МДК. 03.01 Теория и практика лабораторных биохимических исследований — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

МДК. 03.01 Теория и практика лабораторных биохимических исследований

2019-08-03 254
МДК. 03.01 Теория и практика лабораторных биохимических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ БЛОК

Раздел 6 «Проведение лабораторных биохимических исследований по определению показателей липидного обмена»

Раздел 7 «Проведение лабораторных биохимических исследований по определению показателей водно-минерального обмена, кислотно-основного состояния»

Для специальности 060604 Лабораторная диагностика

СПО базовой подготовки

очная форма обучения

 

Екатеринбург, 2013


 

Одобрено  на заседании кафедры  Лабораторная диагностика  Протокол № 6  от «04»июня 2013 г.   Заведующий кафедрой _____________ /В.В.Алтухов/                   Составлена в соответствии с ФГОС по специальности 060604 Лабораторная диагностика   УТВЕРЖДАЮ  Зам. директора по НМР ____________/О.В.Ледянкина /  
 Согласовано на заседании ЦМС  Протокол № 11 от «26» июня 2013 г.                                                                          

Составители:

Попова Н.И., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж», Антропова К.А., преподаватель первой квалификационной категории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».


Содержание.

Введение ………………………………………………………………...4

Занятие № 1 

Тема: Определение триглицеридов в сыворотке крови.…………..…7

Занятие № 2                                                                                       

Тема: Определение общего холестерина в сыворотке крови..………15

Занятие № 3                                                                                  

Тема: Определение холестерина липопротеидов высокой

плотности в сыворотке крови…………………………..……………. 20

Занятие № 4

Тема: Определение липопротеидов методом электрофореза и расчет содержания холестерина в различных классах липопротеидов. Типирование гиперлипопротеидемий.…………………………….…..25 Занятие № 5

Тема: Определение содержания кальция в сыворотке крови.…….... 29

Занятие № 6                                                                                     

Тема: Определение содержания железа в сыворотке крови...……….33

Занятие № 7                                                                                     

Тема: Определение содержания натрия, калия, хлоридов в

сыворотке крови..........................................................................……….38

Занятие № 8                                                                                       

Тема: Исследование кислотно-основного состояния крови...……….43 Занятие № 9                                                                                 

Тема: Анализ результатов исследований минерального обмена...….47 Приложение …………………………………………………………….51 Методики исследования обмена липидов ………….………………...51

Методики исследования минерального обмена ….…..……………....66

Литература ……………………………………………………………...79


Введение.

Основная цель предлагаемого Вашему вниманию исполнительского блока – это организация самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям.

Междисциплинарный курс МДК. 03.01. Теория и практика лабораторных биохимических исследований входит в состав профессионального модуля ПМ.03. Проведение лабораторных биохимических исследований и изучается студентами специальности 060604 Лабораторная диагностика в течение четырех семестров на 1, 2, 3 году обучения.

Распределение часов по семестрам

Семестр 2 3 4 5
Теория Практика Всего 24 48 72 20 54 74 18 54 72 22 54 78

 После окончания четвертого семестра проводится экзамен в качестве промежуточной аттестации; после пятого семестра – экзамен квалификационный, после шестого – выносится на Государственную итоговую аттестацию.

Во время изучения МДК.03.01. Теория и практика лабораторных биохимических исследований, студенты должны овладеть следующими компетенциями

профессиональные компетенции:

ПК 3.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных биохимических исследований.

ПК 3.2. Проводить лабораторные биохимические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.

ПК 3.3. Регистрировать полученные результаты лабораторных биохимических исследований.

ПК 3.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную. Значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязанности по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Данный исполнительский блок предназначен для студентов I курса (2 семестр). Задача данного курса – это подготовка студента к самостоятельной работе в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений.

Рекомендации к изучению МДК.03.01. Теория и практика лабораторных биохимических исследований.

· Подготовку к практическому занятию необходимо начинать с ознакомления с учебной целью занятия. Формулировки целей занятия включают теоретические положения и практические навыки, которые должны быть усвоены в ходе подготовки к занятию и на практическом занятии.

· После изучения рекомендованной литературы необходимо использовать контрольные вопросы для самоподготовки.

· Обязательно выполнение всех заданий, приведенных к занятию по каждой теме; заполнение таблиц, ответы на поставленные вопросы, решение ситуационных задач и т.д. Основная цель выполнения заданий – это обобщение и систематизация полученных знаний, и подготовка к освоению новых умений и навыков на практическом занятии.

Оценка за работу на практическом занятии складывается из оценкиследующих видов работы:

· Организация рабочего места;

· Наличие и правильность записей по самоподготовке в рабочей тетради;

· Выполнение вводного тестового контроля;

· Ответы на занятии: степень подготовленности, активность при обсуждении и правильность ответов.

· Выполнение самостоятельной работы: соблюдение правил по ТБ и ТЛР, выполнение исследования в соответствии с рекомендованным алгоритмом; правильность выполнения анализа и выполнение отчета о проделанной работе.

