Орнаментально-декоративная форма — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Орнаментально-декоративная форма

2019-08-03 364
Орнаментально-декоративная форма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детский орнамент раньше всего появляется на поверхностях вещей, как результат ритмической организации этих поверхностей при помощи их членения. Происхождение орнамента нами было обусловлено уже ранее потребностью ребенка осуществить членением поверхностей их познание сначала путем реального движения ребенка или его руки по ним, а потом и зрительного восприятия этого движения, — восприятия, которое само становится движением глаза. Эта потребность, а не какая-либо другая, порождает орнамент, как художественную форму с чисто пространственной природой, с того момента, когда появляется чисто эстетическое восприятие — созерцание орнамента.

Интересно отметить здесь тот первичный прием, с которым приступает ребенок к украшению вещи с помощью цвета. Сначала вещь раскрашивается вся одним цветом, — будет ли это коробочка, мяч или кукла, будет ли она объемом простым или сложным. В такой раскраске цвет, как масса, локально связанная с массой вещи, является целью художественного действия. Дальше мы наблюдаем выходы к многоцветности. Поверхность каждой объемной формы, как части формы сложной, характеризуется особым цветом. Очень рано распределение этих цветов становится зрительно-ритмическим и распределяется по законам или орнаментального, или декоративного построения, т.е. или по принципу бесконечного чередования однородных форм, или зеркального симметричного отражения и развития одной формы. Сплошная раскраска цветом постепенно заменяется на одной и той же поверхности комбинациями цветов. Их соприкасающиеся массы побуждают к все большей четкости контуров, как границ масс. Там, где контур начинает привлекать главное внимание, он подчеркивается и усиливается чертой. Так родится из цвета линейный орнамент. Однако следует сказать, что он возникает и вполне самостоятельно, как прием пластической или цветовой обработки поверхности. Все зависит от материала и способов, а также орудий его обработки. Так, на глине ребенок палочкой или пальцем делает ряды ямок или черточек. Сначала они — лишь знаки двигательно-осязательной выразительности; позднее, на вещах — это уже орнамент.

По твердому, непластическому материалу орнамент дается раскраской. Замечательно то, что в украшении поверхности ребенок идет от одноцветности через многоцветность к очень сдержанным, скупым и строгим отношениям цвета, нередко возвращается к той же одноцветности. Но вместе с тем, идя от заполнения поверхности сплошными массами цвета и их комбинирования, он обнаруживает все более бережное отношение к первоначальному тону поверхности и тем самым все более в ее обработке приближается к типу чисто линейного орнамента. Орнамент такого типа — цветной рисунок, распределяемый с возрастающей скупостью по украшаемой поверхности.

Приняв во внимание все сказанное, обратимся к общей характеристике природы орнамента. Вначале мы наблюдаем всюду преобладание двигательно-зрительной основы в его построении. Главной особенностью здесь является полное подчинение орнаментально-пространственной формы примитивному, простому ритму движения руки: горизонтальному, вертикальному, наклонному и немногим элементарным комбинациям этих движений. Формы, рожденные таким путем, легко воспроизводятся двигательной памятью. Их пространственное строение беспредметно, внеизобразительно. Это чистый геометрический стиль, представляющий собою объединения или цветных масс или элементарных кривых и прямых линий, штрихов.
      Выше я уже говорил о типичном строении всякой временной формы: она всегда прерывиста. Между отдельными переживаниями постоянно существуют перерывы, зияния. Такие же перерывы обозначаются между пространственными знаками временных переживаний. Поэтому примитивный орнамент первой фазы отличается прерывистостью, первоначальной замкнутостью каждой формы и отсутствием ее пространственной связи с другой. Обычно это — ямки, сделанные пальцем или палочкой, цветные пятна, черточки, идущие в горизонтальном или вертикальном порядке. В соединениях элементов по типу определенного орнаментального ритма сначала образуется одно направление: горизонтальное или вертикальное. Выбор того или другого очень нередко определяется инстинктивным приспособлением к конструкции и общему характеру украшаемой формы.

