Агни Йога о жизни после смерти — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Агни Йога о жизни после смерти

2019-08-07 364
Агни Йога о жизни после смерти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Духовные Учителя Востока, видевшие мир иной воочию, так описывают жизнь и законы этого мира в учениях, переданных Ими ученикам:

«(…) окажутся излишними потребности тела в еде и питье и всем прочем. Но ведь и там продолжают курить, правда, призрачно. Следовательно, призрачно продолжают, по невежеству, делать все то, что привыкли делать на Земле. Получается туман или одурь призрачного существования под гнетом утвержденных и вросших привычек. Освобождение от них лежит в духе, но отделить все, что нужно и необходимо на Земле, от того, что не нужно в Мире Надземном, надо уже на Земле. Иначе не вырваться из окружения призраков земных пережитков. Именно хорошо представить себя уже совершенно не нуждающимся в предметах земных. Также полезно понять разницу между одеждой земной и надземной. Надземная одежда одна, запасы ее совершенно излишни, и создается она воображением, и облекает ею себя человек при помощи мысли. Путем яркого представления себя в ней. Голым, даже в Мире Незримом, ходить неприятно. Земные, обычные земные одежды порою смешны, например, фрак с крахмальной сорочкой или пышный придворный мундир, корсет и все прочие крайности моды. Красота облачения духа оправдана и в условиях Тонкого мира. Но красота сочетается с простотою. Толпы астрального плана одеты по сознанию и народности, времени и эпохе. Но есть одеяния универсальные, годные для всех времен и цивилизаций. Облачения Духов Высоких красивы и просты необычайно. Прообраз имеете их на Земле. Жилище не нужно – везде дом. В низших слоях тесно и душно, как и в больших городах. Кто любит природу, с ней и пребудет. Кто – тесноту рукотворных строений и толпы, будет в них и с ними. Кто – притоны – в притонах. Словом, кто чего хочет и стремится к чему или к кому, пребудет в желаемом окружении. Отсюда и потемки низших слоев, и райские сады и красоты Надземного Мира. Все по слоям и по устремлению к ним. И на Земле те же пределы, но редко кто сопоставит красоту гор или рек или морей с городскими трущобами, притонами и прочими условиями земной жизни. По сознанию и окружение. Но на Земле – не всегда. Там же – это закон». («Грани Агни Йоги», т. 4, 250.)

О том, насколько пагубными для духовного развития людей оказываются плохие привычки и насколько они привязывают развоплощенные души к низшим слоям астрала, Е.И. Рерих писала: «Трудно отрывается от Земли дух, отягощенный привычками; не подняться ему в верхние слои. Каждый слагает вокруг себя магнитный вихрь, и этот вихрь несет его на высоту, им сложенную. Никакие вмешательства Высших Сил не могут привлечь его и удержать в верхних сферах, если дух отяжелен, ибо несоответствие высшей сферы с его душевным состоянием отзовется мучительно и разрушительно на его тонкой оболочке. Именно дух, привязанный к Земле привычками, остается надолго прикованным к низшим слоям Астрального Мира, и слои эти ужасны! Потому давно Сказано, что каждый отмерит свой кусок. Нужно понимать это не только в узко земном смысле», – писала о посмертном бытии Е.И. Рерих. (Из письма от 10.10.34.)

