Практика сохранения, применяемая для исправления ошибок, препятствующих просветлению или приводящих к его утрате — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Практика сохранения, применяемая для исправления ошибок, препятствующих просветлению или приводящих к его утрате

2019-08-07 164
Практика сохранения, применяемая для исправления ошибок, препятствующих просветлению или приводящих к его утрате 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Объяснения продвинутых практик сохранения принято дополнять наставлениями, в которых содержится обзор ошибок, препятствующих просветлению или служащих причиной того, что практикующие, достигнув просветления, частично или полностью его утрачивают. Для некоторых практикующих начальная стадия просветления может и не завершиться стабильным состоянием. Истинное просветление становится реальной возможностью для преодоления силы инерции кармических склонностей, которые поддерживают неведение и страдание. Иногда огромная сила инерции остаточных кармических склонностей может послужить либо препятствием для просветления, либо причиной его утраты. Приведённые здесь особые наставления по сохранению предназначены для того, чтобы практикующие могли решить возможные проблемы. «Судьба» просветления зависит от конфигурации условий (rkyen),  позволяющих достичь и поддерживать его [TN, 590].

В традиции устной передачи, в соответствии с подходом указующих наставлений, чётко формулируются условия, необходимые для достижения и сохранения просветления. В традиции устной передачи особое внимание уделяется оптимальным условиям для практики до и после достижения просветления. Для практикующих очень важно правильно понять наставления устной передачи и указующие наставления. Любое ошибочное понимание может привести к невозможности достижения просветления или к его утрате. На данном этапе читателю становится ясно, почему так важен выбор слов, которые используются в указующих наставлениях, и почему необходимо сохранять традицию церемонии устной передачи этих наставлений.

Существует три вида ненадлежащих условий, препятствующих просветлению: 1) можно пытаться поддерживать верное воззрение, но утратить его (shor ba),  и это помешает достижению просветления; 2) медитативный опыт может быть ошибочным (gol sa),  и это помешает достижению просветления; 3) можно дойти до начальной стадии просветления, но определённые препятствия ('geg pa)  могут послужить причиной того, что практикующие частично или полностью утратят его, или каким-либо другим образом помешать его последующей стабилизации в качестве постоянного состояния ума.

 

2.4.1. Утрата воззрения [690]

 

Первое общеизвестное (spyi)  условие, которое препятствует достижению просветления, называется «утрата воззрения» (shor ba).  Таши Намгьял определяет подобное отклонение в сторону как «потерю наивысшего воззрения» и / или «возвращение к ошибочному воззрению» [TN, 555]. Существует две категории (tha snyad)  утраты воззрения, которые называются: 1) полностью сойти с пути (ye shor)  и 2) позволить медитативному опыту скатиться к заблуждению (nyam su len lugs 'khrul pa la 'phral shor).  В первом случае практикующим так и не удаётся развить фундаментальную реализацию йоги единого вкуса, то есть «пустотность и ясность всех феноменов» [TN, 552]. Это считается «серьёзной ошибкой» [TN, 555]. Во втором случае практикующие обретают верное воззрение пустотности / ясности, но теряют его во время последующей практики медитации. Некоторые авторы комментариев не приходят к единому мнению по поводу важности подобной классификации. Джампел Паво считает, что все виды утраты воззрения одинаково пагубны, и не делает между ними никакого различия [JP, f. 85a].

В любом случае авторы большинства комментариев согласны между собой в том, что существует четыре подкатегории утраты воззрения. Все эти четыре подкатегории связаны с «отсутствием верного понимания пустотности» [TN, 560] [JP, f. 85a]. В то время как каждая подкатегория отличается от другой по степени своей значимости, все они обладают общей особенностью – неверным установлением наивысшего воззрения (go yul)  пустотности. Абсолютное понимание пустотности является необходимым предварительным условием достижения просветления.

Для того чтобы максимально увеличить вероятность достижения просветления, четыре вида утраты воззрения пустотности «необходимо устранить посредством правильной реализации» [PK, f. 14b]. Практикующие, которые правильно распознали вместерождённый ум, уже не отклонятся далеко в сторону от верного воззрения пустотности [TN, 551–552]. Серьёзное отношение к практикам сохранения устанавливает условия, необходимые для реализации пробуждённой мудрости и её плода – опыта переживания просветления.

