Изучение темы детства в распутиноведении — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Изучение темы детства в распутиноведении

2019-08-07 452
Изучение темы детства в распутиноведении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первые работы, в которых исследователи обратились к проблемам детства в творчестве В. Г. Распутина, появились в две тысячи шестом году.

М. А. Сорокина в диссертации «Идеи народной педагогики в творчестве В. Г. Распутина» исследует идеи народной педагогики и педагогическую направленность творчества В. Г. Распутина как информация по духовно-этическому и эстетическому воспитанию личности, которые могут помочь учителю сформировать сознание подрастающего поколения. В работе прослеживается связь идей народной педагогики с другими произведениями современной русской литературы. Свойственные творчеству Распутина раздумья о судьбе народа, о вопросах бытия, о человеческой душе, стихии жизни, представлены в связи с этнопедагогическими идеями, лежащими в основе нравственного и эстетического воспитания личности. Рассматривается идея нравственного преображения действительности через чтение литературы, а также роль народа в создании духовно-педагогической культуры, выявляются, изучаются и обобщаются народно-педагогические идеи в творчестве В. Г. Распутина, рассматривается дальнейшее развитие общества через возрождение культуры воспитания, опирающейся на принципы народной педагогики. Выявляется потенциал В. Г. Распутина как писателя-педагога.

Е. А. Полева на материале рассказа «Уроки французского» в одноименной статье рассматривает в контексте традиций литературы второй половины XIX века эволюцию героя-ребёнка, которого ввела в литературу эпоха реализма [120, с. 212–220]. В статье анализируется образ ребёнка, представленный в трагическом положении – в условиях городского топоса и в идеалистическом положении – в условиях сельской жизни, и выстраивается противопоставление образов городского и деревенского. Наряду с классическим противопоставлением городского и деревенского топосов в статье указывается на ряд произведений, связанных с развитием педагогической мысли в России (например, Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»), и проводится генетическая связь рассказа В. Г. Распутина с тематическими линиями литературы XIX века. Е. А. Полева отмечает свойственную двойственность в изображении главного героя – временную дистанцию между рассказчиком-взрослым и собой-ребёнком. Е. А. Полева указывает, что эта двойственность помогает создать интертекстуальный пласт рассказа, который связывает его с культурной традицией русской литературы. Отличием распутинского персонажа является наличие свободы выбора обстоятельств существования, которой не было у персонажей прозы XIX века. Помимо свободы выбора, новаторским в рассказе является образ учительницы, чьё деятельное сочувствие меняет сценарий судьбы мальчика, который был бы ему уготован в прозе XIX века. Е. А. Полева отмечает, что В. Г. Распутин, поставив мальчишку, а затем и учительницу перед выбором, играть или нет в азартные игры, чтобы не умереть от голода, выводит нравственную проблематику рассказа на уровень произведений Ф. М. Достоевского и В. Г. Короленко, где ребёнок обременён осознанием аморальности своего поведения. У В. Г. Распутина решение проблемы оправдания средств целью связано с образом учительницы. Е. А. Полева рассматривает классификацию игры, предложенную французским антропологом и социологом Р. Кайуа, и сравнивает выход героя из игры с архетипическим значением восхождения на гору – преодолением обстоятельства, утверждением своей правды. Е. А. Полева отмечает, что игра обучает мальчика правилам социума, основанном на иерархии отношений. Рассматривая двойственную природу игры, автор исследования показывает, что В. Г. Распутин делает игру способом для решения педагогической и человеческой задачи. Е. А. Полева отмечает, что рассказ выдержан в традициях классической гимназической прозы, которая поддерживает гуманистическую концепцию воспитания, в которой высшей ценностью признаётся личность ребёнка.