Укрепление обшей зрительной концепции над двигательно-осязательной в орнаменте вызывает переход к его зрительно-двигательной фазе. Здесь мы наблюдаем уже меньше простое совпадение между движением руки и зрительным впечатлением-образом. Между простыми элементами примитивно-орнаментальной формы появляются усложняющие связи, обусловленные усложнением ритмов не столько чисто двигательной, сколько зрительно-двигательной природы, — сначала в виде зрительной обработки и усложнения мотива двигательного, лежащего и основе построения. Потом чисто зрительный ритм получает преобладание и нередко заглушает первичную двигательную основу. Из комбинирования простых форм и направлений возникают формы более сложные с новыми ритмически-пространственными взаимоотношениями.

Природа и характерные особенности орнамента, обусловленного преобладанием зрительной концепции, — орнамента фазы зрительно-двигательной, — могут быть сведены к следующим признакам. Зрительное впечатление от сложной пространственной формы такого орнамента может быть очень слабо связано с движением руки. Больше того, движение глаза, обусловленное формой орнамента, может быть совершенно иным, иной формы, почти в ином направлении, чем движение руки, его выполняющей. Кроме того, движение руки здесь может быть вполне подчинено тому пространственному, а не временному образу и его переживанию, которые в первой, примитивной, фазе орнамента подчиняются, в свою очередь, мускульно-двигательному напряжению и его разрешению в физическом действии – движении руки ребенка. Отсюда дальнейшее усложнение форм и направлений орнамента, которое может быть учтено и стройно организовано только глазом и зрительным восприятием.

Разработка отдельных элементов орнамента в этой фазе все чаще происходит по закону зеркального отражения неуравновешенной, следовательно, динамически построенной формы. Форма, развивающаяся неравномерно, в убывающих или нарастающих ритмах в одном направлении, требует уравновешения тожественного развитием тожественных или сходных форм в противоположном направлении.

Концепция зеркального построения форм орнамента приводит к ограничению орнаментом определенного куска поверхности. Орнаментальная композиция получает замкнутость и ограниченность. Ее временная закономерность, обусловливающая бесконечное чередование тожественных элементов, так называемую «раскрытую форму», превращается в свою противоположность — пространственную закономерность, обусловливающую форму «замкнутую», с единым центром и тяготением к нему всех частей единого композиционного целого. Орнаментальная композиция превращается в композицию декоративную. Такая композиция возникает в детском творчестве вполне естественно при наличии таких конструктивных форм, украшение которых требует замкнутого построения. Если боковая поверхность цилиндрической коробки требует орнамента в полном его значении, то ее круглая верхняя крышка, тарелка, ложка, абажур, обложка тетради, ограниченный кусок стены требуют композиции декоративной и применения ее законов.

Усложнение и замыкание элементов орнаментально-декоративной формы вызывает неизбежно ряд ассоциаций по сходству и контрасту. Здесь происходит то же, что и в других областях художественного творчества на той же ступени детского психического развития. Ассоциативная деятельность сознания приводит к толкованию некоторых орнаментальных форм в смысле изобразительности и к творческим поискам формального подобия внеизобразительных построений вещам внешнего мира. Ассоциации пробуждают запасы внутренних образов, которые также ищут реализации в форме орнаментально декоративной.

Так постепенно образуются узоры из элементов уже чисто натуралистических. В первую очередь появляются мотивы и формы растительные, а потом животные. Такой порядок обусловливается, видимо, тем, что конструктивные формы растительного мира больше совпадают с наиболее типическими формами геометрического, неизобразительного орнамента, чем формы животные. Структура растения в своей устремленности имеет так же тяготение к бесконечному продолжению, как и орнамент. Недаром и дети, и примитивные народы используют эту структуру прежде всего, как остов для изобразительного или полуизобразительного узора.

Человеческая фигура очень не скоро и очень редко в общем появляется как мотив орнаментальный, — быть может, в связи с тем, что она долго остается самодовлеющим символом, полным для ребенка глубокого внутреннего содержания и потому далеким от его чисто формального, декоративно-ритмического использования. В этой фазе развития у детей пробуждается интерес к наблюдению, заимствованию и своеобразному использованию орнаментальных форм вещей природных. Улитка, усики бабочки, хмеля наталкивают ребенка на мотив спирали. Ритмически-пестрая окраска наблюдаемого животного и дает толчок переводу ее в более или менее сложный узор на изображении животного, — нередко, очень далекий от узора натурального, — или от узора первичного на вещах, производимых ребенком.

