Распределение времени при стрельбе — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Распределение времени при стрельбе

2019-08-07 121
Распределение времени при стрельбе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из важнейших качественных показателей спортивной деятельности является ее организация во времени. Речь идет о длительности выполнения как деятельности в целом, так и отдельно входящих в нее действий и их соотношения во времени. В психологии и педагогике спорта широкое распространение получил метод хронометража, т. e. измерения бремени выполнения различных действий и их последовательности. Примером может служить предлагаемый заслуженным тренером РСФСР А. А. Юрьевым хронометраж выполнения стрелковых упражнений, который позволяет анализировать разнообразные стороны деятельности стрелка на тренировке и соревнованиях (темп, ритм, продолжительность действий, паузы и т.д.).

Существенное влияние на работоспособность человека оказывает темп выполняемой им деятельности. Эффективно работать в ускоренном темпе без снижения качества можно лишь в течение ограниченного времени. Пр.и этом высокая точность действий может быть обеспечена лишь при условии предварительного врабатывания организма сначала в медленном темпе. Для возобновления высокого темпа работы и восстановления нужной ее точности необходим перерыв либо временный переход вновь к замедленному темпу. Наиболее продуктивен и наименее утомителен свободный темп (темп, свойственный тому или иному человеку), с учетом особенностей техники, тактики и тончайшей сенсомоторной координации при стрельбе.

В поддержании высокой работоспособности важную роль играет ритмичность выполняемых действий, т. e. их чередование во времени. Как отмечал академик И. П. Павлов, ритмическая деятельность наиболее выгодна для выработки навыков, для меньшей утомляемости в работе. Ритмичность является характерной чертой любого живого организма. Существуют биологические ритмы (распределение биологических функций во времени) и условно-рефлекторные. Длительность биоритмов можно изменять в ограниченных пределах, тогда как условно-рефлекторные ритмы могут вырабатываться в любых интервалах времени. Стрелок должен самостоятельно регулировать время выполнения различных действий при стрельбе. Он постоянно следит по секундомеру за продолжительностью удерживания оружия, отдыха между выстрелами, сериями, положениями. В зависимости от изменения обстановки и состояния стрелок вносит определенные коррективы в распределение времени. Например, для нормализации состояния в начале стрельбы продолжительность пауз между выстрелами делается 1 мин, затем по мере нормализаций состояния - 30 с и 15 с. Вместе с тем, продолжительность выполнения некоторых важных действий, например, прицеливания и спуска курка, контролируется стрелком лишь по ощущению времени, что вызывает необходимость специального развития у него этой способности.

Рациональный темп и ритмичность выполнения отдельных действий по производству выстрелов, оптимальное распределение времени на выстрелы и на отдых между ними, между сериями и положениями с учетом изменения условий и обстановки являются важными показателями высокого мастерства спортсмена-стрелка. Однако, например, в музыке темп и ритм строго задаются, в стрельбе же - получаются. Нередки случаи, когда спортсмены добивались высоких результатов при неритмичной стрельбе. Стремление к ровному ритму должно стимулировать равномерность и и согласованность в действиях, они же, в свою очередь, образуют желаемый ритм. Но сам по себе ритм в медленной стрельбе - это не самоцель, а лишь модель, на которую следует ориентироваться.

О некоторых привычках

Приспособительные реакции охватывают психологическую сферу человека, его сознание, чувства, эмоции. Мы часто вдруг обнаруживаем свое определенное отношение или приспособление к чему-либо, определенное реагирование на какое-либо событие, явление, раздражитель, отмечаем в себе множество разнообразных склонностей и привычек. Причем замечаем, что происходит это как преднамеренно, так и непроизвольно Привычка, достигнув определенной степени, становится установившимся режимом, линией поведения и, наконец, потребностью. В последнем случае, если привычное действие или явление не выполняется или не произошло, - это вызывает у человека неприятное чувство неудовлетворенности и беспокойства. Неудовлетворенность собой на основе объективной самокритичности - это очень важная психологическая черта личности. Подкрепленная высокой работоспособностью и целенаправленностью, она является мощным стимулятором роста спортсмена.

Например, на тренировке или соревнованиях перед стрелком поставлена оперативная цель - проследить за положением левой руки и добиться ее полного расслабления при, производстве каждого выстрела. В ходе стрельбы ему никак не удавалось глубоко сосредоточиться на этой важной технической детали, и поставленная задача оказалась выполненной далеко не полностью. Независимо от результата стрельбы (очков) в данном случае у опытного стрелка возникает чувство неудовлетворенности и острое стремление во что бы то ни стало решить эту задачу. И пока это не сделано, он не испытывает удовлетворения. Такую привычку следует считать полезной, и необходимо всячески ее развивать.

