Сутра 17: Определение сампраджнята самадхи — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Сутра 17: Определение сампраджнята самадхи

2019-08-07 219
Сутра 17: Определение сампраджнята самадхи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Vitarka vicha̱ra̱nanda̱smita̱nugama̱t samprajna̱tah

Vitarka — избирательность;

vicha̱ra — рассуждение;

a̱nanda — блаженство;

asmita̱ — чувство личности;

anugama̱t — соединением;

samprajna̱tah — самадхи с праджней.

Сампраджнята йога устанавливает соединение соответственно с

избирательностью, рассуждением _______________, блаженством и чувством лично-

Сти.

Самадхи есть цель йоги. Это ее позитивный аспект. Негативный аспект реализуется как читта вритти ниродха. Самадхи — очень важная тема, и, тем не менее, в этом вопросе существует множест-во заблуждений. Можно определить самадхи, указав, что это со-стояние, которое последователь достигает в точке сознания, ли-шенного своей сути. За пределами этого состояния не остается ни-какого сознания. Самадхи достигается на самом глубоком уровне осознания, где не функционирует даже чувство индивидуальности. Древние авторы описывали самадхи как более высокое состояние сознания, где не функционируют ментальные тела. В этом состоя-нии [оно] проявляется только [как] средство выражения атмана. Здесь для постижения не требуется какого-либо содержания или базиса.

Самадхи начинается только после того, как сознание станет свободным от физической сферы. Линия границы чувственного мира или майи заканчивается там, где начинается чистое менталь-ное сознание. Если вы в состоянии исключить физическое ощуще-ние, а также праническое осознание, но оставаться сознательным к ментальному состоянию, это есть начало самадхи. Это самадхи начинается, когда сознание уже погрузилось в маномайю кошу —ментальное тело, где нет и следа физического или пранического сознания. Здесь уместно упомянуть о трех сферах ума, называемых маномайя коша, вигьянамайя коша и анандамайя коша. Атман тоньше и чище всех [этих сфер]. Атман не есть сфера [проявле-ния], это чистое сознание. Всего существует пять сфер сознания. Три из них мы уже упомянули. Две другие — это анамайя коша, или плотное тело, и пранамайя коша — [праническое], более тон-кое тело, чем анамайя коша. Маномайя, вигьянамайя и ананда-майя следуют далее в порядке возрастания тонкости коши. Анан-дамайя коша есть тончайшая сфера сознания, в которой нет ниче-го кроме блаженства. Нет никакого физического содержания. За пределами этих пяти сфер сознания есть конечное сознание, изве-стное как пуруша. Самадхи достигается тогда, когда сознание идет глубже в более тонкие состояния и выходит за пределы сферы объ-ектов, побуждений, мыслей, инстинктов и, в конце концов, дости-гает границы сферы проявления сознания. В этом процессе созна-ние освобождает само себя от физической, пранической и других сфер. Все пять сфер находятся в переплетении с пракрити, но ког-да сознание достигает анандамайя коши, оно становится свобод-ным от уз пракрити.

Весь ряд самадхи классифицируется на две категории, называе-мые сабиджа — с семенем и нирбиджа — без семени. Сабиджа —это более низкое состояние, а нирбиджа — более тонкое. В сабид-жа имеется основа — содержание, центр или символ. В сабиджа са-мадхи ум фиксируется на некотором символе, грубом или тонком. В уме присутствует пратьяя, то есть содержание символа. Для фик-сирования ума начинающий должен использовать определенное основание. Существует четыре вида оснований, которым соответ-ствуют четыре вида самадхи. Понятие пратьяи чрезвычайно важно для понимания состояния самадхи. По поводу [роли] пратьяи в мире существует великое заблуждение. Некоторые люди считают, что [поддерживающие сознание] «идолы» необходимы, другие вы-сказываются против них, но обе эти точки зрения частичны и не-совершенны. В философии йоги говорится, что пратьяя зависит от трех гун, и соответственно существуют саттвическая, раджастиче-ская и тамастическая пратьяя. Таким образом, самадхи — это осо-бый ряд, в котором духовный последователь начинает с минималь-но [необходимой] пратьяи, минимальной опоры ума в виде объек-тов. Постепенно он идет глубже и глубже, и наступает время, ког-да он отбрасывает пратьяю. Даже последнее основание для созна-ния, необходимое чтобы опираться и пребывать на нем, отбрасы-вается, и ум становится свободным от пратьяи. В начале для меди-тации в качестве пратьяи используется джапа мантра или рупа (форма). Но даже она отбрасывается. Таким образом, в качестве пратьяи можно использовать чакру или лотос, звук, мудру прана-яму, запах, ощущение в муладхаре, свет в бхрумадхье или [образ] своего гуру. Но когда, в конце концов, пратьяя отбрасывается прочь посредством процесса утончения сознания, достигается со-стояние самадхи.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.