Образ тайги в художественной системе Валентина Распутина — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Образ тайги в художественной системе Валентина Распутина

2019-08-07 759
Образ тайги в художественной системе Валентина Распутина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образ тайги формируется у В. Г. Распутина в тофаларских очерках, которые с тысяча девятьсот шестьдесят первого года он печатает в «Советской молодёжи». Тайга в них предстаёт одухотворённой, независимой, мрачной и щедрой, её затаённая красота скрыта от праздных глаз туристов, её трудное и далёкое богатство раскрывается только перед неутомимыми искателями. Она приносит разноцветную радость открытий, распахивая перед человеком свою самовластную красоту, сила притяжения которой заставляет снова и снова возвращаться назад.

Очерки о тайге послужили основой для одной из первых книг В. Г. Распутина, изданных «Восточно-Сибирским издательством» в тысяча девятьсот шестьдесят шестом году. В книгу вошли очерки «Край возле самого неба», «В Саяны приезжают с рюкзаками», «Продолжение песни следует», «От солнца до солнца», «На снегу остаются следы», «И десять могил в тайге», и рассказы «Продаётся медвежья шкура», «Эх, старуха», «Человек с этого света».

Рисуя в очерках портрет тайги, В. Г. Распутин пишет: «Вся жизнь тофалара проходит в тайге, причём чаще всего он остаётся с ней наедине, только он и она – больше никого. Отношения между ними всегда очень сложны: он испытывает к ней уважение, но соблюдает осторожность, он признаёт её силу, но знает и слабости. <…> Ему здесь всё знакомо с детства. <…> и жизнь в нём, как и всюду, имеет полярные точки рождения смерти и полярные измерения любви и преступлений» [32, с. 3].

Образ тайги, образ хозяина таёжного пространства, мотив столкновения человека и медведя, испытание трудной дорогой как необходимое условие вхождения в сакральное таёжное пространство, войдут в прозу В. Г. Распутина, найдя своё воплощение в рассказе «Век живи – век люби» [56, с.405–446].

Рассказ начинается с осознания Саней «самостоятельности». Прибегая к игре слов, В. Г. Распутин обнажает скрытую этимологию слова, выстраивая на его значениях философию героя: самостоятельность для Сани означает самому, без подпорок и подсказок, стоять на ногах в жизни.

Ощутив глубинным чутьём зарождающуюся в себе самостоятельность, Саня проявляет её, живя у бабушки в деревне, где он по воле случая оказывается совершенно один, так как его родители уехали в отпуск в Ленинград, Калининград и Брест, а бабушка к дочери в Нижнеангарск.

Оставшись один, Саня полюбил выполнять работу по хозяйству, потому что она давала ему ощущение собранности и цельности, в которых он нуждался. Потребность в движении и деле стали частью юношеского взросления Сани. Следующей проверкой на способность самостоятельно принимать решения для мальчишки стал приход в гости Митяя, знакомого отца, к которому Саня проявил сострадание, дав взаймы три рубля. Митяй, который до этого случая воспринимал его как пацанёнка, по-новому всмотрелся в Саню и пригласил в тайгу собирать ягоду. Не тёртый тайгой Саня с радостью согласился, понимая, что возможность ещё раз побывать в тайге в ягодную пору в редкий год, когда она уродила полное, выпадающее раз в пять или десять лет богатство, ему выпадет не скоро.

Взросление Сани постепенно раскрывается в течение всего рассказа и возрастает с каждым последующим принятым героем решением, совпадая с его сближением с тайгой.

Отправляясь с Митяем и дядей Володей за ягодой, Саня проезжает станцию Березай, представляющую из себя тёмный распадок нежилых домов, который поражает мальчишку, вызывая в нём ассоциации с фразой из книги «смертный ужас рождения». На этой станции у Сани появилось отчётливое чувство того, что вся жизнь человеку чудится, а на самом деле всех людей давно похоронили и вся жизнь представляет собой перевёртыш. Ощущения Сани совпадают с ощущениями старухи Дарьи, когда она пытается объяснить Андрею нравственные законы существования, которые уходят из современной жизни вместе со старым укладом, из-за чего человек постоянно приставляется, хитрит на каждом слове, путает и играет другого вместо того, кто он есть на самом деле. Впечатление от жизни как от игры и перевёртыша отражает противоречивые ощущения человека с обострённой интуицией и совестью.

Преодолев пространство смерти, Саня, Митяй и дядя Володя вышли на сто втором километре и прошли тяжёлый путь от железной дороги до поляны, где росла ягода. Каждый пройденный километр всё больше открывал путникам тайгу, с каждым километром в Сане всё больше появлялось и крепло ощущение подлинности жизни.