В кратких коренных наставлениях Пема Карпо описаны четыре вида утраты воззрения (shor sa bzhi)  и искусные методы их устранения (sel pa'i thabs):

 

Четыре вида утраты воззрения:

1. Потеря естественного состояния пустотности. Исправляется пониманием того, что пустотность – это сострадание.

2. Потеря способности налагать печать [пустотности на все феномены]. Исправляется пониманием того, как на самом деле пребывает реализованный ум.

3. Потеря средства противоядия. Устраняется пониманием, что то, от чего нужно избавиться, и средство, необходимое для этого, являются нераздельными.

4. Потеря пути. Устраняется пониманием, что то, что возникает, и его освобождение происходят в одно и то же время. [PK, f. 14a–14b][691]

 

Два первых вида утраты – потеря естественного состояния и потеря способности налагать печать – связаны с абсолютной истиной, а два последних – потеря средства противоядия и потеря пути – с относительной истиной.

Естественной диспозицией ума является пустотность / ясный свет. Специальный термин gshis  «диспозиция» переводится в этой книге в основном как «естественное состояние». Полная утрата или частичное отклонение ума от диспозиции, или, другими словами, естественного состояния, после того как оно было обнаружено, считается «огромной ошибкой» [TN, 555]. Джампел Паво добавляет, что безупречное понимание пустотности – это реализация, что пустотность и сострадание – это одно и то же. Отсутствие реализации нераздельности пустотности и сострадания может привести к тонкой или грубой привязанности к пустотности:

 

Когда не знаешь, что пустотность и сострадание нераздельны, появляется привязанность к пустотности. И тогда пустотность, которая ранее уничтожила причину и следствие, становится врагом. Ты можешь сохранять общее понимание, но теперь в твоей медитации появляется изъян. Высшая [истина] становится худшим ложным воззрением. [JP, f. 85a–85b]

 

Эта тонкая привязанность к пустотности предполагает неспособность испытывать к относительной истине надлежащее доверие, что приводит к неправильному пониманию вместерождённого ума. Это самая серьёзная ошибка, поскольку практикующие верят, что обнаружили пробуждённую мудрость, но на самом деле отдаляются от неё всё дальше.

Искусным средством, которое помогает не потерять (mi 'chor ba)  естественное состояние ума полностью, является отсечение (bcod pa)  возникающей проблемы посредством прямой реализации пробуждённой мудрости, которая позволяет устранить все идеи о пустотности на самом тонком уровне, а также позволяет сознаванию-как-оно-есть непрерывно отражать оба измерения – абсолютное и относительное – вместерождённого ума.

Подобный изъян может быть иногда почти незаметен, и тогда он приводит к ошибкам реализации. Таши Намгьял пишет:

 

Наивысшее воззрение пустотности, даже если оно не обладает изъянами, тем не менее может не созреть полностью, если было изначально принято как [концептуальная] идея, а не как результат [прямого] медитативного опыта. [TN, 552]

 

Практикующие овладели лишь техникой особой аналитической медитации, но не овладели в совершенстве медитацией самадхи, которая использует в качестве объекта вместерождённый ум и ведёт к прямому постижению естественного ума и нераздельного с ним проявления, то есть прямой реализации наивысшего уровня пустотности и ясности. Таши Намгьял объясняет, что практикующие могут «не понимать высший смысл истинной природы ума и не обладать сознаванием-как-оно-есть того, как пребывает реализованный ум» [TN, 553]. Получив же подобный опыт, они по крайней мере не утратят верное воззрение полностью. Однако медитация особого самадхи может перейти в тонкую привязанность к пустотности, и тогда будет необходимо противоядие – медитация на вместерождённости когнитивных процессов и вместерождённости процессов восприятия. Этот вид потери воззрения можно исправить, поняв, что пустотность и сострадание являются нераздельными. Сострадание в данном случае связано с относительными аспектами существования. Когда пустотность и сострадание не воспринимаются как нераздельные, «воззрение пустотности приходит в упадок» [TN, 555]. Как только практикующие поняли это, они больше не отклоняются от верного воззрения, «тщательно его сохраняя» [TN, 556].

