В режиме деятельности вы часто бываете капитаном своей судьбы, хозяином обстоятельств (в той мере, в которой они это позволяют). — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

В режиме деятельности вы часто бываете капитаном своей судьбы, хозяином обстоятельств (в той мере, в которой они это позволяют).

2019-08-07 170
В режиме деятельности вы часто бываете капитаном своей судьбы, хозяином обстоятельств (в той мере, в которой они это позволяют). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Лайза считает, что поручать ей это задание было вовсе не обязательно: несколько ее компетентных коллег способны быстро поправить сайт для этого важного клиента, и никто из них, насколько ей известно, не занят работой над новым сайтом, как она. Ее планы на вторую половину дня будут разрушены, но ее нижний мозг подсказывает взвесить последствия ее сопротивления новым обязанностям.

Она приходит к выводу, что заказчики нового веб-сайта не очень-то торопятся и, вероятно, могут подождать до следующего утра. Помечая для себя, что позже нужно обсудить наполнение сайта с руководителем компании, она берется за новое задание и посылает электронное письмо с извинениями заказчикам сайта, обещая предоставить им дизайн к концу следующего дня. Завтра она снова придет на работу пораньше, чтобы быть уверенной, что успеет справиться с этим заданием.

Лайза успевает разобраться с новым заданием до вечера. По пути домой она получает СМС от Тайрона. С помощью смайликов и множества восклицательных знаков он выражает желание посмотреть сегодня вечером какой-то особенный фильм. Лайза прочитала обзоры об этом фильме и посмотрела трейлер — и фильм не вызвал у нее никакого интереса. Но когда она позвонила Тайрону, то поняла, что он очень хочет посмотреть именно это кино. Лайза предлагает другой фильм, который они оба хотели посмотреть, но Тайрон — который часто функционирует в режиме стимулирования — непреклонен. Возражения Лайзы не так сильны, как желание Тайрона, поэтому она соглашается. Лайза знает, что это хорошая стратегия, потому что понимает, что, если она будет поднимать шум каждый раз, когда не соглашается с одним из решений Тайрона, есть вероятность, что иногда в их спорах будет побеждать Тайрон — и это заставит его быть еще более настойчивым, когда они снова начнут спорить.

Лайза знает, что, если она будет настаивать на своем только тогда, когда ей действительно это очень важно, Тайрону будет проще понять, что она настроена серьезно возражать ему. Кроме того, Лайза не чувствует особой необходимости противиться походу в кино, потому что, в конце концов, фильм ей может и понравиться — или хотя бы ей будет интересно обсуждение этого фильма после просмотра. И именно так и происходит, когда пара после кино идет выпить вина в ближайший бар.

Позже ночью Лайза, одетая в пижаму, обдумывает направление, в котором движется ее жизнь, — занятие, которому она регулярно уделяет внимание. В последнее время она чувствовала себя безынициативной; хотя это состояние пока нельзя описать словом «пустота», но она все чаще задается вопросом: чего ей не хватает? Это как-то связано с ее работой? Ей хорошо платят, и обычно она чувствует свою востребованность, но она не до конца контролирует ситуацию, как показал сегодняшний случай с ее боссом. Возможно, ей следует серьезнее отнестись к идее создания собственной компании или обратиться к другой фирме, которая ищет нового управляющего.

Или это Тайрон? Им, конечно, нравится наслаждаться обществом друг друга, но долго ли сохранятся их чувства? Тайрон недавно завел разговор о совместной жизни — возможно, даже и о свадьбе в один прекрасный день.

Лайзе необходимо разобраться в себе, и она не станет действовать поспешно. Она посмотрит, как будут развиваться их отношения с Тайроном ближайшие недели и месяцы. Что касается работы, она решает начать поиск через Monster.com и другие сайты и посмотреть доступные варианты. Завершив новый сайт, она позвонит Джону, тому самому венчурному капиталисту, чтобы обсудить создание собственной компании. Он не только даст серьезную финансовую консультацию, но и может свести ее с нужными людьми в индустрии программного обеспечения. Соединив все это воедино, она начинает формировать план, зная, что со временем сможет подкорректировать его.