В творческом произведении такого порядка индивидуальные, наблюденные ребенком, образы принимают более упрощенные формы, приближаются по своему строению к схеме и в своей ритмической повторяемости превращаются в орнамент.

Так детская психика проделывает здесь спиралевидный путь, возвращаясь к некоторому исходному, как будто, пункту, к той схематизации, а иногда отсутствию изобразительности, которые свойственны первой орнаментальной фазе. Проходится этот путь иногда в дошкольном возрасте, иногда позднее, связываясь своими средними звеньями натуралистического характера с потребностью в изображении индивидуального образа.

Орнаментально-декоративное искусство особенно четко вскрывает характерные для изучаемой нами фазы детского творчества строение и развитие цветовой и линейной формы. Объясняется это, конечно, тем, что здесь цветовая и линейная формы не разрушают поверхности, но лишь подчеркивают ее, оставаясь самими собою, не изменяясь заметно во впечатлении от требований иллюзорности. Они воспринимаются а трактуются ребенком прежде всего, как цвет и линия, особенно в фазе доизобразительной, — той, которую мы называем двигавтельно-зрительной.

Цвет в периоде первичной схемы и двигательно-зрительного, преимущественно геометрического орнамента отличается устойчивостью, раскрыто-контрастным характером сочетаний, напряженностью. Под устойчивостью я разумею первичное наличие основных цветов и их сочетаний красного, синего, желтого, а также дополнительных к ним, появляющихся позднее в разной последовательности. Раньше появляется и предпочитается зеленый. Сначала мы замечаем интерес прежде всего к цветовой массе, не ограниченной контуром: орнаментально — это ритмические результаты ударов кисти по украшаемой поверхности, чередования одной цветовой массы с другой.

Цветовые чередования, пересекаясь в разных направлениях, дают иногда нечто, подобное линейному орнаменту, но главное в этом орнаменте пока не линия, а цвет. Дальше появляется потребность ограничения цветовой массы контурами, — иначе говоря, поиски плоскостной формы. Этот контур сначала не совпадает с цветовой массой, появляясь после нее. Дается он и раньше цвета, но цвет и в таком соотношении нередко не совпадает с ним. Движение руки ребенка или не доводит краску до контура или перескакивает через него. Первое время несоответствие не беспокоит ребенка, не доходит до его сознания, как факт антиэстетический и нелогический. Потом он это замечает и пытается и в том и в другом случае, — ограничивая цветовое пятно контуром и заполняя контур цветом, — найти точное соотношение между обеими формами. Так возникает понимание контура, как точной границы цветовой массы. Это понимание вызывает к жизни силуэт, в котором линия играет определяющую роль, а дальше и самую линию, как самостоятельный творческий язык, как художественную форму.

В общем, здесь, как мы видим, путь очень сходный с тем, который был нами отмечен в этапах развития детской скульптуры. Чем дальше идет общее развитие плоскостной художественной формы в творчестве ребенка, тем большее значение приобретает линия. Ребенок весьма охотно пользуется ею всюду, где инстинктивно он хочет подчеркнуть поверхность. Есть даже определенный тип детей, преимущественно девочек, у которых любовь к линии ясно управляет всеми их способами художественной организации и расчленения плоскости.

 Так как цвет и линия ребенком воспринимаются и трактуются реалистически, как элементы поверхности, то и сама поверхность, как таковая, становится предметом эстетического восприятия и художественной обработки. Здесь основную роль играет свет, как организующее начало. Здесь налицо чисто реалистическое изживание ребенком светотени, как художественного фактора, обусловленное переводом на зрительную установку первичных двигательно-осязательных методов восприятия поверхностей. Движение поверхности или ребенка относительно поверхности имеет место и здесь, а осязание при помощи кожно-мышечных ощущений заменяется осязанием зрительно-мышечным. Так ребенок начинает учитывать, как элемент восприятия, и результат все более сознательной обработки поверхности материала, блеск и матовость, гладкость и шероховатость. Он подбирает и распределяет соответствующие материалы, усиливает или ослабляет их светоотражающее действие, стремясь к возможно более сложным комбинациям. Он пользуется в этих целях золотой и серебряной красками, — излюбленными вообще в палитре раннего возраста, — графитом, тканью и бумагой разного тембра поверхности. Все эти элементы и используются обычно по способу резких и четких противопоставлений таких же простых в своих взаимоотношениях, как и красочная гамма этого периода.

