Образ бабушки в художественной системе Валентина Распутина — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Образ бабушки в художественной системе Валентина Распутина

2019-08-07 791
Образ бабушки в художественной системе Валентина Распутина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проработав после университета в журналистике семь лет, В. Г. Распутин становится профессиональным писателем и начинает писать о деревне. Его герои глубоко укоренены в жизни, но прокатившиеся по Сибири стройки века выбили общепринятый деревенский уклад из привычной колеи, и новый жизненный путь, изменив своё направление, вовлёк в перемены оторванную от городской жизни деревню, разрушая её многовековые устои. Эти процессы сделали очевидными те изменения, которые незаметно происходили в деревне, и выявили накопившиеся между разными поколениями противоречия. В. Г. Распутин пишет о старухах, основой миропонимания для которых являются нравственные устои и старые традиции. Они становятся в распадающейся деревне центром, который соединяет старую и новую жизнь, но часто связи между поколениями настолько повреждены, что старухи не могут передать свой опыт следующему поколению.

О разрыве связей со своей коренной культурой и разобщенности между поколениями В. Г. Распутин пишет в рассказе «Старуха» [60, с. 63–68] тысяча девятьсот шестьдесят шестого года, первоначально называвшийся «Эх, старуха» [33, с. 4]. В рассказе описывается очень старая женщина, которая в далёкой юности была шаманкой, но с тех пор уже давно настали другие времена, и о своём шаманстве в новой жизни она никогда не вспоминала. А перед смертью старуха забеспокоилась о том, что в своём роду она оказалась тем человеком, который похитил у своего народа старинное достояние, самое большое его богатство – знание традиций и ритуалов. Она никогда не учила шаманству дочку и внучку, так как сама давно не практиковала никаких обрядов, потому что люди перестали к ней обращаться за помощью. Перед смертью она ощутила потребность передать свой опыт следующим поколениям, но оказалось, что ей некому об этом рассказать, потому что дочь и внучка старухи не понимают шаманку, так как между ними давно уже нет общих слов.

Девочка в рассказе сравнивается с куклой-неваляшкой, которая звенит и скачет, когда начинает играть. Она ходит в школу и только учится читать и писать. Интуитивно она смогла почувствовать тревогу, которой перед смертью мучилась старуха из-за невозможности передать традицию. Прежняя дореволюционная жизнь старухи, когда она была шаманкой, напугала девочку, вызвав беспокойные вопросы, на которые мать не смогла ответить. Во время похорон девочка боится, что кто-нибудь вспомнит про то, что старуха когда-то была шаманкой, но никто в посёлке уже давно об этом не говорит. Девочка испытывает душевное смятение, так как не понимает, что теперь делать с тем, что она происходит из рода шаманов. Пытаясь восстановить порванную связь времён, она идёт на могилу бабушки, но и там не может осознать, кто такая шаманка. Эта смутная тоска по своей природе рефреном зазвучит позднее в творчестве В. Г. Распутина.

Очевидно, что образ маленькой шаманки играет важную роль в философско-художественной системе В. Г. Распутина. Потенциал девочки связан с её будущим материнством, от воспитания ребёнка зависит шанс на продолжение рода, поэтому особенно важно, чтобы девочка ощущала связь со своими корнями. Как показывает В. Г. Распутин, у шестилетних детей присутствует родовая память. В возрасте, пока девочки ещё не научились читать, они находятся на грани двух миров, эмоциональном и интеллектуальном. На эмоциональном уровне они постигают суть вещей через воображение и сочувствие, а на интеллектуальном при систематическом обучении чтению и письму у них постепенно включается логическое мышление и идёт рациональное восприятие действительности. Таким образом, связи со своими корнями особенно сильно ощущаются в дошкольный период.

