Диагноз и прогноз этой болезни — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Диагноз и прогноз этой болезни

2019-08-03 124
Диагноз и прогноз этой болезни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эта болезнь у нас прививная. Она состоит в том, что недоразвитые клеточки, преимущественно в мозгу, получают преобладание над наиболее развитыми клеточками и убивают их. Такая болезнь служит выражением крайнего упадка умственного и нравственного. Если принять во внимание (а не принять нельзя), что задача, цель человека как разумного существа — расширение знания, превращение всякого дела в исследование, то обращение воспитательного, образовательного периода в политическую игру, которая и сама в себе представляет искажение истинного дела человеческого, будет утратою человеческим родом его родового свойства, следовательно, такую болезнь надо причислить <к> смертельным. Преобладание недоразвитого, недоучек, над более развитым для разумного существа, преобладание сыновнего над отеческим для нравственного существа, конечно ведут к смерти рода.

ЦЕНА ЖИЗНИ? 113

Какая же Цена Жизни? Ниже ли она всякой стоимости? Или выше всякой стоимости? Жизнь, обращающаяся в прах; вся вселенная — также прах, ибо она вся состоит из бесконечно малых молекул и атомов, на которые разлагается всякое живое существо. Цена жизни как праху, конечно, ниже всякой стоимости, т. е. = 0. Но жизнь, обратившаяся в прах и воссозданная из праха самими сынами его (праха), из разрушителей ставших созидателями, как вселенная, созданная Богом из ничего, уже бесконечно выше всякой стоимости.

«Недоучившиеся», равнозначущее «учащимся», — как они сами себя, по крайней наивности, называют, чем и обращают свое воззвание в глупую шутку пред всеми, кроме одного профессора, который усмотрел в этой нелепой шутке великое политическое дело, забывая, что от великого даже до смешного один шаг, — эти недоросли, сами того, конечно, не сознавая, призывают к разрушению, требуя прежде всего для несовершеннолетних неприкосновенности личности (то есть для «Homo homini lupus»114), требуя свободы для публичной брани, именующей себя печатью. Затем требуют свободы совести для обожания всего, что есть на земле, в воде и т. д.*, требуют свободы всем несовершеннолетним, представители коих призывают к ответственности все власти, не признавая своей ответственности ни пред кем; требуют простора для борьбы и разрушения, в одиночку и в союзе с другими шайками. Они, променявшие учение на агитацию, требуют права учения для всех и особенно для женщин (что, конечно, и нужно!), чем сами они не хотят пользоваться (предоставленными им учебными заведениями и учеными учреждениями). Для таких-то несовершеннолетних, по неведению разрушающих жизнь свою и других, и нужно чрез учение, чрез познание ценности жизни соединяться для возвращения жизни.

* * *

Юбилей революции!** 115 Какой смысл имеют эти два слова, поставленные рядом? Поминки разрушения, поминки того дня, когда решено было уничтожить самую память всего прошлого.

И реформация праздновала свой трехсотлетний юбилей117, но реформация лютеранская, полукатолическая, которая остановилась на полудороге. Реформация же, как и революция, не знающая пределов совершенствованию, пределов личной свободе, разъединению, может ли иметь что-либо заветное, вспоминать о разрушенном. Те, которые поставили девизом «Вперед», — не должны иметь ни памяти, ни чувства, ни вообще души.

 

АДДЕИДА К «ПАСХАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ» 118

Шемахинские, Андижанские, Мартиникские катастрофы119 суть наказания за наше невежество. Природа налагает высшую меру наказания — смертную казнь за невежество, — это самый естественный закон, наказывающий разумные существа за недостойное употребление разума не для познавания, управления неразумною силою, а для взаимного истребления, притом не в прямой, открытой войне, а в коварных гражданских распрях в виде тяжбы, беспощадной экономической борьбы и, хуже всего, — в ядовитой, ученой, литературной полемике, ибо ядовитость здесь сама себе служит целью.

Кому нижеследующая картина борьбы с слепою силою, которая не совсем точно названа «врагом временным, а другом вечным»*, покажется недостаточною, тот должен признать в себе глубокую испорченность, преобладание зверского и скотского над даже человеческим, а не только родственным.

Что мы сделали со времени Лиссабонского землетрясения?120 Сделали, хотя и немного, но могли бы уже при нынешних средствах сообщения все в совокупности действовать на землю в ее целости (т. е. как на одно целое).

