Информация об авторе: Анатолий Бакушинский — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Информация об авторе: Анатолий Бакушинский

2019-08-03 256
Информация об авторе: Анатолий Бакушинский 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анатолий Васильевич БАКУШИНСКИЙ (1883-1939) родился в селе Верхний Ландех Владимирской губ., окончил Юрьевский (Тартусский) университет. Преподаватель МГУ, ИФЛИ, Литературно-художественного института. Организатор Государственной Академии художественных наук, сотрудник Института археологии и искусствознания, НИИ художественной промышленности.
Основоположник отечественной науки о народном искусстве.
Под его руководством были восстановлены народные промыслы на базе бывших иконописных центров в Палехе и Мстере.
Доктор искусствоведения, организатор музейного дела, заведующий отделом Третьяковской галереи.
Организатор и координатор важнейших педагогических исследований двадцатых годов в области изобразительного исскусства. Впервые поставил проблему соотношения педагогического воздействия и творческих способностей детей.
Разработал теорию развития художественных способностей по трём возрастным фазам.


Анатолий Бакушинский.

Художественное творчество и воспитание

От автора

Часть I. Художественное развитие

Глава I. Период двигательно-зрительной установки психики. Фаза доизобразительная. Фаза разрозненной схемы. Общие линии психофизического развития. Творческое развитие и художественная форма. Пространственно-объемные и временные восприятия

Глава II. Период зрительно-двигательной установки психики. Фаза схемы. Фаза полусхемы. Общие линии психо-физического развития. Пространственно-объемные и временные восприятия

Глава III. Период зрительно-двигательной установки психики. Творческое развитие и художественная форма. Пространственно-объемное творчество (детское строительство). Объемно-пластическое творчество (детская лепка и скульптура). Творчество на плоскости (рисунок и живопись): орнаментально-декоративная форма. Изобразительно-пространственная форма (геометрально-плановая проекция). Изобразительно-сюжетное творчество (действие и рассказ). Родовое начало в творчестве детей.

Глава IV. Период зрительной установки психики. Фаза индивидуального образа. Фаза выражения отношений. Общие линии психофизического развития. Пространственно-объемные и временные восприятия

Глава V. Период зрительной установки психики. Творческое развитие и художественная форма. Объемно-пластическое творчество. Творчество на плоскости (рисунок и живопись): орнаментально-декоративная форма, изобразительно-пространственная форма (иллюзорно-перспективная проекция).

Глава VI. О сходстве в развитии типической художественной формы родовой и индивидуальной. (Параллели между искусством детей, взрослых и искусством мировым)

Часть II. Художественное воспитание

Глава I. Современность и художественная культура. Методы художественного воспитания

Глава II. Воспитание художественно-творческих навыков. Первый период. Второй и третий периоды: пространственно-объемное творчество (детское строительство); объемно-пластическое творчество (детская лепка и скульптура); орнаментально-декоративное творчество; изобразительно-сюжетное творчество

Глава III. Художественное восприятие. Теоретические основы. Методика

А.В. Бакушинский. Список научных и критических трудов


От автора

В настоящем исследовании я излагаю систематически все, что считаю достаточно четким и проверенным в процессе моей работы над примитивным искусством и, преимущественно, искусством детским. Таким образом я весьма расширяю и дополняю то конспективное изложение, которое было положено мною в основу первого очерка, вышедшего в 1923 году.
Книга делится на две части: исследовательскую и педагогическую. Изложение и выводы первой части опираются на гипотезу, доказанные положения которой подтверждают в исследуемой мною области правильность основных посылок биогенетического закона. К последнему я отношусь отнюдь не догматически, не столько утверждая, сколько проверяя его постоянно на всем его материале, находящемся в моем распоряжении. Формулировка гипотезы и ее обоснование даются мною в самом изложении.