Следующей ошибкой утраты воззрение является «потеря способности налагать печать» (rgyas 'debs).  Согласно Таши Намгьялу, практикующие «не могут понять, как использовать сознавание-как-оно-есть для того, чтобы установить, что все феномены пребывают в своём естественном состоянии» [TN, 557]. Другими словами, практикующие обладают определённой реализацией пустотности, но не способны правильно наложить печать пустотности на все феномены. Если бы они могли это правильно делать, то не было бы необходимости осуществлять искусственную активность, чтобы добиться реализации. Не нужно было бы применять какие-либо искусные средства для достижения просветления. «Искусные средства и реализация нераздельны в этой медитации» (sgom thabs shes dbyer med)  [TN, 554]. Когда практикующие не обладают способностью «опечатывать» пустотностью все феномены, они упускают самое главное и поэтому думают, что просветление каким-то образом отличается от того, что уже реализовано.

В процессе неадекватного (ma grig)  выполнения практики сохранения возникает более тонкая форма потери способности накладывать печать, и это приводит к тому, что практика больше не находится в гармонии с относительной активностью ума [TN, 555]. В результате этого практикующие отвлекаются от непрерывного памятования естественного ума, поскольку ищут некую другую реализацию.

Методом исправления этой разновидности потери воззрения является «понимание того, как всё существует на самом деле». Таши Намгьял пишет:

 

Познай естественность, махамудру, спонтанное самопронизывание всех феноменов… Тогда поймёшь, почему нельзя отказываться от пустотности. Поэтому не теряй способность накладывать печать. [Но и] не совершай этого, руководствуясь концептуальными идеями о пустотности, как делал раньше. [TN, 558–559]

 

Практикующие предоставляют сознаванию-как-оно-есть возможность проникать во все миры и во все времена и накладывать печать на все феномены, обнаруживая их пустотность, как только они, как кажется, возникают. Когда досконально известно, что на реальность наложена печать пустотности, не возникает желания применять интеллектуальный анализ. Все кажущиеся проявления, как только на них налагается печать реализации пустотности, предстают лишь как игра (rol pa)  естественного ума [TN, 559].

Третьей ошибкой утраты воззрения является потеря средства или противоядия (gnyen po).  Этот вид полной утраты воззрения происходит, когда практикующие полагают, что пустотность служит противоядием от всех тревожащих ум эмоциональных состояний и потому устанавливают ложное двойственное различие между пустотностью и тревожащими состояниями. Джампел Паво объясняет:

 

Если не можешь понять на интеллектуальном уровне, что по своей истинной природе они нераздельны, то может возникнуть привязанность [к идее о том], что тревожащие эмоциональные состояния, которые должны быть преодолены, и пробуждённая мудрость, которая является противоядием к ним, каким-то образом отличаются друг от друга. В таком случае ты, вероятно, будешь пытаться предотвратить тревожащие эмоциональные состояния и прилагать усилия, чтобы поддерживать пробуждённую мудрость. [JP, f. 85b]

 

В данном случае практикующие не могут понять, что и кажущиеся тревожащие эмоции, и их потенциальное противоядие недвойственны. Таши Намгьял пишет: «Ты, возможно, будешь цепляться за двойственность эмоций и пустотности и [из-за этого пытаться] предотвратить эти эмоции» [TN, 554]. Когда в процессе медитации самадхи практикующие «используют идеи и логический анализ с целью не допустить возникновения эмоциональных состояний, пытаясь таким образом постичь истинную природу ума», возникает более тонкая форма заблуждения [TN, 554].

Устранение ошибки потери противоядия происходит с помощью «постижения, что [то, от чего] нужно избавиться, и средство, необходимое для этого, являются нераздельными» [JP, f. 85b]. И тогда нет необходимости в какой-либо дальнейшей искусственной активности. Как только установлено верное воззрение, нет необходимости делать что-то для освобождения эмоциональных страданий. Тревожащие эмоциональные состояния самоосвобождаются (rang grol)  одновременно со своим возникновением. Когда возникают эмоции, сознавание-как-таковое проясняет их как недвойственные относительные проявления пробуждённой мудрости [TN, 558].

