Или (можно управлять умом) путем выдоха и задерживания дыхания. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Или (можно управлять умом) путем выдоха и задерживания дыхания.

2019-08-07 163
Или (можно управлять умом) путем выдоха и задерживания дыхания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По своему складу не все люди могут вверить себя Богу. Даже если кто-то верит в Бога, для него может оказаться невозможным вы-полнять ишвара-пранидхану. Здесь для таких людей Патанджали дает путь, с помощью которого ум может быть сделан чистым, уп-равляемым и устойчивым. Некоторые из нас по темпераменту ди-намичны, другие эмоциональны, третьи склонны к мистике, а не-которые рациональны. Таким образом, ментальную структуру в целом можно разделить на четыре вида. Для динамичных лучше всего подходит карма йога. Бхакти лучше для тех, кто эмоциона-лен, они могут вверить себя Богу; они составляют большинство на-селения. Люди мистики образуют третью группу. Они склонны к практике раджа йоги и сопряженным практикам хатха йоги, свара йоги, крийя йоги, нади йоги, тратаки и т. д. Четвертый тип образу-ет небольшое количество джняна йогов. Им нравится читать упа-нишады, Гиту и т.д., в которых описаны более глубокие аспекты жизни, вселенной и медитации. Многие из нас имеют смешанные тенденции, так что им следовало бы рекомендовать смешанные практики. Поэтому Патанджали описывает разнообразные методы. Мы должны выбрать садхану, которая наиболее подходит для нас. Патанджали, начав с видеха и пракрити-лайя йогов, в послед-них нескольких сутрах описывает различные садханы для разных типов последователей. В данной сутре он объясняет пранаяму. Нам следует понимать, что означают праччхардана и видхарана. Пер-вое слово означает выдох, второе — удержание дыхания «вовне»*.

· Имеется в виду, что воздух, которым мы дышим, удерживается от проникно-вения в легкие, т. е. находится вне тела. (Прим. пер.)

Во время выдерживания кумбхаки, выполняется маха бандха, ко-торая включает в себя три бандхи, выполняемые вместе, а именно: джаландхару, уддияну и мула бандху. Не следует обучать маха банд-хе начинающего. Ему рекомендуется делать только речаку, т.е. вы-дох [без задержки], повторяя цикл 21,51 или 100 раз. Это может быть названо капалабхати или агнисар.

Простым выполнением речаки, кумбхаки и трех бандх ум может быть приведен в состояние неподвижности. В одной древней книге говорится, что сознание имеет две опоры: это прана и васана. Это опоры, на которых покоится ум и работает сознание. Если одна удаляется, другая уходит автоматически. Прана бывает грубая и тонкая. Тонкая прана пребывает в форме энергии, а грубая прана имеет форму дыхания. Существует пять главных пран: прана, апа-на, удана, самана и вьяна. Кроме того имеется пять второстепенных пран: девадатта, нада, курма, крикара и дхананджайя. Все они отве-чают за различную деятельность в теле. Прана ответственна за вды-хание. Она работает во рту, в носу, переваривает пищу, расщепляет перевариваемые вещества, преобразует воду в пот и мочу и управ-ляет железами внутренней секреции. Ее область — от носа до серд-ца. Апана осуществляет выделение и удаляет из тела все нечистоты. Ее область — от пупка до подошв ног. Она осуществляет движение вниз. Самана формируется в членах тела и нади. Она работает меж-ду сердцем и пупком. Удана поддерживает мышечную силу и ответ-ственна за удаление кармического тела из грубого тела во время смерти. Управляя уданой, йог может путешествовать по воздуху. Она действует от горла до головы. Вьяна вызывает циркуляцию крови и движется по нервам. Она расположена в анальной области. Среди второстепенных пран нада вызывает кашель и чихание, курма является причиной смыкания век, в то время как крикара вызывает чувство голода и жажды. Действие девадатты вызывает дремоту и сон. Дханаджайя поддерживает питание.