О закономерностях существования в мире ином в «Гранях Агни Йоги» говорится: «Для сознания существует только тот план, на котором оно проявляется в соответствующем этому плану проводнике. На плане астральном, когда человек в своем тонком теле, Тот мир заменяет мир этот, а этот перестает существовать. Он есть, в нем живут люди, но для сознания его уже нет, так как он не осознается. Реальность Того мира столь же ярка и убедительна, как и этого, но некоторое время все же должно пройти, прежде чем человек приспособится к новым условиям и особенностям Тонкого пребывания. Лучше всего подготовиться к этому заранее, пока еще на земле, чтобы не впасть в растерянность и смущение при переходе. Размышления на эту тему очень полезны. Материя все та же, как все та же она сверху донизу, но аспект ее несколько иной. Выступает ее энергетическая основа, более подвижная и более пластическая, чем плотные формы этого Мира. Те же горы, реки, поля и леса. Те же города, здания и улицы, те же люди с теми же склонностями и привычками, но все это прошедшее известную трансмутацию и как бы просеивание через фильтры Незримого Мира. Для обычного, непросветленного сознания и жизнь там так же скучна и так же обычна, как и на земле. Многие даже не осознают перемены. Ведь жизнь человека все же идет в его сознании, даже когда он в физическом теле. А там тела нет, а жизнь продолжается, идя по проложенным колеям. Потому-то и говорится так много о расширении сознания, чтобы не было оно ограничено там частоколом невежества или самости. Тому, кто на земле привык к творческому труду, особенно, кто мыслью творил, там возможностей несравненно предоставляется больше. Надо лишь только понять, какое творчество там оправдано новыми изменившимися условиями жизни. Увы! И там продолжают делать все то же, что делали на земле, часто даже не замечая различия тонких условий от условий земных. Строят дома, пилят дрова, воду таскают, пьют и едят и ссорятся так же, как ссорились раньше, не понимая, что все это уже не нужно, что дом – это все пространство Незримого Мира, еда и питье не нужны и строить все можно лишь мыслью, уже не прибегая ни к ручному труду, ни к инструментам, ни к чему из того, чего требовали условия плотного мира. Так же пытаются там говорить, шевеля языком и произнося слова, в то время как нужна только мысль и возможна мысленная передача. Когда твердое сознание сбрасывает с себя всю эту ненужную шелуху земных пережитков, освобождается дух для жизни надземной со всеми ее неисчерпаемыми возможностями. Самость запирает сознание в душные рамки, наполненные осколками земных пережитков, воспоминаний, привычек и чувств. Словно в темнице пребывает человек в этих самовверженных узах, и никто, кроме его самого, не может освободить его от них! Хорошо уже заранее знать, чего не нужно с собою брать в Мир Надземный и как можно жить и действовать там, чтобы не растеряться и равновесие не утерять при переходе и знать, что там делать. Неудовлетворенное здесь может быть удовлетворено там, не достигнутое здесь достигнуто там, неутоленное – утолено, если все это от духа, но не плотного тела и физических чувств. Это мир свободы и радости, света и красок и поле безграничных возможностей для проявления высших способностей духа и его устремлений. Именно там невозможного нет, ибо все там творится и движется мыслью». («Грани Агни Йоги», т. 2, 398.)

Мир иной действительно дает людям неограниченные возможности самосовершенствования. Но здесь есть одно «но»: человек может совершенствоваться, улучшаться в Тонком мире лишь в том случае, если он пытался это сделать, или хотя бы думал об этом на Земле. Недаром в Евангелии говорится: «Какие узлы развяжете на земле, то будет развязано и на небе». В посмертном бытии можно решить лишь те проблемы, о которых человек думал во время земной жизни. В астральном мире практически ничего нельзя начинать – можно лишь продолжать, совершенствуя или, напротив, ухудшая, в зависимости от уровня сознания человека и основного направления его жизненного пути. И души тех, кто в течение своего земного бытия думал лишь о материальных потребностях и примитивных удовольствиях, не интересуясь ни наукой, ни искусством, ни вопросами духовного совершенствования – души этих обокравших самих себя людей будут влачить жалкое «растительное» существование, отгороженные от мира света и гармонии собственными призрачными преградами.

Бывают и еще худшие виды «спячки» при переходе в Тонкий мир. Как писала Е.И. Рерих, помимо сознаний, ведущих полусонное существование, в Тонком мире встречаются индивидуумы, которые при переходе в астрал оказываются вообще бессознательными. Почему так происходит? Потому, что в течение земной жизни они были твердо убеждены, в том, что иного мира не существует и иной жизни, следовательно, тоже. Конечно, не все убежденные материалисты оказываются в таких условиях: многие люди, даже не знающие о возможности сознательного бытия после смерти физического тела, тем не менее после своей смерти понимают свою ошибку и довольно быстро приспосабливаются к жизни в иных условиях. Но все-таки, как писала Е.П. Блаватская, есть тот род абсолютно убежденных материалистов, которые, похоже, считают веру в несуществование души и посмертного бытия своим личным принципом, основной чертой своего мировоззрения. Естественно, что это убеждение автоматически определяет их посмертное существование: после смерти физического тела сознание таких людей, «запрограммированное» на полное прекращение разумного бытия, в самом деле пребывает в соответствующем состоянии. Посмертное бытие этих людей делается бессознательным. Человек находится как бы в состоянии глубокого сна без сновидений, лишаясь активного, творческого существования. Это бессознательное состояние может длиться вплоть до следующего воплощения. Вместо смены ритма, накопления опыта бытия в тонких мирах Вселенной человек словно попадает в безвоздушное пространство – нить сознательного бытия после смерти прерывается, и индивид возвращается к сознательной жизни лишь в очередном воплощении на физическом плане. Между тем смысл человеческой жизни – это быть сознательным, а значит, творчески активным везде, на всех планах Вселенной, во всех формах космической жизни.