В повести «Последний срок» показаны отношения старухи Анны и её внучки Нинки. Нинка тянется к умирающей старухе и не боится её, приглядывает за ней, благодаря чему старуха ещё жива. Нинка проявляет любознательность, обладает наблюдательностью, копирует поведение взрослых, для неё не существуют границы между смертью и жизнью. Поведение Нинки непонятно взрослым, поэтому её часто шлёпают и одёргивают. Все боятся узнать, умерла старуха или нет, и только Нинка проявляет смелость и смотрит на старуху, поэтому первой видит, что она открыла глаза и осмысленно посмотрела на окружающих. Старуха Анна заботиться о конфетах для Нинки, потому что это сближает бабушку и внучку, это их общая с Нинкой игра. Нинка единственная, кто всё время проводит с бабушкой, и старуха Анна находит в ней слушателя и утешителя. Однако, несмотря на близкую связь, родовая нить между поколениями прервана, и Нинка не понимает старуху.

В. Я. Иванова в работе «Поэтика художественного образа в творчестве В. Г. Распутина» через анализ образа рукавички показывает, что общение между старухой Анной и Нинкой не согласовано. Когда старуха Анна хочет поделиться с Нинкой теплом, полученным от солнца, Нинка боязливо отступает от её рук, а когда Нинка протягивает к старухе руку с конфеткой, уже сама старуха отводит от себя её руку [83, с. 22–23]. Через образы Нинки и старухи Анны В. Г. Распутин раскрывает присущий этой семье разрыв родовых связей.

И, хотя бабушка оказывает влияние на духовное развитие внучки, они не говорят на одном языке.

Этот разрыв с особой остротой показан в рассказе «Женский разговор», который начинается с описания шестнадцатилетней Вики, вынужденной из-за ранней беременности сделать аборт и жить против воли у бабушки в деревне. Вика описывается как рослая и налитая девушка с серыми глазами, у которой еще незрелый ум, и полностью отсутствует интерес к жизни [57, с. 321–322]. К шестнадцати годам душа Вики пуста, и вместо подлинных впечатлений сердце наполнено суррогатами чувств, которые делают её вялой и ограниченной.

Как отмечает Т. Н. Маркова в статье «Женский разговор В. Г. Распутина» старые люди, по мнению писателя, являются островком нравственности в океане зла. Героинями В. Г. Распутина являются много пожившие женщины, охраняющие вековые обычаи и устои. Для них неизменными ценностями являются Бог, труд и память [110, с. 315]. Именно эти истины бабушка стремится донести до внучки. Т. Н. Маркова говорит, что В. Г. Распутин выбирает ночь временем для рассказа потому, что оно подходит для доверительного разговора [110, с. 316–317]. Несмотря на царящее между разными поколениями непонимание, диалог между бабушкой с внучкой состоялся, во время которого Наталья смогла поделиться с внучкой своим жизненным опытом, основанным на следовании нравственным законам.

Вика увлечена культом сильной эмансипированной женщины, с чужих слов, не понимая до конца, что это значит. Говоря о роли женщины в обществе, Вика считает, что сегодня ценится целеустремлённая женщина.

В. Г. Распутин, размышляя о женской судьбе, пишет очерк «Шерше ля фам», впервые напечатанный в октябрьском номере журнала «Литературный Иркутск» в  тысяча девятьсот восемьдесят девятом году, в котором связывает трагедию русской культуры с женской эмансипацией, под влиянием которой женщина забыла, что носит в себе прообраз богородичного склада, и что любя мужчину, становясь матерью и воспитывая детей, она воплощает данный ей Богом завет [61, с. 374–375]. В статье В. Г. Распутин, говоря о предназначении женщины давать жизнь и создавать вокруг себя пространство, которое позволило бы развиваться новой жизни, называет женщину мироткущей [61, с. 376]. Современная женщина утрачивает в самой себе прообраз Богородицы, из-за чего претерпевает нравственную мутацию [61, с. 377], которая приводит к полному перерождению её женской природы и к смене вектора культуры с морально-духовного содержания на развлекательно-потребительское направление.

