Эмоционально-волевые процессы. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмоционально-волевые процессы.

2019-08-01 253
Эмоционально-волевые процессы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воля - это сознательное регулирование человеком своего по­ведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внут­ренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Задачей воли является управление нашим поведением, созна­тельная саморегуляция нашей активности.

Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека.

К основным волевым качествам человека относятся: целеуст­ремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, а также энергичность, инициативность и испол­нительность.

Целеустремленность - это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть. Целеустремлен­ные люди ясно видят личные цели и не размениваются на мелочи.

Самообладание - это волевое качество, помогающее людям управлять своими мыслями, чувствами, действиями и поступка­ми. Люди, которым присуще самообладание, уравновешены и последовательны. Они обладают выдержкой и умеют выбирать уро­вень активности, соответствующий условиям и оправданный об­стоятельствами.

Самостоятельность проявляется в умении не поддаваться влия­нию различных факторов, которые могут отвлечь человека от дос­тижения поставленной цели. Самостоятельные люди действуют на основании своих взглядов и убеждений и критически оценивают советы и предложения других людей. Однако бывают случаи, когда негативизм (т.е. необоснованное стремление поступить наперекор кому-то) ошибочно оценивается как самостоятельность. Следует знать, что негативизм — это признак слабости, а не силы человека.

Решительность - это умение принимать своевремен­ные, обоснованные и твердые решения и претворять их в жизнь.

Настойчивость - это волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно дли­тельной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встре­чающимися на пути достижения целей. Настойчивые люди не ос­танавливаются перед неудачами.

Энергичность - это волевое качество, которое дает возмож­ность человеку действовать быстро и с большим напряжением фи­зических и духовных сил. Энергичные люди, как правило, при достижении целей не пасуют перед трудностями, а наоборот, мо­билизуют свою деятельность. Они всегда к чему-то стремятся, стро­ят планы и увлекают за собой других.

Инициативность основывается на наличии у человека множе­ства новых идей, планов. Благодаря инициативе человек действует творчески, способен начать любое дело. Поэтому инициативные люди чаще всего становятся лидерами, объединяя людей своими идеями, замыслами и предложениями.

Исполнительность - это волевое качество, направ­ленное на активное, старательное и систематическое исполнение принятых решений. Исполнительный человек стремится полнос­тью завершить начатое им или порученное ему дело.

 

Эмоции и чувства. Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции - более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях. Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость.

Чувства и эмоции - это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения придают эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

По силе влияния на деятельность человека эмоции подразделяют на стенические и астенические, которые различаются тем, что вызывают активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека.

Стенические (от греческого слова «стенос» - сила) эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение.

Астенические (от греч. «астенос» - слабость, бессилие) - уменьшают активность, энергию человека: это тоска, печаль, уныние, подавленность.

В зависимости от устойчивости, длительности и силы протекания выделяют несколько видов эмоциональных состояний: настроение, аффект, страсть, стресс.

Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние, которое может длиться очень долго - неделями, месяцами.

Аффекты - эмоциональные состояния, противоположные настроению как бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Это может быть сильный гнев, страх, радость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контролирует свои действия.

Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Великая страсть рождает великую энергию. Страсть не является просто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти. Поэтому так важно, на что страсть направляется.

Стресс (от англ. слова stress - напряжение) - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации.

 

3) Характер.

«Характер» - слово древнегреческого происхождения и в пе­реводе означает чеканка, печать, особенность. Неповторимое, индивидуальное сочетание или совокупность особенностей лич­ности представляет собой характер.

Характер не наследуется ине является постоянным; в течение жизни черты характера могут изменяться и иногда значительно, но эти перемены происходят медленно. Характер формируется иразвивается под влиянием окружающей среды, жизненного опы­та, воспитания.

Черт характера (или качеств личности) много, но они подраз­деляются на несколько групп, которые тесно связаны между со­бой, влияют друг на друга и являются отражением человека к разным сторонам жизни. Характер человека проявляется в следу­ющих чертах:

1. Отношение человека к другим людям: родным, коллегам, зна­комым, малознакомым и т.п. Это прежде всего общительность, которая может быть широкой и поверхностной, или противопо­ложная ей черта — замкнутость, которая проявляется в безразлич­ном отношении к людям или является результатом внутренней со­средоточенности. В эту же группу входят откровенность и противо­положная ей скрытность, а также чуткость, тактичность, справед­ливость, вежливость или грубость, черствость, лицемерие.