Далеко не все люди осознают истинную ценность творческих способностей сознания – эволюционного завоевания человека как мыслящего существа. В течение земной жизни психическая энергия растрачивается на бессмысленную погоню за деньгами, красивыми вещами и примитивными удовольствиями, а после смерти сознание, находящееся во власти земных привычек, уже неспособно обратиться к духовному творчеству и познанию. И в итоге остается лишь сожаление о земных удовольствиях, недоступных в Тонком мире. А духовное творчество, для которого есть в Тонком мире блестящие возможности, таким душам не нужно, потому что их сознание не привыкло к нему и не оценило те дары, которые оно несет человеку.

«Между небом и землей»

Обитатели средних сфер астрала не испытывают таких страданий, как пленники его низших слоев. Но они тоже, хотя и в меньшей мере, чем отъявленные грешники, далеки от высших, более духовных сфер Тонкого мира, которые только и могут открыть человеку кратчайший путь к самосовершенствованию. В книгах Агни Йоги об обитателях средних слоев Тонкого мира говорится: «Замечено в Астральном Мире, что обладающие средним сознанием не стремятся в высоту. Среднее состояние избавляет их от мучений, но в то же время не накладывает обязательства самоотверженной работы». Это состояние «между небом и землей» неблагоприятно для духовной эволюции, так как привязывает человека к внешней нарядности астрала. Людям со средним уровнем сознания астральный мир кажется раем – в нем нет несправедливостей, трудностей и напряженной борьбы за существование, которыми зачастую полна жизнь на Земле. Недаром прошедшие клиническую смерть пациенты Р.Моуди описывали иной мир, открывшийся им в состоянии клинической смерти, как нечто светоносное, сверкающее, полное радостного блаженства и чарующей музыки. Большинству заглянувших в другое измерение, как вспоминают они сами, не хотелось уходить из этого мира, но успешная реанимация «затягивала» их астрал в физическое тело, и видения Тонкого мира исчезали.

Астральный мир внешне красочен и привлекателен (хотя в действительности – обманчив и иллюзорен). Если высшие сферы этого плана соприкасаются с ментальным, более совершенным миром, то средние сферы – это нечто красочное, завлекательное, нарядное, но… недалекое по своей сути, лишенное творческого огня и напряжения духа, так необходимых человеку для духовного совершенствования.

Астральный план – это прежде всего мир желаний и чувств. Все желания и мечты человека в течение его жизни на физическом плане отражаются в виде мыслеобразов в мире астральном. А поскольку мечты обычного человека редко выходят за границы его личной жизни, то и мыслеобразы, формируемые этим человеком в астральном плане, представляют собой все те же земные желания, часто не осуществленные в течение физической жизни, но осуществившиеся в пластичной астральной материи. Например, человек мечтает в течение земной жизни приобрести какую-нибудь дорогую вещь, думает о ней, представляет ее в своем воображении… и не знает о том, что благодаря энергии его мыслей эта вещь давно уже существует в астральном мире. Мысль человека, вонзаясь в пластичную материю астрального плана, мгновенно формирует, как бы вылепливая из материи этого мира ту вещь или тот предмет, о которых человек мечтал, живя на Земле. А когда он пересекает порог земного бытия, он находит многие свои желания осуществленными в пластичной материи астрала.

Но астральный мир, при всем своем внешнем блеске, иллюзорен и обманчив. Это объясняется прежде всего изначальным несовершенством данного слоя пространства. Недаром в Агни Йоге об этом плане говорится: «Вы заметили, как Мы называем астральный мир нагромождением. Подчеркиваем, как Мы минуем его.

Уже знаете, как астральные тела имеют и объем, и вес и уносят на себе многие особенности земной жизни. Относительность земных знаний известна. Конечно, немалую долю относительности уносят с собою астральные тела, но, освобождаясь от земной оболочки, получают творчество духа. Но можете представить себе, как отражается относительность знаний на этих построениях.