Следует, наконец, отметить обычно находимую интуитивно ребенком крепкую связь орнаментально-декоративной формы с формами конструктивными и даже архитектурными. Ошибки в пропорциях и отношениях орнаментальных элементов с конструктивными и в этом уже возрасте, несмотря на техническую неумелость, весьма не часты. Нередко и теперь поиски связи между узором и объемной формой являются результатом большой работы мысли и ряда аналитических усилий.

Развитие декоративного и орнаментального творчества в позднем детстве сначала не имеет существенных различий с аналогичным процессом в возрасте предыдущем. Усложняются лишь замыслы, укрепляется еще большая связь с конструктивной формой украшаемого предмета. Здесь мы видим удивительное разнообразие, блеск и безукоризненный вкус, неистощимое изобретательство в выборе, комбинировании, интуитивном выявлении богатства свойств материала, художественной формы и их взаимоотношений.

Особо важно отметить замечательно мудрое внимание детей к сложной обработке объемных поверхностей: когда нужно — целомудренная простота и строгость чистых конструктивных форм и отношений; когда нужно — необыкновенное, редко доступное взрослому (если он не большой художник), сказочное богатство декоративно-орнаментального усложнения конструктивного задания, — конечно, с большими или меньшими отклонениями в ту или другую сторону, в зависимости от индивидуальности.

На основе этих творческих состояний обычно в данном возрасте просыпается, иногда мощно захватывает стремление к декоративному и орнаментальному изменению условий внешней обстановки, окружающей ребенка. Он не только любит «украшать», но и властно, подчас деспотически, требует подчинения сверстников и взрослых своему декоративному вкусу.

Тот же возраст крайне склонен к производственному искусству: по возможности делать или, в крайней мере, украшать вещи для жизни. И такой уклон настолько властно захватывает детей, особенно в процессе коллективной работы, что искусство символов-идеограмм, как язык, как способ своеобразного письма, общения иногда отступает далеко на задний план, почти исчезает и во всяком случае, подчиняется тогда целям декоративным.

Растет интерес к усложненным комбинациям формальных элементов: красочная гамма обогащается. Раньше примитивная и раскрытая, она теперь иногда строится на сложном подчинении и взаимной связи цветовых отношений в той или иной тональности. Характерен вкус к цветам, добытым путем смешения, обычно не существующий в раннем возрасте и доставляющий теперь ребенку великую изобретательскую радость. Появление в сфере внимания детей нового цвета нередко производит целую революцию. Новый цвет и новый красочный материал не только без конца применяется, но и вызывает ряд конструктивных изменений в системе прежних цветовых отношений. Так случилось с девочкой, получившей впервые черную тушь. Прежняя гамма спектрально-спокойных и радостных красок заменилась крепкими, горячими созвучиями, напр., сочетаниями черного с красным, желтым и белым, иногда густо-лиловым и изредка голубым. Эта красочная перемена резко отразилась и на рисуночной форме: линия стала острее и упрощеннее, острее и динамичнее движение изображаемых фигур (обычно — женских и в танце).

Вместе с тем усложняется и обогащается отношение к силе цвета, как предчувствие будущей роли света в цветовой конструкции на плоскости. Нередко видим особый вкус к противопоставлению цветового forte цветовому piano, ярких и сильных соединений — ослабленным и блеклым. Склонность такую обнаруживают особо одаренные и нервные натуры, с неустойчивыми настроениями и сложным уже в этом возрасте душевным строем. Иногда такое явление — результат несколько раннего развития.