* * *

Две мечты: немецкая и славянская.
Оно (Мое Я) всегда свободно:
Цепи — заблужденье!

Весь мир — моей души великой (!) порожденье, —
говорит немецкая спесь, смешная, жалкая, бездушная.
Славянская — горькими утратами вызванное стремление
к добродетели воскрешения 121.

Мечта дать благополучие не всему лишь живущему, но <и> всем умершим, страданиями доведенным до смерти. Мечта дать власть умерщвленным поколениям над умертвившею их силою. Эта мечта вызвана тягостью зависимости от чудовищной бездушной силы и горечью утрат.

Но что значит наша славянская, глубоко нравственная мечта, вызванная сознанием своего сиротства, своей зависимости от чудовищной слепой силы вселенной, [мечта] обратить господствующую над нами слепую силу в силу, правимую союзом воскрешенных поколений, считая себя орудиями благого Существа, — что значит такая сердобольная мечта пред немецким наглым и комичным признанием своего рабства за господство (какова проницательность!), признанием себя творцом мира... «Небеса и воды — создания людей, их внутренней* свободы»**, — так говорит француз (Гюйо), не понявший немца, который знает только <свое> Я, а других людей считает призраками, созданными Я.

Цепи — заблужденье.

Весь мир — моей души великой порожденье

(Весь мир — моего великого нахальства порожденье.)

Наша [же мечта] — страждущей души порожденье.

Этот мир (небеса и воды), который француз считает созданием людей — их внутренней свободы ([при этом, повторим,] он не понял немца), а немец весь мир считает своей великой души порожденьем, — славянин этот мир считает отцеубийственным.

Признавая себя орудием благого Творца, мы приходим к мысли дать чудовищу, убивающему отцов руками сынов, отеческий лик, т. е. убитым дать власть над источником всех убийств.

К самому высшему сознанию своего не(?)достоинства нужно отнести признание себя творцом, отрицание действительного рабства и признание мнимого творчества. На чистом разуме, который последовательно признал себя творцом, и держится гордая фарисейская нравственность, противоположная не саддукейской, а смиренной мытарской, признающей лишь воссоздание, признающей труд. Эта <первая, фарисейская,> нравственность и есть университетская, ученая.

О РОДОВОМ СОВЕРШЕННОЛЕТИИ 123

В вере и надежде на Триединого Бога дан нам и образец совершеннолетия, и путь к нему. Союз людей, — которые не нуждаются ни в надзоре, ни в принуждении, ни в угрозах наказаний, ни, следовательно, в дядьках, — для исполнения общего дела есть общество совершеннолетних. Пока все живущие (сыны) не объединятся в общем деле для воскрешения умерших (отцов), до тех пор будут нуждаться в дядьках (не в дядьях). Христианство назначено для мужей, еврейская религия для детей, а магометанская и западноевропейская для свиней. (К догмату о суровом Боге еврейства и магометанства присоединяют распущенную нравственность язычества и западного европейства). С вступлением в общее дело и начинается совершеннолетие. Общее дело предполагает всеобщее образование, переходящее из принудительного в добровольное.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ XIX И XX ВЕКА 124

XIX век из природы сделал себе бога, поставил ее себе образцом. Жить одною с нею жизнью, творить ей подобие, быть ее орудием — признал высшим благом, и в подчинении себя, как разумного существа, слепой силе не видел величайшего зла.

XX  век не в природе увидит Бога, а выше ее, и себя сделает орудием Этого Высшего Существа, поставив Его, а не природу себе образцом. Не с природою, а с себе подобными будет он одною жизнью жить и одно дело творить, — не уподобляться природе, обращаясь в слепое рожденное существо, не творить ей подобий, а разрушенное ею будет воссозидать.

* * *

Что именно означает осуществление ожидаемого? Не должны ли мы, все мы и притом все наши силы употребить на осуществление ожидаемого, чаемого? * 126

«Вера есть осуществление ожидаемого», т. е. не страдательное ожидание (пассивное), а деятельное участие в осуществлении чаемого, в том, что желанно и что должно быть. Синодальный перевод127 1‑го стиха XI гл. Послания к Евреям, имеющего первостепенное значение как определение самой веры, нам кажется истинно Боговдохновенным**. Определение веры приведением в бытие самого предмета упования, надежды, так тесно соединяет веру с делом, что она и не может быть уже мертвою, а кажущееся противоречие между апостолами Иаковом и Павлом само собою уничтожается129.

