стрелка — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Приспособление психики стрелка

2019-08-07 210
Приспособление психики стрелка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спортсмены испытывают значительное, а иногда и очень сильное эмоциональное возбуждение на соревнованиях. Повышенные эмоции ведут к усиленному проявлению энергии, приливу сил, повышают внимательность и остроту ощущений, способствуют сопротивляемости организма к утомлению. Слишком же высокая степень эмоционального возбуждения может нарушить сенсомоторные реакции. Известно, что при этом стрелок свободно справляется со статическими напряжениями, а действия, требующие тонкой координации и точной дозировки, выполняет хуже.

Существует мнение о том, что отдельные лица не восприимчивы к обстановке соревнований. Якобы соревнования не вызывают у них эмоциональных напряжений, поэтому некоторые тренеры ведут поиск таких "непробиваемых" стрелков. Следует учитывать, что абсолютно невосприимчивыми к обстановке соревнований могут быть лишь липа, равнодушные к стрелковому спорту, не проявляющие к нему настоящего интереса. Эти люди обычно занимаются стрельбой некоторое время ради развлечения и, не вкладывая достаточного труда, как правило, не добиваются больших, стабильных успехов. Кроме того, доказано, что для достижения высоких результатов в стрельбе у спортсмена должен быть оптимальный уровень психофизиологических реакций, который проявляется только при несколько повышенном нервном возбуждении по сравнению с состоянием покоя. Но при равнодушном отношении нет достаточного повышения остроты восприятий и ощущений, сосредоточенности внимания, необходимых для точной стрельбы. Кроме того, равнодушие к стрельбе формирует бездеятельное отношение к тренировке, что не требует комментариев.

У спортсменов же, склонных к очень сильным нервным напряжениям, наблюдается, как правило, обратная картина. Нервозность переходит грань оптимальной. Всесторонне перестраивается работа организма. Задолго до начала соревнований и непосредственно перед выходом на огневой рубеж возникает беспокойство, опасения, подавленное, тревожное состояние. Высокий уровень тревоги связан чаще всего с отношением стрелка к успеху или неудаче. Он может существенно мешать в достижении высоких результатов.

Признаки тревоги

Тревожное состояние спортсмена может проявляться во внешних и внутренних признаках.

Внешние признаки тревоги стрелка могут быть следующими: изменение цвета лица (побледнение, покраснение); подрагивание зрачков глаз и век, частая зевота; общая суетливость, дрожание конечностей и всего тела, беспорядочные движения рук; частое покашливание; усиление активности в движениях (действиях) или наоборот - выраженная пассивность; изменение голоса, нарушение связности речи; нарушение координации движений (действий); возникновение агрессивности или упаднического состояния; неоправданный риск или чрезмерная осторожность; излишняя замкнутость или подчеркнутая общительность; нетерпение в действиях или их затягивание; снижение восприимчивости к указаниям, советам; усиление подозрительности; повышенная раздражительность, капризность; робость; обостренная психологическая ранимость, мнительность или подчеркнутое безразличие; неспособность скрывать внешние признаки своей тревоги (бравада своей "непробиваемостью", хвастливость, заносчивость или наоборот - склонность к самообвинению), необоснованный отказ от борьбы и др.

Внутренние признаки тревоги могут быть следующие: похолодание рук, общий озноб или жар; повышение частоты сердечных сокращений и кровяного давления, в зависимости от степени тревоги, ощущаемые как различные по силе пульсовые удары в области сердца, в голове и других частях тела и в соответствии с ними пульсирующие колебания оружия (мушки); усиление потоотделения, частоты дыхания ("воздуха не хватает") и других физиологических функций; ослабление контроля своих действий, особенно сенсомоторных реакций ("мушка уходит", "палец не жмет" и т. п.); общее внутреннее напряжение; плохая переключаемость и неустойчивость внимания; навязчивые мысли отрицательного характера ("как бы не сорвать", "плохие патроны", "ствол не бьет"); чувство собственной неполноценности при сравнении своих возможностей с возможностями других стрелков и др.