Последняя разновидность утраты воззрения – это потеря пути (lam).  Джампел Паво объясняет:

 

Не осознавая, что истина четырёх путей,[692] а также путь и плод нераздельны, ты полагаешь, что каждый путь приносит собственный, отличный от других плод. Таким образом ты впадаешь в заблуждение, вызванное желанием испробовать каждый [путь], и прикладываешь для этого усилия. [JP, f. 85b]

 

Таши Намгьял пишет, что плодом является спонтанное присутствие (lhun gyis grub).  Никакое усилие не поможет обрести его. Практикующие полностью отклоняются от пути, «когда желают достичь чего-то, что отличается от этого плода – трёх измерений будды и пяти мудростей» [TN, 553]. Плод является верхним пределом пути. Некоторые практикующие не могут понять этого и ищут «в другом месте» (gzhan du 'tshol ba)  в надежде обнаружить что-то ещё. Это происходит потому, что практикующие «полны идей», «не могут понять, что пустотность является истинной природой всех феноменов» и в силу этого «не в состоянии постичь, что пробуждённая мудрость и искусные средства являются нераздельными» [TN, 554]. Вынашивание идей о других вероятных видах мудрости приводит лишь к разжиганию жадности и созреванию вредоносных кармических склонностей. Такие практикующие могут лишь рисовать просветление (dmigs pa)  в своём воображении, что делает его достижение невозможным.

Последняя ошибка утраты воззрения устраняется «пониманием, что то, что возникает, и его освобождение, будучи нераздельными, присутствуют как собственное проявление [rang chas]  трёх измерений будды» [JP, f. 85b]. Другими словами, практикующие «достигают верхнего предела понимания, когда постигают, что проявление ума – это три измерения будды» и что «основа, путь и плод нераздельны» [TN, 553]. Говоря кратко, для того, чтобы исправить эти четыре ошибки утраты воззрения, необходимо правильно понимать махамудру (rnam rtog phyag rgya chen po).  Подобное понимание приходит благодаря «получению традиционной устной передачи и усвоению указующих наставлений», а также использованию этих знаний для выполнения практики медитации, чтобы они «преобразовались в махамудру» [TN, 560–561]. После того как практикующие узнали, в чём заключается верное воззрение, они следят за своим состоянием во время сессий формальной практики медитации, чтобы обеспечить правильное развитие реализации. Те практикующие, кто делает это без ошибок, не могут полностью потерять реализацию.

 

2.4.2. Ошибки, связанные с определёнными состояниями [693]

 

Эти ошибки (gol ba)  связаны с практикой особого самадхи, то есть с качеством состояния самадхи (nyams),  в котором и происходит созревание просветления. В своих кратких коренных наставлениях Пема Карпо предостерегает от возникновения привязанности к различным медитативным переживаниям:

 

Существует три ошибки, которые связаны с привязанностью к состояниям пребывания / успокоения. Исправь их, усердно практикуя проникающее видение. [PK, f. 14a]

 

Привязанность к определённым переживаниям (bye brag),  возникающим в состоянии особого самадхи, является ошибкой. Три захватывающих переживания особого самадхи – это блаженство (bde ba),  ясность (gsal ba)  и состояние покоя, свободного от концепций (mi rtog).  Эти три конкретных достижения соотносятся с категориями ощущений и эмоций, ментальных образов и мыслей. Практикующие рискуют увлечься каким-то одним из этих переживаний или всеми одновременно и перепутать их с реализацией. Джампел Паво пишет:

 

Как только ты начинаешь осмысливать, как именно пребывает реализованный ум, и затем у тебя возникает привязанность к одному из этих переживаний, или когда ты [пытаешься] представить себе, что какое-то из них – это истинная сущность медитации, то впадаешь в заблуждение. Последствием ошибочного переживания блаженства будет [перерождение] в мире желаний; ошибочного переживания ясности – в мире форм; ошибочного переживания покоя, свободного от концепций, – в мире без форм [JP, f. 85a]

 

В первой части этого отрывка перечисляются виды переживаний самадхи, которые ведут к возникновению ошибок, а во второй части указываются последствия этих ошибок. Комментарий Таши Намгьяла более детален. Он описывает три типа особого блаженства тела:

 

1. Твоё тело наполняется блаженством. 2. Блаженство возникает от любого [кажущегося внешним] ощущения. 3. Ты полностью перестаёшь чувствовать своё тело, и возникает блаженство отсутствия телесных ощущений. [TN, 564]

Существует также три формы особого ментального блаженства: 1. Радость распространяется в уме, как лесной пожар. 2. И днём и ночью возникают лишь радостные мыли. 3. Поскольку всё предстаёт как невещественное, блаженство распространяется повсюду. [TN, 564]