Перевод этого места есть истинно православный, примиряющий Католицизм и Протестантизм, истинно народный, согласный с духом того народа, который в лице Владимира Святого спрашивает проповедника Христианства не о том, чему я должен веровать, а что я должен делать, т. е. «какая ваша заповедь?»

Перевод, в котором участвовали многие, которые, конечно, приняли во внимание все предшествующие переводы, все толкования отцов, так что этот перевод есть выражение понимания этого важнейшего места Св. Писания не только настоящего поколения, но и прошедших.

Против такого-то перевода восстает проф. А. Некра[сов. (Продолжение утрачено.)]130

* * *

 «Буддизм отвергал авторитет Вед***, всю браминскую догматику, культ****, покаяние и иерархию и замещал все это более высоким нравственным поучением*****. Впрочем, во всем этом не шел далее древних Упанишад, которые показывают такое же презрение для всех дел» (Tièle. Manuel de l'Histoire des religions)131. Очевидно, что при этом споре о делах истинный смысл Karman132 был уже утрачен, тот смысл, какой он имел в ведических гимнах к предкам и [пропуск.] Но стоит только заменить в выше приведенных словах браманизм протестантизмом, и мы получим спор XVI века о делах и о спасении верою, т. е. Karman, спор, который может разрешиться только с восстановлением истинного смысла в деле всеобщем, т. е. в Воскрешении. Индия, которая служит причиною мирового раздора (международного); богатства Индии, делаясь предметом торговли, способствуют секуляризации Европейской истории, утрате истинного смысла жизни, но она же (Индия) может сделаться источником восстановления этого смысла, так же как и восстановления единого языка.

ДОБРОЕ ДЕЛО - ФРАШО-КЕРЕТЕ 133

Истинно добрым делом может быть только всеобщее дело (праотеческое). Потому зенды134 и называли всеобщее воскрешение добрым делом или фрашо-керете, ибо все прочие добрые дела входят в него, как элементы. Так: 1. объединение в языке и письме, вытекающее из знания не только всех языков живых, но и в особенности мертвых, без которых, т. е. мертвых, они (т. е. живые) не могут быть приведены к единству. 2. Объединение в общем праотеческом обычае или братстве. Но объединение в письме и языке, а также и обычае, необходимо для 3‑го доброго дела — поминовения, или, точнее, восстановления всех отцов как одного отца, в представлении, которое не может составлять так же последней цели, как и объединение в общем обычае, который есть культ предков. 4‑ое доброе дело есть продовольственный и санитарный вопрос, которого последнее выражение есть всеобщее воскрешение, а в этом заключается и объединение религий.

РЕАЛИЗМ И МИСТИЦИЗМ 135

Воскрешение реалистическое или мистическое? Воскрешение светлое — реалистическое. Воскресение темное — мистическое. Если <бы> весь род человеческий обратить в одного медиума, то этому медиуму нужно впасть в эпилепсию, чтобы произошла материализация умерших.

1) Совершение воскресения (всеобщего) непонятным образом, бессознательно и силою не нашею, чуждою нам, хотя бы и чрез нас исполняемою, конечно, нельзя назвать исполнением воли благого Бога, — это темное воскресение *.

Объединение в мистическом воскресении заменяется присушением, а регуляция — колдовством.

2) Реалистическое воскрешение как сознательное, вольное, путем знания и дела всех совершаемое, есть исполнение <воли> Бога всеблагого — это светлое воскресение.

НАБАТ К СВЕТСКИМ И ДУХОВНЫМ, ПРАВОСЛАВНЫМ И ИНОСЛАВНЫМ, ВОЕННЫМ И ГРАЖДАНСКИМ, К 3‑ЕМУ РИМУ 136

Мир коснения, незнания, взаимной злобы (по-светски), проклятия и греха (по-духовному) как причины смерти, в тебе царствующей! Твой конец придет, искупление совершится, ибо твоя сила в нашей лишь розни, невежестве и бездействии, что и есть грех.

Слепая сила, разумом не управляемая и потому разрушающая и умерщвляющая! Не вечно твое царство. Народы всего мира, обуреваемые злобою и враждою друг к другу, призывая всех своих сынов на тяжелую службу, на взаимное истребление, поймут наконец, что есть у них враг общий, постоянный, носящий в себе голод, язвы, смерть, отнимающий у сынов всех народов их отцов.