Бабушка, используя игру слов, на понятном Вике языке объясняет, что женщина в современной жизни стала гончей породы. Т. Н. Маркова подчёркивает, что хранительница очага стала разнесчастной бабой. Нарушение векового порядка выражается в том, что в девочке разрушен образ матери, воспитательницы, хозяйки и хранительницы лада в семье. Бабушка объясняет, что душа женщины – это сосуд, в который девочка с детства по капельке, по зернышку собирает всю свою чистоту, тепло и ласку, данные ей от природы для того, чтобы после свадьбы заквасить собой мужа на всю жизнь. Используя поэтические сравнения, бабушка объясняет, что любовь означает умение заботиться, жалеть, отдавать, терпеть, оберегать и сохранять, и что любовь всегда освящена взаимностью. В ночном разговоре бабка Наталья отвечает на вопросы внучки, на которые ей до сих пор никто не давал ответов, тем самым укореняет в Вике традиционные нравственные устои – силу чувств, человеческое достоинство, женскую чистоту [110, с. 318–319].

В «Прощании с Матёрой» между старухой Дарьей и Андреем состоялся спор о новой и старой жизни. Говоря о ритме современной цивилизации, старуха Дарья отмечает, что с каждым годом увеличивающаяся скорость жизни заставляет человека бежать всё быстрей и, чтобы не отставать, человеку приходится так быстро нестись, что он растерял по дороге самого себя. Устремляясь за машинами, человек забывает главное и истребляет свою душу, которая держала в нём человека. Вытравив душу, он теряет Бога, и в итоге, в погоне за прогрессом, перестаёт быть человеком. Надсадившись в беготне, становится пустым, несчастным, и от стыда, обозлившись на себя, делает всё наперекор, чтобы стало ещё хуже [59, с. 135–140].

Жизненно важный диалог взрослого и ребёнка в прозе В. Г. Распутина происходит между бабушкой и внучкой/внуком (Викторией, Андреем, Нинкой). Бабушка становится опорой ищущему ответы детству, которое не осознаёт своей стихийной силы и не способно управлять своими желаниями. В беседах складывается тот нравственный фон, который помогает внукам почувствовать те этические императивы, в соответствии с которыми складывается жизнь человека.

Образ бабушки несёт в себе огромный нравственный потенциал, содержит врачующую силу правды; целительное слово старухи обладает оберегающей защитной властью, которая укрепляет человека, расшатанного современной жизнью в своих устоях.


Выводы

В первой главе были проанализированы образы детей и взрослых в семье, начиная с первых газетных публикаций В. Г. Распутина, и заканчивая поздними рассказами писателя. Рассмотренные образы детей и взрослых в семье представляют собой разнообразный мир детства прозы Валентина Распутина.

Образы мальчиков в прозе В. Г. Распутина связаны с категориями поиска, открытий, риска и смерти. Они взаимосвязаны с образом отца, фигура которого воплощает функцию защиты мира от внешнего хаоса.

Образы девочек связаны с прообразом Богородицы, который наиболее полно воплощён в женских образах в прозе В. Г. Распутина. Особое место в творчестве В. Г. Распутина занимает женская судьба. Вопрос «Что происходит с Россией?» напрямую связан у писателя с вопросом традиционного воспитания девочек, которое должно быть основано на целомудрии и гармонии.

Носителями традиций в прозе В. Г. Распутина являются старухи. Образ старухи в семье показан с позиций дочери, матери и бабушки. Важнейшие мысли В. Г. Распутина переданы в прозе через беседы старух, среди которых существенную роль играют разговоры бабушки с внучкой или внуком. Образ бабушки наделён наибольшей силой влияния, потому что её полновесное слово укоренено в народных традициях и нравственных устоях, которые она опосредованным образом передаёт следующему поколению.

В прозе В. Г. Распутина семья наделена важнейшей охранительной функцией, обеспечивающей цельность и полноту мира детства, в котором пребывает ребёнок.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.