Саня считал, что человеческая жизнь изначально существует от начала до конца, а человек просто её вспоминает. Для того чтобы человек каждую секунду вспоминал, что нужно делать, и существует память. Жизнь – это воспоминание человеком своего пути. Как отмечает А. А. Митрофанова, герои В. Г. Распутина верят в прирождённую судьбу, которая связывает их личное существование с родом, предками, а также со всем человеческим коллективом. Убеждённость Сани в том, что в человеке существует вложенный от рождения путь, который делает осмысленной всю его жизнь, является проявлением идеи прирождённой судьбы, которая взаимосвязана с идеей специально сотворённого для человека дня. Как отмечает И. И. Плеханова в монографии «Константы переходного времени. Литературный процесс рубежа XX-XXI веков»: «Диалог мира и человека совершается через время – встречу в одной точке пространства чудесно сотворившегося дня и созревшего для него человека» [116, с. 392].

Н. В. Ковтун в статье «Образы «вестников инобытия» в творчестве В. Распутина» добавляет, что выдавшийся с умыслом день является сквозным мотивом для творчества В. Г. Распутина, который отражает авторское понимание времени [98, с. 277–278]. Такой день встречается у В. Г. Распутина в повестях «Деньги для Марии», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Что передать вороне?», «Поминный день», «Женский разговор», «Век живи – век люби», где в жизни героев создаются особые условия для того, чтобы услышать и быть услышанными. Интересно, что особый день может не совпасть с днём рождения, сакральный смысл которого невозможно переоценить в мифопоэтике В. Г. Распутина.

Н. В. Ковтун отмечает, что Сане в этот день открывается безмерность мироздания: «Нет, это был его величество и сиятельство день, случившийся на году лишь однажды или даже в несколько лет, в своём величии, сиянии и значении доходящий до последних границ» [98, с. 277–278].

В это сакральное время происходит безраздельное слияние Сани с тайгой, когда тьма и Саня некоторое время дышат одним дыханием. Также как в очерке «Вниз и вверх по течению» происходит безраздельное слияние шестилетнего мальчишки с Ангарой, позволившее ему  услышать звук начавшегося ледохода.

Образ созревшего дня, специально созданного для встречи человека и мира в одной точке пространства для диалога [116, с. 392], сливается с образом ягоды, которую собирает Саня. Весь сбор ягоды проходит для Сани как желанное воспоминание: его пальцы помнят, как собирать ягоду, и он быстро и ловко делает своё дело. Саня разговаривает с голубицей, наговаривает ей, что собирает ягоду не для себя, а для больной девочки Кати, которая зимой будет есть голубицу, Саня обещает, что сбережёт ягоду, которая поможет больной девочке и принесёт пользу ребятам, и что это лучше чем, если она сгниёт на земле, её склюют птицы или оберёт зверь. Соблюдая негласные законы любви и бережного отношения к богатствам тайги, прикасаясь к живой дышащей ягоде, Саня обретает глубинную связь с тайгой, которая пробуждает в нём родовую память, которая заговорит в мальчике на разные голоса.

Митяй и Саня проповедуют идею сбережения, понимая, что собирать ягоду надо по-людски, не вытаптывая всё подчистую, чтобы не было разора. Дядя Володя приходит в тайгу с совком, тем самым лишаясь контакта с живой ягодой и оставаясь глухим к тайге.

Идею сбережения тайги олицетворяет Таньчора в повести «Последний срок». Её значимое отсутствие в повести выводит Таньчору из реального мира, оставляя в пространстве памяти. Её присутствие в доме матери происходит каждую секунду через воспоминания о ней братьев, сестёр и матери.

Максимальная сакральная связь Танчоры с семьёй происходит в дни приезда всех старухиных детей в родной дом. В первый день, по приезде в деревню, когда все собираются за ужином, Люся первой начинает вспоминать времена, когда они ещё не разъехались из родного дома. Сидя за столом, сколоченным пятьдесят лет назад их покойным отцом, Люся чувствует грусть от первой встречи с братьями и сестрой, с которыми она больше не ощущает кровного родства. При виде рыжиков Люся первой из всех начинает вспоминать, как Таньчора любила собирать грибы, выражая удивление, почему Таньчора всегда умела быстро набрать полное ведро рыжиков. Михаил подсказывает, что сестра никогда не выбирала грибы подчистую, оставляя подрасти маленькие рыжики до следующего дня, из-за чего знала все грибные места, и это позволяло ей набирать полное ведро больших грибов. Таньчора никогда не рвала маленькие рыжики и Михаила научила оставлять их нетронутыми. Из-за трудностей сбора рыжиков Михаил больше любил собирать подосиновики, так как они растут гнёздами, и их сбор занимал меньше времени. Люся не верила Таньчоре, считая, что та специально прячет полное ведро под кустом для того, чтобы не собирая рыжики, принести домой ведро грибов. Илья же просто-напросто набивал ведро травой, положив сверху несколько крупных рыжиков, чтобы создать иллюзию полного ведра.