Как было ранее отмечено, в зависимости от степени тренированности и опыта участия в соревнованиях, особенностей нервной системы спортсмена, от условий выступлений и других обстоятельств различное предстартовое состояние может способствовать достижению высокой точности действий, тонкой координации движений, оптимального психофизиологического настроя и в конечном счете - лучшего результата или, наоборот, ухудшения его. Если возбуждение постоянно превосходит степень оптимального, то система подготовки стрелка должна предусматривать воспитание у него способности справляться с охватившим его чрезмерным волнением. Некоторые способы саморегуляции состояния приведены в разделе книги "Тактика стрельбы".

Мнение о том, что это само приходит с опытом участия в соревнованиях, не совсем верно, часто мы видим обратную картину. Сначала нужно вооружить спортсмена методикой нормализации некоторых типичных психофизиологических реакций с учетом его индивидуальных особенностей и постоянно совершенствовать ее на тренировочных занятиях и в соревновательной обстановке. Важно на каждые тренировки и соревнования ставить перед спортсменом конкретные психологические задачи, связанные с преодолением объективных и субъективных трудностей и помех, которые характерны для стрелковых соревнований.

Ведущие стрелки-спортсмены, как и все люди, значительно отличаются друг от друга в повседневной жизни по характеру и темпераменту. Во время стрельбы мы наблюдаем их удивительное внешнее перевоплощение в некоего флегматика. Они сосредоточенны и замкнуты, их движения расчетливы, плавны, размеренны и, кажется, ничто не может вывести их из этого уверенного, стабильного состояния. Внешнее впечатление спокойного состояния спортсмена как бы прикрывает преодоление им внутренних переживаний, его борьбы с самим собою, которая и состоит главным образом в том, чтобы не допустить их внешних проявлений.

Например, первый чемпион XXII Олимпийских игр в Москве А. Мелентьев после победы заявил: "Старался внешне не показать своих напряжений и переживаний. Не хотел, чтобы кто-либо увидел это". Но путь к достижению такой цели лежит через длительный кропотливый труд обучения, воспитания и самовоспитания.

Для успешной реализации и повышения эффективности психологической подготовки необходимо, чтобы ее основы в равной степени знали как тренеры, так и спортсмены, кроме того, следует постоянно помнить об индивидуальных особенностях спортсменов и учитывать их в практической работе. Например, если спортсмен слишком возбудим, то способы его подготовки должны во многом содержать средства, усиливающие тормозные нервные процессы (замедленные и плавные движения особенно в напряженных ситуациях, неспешный разговор, копирование какого-то типичного флегматика с самовнушением "Я - это он, и все делаю, как он, например, одинаково спокойно смотрю на хорошую и плохую пробоину, также реагирую на ряд "десяток" и т. п.). Если же у стрелка явно заметны признаки преобладания тормозных процессов, например систематическое затягивание выстрелов, то полезно включать упражнения с некоторыми элементами, насыщенными ускоренными решениями, быстрой реакцией, вплоть до применения скоростных упражнений. Подражание в этом случае будет полезным человеку сангвинического или холерического типа. Однако эти методы должны применяться осмотрительно. Переход оптимальной грани может привести к нежелательным последствиям.

Эффективным средством борьбы с тревожным состоянием и его психофизиологическими проявлениями могут быть также упражнения в ярком предварительном представлении стрелком своего оптимального состояния при стрельбе, а также состояний, от которых он жаждет избавиться и как мысленно их преодолевает.

Для совершенствования учебно-тренировочного процесса большое значение имеет диагностика состояния спортсмена, которая может осуществляться различными способами: наблюдением, измерением частоты пульса и дыхания, частоты тремора, колебаний оружия; анализом результатов стрельбы на тренировках и соревнованиях. Важно при этом определить сущность основного, ведущего раздражителя, чтобы затем избрать и целенаправленно применить средства для снижения и сглаживания высокой степени психофизиологических реакций стрелка, нормализации его состояния.