Е. А. Полева и А. Е. Писаренко в работе «Приёмы психологизма в рассказе В. Распутина "Уроки французского"» [121, с. 131–136] исследуют приёмы психологизма в одноимённом рассказе В. Г. Распутина, рассматривают автобиографизм текста как способ создать особые отношения между рассказчиком и героем. Исследователи отмечают, что психологическое состояние мальчика служит композицией рассказа, что рассказ графически разделён на пять частей, каждая из которых строится как партия игры мальчика с судьбой. Игра описывается через отношение к ней разных участников игры, посредством чего открывается, что функции и суть одной и той же игры различны и определяются нравственными установками самих игроков. Рассмотрены разные состояния игры: развлечение, самоутверждение, азарт, состязание – и как следствие способ преодоления героем чуждости окружающего его пространства, в котором герой учится существовать и выживать. Анализируя игру, Е. А. Полева и А. Е. Писаренко рассматривают различные пространства, в которых находится герой: пространство школьного класса, квартира учительницы, поляна за свалкой, родной дом, в который невозможно вернуться. В исследовании отмечается, что игра обнажает нравственный парадокс, в котором находятся герои рассказа, из мотивации играющих: рациональное отношение мальчика лишает игру азартных атрибутов, а попытка учительницы через игру помочь ученику освобождает саму игру от пагубного влияния на игроков. Делаются выводы, что использованные в рассказе приёмы психологизма раскрывают внутренний мир мальчика, механизмы нравственного выбора в экзистенциальных условиях выживания, отражают ценностно иное отношение к игре/жизни мальчика и учительницы.

А. С. Акимова в статье «Изображение "завязывающейся" души в прозе Б. Л. Пастернака и В. Г. Распутина» [63, с. 5–12] рассматривает тему взросления ребёнка. Автор анализирует способы, которыми писатели изображают процесс познания ребёнком самого себя и окружающего мира. Взросление ребёнка связано со становлением его личности, которое происходит под воздействием прапамяти. Этот сложный процесс формирования личностных качеств А. С. Акимова называет «завязывающейся» душой героя. Главными героями у Пастернака и Распутина являются подростки, осваивающие мир. Одним из способов освоения окружающей реальности становится путешествие, которое связано с преодолением границ, разделяющих разные миры. Путешествуя, герои открывают для себя связь миров и времён, и выходят на метафизический мир идей, который неразрывно связан с земным миром, в котором они живут. Открывая для себя диалектическое единство жизни и смерти, герои выходят на категорию прапамяти, которой пронизано всё творчество рассматриваемых А. С. Акимовой писателей. Процесс познания мироустройства становится для героев странствием между земным и загробным мирами посредством памяти, для которого требуется волевое усилием, проявление силы духа. Эти душевные качества и становятся тем фундаментом, на которых формируются личности подростков у Пастернака и Распутина, и которые, в итоге, и выделяют героев из окружающих людей.

А. Н. Губайдуллина в статье «Феноменология детства в прозе Валентина Распутина» [79, с. 143–150] рассматривает категорию детства в творчестве В. Г. Распутина с точки зрения юнгианского архетипа «божественного ребёнка». Архетип ребёнка противостоит бездушному прогрессу и нравственной деградации, связанной с механистическим восприятием бытовой стороны жизни. А. Н. Губайдуллина анализирует проблематику Распутина в противопоставлении между собой идеалов ретардации прогрессивному идеалу, которые содержат в себе трагическую коллизию распутинских конфликтов, и выражаются в произведениях автора при помощи образов детей. А. Н. Губайдуллина отмечает, что Распутин оставляет за ребёнком нравственное и гносеологическое превосходство, и что контакт взрослого с ребёнком полезен обоим. А. Н. Губайдуллина анализирует категорию детства с феноменологических позиций Э. Гуссерля, рассматривая распутинские метафоры детства в произведениях «Дочь Ивана, мать Ивана», «Век живи – век люби», «Красный день», «Старуха», «Последний срок», «Мама куда-то ушла», «Там, на краю оврага», «День рождения», «Мы с Димкой», «Что передать вороне?». Через анализ детских образов исследователь выходит на категорию памяти, которая в творчестве Распутина выражается способностью его персонажей бывать одновременно в двух временах – в детстве и во взрослой жизни. Эта двойственность рождает у героев Распутина умение предвидеть будущее, способность ощущать в себе утраченного взрослого, способность ощутить и переживать одиночество, которое приводит к обострённому ощущению полноты жизни. Рассматривая границы детского восприятия реальности, А. Н. Губайдуллина рассматривает тему горизонта как препятствия восприятию окружающей действительности, которое, тем не менее, приводит к взрослению ребёнка. Взрослый и ребёнок объединяются в желании преодолеть горизонт и разомкнуть пределы экзистенциальной ограниченности, выраженной через время. Ребёнок становится медиатором, который соединяет человека с человечеством. Анализируя образную систему распутинских метафор, А. Н. Губайдуллина через горизонт выходит на круг абсолютной истины, которым защищён ребёнок. Позиция ребёнка встраивает его в отношения «дитя и родитель», где ребёнок постепенно утрачивает полноту жизни, из-за чего актуализируется выбор пути, зависимость от земли и необходимость поддержки.