В общих воспоминаниях не участвует только Варвара. После рыжиков Люся вспоминает, как мама посылала их собирать дикий лук, который они, соревнуясь, кто больше наберёт, воровали друг у друга. Вспоминая эпизоды из детства, Люся не помнит ни одного местного топонима и путает названия насекомых, у Люси приблизительные представления о топографии родного села, и все названия ей в течение всего разговора подсказывают Михаил и Варвара. Люся вспоминает, как собирала в детстве смородину, и интересуется, растёт ли ее так же много и сегодня, как во времена её детства, и с огорчением узнаёт, что смородину вытоптал скот, а люди ягоду с куста рвут вместе с листьями.

Нравственное чутьё Таньчоры не позволяло ей подчистую выбирать ягоду, дикий лук или грибы, оставляя после себя пустеющую тайгу. Руководствуясь жалостью, Таньчора не хватала, не таскала и воровала, соревновалась, чтобы быстрее и больше всех собрать ведро. Её этические принципы согласовывались с глубоким уважением к любой форме жизни. В воспоминаниях о Таньчоре вырисовывается её вдумчивый подход к жизни.

Важным нравственным императивом современного общества в прозе В. Г. Распутина является отношение к тайге, и этот вектор задаётся писателем во всём его творчестве. Тайга сливается с детскими образами, являясь заповедным, затаённым местом, в котором исцеляется душа, пробуждается родовая память и ощущается  подлинность жизни. Тайга олицетворяет идею постепенного накопления и объединения добра как светлого смысла существования человека.

 

Выводы

В третьей главе были рассмотрены образы Ангары и тайги в художественной системе В. Г. Распутина.

Образы Ангары и тайги являют собой сакральный локус мира детства В. Г. Распутина, отражающие в прозе писателя национальные образы русского мира. Являясь важнейшими нравственными императивами, они придают миру детства полноту и целостность, которая воплощена через образ ребёнка, включённого в мир реки и тайги, чьё сознание является частью сакрального пространства. В раннем возрасте на Ангаре и в тайге ребёнок набирается впечатлений, которые формируют его нравственно-эстетическую систему ценностей, на которую он опирается во взрослой жизни. На Ангаре и в тайге ребёнок проходит инициацию, которая является ступенью его перехода из мира детства в мир юношества.


Заключение

 

В данной работе был рассмотрен мир детства в прозе Валентина Распутина в аспекте изучения художественных образов. Для наиболее полного раскрытия темы мир детства был представлен с разных сторон, начиная с анализа художественных образов детей и взрослых в ранней публицистике иркутского периода В. Г. Распутина и заканчивая мифопоэтическими образами, связанными с миром детства в зрелом творчестве писателя.

В первой главе были представлены научные работы, в которых разбиралась малоизученная в распутиноведении тема детства как один из аспектов творчества писателя. Начиная с ранних газетных статей В. Г. Распутина в «Советской молодёжи» и заканчивая поздними рассказами писателя, были подробно рассмотрены образы детей и взрослых, включающие образы мальчиков, девочек, отца и бабушки, которые образуют в прозе В. Г. Распутина семью. Как показал анализ, в газетных публикациях молодой журналист исповедует философию общего дела и считает задачей взрослых научить детей разумным развлечениям и умению полезно использовать свободное время. Образы мальчиков и девочек представляют собой советский класс, жизнь которого, помимо учёбы, насыщена внешкольными мероприятиями, помогающими полноценно развивать в коллективе личность ребёнка. В прозе образы мальчиков и девочек изображены по-разному. Образы мальчиков магистрально связаны с образом отца, который является для них наставником, защитником и воплощением миропорядка, который на уровне мифопоэтики В. Г. Распутина выражен образом солнца, поэтому с ним связан янтарный цвет, а мотив безотцовщины на уровне художественных образов реализован как отсутствие солнца. Образы девочек связаны с образом бабушки, являющейся в прозе В. Г. Распутина носителем накопленного годами нравственного опыта, который она в беседе передаёт внукам.

Во второй главе, для того, чтобы понять архитектонику мира детства В. Г. Распутина, был проанализирован один из важнейших аспектов детства в поэтике писателя – метаобраз матери и дитя. В рамках анализа данного образа были полностью рассмотрены элементы, задающие целостность образу избы-матери, включающей в себя образы окон и образ печи, а также рассмотрен образ дома учительницы в контексте образа дома, формирующего целостность мира детства в прозе В. Г. Распутина. Анализ эволюции художественного образа избы показал, что отношение писателя к описываемой действительности со временем меняется. В начале творчества писатель воспринимал затопление деревни с пессимистических позиций, что нашло отражение в сожжении избы в повести «Прощание с Матёрой». В поздних рассказах писатель уже воспринимает происходящие события с оптимистических позиций, что находит отражение в рассказе «Изба», где старуха Агафья перевозит избу из зоны затопления в новую деревню, сама собирает избу, складывает печь истановится домовым в своём доме. Старуха Агафья воплощает собой силу русской женщины, которая находит отражение в образе избы-матери, восстанавливающей вокруг себя нарушенный миропорядок. Уникальный для русской литературы образ избы-матери в прозе В. Г. Распутина являет собой живую связь с происходящими вокруг избы событиями, организуя внешнее и внутреннее пространство мира детства.