См. взгляд на картины 1812 г. Верещагина137.

Час не настанет, время не приблизится, если мы останемся неподвижны. Ничего не сделается, если мы останемся в бездействии. Слепая сила могуча, пока не пробудилась разумная. Предсказывать можно лишь злое, как следствие бездействия и слепоты, как побуждение к действию и знанию. Доброе же можно лишь делать, как разумных существ творение, как плод согласного их действия. Доброе и благое можно не предсказывать, а предуказывать, направлять, совокупляя, в одно согласное, сознательное <действие>, т. е. это значит, что пророчество кончилось, начинается призыв к делу.

Сознающие и действующие существа, несомненно, признают свое существование и начало непостижимого происхождения; создание же невежества и бездействия как источников зла и представить <себе> не могут, тогда как ведение и действие, как причины блага, есть необходимое проявление сознания. Потому существование слепой, несознающей, умерщвляющей силы объясняется бездействием разумной, чувствующей.

Пора, пора! Мужество, совершеннолетие наступает... Довольно опьяняться играми и забавами (опер<ами>) и в бессмысленной борьбе из-за мануфактурных игрушек ослаблять и истреблять друг друга, отдавая себя в жертву общему своему врагу, слепой силе природы. Не явное ли указание свыше, не перст ли Божий виден в том, что люди, придумывая орудия для взаимного истребления, оказывается, нашли средство и спасения от общих всем бедствий?

Трубите же в трубы, звоните в колокола, соедините и военную и вне-Церковную музыку, чтобы призвать всех сынов, всех живущих для воскрешения всех умерших. От храмовой службы переходите к внехрамовому труду.

Пусть колокольным звоном призыва зальется вся земля, как Москва в полночь воскресения Христова. [Далее неразб. 1 предложение.] Царство Божие не нуждается в омовении, а вселенная — в пожаре.

Коснение и невежество сгореть не могут, а могут быть заменены знанием, правящим силами природы, не для истребления, а для воскрешения истребленного. Коснение, невежество притом мы знаем лишь на земле; для чего <же> пожар всей вселенной?

* * *

Папист Кожевников и Ивакин твердо уверены, что аппарат Каразина нельзя сделать предметом поэзии!* 138

Каразин предлагал на аэростате поднять громоотвод в Царство Тучегонителя Зевса, чтобы извлечь (мысль очень поэтичная) из облаков силу, которая держит воду в состоянии пара, силу, которая производит бездождие (теплота, жара, зной), чтобы земледельцу дать дождь, а кустарю эту силу небесную, которою он победит биллионеров фабрикантов вместе со всеми лассалями, марксами и особенно нашими ослами-социалистами (кровно русскими) струве и туганами139. Когда разбивали Перуна земного, Перун небесный оставался со всей своей силою и случайно мог разразиться над идолоборцами, Перуноборцами, Зевсокластами. Мстителем Прометея — истинным Геркулесом — будет тот или те, кто осуществит этот опыт <(Каразинский, вызывания дождя)>. К нам принес громоотвод сын крестьянина140, который, к сожалению, не дожил до изобретения аэростата: он мог бы быть и Ираклом. Не ставши Ираклом, он стал пьяницей.

Когда мы увидим небо отверстым, открытым не для ангелов <лишь>, а <и> для людей, для смертных, увидим восходящими и нисходящими стратегов и архистратегов земных (а не небесных лишь), тогда станет явно, что «немногим чем умалил Господь сынов человеческих от ангелов» и если еще не все, то облака положил уже к ногам их, как говорится в псалме 8, стих 7; и если и ныне еще не видим, как во время, когда апостол Павел писал 2‑ую главу своего Послания к евреям, чтобы все было ему <(человеку)> покорено141, то путь к покорению кажется отверстым, открытым.

* * *

[Видение 1‑ое:] Видит он грозовые тучи на небесах, слышит шум облаков, грозящих разразиться градом и опустошить поля142. Видит орудия, до сих пор защищавшие Кремль от себе подобных, хотя и иноязычных, обращенными на тучи, а после пушечного грома градоносная туча разражается плодотворным, вместо разрушительного града, дождем. Слышит благодарность Богу за спасение.