На практических занятиях студенты должны иметь лекционную тетрадь и дневник для практических занятий. Кроме того, должны быть ручки с пастой синего и красного цвета, карандаш, линейка и калькулятор.

Требования к студентам при изучении предмета МДК.03.01. Теория и практика лабораторных биохимических исследований.

· Посещение лекций и практических занятий обязательное. Единственный документ, освобождающий студентов от занятий – это медицинская справка об освобождении от занятий.

· Если по какой-либо причине студенту нужно отсутствовать на занятии, необходимо заранее написать заявление и подать его заведующей отделением.

· В любом случае, после пропуска занятия его необходимо отработать в течение 10 дней с момента выхода на занятие. Пропущенные занятия могут быть отработаны студентом в свободное от работы время с другой бригадой, индивидуально по договоренности с преподавателем или во время проведения дополнительных занятий. Студенты, пропустившие более 50% практических занятий, не аттестуются по предмету и не допускаются к сессии.

· При посещении лекций и практических занятий студенты должны быть в халате и сменной обуви. На практических занятиях должны быть надеты колпаки или косынки; волосы должны быть убраны под головной убор.

 

Желаем успехов в изучении биохимии!

Список сокращений:

ТГ – триглицериды;

ФЛ – фосфолипиды;

ГЛ – гликолипиды;

ЛП – липопротеиды;

ЛПНП – липопротеиды низкой плотности;

ЛПОНП – липопротеиды очень низкой плотности;

ЛПВП – липопротеиды высокой плотности;

ЖК – жирные кислоты;

ХС – холестерин;

эХС – эфирсвязанный холестерин;

ГЛП – гиперлипопротеидемии;

ИБС – ишемическая болезнь сердца;

КДЗ – клинико-диагностическое значение;

ИМ – инфаркт миокарда;

КОС – кислотно-щелочное состояние.


Занятие № 1.
Тема: Определение триглицеридов в сыворотке крови.

Цель самоподготовки: после изучения данной темы Вы должны

Иметь практический опыт:

· определения показателей липидного обмена.

Знать:

· Потребность организма в жирах;

· Биологическое значение липидов;

· Переваривание липидов в желудочно-кишечном тракте;

· Всасывание и пути использования липидов;

· Рекомендации по подготовке пробы для исследования липидов сыворотки.

Уметь:

1. Определить триглицериды в сыворотке крови по цветной реакции с ацетилацетоном и ферментативным методом;

2. Интерпретировать полученные данные;

3. Заполнять бланк анализа;

4. Работать на ФЭКе, с суховоздушным термостатом, с центрифугой;

5. Рассчитать содержание триглицеридов в пробе по концентрации стандартного раствора.

Литература для самоподготовки:

1. М.В. Ермолаев, Л.П. Ильичева, «Биологическая химия», М., Медицина, 1989г.

2. Информационный блок по разделу 6 «Проведение лабораторных биохимических исследований по определению показателей липидного обмена» (приложение к рабочей тетради).

3. Лекции по разделу 6 «Проведение лабораторных биохимических исследований по определению показателей липидного обмена»

4. Л.М. Пустовалова, «Основы биохимии», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.

План изучения темы:

1. Изучите тему «Химия липидов».

2. Изучите переваривание липидов в желудочно-кишечном тракте по учебнику и конспекту лекции.

3. Выполните прилагаемые задания по теме занятия № 1.

4. Изучите методику определения триглицеридов в сыворотке крови по приложению в рабочей тетради.

5. Проверьте свою подготовку, ответив на контрольные вопросы.

Задания к занятию № 1.

ХИМИЯ ЛИПИДОВ.

Термином «липиды» (греч. lipos – жир) называют большую группу разнообразных соединений, которые объединяет плохая растворимость в воде и экстракция органическими растворителями.

 

 


1. Напишите, какие два вида жира различают в организме и укажите в чем их особенность.

1)_________________________________________________________

___________________________________________________________

2) _________________________________________________________

___________________________________________________________

2. Заполните таблицу.

Функция Сущность данной функции Примеры липидов, выполняющих данную функцию
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      
10.      
11.      

3. В данной схеме – классификации липидов приведите представителей каждой группы.

 


4. Приведите примеры: 

Насыщенных жирных кислот _________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Ненасыщенных жирных кислот________________________________ 

______________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие из перечисленных жирных кислот не синтезируются в организме и должны поступать с пищей.