Обозначается особо обостренный интерес по сравнению с возрастом предшествовавшим к обработке материала: его массы, поверхностей — к тому или иному распределению на них цвета. Раньше все это также было, но проще, примитивнее. Нередко теперь утонченный вкус к технике становится в работе ребенка направляющим стимулом. Так, во многих рисунках этого возраста мы найдем ясно выраженное стремление противопоставить матовую поверхность блестящей, шероховатую — гладкой, то совершенно ровную обработку поверхности краской, то разнообразнейшей и крайне индивидуальные удары кисти, штрихи, большую или меньшую густоту красочного слоя. Всякому педагогу известно продолжающееся увлечение детей в этом возрасте «золотой» и «серебряной» красками, глянцевой бумагой для аппликации, матовой поверхностью, получаемой при обработке цветными мелками.

Первоначально это проявляется по-прежнему непосредственно. Но потом сознательные намерения все более управляют описываемым процессом, оставляя, конечно, главные его обоснования, самые корни, в области подсознательного.

В переходной фазе, в среднем типичной для позднего детства, намечаются некоторые новые черты и в формах орнаментально-декоративного искусства. Прежде всего мы замечаем превращение изобразительности условной, схематически обобщенной в изобразительность натуралистическую. Рост натуралистических тенденций в узорах наблюдается нередко в усиленном темпе, значительно сбивая все прежние закономерности той же формы. Так наблюдаем мы, как все более частое явление, отказ от строгой зеркальности, симметрии в декоративных построениях и от четкого ритмического повторения в орнаменте. Происходит это оттого, что в применении натуралистических мотивов центр творческого внимания теперь переносится с подчинения ритмически-временной последовательности на изобразительно-пространственную форму, индивидуальную, неповторяемую.

Отсюда естественный шаг к введению замкнутого изображения вполне идеографического типа, — картинки, — в виде декоративной композиции и того же типа изобразительного фриза, вместо орнамента.

Натуралистическая изобразительность ведет к усилению элементов иллюзорности. Оно прежде всего сказывается в борьбе с украшаемой плоскостью в стремлении к ее иллюзорному разрушению живописными средствами. Делается это частью введением элементов перспективы, но главным образом путем настойчивых поисков объемности всего изображаемого. Главный метод — светотень.

Изменения в цвете, обусловленные наблюдаемым сдвигом, сводятся обычно к его ослаблению, потускнению, подчинению объемной форме. Цвет становится не самоцелью, а средством, — он не лежит на поверхности мощной самодовлеющей массой как раньше, а лишь подчеркивает, окрашивает объем, съедается в своей напряженности и яркости иллюзорностью и пространственностью.

Обработка поверхности перестает быть тщательной, она нередко случайна, не обоснована органически и логически, так как теряет свое прежнее значение в реалистическом изживании света на этой поверхности. Эта потребность больше изживается теперь иллюзорно.

Большие изменения происходят и в общем построении. Его статическое прежнее равновесие, построенное на устойчивых взаимоотношениях симметрически расположенных масс и форм, теперь нарушается. Иллюзорность и натуралистические стремления создают необходимость построения на неустойчивых отношениях. Нередко в погоне за иллюзорностью, точной документацией воспроизводимого индивидуального образа, построение выходит из границ должной гармонии, — приобретает характер деструктивности, внутренней необоснованности и внешней неорганизованности.

Отношение декоративно-орнаментальных росписей, испытавших воздействие иллюзорности, к конструктивным задачам и формам, ими обусловленнным, также изменяется, и обычно — к худшему. Иллюзорное разрушение поверхности украшаемого объема или пространства заключает уже само по себе внутреннее противоречие. Это противоречие, развиваясь вовне, приводит очень нередко от прежней гармонической согласованности элементов орнаментально-декоративных с элементами конструктивными к полному их расхождению, к затемнению всего смысла конструктивной формы, как основы, а формы орнаментально-декоративной, как подсобной к ней и органически ее дополняющей.