В третьей главе были описаны и проанализированы генеральные для мира детства образы Ангары и тайги, нашедшие своё воплощение в слиянии с образом ребёнка. Для прозы В. Г. Распутина образ Ангары является связующим звеном между миром предков и миром живых, так как в зоне затопления осталась родная деревня писателя, что совпадает с верованиями коренных народов Сибири. Старая Ангара олицетворяет собой место, в котором находится матёринская рать, а также река воплощает собой сакральное время, которое хранит в себе подлинную жизнь. Ощущение подлинности жизни восстанавливается в пространстве тайги. Образы Ангары и тайги образуют собой сакрализованный топос мира детства, в котором существование ребёнка обуславливает само существование реки и тайги. В образах Ангары и тайги реализованы охранительные идеи В. Г. Распутина, который говорил о важности сохранения земных ценностей для потомков, опираясь на нравственные начала в душе человека. Образ тайги является пространством совести, в котором происходит пробуждение или исцеление повреждённых структур души, а вместе с образом Ангары они объединены в сознании ребёнка воедино, чьё восприятие мира оберегает существующую жизнь.

Мир детства в прозе В. Г. Распутина проявляется через повествовательную манеру автора. Исследователями отмечено, что автор использует неопределённо-личные предложения, которые помогают вывести автора за текст и передать восприятие объективного течение жизни. Накопленный этнолингвистикой языковой материал помогает проникнуть в структуру ткани распутинского текста, помогая выявить основные художественные образы, связанные с миром детства, которыми являются рассмотренные в исследовании образы Ангары, тайги, окна, избы-матери, образа печи как творческой стихии детства, отца и бабушки как фигуры, охраняющие ребёнка, окружённого материнским присутствием. Все эти образы передают цельный мир детства в прозе В. Г. Распутина.


Список литературы:

I. Источники:

1. Распутин В. Г. Скучать совсем некогда / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1957. – № 63 (30 марта). – С. 2.

2. Распутин В. Г. Тимуровская дворовая / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1957. – № 120 (19 июня). – С. 3.

3. Распутин В. Г. Стали октябрятами / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1957. – № 256 (26 дек.). – С. 3.

4. Распутин В. Г. Лёд блестит / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1958. – 7 янв. – С. 3.

5. Распутин В. Г. Куда душа желает / В. Г. Распутин // Советская молодежь,1958. –№ 7 (9 янв.). – С. 3. – Опубл. под псевд. Р. Валентинов.

6. Распутин В. Г. Сделали сами, своими руками / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1958. – № 69 (6 апр.). – С. 2.

7. Распутин В. Г. Улица Пушкина, 19 / В. Г. Распутин // Советская молодёжь, 1958. – 14 мая. – С. 3.

8. Распутин В. Г. Не за тридевять земель... / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1958. – № 155 (9 авг.). – С. 3.

9. Распутин В. Г. Патруль идёт по городу / В. Г. Распутин // Советская молодёжь, 1958. – 20 авг. – С. 3.

10. Распутин В. Г. О школе, кукле, маленьких девочках и больших волокитчиках / В. Г. Распутин // Советская молодежь,1958. – № 182 (16 сент.). – С. 3.

11. Распутин В. Г. Утро было без солнца / В. Г. Распутин // Советская молодёжь, 1959. – 30 дек. – С. 3–4.

12. Распутин В. Г. Алло, милиция! В 5 "Б" беспорядки... / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 43 (1 марта). – С. 2–3.

13. Распутин В. Г. Мальчишки и девчонки из 6-го "В" / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 99 (19 мая). – С. 3–4.

14. Распутин В. Г. С кем я сяду, ребята? / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 174 (1 сент.). – С. 1. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

15. Распутин В. Г. Отряд шел в дождь / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 178 (7 сент.). – С. 3. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

16. Распутин В. Г. Они украли детство / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 188 (21 сент.). – С. 3.

17. Распутин В. Г. Сударкин спорит с классом / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 209 (20 окт.). – С. 3. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

18. Распутин В. Г. Крутые перекаты / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 221 (6 нояб.). – С. 3. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

19. Распутин В. Г. Стучитесь в дверь налево / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1960. – № 235 (27 нояб.). – С. 2–3.

20. Распутин В. Г. Спят под снегом поля / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1961. – № 1/2 (1 янв.). – С. 2. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

21. Распутин В. Г. Женился парень на доярке / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1961. – № 10 (14 янв.). – С. 2. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

22. Распутин В. Г. Край возле самого неба / В. Г. Распутин; худож. Г. Леви // Советская молодежь, 1961. – № 31 (12 февр.). – С. 3.