Из сказанного следует, что стрелку и тренеру нужно быть в значительной мере психологом-исследователем, обобщать свои наблюдения, уметь их систематизировать, выяснять причины удачных и неудачных выстрелов, серий, положений, выступлений, особенностей состояний и настроений, всесторонне анализировать их и, в соответствии с этим, своевременно перестраивать условия тренировки, варьировать в тренировочном процессе.

О контрастирующих элементах

Известно, что наиболее запоминающимися, яркими, впечатляющими являются вещи, события, факты, основанные на контрастирующих элементах. Особенно остро они проявляются в психологической, чувственной сфере - в области ощущений, восприятий человека. Взять, к примеру, зрительные восприятия. Мы знаем, как "радует глаз" удачное сочетание гармонирующих красок, согласованные координированные движения спортсмена, артиста, опытного рабочего и т. п. Однако нередко не замечаем или не думаем о том, что любое гармоническое сочетание возникает в сравнении с аналогичной несогласованностью, противоположностью, дисгармонией. В этом отношении философское изречение: "Все познается в сравнении" хорошо подтверждает эти явления, повсеместно встречающиеся в жизни людей и общества.

В условиях длительной нагрузки статического характера, продолжительной монотонности выполняемые действия могут быть ошибочными, неточными, при этом изменения происходят незаметно для стрелка, как бы сами собой. Обычно спортсмены в таком случае на время прекращают работу, а затем, после отдыха, вновь приступают к стрельбе. Часто можно видеть, что стрелки во время тренировок больше отдыхают, чем работают, ожидая наступления более удачного состояния. Это пассивный метод, злоупотребление которым ограничивает эффективность тренировки.

Существуют также методы нормализации состояния и разладившейся работы, не прерывая ее. Они основаны на временном внесении в действия, поведение, состояние стрелка "элементов противоположной крайности", контрастирующих с обычными, установившимися, "правильными", при этом возникает парадоксальным образом, как правило, эффект обновления, прилив сил, обостренные и направленные восприятия и ощущения, нормализуется состояние стрелка. Например, в технике стрельбы:

- при снижении остроты ощущений - временно создать напряжение некоторых групп мышц, которые должны быть расслаблены, и наоборот;
- изменить положение какой-либо части тела (кисти правой руки, изгиб туловища, большую или меньшую его "закрутку") по сравнению с нормальным, привычным;
- при колебаниях оружия - "раскачивание" его еще больше (чтобы выйти из зоны неощущаемых отклонений тела и вновь войти в нее при более четких мышечных ощущениях);
- при недостаточном времени устойчивости - усилить натяжение или увеличить длину хода спускового крючка (по принципу косвенного влияния на повышение устойчивости);
- при "неотмеченных отрывах" - перейти с привычного "кольца" на "пенек" и наоборот;
- при излишнем стремлении к уточнению положения мушки - наблюдение общей картины прицеливания без уточнения положения мушки, величины "просвета" или сознательное его значительное увеличение, или стрельба по экрану;
- при неуверенности в нажиме на спуск (непроизвольном рывке, "подсечке") - без выстрела несколько раз дернуть спуск с имитацией толчков оружия.

В психологическом аспекте могут создаваться контрастные состояния, связанные с ожидаемым и реальным результатами, принципиальным соперничеством, которым придается слишком большое значение; при слишком ответственном отношении к стрельбе - равнодушное, безразличное отношение к хорошему и плохому результату (выстрела, серии, упражнения) по принципу: "Момент выстрела и результат - это не чрезвычайное событие, а обычное, приятное, привычное явление". И и наоборот, при недостаточной ответственности - повышение значения достижений на плохое исполнение выстрела - улыбка (насмешка над собой); на волнение - попробовать волноваться еще сильнее; на боязнь (страх) - позволить себе бояться и т.д. По мнению психологов и спортивных специалистов, рекомендации по созданию и применению контрастирующих элементов могут быть эффективными при трех условиях: полной веры в них; полного убеждения в необходимости; при самостоятельном, творческом приспособлении к личным задачам. Основная цель искусственного создания таких и подобных противоречий - это: моделирование различных возможных помех и их преодоление в ходе стрельбы; нормализация состояния спортсмена и его техники; создание условий для перспективного развития стрелка.