Лайза понимает, что после того, как она проанализирует все факторы, она может решить, что будет лучше остаться работать там, где она работает, по крайней мере в ближайшей перспективе.

Подходит время сна. Лайза знает, что самое время отбросить свои мысли. Она заваривает чашку ромашкового чая, включает легкий джаз и вскоре спокойно засыпает.

 

Мы уже подчеркивали, что среди когнитивных режимов нет лучших и худших и ни один из них не подходит идеально для любых обстоятельств. Согласно нашей теории, функционирование в режиме деятельности должно иметь очевидные преимущества. Вы часто бываете капитаном своей судьбы, хозяином обстоятельств (в той мере, в которой обстоятельства это позволяют). Если у вас получается функционировать в этом режиме в какой-то ситуации, окружающие будут воспринимать вас как лидера.

Но функционирование в режиме деятельности имеет и свои недостатки. Если вы не справитесь со своей ролью (возможно, потому что у вас нет достаточного опыта пребывания в таких обстоятельствах), вы рискуете разочаровать других. Конечно, если вы используете режим деятельности эффективно, вы скорректируете свое поведение в зависимости от того, что происходит, но обучение по ходу дела необязательно поможет в любой ситуации.

Кроме того, функционирование в режиме деятельности может быть утомительным! Вам приходится внимательно следить за своим окружением, строить планы, действовать, исходя из них, смотреть на результаты и соответствующим образом под них подстраиваться. Все это требует энергии. Иногда это просто не стоит усилий. Иногда чашка ромашкового чая — самое мудрое решение.

В следующей главе мы рассмотрим еще один когнитивный режим, который тоже имеет свои плюсы и минусы.

 

 

Глава 10. РЕЖИМ ВОСПРИЯТИЯ

 

Особенности режима восприятия удобно проиллюстрировать на примере поэтессы XIX века Эмили Дикинсон. В этом режиме мышления и поведения люди очень внимательно наблюдают свое окружение и анализируют обстоятельства (используя систему нижнего мозга), но, как правило, не склонны к реализации сложных или подробных планов (с опорой на систему верхнего мозга).

Родившаяся в состоятельной семье в Амхерсте, штат Массачусетс, Дикинсон была добросовестной ученицей, у которой наблюдались способности к музыке и искусству.

Она получила классическое образование и познакомилась с работами поэтов Вордсворта, Лонгфелло, Эмерсона и Торо. Болезнь периодически прерывала исследования Эмили. После нескольких месяцев в колледже она вернулась в родительский дом.

Она была лишена карьерных амбиций и просто жила повседневной жизнью, иногда развлекая друзей, но в основном читая и сочиняя стихи, которые и не собиралась публиковать. С годами Дикинсон стала вести все более затворнический образ жизни, хотя и переписывалась с несколькими людьми. Ее жизнь проходила без особенных всплесков, но у нее было много свободного времени — а это настоящий подарок для тех, кто склонен к рефлексии.

Людям, которые полагаются на режим восприятия, комфортнее всего в позиции чуткого наблюдателя, советника или оценщика. Это относилось и к Эмили. Казалось, будто она не использовала систему верхнего мозга для создания сложных и подробных планов (хотя, разумеется, использовала ее для создания поэтических рассказов, чтобы описать и объяснить то, с чем она сталкивалась).

Даже когда ей приходилось задействовать систему верхнего мозга для планирования (например, когда ежедневная забота о хронически больной матери легла на нее), она не разрабатывала тщательно продуманные многоступенчатые планы. Очевидно, она вставала каждый день и делала то, что ей казалось необходимым. За исключением времени, уделяемого этим обязанностям, все остальное время принадлежало ей.

Дикинсон была увлеченной садовницей и дорожила временем, которое проводила со своими цветами, пчелами и бабочками — здесь она черпала вдохновение для своей поэзии. Одиночество подходило для ее творчества, но она никогда не была настоящей отшельницей. Даже в те моменты своей жизни, когда она не приветствовала гостей, она поддерживала контакт с внешним миром — и искала совета у некоторых близких друзей, особенно у писательницы Сары Хантингтон Джильберт, которая вышла замуж за ее брата. Дикинсон и Джильберт долгое время переписывались, и именно Джильберт написала некролог поэтессы в 1886 году.