Рядом с измышленным Олимпом можно встретить уродливую фабрику, не состоявшуюся на земле. Бывают гармонические оазисы, но в общем преобладает фантастическое кладбище человеческих переживаний». («Листы Сада Мории», книга вторая, «Озарение»)

Астральная стадия бытия не должна длиться долго: она дается как кратковременный отдых, переработка кармических связей завершенного воплощения для ухода в более высокие, духовные сферы Космоса. В идеале, как уже говорилось, (за исключением особых случаев), душа человека должна оставаться в астрале в течение сорока дней. После этого срока астральное тело человека может быть сброшено, и его сознание-душа может перейти в более совершенные планы Тонкого мира. Астральное тело – это не самая совершенная тонкоматериальная оболочка человека, и Учителя Агни Йоги называют ее лишним сором. Но большинству посредственных по своему развитию индивидов нравится внешнее сияние астрала, и вместо сорока дней они могут пробыть там тысячелетие, не торопясь в новые совершенные миры Космоса или к новым воплощениям на Земле, и тем самым задерживая свое духовное развитие иллюзорным комфортом.

В Живой Этике говорится: «Некоторые мирятся легко с нарядностью Астрала, но не найдете по себе, лишь кельи знания дадут путь». Кельи знания расположены в других, более совершенных слоях пространства, астральный же мир называется Учителями Востока нагромождением именно потому, что это – мир эмоций, чувств и желаний, а желания людей чаще всего касаются их личного благополучия и комфорта.

Ноосфера иных миров

Что ожидает развоплощенные души в более совершенных мирах? Высшие сферы мира иного – это сферы подлинного Света и знания. Сбросив астральное тело, сознание-душа человека перемещается в тело ментальное и переходит в ментальный мир. Смена тонких тел несколько похожа на земную смерть, но осуществляется проще и быстрее для сознания индивида. Как уже упоминалось, при смене тонких тел тоже бывает короткий момент забытья, бессознательности, но он длится не так долго, как при сбрасывании физического тела.

Бытие в ментальном мире Агни Йога и многие другие духовно-философские учения описывают как неземное, райское блаженство. И это блаженство может быть насыщено разнообразным и активным творчеством. Освобожденное от необходимости заботиться о материальных средствах к существованию, сознание человека в высших сферах Космоса может сконцентрироваться только на вопросах своего дальнейшего духовного и интеллектуального творчества. Все предметы обихода находятся здесь «под рукой»: одежду тонкие тела создают себе сами, выделяя светоносную материю из своего собственного энергетического кокона или формируя ее из окружающего пластического материала. Пищей для развоплощенных душ служат некоторые виды тонких энергий. Следовательно, ни поиски одежды, ни заботы о пище не обременяют обитателей Тонкого мира, и все свое время они могут посвятить духовному творчеству. В чем конкретно оно будет заключаться? В принципе, в том же, чем люди занимались на Земле, – в науке и искусстве, в способности создавать мыслью новые формы и образы, новые произведения искусства и литературы, совершать новые открытия и изобретения, информационное содержание которых остается в пластичной материи Высших миров.

Ученые, ушедшие с земного плана бытия, в своем посмертии будут продолжать интересующие их исследования, композиторы и музыканты продолжат сочинять свою музыку и в то же время воспринимать космическую музыку сфер, ибо пространство полно природных гармонических волн и вибраций, воспринимаемых человеческим сознанием как музыка. Художники будут продолжать создавать свои картины и там, в высших сферах Тонких миров. Согласно учению Живой Этики, вся информация о результатах творчества находящихся в мире ином деятелей культуры сохраняется в тонком пространстве, рано или поздно становясь достоянием кого-либо из живущих на земле исследователей, сознание которого информационно «настроено на данную волну». Открытия и изобретения современных ученых принадлежат не только им. Вполне возможно, что они были лишь «считаны» напряженным разумом исследователя с тонкоматериального слоя Акаши-ноосферы, а настоящий автор этих открытий – кто знает? – может быть, жил в эпоху древних цивилизаций Атлантиды или Лемурии… Разумеется, никто не отрицает заслуг «земных» изобретателей и ученых: ведь для того, чтобы «отыскать» идею или изобретение в гигантском информационном банке ноосферы, нужен напряженный труд – только благодаря ему мысль ученого «выходит на связь» с соответствующим слоем ноосферы и «расшифровывает» энергоинформационный код, оставленный первоначальным автором идеи. Но тем не менее истинных авторов того или иного открытия установить трудно, так как творчество – и научное, и художественное – имеет основу не столько личностную, сколько всеобщую, космическую.