Содержание
Далее...

СТРЕЛЬБА > Специальная подготовка стрелка-спортсмена

 

М.А. Иткис

ГЛАВА III
ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКА-СПОРТСМЕНА
Содержание

Решающим условием всестороннего развития человека является активное взаимодействие его с окружающей средой. Важнейшим средством совершенствования человека являются физические упражнения, спортивная тренировка. В ответ на целенаправленную спортивную тренировку организм спортсмена реагирует соответствующими специальными приспособительными изменениями своих функций.

Специализированный комплекс свойственных стрелковому спорту знаний, прочно усвоенных умений, т. е. способности правильно управлять действием, сосредоточивать внимание на способах его выполнения, и навыков - двигательных действий, способы выполнения которых осуществляются автоматизированно, т. е. не требуют специально направленного на них внимания, формирует специальные качества стрелка-спортсмена. Определение ведущих специальных качеств является исходным положением для разработки методики их формирования и совершенствования.

Эффективность методики обусловлена применением и творческой специализацией основных общих и специальных дидактических принципов обучения и воспитания спортсмена.

Принципы обучения - это основные теоретические положения, в соответствии с которыми решаются конкретные вопросы содержания, организации и методики обучения и воспитания.

Основными принципами обучения являются: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности, принцип доступности и принцип прочности. На успех обучения можно рассчитывать лишь в том случае, если тренер соблюдает все дидактические принципы в правильном их сочетании и в определенной системе.

Поскольку спортивная тренировка является процессом педагогическим, в ней находят применение общие принципы обучения и воспитания, составляющие основу специфических принципов тренировки спортсмена.

 

 


Принципы спортивной тренировки

Спортивная тренировка - это специализированный процесс всестороннего физического воспитания, который направлен на достижение высоких спортивных результатов.

Теория физического воспитания предусматривает следующие специальные принципы спортивной тренировки: принцип углубленной специализации тренировочного процесса, принцип единства общей и специальной подготовки, принцип непрерывности, повторности и вариативности тренировочного процесса, принцип оптимально повышенных нагрузок, принцип цикличности тренировочного процесса. Перечисленные принципы тренировки в полной мере относятся и к стрелковому спорту.

Принцип углубленной специализации тренировочного процесса предусматривает формирование и совершенствование специальных физических, технических, тактических и психологических качеств, знаний, умений и навыков. Высокая степень их развития и согласования определяет состояние спортивной формы спортсмена.

Стрелки высокого класса обладают свойствами, которые следует считать "стрелковыми" ведущими качествами:

- высокой точностью воспроизведения движений и положений тела при изготовке к стрельбе;
- тонкой координацией мелких движений системы "стрелок-оружие", обеспечивающей достаточно длительную ее устойчивость при производстве выстрелов;
- способностью тонко дозировать усилие нажима пальца на спусковой крючок;
- выносливостью к длительным статическим нагрузкам;
- способностью управлять своим состоянием и поведением в возбуждающей обстановке соревнований.

Взаимосвязанный комплекс перечисленных основных специальных качеств является решающим для обеспечения высоких результатов в стрельбе. Поэтому все методические средства тренировки должны быть направлены на их развитие.

Наблюдения и объективные методы регистрации показали, что некоторые лица, не занимающиеся пулевой стрельбой, обладают отдельными "стрелковыми" качествами. Их выявление у новичков можно использовать как важные критерии при отборе перспективных стрелков.

Практика стрелкового спорта выработала содержательные методы и способы подготовки стрелка, но эти средства имеют серьезный недостаток. Они ограничены лишь кругом стрелковых упражнений.

Существующая методика тренировки стрелка, основанная только на стрельбе, т. е. за счет так называемого "натаскивания" спортсмена, ограничивает его функциональные возможности для достижения высокого уровня показателей. Учитывая исключительно высокие требования, предъявляемые к современному стрелку-спортсмену, одних только этих средств тренировки недостаточно.

