Особые практики сохранения: молитва преданности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особые практики сохранения: молитва преданности

2019-08-07 173
Особые практики сохранения: молитва преданности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мудрость и сострадание являются аспектами одной и той же реализации недвойственности. Поэтому опыт уверенности в истинной природе ума всегда ведёт к возникновению сострадательного стремления к тому, чтобы и другие познали эту истину. Таши Намгьял объясняет, что такое молитва преданности (smon lam),  следующим образом:

 

Освободившись от всех [ментальных] усложнений, молись о том, чтобы все живые существа достигли высшей реализации, а именно – добродетели [сострадания] и блаженства [пробуждённой мудрости], которые возникают благодаря практике добродетели. Практика сохранения устанавливает основу для совершенного очищения с помощью молитвы преданности. Затем, как сказано, ты укрепишь корни добродетели, что уже само по себе немалое достижение. [TN, 261]

 

«Возвышенный идеал» – это стремление постичь истину ради принесения блага другим. Молитва преданности является общепринятым методом сохранения развивающегося сострадания на этом этапе практики. Текст Рангджунга Дордже «Молитва преданности махамудры», который к моменту выхода этой книги уже был переведён на английский язык, можно считать хорошим примером собрания наставлений традиции махамудры, посвящённых практике молитв преданности.[327]

Предварительные практики считаются законченными, когда практикующие способны выполнять практики каждого из этапов в рамках краткой сессии (thun bsdu'i tshe).  Вангчуг Дордже даёт следующее наставление:

 

Во время краткой сессии раствори в себе, преобразив их в свет, объекты прибежища, Ваджрасаттву, совершенную мандалу, собрание божеств и учителей [из практики гуру-йоги]. Выполни это таким образом, чтобы стать нераздельным с их телом, речью и умом. [WD, 64–65]

 

Затем он поясняет:

 

Продвинутые предварительные практики завершают весь этап предварительных практик. Каждая ступень предварительных практик служит условием развития [уверенности], а выполняются они в рамках единой сессии [практики]. [WD, 85]

 

Когда практикующие анализируют все наставления и выполняют их в рамках единой сессии практики, постижение происходит быстрее. Но вместе с этим следует признать, что только практикующие с высокими способностями могут выполнять все предварительные практики в рамках единой сессии, вместо того чтобы разделять их на отдельные ступени. Но в целом особые тексты составлены таким образом, что все предварительные практики сведены к единому циклу. В качестве примера можно привести текст школы тропху кагью «Наставления по пятичастной махамудре».[328]

В то время как предварительные практики подготавливают ум к обретению уверенности, настоящая уверенность приходить лишь после усердной практики медитации. Продвинутые предварительные практики надлежащим образом подготавливают ум для формальной медитации. Вопреки распространённому мнению, медитация – это не начало духовной практики, а её результат или плод ('bras bu).  Как сказано в одном коренном тексте:

 

Предварительные практики, предназначенные для освоения медитации, до этого момента нам недоступной, называют йогой успокоения.[329]

 

Серьёзные изменения в образе жизни и воззрении, которые происходят в процессе предварительных практик, помогают начать (skye ba)  медитацию и открывают путь к её сущностным практикам.

 

 

Глава 3

Созерцание

 

Способность получать опыт и постигать истину во многом зависит от качеств потока ума. Выполняя практику сохранения, практикующие замечают некоторую схожесть между истиной, представленной в учениях, и качествами их собственного потока ума. Обычно первые попытки практикующих выполнять практику сохранения сводятся к необходимости напоминать себе, насколько отдалился (shor sa)  их поток ума от частично постигнутой истины.

 

Природа обычного потока ума

 

Вильям Джеймс однажды так описал обычный ум: «Цветущее и жужжащее заблуждение».[330] Буддийское понимание ума очень схоже с этим определением. Ум можно описать с двух позиций: 1) с позиции самого ума, наблюдающего события, которые в нём происходят, и 2) с позиции событий, происходящих в потоке ума.

Если рассматривать обычный ум с позиции ума, который наблюдает события, то становится ясно, что он способен оставаться (gnas ba)  на выбранном объекте концентрации лишь на очень короткие отрезки времени. Даже когда обычный ум сохраняет внимание на выбранном объекте концентрации, как правило, оно остаётся на нём лишь частично, распределяясь между объектом концентрации и фоновым шумом обычной ментальной активности. Обычный ум легко упускает объект концентрации из фокуса своего внимания и легко впадает в отвлечение (g.yeng ba),  беспорядочно устремляясь во все стороны. Сознавание течения потока опыта не является непрерывным. Очень часто оно уступает место обычному сознанию, что приводит к периодам невнимательности и неосознанности, или неведения (ma rig pa).

Если рассматривать обычный ум с позиции событий, которые происходят в его потоке, то становится ясно, что вся структура обычного ума крайне дезорганизована. Ум, который отвлёкся от выбранного объекта концентрации и блуждает в растущем нагромождении ментального содержимого, считается «усложнённым» (spros ba). [331] Постоянное усложнение называется блужданием ('khor ba)  – беспорядочным метанием от одного к другому, когда ум цепляется то за один объект чувственного восприятия, то за другой; то за одну мысль, то за другую. Обычный ум создаёт, или фабрикует (bcos pa),  образы и представления, определяя ими весь спектр чувственного восприятия (reg pa).  Эти ментальные конструкции становятся всё более и более усложнёнными, приобретая форму идей (blo),  концепций (rtog pa)  и беспокоящих эмоций (nyon mongs).  Все эти усложнения возникают в силу того, что обычный ум рассеивается во множестве направлений и, как кажется, абсолютно не поддаётся контролю. Эта характерная особенность ума сильно затрудняет задачу удержания фокуса внимания на сохранении понимания окончательного смысла. Поэтому были созданы упражнения, помогающие практикующим «освободиться от обычной ментальной активности» (bya ba btang ba)  [JP, f. 5a].

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.