Изобразительно-пространственная форма.
Геометрально-плановая проекция

В самом начале периода, если предыдущая доизобразительная фаза вполне изжита, наблюдается заполнение плоскости, лежащей обычно перед ребенком горизонтально, разрозненными, пространственно никак не связанными друг с другом, замкнутыми в себе изображениями отдельных предметов. Та поверхность, на которой изображаются символы предметов, является связью только механической. Вскоре эти образы ставятся между собою в некоторую связь пространственную, которая должна, в свою очередь, символизировать связь временную: предметы, которые в действии, излагаемом обыкновенно устно ребенком в процессе рисования, связаны во времени, — нередко и изображаются близко, друг подле друга. Это, конечно, обусловлено самим процессом изображения и может быть учтено и ребенком, и взрослым при чтении такого рисунка.

Твердо осознанного стремления к изображению глубины, к пониманию данной поверхности, как реальной или иллюзорной возможности для того или иного построения глубины, пока нет.

Обратимся теперь прежде всего к выяснению того, как в наблюдаемом периоде ребенок справляется с предметными изображениями на плоскости.

Предмет изображается сначала, как символ, как первичная схема. Или в фасовом или в наиболее характерном положении дается только его планиметрическая проекция, силуэтная. Эта характерность обусловлена теми признаками, которые ребенок считает главными. Так, человеческая фигура изображается сначала в виде амебообразного тела с множеством точек — глаз. Потом появляются конечности, — сперва ноги, потом руки, соединяемые прямо с головой. Туловище появляется еще позднее. И только теперь конечности соединяются с ним. Они не имеют определенной формы и пропорций: количество пальцев иногда больше, иногда меньше, чем следует. Глаза, рот и нос в виде очень приблизительном, но в количестве правильном, дают фасовый характер лица.

Шея, уши, ряд второстепенных подробностей фигуры, потом костюма появляются позднее.

Изображения ног и рук приобретают потом определенные формы: руки — раскрытую, фасовую, ноги — профильную. Положение всей фигуры сначала фасовое, фронтальное. Формы распределяются симметрически.

Первичная эволюция изображения фигуры на плоскости очень сходна с той, которая описана мною в главе о детской скульптуре. Первый сдвиг, характеризующий начало развертывания фигуры сообразно нескольким точками зрения, как систему зрительной проекции, преобладания первичных двигательных восприятий вещи, можно заметить в развертывании ног стоящей фигуры. Каждая — в профильном положении наружу. Так утверждается одновременно статичность, неподвижность, устойчивость изображения и дается плоскостная проекция трехмерности изображаемой вещи.

Дальше эта проекция постепенно усложняется стремлением, сохраняя фасовое, фронтальное построение, дать в том же изображении и профиль. Делается это так. Характерная линия профиля выносится на боковой контур фасового изображения, причем первоначально даются нередко и та и другая линии. Так, лицо, изображаемое по-прежнему в фас с двумя глазами, носом и ртом, получает тот же нос и рот в профильном положении. Пуговицы одежды, расположенные вдоль оси фигуры, также нередко выносятся и сбоку. Приблизительно в то же время ноги фигуры повертываются в профиль в одном направлении. Этот поворот совпадает с стремлением к изображению движения фигуры и, вероятно, обусловлен им. Таким образом изображение сложной фигуры (напр., фигуры человека), теперь приобретает такую форму: голова строится в профиль сначала с двумя глазами, потом с одним, но в фасовом положении: туловище и руки в фас, ноги — в профиль.

Что обозначает такое зрительно-плоскостное построение? Синтез знания о предмете, как объемной вещи, – знания, полученного на основе главным образом двигательного опыта, восприятия предмета со всех сторон, со всех главных точек зрения. Такое построение обусловлено представлением или движения предмета относительно зрителя, или — наоборот. Человек, как целостный зрительный образ, воспринимается с боковой точки зрения, определяемой т. наз. средним горизонтом. Но перелагается этот образ на плоскость не по впечатлению от него, полученному импрессионистски, как закрепленный зрительно момент. Человек изображается синтетически, с разных точек зрения на отдельные части его фигуры. Эти точки зрения — также боковые, и избираются в зависимости от желания ребенка дать в изображении каждой части наиболее полную силуэтную форму.