Развитие необходимых стрелку качеств обеспечивается общей физической подготовкой (ОФП) и специальной физической подготовкой (СФП). Средствами СФП являются, прежде всего, основные упражнения (стрелковые) или их элементы, а также специально подготовительные (подводящие) упражнения.

При подборе средств тренировки следует учитывать, какие возможности они содержат и в каком виде их использовать, принимая во внимание основные оперативные и перспективные учебные задачи данного этапа подготовки, квалификацию спортсмена, его физические и психологические возможности, индивидуальные особенности.

Методика развития специальных качеств характеризуется некоторыми особенностями. Как правило, сочетание физических нагрузок с ювелирной точностью действий по производству выстрелов находится во взаимном противоречии. Например, совершенствование выносливости к статическим нагрузкам "загрубляет" тонкие координационные функции двигательной системы. Решение таких задач возможно только при использовании разнообразных форм и методов тренировки стрелка на различных этапах подготовки. Так, выносливость к статическим нагрузкам должна повышаться главным образом в начале подготовительного периода тренировки путем последовательного применения специальных упражнений на длительность удерживания различного по весу оружия сначала без уточнения, затем с некоторым уточнением по экрану и т. п. Основные же задачи по выработке навыков наводки оружия, устойчивого его удерживания и согласованности со своевременным, но смещающим оружие нажатием на спусковой крючок, решаются во второй части подготовительного и в соревновательном периодах.

О нагрузке. Термин "нагрузка" в стрельбе имеет свою специфическую окраску, которую необходимо учитывать. Нагрузка должна рассматриваться с двух основных сторон: как физическая и психофизиологическая. Физическая нагрузка при стрельбе связана прежде всего с устойчивым удерживанием тела и оружия длительное время в определенном положении. Психофизиологическую нагрузку следует рассматривать, в свою очередь, в двух аспектах - это сенсомоторная нагрузка, связанная с высокой точностью ощущений и восприятий, обеспечивающих согласованность различных действий спортсмена, и соревновательная нагрузка, учитывающая эмоциональное напряжение стрелка и связанные с ним физиологические реакции организма (нервно-мышечную, сердечно-сосудистую и др.).

Многие повышают нагрузку, увеличивая количество выстрелов. Однако в данном случае следует определить, о какой нагрузке идет речь. В условиях свободной тренировки без учета результатов стрельбы увеличение количества выстрелов (времени удерживания винтовки) повысит главным образом физическую нагрузку. Если при этом стрелок сосредоточит внимание на уточнении положения различных частей тела, на усилии удерживания оружия и нажатии на спусковой крючок, он тем самым в значительной мере дополнит физическую нагрузку сенсорной реакцией.

При недостаточном опыте участия стрелка в соревнованиях высокая степень психофизиологической нагрузки нарушает его сенсомоторную координацию, т. е. снижается острота ощущений и точность действий. Оптимальное методическое решение заключается в трех основных направлениях: 1) в повышении сенсо-моторной координации; 2) в снижении до оптимального уровня эмоционального напряжения на соревнованиях и 3) в снижении отрицательного влияния этого напряжения на точность и координацию действий стрелка.

Единство общей и специальной подготовки является важным принципом тренировки спортсмена, служит всестороннему развитию и совершенствованию общих и специальных физических, а также морально-волевых качеств.

Общая физическая подготовка (ОФП) играет роль фундамента для спортивной специализации, развивает функциональные возможности спортсмена, обогащает его разнообразными двигательными навыками и умениями, является важным средством всестороннего развития личности. Общая подготовка тесно связана со специализацией и должна отражать ее особенности.

Задачи физической подготовки.