2 видение. Под самыми облаками, грозовою силою заряженными, видит подобие Царской державы, вооруженной остриями мечей, копий, штыков, как бы защищающими Крест с области князя власти воздушной. Видит несколько или многие подобия Царской державы поднимающимися от башен Кремлевских, как бы истинно священный крестовый поход против темной силы от этих держав, властвующих над скрытою в воздушных потоках силою и вынуждающих их испускать светлые ручьи по указанным путям. Видит по всей великой равнине, по мании Царского скипетра, [острия мечей, копий, штыков] то поднимающимися, то опускающимися, подобные тем, которые парили над Кремлем.

Насколько обращение слепой силы природы в управляемую разумом еще искусственно, настолько оно не поддается выражению на языке богов, т. е. настолько она, [эта мысль,] не поэтична, а прозаична.

* * *

Теперь, когда признано, что падающие звезды вместе с кометами не в Солнечной системе зарождаются, а приходят в нее извне этой системы, теперь, вопреки Канто-Лапласовской теории, нужно дать иное и даже совершенно противоположное этой теории толкование происхождению и образованию Солнечной системы143. Не Солнце выделяло из себя кольцы, из них образовывались планеты, а само Солнце росло и увеличивалось, привлекая к себе падающие звезды — эти частицы космической материи, — и само Солнце, будучи вначале такою же частицей, намного превосходящей окружающие ее частицы в силе и величине, привлекало и усвояло их и росло, питаясь ливнями космических частиц. Эти частицы или облака частиц, приближаясь к Солнцу, вращаясь вокруг него, падали наконец на его поверхность, и даже упавши, вновь отделялись от нее, совершая движение вокруг него. Чем же дальше от Солнца, тем больше массы космических частиц освобождались от уменьшающейся силы притяжения центрального светила. Так образовались планеты, тем же путем принятые извне приходящие частицы увеличивались в массе и силе. При такой теории устанавливается гораздо большее единство между метеорическим процессом [и космическим.] Канто-Лапласовская теория предполагает уже от начала существование громадного скопления материи — Солнце, из которого образуются кольцы, подобие коим можно признать в экваториальном кольце, дающие начало планетам, что так и могло бы быть, только не в начале и не как общий ход творения. Сознав же единство между метеорическим процессом и космическим, можно мечтать после установления регуляции метеорического процесса приступить и к космическому. Положение наше на земной поверхности к центру земли, как бы солнца, такое же, как положение земной планеты, окруженной роями частиц-спутников, к Солнцу как внутреннему ядру земли.

ОТРЫВКИ И НАБРОСКИ

1) О божественном рождении* и божественном создании мира144 и о человеческом бессознательном рождении и человеческом священном сознательном воссоздании мира, или О божественном рождении и о человеческом греховном рождении (эволюции, развитии, прогрессе), о божественном создании мира и человеческом священном воссоздании его.

2) О Пресвятой Троице, как учении о благолепии нетления, и о Пасхе воскрешения.

О Пасхе как празднике и как деле, общем священном, а вместе естественном деле.

«26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всей землей. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»145.

* * *

Образ Бога, говорящего о Себе во множественном числе, и относится не к одному существу, а к двум безгрешным существам, в которых заключался тогда весь род человеческий. Первым следствием греха была рознь. Согрешив против Бога, стали грешить друг против друга, стараясь сложить свою вину на другого. По недостатку взаимной любви они сделались не только грешниками, но нераскаянными грешниками. Взаимными обвинениями они утратили не только образ, но и малейшее подобие Триединому Божеству.

«В отношении человека к миру Бог есть владыка всего и человек поставлен владыкою видимого мира». Сею чертою описывают образ Божий Златоуст и Феодорит, которые слова совета Божия о владычестве человека (26) принимают за объяснение образа Божия146.

* * *

«В которых (т. е. грехах и преступлениях) вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, ныне действующего в сынах противления» (Еф. II, 2)147.

Но почему воздух признали обиталищем духа зла. Не потому ли, что в нем видели источник болезней (поветрий), разрушительных вихрей...

* * *

Всякий назвавший своего брата «безумным» считается достойным геенны 148. Назвать безумным значит не признавать в человеке разума, не признавать разумным существом, имеющим обязанность участия в знании.