Интересно, что Дикинсон сочиняла стихи и о мозге. Эта тема привлекала интерес публики XIX века отчасти из-за шумихи вокруг Финеаса Гейджа и большой популярности френологии. В стихотворении номер 632 (Дикинсон не давала названий своим работам), она лирически высказывается о силе мозга:

 

Ума пространство — больше Неба, —

Ведь — рядом их поставь —

Одно с лихвой вместит другое,

Тебе оставив пядь.

Ума пространство глубже моря —

Сравни их — Синь и Синь —

Одно другое поглотит —

Впитав в себя, как губка…

 

Но неугасимой страстью Дикинсон была вовсе не наука. Эмили находила источник вдохновения в наблюдении природы, в смене времен года и в ходе дня, в циклах жизни и смерти. Это тоже характерно для человека, у которого режим восприятия является доминирующим образом мыслей и поведения. Из сотен стихов Эмили Дикинсон о природе мы считаем, что приводимая ниже работа лучше всего иллюстрирует ее талант и мудрость (мудрость ее системы нижнего мозга).

 

Природа — это Небеса,

Природа нам слышна.

И боболинк[60] — и море —

Сверчок — раскаты грома.

Опять не так — гармония —

Природа — то, что знаем —

Слова перебираем.

Проста неимоверна…

Как мудрость наша бедна[61].

 

 

Понимание мира

 

Теория когнитивных режимов предполагает, что люди, для которых доминирующим является режим восприятия, часто ведут тихий образ жизни, подобно Эмили Дикинсон. Хотя они и используют систему верхнего мозга для организации информации, поступающей от системы нижнего мозга, в связное повествование, они не склонны составлять или корректировать сложные или подробные планы для продвижения вперед по жизни.

Однако благодаря эффективному использованию системы нижнего мозга они понимают свой опыт и ощущения и пытаются реагировать мудро. Набравшись опыта, такие люди могут стать образцами мудрости.

Мы полагаем, что люди, склонные к режиму восприятия, как правило, не ищут публичности. Но некоторые достигают известности и без настойчивых ее поисков.

История показала, что духовные и религиозные деятели, которые смогли понять смысл человеческого существования, могут привлечь много сторонников. Хотя они не афишируют себя, их идеи привлекают сторонников.

В наше время этому описанию соответствует Далай-лама. Как и Дикинсон, он являет собой пример человека, доминирующий способ мышления которого, похоже, задается скорее воспитанием, чем природой. В возрасте двух лет этого сына простых тибетских крестьян провозгласили реинкарнацией 13-го Далай-ламы Табтена Гьямцхо. Переименованного в Тэнцзина Гьямцхо, 14-го Далай-ламу в возрасте шести лет послали в буддистский монастырь. «Основными изучаемыми мной предметами были: логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина и буддистская философия», — написал он позже. Поэзия, музыка и драма были среди дополнительных предметов, которые завершили его образование. В возрасте 23 лет он сдал с отличием свой выпускной экзамен и получил эквивалент докторской степени в области буддистской философии. Подобное достижение, возможно, продемонстрировало его способность действовать в режиме деятельности — ведь ему пришлось создавать сложные и подробные планы о том, как добиться успеха в этих необычных условиях.

Хотя он описывает себя как «простого буддийского монаха», учение буддизма вряд ли можно назвать простым. Далай-лама никогда не стремился к карьерному успеху (в духе режима деятельности), и он не стремился изменить мир или даже отдельные умы, создавая планы, которые приведут к определенным действиям. Скорее, мышление и поведение Далай-ламы служат хорошим примером результатов, которые можно получить, если полагаться преимущественно на систему нижнего мозга. Далай-лама, похоже, всегда пытался как можно глубже понять то, что он испытал, увидел, прочитал и узнал.

Наша цель не в том, чтобы исследовать учение Далай-ламы, но в том, чтобы просто отметить глубину мудрости, которая возможна, когда человек пребывает в режиме восприятия, стремясь найти смысл жизни в любом ее проявлении.