Стрелок-спортсмен должен обладать:

- высокой работоспособностью в условиях длительной относительной неподвижности (гипокинезии), достаточно развитой мышечной системой и выносливостью к большим статическим нагрузкам;
- умением расслаблять группы мышц, которые не принимают непосредственного участия в удержании тела и оружия, в то же время дозированно и избирательно напрягать и расслаблять группы мышц, обеспечивающие необходимое техническое действие;
- точностью и согласованностью движений и положений;
- быстрой и тонко координированной двигательной и зрительно-двигательной реакцией;
- хорошо развитым чувством равновесия;
- способностью быстро и достаточно полно восстанавливать свою работоспособность после больших нагрузок;
- высокой психологической устойчивостью в условиях повышенных эмоциональных напряжений на соревнованиях.

Развитие общефизических качеств. Перечисленные требования могут быть выполнены при условии высокого уровня общей и специализированной физической подготовленности спортсмена. Сила, быстрота, ловкость и выносливость - основные двигательные общефизические качества, на них опирается специальная подготовленность стрелка.

Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мыщечных напряжений, двигательное качество, степень развития которого применительно к стрельбе определяет способность спортсмена устойчиво удерживать оружие в изготовке. В сочетании с выносливостью (способностью противостоять утомлению) к статическим нагрузкам, какие преобладают в стрелковом спорте, эти качества обеспечивают стабильное положение стрелка с оружием в течение времени выполнения упражнения.

Однако сама по себе большая сила стрелка не является его определяющим двигательным качеством. Подтверждением тому служат успешные выступления не отличающихся большой физической силой женщин-стрелков в составе мужских команд в стрельбе из винтовки стоя, например чемпион мира среди мужчин американская спортсменка М. Мердок и др. Что касается выносливости, то следует отметить специфическую ее форму: выносливость в длительном, устойчивом удерживании тела и оружия в изготовке - это двигательное качество является, безусловно, одним из ведущих для достижения высоких результатов в стрельбе. При удерживании оружия проявление силы не носит характера максимальных напряжений. Да это и нецелесообразно, так как излишние мышечные напряжения способствуют усилению тремора. Замеры усилий мышц кисти, применяемые при удержании оружия, показали, что стрелки сжимают рукоятку (шейку приклада) оружия преимущественно с усилиями, не превышающими 1/20- 1/10 части от их максимальной силы. Действительно, статические усилия, применяемые стрелками для удержания оружия, способствуют очень быстрому развитию процесса утомления, причем, чем больше непрерывное статическое усилие и чем оно длительнее, тем быстрее наступает утомление. Поэтому опытный стрелок практически мало напрягает мышцы и старается чередовать напряжение мышц при изготовке с их расслаблением в паузах между выстрелами.
Развитие способности стрелка от выстрела к выстрелу точно воспроизводить и длительное время сохранять усилия удерживания оружия в изготовке должно учитываться как главное специфическое направление силовой подготовки спортсмена.

Использование разнообразных упражнений в системе общей и специальной физической подготовки, направленных на выработку достаточной силы в сочетании со специальной выносливостью, повысит потенциальные возможности стрелка.

Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота как двигательное качество зависит прежде всего от подвижности нервных процессов в ЦНС. Чем выше степень их подвижности, тем выше скорость двигательной реакции на какой-либо внешний раздражитель. Данное двигательное качество является базовым для проявления ловкости, т. е. способности спортсмена быстро осваивать новые движения и успешно действовать (быстро, точно, находчиво) в переменных условиях, что базируется на уравновешенности возбудительно-тормозных процессов в ЦНС.

Высокая подвижность и уравновешенность нервно-двигательных процессов имеет для стрелка очень важное значение как основная база, определяющая согласованность действий при производстве выстрела. Развитие быстроты и ловкости движений способствует повышению подвижности и уточнению нервно-двигательных процессов, что, в свою очередь, благодаря переносу качеств, обеспечит лучшую координацию действий, специфичную для стрельбы.

Из практики подготовки стрелков известно, что спортсмены, регулярно занимающиеся видами спорта, в которых ведущим двигательным качеством является ловкость, например спортивные игры, значительно быстрее осваивают навык стрельбы, чем лица, не обладающие в достаточной степени этим качеством.