Иначе говоря, при восприятии отдельных частей так изображенной человеческой фигуры мы как бы вращаем ее вокруг некоей вертикальной оси или обходим со всех сторон, совмещая в едином схематически-символическом образе множественность точек зрения, обусловленную двигательно-осязательной первичной основой восприятия реальной предметности внешнего мира. Таким образом зрительное статическое восприятие становится динамическим.

Это изображение становится в основных чертах каноническим для всего большого периода геометральной проекции. Только в конце этого периода появляется чисто профильное изображение и вывод фигуры из статического положение наклоном главной оси или ее изломом. Если в изображении человеческой фигуры учитываются ребенком только боковые точки зрения, то в изображении стереометрических тел, сложных предметов неодушевленных, где необходимо показать и верх, применяется, кроме боковых, и верхняя точка зрения.

Так строится, напр., разложенный геометрально стол: верхняя поверхность его проекцируется сверху, боковые стороны в зависимости от числа ножек: одна — только сбоку, четыре — когда сбоку, иногда — с двух сторон; сходно проекцируется изображение кровати, табурета, стула или скамьи. Лучше всего можно проследить процесс развертывания на плоскости объемной формы в детских опытах проекции куба.

После внимательного изучения куба, — изучения и осязательного и зрительного, — ребенку предлагают нарисовать этот куб. Первый рисунок — типичное воспроизведение, обычно масштабно уменьшенное, планиметрической единицы куба — квадрата. Но когда ребенок заметит, — а это происходит не сразу, — что он воспроизвел только одну сторону куба, он прибегает к дополнительным приемам. Ощущение реальной объемности куба, следовательно, необходимости его изобразить не только спереди, но и сзади, настолько сильно, что порождает иногда очень характерные попытки разрешения этой задачи до появления метода развертывания на плоскости. Так, шестилетняя девочка сначала дала планиметрическую проекцию куба.
Но это ее не удовлетворило, и она решила изобразить заднюю сторону куба на оборотной стороне той же страницы. Однако этого не сделала, так как «никто не увидит». Тогда она решила сначала изобразить переднюю сторону, а потом вокруг нее очертила заднюю, — сделав ее больше, так как иначе ее также не было бы видно.

В этом последнем построении она ушла очень далеко вперед, в конец следующего периода. Такой скачок объясняется, вероятно, очень ранним развитием общим и развитием в особенности зрительных восприятий. Он еще раз подтверждает условность и неустойчивость чисто возрастных делений детского развития.

Другой ребенок, мальчик 7 лет, дал планиметрическое изображение куба. Но когда заметил, что оно — не полно, решительным движением дал круг, перечертив им квадрат. Этот круг символизирует круговое движение планиметрической единицы, образующей куб. Еще несколько позднее на том же листке он дал развернутое построение всех шести сторон куба.

Если на поверхности предмета, развернутого на плоскости по закону геометральной проекции, — напр., на столе, — необходимо поместить другие предметы, напр., чашки, кувшин, тарелку, то они очень часто не изображаются в четырехугольнике, обозначающем доску стола, а выносятся на верхний край; причем обычно все те из них, кои имеют сложное строение, и ребенок хочет их показать полнее, они развертываются по тому же принципу, что и самый стол. Этот прием объясняется желанием ребенка дать каждый предмет в наиболее полном его изображении. Поэтому закрывание одного предмета другим признается недопустимым.

Здесь мы также без особого труда заметим воздействие первичных двигательно-осязательных способов восприятия объемов. Этими способами познается каждый предмет отдельно; пространственное отношение между ними воспринимается реально. В этом восприятии нет элементов для рождения мысли о том, что один предмет может закрывать другой. Перейдем к исследованию построения глубинного пространства, формы и методы такого построения основываются на том же законе геометральной проекции, проходят путь, сходный с развитием построения на плоскости объемных вещей.

С того момента, когда у ребенка появляется стремление изобразить некую пространственную трехмерность, данная ему для такого изображения плоскость, — напр., листок бумаги, — обычно лежащая перед ним горизонтально, из безразличного поля для изображения первичных символов вещей становится подлинной, реальной глубиной, которой ребенок реально овладевает, организуя ее, заполняя изображениями предметов. Но вместе с тем это — пространство масштабно-уменьшенное, то есть спроекцированное геометрально, как план, с одной параллельной поверхности на другую, а потому, конечно, в известной степени пространство и изображенное, пространство — символ.

