Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-08-03 | 294 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Наиболее важные законодательные акты не могли вступить в силу без санкции императора. С 1863 г. под контролем Сената издается периодическое Собрание узаконений и распоряжений правительства. В него входили уставы акционерных обществ, кредитных обществ, постановления министров и сенатская практика.
Толкование законов и решение юридических коллизий находилось в ведении Сената. Разъяснения Сената стали обязательными для юридической практики. Отдельные постановления Сената, утвержденные императором, приобретали статус законов.
Правовое регулирование экономики осуществлялось набором правовых норм из различных отраслей права. В праве окончательно сформировалось понятие юридического лица. Вначале оно применялось к государству, монастырям, учебным заведениям. Правоспособность юридических лиц определялась в соответствии с целями их деятельности.
Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц, учреждения.
Вещи по закону делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные, главные и принадлежности, раздельные и нераздельные, потребляемые и не потребляемые.
Закон давал определение собственности: «Власть, установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно». Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой устанавливался в 10 лет. Прекращение права собственности связывалось с постановлением законодательного органа, с актами экспроприации или конфискации.
Наследственное право было одним из важнейших факторов, влиявших на перераспределение имущества и капиталов. При отсутствии завещания или его недействительности вступало в силу право наследования по закону.
|
Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи, а надельную землю – лица, приписанные к сельскому обществу.
Церковь регулировала заключение, расторжение брака и иные личные отношения в семье, государство – имущественные отношения членов семьи. Церковь осуждала смешанные браки и браки, заключенные без согласия родителей.
Основаниями для возникновения обязательств служили: договор, «как бы договор», правонарушение, «как бы правонарушение», «прочие факты».
Обеспечение обязательств осуществлялось посредством задатка, залога, неустойки, поручительства. Договоры могли заключаться в разных формах: крепостным порядком, засвидетельствованием «у крепостных дел» или «у дел маклерских», домашним порядком.
Закон различал преступления: тяжкие преступления, преступления, проступки.
36. Изменения политической системы в конце XIX – начале XX в.
Проблема модернизации, т.е. коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя встала вновь перед Россией на рубеже веков. Реформы 60-х - 70-х годов не были завершены и остановлены контрреформами 80 - 90-х годов. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями.
Внутренняя политика строилась на великодержавных принципах. Нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием новых экономических форм. Углублялся конфликт между помещичьим и крестьянским секторами экономики. Пореформенная община уже не могла сдержать социальной дифференциации крестьянства. Крепнущая российская буржуазия претендовала на политическую роль в обществе, встречая противодействие дворянства и государственной бюрократии. Главная опора самодержавия - дворянство, теряла монополию на власть.
Самодержавие с трудом шло на полицейские уступки, переход от реформ к репрессиям. Система высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора.
|
Оживление и развитие товарно-денежных отношений, формирование рынка товаров, сырья, финансов и рабочей силы потребовали перестройки политической и государственной системы. В политической сфере выявились сторонники и противники промышленной модернизации и политических реформ (представителем первых стал С.Ю. Витте, вторых - В.К. Плеве).
Государство поощряло частное предпринимательство: в 1891 г. был установлен протекционистский таможенный тариф, в 1900 - 1903 годы предпринимателям были выделены значительные субсидии.
Правительство стремилось воздействовать на зарождавшееся рабочее и крестьянское движение. Под эгидой полиции в крупных промышленных центрах создавались общества рабочих, в 1902 г. образовалось "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности". Эти полугосударственные организации имели целью осуществление контроля за общественным движением.
Поражение в войне с Японией способствовало нарастанию революции. После убийства эссерами В.К. Плеве, началась "Эпоха доверия", провозглашенная новым министром внутренних дел П.Д. Святополк-Мирским. События 9 января 1905 г. прервали этот период.
В феврале 1905 г. публикуются два взаимоисключающих правительственных акта: указ, разрешавший населению подавать проекты об усовершенствовании государственного устройства и манифест, утверждавший незыблемость самодержавия.
В мае 1905 г. на рассмотрение министров был внесен проект о создании законосовещательного органа ("булыгинской думы "). Правительство пыталось лавировать. Итогом этой политики стал Манифест 17 октября 1905 г., положивший начало буржуазному конституционализму в России.