23. Распутин В. Г. Вам завтра ловить оленей / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1961. – 4 мая. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

24. Распутин В. Г. Я забыл спросить у Алешки...: рассказ / В. Г. Распутин // Ангара, 1961. – № 1. – С. 84–88.

25. Распутин В. Г. Старая охотница: зарисовка / В. Г. Распутин // Ангара, 1961. – № 3. – С. 107–109.

26. Распутин В. Г. Снова ветер в лицо / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1961. – № 82 (25 апр.). – С. 2. – Опубл. под псевд. В. Каирский.

27. Распутин В. Г. Всех понятней тайга / В. Г. Распутин // Советская молодёжь, 1961. – 11 мая. – Опубл. под псев. В. Каирский.

28. Распутин В. Г. В Саяны приезжают с рюкзаками: очерк / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1963. – № 7 (9 янв.). – С. 2.

29. Распутин В. Г. На снегу остаются следы: очерк / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1963. – № 92 (8 мая).

30. Распутин В. Г. Человек с этого света / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1963. – № 223 (7 нояб.). – С. 3

31. Распутин В. Г. Там, на краю оврага: рассказ / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1964. – № 90 (9 мая). – С. 3.

32. Распутин В. Г. От солнца до солнца: из тофаларского дневника / В. Распутин / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1964. – № 249 (19 дек.). – С. 3; № 250 (20 дек.). – С. 2.

33. Распутин В. Г. Эх, старуха: очерк / В. Г. Распутин // Советская молодежь: орган Иркутского областного и городского комитетов ВЛКСМ, 1965. – № 168 (3 дек.). – С. 4.

34. Распутин В. Г. День рождения: рассказ / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1966. – № 99 (21 авг.). – С. 3.

35. Распутин В. Г. Костровые новых городов: очерки. / В. Г. Распутин. –Красноярск: Кн. изд-во,1966. – 100 с.

36. Распутин В. Г. Край возле самого неба: очерки. / В. Г. Распутин. – Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1966. – 66 с.

37. Распутин В. Г. Там, на краю оврага: рассказ / В. Г. Распутин // Ангара, 1967. – № 1. – С. 75–77.

38. Распутин В. Г. Имена: рассказ / В. Г. Распутин // Ангара, 1967. – № 1. – С. 77–78.

39. Распутин В. Г. Воспоминание о реке: отрывок из повести [Вниз по течению] / В. Г. Распутин // Восточно-Сибирская правда, 1971. – № 277 (20 нояб.).

40. Распутин В. Г. Вниз по течению: [повесть] / В. Г. Распутин; рис. И. Михайлина // Наш современник, 1972. – № 6. – С. 2–39.

41. Распутин В. Г. Вниз по течению: отрывок из одноимённой повести / В. Г. Распутин // Литературная газета, 1972. – 14 июня. – С. 7.

42. Распутин В. Г. Уроки французского: рассказ / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1973. – № 99 (18 авг.). – С. 2: рис.; № 100 (21 авг.). – С. 3: рис.; № 101 (23 авг.). – С. 2, 3: рис.

43. Распутин В. Г. Уроки французского: рассказ / В. Г. Распутин // Советская молодежь: орган Иркутского областного и городского комитетов ВЛКСМ, 1973. – № 100 (21 авг.). – С. 3: рис. – Продолж. Начало в № 99.

44. Распутин В. Г. Уроки французского: рассказ / В. Г. Распутин // Советская молодежь: орган Иркутского областного и городского комитетов ВЛКСМ, 1973. – № 101 (23 авг.). – С. 2, 3: рис. – Окончание. Начало в №№ 99, 100.

45. Распутин В. Г. Не ищу героев на стороне / В. Г. Распутин // Советская молодёжь, 1977. – № 109 (10 сент.). – С. 4.

46. Распутин В. Г. Что передать вороне?: рассказ / В. Г. Распутин // Сибирь, 1981. – № 5. – С. 3–18.

47. Распутин В. Г. Не могу-у: рассказ / В. Г. Распутин // Советская молодежь, 1982. – № 84 (15 июля). – С. 2.

48. Распутин В. Г. Вниз и вверх по течению / В. Г. Распутин // Роман-газета, 1984. – № 17. – С. 26–47.

49. Распутин В. Г. Век живи – век люби / В. Г. Распутин // Роман-газета, 1984. – № 17 (999). – 79 с.

50. Распутин В. Г. Земля родины: для мл. шк. возраста / В. Г. Распутин; предисл. В Крупина; худож. П. Багин. –М.: Малыш, 1984. – 80 с.

51. Распутин В. Г. Бондарев Ю. В, Белов В. И. Легко ли быть молодым?: приглашаем к разговору / В. Г. Распутин, Ю. В. Бондарев, В. И. Белов // Вост.-Сиб. правда, 1987. – № 263 (14 нояб.). – С. 4. – Перепеч.: Правда. – 1987. –10 нояб.