Эти яркие переживания возникают в силу фундаментальной реорганизации взаимосвязи между телом, потоками энергии и умом. [TN, 566]

 

Возникают также глубокие чувственные переживания, которые определяются как примеры ясности:

 

Ясность ума подобна кристаллу, [отражающему] состояние восприятия, [которое характеризуется распространением] различных [видений]. Находясь в этом состоянии, если приложишь усилия – увидишь то, что находится на значительном расстоянии от тебя, даже в кромешной тьме. Если отсутствуют какие-либо [феномены, обладающие] воспринимаемыми характеристиками, которые ты мог бы увидеть, то [всё равно] ты сохранишь сознавание, и [все] проявления будут возникать как ясный свет. В дополнение к этим переживаниям также возникнут способности к экстрасенсорному восприятию: например, ты сможешь читать чужие мысли. [TN, 564][694]

 

Далее речь идёт о покое, свободном от концепций:

 

Иногда в силу кармических склонностей словно из ниоткуда возникает какая-нибудь форма, и ты воспринимаешь её как пустотность. Иногда, если им не препятствовать, в небольшом количестве будут возникать разные объекты чувственного восприятия (визуальные образы, звуки и так далее). В остальное время может показаться, что все объекты восприятия возникают как пустые образы, вне зависимости от того [считаешь ты, что они обладают] независимым существованием или нет. Ещё может возникнуть то, что ты можешь принять за пустотность, – что-то похожее на обширное и чистое пространство, какое обычно остаётся после того, как растворятся даже когнитивные процессы тонкого уровня. Каждое из этих [переживаний несёт в себе риск] возникновения привязанности к [ложной] пустотности движущихся и пребывающих в состоянии покоя феноменов. [TN, 564–565]

 

Сами по себе подобные переживания не наносят вреда. Вангчуг Дордже, например, объясняет, что если правильно воспринимать эти три состояния, то они могут послужить фундаментом для пробуждённой мудрости.[695] Эти состояния являются лишь проявлением изменений, которые иногда сопутствуют практике особого самадхи. Наставления касаются лишь тех ситуаций, когда «эти состояния [могут] привести к ошибкам» [TN, 567–579]. Джампел Паво объясняет, что ошибка происходит, когда у практикующих возникает привязанность к одному из этих медитативных состояний или когда практикующие, пытаясь вызвать одно из них, начинают его намеренно себе представлять (dmigs pa).  Таши Намгьял объясняет:

 

Говоря кратко, любая привязанность к этим состояниям или стремление вызывать их являются ошибкой. [TN, 568]

 

К возникновению ошибки приводят: 1) привязанность (zhen pa, chags)  к одному из этих медитативных состояний, 2) стремление вызвать одно из этих состояний, представляя (dmigs pa)  его. Первая ошибка связана с попытками удержать ('dzin pa)  переживание самадхи, а вторая – с «вынашиванием идей о состоянии самадхи» [TN, 568].

В завершение своих наставлений Джампел Паво указывает на последствия совершения подобных ошибок. Возникновение привязанности к блаженству, ясности и покою, свободному от концепций, ведёт к перерождению в мире желания, в мире форм и в мире без форм. Эти три мира являются частью самбхогакаи (long spyod)  [TN, 570]. Подобные утончённые переживания обычно доступны лишь тем, кто пребывает в божественных мирах. Однако это удовольствие не длится вечно. О практикующих, у которых возникла привязанность к этим переживаниям, говорят, что «они пали в низшие миры» и в будущих жизнях обречены на «вечные скитания» [TN, 569]. Если практикующие недостаточно точно следуют указующим наставлениям, то они рискуют «проглядеть» момент реализации пробуждённой мудрости или перепутать его с утончёнными переживаниями медитативных состояний. Практикующие «больше не видят, как пребывает реализованный ум» [TN, 573]. Они «не видят истину» [TN, 579].