Я исследую развитие психики ребенка, способов его восприятия мира, творческого выражения и, как функцию этих факторов, – художественную форму в ее собственной эволюции. Вместе с тем я устанавливаю параллелизмы в типическом развитии человека индивидуальном и родовом, а также и в характере, особенностях обусловленной этим развитием художественной формы индивидуальной и родовой. Такой план работы представлял собою большие трудности. То, что до сих пор делалось в круге изучения детского творчества, имело уклон или общепсихологический или педагогический. В эту группу приходится отнести исследования даже таких авторов, как Левинштейн и Кершенштейнер.

В России искусствоведческий интерес ныне к детскому творчеству проявляет Ф. И. Шмит. Но и в его работах, очень ярких, своеобразных и ценных по выводам, иногда парадоксальным и весьма спорным (особенно много у меня разногласий с ним в характеристике фаз индивидуального и родового развития художественной формы), все же преобладает интерес психологический. Такова, напр., его «Психологiя малювання». Кроме того, до сих пор изучался, в сущности, только детский рисунок. Все другие проявления детского творчества в объемно-пространственных материалах и формах не изучались. Поэтому всю работу приходилось здесь налаживать по целине, и многое не могло быть выяснено до полной четкости, многое требует тщательной и длительной перепроверки. Так, на очереди – всестороннее и углубленное изучение влияния пола и социальной среды на детское творчество, на образование и развитие его содержания и форм.

Все изложение и все выводы первой части имеют вполне самостоятельное значение. Причем то, что формулируется относительно индивидуальной формы, в главном относится мною и к форме родовой на основании сходства их общей, а иногда и детальной структуры, а также всего хода развития.
Но на выводах первой части строится и вторая часть – педагогическая, строится гораздо прочнее, чем это можно было делать раньше. Там, где раньше, во имя осторожности, приходилось отказываться от педагогического воздействия, рекомендовать, как наименьшее зло, педагогическое невмешательство в творческий процесс ребенка, – ныне открываются ясные пути, применимы определенные приемы.

Изложение второй части, главным образом, такой конкретной художественно-педагогической практике и посвящено. Здесь, однако, есть также свои пробелы. Так, не удалось поставить и разрешить, как должно, проблему комплексного преподавания и его связи с задачами художественного воспитания. Причины: новизна, крайняя сложность и трудность задачи. Она должна быть поставлена в порядок ближайших изысканий, наблюдений и общественного обсуждения. Об ней необходимо говорить основательно лишь в связи с накоплением материалов, фактов и опыта. Эта задача не столько индивидуальная, сколько коллективная.

Теперь несколько замечаний о литературной форме книги. Несмотря на неизбежность в первой части специального уклона и соответствующей терминологии, которая помогает значительно экономить изложение и давать только необходимое, я стремился сделать ее понятной не только для людей, достаточно осведомленных в вопросах пространственных искусств, но и для рядового педагога,- в первую очередь для преподавателей искусства и ручного труда.
Вторая часть, педагогическая, написана еще более доступным языком и рассчитана на практическое применение всех ее выводов и советов в дошкольной, школьной и внешкольной работе.
В заключение необходимо сказать, что все, изложенное дальше, я считаю только началом весьма большой и, конечно, в дальнейшем коллективной работы над проблемой взаимоотношений между творчеством индивидуальным и родовым, над методами его воспитания. Такая групповая работа ныне ведется совместно со мною в комиссии по изучению примитивного искусства при Российской Академии Художественных Наук. Отмечу ряд готовых к публикации и ценных по выводам исследований: Н. П. Сакулиной и Ю. А. Александровой, Е. А. Флериной, Г. И. Журиной, М. Н. Райхинштейна, Л. В. Славянской, А. М. и В. М. Лесюк.

Однако область исследуемых вопросов так необозрима, а практические выводы так важны, что на них в согласной плановой работе, – захватывающей и материал других искусств: действия, ритма, слова, музыки, – должны быть объединены широко силы исследователей-теоретиков и педагогов-практиков.



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.