Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога – стр. 23. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога – стр. 23.

2019-08-01 515
Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога – стр. 23. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МДК 02.02 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

 

Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 496 с.

Задание 1 предполагает выбор верного ответа и включает в себя пять вопросов, ориентированных на определение у студентов знаний персоналий педагогической науки, особенностей педагогической профессии, категориального аппарата (системы понятий) педагогики.

Персоналии педагогической науки

Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии - §§1,2, стр. 6-16.

Адольф Дистервег:

- педагог-гуманист, выдвигавший общечеловеческую цель воспитания «служение истине, добру и красоте», в реализации которой отводил особую роль учителю как живому поучительному примеру для ученика.

Антон Семенович Макаренко:

- светский педагог, методики трудового воспитания в детском коллективе, изучавший проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье;

- педагог-новатор, противопоставивший командно-административным методам управления в образовании гуманистическую по своей сути и оптимистическую по духу педагогику, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека.

Василий Александрович Сухомлинский:

- советский педагог, сторонник гуманистического воспитания педагогические труды и практическая деятельность которого основаны на вере в возможности ребенка во имя его счастья, видевший первоочередную задачу образования в том, чтобы открыть в каждом человеке творца и поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда;

Иоганн Генрих Песталоцци:

- швейцарский педагог, автор теории элементарного природосообразного воспитания и обучения, пытавшийся сделать детство школой радости и творческого труда; положил начало теории начального обучения, в которой связал педагогику с психологией, а обучение - с воспитанием и развитием.

Константин Дмитриевич Ушинский:

- основоположник научной педагогики в России, демократизации народного образования и идеи народности воспитания, «отцом русских учителей».

Лев Николаевич Толстой:

- великий русский педагог, видевший в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало и считавший свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания является.

Ян Амос Коменский:

- педагог-гуманист с именем которого в систему образования вошли такие понятия как «урок», «класс», «каникулы», «обучение»; первый разработчик педагогики как самостоятельной отрасли теоретического знания.

Глава 16. Коллектив как объект и субъект воспитания - §1, стр. 327-328.

Надежда Константиновна Крупская:

- советский педагог, рассматривавший коллектив как среду развития ребенка и придававший большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности.

Станислав Теофилович Шацкий:

- русский и советский педагог, воплотивший теорию коллективистского воспитания в практическом опыте школ-коммун.

Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога – стр. 23.

Педагог как субъект педагогической деятельности – глава 2, §4, стр. 29 (носитель сознания и самосознания, характеризующийся способностью к саморегуляции и самореализации соответственно своим замыслам и намерениям)

Профессионально обусловленные требования к личности педагога - глава 2, §5, стр. 31-35;

- педагогический такт – это принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми;

Познавательная направленность личности педагога – глава 2, §5, стр. 34 (духовные потребности и интересы)

Глава 9. Закономерности и принципы обучения – стр. 141.

Закономерности обучения (глава 9, §1, стр. 141) – объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными компонентами, частями процесса обучения

Принципы обучения (глава 9, §2, стр. 142) – дидактические положения, отражающие протекание закономерностей процесса обучения.

Принципы обучения – глава 9, §2, стр.142 (Принципы обучения – это дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности)

Взаимосвязь между отдельными предметами – это межпредметная связь.

 

Раздел 5. Психолого-педагогические аспекты творческого процесса.

Предмет, объект психологии.

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Предметомпсихологии является изучение законов психической деятельности человека.

Однако психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Следовательно, объектом психологии являются не только люди. В ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

 

Методы психологии (учебник стр. 33 – 51) – это способы, посредством которых изучается предмет ее науки.