* * *

Заповедь же «Покайтесь»149, т. е. вспомните, что у вас есть и были Отцы, что вы сыны стольких умерших отцов-предков, вспомните ваше сиротство, — это есть возвращение сердец сынов к отцам и отцов к сынам, чем оканчивается пророчество Ветхого Завета и чем начинается Новый150. Но как только мы сознали себя сынами, нам понятно и отношение наше к природе слепой, умерщвляющей, и [к] Богу, не терпящему смерти отцов, т. е. есть одна заповедь — Объединения или братства сынов (как орудия Бога отцов) в деле возвращения жизни отцам.

* * *

Если у нас нищенство стало самым выгодным промыслом, то это показывает, что проповедь «о нищелюбии» не была бесплодна. Такою проповедью был Пролог151. В Прологе, в сентябре 11 чтений о нищелюбии, в октябре — 14, в ноябре — 13, в декабре — 25, в январе — 20, в феврале — 14, в марте — 18, в апреле — 10, в мае — 9, в июне — 14, июль — 7, август — 9. — Христос — нищелюбец, обнищавший нас ради.

* * *

Что это такое, что, имея один голос, бывает четвероногим, двуногим и трехногим (Аполлодор. Биб<лиотека> III. 5,8)152. Музы научили этой загадке сознательно.

«О "государстве" у животных можно говорить только иносказательно: в сущности это либо семья, разросшаяся до значения рода, если хотите, свободной или крепостной общины, и "каждый живет здесь с родом своим", не зная более высокой формы». (Основные вопросы философии <истории> Кареева. II т. стр. 144‑я 1‑ое изд.)153 Т. е. русские были, по мнению этого историка, скотами, — вначале были скотами при крепостном праве, остались ими и по освобождении. Россия только иносказательно может быть названа государством, место ее в Зоологии, а не в Истории.

* * *

Посольская Изба была родоначальником Министерства Иностранных Дел. Такое крестьянское или, может быть, христианское начало лежит в основе Министерства Иностранных Дел. Изба стала Приказом Посольским, и этот приказ [стал] во главе [других], которые, вероятно, из него и произошли по мере расширения и присоединения Новгорода, Смоленска, Малороссии, Белоруссии154.

Для города собирания Приказ Посольский, или внешних сношений, был главным, ибо задача собирания состояла в превращении внешних сношений во внутренние. Иногородное превращалось в междугородное. Дело собирания для Москвы было священным. Чтимые в присоединяемых городах иконы Москва переносила в свои храмы Успения, ставила их за гробами духовных собирателей.

* * *

Как объяснить одинаковое название для таких противоположных предметов. Не детский ли это оптимизм. Недаром славянское племя слывет enfantin и féminin155. Только грамотными и для грамотных отмечено различие фигуративное при фонетическом сходстве.

* * *

Вена, возвращающаяся с кладбищ (1‑ое ноября — 20 октября) в день всех святых, услышала о смерти Русского Царя, а Париж с вестью о смерти его отправлялся 2 ноября на кладбище156. Протестантский Берлин, отвергающий поминовение, вынужден был добром или хотя злом поминать. Таким образом, Западная Европа языческая, гуманистическая, желающая забыть о смерти, уверить себя (как Толстой), что смерти нет, или (как А. Ревиль157), что религия вовсе не есть культ мертвых, была истинно религиозна в день 1—2 ноября (20—21 октября), ибо религия как почитание умерших неистребима: даже Париж 2 ноября поминал умерших. Неверие возможно лишь к религии, отвергающей культ умерших. Но и это возможно лишь к религии, [которая] ограничивается поминовением словом, а не делом, всеобщим воскрешением, или злоупотребляет поминовением, делая из него источник дохода.

* * *

До сего времени корень того направления, с которым должно бороться, был скрыт от нас, и нужно еще прибавить, что открытие этого корня представляет большую трудность. Если не только Гёте, даже Кант находит трудным и непонятным язык Гамана, то каким он должен быть не для немца...158

Гуманисты и Гомункулисы159

Если Гуманист есть павшее существо, блудный сын, то Гомункул есть уже конечное падение — это культурный человек XIX века. Лишь только выскочил из реторты, как начал критиковать своего творца, этот недоросль, недоделанный человек, исчадие индустриализма.