После пребывания в мире ментальном лишь редчайшие, избранные представители рода человеческого – Архаты, обладающие высочайшим духовным уровнем развития, могут сбросить ментальное тело и подняться в Мир Огненный в своем огненном теле. Тело огненное человек современной земной цивилизации не может сбросить: на нашем этапе оно неуничтожимо. После миллионов лет дальнейшей эволюции человеческие существа смогут сбрасывать и это тело и облекаться в свето-материю принципов Буддхи и Атма. Но пока подавляющее большинство людей нашей эпохи не обладают даже полностью оформленным ментальным телом, не говоря уже о том, чтобы уметь его сбрасывать и облекаться в тончайшую материю огненного тела… Люди среднего уровня духовного развития в посмертии не достигают даже ментального плана. Весь период своего пребывания между воплощениями они проводят в границах астрального плана.

Бытие в Мире Огненном – это поистине неземное блаженство, доступное лишь тем, чье сознание сумело подняться до такого уровня духовности, который необходим, чтобы сформировать светоносное огненное тело – сосуд, позволяющий сознанию жить в море космического огня. Именно про этот космический план Христос сказал, что «Царство Божие берется силою». В процессе духовной эволюции человека необычайно важно, чтобы он сумел воспользоваться возможностями, даваемыми ему пребыванием в Тонких мирах. Главное – чтобы сознание его могло творчески отозваться на все богатство окружающего его космического природного разума, а не сожалеть об утраченных земных удовольствиях. Далеко не все люди способны в своем посмертии найти путь к дальнейшей эволюции – многие сознания упираются в преграду, созданную низким уровнем их развития. Мир Тонкий – это мир следствий, подчеркивает Агни Йога, и чтобы посмертное бытие человека было не сонным оцепенением, а творческим прорывом в беспредельность, необходимо, чтобы человек создал себе предпосылки для духовного творчества еще во время земной жизни.

Тайна жизни и смерти

Сокровище «Чаши»

Что является смыслом существования человека – и в нашем земном мире, и в иных планах Космоса? Именно накопление знаний, опыта и духовных сил, которые являются и показателями, и двигателями духовной эволюции каждого из нас. Накопление знаний неотделимо от другой задачи: творческого, созидательного применения этих знаний во всех сферах космического бытия, где может проявить себя дух человека и его сознание. Накопление и применение, получение и отдача – это и есть суть энергоинформационного обмена между человеком и Космосом, обмена, в котором состоит вся наша жизнь. «Смысл жизни в том, чтобы стремиться за пределы известного и помочь друг другу», – как всегда, кратко и ясно выразили эту мысль авторы Агни Йоги.

Опыт многих воплощений, пройденных духом, не исчезает в небытии со смертью физического тела. Все лучшее, светлое, творческое, чего добился человек в течение своих земных жизней, сохраняется в особой сокровищнице духа, носителем которой служит 5-й принцип – самосознание, Высший Манас. Эта сокровищница имеет конкретное отражение и в тонкоэнергетической природе человека. Чуть выше анахата-чакры – энергетического центра сердца – расположен центр «Чаши». Именно в этом центре сохраняется кристаллизованный опыт всех воплощений души. Энергоинформационное содержание «Чаши» – это и есть главный итог всего бесконечного круговорота перевоплощений, смысл всех жизней, прожитых человеком на Земле. Е.И. Рерих называла «Чашу» хранилищем особой, духовно-творческой интуиции, называемой в Живой Этике чувствознанием.