2. Отношение человека к самому себе. Сюда входят чувство соб­ственного достоинства или неуверенность в своих силах; застенчивость, эгоцентризм (склонность постоянно быть в центре вни­мания со своими переживаниями), эгоизм (забота о своем лич­ном благе).

3. Отношение человека к миру вещей, т. е. отношение к обще­ственной собственности, а также аккуратное или небрежное об­ращение со своими вещами, одеждой, книгами и т.п.

4. Отношение человека к делу, к своему труду. К этой группе относятся инициативность, трудолюбие, ответственность за по­рученное дело и исполнительность или лень, легкомысленное и формальное отношение к деятельности. По отношению к труду характеры подразделяются на деятельностные (активность, настой­чивость, целеустремленность) и бездеятельные (пассивность, со­зерцательность).

Особое место в характере человека занимают волевые черты, воля. Жизнь и деятельность требуют от человека большой активно­сти и напряжения физических и духовных сил. Каждый, кто имеет конкретные цели в жизни и прикладывает усилия для их достиже­ния, должен обладать необходимыми волевыми качествами.

 

Темперамент.

Понятие «темперамент» происходит от латинского слова «temperamentum», означающее смесь, надлежащее соотношение частей. Под темпераментом понимают динамическую характеристику психической деятельности человека. Темперамент мало подвержен измене­ниям под влиянием среды и воспитания, так как является врож­денным качеством личности. Темперамент представляет собой индивидуальную особенность личности, он ярко характеризует поведение человека, его деятельность и общение с другими людь­ми.

Типы темпераментов:

  Холерический тип темперамента (холерик). Представляет собой сильный, неуравновешенный и подвижный тип темперамента, отличающийся большой жизненной энергией, активностью, ра­ботоспособностью.

  Сангвинический тип темперамента (сангвиник). Является сильным, уравновешенным и активным типом темперамента. Сангвиник жиз­нерадостен, в работе продуктивен (но лишь при условии множе­ства интересных дел), энергичен и бодр. Способен выполнять от­ветственные поручения и склонен к решению тактических задач.

  Меланхолический тип темперамента (меланхолик). Меланхо­лик - это человек со слабым типом нервной деятельности, для которого характерно быстрое падение работоспособности и по­требность в длительном отдыхе. В привычной обстановке он рабо­тает продуктивно и чувствует себя уверенно, выполняя при этом все предписанные инструкции.

  Флегматический тип темперамента (флегматик). Является силь­ным, уравновешенным и пассивным типом темперамента. Флег­матик работоспособен, отличается деловитостью и вдумчивостью; это настойчивый и упорный работник, не склонный к частой смене деятельности и не любящий мелких поручений.

 

Способности.

Способности - это индивидуально-психологические особенно­сти личности, которые проявляются в конкретной сфере и явля­ются условием успешной работы в ней.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и проч­ность овладения знаниями, умениями и навыками, которые, в свою очередь, содействуют дальнейшему развитию способностей. Способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, на­сколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. Более того, качество выполнения деятельности, успешность, уровень достижений зависят от способностей.

Как известно, ребенок рождается не с готовыми способностя­ми, а с их задатками, т.е. такими особенностями строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве при­родных предпосылок развития способностей. При этом задатки могут быть многозначны, т.е. на основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности, причем в нескольких областях одновременно, а может, наоборот, ничего не развиться. Различаются следующие виды способностей.

Общие способности необходимы для достижения успеха в лю­бом виде деятельности; к ним относятся уровень общего интел­лектуального развития, устойчивость внимания, волевой само­контроль, трудоспособность и др.

Специальные способности необходимы для достижения высо­ких результатов в определенных, специфических видах деятель­ности, например, математические, художественные, организатор­ские и другие относятся к специальным способностям. Общие и специальные способности связаны, они дополняют и обогащают друг друга.

Задание 2 предполагает выбор нескольких верных ответов

Методы педагогического исследования:

 - методы эмпирического познания педагогических явлений (наблюдение, анкетирование, эксперимент) - глава 6, §4, стр. 96-98;

- методы теоретического исследования (теоретический анализ, индуктивные методы, дедуктивные методы) - глава 6, §4, стр. 98-99;

- математические методы, применяемые в педагогике (регистрация, ранжировани е, шкалирование) - глава 6, §4, стр. 99-100.