В дополнение к ним имеется 15 тонких потоков праны. Они на-зываются нади. Под нади имеются в виду нервы и потоки энергии или крови. Они переносят импульсы к мозгу и от него. Их назва-ния: сушумна, ида, пингала, гандхари, хастиджихва, пуша, асвини, шура, куху, сарасвати, варуни, аламбуша, вишводари, шанкхини, читра. Всего в теле 72 тысячи нади, которые переносят более тон-кие потоки. Три из них являются наиболее важными, а именно: ида, пингала и сушумна. Эти три нади очень важны в йоге, потому что они переносят более «высокие» потоки и более «высокое» зна-ние. Из этих трех наиболее важна сушумна. Это очень тонкий про-ход, расположенный в центре спинного шнура. Начинаясь от кор-ня ануса, она поднимается до аджна чакры или medulla oblongata*. Все три нади начинаются от муладхары и вместе называются мук-та тривени. Они встречаются в аджна чакре. Тривени — это также место в Индии, где встречаются три реки: Ганга, Ямуна и Сарасва-ти. По аналогии с этим аджна чакра называется юкта-тривени. Внутри сушумны существует еще две нади: наружная называется ваджра нади, а внутренняя — читтра. Внутри читтры есть более тонкий канал, известный как брахма нади.

Обнаружено, что процесс дыхания имеет определенную вре-менную зависимость. На движение и управление сварой, т. е. дыха-нием, оказывает влияние и движение луны. Дыхание оказывает прямое воздействие на движения человека. Дыхание управляет мышлением, равно как и прошлыми, настоящими и будущими со-бытиями в жизни. На протяжении суток дыхание осуществляется в течение часа преимущественно через правую ноздрю, затем — че-рез левую, таким образом, сменяясь 12 раз. Левая ноздря называет-ся ида, или чандра; правая — пингала, или сурья. По аналогии [с великими реками] ида называется Ганга, а пингала — Ямуна. По истечении каждого часа преимущественное дыхание через опреде-ленную ноздрю меняется. Во время перехода дыхания от иды к пингале или наоборот имеет место кратковременный поток в су-шумне. Это известно из учения, называемого шива свара йога. В первые три дня двух недель яркой луны, начиная с восхода солнца, воздух течет через левую ноздрю и затем поток меняется через каж-дый час. В следующие три дня ток идет через правую ноздрю в те-чение часа после восхода солнца. В течение двух недель темной лу-ны в первые три дня поток идет через правую ноздрю и т. д. Таким образом, мы имеем цикл, изменяющийся каждые три дня. Этот порядок может меняться в периоды ухудшения здоровья. С помо-щью свара йоги может быть предсказана болезнь.

Когда ток идет по пингале или солнечной нади, может выпол-

няться тяжелая работа. Легкую работу можно делать во время

* «Спинная луковица» (лат.) — верхняя часть спинного мозга, через которую

он

связан с головным мозгом. (Прим. пер.)

функционирования иды или лунной нади. Медитацию следует практиковать, когда поток идет через сушумну. Ноздри могут чере-доваться и путем определенной практики. Закрыв глаза и медити-руя на левую ноздрю, можно заставить поток течь через нее, но ус-пех зависит от глубины концентрации. Поток может проходить че-рез правую ноздрю, если лежать на левом боку, положив подушку под подмышку. Другой способ заставить поток идти через нужную ноздрю — заткнуть противоположную ноздрю ватой. Существует много других методов.

Дыхание в пранаяме следует выполнять очень медленно. Обна-ружено, что те, кто дышит медленно и глубоко, живут дольше. За-яц делает 18 дыханий в минуту и живет только 8 лет. Обезьяна ды-шит с периодичностью 32 раза в минуту и живет 10 лет. Собака жи-вет 12 лет, а лошадь — 25. Они делают соответственно 29 и 19 ды-ханий в минуту. Человек дышит с периодичностью 13 раз в минуту и должен жить 120 лет. Установлено, что змея, которая живет тыся-чу лет, делает только 8 дыханий __________в минуту, а черепаха дышит 5 цик-лов в минуту и живет три тысячи лет. Это показывает важность сдерживания дыхания.

Кумбхака, включенная в эту сутру, относится к внешнему типу.

В ней после речаки дыхание удерживается «вовне».


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.