№ п/п Название метода Характеристика метода
1 Наблюдение Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая и фиксируя (с помощью обычной записи или любых технических средств) особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристики в реальном поведении. Другой задачей наблюдения является выделение особенностей поведения и деятельности, психических проявлений, которые еще не нашли удовлетворительного описания в науке.
2 Эксперимент Лабораторный эксперимент проводится в помещении, специально приспособленном для точного проведения опыта, контроля всех воздействий на испытуемого и регистрации его ответов и действий. Естественный эксперимент предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных, привычных для испытуемых условиях. Констатирующий эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека. Формирующий эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.
3 Психодиагности-ческие методы Психологические тесты (от англ. /fert- испытание) - стандартизированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оценка, условия проведения строго регламентированы и единообразны, унифицированы. Их результаты ни в коей мере не должны зависеть от того, кто проводит тест и обрабатывает результаты.
4 Метод анализа продуктов деятельности  Анализ написанных текстов (например, школьных сочинений), рисунков, других изделий. Часто используется совместно с другими методами, наблюдением, беседой, экспериментом, тестом.
5 Анкетирование Опросники, не имеющие жестких, стандартизированных критериев и соответственно стандартных схем интерпретации. Анкеты предназначены, как правило, для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу и т.п.
6 Беседа или интервью Как основной метод исследования или психодиагностики беседа может быть стандартизированной, т.е. состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке, и свободной.
  Методы консуль-тационной, разви-вающей и психо-коррекционной работы Консультационные психологические методы - это прежде всего различные формы бесед, способы ведения разговора психолога с консультируемым. Консультации могут касаться как профессиональных, личностных проблем самого консультируемого, так и особенностей его взаимодействия с другими людьми. Развивающие психологические мето ды - приемы работы психолога, направленные на формирование способностей, возможностей, интересов в соответствии с представлениями о некоторой «правильной» модели развития. Психокоррекционные методы - это средства и способы работы психолога, направленные на исправление недостатков в развитии тех или иных психологических характеристик человека.

Сущность и функции психики.

Психика - это особая форма отражения действительности, возникающая на определенной ступени биологической эволюции; продукт мозга, субъективный образ реального мира.

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями, т.е. в процессе специфического вида человеческой активности, называющейся деятельностью.

Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных(Homosapiens - человек разумный). Человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием. Сознание - это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом.

Особая форма сознания - самосознание позволяет человеку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.

Структура сознания (учебник стр. 85)

В структуре индивидуального сознания выделяют три его составляющих - чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.

Чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту.

Значения - это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий смысл. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом.

Познавательные процессы

Ощущения - деятельность специальных нервных аппаратов, приводящих к созданию образов предметов и явлений, отражающих отдельные их свойства.

Виды ощущений:

Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета, которые возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы.

Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды.

Обонятельные ощущения, т.е. способность чувствовать запахи.

Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба.

Кожные ощущения бывают тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода).

Двигательные (или кинестезические) ощущения - это ощущения движения и положения частей тела.

Органические ощущения рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы.

Осязательные ощущения - это сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.

Ощущения равновесия отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве.

Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме.

 

Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Виды восприятия. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетание различных видов восприятия. К ним относятся, например, восприятие пространства и восприятие времени.

Воспринимая пространство, т.е. удаленность предметов от нас и друг от друга, их форму и величину, человек основывается как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных.

Под восприятием времени понимается процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире.

Свойства восприятия: избирательность, апперцепция, иллюзия.

Избирательность восприятия (То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют объектом (предметом) восприятия, а все остальное фоном).

Апперцепция - это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия.

Иллюзии восприятия – обман органов чувств.

Наблюдение - это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления - сравнением, различением, анализом. Наблюдением называют целенаправленное, планомерное восприятие объектов и явлений, в познании которых мы заинтересованы. Наблюдать - значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться.

Наблюдательность - это свойство личности, умение наблюдать и подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов, явлений, людей. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека, так как совершенствуется в процессе систематических занятий избранным делом.

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Оно связано с отбором существенных для деятельности объектов. Объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.

Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и

весьма часто, приходится делать над собой усилие - оторваться от интересной книги или другого интересного занятия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе определенную цель и прилагает усилия, старания для ее достижения.

Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроизволъное внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней.

 

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо - значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации.   Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.

Все виды памяти можно условно разделить на три группы:

1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память;

2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память. Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия.

Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий.

3) как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.

Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

Выделяют еще оперативную память, под которой понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности.

Основные процессы памяти - запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание.

Запоминание – это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство.

Однако любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель - запомнить материал.

Запоминание бывает механическим и смысловым.

Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций.

Смысловое запоминани е связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Воспроизведение - существеннейший компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).

Узнавание - самая простая форма воспроизведения; это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.

Воспроизведение - более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы говорим: «Мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассоциацией.

При преднамеренном воспроизведении мы говорим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью.

Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании. Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Сохранение и забывание - это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

 

Воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Выделяют несколько техник воображения: комбинирование, агглютинация, акцентирование.

Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Частный случай комбинирования - агглютинация - способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет.

Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий). Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

а) утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;

б) преувеличение или приуменьшение ( Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч);

в) типизация - обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Это наиболее сложный путь создания образа творческого воображения.

Мышление - процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.

Выделят две основные формы мышления – суждения и умозаключения.

Суждение - это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями, между теми или иными признаками их. Иные словами, суждение - это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается. Например, суждение «После молнии гремит гром» утверждает наличие определенной связи во времени между двумя явлениями в природе.

Умозаключение - форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.

Виды мышления:

Предметно–действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями на предмете. Этот вид мышления наиболее характерен для детей до 3 лет. Ребёнок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая на части свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребёнок не ставит ещё перед собой цели и не планирует своих действий. Ребёнок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления ещё называют ручным.

Наглядно–образное мышление – вид мышления, который опирается на восприятие или представления, связано с оперированием образами. Оно позволяет анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах.

Для словесно-логического мышления - характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. Благодаря словесно - логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

 

Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека.

К основным волевым качествам человека относятся: целеуст­ремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, а также энергичность, инициативность и испол­нительность.

Целеустремленность - это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть. Целеустремлен­ные люди ясно видят личные цели и не размениваются на мелочи.

Самообладание - это волевое качество, помогающее людям управлять своими мыслями, чувствами, действиями и поступка­ми. Люди, которым присуще самообладание, уравновешены и последовательны. Они обладают выдержкой и умеют выбирать уро­вень активности, соответствующий условиям и оправданный об­стоятельствами.

Самостоятельность проявляется в умении не поддаваться влия­нию различных факторов, которые могут отвлечь человека от дос­тижения поставленной цели. Самостоятельные люди действуют на основании своих взглядов и убеждений и критически оценивают советы и предложения других людей. Однако бывают случаи, когда негативизм (т.е. необоснованное стремление поступить наперекор кому-то) ошибочно оценивается как самостоятельность. Следует знать, что негативизм — это признак слабости, а не силы человека.

Решительность - это умение принимать своевремен­ные, обоснованные и твердые решения и претворять их в жизнь.

Настойчивость - это волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно дли­тельной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встре­чающимися на пути достижения целей. Настойчивые люди не ос­танавливаются перед неудачами.

Энергичность - это волевое качество, которое дает возмож­ность человеку действовать быстро и с большим напряжением фи­зических и духовных сил. Энергичные люди, как правило, при достижении целей не пасуют перед трудностями, а наоборот, мо­билизуют свою деятельность. Они всегда к чему-то стремятся, стро­ят планы и увлекают за собой других.

Инициативность основывается на наличии у человека множе­ства новых идей, планов. Благодаря инициативе человек действует творчески, способен начать любое дело. Поэтому инициативные люди чаще всего становятся лидерами, объединяя людей своими идеями, замыслами и предложениями.

Исполнительность - это волевое качество, направ­ленное на активное, старательное и систематическое исполнение принятых решений. Исполнительный человек стремится полнос­тью завершить начатое им или порученное ему дело.

 

Эмоции и чувства. Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции - более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях. Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость.

Чувства и эмоции - это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения придают эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

По силе влияния на деятельность человека эмоции подразделяют на стенические и астенические, которые различаются тем, что вызывают активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека.

Стенические (от греческого слова «стенос» - сила) эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение.

Астенические (от греч. «астенос» - слабость, бессилие) - уменьшают активность, энергию человека: это тоска, печаль, уныние, подавленность.

В зависимости от устойчивости, длительности и силы протекания выделяют несколько видов эмоциональных состояний: настроение, аффект, страсть, стресс.

Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние, которое может длиться очень долго - неделями, месяцами.

Аффекты - эмоциональные состояния, противоположные настроению как бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Это может быть сильный гнев, страх, радость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контролирует свои действия.

Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Великая страсть рождает великую энергию. Страсть не является просто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти. Поэтому так важно, на что страсть направляется.

Стресс (от англ. слова stress - напряжение) - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации.

 

3) Характер.

«Характер» - слово древнегреческого происхождения и в пе­реводе означает чеканка, печать, особенность. Неповторимое, индивидуальное сочетание или совокупность особенностей лич­ности представляет собой характер.

Характер не наследуется ине является постоянным; в течение жизни черты характера могут изменяться и иногда значительно, но эти перемены происходят медленно. Характер формируется иразвивается под влиянием окружающей среды, жизненного опы­та, воспитания.