52. Распутин В. Г. Что в слове, что за словом?: Очерки, интервью, рецензии. – Иркутск: Вост.-Сиб. книжн. изд-во, 1987. – 336 с.

53. Распутин В. Г. В судьбе природы – наша судьба / В. Г. Распутин // Вост.-Сиб. правда, 1989. – № 19 (22 янв.). – С. 1, 3.

54. Распутин В. Г. Шерше ля фам / В. Г. Распутин // Литературный Иркутск. – 1989. – С. 8–9.

55. Распутин В. Г. Откуда есть пошли мои книги: вместо предисл. / В. Распутин. Избр. произведения: в 2 т. / В. Г. Распутин – М.: Современник; Братск: Братсккомплексхолдинг, 1997. – С. 5–14.

56. Распутин В. Г. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1. Век живи – век люби: повести, рассказы / В. Г. Распутин; предисл. В. Курбатова. – Иркутск: Издатель Сапронов Г. К., 2007. – 448 с.

57. Распутин В. Г. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. Последний срок: повесть, рассказы / В. Г. Распутин. – Иркутск: Издатель Сапронов Г. К., 2007. – 440 с.

58. Распутин В. Г. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. Живи и помни: повесть, рассказы / В. Г. Распутин. – Иркутск: Издатель Сапронов Г. К., 2007. – 440 с.

59. Распутин В. Г. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. В ту же землю: повесть, рассказы / В. Г. Распутин. – Иркутск: Издатель Сапронов Г. К., 2007. – 440 с.

60. Распутин В. Г. Собрание повестей и рассказов в одном томе. М.: Изд-во Эксмо, 2018. – 960 с.

61. Распутин В. Г. В поисках берега: повесть, очерки, статьи, выступления, эссе. Иркутск, 2007. – 528 с.

II. Научная и критическая литература:

62. Агапкина Т. А. Дерево и человек: одна судьба на двоих / Т. А. Агапкина // EthnolinguisticaSlavica. К 90-летию академика Никиты Ильича Толстого. – М.: Индрик, 2013. – С. 42–59.

63. Акимова А. С. Изображение «завязывающейся» души в прозе Б. Л. Пастернака и В. Г. Распутина / А. С. Акимова.  // Творчество В. Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи – М.: МПГУ, 2012. – С. 5–12.

64. Алисса ДеБласио. Русское лицо, «русская идея»: «Наташа» Валентина Распутина / Алисса ДеБласио // Три века русской литературы: актуальные аспекты изучения. Вып. 16: Мир и слово В. Распутина: Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию В. Г. Распутина: материалы / под ред. Ю. И. Минералова, И. И. Плехановой, О. Ю. Юрьевой. – М.; Иркутск: Иркут. ун-т, 2007. – С. 104–109.

65. Афанасьев А. Н. Религиозно-языческое значение избы славянина / А. Н. Афанасьев / Народ-художник. М.: Советская Россия, 1986. – С. 63–76.

66. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х Т. Т.1 – М., Индрик, 1994. – 800 с.

67. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х Т. Т.2 – М., Индрик, 1994. – 784 с.

68. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х Т. Т.3 – М., Индрик, 1994. – 840 с.

69. Афанасьев А. Живу и верю / Валентин Распутин; беседовал А. Афанасьев // Советская молодежь. – 1982. – № 97 (12 авг.). – С. 3. –Перепеч.: Комсомольская правда, 1982. – 8 авг.

70. Ащеулова И. В. «Мысль семейная» в рассказах В. Г. Распутина 1990-х годов / И. В. Ащеулова // Три века русской литературы: актуальные аспекты изучения. Вып. 16: Мир и слово В. Распутина: Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию В. Г. Распутина: материалы / под ред. Ю. И. Минералова, И. И. Плехановой, О. Ю. Юрьевой. – М.; Иркутск: Иркут. ун-т, 2007. – С. 157–171.

71. Баталин А. Нравственность нельзя восполнить ничем / В. Г. Распутин; беседовал А. Баталин // Советская молодежь, 1987. – № 112 (15 сент.). – С. 3.

72. Большакова А. Ю. О вечно девичьем в женской душе / А. Ю. Большакова // Творческая личность Валентина Распутина: живопись – чувство – мысль – воображение – откровение: сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Иркутский гос. ун-т", Фак. филологии и журналистики; [под ред. И. И. Плехановой]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – С. 308–314.

73. Вендина Т. И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М.: Индрик, 2002.– 336 с.

74. Вуколов Н. Человек в зеркале природы / Валентин Распутин; беседовал Н. Вуколов // Советская молодежь, 1986. – № 137 (13 нояб.). – С. 3. –Перепеч.: Советская Россия,1986. – 11 нояб.

75. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры в системе культурфилософского знания / Г. П. Выжлецов // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.:  Гуманит. науки, 2000. – № 16.