Совершение ошибок приводит к двум последствиям. Во-первых, практикующие неправильно понимают (mi rtogs pa)  истину. Согласно Таши Намгьялу, «в аналитическом исследовании появляются недостатки» [TN, 586]. Неспособность обрести знание отличается от обретения ошибочного знания. В первом случае практикующие осознают, что им чего-то недостаёт. Во втором случае практикующие не осознают, что неправильно понимают истину, и продолжают практиковать, как будто достигли просветления. Ошибочное знание приносит больше вреда, поскольку практикующие впадают в заблуждение и у них развивается «великая гордыня» [TN, 563]. Во-вторых, о заблуждающихся практикующих говорят, что они «опираются на особые методы» (thabs khyad par can la brten pa)  [TN, 562] и считают сами себя «продвинутыми садху» [TN, 562]. Они посвящают бо́льшую часть своего времени практике особых видов йоги, таких как тантрическая йога работы с тонкими энергиями (bsre 'pho),[696] вместо того чтобы поддерживать естественную, спонтанную реализацию. Такие практикующие всё время заняты поисками некоего совершенного состояния тела и ума [TN, 562–563].

Кроме этих ошибок, связанных с самбхогакаей, существуют и другие. Например, ошибки, связанные с четырьмя состояниями созерцания (bsam gtan bzhi),  заключающиеся в том, что у практикующих возникает привязанность к определённым впечатляющим качествам состояния самадхи – радости, блаженству, восхищению и спокойствию.[697] Существует три связанных со сферой ощущений (skye mched)  ошибки, которые приводят к тому, что практикующие теряют функции восприятия, мышления и сознания [TN, 572–573]. Существуют также ошибки, «вызванные мышлением». Если практикующие «не слушали устные наставления», то они могут попытаться сделать просветление объектом мышления [TN, 572]. Такие практикующие, веря, что постигли истину, продолжают некорректно выполнять практику:

 

Возможно, у тебя нет привязанности и ты добился спокойствия. Очень может быть, что ты обладаешь обширными познаниями. И всё же, если ты не усвоил устные наставления, то [всё ещё] совершаешь ошибку, пытаясь решить проблемы медитации, возникшие из-за того, что ты не внял этим наставлениям. [TN, 579]

 

Вследствие неправильного понимания практикующие «не видят то, как пребывает реализованный ум» [TN, 573].

Все эти ошибки возникают из-за отсутствия баланса между практиками пребывания / успокоения и проникающего видения. Как сказано в коренном тексте Пема Карпо, исправить их можно, «усердно практикуя проникающее видение»:

 

Эти ошибки можно исправить, если развить уверенное знание истины пустотности, которое отсекает их корень – то, что провоцирует эти ошибки. Гампопа сказал: «С точки зрения всегда присутствующего ума три переживания – блаженство, ясность и покой, свободный от концепций, – сами становятся уверенным знанием». [JP, 85a]

 

Если практикующие безошибочно реализуют пустотность, изначально присущую этим особым состояниям, то у них не возникнет привязанности ни к одному из этих необычных переживаний. Тщательное выполнение практики проникающего видения помогает исправить эти ошибки. Таши Намгьял подводит итог следующим образом:

 

Когда всегда и во всех ситуациях поддерживаешь непрерывное памятование уверенного знания всегда присутствующего ума, ошибок не возникает. Выполняй подобную практику сохранения, чтобы не возникло цепляния или привязанности к истине. [TN, 580]

 

 

2.4.3. Препятствия, мешающие непрерывному присутствию просветления [698]

 

Утрата воззрения связана с ошибочными представлениями об абсолютной истине, в то время как совершение ошибок связано с цеплянием за относительные переживания, возникающие во время пребывания в состоянии самадхи. Эти два дополняющих друг друга вида помех устанавливают условия, которые мешают достижению просветления. Препятствия (gegs pa),  напротив, связаны с определёнными условиями, которые складываются уже после достижения просветления и могут послужить причиной того, что практикующие полностью или частично утратят состояние просветления. Препятствия возникают в силу неспособности сохранения (skyong ba)  просветления и нарушают его непрерывное присутствие (bar du gcod pa).

Препятствия возникают, когда определённые условия (rkyen)  блокируют непрерывное присутствие переживания просветления. В таком случае некоторые моменты опыта могут стать врагами (dgrar langs).  Например, для просветлённого индивидуума какая-либо мысль возникает как друг (grogs).  Однако, если после достижения просветления он ведёт определённый образ жизни, то мысли могут стать врагами.

Авторы разных комментариев классифицируют препятствия по-разному. Таши Намгьял разбивает их на две категории: общие и прочие (внешние и внутренние), Джампел Паво – на три: восприятие, эмоции и физический дискомфорт. Обе схемы классификации представлены в таблице 43.

 

Таблица 43


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.