Образ отца в художественной системе Валентина Распутина — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Образ отца в художественной системе Валентина Распутина

2019-08-07 296
Образ отца в художественной системе Валентина Распутина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Полноценные образы отца и сыновей в творчестве В. Г. Распутина встречаются нечасто, единственным примером такого сюжета в его журналистской практике является статья «Спят под снегом поля» [20, с. 2], в которой описывается история комбайнёра Ивана Егоровича Рыцева и его четырёх сыновей, напечатанной в январском номере «Советской молодежи» за тысяча девятьсот шестьдесят первый год. Статья рассказывает об отце, которому личным примером удалось воспитать у сыновей любовь к профессии. Иван Егорович с каждым из четырёх сыновей с самого раннего детства возился рядом с машиной и отвечал на тысячи вопросов по поводу устройства комбайна. Терпеливо объясняя ребятам, что такое хедер, шпек, как устроена машина, он разрешал им подавать ключи, когда чинил комбайн, что-нибудь подвинтить, что-нибудь поддержать. У его сыновей не было других игр, кроме игры в комбайн, и постепенно он приручил их к машине так, как будто привязал к ней. Иван Егорович был влюблён в комбайн, поэтому смог привить свою любовь сыновьям, и ими постепенно овладела та же страсть, что и отцом. Дети выросли, разделяя его интересы и заботы, воспринимая работу на комбайне как любимое занятие, без которого человек не может интересно прожить жизнь. Без лишних размышлений сыновья переняли увлечённость отца.

Показывая семью Рыцевых, В. Г. Распутин отмечает, что увлечение детей естественным образом опираются на влюблённость родителей в свою профессию, и что совместное времяпровождение, во время которого ребёнок перенимает от родителя его профессиональные умения и навыки, делают ребёнка по-настоящему счастливым. Когда ребёнок чувствует себя нужным, помогая отцу в его работе, тогда из него вырастает гармоничный человек, у которого получается достичь любых высот в своей профессии.

Образ отца, который выручает жену, мать своих четырёх детей, с пронзительной глубиной выписан в первой повести В. Г. Распутина «Деньги для Марии». У Марии, малограмотной женщины четырёх детей, которая около года проработала в деревенском магазине продавцом, после очередной проверки обнаружили недостачу в тысячу рублей. До приключившейся с Марией беды магазин в деревне воспринимался как проклятое место, в котором торговля выходит для людей боком, поэтому никто не хотел идти за прилавок. Но Марию вынуждают согласиться на работу плохое здоровье младшего сына и собственное  ухудшающееся самочувствие. Поначалу Мария боялась недостачи, но после первой удачной ревизии поверила в свои силы и спокойно торговала до следующей проверки, которая оказалась для неё губительной. Кузьма собирает деньги для Марии, думая о том, смогут ли пять мужиков отстоять мать и поможет ли им в этом родная деревня и его брат. Кузьма чувствует вину за Марию, и, испытывая глубочайшую незащищенность перед завтрашним днём, особенно остро ощущает, что в извечном порядке дня и ночи в любой момент может что-нибудь сломаться и остановиться. Зыбкость будущего передаётся последней фразой повести «сейчас ему откроют», которая характеризует уязвимость положения, в котором остаётся Кузьма.

Кузьма, оказавшийся в тяжёлом материальном положении и вынужденный ехать в город к брату, встречает в поезде семейную пару, старика и старуху, с одинаковыми седыми волосами и одинаковыми белыми лицами. Старики переговариваются друг с другом тихими заботливыми голосами, и ведут себя так, как будто до сих пор не успели налюбоваться друг на друга. Старуха, разговорившаяся с Кузьмой и узнав, что он из деревни, говорит, что все люди родом из деревни, просто некоторые из них раньше переехали в город, а другие позже, одни помнят свои корни, а другие забыли [56, с.85].

Так в повествовании проступает незримая связь между образом отца и деревней, откуда происходит человеческий род. Город является крайним пределом земного пути человека, куда из деревни уходит человек, сын земли от своего отца, после чего человек вновь возвращается к отцу.

Идею возвращения в отчие пределы В. Г. Распутин воплотил в рассказе «Видение», где его герой видит и чувствует иной мир, в котором «<…>стоит справа черная вековая ель, тяжёлая, с низко опущенным широким подолом, а за нею, выглядывая углом, совсем новая деревянная избушка, янтарно сияющая, сказочная, с односкатной, в мою сторону, крышей. И, как в сказке же, живёт в ней старичок, выходящий на травянистую обочину дороги. Видна его крупная и белая непокрытая голова, видно, что роста он небольшого. От меня не разглядеть, куда оборочено его лицо и во что он всматривается, но чтобы подолгу стоять неподвижно, надо во что-то всматриваться, чего-то в терпении ожидать» [58, с. 434–435].

В образе старичка, живущего в избушке с янтарной крышей и внимательно во что-то всматривающегося, воплощён сквозной мотив открытости миру, характерный в поэтике В. Г. Распутина для образов стариков и детей. Это свойство на онтологическом уровне объединяет поколения, которые разъединены между собой на сюжетном уровне. Открытость миру на внутриструктурном уровне художественного мира В. Г. Распутина связана с образом солнца, воплощающего собой метафору солнечного круга, который олицетворяет  годовой цикл времени, особую силу которого ощущают старики и дети, делящие мир на осень, зиму, весну и лето. Преодоление границы, которые отделяют героев от вечных отчих пределов, происходит «<…>когда сезонное отмирает, рождается что-то вечное, властное, судное» [58, с. 432].

А. Н. Афанасьев в статье «Религиозно-языческое значение избы славянина» отмечает, что все свои представления славяне облекали в патриархальные родовые формы, в которых солнце является хозяином дома [65, с. 65].

Янтарный сияющий свет, разворачивающийся в мифопоэтике В. Г. Распутина в метафору солнца, воплощается в образе отца.

Образ отца включён в игровое пространство детства, в котором пребывает ребёнок. С образом отца связано особое состояние души, находясь в котором ребёнок способен пережить подлинное понимание жизни и испытать ощущение счастье. Это состояние описано в очерке «Вниз и вверх по течению», в котором ощущение счастья шестилетнего мальчишки на сюжетном уровне связано с возвращением с фронта отца, а на мифопоэтическом уровне связано с началом ледохода. С образом отца связан мотив возвращения, устойчиво повторяющийся в прозе В. Г. Распутина, который в мифопоэтике писателя согласован с годовым циклом времени, когда весной солнце приближается к земле, а осенью снова от неё удаляется. Слияние образов отца и солнца организует целостность мира детства прозы Г. Распутина, и таким образом  образ отца становится одним из основополагающих условий сохранения гармонии в мире.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.