* * *

«...полетел в мою душеньку, красавицу, Италию! Она моя! Никто в мире не отнимет ее у меня. Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр, — все это снилось мне, снилось. Я проснулся опять на родине и пожалел только, что поэтическая часть этого сна — Вы (т. е. Жуковский, которому он пишет после получения денег от Императора Николая), да три-четыре оставивших вечную радость воспоминаний в душе моей, не перешли в действительность»160. Среди этих 4‑х имен поэтической части уже, конечно, не могло быть имени давшего ему возможность быть в Италии и о благодарности к которому говорит он в начале письма, надеясь, что она достигнет до потомства161. Она и достигла чрез это письмо, достигла до потомства, доказав всю глубину неблагодарности и лицемерия.

* * *

Французский Хронос (Temps) по поводу празднества поминовения, — как выражается наша газета, — обратился к французским писателям (ученому сословию, которое забвение смерти или memento vivere принимает своим девизом и погребения, т. е. оживления, не понимает) с вопросом о том, что они лично для себя предпочитают: сожжение в кремационной печи или погребение обыкновенным способом — сгореть или сгнить? Коротенький ответ Альфонса Доде, который находит тот и другой способ одинаково неприятным, заключается во всех 11‑ти ответах, не исключая Луазена162.

* * *

Говоря о двух фанатизмах, о двух индифферентизмах, или терпимости, что нужно выбрать из этих двух зол?163

* * *

«Текинцы смотрят на русских и на все русское с глубоким любопытством, но без благоговения. Они сознают себя побежденными, но все-таки чувствуют и свою силу, и затеи европейской цивилизации, подрывающей суровую природную мощь духа и тела человека, их, по-видимому, не вдохновляют. Туркмены крупнее, заметно плечистее и мускулистее русских. Каждый из них среди наших солдатиков, как пленный орел среди долинных птичников»164.

«Туркмен не нуждается ни в тени дерева, ни в сени власти».

«Не расти дереву, где есть верблюд. Не быть миру, где есть туркмен» (песня пашей).

Шалости — в смысле грабежа, разбоя; баловство — кражи.

Если разбои — шалость, воровство — баловство, то по такому воззрению народа нынешнее состояние рода человеческого есть несовершеннолетие.

* * *

1. Вытеснив кладбище, село становится городом и, забыв о смерти, а с нею и о жизни действительной, ставит на первое место вопрос о богатстве и бедности. Поэтому Плач Церквей о кладбищах165 есть плач об уклонении от истинного пути, от настоящего дела.

2. Плач о замене живой религии (религии Бога отцов, удаленной из города) мертвой религией деизма, религии сынов — религиею гуманизма.

3. Плач разумных существ о подчинении, зависимости от слепой, неразумной силы.

4. Плач о распадении на лишенных критикою святых чаяний, цели и смысла жизни и оставшихся при вере без дела и знания.

5. Об осужденных на небратство...

* * *

Говорить о борьбе человека с природою как <о> борьбе части с целым — совершенная бессмыслица, ибо по отделении от целого части будет не целое и часть, а будут две части, малая и большая166. Природа, начав сознавать себя, создает себе голову. Говорить о несоразмерности двух частей также бессмыслица. У природы нет разума, а у человека, т. е. разума, нет силы, — это значит, что природа не достигла полноты сознания, а разум — полноты власти.

* * *

Культура действует разрушительно, или истребительно, на половой инстинкт, она также истребительно действует и на питание, на дыхание, на все отправления, обращая все питательные вещества в медленно действующие яды, создавая смертоносные жилища, жилища, пожирающие своих жильцов, из жилищ делает саркофаги167.

* * *

Все усилия человека были направлены до сих пор к достижению этих мнимых благ168, которые он признает за действительные и не видит за ними ничего дальше; даже и те, которые дошли до признания мнимости этих благ, не видят пути, которым может быть достигнуто истинное благо, и не считают достижение его под силу людям, обрекают себя совершенно покою, воздержанию от всякой деятельности, чтобы не служить подобиям, мнимостям, подобно тому, как установлена была суббота для того, чтобы приготовить чел<ове>ка, вечно суетного, всецело предавшегося созиданию одних подобий, — приготовить его периодическим совершенным воздержанием от обычной деятельности к той, которая должна привести [не дописано.]

* * *

Не цивилизация (гражданственность), не культура, а рекреатура (воссоздание и родственность). Не эксплуатация, а регуляция. Не государство, а отечество169.

Под рекреатурою разумеется воссоздание «не нами созданного», а нами разрушенного или по нашему бездействию разрушившегося.

Под креатурою, твореньем, тварью разумеется или создание искусственное, или же созданье, не своим трудом произведенное, а по чужому капризу выдвинутое.