Регулярное выполнение общеразвивающих упражнений также оказывает положительное влияние и на совершенствование психологических качеств спортсмена, что для подготовки стрелка имеет очень важное значение, например, использование разнообразных средств ОФП с элементами риска, преодоления неуверенности и страха для последующего преобразования этих важных свойств применительно к психологической устойчивости стрелка.

Средства ОФП должны учитывать двигательные особенности, проявляющиеся при стрельбе, их общую направленность и структуру. Следует очень осторожно использовать в учебном процессе некоторые физические упражнения (движения), связанные, например, с проявлением силы "взрывного" характера (рывок и толчок штанги, метание некоторых снарядов), так как они по своей физиологической природе связаны с такими реакциями нервно-мышечной системы, которые применительно ко всем видам стрельбы можно считать неблагоприятными. Известно, что в основе явления положительного и отрицательного переноса двигательных навыков лежит сходство или различие в структуре действий. Учитывая специфику координации мелких движений тела спортсмена и оружия при стрельбе и необходимость управления ими для придания оружию в период производства выстрела высокой устойчивости, перечисленные средства ОФП при частом использовании обладают рядом негативных методических свойств. Однако те же и другие движения, выполняемые в медленном темпе, плавно с элементами уточнения и контроля положений, усилий, движений, можно отнести к более рациональным.

Многократный чемпион мира Г. Андерсон (США) пишет: "Сильнейшие стрелки мира разработали три основных сочетания видов тренировки. Это стрельба, стрельба и бег, тренировка "вхолостую" (без выстрела) и бег. Первый вариант заключается в стрельбе в тире, почти исключая остальные виды тренировки. Второй вариант предусматривает сочетание тренировки в тире и физическую подготовку, так как она необходима для достижения стрелком своего потенциала. Третий вариант - тренировка "вхолостую" и физическая подготовка, преимущественно бег". Г. Андерсон отдает предпочтение третьему варианту, указывая на то, что в этом случае экономятся время и средства на тренировку, оружие и патроны; лучше обнаруживаются и исправляются технические ошибки; эффективнее развиваются и психологические качества.

Однако при безусловной полезности тренировки без выстрела нельзя не учитывать необходимость регулярной стрельбы, особенно при начальной подготовке стрелка. Что касается предлагаемых средств общефизической подготовки, то один лишь бег, хотя он наиболее доступен и полезен, вряд ли позволит полноценно развить у стрелка комплекс необходимых физических качеств. Общефизическая подготовка современного стрелка высокого класса, безусловно, должна включать разнообразные средства тренировки: различные виды ходьбы и бега, гимнастику, лыжи, коньки, плавание, велосипед, спортивные и подвижные игры, охоту, рыбалку, походы, прогулки и др.

Что касается специальных подготовительных упражнений, то они должны быть максимально приближены к технике выполнения стрелковых упражнений и по своей структуре должны быть более простыми и легко выполнимыми, чем элементы основных упражнений. Из опыта подготовки сборной команды СССР известно, что применение ограниченного круга средств ОФП не позволяло добиваться заметного эффекта. Злоупотребление же ими приводит, как правило, к явному усилению ряда отрицательных явлений, в том числе к нежелательным настроениям спортсменов. Вероятно, это связано с создающимися условиями для "отрицательного переноса" навыков, что следует учитывать при планировании ОФП и СФП. Используемые методические средства должны предусматривать, кроме развития общефизических качеств, также профилактические мероприятия: определенные виды разминки перед стрельбой с целью снижения нервной напряженности спортсмена, настройки его нервно-мышечных систем на предстоящую работу, а также для нормализации состояния стрелка после стрельбы.

Таким образом, эффективность общефизической подготовки во многом зависит от рационального сочетания применяемых разнообразных средств. Важное значение имеет эмоциональный настрой во время занятий. Общеизвестно, что даже самые нудные упражнения при хорошем настроении выполняются с большим эффектом, чем в условиях негативной эмоциональной окраски.

Принцип непрерывности, повторности и вариативности.