Можно утверждать, что человек, который обычно мыслит в режиме восприятия, в большей степени готов к глубокому анализу человеческого существования, чем приверженцы трех других режимов.

«Любой вид счастья и страдания можно разделить на две главные категории: душевное и физическое, — пишет Далай-лама в книге «Сострадание и человек». — Из этих двух именно сознание влияет на нас больше всего. Если только мы не тяжело больны и не лишены основных предметов первой необходимости, наше физическое состояние играет вторичную роль в жизни. Если тело довольно, мы фактически игнорируем его. Разум, однако, примечает каждое событие, каким бы малым оно ни было. Следовательно, мы должны приложить самые серьезные усилия к тому, чтобы обеспечить себе мысленное спокойствие.

На основе моего собственного ограниченного опыта я обнаружил, что самая большая степень внутреннего спокойствия происходит из развития любви и сострадания. Чем больше мы заботимся о счастье других, тем больше наше собственное чувство благополучия».

 

Сочувствующая Ханна

 

Мышление в режиме восприятия, как правило, не приводит к каким-то смелым или ярким поступкам — и не заставляет людей, которые полагаются на него, искать признания за свои достижения. Мы говорили, что люди, склонные к этому режиму мышления, предпочитают тихие уголки мира. Гениальность Дикинсон не была признана при ее жизни. Однако некоторые воспринимающие люди все же привлекают к себе внимание более широкой аудитории. Наряду с Далай-ламой всем особенностям этого режима отвечает знаменитый фотограф Энни Лейбовиц. То же самое можно сказать и об известных писателях: Филиппе Роте, Тони Моррисон и Элис Уокер.

Большинство людей живут отнюдь не в мире писателей и духовных лидеров. Познакомьтесь с Ханной, персонажем, которого мы создали: женщина за пятьдесят, она обычно думает и действует в соответствии с режимом восприятия.

Ханна — самая младшая из шести детей. Ее мать была художницей, а отец главным аналитиком департамента образования одного крупного штата. Будучи младшей в своей большой семье, Ханна рано научилась внимательно наблюдать за происходящим вокруг нее и действовать только тогда, когда чувствовала, что в полной мере поняла ситуацию.

Имея родителей, которые дорожили книгами, она, казалось, естественно стремилась к чтению. Тихая и благонравная студентка, она училась в основном на четверки и была довольна этим, хотя и понимала, что, вероятно, может учиться лучше. В средней школе от хаоса подростковой жизни Ханна нашла убежище в библиотеке, поэтому, когда она закончила школу, было вполне естественно, что она стала библиотекарем. Она работала библиотекарем-консультантом, влюбилась в хорошего человека и родила двух детей, оба теперь учатся в колледже.

Воспитав своих детей, Ханна возвратилась к работе на полную ставку. В эту субботу она работает дежурным библиотекарем, но библиотека открывается с полудня; у нее остается еще много времен для покупок по хозяйству. Муж Рик, юрист в сфере экологии, иногда предлагает ей делать покупки онлайн — доставка на дом сэкономила бы время, — но Ханна предпочитает обычный магазин, который позволяет ей прогуляться в проходах между стеллажами, рассматривая новые товары.

Рик сегодня играет в гольф, и после неторопливого завтрака они расходятся каждый по своим делам. Они задумали пойти в театр сегодня вечером (Рик получил бесплатные билеты) и собираются обсудить поход еще раз, встретившись после обеда.

Конечно же, Ханна делает небольшое открытие в продуктовом магазине: живые омары, которые редко здесь появляются. После разговора с менеджером по морепродуктам о лучшем способе их готовки она берет два моллюска. Возможно, они с Риком съедят их сегодня вечером или в крайнем случае в воскресенье. Ханна заканчивает свои покупки и идет к кассе, когда обнаруживает, что забыла свой бумажник. Она отвозит свою тележку в сторону и идет к своему автомобилю, но не находит там бумажника. Она смутно вспоминает, что видела его на столе в своей спальне, и подозревает, что он все еще там. К счастью, Ханна знает менеджера магазина, так что она возвращается в магазин и просит позвать его. Разобравшись в ситуации, менеджер соглашается отпустить товары в долг. Ханна забирает домой продукты, берет свой бумажник, приходит в магазин и расплачивается.