Уровни самообразовательной деятельности учителя (компенсация пробелов базового педагогического образования; адаптация, предполагающая достижение определенного уровня профессиональной культуры; развитие творческих возможностей) - глава 4, §4, стр. 61 

Нормативные документы, регламентирующие содержание образования (Федеральные государственные образовательные стандарты, учебные планы, учебные программы, учебная литература) - глава 10, §4, стр. 171-179

Методы и средства обучения – глава 11, стр. 186

- традиционные методы обучения, применяемые на занятиях художественно-творческих дисциплин (объяснение, демонстрация, иллюстрация, практическая работа) - глава 11, §3, стр. 197-204

- инновационные методы обучения, применяемые на занятиях художественно-творческих дисциплин (игровое проектирование; метод свободных ассоциаций – поиск новых ассоциаций, способствующих продуктивному решению задачи; метод инверсии – поиск идей решения творческой задачи в новых неожиданных направлениях) - глава 11, §4, стр. 205-215

Формы организации обучения – глава 12, стр. 219

а) формы организации обучения, применяемые на занятиях художественно-творческих дисциплин (индивидуальное обучение, индивидуально-групповое обучение, классно-урочная система обучения) - глава 12, §1, стр. 219-225

           б) классификация современных форм обучения - глава 12, §2, стр. 225-228

- формы организации обучения по количеству учащихся, участвующих в процессе обучения (индивидуальная, групповая, парная)

- формы организации обучения по его доминирующей цели (вводное занятие, практическое занятие, комбинированное занятие, занятие по контролю знаний умений и навыков)

в) типы уроков (урок освоения новых знаний/ознакомление с новым материалом; урок выработки и закрепления умений и навыков; обобщающий урок, контрольно-проверочный урок; комбинированный урок) - глава 12, §3, стр. 230 (лучше см. конспекты по методике)

Задачи урока – методрекомендации (шпаргалки) к составлению паспорта урока

- задачи урока, направленные на формирование и развитие личности учащихся (развивающая задача - формирование рациональных приемов мышления учащихся, развитие различных видов мыслительной деятельности учащихся, развитие у учащихся психических познавательных процессов, развитие профессионально-важных качеств)

- задачи урока, направленные на формирование и развитие личности учащихся (воспитательная задача - формирование профессионального интереса, воспитание морально–нравственных качеств учащихся, воспитание ответственности, добросовестности, трудовой дисциплины)

           Общие методы воспитания – глава 15, стр. 308

- методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера) – глава 15, §2, стр. 311-316

- методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения личности (метод приучения, метод упражнения, метод педагогического требования) – глава 15, §3, стр. 316-319

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (метод соревнования, метод поощрения, метод наказания) – глава 15, §4, стр. 320-323

 

 

Задание 3 на дополнение таблиц недостающей информацией

Таблица 1. стр. 57

Процесс профессионального самовоспитания педагога

     

 

Таблица 2.

стр. 61

Уровни самообразовательной деятельности педагога

     

 

Таблица 3.

стр. 65

Уровни реализации теоретической функции педагогики

     

 

Таблица 4.

стр. 65

Уровни реализации технологической функции педагогики

     

Таблица 5.

стр. 80

Разделы общей педагогики

       

 

Таблица 6.

стр. 106-107

Структурные компоненты педагогического процесса

       

 

Таблица 7.

стр. 124-126

Этапы управления процессом преподавания

       

 

Таблица 8.

стр.127

Мотивы учебной деятельности

     

 

Таблица 9.

стр. 130-132

Структура процесса усвоения знаний

     

 

Таблица 10.

стр. 144-146

Принципы обучения, связанные с содержанием образования

       

Таблица 11.

стр. 232-235

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

       

 

Таблица 12.

стр. 233

Организационные требования к современному уроку

     

 

Таблица 13.

стр. 233

Дидактические требования к уроку

       

 

Таблица 14. стр. 234

Этапы подготовки к уроку

     

 

Таблица 15.

стр. 244-245

Функции диагностики качества обучения

         

 

 

Таблица 16.

стр. 274-275

Основные компоненты базовой культуры личности

     

 

 

Таблица 17.

стр. 311

Методы формирования сознания личности

             

 

Таблица 18.