О смысле жизни человека, о накоплении им сокровищ опыта и знания в «Гранях Агни Йоги» говорится: «Все, живущие на Земле, всецело заняты земными интересами, вопросами и проблемами, забывая, что Земля – это подготовительная ступень для более продолжительной жизни в Надземном. Правильно сказал Соломон: «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем». И действительно, что пользы, если погибли когда-то великие цивилизации и исчезли народы вместе с материками, которые они населяли; что пользы, если исчезнет и наша. В беге времени все обречено на уничтожение. Но польза от всех трудов земных оказывается в другом измерении. В «Чаше» собираются плоды всех трудов человека, которыми трудится он под солнцем. В «Чаше» идет накопление опытных отложений. И из видимости в невидимость уносит с собой человек результаты своих достижений. В применении к плану земному вопрос был совершенно правилен, ибо люди, забывшие о духе, Землей и земным ограничили свое бытие. Но дух существует, дух не умирает, дух независим от того, знает об этом земной ум человека или не знает. И цель и смысл земного пребывания могут быть объяснены лишь только задачами духа, почерпающего опыт и знание и умножающего их в каждом воплощении в теле. И тогда пользу великую может извлечь человек из своей жизни земной и всех трудов его, которыми трудится он под солнцем, ибо, озаренные пониманием задачи эволюции духа, они принимают совершенно другое значение и становятся средством достижения все новых и новых ступеней эволюции всего человечества».

«Сеятели» и «жнецы»

В Учении часто встречается мысль о том, что земная жизнь человека – это лишь подготовка к надземному бытию. Какова длительность земной жизни человека? Максимум 80–90 лет, за редким исключением. А сколько длится перерыв между воплощениями, то есть существование в Тонком мире? Сроки могут быть разными, в зависимости от кармы, духовного уровня и желания самого человека. Находиться в Тонком мире он может от одного года до полутора тысяч лет. Внушительные цифры, не правда ли? При этом время в Тонком мире условно и совершенно отлично от нашего, земного: секунда в нашем физическом плане может показаться вечностью в мире ином, и, напротив, полторы тысячи лет в Тонком мире могут пролететь, как обычная земная неделя. Потому важно, чтобы, оказавшись за чертой трехмерного мира, человек нашел правильный путь дальнейшего своего существования – путь, ведущий к духовной эволюции. Соотношение возможностей земного и надземного бытия таковы, что здесь, на Земле, человек закладывает причины, чтобы в надземном пожинать их следствия. «Сеятель здесь, а жнец – там», – вот закон, регулирующий земное и надземное бытие. Посмертное бытие целиком определяется привычными мыслями и устремлениями человека, так как именно мысли, в конечном счете, определяют состояние его сознания.

В надземном бытии практически невозможно начинать что-либо новое, можно лишь продолжать то, чем занимался человек во время своей земной жизни.

В «Гранях Агни Йоги» так сказано о посмертном состоянии: «Готовимся жизнью к тому, чтобы все земное оставить здесь, на Земле. Готовимся жизнью к тому, чтобы перейти в мир иной, где все движется мыслью и где царствует мысль. И если сейчас не утвердим понимание это в сознании и сердце, то там утверждать будет поздно, ибо там уже действовать надо силою знания и опыта, приобретенного здесь, на Земле. Начало здесь, но продолжение там, продолжение начатого. И обязательно надо начать, чтобы продолжить».

Естественно, здесь говорится лишь о духовных, светлых начинаниях, ибо только они способны проложить нам путь к эволюции и в земной жизни, и в иных мирах.

Одна из главных возможностей, открываемых сознанию человека в посмертном бытии, – это возможность творческого участия в жизни всего многомерного Космоса, всех планов его существования. Природа человека микрокосмична, и это дает его сознанию возможность надземного творчества. Он может проявлять свой творческий потенциал и на высших планах космического бытия, а не только в физическом мире. Один из древних символов Учителей Шамбалы – три круга в кольце Вечности – означает космичность сознания человека. Три малых круга символизируют три основных мира Вселенной: физический, Тонкий и Огненный. Окружность вокруг них – символ не только Времени, но и сознания человека. Древний знак Шамбалы выражает главную эволюционную цель человека и социума: расширить сознание за пределы физического мира. Научиться осознавать одновременно все миры Вселенной, и не только осознавать, но и творчески участвовать в их бытии.