С. С. Имихелова в статье «Рассказ В. Распутина "Уроки французского" в контексте "деревенской прозы" 1960–1970-х гг.» [89, с. 342–348] анализирует рассказ в контексте «деревенской прозы», фиксируя общий, свойственный творчеству писателя, внутренний разлад автобиографического героя-рассказчика. С. С. Имихелова отмечает, что направлению «деревенская проза» свойственно чувство внутреннего разлада как чувство личной драмы, которое испытывали все писатели-деревенщики. Анализируя «Уроки французского», исследователь отмечает типичное для «деревенщиков» противопоставление города и деревни, силы и слабости личности, ребёнка и взрослого, своего и чужого пространства, замечая, что В. Г. Распутин углубляет конфликт, который возникает между «своими» и «чужими», размывая правила морали, по которым живут главные герои рассказа. Выделяется авторский художественный приём: умение героев быть одновременно в двух временных пластах. Двойственность, свойственная героям Распутина, создаёт психологическую дистанцию между читателями и персонажами, помогая погрузиться во внутренний сюжет рассказа, который неявно присутствует во внешнем повествовании. На внутреннем плане персонажи живут по нравственным законам, которые не совпадают с общепринятыми правилами морали социума. Таким образом, С. С. Имихелова выходит на категорию вины, которая лежит в основе рассказа и становится его завязкой. Чувство вины испытывает повзрослевший герой, оно становится причиной его воспоминаний, к которым он возвращается, пытаясь осмыслить своё прошлое. Таким образом, рассказ «Уроки французского», отвечая формальным признакам «деревенской прозы», выходит за рамки направления, с которым Распутин полемизирует, показывая противоречивость деревенского мальчика, готового распроститься с узостью своих «деревенских» представлений, приведших к увольнению учительницы, и готового мыслить более свободно. В статье делаются выводы, что сама способность осознать свою вину, формирует из героя личность. Выстраивая антитезу, С. С. Имихелова отмечает особенность героев Распутина, которые ощущают драму безличностного существования (Андрей Гуськов в повести «Живи и помни», Андрей в повести «Прощание с Матёрой», Михаил в повести «Последний срок»), подчёркивая нравственный потенциал вины, который как центральный узел связывает воедино совесть и способность героя широко мыслить.

Очевидно, что проблема детства в творчестве В. Г. Распутина с каждым годом всё больше привлекает к себе внимание исследователей. Начав с анализа идей народной педагогики в творчестве В. Г. Распутина и выявления его потенциала как писателя-педагога, в дальнейшем исследователи обратили своё внимание на рассказ «Уроки французского». И. И. Плеханова, Е. А. Полева и С. С. Имихелова рассматривают игровое начало рассказа, исследователи анализируют образ учительницы, созданный В. Г. Распутиным в «Уроках французского». Е. А. Полева проводит сравнительный анализ образа учителя у Распутина с образами учителей у других писателей в русской литературе. Исследователи обращают внимание на манеру писателя освещать события одновременно в двух временных планах и связанную с этим двойственность в изображении персонажей, которые способны быть и в детстве и во взрослой жизни. Отмечая ретроспективный взгляд писателя на детство, исследователи выходят на категорию памяти, которая является центральной в творчестве писателя. Все исследователи отмечают, что взросление героя-ребёнка связано со становлением его личности, которое происходит под воздействием прапамяти. Назревшая необходимость в обстоятельном исследовании образов детства в творчестве В. Г. Распутина требует для полноты творческой картины писателя обратиться к его журналистике.

 

§ 2.Генезис темы детства в творчестве писателя:


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.