стр. 316-319

Методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения личности

     

Таблица 19.

стр. 320-322

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности

       

Таблица 20.

стр. 332

Воспитательные функции коллектива

     

 

Таблица 21.

стр. 421

Компоненты управленческой культуры руководителя образовательного учреждения

     

 

Таблица 22.

стр. 426-427

Виды педагогического анализа

     

 

Таблица 23. стр. 428

Виды анализа урока

     

 

 
Таблица 24. стр. 431

Требования к планированию работы образовательного учреждения

       

 

 
Таблица 25. стр. 432

Виды планов работы образовательного учреждения

     

 

 
Таблица 26. стр. 440

Требования к организации контроля в образовательном учреждении

       

 

Таблица 27. стр. 454

Функции социально-психологического климата педагогического коллектива

       

 

 
Таблица 29. стр. 456

Способы воздействия отдельного человека на коллектив и его социально-психологический климат

     

 

Таблица 28. стр. 457

Основные группы конфликтов в педагогическом коллективе

     

 

Таблица 30. стр. 472-473

Критерии педагогических инноваций

       

 

Задание 4 на раскрытие содержания понятия (термина)         

               

Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов обучения и воспитания, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач – глава 5, §3, стр. 75

           Стандарт образования – система основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала – глава 10, §4, стр. 171

           Учебный предмет – это система дидактически обработанных научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их познавательными возможностями – глава 10, §4, стр. 175-176

           Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение – глава 10, §4, стр. 177

           Дидактические средства обучения – это материальные или идеальные объекты, которые используются в обучении как источники получения знаний и формирования умений и навыков – глава 11,§6, стр. 215

           Форма организации обучения – это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся – глава 12, §1, стр. 219

           Базовая культура личности – достижение личностью гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, а также личностный и психологический комфорт – глава 14, §1, стр. 274

           Профессиональная ориентация – система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении – глава 14, §5, стр. 296

           Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия педагога и обучающихся с целью решения образовательно-воспитательных задач – глава 15, §1, стр. 308

Детское общественное объединение – самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе, по инициативам, желанию его участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности и нужды детей – глава 17, §4, стр. 367

Детская общественная организация – это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами – глава 17, §4, стр. 367

           Управление – деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации – глава 19, §2, стр. 405

Управление внутри образовательной организации – целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата – глава 19, §2, стр. 406

Управленческая культура руководителя образовательной организации представляет собой меру и способ творческой реализации личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении организацией – глава 20, §1, стр. 421

           Инновация в педагогическом процессе – это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося – глава 22, §1, стр. 468.

Инновационная среда – определенная морально-психологическая обстановка, подкреплённая комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс – глава 22, §3, стр. 474

Задание 5 на установление соответствия           

Структура педагогической деятельности – глава 2, §3, стр. 28. Компоненты педагогической деятельности:

- конструктивная деятельность включает в себя содержательное построение образовательного процесса, планирование действий его участников и проектирование учебно-материальной базы;

- организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности;

- коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками и их родителями, коллегами, представителями общественности;

- гностическая деятельности связана с умениями приобретать новые знания, анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, структурировать, оценивать изучаемые явления, их связи и отношения.

 

Структурные компоненты обучения – глава 8, §1, стр. 118-120

- целевой компонент объединяет совокупность целей обучения, заданных социальным заказом и ориентированных на развитие гармоничной личности обучаемых;

- личностный компонент объединяет субъектов обучения: уровень педагогического мастерства препо­давателя и познавательные возможности, уровень готовности к обучению и мотивацию учащихся;

- мотивационный компонент оперирует тем, что овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходят в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности, которая успешно осуществляется только при наличии познавательной мотивации;

- содержательный компонент отражает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения;

- деятельностно-операционный компонент предполагает реализацию целей и задач обучения посредством организации обучающего взаимодей­ствия с помощью определенных методов, приемов, технологий;

- оценочно-результативный компонент необходим в силу того, что оценка учителем качества знаний, умений и навыков учащихся, побуждение их к самооценке результатов собственной деятельности выступают важнейшими его стимулами.

 

Принципы обучения, связанные с содержанием образования - глава 9, §3, стр. 144-147

- принцип гражданственности предполагает гуманистическую направленность содержания образования и направлен на формирование в личности гражданского самосознания;

- принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией;

- принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе;

- принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательной теоретической и практической подготовки обучающихся, связи обучения с жизнью.