ОЛЕИНОВАЯ  ЛИГНОЦЕРИНОВАЯ   СТЕАРИНОВАЯ ЛИНОЛЕНОВАЯ        ПАЛЬМИТИНОВАЯ

6. Закончите данные предложения:

Если все три кислотных радикала принадлежат одной и той же жирной кислоте, то такой ТАГ называют _____________________ если разным, то ТАГ называют _________________________

7. Укажите тип ТГ (простой или смешанный) для приведенных ниже примеров:

 

 

                      О                                                            О

Н2С – О – С                                  Н2С – О – С 

                      С15 Н31                                                   С15 Н31    

                     О                                                             О

НС – О – С                                         НС – О – С

                     С15 Н33                                                    С15 Н31                      

                     О                                                             О

Н2С – О – С                                       НС – О - С

                      С15 Н33                                                                                  С15 Н31

 

 

8. Если вещество при комнатной температуре имеет плотную консистенцию и высокую температуру плавления, то в его состав входят следующие жирные кислоты ___________________________ ______________________ и т.д., то есть ________________________

9. К какому классу липидов относятся:

КЕФАЛИН - _______________________________________________

ЛЕЦИТИН -________________________________________________

СФИНГОМИЕЛИН - ________________________________________

10. Какими соединениями представлены углеводы в гликолипидах?

______________________________________________________________________________________________________________________

11. На какие группы подразделяются гликолипиды по химическому составу:

1) ________________________________________________________

 

2) ________________________________________________________ 12. Впишите.

Ганглиозиды обычно содержат __________________________. Ими богаты _____________________ Эти соединения _______________

электровозбудимость головного мозга и ________________________ бактериальные токсины (дифтерии, столбняка).

13. В форме каких соединений транспортируются по крови данные классы липидов.

· ЖК

· ТГ

· ФЛ

14. Согласны ли вы с данным утверждением? (да, нет)

 Комплекс альбумина с ЖК отлично растворим в плазме крови, тогда как сами жирные кислоты нерастворимы.

Ответ.__________________________

15. Перечислить классы липопротеидов имеющихся в плазме крови, укажите их функцию.

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

4. ________________________________________________________

16. Это самые богатые ТГ частицы, образуются в стенке кишечника в процессе всасывания экзогенных ТГ и ХС. Появление молочного вида у плазмы крови после приема жирной пищи обязано наличию в ней _______________________________________________________

17. Вставьте пропущенные слова:

ЛПОНП – содержат ___________________ по сравнению с ХМ % белка, образуются в __________ и являются главной транспортной формой __________________________ ТГ.

18. Если наблюдается повышение уровня ЛПНП и ЛПОНП и одновременно происходит снижение ЛПВП в крови, то создается исключительно неблагоприятная ситуация в отношении развития в организме __________________________________________________ (закончите предложение, указав патологическое состояние).

19. Перечислите основные функции холестерина в организме:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20.Оптимальное потребление липидов составляет ………г в сутки.

Приведите примеры продуктов питания, богатых липидами: _____ ___________________________________________________________

___________________________________________________________

21.Изучите переваривание липидов в желудочно-кишечном тракте.

Укажите условия обработки липидов в желудке:

·

·

Какие особенности переваривания липидов в желудке существуют у детей 1 года жизни?

·

·

 

Укажите условия переваривания липидов в кишечнике:

·

·

·

22.Что такое эмульгаторы? ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________

Где образуются эмульгаторы?_______________________________

Какое вещество является основой для синтеза эмульгаторов?

___________________________________________________________

Перечислите желчные кислоты:

·

·

·

·

Желчные кислоты близки по строению, но отличаются _________

___________________________________________________________

Что такое парные желчные кислоты и где они образуются? ______

___________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­_____________

Укажите роль желчных кислот в переваривании липидов:

·

·

·

·

23.Роль ферментов в переваривании липидов.

Как называются ферменты, переваривающие липиды? __________

___________________________________________________________

Перечислите ферменты, участвующие в расщеплении липидов в кишечнике, заполнив таблицу:

Название фермента, расщепляющего липиды Липиды, расщепляемые данным ферментом Конечные продукты расщепления
     
     
     

24.Заполните нижеприведенную таблицу:

Всасывание липидов.

Продукты распада липидов Условия для поступления в стенку кишечника
Водорастворимые:    
Жирорастворимые:    

Перечислите липиды, ресинтез которых происходит в стенке кишечника: _________________________________________________

С помощью каких веществ происходит поступление липидов из стенки кишечника в кровь? ___________________________________

Что такое НЭЖК? _________________________________________

___________________________________________________________

25.Укажите пути использования липидов в организме:

·

·

·

26.У пациента днем взята кровь для исследования через 2 часа после приема жирной пищи. Какие липопротеиды будут преобладать в сыворотке? _______________________________________________

Как изменится внешний вид сыворотки при этом? ______________ _________________________________________________________

Как называется такая сыворотка?_____________________________

За счет какого класса липидов происходит помутнение? _________

 

Контрольные вопросы к занятию № 1.

1. Определение липидов. Виды липидов в организме.

2. Биологическое значение липидов. Потребность в липидах.

3. Классификация липидов.

4. Характеристика простых липидов: строение, свойства, биологическое значение.

5. Сложные липиды:

· фосфолипиды;

· гликолипиды;

· липопротеиды.

6. Производные стероидов – холестерол.

7. Переваривание липидов в желудочно-кишечном тракте. Роль желчи.

8. Всасывание, транспорт и пути использования липидов.

 

Занятие № 2.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.