Осуществление этой цели неотделимо от задачи духовно-нравственного совершенствования человека. И каким бы странным это ни казалось на первый взгляд, но смерть и посмертие способны внести свою лепту в духовную эволюцию человеческого существа. Смерть еще больше могла бы помочь процессу духовного развития человечества, если бы люди осознали ее истинное значение, возможности, даваемые ею сознанию человека и, наконец, неразрывную взаимосвязь жизни и смерти как космических условий их эволюции. О смысле земного бытия и неразрывности его связи с бытием надземным в «Гранях Агни Йоги» сказано: «Думают ли люди о том, что эволюция духа может стать стремительной, если жизнь на Земле будет понята и принята как подготовительная ступень к пребыванию в Мире Надземном. Тогда забота будет не о том, что стяжать на Земле, а о том, как использовать время земное наиболее целесообразно. Собираясь в путешествие, заботятся о том, что взять с собою, как одеться и что будет в пути – аналогия полная с тем, что предстоит человеку в его посмертных странствиях. Есть много, что надо с собою взять в путь дальний, например, бесстрашие, мужество, устремление, стойкость, спокойствие и многие другие качества духа. Знание тоже нужно, нужно качество распознавания и чистые мысли и преданность Тем, Кто Позвал. Многое взять с собой нужно. А взять можно лишь на Земле и с Земли. Земля дает полную возможность сделать выбор нужного материала и всего того, что необходимо в дальнейшем пути. Но, право же, стоит внимательно посмотреть, о чем заботятся люди и как готовят себя к будущему. Ведь понимание смысла земного существования не освобождает человека от его земных дел и долга земного и земного строительства жизни, которое может быть плодоносным и целесообразным лишь при осознании всех трех миров, бессмысленна земная жизнь без осознания Тонкого мира. Человек – триединая сущность, и мир – триедин. В осознании триединства всего, что было и будет, и есть, и заключается решение жизни». («Грани Агни Йоги», т. 5, 329.)

«Горнило» земной жизни

Помимо накопления опыта, у земного бытия есть и еще одна важная сторона: именно на Земле происходит выявление всех душевных и духовных качеств человека и их трансмутация, то есть улучшение, эволюционное преображение в огне суровой жизненной борьбы. Именно этим ценен опыт земных воплощений. Земная жизнь своей интенсивностью и напряженностью подобна горнилу, перерабатывающему и усиливающему все внутренние качества человека. Как уже говорилось, только в земной жизни человек может изменить что-то в своем характере и, следовательно, в своей будущей судьбе. В мире ином никакие принципиальные изменения невозможны, возможно лишь следование по уже проторенному пути. Именно физический план с его жесткими энергиями, плотной и тяжеловесной материей, резкими границами пространства и времени создает наилучшие условия для быстрой переработки кармы и ускорения духовной эволюции. В Тонком мире таких условий нет, хотя накопление знаний может происходить и там.

Земная жизнь и сам плотный мир нужны человеку как необходимая стадия в процессе его духовного развития. Этот отрезок жизненного пути индивида является особенно важным, потому что именно здесь, в плотном мире, каждый из нас совершает свой решающий выбор. Условия выбора просты: свет или тьма, эволюция или деградация. О влиянии земной жизни на посмертное состояние сознания в «Гранях Агни Йоги» сказано: «Выбирать можно здесь, на земле, там придется иметь дело только со следствиями сделанного выбора. Раньше это положение отличалось начертанием: «Оставь надежду, входящий сюда». Теперь можно сказать: «Знай, входящий, что входишь в сферу реализации всех твоих устремлений».

В Агни Йоге, таким образом, говорится, что каждому человеку следует заранее позаботиться о своем внетелесном бытии: «Дом духа возводится еще при жизни в теле с тем, чтобы в него перейти, когда тело закончит свое существование. Если его нет, если дом духа отсутствует, то куда же тогда устремиться и где найти пристанище после освобождения от тела? Но тот, кто озаботился об этом заранее, спокойно устремляется туда, куда привык он летать при жизни в теле. Притяжение совершается автоматически по прорытому в пространстве каналу. Где мысль, там и дом. Дом духа строится мыслью».