 

Принципы обучения, связанные с организацией образовательного процесса - глава 9, §4, стр. 147-157

- принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного;

- принцип единства группового и индивидуального обучения направлен на оптимальное сочетание становления личности в процессе взаимодействия с другими людьми и своего стремления к обособлению путем индивидуального обучения;

- принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых предполагает соответствие содержания, форм и методов образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям личности;

- принцип сознательности и творческой активности обучаемых способствует применению различных форм самоуправления в образовательном процессе;

- принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности требует учета в организации обучения реальных возможностей обучаемых;

- принцип наглядности основан на закономерности процесса познания от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному;

- принцип продуктивности и надежности обучения обязывает преподавателя осуществлять выбор форм и методов обучения в соответствии с его целями, совершенствовать их в интересах гарантированного достижения цели;

- принцип оптимальности предполагает сочетание различных методов, средств и форм организации учебного процесса, а также создание необходимых учебно-материальных, гигиенических, эстетических и других условий.

 

Содержание образования как основа базовой культуры личности – глава 10, стр. 159

а) Принципы структурирования содержания образования – гл. 10, §1, стр. 162-163

- принцип двойного вхождения базисных компонентов содержания образования в систему направлен на взаимодействие всех компонентов содержания образования: совершенствование опыта личности, развитие ее типологических свойств, формирование механизмов психики;

- принцип функциональной полноты содержания образования вытекает из необходимости эффективного функционирования педагогической системы при функционально полном взаимодействии всех ее существенно значимых подсистем;

- принцип дифференциации и интеграции компонентов содержания образования проявляется, с одной стороны, в дроблении учебных дисциплин, а с другой – в объединении в рамках учебного предмета знаний из смежных областей;

- принцип преемственности содержания уровней образования означает согласованность содержания уровней образования: начального, основного и общего образования, профессионального образования.

б) Компоненты содержания образования – гл. 10, §2, стр. 164-167

- когнитивный опыт личности включает в себя систему знаний об окружающей действительности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании личности научной картины мира;

- опыт осуществления способов деятельности включает в себя усвоение опыта применения знаний в конкретных видах деятельности: познавательной, трудовой, художественной, коммуникативной и др;

- опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность личности к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности;

- опыт отношений личности рассматривается как система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений и предполагает оценочное отношение личности к миру, деятельности, людям.

               

           Закономерности и принципы гуманистического воспитания – глава 13

           а) Гуманистические метапринципы воспитания - гл. 13, §5, стр. 264-267

- принцип непрерывного общего и профессионального развития личности направлен на гармоничное развитие личности, имеющей возможность овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой;

- природосообразность воспитания исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека;

- принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на ощечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этической и региональной культур;

- профессионально-этическая взаимоответсвенность обусловлен закономерностью, согласно которой готовность личности принять на себя заботу о будущем общества предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм этики;

- деятельностный подход предполагает разнообразие и продуктивность значимой для личности деятельности, которая позволяет эффективно овладеть ею общечеловеческой и профессиональной культурой;

- личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей;

- персонализация педагогического взаимодействия требует адекватного включения в воспитательный процесс личностного опыта, основанного на чувствах, переживаниях, эмоциях, и отказа от ролевых масок;

- полисубъектный (диалогический) подход обусловлен тем, что только в условиях равноправного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности;

- индивидуально-творческий подход предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности личности, а также организацию самодвижения к конечному результату.

                       

б) Частные принципы организации воспитательной работы – гл. 13, §5, стр. 268-272

- принцип воспитания детей в коллективе (предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации процесса воспитания);

- принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой (направлен на активное включение воспитанников в общественно полезную деятельность как в образовательной организации, так и за ее пределами);

- принцип соединения воспитания с трудом на общую пользу (основан на вовлечении воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности);

- принцип эстетизации детской жизни (позволяет развить у воспитанников художественно-эстетический вкус и познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов);

- принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников (направлен на формирование у детей активности, самостоятельности и инициативы);

- принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему (вытекает из сущности гуманистического воспитания: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему);

- принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности (наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А.С.Макаренко: к челове


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.193 с.