Обычные практики сохранения: условия, ведущие к уверенности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Обычные практики сохранения: условия, ведущие к уверенности

2019-08-07 194
Обычные практики сохранения: условия, ведущие к уверенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В качестве примера обычных наставлений можно привести совет Вангчуга Дордже:

 

Не допускайте ошибок относительно объективных условий – условий, которым должны отвечать объекты медитации. Объекты медитации не должны способствовать привязанности [обычные предварительные практики], и в качестве объектов должны использоваться мастера линии передачи и собственные учителя [особые предварительные практики, завершающиеся гуру-йогой].

После этого необходимо сохранять текущие условия, позволяющие поддерживать непосредственный [опыт переживания] окончательного смысла, какие бы проявления ни возникали. Эти условия сохраняют, не используя при этом [какую-либо искусственную активность, свойственную уму, такую как] надежда и страх, принятие или отказ, препятствование или способствование. [WD, 64]

 

Двумя обычными практиками сохранения является работа с объективными условия (dmigs rkyen)  и текущими условиями (ma thag rkyen).  Слово rkyen  «условия» связано с доктриной причины и следствия. Считается, что причиной (rgyu)  возникновения уверенности являются памятование и бдительность, но на самом деле этого недостаточно. Из семени (причины дерева) дерево может вырасти лишь при условии правильного ухода и подходящего климата. Точно так же и причина уверенности может созреть как личный опыт уверенности лишь при стечении объективных и текущих условий. Условия – это вторичные события, которые оказывают влияние на процесс. Поэтому практикующие используют все доступные ситуации для приведения уверенности к созреванию. Таких ситуаций две: 1) периоды, когда ум находится в медитативном состоянии, и 2) остальное время, когда практикующий вовлечён в повседневную деятельность. Первая ситуация соответствует объективным условиям, вторая – текущим.

Упражнения, связанные с объективными условиями, основаны на использовании периодов медитативного покоя для зарождения (sgrub pa)  уверенности. С позиции ума – то есть чистого сознавания – непрерывно, момент за моментом меняющееся ментальное содержимое, состоящее из представлений об объектах (dmigs pa),  является «тем, на чём следует медитировать», представляя его как отражение ума. В отличие от постоянно изменяющегося содержимого ума, сознавание момент за моментом пребывает неизменно (gnas pa)  [TN, 260], уменьшая тем самым отвлечение (ma g.yeng ba)  и ослабляя рассеяность [TN, 260]. Принимая сознавание-как-оно-есть в качестве объекта памятования, Вангчуг Дордже замечает, что ум «устанавливается сам в себе». В свою очередь Таши Намгьял утверждает, что, приняв такую позицию, практикующие «направляются прямо к центру» [TN, 260].[324]

Термин «подлинный» (gnyug ma)  подчёркивает перемещение позиции созерцания от изменяющегося момент за моментом содержимого ума к непрерывному сознаванию, которое предшествует всем отдельным моментам [потока ума] и присутствует в любой из них одновременно с ментальными событиями. Джампел Паво заканчивает свои наставления следующими словами: «[Настоящий] путь – это [сам] неотвлекающийся ум, истинная природа которого полностью постигнута» [JP, f. 25b]. Практикующие ощущают фундаментальное соответствие между тем, как возникает поток ума, и истинным воззрением, обретённым благодаря учениям. Сохранение подразумевает сравнение непосредственного опыта и полученных учений. Вангчуг Дордже утверждает, что сохранение, использующее объективные условия, помогает «зародить уверенность» [WD, 85] в силу того, что в опыте переживаний, проявляющихся в потоке ума, на этом этапе появляется что-то, что позволяет обнаружить ('char ba)  воззрение истинной природы ума.

Таши Намгьял наставляет практикующих проверять практики, связанные с добродетелью, четыре раза в неделю – до тех пор, пока положительный результат использования надлежащих условий не будет «уверенно удерживаться», или по крайней мере до тех пор, пока «ум и тело не будут приведены в совершенное состояние» [TN, 258]. Практикующие не просто проверяют выполнение практики добродетели, но и размышляют о сущности предстоящей медитации. Им предписано пересчитать (grangs)  и свести в упорядоченный список (go rim)  предшествующие, текущие и будущие практики медитации, для того чтобы «сохранить [практику каждого этапа] соответствующим методом».[325] Вне зависимости от того, о каком этапе идёт речь, практикующие обнаруживают, что ум функционирует одним и тем же образом и приходит к тому же самому постижению собственной истинной природы. Уверенность не обусловлена состоянием ума, но на каждом следующем этапе пути понимание углубляется.

Вторая часть наставлений посвящена текущим условиям и подразумевает использование любых возможностей, возникающих в повседневной жизни, для поддержания воззрения основополагающей природы ума. Два вида наставлений – об объективных и текущих условиях – можно соотнести с памятованием и бдительностью. Термин shig ge  означает «текущий» или «только в данный момент». Какие бы отдельные события ни возникали в потоке ума – ощущения, мысли, эмоции, – все они несут в себе всю ту же истину о самом уме. В течение всего дня практикующие непрерывно развивают прямой опыт переживания одного и того же постижения. Каждое отдельное ментальное событие усиливает уверенность практикующих в истинной природе ума:[326]

 

Взгляни на то, что возникает, как на возникающее в силу причин и условий. Не существует того, кто знает, лишь сознавание-как-таковое [rang rig pa].

 

Течение потока ума возникает в силу причин и условий. В нём нет независимо существующего «я», которое можно было бы определить как позицию, с которой ведётся наблюдение. Не существует также и познающего (rig mkhyen).  То, что, кажется, возникает как нечто обладающее независимым существованием (dngos po),  на самом деле является лишь проявлением (sprul tsam),  таким же, как проявление в сновидении.

Поскольку каждый момент опыта потенциально может привести к одному и тому же постижению, понимание окончательного смысла достигается быстрее. В тот момент, когда возникает уверенная реализация, не остаётся никакой другой истины, к которой нужно было бы стремиться. Как сказал Вангчуг Дордже: «[Тогда] практика сохранения не сопряжена с надеждой [достичь] и страхом [не достичь]». Он продолжает так: «Нет ничего, что нужно было бы искать» (rtshol med)  [WD, 85]. Не существует какой-то собой ментальной активности, которой было бы под силу создать препятствие или способствовать (dgags grub)  тому, что уже развилось до той степени, когда возникла уверенность. Когда практикующие поддерживают уверенность и в ходе сессий медитации, и во время повседневной деятельности, практика сохранения считается «всеобъемлющей» (hril por dge sbyor)  [TN, 260].

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.