Почему именно здесь, в несовершенном земном мире, а не в Высших Тонких мирах, совершается этот выбор? Основное условие выбора – это искренность. Только земная жизнь с ее яркими, зримыми образами, с ее четкими границами добра и зла, света и тьмы способна создать человеку самые объективные условия для искреннего выбора. Человек носит в глубинах своего сознания многие неизжитые, непроявленные мысли и желания. Чтобы выбор его был истинным, эти скрытые импульсы должны проявиться. И только тогда, когда все темное, несовершенное, проявится в его сознании вместе со светлым и лучшим, что накопил он за все прожитые жизни, – только тогда в душе его начнется истинная борьба за выбор, что оставить в себе – Свет или тьму? И с чем остаться самому, на чьей стороне? Моральному выбору, совершающемуся в душе человека, всегда будет предшествовать борьба между светом и тьмой, между лучшим и худшим в нем самом. Главный выбор человека совершается не на словах – он совершается его земной жизнью. И если человек мечтает об одном, но живет совсем по-другому, если он твердит о свете, но самой своей жизнью сеет вокруг себя зло – никакие слова не оправдают его перед Космосом. Только вся земная жизнь человека в совокупности его мыслей, чувств и дел может считаться его подлинным моральным выбором. А тяжелые и суровые условия плотного земного бытия поневоле являются наилучшими условиями закалки его духа. Только благодаря суровым испытаниям земной жизни человек может понять сущность самого себя – и изменить ее, выковав из себя то, чем он хочет стать.

«…лишь Земля есть то горнило, в котором трансмутируются наши энергии и получается обновление и накопление новых», – писала о Земле и земной жизни великая духовная подвижница Е.И. Рерих.

Горнило земной жизни служит одновременно и проверкой всех качеств воплотившегося духа, и условиями для их дальнейшего улучшения, совершенствования. Многие неплохие души в перерывах между воплощениями решают взять на себя особую миссию помощи другим людям. Но, воплотившись в земных условиях, в которых знание духа затемнено плотной оболочкой физического тела, они или забывают о своем решении, или не находят достаточно сил, чтобы осуществить его в реальной жизни. Своей жесткостью земная жизнь обжигает белоснежные крылья духа и подвергает его суровым испытаниям на прочность, мужество и чистоту. Не все воплотившиеся духи выдерживают это испытание. Но оно необходимо, ибо только оно честно и объективно показывает человеку реальную степень его духовного развития, его истинные возможности, его достижения и недостатки.

Есть и еще один интересный аспект взаимодействия сознания человека с плотным миром. Если индивидам с достаточно высоким уровнем развития земная жизнь и физический план нужны только как наилучшие условия самосовершенствования, то для людей невысокого уровня сознания земной план, кроме всего прочего, является и необходимой ступенью познания окружающего. Подавляющее большинство людей могут познавать жизнь только на грубо-объективных, жестких формах плотноматериального бытия. Только когда духовный уровень человечества поднимется на более высокую ступень, оно получит возможность проходить свою эволюцию в более совершенных, тонкоматериальных мирах.

Тайна бессмертия

Существует ли бессмертие? Не одно поколение ученых, в том числе философов, задавало себе этот вопрос. И если бессмертие существует – каким оно должно быть? Бессмертием тела или души? Ведь даже о природе бессмертия у людей существовали разные представления. Известный русский философ Н. Федоров мечтал о бессмертии именно физическом, о вечном существовании человека в пределах физического плана, а не о бессмертии души в мире ином. Федоров даже высказывал идею о воскрешении поколений умерших людей путем использования генофонда их потомков, живущих ныне. Эта идея в какой-то мере оказалась созвучной современным экспериментам по клонированию. Ведь некоторые ученые, занимающиеся исследованиями в этой области, всерьез считают, что с помощью генной инженерии можно будет воссоздавать не только отдельные органы человеческого тела, которые можно будет использовать для пересадки больным вместо донорских, но и… все человеческое существо. Что стоит за подобными идеями? Неверие в существование души? Незнание того, что человек многомерен по своей природе, и его сознание может существовать не только в границах физического плана? Скорее всего. Иначе вряд ли у кого-то возникла бы идея «воссоздать» на земном плане Моцарта или Эйнштейна путем клонирования. Ведь гений – это не только физический организм, это прежде всего сознание, душа. Можно ли «вселить» душу гения насильно в созданный для нее путем клонирования физический футляр? К тому же не принимая во внимание создаваемые личной кармой сроки и условия его последующих воплощений на Земле…

Так каким же должно быть бессмертие? В Живой Этике, как мы помним, говорится, что смерть – это величайшая иллюзия бытия. Смерти как прекращения разумного существования нет. Дух человека бессмертен по своей космической основе. Но в этом же учении подчеркивается, что бессмертие духа не означает еще бессмертия личного сознания. Оказавшись за пределами трех измерений, сознание человека в силу свое


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.