Черт характера (или качеств личности) много, но они подраз­деляются на несколько групп, которые тесно связаны между со­бой, влияют друг на друга и являются отражением человека к разным сторонам жизни. Характер человека проявляется в следу­ющих чертах:

1. Отношение человека к другим людям: родным, коллегам, зна­комым, малознакомым и т.п. Это прежде всего общительность, которая может быть широкой и поверхностной, или противопо­ложная ей черта — замкнутость, которая проявляется в безразлич­ном отношении к людям или является результатом внутренней со­средоточенности. В эту же группу входят откровенность и противо­положная ей скрытность, а также чуткость, тактичность, справед­ливость, вежливость или грубость, черствость, лицемерие.

2. Отношение человека к самому себе. Сюда входят чувство соб­ственного достоинства или неуверенность в своих силах; застенчивость, эгоцентризм (склонность постоянно быть в центре вни­мания со своими переживаниями), эгоизм (забота о своем лич­ном благе).

3. Отношение человека к миру вещей, т. е. отношение к обще­ственной собственности, а также аккуратное или небрежное об­ращение со своими вещами, одеждой, книгами и т.п.

4. Отношение человека к делу, к своему труду. К этой группе относятся инициативность, трудолюбие, ответственность за по­рученное дело и исполнительность или лень, легкомысленное и формальное отношение к деятельности. По отношению к труду характеры подразделяются на деятельностные (активность, настой­чивость, целеустремленность) и бездеятельные (пассивность, со­зерцательность).

Особое место в характере человека занимают волевые черты, воля. Жизнь и деятельность требуют от человека большой активно­сти и напряжения физических и духовных сил. Каждый, кто имеет конкретные цели в жизни и прикладывает усилия для их достиже­ния, должен обладать необходимыми волевыми качествами.

 

Темперамент.

Понятие «темперамент» происходит от латинского слова «temperamentum», означающее смесь, надлежащее соотношение частей. Под темпераментом понимают динамическую характеристику психической деятельности человека. Темперамент мало подвержен измене­ниям под влиянием среды и воспитания, так как является врож­денным качеством личности. Темперамент представляет собой индивидуальную особенность личности, он ярко характеризует поведение человека, его деятельность и общение с другими людь­ми.

Типы темпераментов:

  Холерический тип темперамента (холерик). Представляет собой сильный, неуравновешенный и подвижный тип темперамента, отличающийся большой жизненной энергией, активностью, ра­ботоспособностью.

  Сангвинический тип темперамента (сангвиник). Является сильным, уравновешенным и активным типом темперамента. Сангвиник жиз­нерадостен, в работе продуктивен (но лишь при условии множе­ства интересных дел), энергичен и бодр. Способен выполнять от­ветственные поручения и склонен к решению тактических задач.

  Меланхолический тип темперамента (меланхолик). Меланхо­лик - это человек со слабым типом нервной деятельности, для которого характерно быстрое падение работоспособности и по­требность в длительном отдыхе. В привычной обстановке он рабо­тает продуктивно и чувствует себя уверенно, выполняя при этом все предписанные инструкции.

  Флегматический тип темперамента (флегматик). Является силь­ным, уравновешенным и пассивным типом темперамента. Флег­матик работоспособен, отличается деловитостью и вдумчивостью; это настойчивый и упорный работник, не склонный к частой смене деятельности и не любящий мелких поручений.

 

Способности.

Способности - это индивидуально-психологические особенно­сти личности, которые проявляются в конкретной сфере и явля­ются условием успешной работы в ней.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и проч­ность овладения знаниями, умениями и навыками, которые, в свою очередь, содействуют дальнейшему развитию способностей. Способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, на­сколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. Более того, качество выполнения деятельности, успешность, уровень достижений зависят от способностей.

Как известно, ребенок рождается не с готовыми способностя­ми, а с их задатками, т.е. такими особенностями строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве при­родных предпосылок развития способностей. При этом задатки могут быть многозначны, т.е. на основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности, причем в нескольких областях одновременно, а может, наоборот, ничего не развиться. Различаются следующие виды способностей.

Общие способности необходимы для достижения успеха в лю­бом виде деятельности; к ним относятся уровень общего интел­лектуального развития, устойчивость внимания, волевой само­контроль, трудоспособность и др.

Специальные способности необходимы для достижения высо­ких результатов в определенных, специфических видах деятель


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.