76. Галимова Е. Ш. Архетипический образ реки в художественном мире Валентина Распутина / Е. Ш. Галимова // Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы: междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина: материалы / под ред. И. И. Плехановой. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. – С. 98–109.

77. Гапон Е. С. Художественная концепция личности в творчестве В. Г. Распутина 1990-х – 2000-х годов: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01 / Е. С. Гапон; Армавир, 2005. –167 с.

78. Гореславская Н. Б., Чернов В. Валентин Распутин. Русский гений [Электронный ресурс]. – URL: https://biography.wikireading.ru/56668 (дата обращения: 24.05.2019).

79. Губайдулина А. Н. Феноменология детства в прозе Валентина Распутина / А. Н. Губайдулина // Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы: междунар. науч. конф., посвящённая 75–летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина. Иркутск, 15–17 марта 2012 г.: материалы / под ред. И. И. Плехановой. – Иркутск, 2012. – С. 143–150.

80. Дашевская О. Творчество В. Распутина и национальная духовная традиция: философия женского образа / О. Дашевская // Сибирь, 2007. – № 4. – С. 212–221.

81. Жданова Е. В. Последний срок как последний суд не исповеданной души. Рецензия на телеверсию спектакля Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова «Последний срок / Е. В. Жданова // Первоцвет, 2018. – № 1 (41).– С. 115–117.

82. Журавлёв А. Ф. Стихия света в её поэтических представлениях / А. Ф. Журавлёв // Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». М.: Индрик, 2005. – С. 113–139.

83. Иванова В. Я., Смирнов С. Р. Поэтика художественного образа в творчестве В. Г. Распутина: учеб.пособие / В. Я. Иванова, С. Р. Смирнов. – Иркутск: Изд-то Иркут.ун-та, 2014. – 155 с.

84. Иванова В. Я. Воспоминание как творческий и формообразующий принцип в прозе Валентина Распутина / В. Я. Иванова // Валентин Распутин. Правда памяти: материалы Всерос. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения писателя. Иркутск, 28 сент. – 2 окт. 2017 г. / [отв. ред. В. Я. Иванова]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. – С. 80–93.

85. Иванова В. Я. Человек и «его» время в первых рассказах Валентина Распутина / В. Я. Иванова // Пространства коммуникации: язык, литература, медиа: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию Иркут.гос. ун-та. 18–21 сент. 2018 г. / под ред. О. Л. Михалёвой. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. – С. 336–344.

86.  Игнатьева А. В. Онтологический смысл мотива утраченного ребенка в ранних произведениях В. Г. Распутина / А. В. Игнатьева // Науч. тр. молодых ученых-филологов: сб. ст. студентов и аспирантов по материалам науч. конф. Всероссийского студенческого фестиваля «Учитель русской словесности» 16-19 окт. 2007 г. – М., 2007. – С. 35–39.

87. Игнатьева А. В. Женщина как хранительница родовой памяти в ранних рассказах В. Г. Распутина / А. В. Игнатьева // Творчество В. Г. Распутина в контексте отечественной литературы: сб. науч. ст. и материалов. – Сургут: РИО СурГПУ, 2008. – С. 71–86.

88. Игнатьева А. В. Эволюция образа женщины в творчестве В. Г. Распутина: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01 / А. В. Игнатьева; Сургут, 2008. – 223 с.

89. Имихелова С. С. Рассказ В. Распутина «Уроки французского» в контексте «деревенской прозы» 1960–1970-х гг. / С. С. Имихелова // Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы: междунар. науч. конф., посвящённая 75-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина. Иркутск, 15–17 марта 2012 г.: материалы / под ред. И. И. Плехановой. – Иркутск, 2012. – С. 342–348.

90. Имихелова С. С. Образ-символ Ангары в прозе В. Г. Распутина / С. С. Имихелова // Творческая личность Валентина Распутина: живопись – чувство – мысль – воображение – откровение: сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Иркутский гос. ун-т", Фак. филологии и журналистики; [под ред. И. И. Плехановой]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – С. 267–276.

91. Каблукова Н. В. Старухи в прозе В. Распутина и в драматургии Л. Петрушевской / Н. В. Каблукова // Три века русской литературы: актуальные аспекты изучения. Вып. 16: Мир и слово В. Распутина: Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию В. Г. Распутина: материалы / под ред. Ю. И. Минералова, И. И. Плехановой, О. Ю. Юрьевой. – М.; Иркутск: Иркут. ун-т, 2007. – С. 171-185.

92. Калинина И. П. Символика образов природного мира в позднем творчестве В. Распутина / И. П. Калинина // Человек и природа в русской литературе (к 95-летию С. П. Залыгина): материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Мичуринск, 20-22 мая 2008 г.). – Мичуринск: МГПИ, 2008. – С. 175–178.

93. Каминский П. П. Становление философии природы в очерковой прозе В. Распутина / П. П. Каминский // Филология и философия в современном культурном пространстве: проблемы взаимодействия: сб. науч. докл. / под ред. В. А. Суханова. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. – С. 305–317.