Ханна покидает магазин, чтобы направиться на работу, но подъезжает к стройплощадке. Улица временно закрыта, впереди тяжелые машины сносят старое здание, а сзади ее подпирают другие автомобили. Она раздумывает, как же она попала в эту ситуацию, и пытается понять, что это могло бы означать — врéменную задержку, продолжительное закрытие дороги или необходимость дождаться вмешательства полиции. Однако она не привыкла полагаться на систему своего верхнего мозга, чтобы решать подобные проблемы, и она не создает никаких планов для того, чтобы вырваться на свободу (например, попросить шофера стоящей сзади машины отъехать в сторону или попытаться сдвинуть назад стоящих сзади автомобилистов). Ханна понимает, что ее задержка может причинить беспокойство ее клиентам, которые хотят попасть в библиотеку, и заставит их ждать ее. Она надеется, что сможет скоро приехать на работу, и лишь терпеливо ждет, пока улица не очистится. Ее система нижнего мозга позволила ей понять, что она попала в тупик, а ее система верхнего мозга не склонна к разработке сложных планов по распутыванию гордиевых узлов. Она просто примиряется с ситуацией.

Ханна едва успевает добраться до работы вовремя. Когда библиотека готовится к открытию, директор находит ее за справочным столом. Он начинает петь знакомую песню о том, что последние сокращения бюджета заставили его уволить помощника, в обязанности которого входило ведение блога библиотеки. Все должны принять участие, говорит директор, так что он поручает вести блог Ханне. Ханна внимательно слушает, понимающе кивая. Безусловно, блог — это важный коммуникационный инструмент, но она понимает, что для его поддержания требуются огромные усилия, и она прекрасно знает, что ей не будут за это доплачивать. Это не кажется справедливым. Директор чувствует, что она возражает. Ханна говорит, что подумает над этим несколько дней и, возможно, придумает какой-то компромиссный план. Возможно, блог могут вести несколько человек, но чтобы Ханне прийти к этому или другому заключению, ей необходимо хорошо поразмыслить.

День проходит гладко — до 15.30, за полчаса до закрытия. Именно тогда Салли, ее хорошая подруга и соседка, заходит якобы для того, чтобы обратиться за помощью по поводу органической диеты, которую она составляет. Библиотека почти пуста, поэтому у них есть возможность поболтать. Очень быстро Ханна, которая внимательно наблюдала за поведением своей подруги, приходит к заключению, что Салли чем-то озабочена. Вместо того чтобы немедленно выяснить, в чем дело, она решает дать Салли время, чтобы та сама обо всем рассказала. Но Салли этого не делает. Минуты проходят в натужном разговоре, и Ханна решает, что лучше спросить самой, чем отмалчиваться.

— Ты кажешься недовольной, — говорит Ханна.

— Да, — отвечает ее подруга. — У меня диагностировали умеренную депрессию.

Ханна не удивлена: Салли, которая обычно, по крайней мере как кажется со стороны, функционирует в режиме деятельности, недавно узнала, что ее пожилая мать находится на ранней стадии болезни Альцгеймера.

— Я сожалею, — говорит Ханна. — Тебе так тяжело.

— Депрессия, — говорит Салли. — И у кого — у меня!

Ханна обнимает Салли. Она глубоко сочувствует ей, поскольку потеряла собственного отца в прошлом году после серии тяжелых приступов. Салли предлагает пообедать вместе на следующей неделе, и Ханна соглашается. Она будет думать о своей подруге в эти выходные, просматривая отрывки из медицинских книг и читая о депрессии в Интернете. Она позвонит Салли, чтобы справиться о ситуации, и почти наверняка будет утешать и предлагать советы, когда они встретятся снова. Ханна использует свой нижний мозг очень хорошо: мало того что она может почувствовать то, что испытывает Салли, она прекрасно понимает, как применить собственный опыт к текущей ситуации.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.