* * *

Говоря об обращении дарового, само собою рождающегося в трудовое, нужно разуметь воссоздание 170. Иначе «Паровая наседка», искусственная матка, механический кормилец, превращение и у человека живорождения в яйценесение. Производство фабричным путем зерна есть самое великое зло и, конечно, противоположно воскрешению.

* * *

Итак, единственно только Дело воскрешения может создать братство (которое не нуждается в прибавлении свободы и равенства, ибо рабство и неравенство несовместны с братством), ибо воскрешение есть осязательное доказательство нашего от отцов рождения, т. е. братства171.

* * *

При нормальном ходе, т. е. при участии в сыновнем деле воскрешения, за преступлением следует не наказание, а восстановление, хотя еще и мысленное, а мучения совести превращаются в чувство не достигнутой еще цели172.

ЗАМЕТКИ ЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА 173

Необходимое дополнение 174

«От детских лет — говорит он, — сохранились у меня три воспоминания. Видел я черный, пречерный хлеб, которым, говорили при мне, питались крестьяне в какой-то, вероятно, голодный год. Слышал же я в детстве войны объяснение на мой вопрос об ней, который меня привел в страшное недоумение: на войне люди стреляют друг в друга... Наконец, узнал я не о том, что есть и неродные, и чужие, а что сами родные — не родные, а чужие». Тут есть что-то похожее на легенды, которые приписывают людям, совершившим что-либо подходящее к этим воспоминаниям.

* * *

По первому пункту обвинения могу только сказать: «грешен»175. Прибавлю к этому, что мера, предлагаемая анонимом, говорящим не от одного только своего лица, бессильна исправить меня. Она напоминает мне только, что пора уступить свое место другому. Не угодно ли будет анониму занять мое место? Очень сожалею, что я могу только оставить свое место, и оставлю его, определить же кого-либо не в моей воле. На 2‑й пункт обвинения, гласящий, что очередь в выдаче книг не всегда соблюдается, нужно сказать, что она никогда не соблюдается и не должна соблюдаться: если посетитель обращается с требованием такой книги, которая у дежурного находится под рукой, то такое требование должно быть немедленно удовлетворено, хотя бы другие посетители, гораздо прежде заявившие свои требования, треснули от зависти и от любви к очереди.

3‑й пункт не заслуживает опровержения.

По 4‑му пункту бывала вина и на моей стороне.

Хотя я и называюсь дежурным, но любезности, высказанной в конце письма дежурным, не могу принять на свой счет. Любезность эта, очевидно, относится к тем дежурным, которых аноним видел в читальной зале176. Обвинение же, очевидно, относится ко мне, хотя и возможное дело, что аноним и не знает о моем существовании.

Из 5‑го же пункта видно, что недовольны все посетители читального зала, а не жалуются только одни по скромности, а другие — по незнанию.

* * *

Все пять статей (от 5 июля до 22‑го), напечатанные в Асхабаде (город и газета), этом бесцензурном оазисе среди цензурной России177, составляют самую крутую, беспощадную переоценку всех ценностей. В них внушается глубочайшее презрение ко всему, к чему в течение четырех веков проповедывалось уважение, любовь, и требуется во имя не веры лишь, а во имя (единого) разума и воли, или долга, величайшее благоговение к тому, <к> чему в течение четырех веков внушалось презрение. Уже одно указание, что автор первоначальный этих статей смотрит на продажу литературных произведений как на святотатство, делает Толстого лицемером, а Ницше искренним эксплуататором, который вышел за пределы нынешнего весьма ограниченного добра, но в пределах зла остался. Но не нужно забывать, что автор вовсе не осуждает частной собственности, а относит ее к состоянию несовершеннолетия и даже литературную собственность осуждает лишь в ее крайностях, как это видно из статьи «Плата за цитаты»178.

При обращении вопроса о том, «почему сущее существует», т. е. знания для знания, знания сословного, в вопрос «почему живущее голодает, болеет и умирает», пределы знания не сокращались, ибо для решения последнего вопроса на деле нужно было «всё» сделать предметом знания и «всех» сделать познающими, что и нужно иметь в виду при пересмотре системы нашего образования. К сожалению, упущен был момент, когда можно было напомнить о истинно национальной школе, однако вовсе не враждебной всемирной, проектированной еще сто лет тому назад, но до сих пор еще не исполненной179, <не осущ


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.