В первых попытках организации такого пространства ребенок прежде всего обозначает направления площади, напр., рисует двумя чертами дорогу, чертит форму пруда.
С появлением изображений вещей на реальной поверхности листа бумаги обозначается тот же процесс развертывания и проекции с разных точек зрения, какой мы наблюдали в изображении ребенком объемов. Плоскость листа, как символ реальной глубины, изображается с верхней точки зрения, а предметы — с боковой, одной или нескольких, в зависимости от их взаимоотношений и точек восприятия. И то и другое, — так же, как и при изображении сложных объемов, — проекцируется с одной параллельной плоскости на другую, претерпевая только масштабные изменения.

Такое изображение пространства обусловливает его восприятие через движение, — в натуре движение зрителя по нему в различных направлениях; при изображении такого пространства и предметов, связанных с ним, — движение самого листка бумаги относительно рисующего ребенка. Так обыкновенно и происходит процесс рисования: ребенок двигает лист бумаги горизонтально вокруг воображаемой вертикальной оси в зависимости от различных точек зрения, с которых он хочет организовать восприятие изображаемого. Чаще всего он вращает кругом листок бумаги так, чтобы изображаемая фигура, — напр., человек в хороводе или дерево вокруг пруда, — была обращена вершиной от рисующего, а основанием к нему, то есть соответствовала бы при геометральной проекции его собственному положению. Иногда он сам ходит вокруг листа, если он велик и прикреплен неподвижно.

Неразвернутое или развернутое изображение предмета, линейно и красочно плоскостное, в своем строении не только представляет собою зрительную проекцию объемной вещи. Оно — типичный далевой образ, за которым не мыслит ребенок никакого пространства. Плоскость, на которой имеется такое изображение, сначала мыслится в виде горизонтальной поверхности, а самое изображение предмета предполагается в вертикальном положении. Таким образом в представлении ребенка это изображение сначала не связано с той поверхностью, на которой оно построено. Эта поверхность просто не мыслится. Позднее, для предметов, изображаемых в противоположном от ребенка направлении, на границе данной поверхности, она становится перпендикулярно восстанавливаемой относительно всей остальной горизонтальной плоскости листа границей, замыкающей данное реальное, масштабно-уменьшенное пространство. Это вполне согласуется со всей, уже выясненной нами раньше, пространственной концепцией ребенка в данном периоде: пространство ребенком мыслится, как замкнутое, ограниченное, заполненное вещами.

Заполнение поверхности изображениями вещей, сначала беспорядочное и только отчасти регулируемое связью чисто временной, становится постепенно пространственно организованным. Эта организация дается установлением определенного порядка, которым достигается соответствие между временной последовательностью реализуемых пространственных образов и их распределением на поверхности. Такому порядку соответствует та плоскостно-резвернутая форма объемных вещей, которая была описана выше. Ему соответствует и та форма пространственного построения, о которой идет речь теперь.

Итак, все то, что характеризует направление то есть пространственную основу временного чередования, действия, движения; все, что не противостоит, как образ объемной вещи, воспринимаемой, по преимуществу, с боковых сторон, — все это изображается геометрально, в плане. Так изображаются дороги, реки, рельсы железнодорожных и трамвайных путей, улицы, все то, что обозначает направление открытое, не замкнутое, которое может быть продолжено за пределами наличной поверхности. Также обозначается линейно и движение по периферии тех площадей, которые ограничены уже в пределах данной поверхности: возникает геометральное изображение периметра круглого или четырехугольного пруда, плана — основания дома, хоровода, сада.

Движение по этим направлениям может происходить и в одну, и в другую сторону, а зрительное восприятие движения и двигающихся предметов — или изнутри, или снаружи изображаемой площади. А так как вещи изображаются, как статические данности (в связи с описанными ранее способами их восприятия, а равно и в связи с только что отмеченной возможностью для зрителя противоположных направлений движения относите<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.