94. Каминский П. П. Время и бремя тревог: публицистика Валентина Распутина / П. П. Каминский; Томский гос. ун-т. – Москва: Флинта: Наука, 2012. – 234 с.

95. Клейн А. Родина – изначальна... / Валентин Распутин; интервью вел А. Клейн; фот. А. Князев // Советская молодежь, 1984. – № 136 (13 нояб.). – С. 2.

96. Климова Т. Ю. Рассказы о Сене Позднякове В. Распутина в контексте сказового дискурса / Т. Ю. Климова // Три века русской литературы: актуальные аспекты изучения: материалы Междунар. науч. конф., посвящен. 70-летию В. Г. Распутина (Иркутск, 15–16 марта 2007 г.) / Лит. ин-т им. А. М. Горького, Иркут. гос. ун-т; [отв. ред.: Ю. И. Минералов, И. И. Плеханова, О. Ю. Юрьева]. – Москва; Иркутск: РИО ИГУ, 2007. –Вып. 16: Мир и слово В. Распутина. – С. 194–207.

97. Ковтун Н. В. Деревенская проза в зеркале утопии / Н. В. Ковтун; М-во образования т науки РФ, Федер. агентство по образованию, Сиб. федер. ун-т. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. – 494 с.

98. Ковтун Н. В. Образы «Вестников инобытия» в творчестве В. Г. Распутина / Н. В. Ковтун // Творческая личность Валентина Распутина: живопись – чувство – мысль – воображение – откровение: сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Иркутский гос. ун-т", Фак. филологии и журналистики; [под ред. И. И. Плехановой]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – С. 277–288.

99. Ковтун Н. В. Русская традиционалистская проза XX-XXI веков: генезис, мифопоэтика, контексты: учеб. пособие / Н. В. Ковтун. – М.: Флинта: Наука, 2017. – 600 с.– (Серия «Универсалии культуры». Вып. VIII).

100. Кожемяко В. С. Валентин Распутин. Боль души / В. С. Кожемяко – М.: Алгоритм, 2007. – 288 с.

101. Козырев А. П. Валентин Распутин и начала русской философии / А. П. Козырев // Валентин Распутин. Правда памяти: материалы Всерос. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения писателя. Иркутск, 28 сент.–2 окт. 2017. / [отв. ред. В. Я. Иванова]. – Иркутск: Изд-во ИГУ,2018. – С. 100–114.

102. Колесов В. В. Древнерусская цивилизация. Наследие в слове. – М.: ИРЦ. – 2014. – 1120 с.

103. Колесов В. В., Пименова, М. В. Языковые основы русской ментальности. Учеб. пособие. – М.: Наука, 2016. – 136 с.

104. Королёва С. Ю., Четина Е. М. Образ леса в традиционной культуре и художественной прозе: мифопоэтический аспект / С. Ю. Королёва, Е. М. Четина // «Пушкинские чтения – 2002»: тез. и докл. Всерос. науч. конф. ИРЛ РАН и ЛГОУ им. А. С. Пушкина. – СПб., 2002. – С. 218–222.

105. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII веков. [Электронный ресурс] – URL:http://dugward.ru/library/kostomarov/kostomarov_ocherk_domashney_jizni.html (дата обращения: 15.05.2019).

106. Котенко Н. Н. Валентин Распутин: очерк творчества / Н. Н. Котенко. – М.: Современник. – 1988. – 188 с.

107. Кубасов А. В. На Афоне В. Г. Распутина и Афон Б. К. Зайцева: два варианта дискурса ответственности // Творчество Валентина Распутина: ответы и вопросы: монография / [Т. Е. Автухович [и др.]; под ред. И. И. Плехановой]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014.– С. 157–169.

108. Ладик Л. Матера... Мать... Ма-ма... / В. Г. Распутин, Д. Сергеев, Н. Тендитник, В. Сидоренко; беседу вела Л. Ладик; фот. Б. Вавилов // Советская молодежь, 1983. – № 33 (17 марта). – С. 2–3.

109. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман // Ю. М. Лотман. Семиосфера. – СПб., 2010. – С. 150–390.

110. Маркова Т. Н. «Женский разговор» В. Г. Распутина / Т. Н. Маркова // Творческая личность Валентина Распутина: живопись – чувство – мысль – воображение – откровение: сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Иркутский гос. ун-т", Фак. филологии и журналистики; [под ред. И. И. Плехановой]. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. – С. 315–321.

111. Маскина Е. В. Инварианты архетипа матери в прозе В. Г. Распутина / Е. В. Маскина // Творчество В. Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи / И. Л. Бражников, А. А. Газизова, Т. А. Пономарева и др.: коллектив. моногр. – М.: Прометей, 2012. – С. 149–153.

112. Ма Сяоди. Диалог взрослого и ребенка в произведениях В. Г. Распутина / Ма Сяоди // Детск<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.