Непрерывность. Подготовка стрелков в нашей стране представляет собой систему непрерывной, круглогодичной тренировки спортсменов с соблюдением определенной периодизации. В процессе тренировки многократно повторяются основные и вспомогательные упражнения, способствующие достижению высокого уровня общей и специальной физической, технической и других видов подготовки. В рациональной методике тренировки отражаются закономерности функциональных сдвигов и особенность восстановительных процессов организма спортсмена.

Тренировочные занятия и отдых чередуются, при этом основные тренировки проводятся при достаточном восстановлении и повышении работоспособности спортсмена. Однако увлечение "щадящим" режимом чревато таким снижением тренировочной нагрузки, при котором длительные и частые периоды отдыха не будут способствовать повышению функциональных возможностей организма стрелка. Не успев окрепнуть и стабилизироваться, в процессе длительного отдыха они утрачивают свою силу и остроту. В современном стрелковом спорте высокие результаты показывают лишь те спортсмены, которые выполняют огромный объем тренировочной работы при достаточной степени ее интенсивности.

Объем нагрузки - это общая сумма упражнений (действий), выполняемых каждым спортсменом за определенное занятие, в недельном цикле, за месяц, период и т. п.

Интенсивность нагрузки означает напряженность тренировочной или соревновательной работы и степень ее концентрации во времени. Она определяется отношением числа упражнений (действий), выполняемых с повышенной нагрузкой, к общему числу упражнений, т. е. к объему. Интенсивность нагрузки можно измерять отношением количества времени, затраченного непосредственно на выполнение какого-либо действия, к общему объему нагрузки. Например, интенсивность точностной работы стрелка можно измерять отношением времени от момента первого касания пальцем спускового крючка до момента выстрела ко времени от начала удерживания оружия до момента выстрела.

Способом объективной регистрации объема и интенсивности нагрузки может быть хронометраж различных действий (приемов, элементов, упражнений, положений), а также занятий в целом.

Опыт выдающихся спортсменов-стрелков основывается прежде всего на чрезвычайно высокой работоспособности. Советская школа стрелкового спорта 50-60-х годов, признанная во всем мире передовой, ведущей школой, базировалась прежде всего на очень высоком объеме тренировочной и соревновательной нагрузки.

Для спортивной тренировки характерно постепенное нарастание требований, что выражается в последовательном выполнении спортсменом таких заданий, которые мобилизуют его на овладение все более сложных и совершенных навыков при постоянном повышении нагрузок. Однако если правило постепенного повышения тренировочной нагрузки можно считать основным для подготовки стрелков низших разрядов (до 1-го спортивного разряда), то для совершенствования спортсменов высокого класса постоянное его соблюдение ведет к непомерному увеличению тренировочной нагрузки.

Вариативность нагрузки. Если спортсмен или тренер заметят некоторую общую тенденцию к снижению результатов, слишком длительную задержку их на одном и том же уровне или снижение желания спортсменов тренироваться, - это значит необходимо что-то изменить в регламенте и содержании тренировочного процесса.

Методика совершенствования спортсмена предусматривает использование принципа вариативности нагрузок в процессе тренировки, т. е. применение различных видов, форм и средств подготовки в разнообразных комбинациях в малых и длительных циклах процесса тренировки. По-видимому, наиболее эффективным процессом подготовки спортсмена-стрелка будет такой, который предусматривает чередование большой тренировочной нагрузки с оптимальными периодами и формами отдыха, своевременное изменение содержания тренировочного процеса. Количество повторений различных или одних и тех же упражнений, а также интервалы отдыха между ними зависят от подготовленности спортсмена, его состояния и возраста, вида упражнения, внешних условий и других факторов.

В условиях преобладания длительных, наиболее утомляющих статических нагрузок использование вариативности тренировки позволит восстанавливать состояние стрелка, лучше формировать навыки точност-ной работы, развивать общие и специальные качества.

Специфичность утомления стрелка состоит в том, что в результате большой нагрузки прежде всего снижается чувствитель


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.