Крайней реакцией на правительственные уступки стало выступление правых сил, выразившееся в погромах. В политической сфере началось формирование партий правительственного лагеря, противостоявшего демократическому и либеральному лагерям.
В декабре 1905 г. было подавлено вооруженное восстание в Москве. Правительство отказывалось от ряда уступок, сделанных в ходе революции. Манифестом 20 февраля 1906 г. Государственный Совет был превращен в законодательный орган, верхнюю палату российского парламента, в ускоренном порядке были пересмотрены Основные законы Российской империи.
|
Оформление конституционной монархии
В конце 19 – начале 20 века общественный строй России определялся переходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне.
Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай ΙЙ с неохотой согласился на исключение термина “неограниченная”.
Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического стоя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905г. В начале 1898г. быстро нарастает студенческое движение, которое постепенно приобретает политический характер.
Правительство создает в конце 1901г. “Временные правила о студенческих учреждениях”, пытаясь частично удовлетворить требования студентов. Однако восстановление автономии университетов было осуществлено летом 1905г., когда волна революции нарастала.
С 1896г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах, в 1903г. проводиться всеобщая забастовка. Весной 1902г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает “Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности”, которое ставит перед собой задачи облегчения выхода крестьян из общины, поощрения хуторских выделов и т. д. В феврале 1903г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.
В мае 1902г. проводиться первый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в ноябре 1904г. в Петербурге состоялось совещание земских деятелей, которые подвергали резкой критике бюрократическую систему самодержавной монархии и потребовали широких политических прав и свобод. В ответ на это давление правительство издает в декабре 1904г. Манифест, в котором обещает ряд уступок: уравнивание крестьян в правах с другими сословиями, самостоятельность суда и т. д.
|
Летом 1904г. был убит министр внутренних дел В. К. Плеве, с осени 1904г. начинается “эпоха доверия” (новый министр П. Д. Святополк-Мирский вернул из ссылки многих оппозиционных деятелей). Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905г. и поражение в войне с Японией углубил революционный кризис.
Летом 1905г. большое число профессиональных союзов объединяется в “Союз Союзов”, выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, в стране прокатывается волна крестьянских беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим во всеобщую забастовку осенью 1905г.
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.
Государственный совет был преобразован в феврале 1906г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии. В октябре 1905г. Совет министров становится постоянно действующим органом. Функции упраздненного в апреле 1906г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем, и им же назначались, правительство еще не приобрело характера “буржуазного кабинета”. Происходила достаточно частая смена председателей Совета министров.
В период революций оживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой – деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.
Происходили перемены в положении отдельных ведомств. Объединение ведомств с другими министерствами привело к появлению Совета государственной обороны. Департамент полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел. Роль полиции заметно возросла: такая структура, как четвертое делопроизводство, осуществляла надзор за рабочим движением. В 1906г. в составе корпуса жандармов было создано Управление полицейской стражи.
|
Система местного управления также подверглась определенным изменениям. При охранных отделениях Министерства внутренних дел открывались регистрационные конторы, происходила децентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения. Цензурные органы преобразовывались в местные комитеты по печати, для регистрации образовавшихся обществ создавались специальные присутствия.
В 1906г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета.
С 1912г. уездные земские собрания вновь стали выбирать мировых судей – институт, фактически упраздненный в 1889г.
Мировые судьи восстанавливались в апреле 1912г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.
Представительные органы на местах все чаще заменяют чиновничьи комитеты: появляются биржевые комитеты, различного рода советы, стали проводиться профессиональные съезды, избиравшие свои бюро. Широкое распространение с 1911г. получили землеустроительные комиссии – административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве. Ширилось кооперативное движение: в 1908г. в Москве состоялся первый кооперативный съезд.
Таким образом, государство и право России развивается под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Наиболее важным, эпохальным событием явилось рождение в ходе революции 1905-1907гг. принципиально нового политического явления – Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов – боевых органов революционной власти. Революция была подавлена, и Советы погибли, но им было суждено перевернуть мир.
Революция заставила царизм дать народу демократические права и свободы. Возникает свобода печати, собраний политических организаций. На базе этого возникают политические партии, выходят из подполья ранее созданные.
Закладываются организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!