Но постоянную неудовлетворенность "всем и вся" нельзя считать положительной чертой личности, если она переходит грань целесообразности. В таком случае она становится фактором отрицательным, нередко создающим благоприятный психологический фон для возникновения плохого настроения, отсутствия оптимизма, ослабления способности к объективному самоанализу. Такая привычка не может стимулировать дальнейшее развитие, оно тормозится или совсем прекращается. Здесь речь может идти лишь об оптимальной степени проявления такого свойства и подобного рода черт личности. Глубокие, ставшие потребностью привычки к подробному, объективному анализу своих действий и поведения, выявлению ошибок, принятию решений по их устранению и неуклонное выполнение этих решений - это, безусловно, необходимые спортсмену-стрелку свойства. К сожалению, даже высококвалифицированные стрелки часто проявляют недостаточную требовательность к себе, полагаясь в основном на существующие у них, автоматизированные действующие психофизиологические механизмы. Случай, когда результат получается невысокий, характеризуют словами "не идет", в которых больше безволия и пассивного беспомощного ожидания, чем здравого смысла, определяющего причину ошибок и способы их устранения. Такую методическую позицию нельзя назвать перспективной.

Молодой способный спортсмен довольно быстро осваивает технику стрельбы и, правильно выполняя приемы, нередко добивается довольно высоких результатов. Его включают в команду, но на ответственных соревнованиях он вдруг допускает грубые ошибки и показывает очень низкие результаты. В чем же дело?

Способному человеку стрелковый спорт дает как бы "аванс" на хороший результат, а потом требует отдачи, большого внимания и труда. И если внимания стрельбе уделено недостаточно, то она "наказывает" за это. Коренные причины таятся в образовавшемся пробеле между высокими требованиями к результатам и низким уровнем психофизиологической подготовленности, не обеспечивающим их. Для многих стрелков становление по-настоящему начинается именно после ряда неудач на соревнованиях. Они заставляют подумать о том, каким образом выйти на сознательный путь борьбы за результат. Иные в этот переломный момент, потеряв веру в себя, бросают стрельбу. Для тех же, кто по-настоящему увлекся стрелковым спортом и полюбил его, это только стимул, толчок для выхода на сознательный творческий путь поиска. "Не добрал (результат) - значит не доработал, не додумал" - вот, пожалуй, основополагающий принцип, которым следует неуклонно руководствоваться в своей деятельности.

Очень важным является вопрос о том, какое значение спортсмен придает своему "Я" в стрельбе. Чрезмерное тщеславие и честолюбие как явные, так и скрытые могут стать существенным препятствием в достижении высоких результатов на всех этапах становления спортсмена-стрелка. Начиная с первого же желания обязательно попасть в "десятку" и глубоким расстройством от того, что ему это не удалось, сразу же создается исключительно неблагоприятный психологический фон для воспитания и развития стрелка. Здесь имеет место, казалось бы, естественное стремление обязательно и немедленно получить удовлетворение от результата выстрела, т. е. увидеть и показать больше себя в стрельбе, чем саму стрельбу. Если это желание очень сильное (особенно у молодых спортсменов), то оно ослабляет контроль внимания стрелка за своими действиями. Вероятность допустить ошибку значительно возрастает и с каждым выстрелом усиливается. Но осознать это самому стрелку очень трудно.

Недаром методика обучения предусматривает применение в различных сочетаниях таких способов, как тренировка без выстрела ("вхолостую"), стрельба "на кучность" по экрану или по мишени, но "не по месту" или "без трубы". Основное методическое направление этих приемов состоит в отсутствии или прекращении немедленных сведений о результате выстрела и тем самым направлено на усиление сосредоточения стрелка на процессе его производства.

Психологическая позиция - "лучше и больше работай - результат придет" (сначала без особых претензий на результат стрельбы) - более перспективна. Она также хорошо помогает восстановлению результативности и опытного стрелка. Аналогичная картина наблюдается и при слишком большом стремлении к выполнению каких-то нормативов, занятию призовых мест, установлению рекордов и т. д. Эти и подобные стремления и желания ни в коем случае не должны "выпячиваться" и главенствовать в сознании спортсмена при стрельбе. Победное настроение не должно подавлять оптимального режима рабочих действий стрелка, иначе победа останется только мечтой.

Часто от молодых спортсменов можно услышать, что чемпионы от природы наделены такими способностями, которые позволяют им без особого труда добиваться высоких результатов стрельбы. У них же якобы "стрелковых" задатков нет, поэтому они не могут показывать высокие результаты. Нельзя отрицать наличие тех или иных определенных задатков применительно к требованиям стрелкового спорта, они, безусловно, по-разному представлены у того или иного человека. У одних они выражены лучше, ярче, у других - хуже. Однако у любого практически здорового человека необходимые качества можно сформировать и развить, если применить соответствующую методику обучения и воспитания. Разница только во времени. Более способному высокие результаты удаются раньше, но если им не вложен в тренировку достаточный труд, то они не будут стабильными. Кроме того, первый же "срыв", как правило, очень надолго выводит его из состояния психологического равновесия, и это состояние стрелка в дальнейшем очень трудно преодолеть. В то же время стрелок, казалось бы, не имеющий особого таланта, но упорно и рационально тренирующийся и целенаправленно воспитываюший себя несколько позже добивается высокого уровня результатов. Именно такой спортсмен является надежным "зачетником", обеспечивающим постоянно высокий результат, и в конце концов обходит стрелка, первоначально отличавшегося, казалось бы, большим талантом. "Чемпионами не рождаются, ими становятся" - гласит пословица.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.